Семейный отдых

7 правил хорошего отдыха с семьей

Так как мы с семьей много путешествуем, иногда живем какое-то время за границей, дети все время с нами — ни бабушек, ни садика. Нам раньше казалось, что при таком образе жизни — пляж, пальмы и песок — любой уже отдыхает. Но на самом деле, даже живя у моря, все равно нужно кормить детей, убирать, работать. То, что для других отдых, для нас — обычная жизнь. И по прошествии месяца-трех-полугода вдруг понимаешь, что уже ничего не радует, накопилась усталость. И нужно ОТДОХНУТЬ.

И нам пришлось научиться отдыхать «в присутствии» детей.

Недавно я закончила книгу для мам «Успевай с детьми», где рассказываю о том, как маме отдыхать, восстанавливаться, заботиться о себе — даю информацию и задания, как это делать наиболее эффективно.

А для вас сегодня моя статья на тему «хорошего отдыха с семьей».
Как же отдыхать так, чтобы снова не впасть в заботу о семье, а восстановиться?
Статья написана для семей с детьми, а «правила» подходят как для женщин, так и для мужчин.

# 1. Выспитесь.

Банальный совет, но тем не менее самый эффективный.
Часто родители, чтобы пообщаться, позаниматься своими личными делами, а иногда и поработать (если работа дома) ждут, пока уснут дети, чтобы заняться тем, чем не успевается в течении дня. Затем позднее укладывание, утром дети рано будят — и так день за днем.

От недосыпания копится внутренняя усталость и накрывает депрессия.

Поэтому, как только вы решили — отдыхаю, начните спать не менее 8-ми часов в сутки — и жизнь «обретет цвет». Фактически, цель почти достигнута — вы отдохнули )))

В моей статье «5 необходимых составляющих для энергичности и активности мамы в течении всего дня» есть полезная табличка сна — в какое время эффективнее всего спать и сколько нужно спать, чтобы высыпаться.

# 2. Наконец-то займитесь тем, что вам нравится.

Выясните, какая деятельность вам приносит настоящую внутреннюю радость. Вспомните хобби и увлечения, которыми нравится заниматься — читать, шить, писать, бегать, гулять.

Это тоже совет, который «все знают». Но когда на своих курсах я даю задание написать о том, что приносит радость — все увлеченно пишут, а на вопрос «Когда вы последний раз этим занимались» — часто с грустью констатируют, что это было еще «до семьи».

Кстати, в книге «Успевай с детьми», о которой я говорила выше, есть задание для мам, где мы ищем «свои истинные ценности» )

Деятельность, приносящая истинную радость, наполняет душу силами и вдохновением, помогает обрести энергию на ежедневные дела.

# 3. Планируйте, но не стройте ожидания.

Длительный отдых или «дни перезагрузки» нужно планировать, но важно не строить ожиданий, что все будет идеально, точно по плану и вам удастся сделать все, что хотелось. Жизнь с детьми — сплошной квест, и точно предсказать, как сложится та или иная ситуация, особенно в новом месте или в новой деятельности — почти невозможно. Примите неожиданности как изюминку вашего отдыха, радуйтесь резким изменениям планов и находите в любой неожиданной ситуации плюсы.

Строя ожидания — мы себя обрекаем на разочарование, планируя сюрпризы — радуемся каждому изменению.

# 4. Постарайтесь организовать время отдыха так, чтобы не заниматься ежедневными бытовыми делами.

В длительных путешествиях с семьей обычно арендуется домик или квартира, где нужно готовить и убирать самостоятельно, а заботу о детях вообще никто не отменял. И через пару недель жизнь на новом месте во многом становится похожа на жизнь на родине — готовка, быт, уборка и так далее. Думаю, это знакомо всем семьям, кто пробовал выехать за границу не пакетным туром.

Какой выход?
Устраивайте себе иногда неделю-две «беззаботного» отдыха, то есть уберите быт и уменьшите количество времени в заботах о детях.

Например, в Египте, живя возле моря, мы ездили на несколько дней пожить в отель, где готовят-убирают, а дети могут «потусить» в детской зоне.

Если говорить об отдыхе в городе, не уезжая — тогда подойдет поехать на несколько дней в загородный комплекс, где детям на природе нужно гораздо меньше внимания, а вас ждет сервис и забота.

А для совсем эконом варианта — детей бабушкам, сами — гулять.

# 5. Уберите гаджеты и выключите телевизор.

Часто это вторая половина необходимого для полноценного отдыха. После сна )
Наша постоянная «жизнь онлайн» страшно выматывает. Если мы не работаем, мы читаем facebook, если не читаем фейсбук — смотрим Youtube, если не Youtube — то фильм и т.д.
Если хотите отдохнуть — выключите все, что отвлекает от собственных мыслей, отвечайте только на важные звонки, а компьютер, телевизор, планшет и все прочее — выключите.

# 6. Займитесь чем-то новым и необычным.

Когда у нас родился второй ребенок — дочка, мы приобрели абонементы на год для всей семьи в бассейн сети «Спортлайф» и раз-два в неделю устраивали себе «банно-водный день». Сначала купали детей, затем старшего отправляли в детскую комнату, младшая засыпала, а мы шли в баню, затем бассейн, потом обедали в местном ресторанчике. Получалось «перезагрузиться» и полноценно отдохнуть за один день.

Когда жили у моря — иногда выезжали компанией в морской заповедник на лодке. Дети увлечены рыбками, новыми друзьями, своими играми на берегу, а мы можем плавать, нырять, кушать, болтать, гулять, собирать красивые ракушки или поучиться управлять лодкой )

Походы, сплавы, лыжи, санки, ролики и т.д. — это малая часть того, чем можно заняться, чтобы узнать что-то новое, научиться необычному и качественно отдохнуть.

# 7. Планируйте отдых для себя с семьей, а не для семьи с вами.

Частая ошибка отдыхающих родителей — это отдыхать «для детей». Поехать на аттракционы, в цирк, на шоу для детей — в очередной раз думая «пока дети не вырастут…». На самом деле вполне возможно отдыхать так, чтобы все были довольны, но в первую очередь довольны должны быть вы. Поезжайте туда, где вам интересно, займитесь тем, что вам нравится, подбирайте события, где вам будет весело — а дети как-то сами организуются и найдут себе занятие. Поверьте, им любое место для игр подходит, если вы будете чем-то увлечены.

Кстати, на тему того, как уставшей маме отдохнуть — где найти время и как это сделать эффективно, вы можете посмотреть мой часовой вебинар «5 ШАГОВ К Превращению Уставшей Мамы В Счастливую Женщину — вебинар для мам» — нажмите на ссылку, чтобы смотреть бесплатно.

Весь наш опыт родительства и мой опыт консультирования показывают, что жить нужно здесь и сейчас, для себя, а не для других, подавая детям пример полноценной интересной радостной семейной жизни.

А для всех мам, для которых актуально и успевать с детьми делать все, что хочется, и уметь отдыхать — моя бесплатная книга «Успевай с детьми» — скачивайте и пишите мне, если будут вопросы! Спасибо )

======================================

3.2. Семейный досуг в структуре культурно-досуговой деятельности

Концепция досуга как фактора, интегрирующего рекреацию с физическим и духовным развитием личности, оказывающего существенное влияние на нравственно-психологическую атмосферу в семье представлена в трудах М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, А.П. Маркова, Б.А. Титова, В.Е. Триодина и др.

Среди основных отраслевых проблем, препятствующих развитию культурной жизни, снижающих социально-культурный и личностный потенциал сферы культуры и досуга, по мнению Г.М. Бирженюка, А.П. Маркова47, можно выделить такие проблемы как: снижение интереса населения к традиционным направлениям и формам работы учреждений; рост предпочтений населения «домашним» формам потребления культурных ценностей и в то же время неразвитость сферы производства товаров и предложений услуг, направленных на оптимизацию именно семейного досуга. Данные проблемы совершенно очевидно выявляют огромную роль организации семейного досуга.

Организация досуга — одна из значимых функций семьи, главной целью которой является восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей семьи. Эффективность ее реализации определяется, во-первых, наличием и постоянным увеличением свободного времени, во-вторых, дальнейшим развитием современной индустрии досуга, в-третьих, умелым и продуманным выбором средств и форм использования свободного времени.

Досуг в его семейном контексте неотделим от множества проблем, которые сопровождают развитие современной семьи — динамики демографических характеристик семьи, ее социально-экономического положения и адаптации к новым экономическим условиям, содержания и направленности семейной политики. Можно с уверенностью утверждать, что досуг в известном смысле строит семью, семейную жизнь. Реализация этой жизнестроительной концепции в сфере досуга имеет огромное социальное значение. Если досуг не способствует нормальному воспроизводству населения, воспитанию детей, продолжению традиций, семья не сможет нормально функционировать в обществе, окажется на пути к моральной, духовной и физической деградации48.

Многие духовные и эстетические нормы и ценности переносятся на семейно-бытовую среду, на создание благоприятной морально-психологической обстановки в ближайшем окружении каждого ребенка, подростка, взрослого. Это приводит к улучшению общей досуговой ситуации, снижению правонарушений, насыщению содержания досуга новыми, нетрадиционными формами, сближению семей, установлению более тесных дружеских отношений в социуме.

Каждая семья, естественно, отдает предпочтение совместным досуговым занятиям с детьми. Но необходимо отметить, что в основном главной является ориентация на детские, а не на общесемейные формы и виды досуга. При этом в большей степени в таком досуге участвуют матери, а общесемейный досуг развит недостаточно.

Основным принципом организации семейного досуга является ориентация НА ВСЕХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ, учет возрастных, психофизиологических особенностей, а также интересов и ценностей.

Между тем современная семья испытывает острую потребность в многообразии, вариативности поведения. Она отличается все более усложненной структурой досуговои деятельности и социально-психологических отношений, тяготением к нестандартным досуговым занятиям.

Особая ценность семейных досуговых форм состоит в том, что в них активно включены и интенсивно задействованы различные механизмы общения: семья — дети, семья — семья, дети — дети, дети — подростки — взрослые. Одновременность этих контактов придает семейному досугу эмоциональную привлекательность, душевность, теплоту. Внутрисемейные досуговые отношения уже сами по себе несут реабилитирующую функцию, активно воздействуют на создание благоприятного психологического климата в семье. Ориентация на организацию совместной общественно-полезной и досуговой деятельности взрослых и детей положительно скажется на укреплении и сплочении семьи49.

Встает вопрос рационального использования свободного времени для воспитания детей и организации досуга современной семьи. Большое значение имеет устранение стихийности в организации семейного досуга, а также повышения его культуры, ориентации на активные формы использования свободного времени.

Мы будем придерживаться определения «семейного досуга», данного С.В. Лавренцовой в своем диссертационном исследовании.

Семейный досуг — это часть свободного времени, которая предполагает добровольное и совместное участие членов семьи в разнообразных видах как активной, так и пассивной деятельности, способствующей сплочению семейного коллектива, направленная на развитие личности, восстановление психических и физических сил, а также на формирование родительских и супружеских отношений, на генерацию, хранение и развитие нравственных и культурных ценностей, норм, образцов поведения членов семьи50.

Семейному досугу свойственны отсутствие жестких стандартов, норм, регламентации, свобода выбора видов и способов досуговой деятельности.

Можно говорить о том, что семейная досуговая деятельность — это социокультурный и педагогический феномен, находящийся в имманентной связи с обучением и воспитанием личности, имеющий ярко выраженные физиологические, психологические, социальные аспекты. Как вид развивающей деятельности, семейный досуг представляет возможности для активного отдыха, потребления духовных ценностей и личностного развития всех членов семейного коллектива при учете индивидуальных интересов и потребностей51.

Культурно-досуговая деятельность в семье понимается как форма активности, направленная на смысло- и жизненно значимые цели, обеспечивающая благополучное существование (физическое, нравственное, духовное) семьи, осуществляемая в свободное от жизненно необходимых занятий время.

Теоретический анализ работ по проблеме досуга в семье позволил выделить следующие его характеристики:

  • это коллективная деятельность, содержание и формы проведения которой зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов;

  • выполняет специфическую роль, которая направлена на поддержание семьи как целостной системы, коллектива;

  • препятствует проникновению таких явлений антикультуры, как алкоголь, скука, взаимное психологическое пресыщение и отчуждение;

  • оказывает развивающее воздействие на всех ее членов: повышает их образовательный, общекультурный уровень; — сплачивает общностью интересов, переживаний;

  • является действенным средством семейного воспитания: дети учатся беречь время, любить природу, приобретают культуру восприятия искусства, накапливают опыт общения, остро осознают общность семьи и т.д.

Дифференцированный подход к оценке организации семейного досуга позволил выделить следующие его уровни52:

Оптимальный уровень определяется тем, что досуг носит социально полезный (значимый), творческий (для себя и ближайшего окружения), совместный (объединяет всех членов семьи) характер, стремлением экстериоризировать результаты своей деятельности. Наличие глубоких знаний о формах и методах, сформированность практических умений организации досуговой деятельности дает возможность охватить те виды занятий, где человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания.

Атмосфера сотрудничества и сотворчества, которая определяется гибкостью отношений родителей и детей, обуславливает функционирование семьи как коллектива. Наличие двустороннего контакта, единство интересов, взглядов, взаимопомощь, сплоченность, принятие, уважение, эмоциональная поддержка способствуют организации регулярной совместной деятельности в семье, формированию гуманных семейных традиций.

По мнению Т.А. Куликовой53, восстановительная роль семьи обеспечивается гуманными взаимоотношениями, атмосферой доверительности, которая располагает и больших, и маленьких членов семьи выразить свое эмоциональное состояние, высказать сомнения, поделиться радостью, горестями, получить совет, наставление. Только в семье, от близких и любящих людей человек получает сложный комплекс сострадания, участия, отзывчивости, без которого не может быть полнокровной жизни. Тем более это важно для детей, особо остро нуждающихся в эмоциональной поддержке взрослых. Уверенность в нравственно-психологической помощи близких снимает напряжение, поддерживает бодрое настроение человека. Оптимистический настрой в семье, шутка, юмор придают семейной атмосфере радостную окраску, благоприятную для повышения жизненного тонуса, помогают преодолеть невзгоды и неудачи.

Допустимый уровень подразумевает характер досуга как активного потребления (рыбалка, охота, походы, посещение театров, кинотеатров, выставок и т.д.), реже целенаправленного активного потребления (спорт, путешествия, хобби, коллекционирование и т.д.) и ориентирована на овладение определенными духовными ценностями. Данный уровень свидетельствует о наличии определенных знаний о досуге, но недостаточном уровне сформированности практических умений и наличных возможностей организации семейной досуговой деятельности.

Низкий уровень организации досуговой деятельности характеризуется пассивным потреблением культурных благ. В таких семьях преобладают следующие виды занятий: просмотр телепередач, чтение развлекательной литературы, прогулки, прием гостей, застолье и т.д. Наличие конфликтности в семье, эмоциональной автономии, атмосферы отчуждения, низкого уровня знаний и осознания важности семейного досуга приводит, как правило, к его раздельному проведению.

Нулевой уровень имеет социально отрицательный характер досуга.

Наличие опыта самореализации в семейной досуговой деятельности, отношение к организации досуговой деятельности, родительское отношение к ребенку, ценностно-ориентационное единство семьи определяют уровень организации семейной досуговой деятельности.

1. Наличие опыта самореализации в семейной досуговой деятельности определяется возможностью родителей организовать содержательный развивающий досуг и зависит от знаний, практических умений и навыков в различных видах досуговых занятий.

2. Отношение к организации досуговой деятельности (пассивное, активное, творческое) зависит от личностной позиции каждого члена семьи. Именно творческая активность обеспечивает личностно-деятельностную включенность в данный процесс.

3. Родительское отношение к ребенку характеризуется адекватностью восприятия своего ребенка и признанием его субъектом воспитания.

4. Ценностно-ориентационное единство семьи интерпретируется как наличие устойчивых семейных традиций, целостность миропонимания, образа и стиля жизни, наличие значимой совместной деятельности.

Совместная деятельность формирует систему ценностей семьи, положительно и эмоционально окрашивает познавательную деятельность, приводит к социально значимому творчеству и духовному общению. «В процессе совместной деятельности предстают в новом свете перед детьми сами родители, а те, в свою очередь, иными видят своих детей» 54

По мнению С.В. Лавренцовой55, реализация воспитательного потенциала семейного досуга может быть обеспечена на основе:

а) системы социально-педагогического воздействия, направленного на формирование культуры семейного досуга как средства духовно-интеллектуального наполнения свободного времени членов семьи, вовлечения их в процесс непрерывного просвещения, совместного любительского творчества и активные формы отдыха;

б) целенаправленного отбора форм художественной деятельности, способствующих созданию благоприятной социально-психологической атмосферы в семье;

в) включения семьи в единое социокультурное пространство по месту жительства в качестве целостного субъекта социально-культурного творчества, педагогическая эффективность которого зависит от совместных усилий входящих в него личностей.

Семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи. Две трети современных семей в РФ не имеют увлечений (ими могут быть спорт, туризм, прикладное искусство, музыка, танец и др.). Одну треть семей вообще называют «неблагополучными», воспитанию детей в них не придается никакого значения, нередко дети из таких семей идут в клуб для того, чтобы в лице руководителя и товарищей обрести свою вторую семью. Но есть семьи, которые активно проводят свой досуг вместе: замечено, что такие семьи более сплоченные, менее конфликтные, дети из таких семей реже становятся асоциальными элементами.56

При оценке полноценности семейного досуга принимается во внимание количество времени, отводимого для него всеми членами семьи, а также характер использования этого времени (сон, вязание, просмотр телевизора, семейное чтение, прогулка на лыжах, посещение музея и т.д.). Прослеживается прямая зависимость восстановительной функции семьи от налаженности домашнего хозяйства, быта, сбалансированности семейного бюджета57.

Важную роль играют тепло домашнего очага, уют, которые создаются и его внешним оформлением, удобством, и вниманием, заботой всех членов семьи друг о друге. Если это удалось сделать общими усилиями взрослых и детей, то семья становится настоящим психологическим убежищем. Если ведение домашнего хозяйства — совместный труд и взрослых и детей, то исключается перегрузка женщины, и у нее останется время для отдыха. При планировании бюджета всей семьей обсуждается распределение финансов и выделение средств на отдых, культурный досуг, туризм.

Многие проблемы быта и досуга семьи связаны с ее потребительским бюджетом и уровнем жизни, катастрофическим ростом количества малообеспеченных семей. Среди социально-бытовых проблем семьи, непосредственно влияющих на ее активность в сфере социально-культурной деятельности, выделяются жилищные проблемы, условия проживания. Существенное значение имеют разумное распределение домашнего труда между членами семьи, внутрисемейные отношения представителей разных поколений, детей и родителей, межсемейные отношения.

Качество семейного досуга и семейного воспитания будет во многом обусловлено культурными ценностями, которых придерживаются члены семьи, и умениями использовать различные виды, жанры искусства во благо развития ребенка.

На примере музыки как вида искусства, которое сильно воздействует на эмоциональный мир человека и подчиняет его себе, можно сказать, что воспитательное воздействие музыка оказывает в том случае, если она воспринимается как искусство. Если в семье музыка является бытовым шумом и фоном, который целый день звучит из радио или телевизора, ребенок, как правило, не приобретает умения слушать музыку всерьез и не относится к ней как к искусству. Если же в семье сохранились давние традиции посещения концертов, оперных спектаклей, совместного пения в часы досуга, то в таком случае воздействие музыки будет наиболее полным и гармоничным.

Как отмечает Т.А. Куликова58, если семьи исповедуют разные культурные ценности, то соответственно получают различные результаты воспитания. Несомненно, что дети значительно «выиграют» в развитии, особенно нравственном и художественном, если близкие им люди не только «потребляют» культуру, но сами творят, вовлекая в этот процесс всю семью: рисуют, лепят, поют хором, устраивают концерты, разыгрывают домашние спектакли, ведут летопись семьи, сочиняют сказки и т.д.

Формы семейного досуга могут обуславливаться характером взаимодействия семьи и общества, это отображается в виде экономических, правовых, нравственных, педагогических, психологических, эстетических отношений.

Итак, формы семейного досуга, как и сами семьи, различаются по следующим признакам:

  • по количеству детей;

  • по составу;

  • по структуре;

  • по типу лидерства в семье;

  • по семейным укладам;

  • по однородности социального состава;

  • по семейному стажу;

  • по качеству отношений и атмосферы в семье;

  • по типу потребительского поведения;

  • по особым условиям семейной жизни.

Свои интересы и потребности личность может удовлетворить дома или в учреждениях культурно-досугового типа. В условиях домашнего досуга (а это по своим масштабам – «космос», как отмечает А.Д. Жарков59) культурная деятельность, являясь противоположностью профессиональной, носит самодеятельный характер. По данному критерию семейный досуг можно разделить на домашний досуг и досуг с семьей вне дома.

Семейный домашний досуг – это:

  • любительские занятия (цветоводство, коллекионирование, уход за домашними животными, совместные занятия творчеством, художественным или техническим: рисование, поэзия, музицирование, пение, вышивание, любительская видеосъёмка, фотосъёмка и т.п.);

  • совместное обращение к аудиовизуальной информации (просмотр телевизора, обращение к Интернету и другим средствам СМИ);

  • домашние спектакли (организация театрализаций и театральной деятельности как фрагментарной (переодевание, гримировка, розыгрыши), так и полномасштабной (организация домашнего театра – живого или кукольного- постановка композиций, игровых программ, малоформатных спектаклей и т.п.);

  • семейное чтение;

  • игры (с детьми, настольные и т.д.);

  • праздники (организация домашних детских праздников с включением игровых программ и конкурсов; семейных и клановых праздников с привлечением широкого круга родственников и свойственников).

Семейный внедомашний досуг:

  • рекреативный семейный отдых вне дома (дача, туризм);

  • оздоровительный и спортивный семейный отдых (эстафеты, массовые забеги, пляжные турниры, посещение бани, фитнесс-клуба и т.д.).

  • совместное посещение театров, музеев, кинотеатров, концертов и других культурно-зрелищных мероприятий;

  • хождение в гости;

  • организация любительских семейных общностей и семейных коллективов художественной самодеятельности;

  • участие в массовых праздниках и зрелищных мероприятиях;

  • организация семейных праздников и ритуально-обрядовых действ (свадьба, похороны, поминки и т.п.) с привлечением предприятий культурно-досуговой сферы.

В основе выбора той или иной формы семейного досуга лежат семейные традиции. Обогащение содержания семейных традиций способствует полноценной организации жизнедеятельности семьи как социального института, обеспечивает рост взаимопонимания между ее членами, особенно между родителями и детьми, помогает совершенствовать процесс домашнего воспитания60.

По данным мониторинга общественного мнения, опубликованного ВЦИОМ61 2010 году, излюбленными видами отдыха для населения России являются торжества на дому: так, принимают у себя в гостях родственников или друзей – 31% респондентов, а предпочитают самим быть в гостях чуть больше опрошенных – 37%. Неслучайно данные исследований фиксируют, что одна из самых предпочтительных форм реализации досуга – общение с друзьями, именно этот способ рекреации традиционен в нашей стране и осуществляется он в виде посиделок в гостях.

В настоящее время привлекают внимание исследователей традиции организации семейного досуга, которые веками складывались в русских семьях, а в послереволюционный период оказались утраченными или сильно деформированными. Это традиции семейного чтения, рукоделия и иного совместного труда и творчества, игр взрослых и детей, пения, домашнего театра, эпистолярной культуры, составления генеалогического древа, коллекционирования.

Как отмечает Т.А. Куликова62, некоторые из этих традиций начинают возрождаться. В современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи (сбор и хранение семейных реликвий, создание фотоальбомов «Моя родословная», посещение мест, памятных для предков, и т.д.). Во многих семьях сохранилась традиция общесемейных трапез, которые восполняют недостаточность постоянных живых контактов между членами семьи, подтверждают ее цельность и заинтересованность в ней всех домашних. Традиция общесемейных трапез, сохраняя свою ценность, является своего рода символом семейственности. Разнообразнее становятся традиции проведения досуга: путешествия, воскресные поездки за город, посещение музеев, домашние концерты, национальные игры, спортивные развлечения и др. С другой стороны, в обогащении содержания нуждаются такие общепринятые семейные традиции, как празднование Нового года и дней рождения членов семей, особенно детей.

Кроме семейных традиций при выборе определенной формы проведения досуга семья будет исходить из выявления своих досуговых интересов.

Досуговые интересы семьи выражают совокупность устойчивых мотивов и предпочтений членов семейной общности, определяющих их деятельностные стратегии в реализации социально-культурной активности в сфере свободного времени63. Динамика развития досуговых интересов современной семьи зависит от соблюдения социокультурных условий:

  • интеграции и сотрудничества учреждений социально-культурной сферы, общественных организаций, религиозных конфессий в определении оптимальной семейной культурно-досуговой политики;

  • дифференциации форм социально-культурной деятельности в зависимости от типа семьи, материального положения, уровня досуговой активности;

  • актуализации в содержании деятельности клубного учреждения ценностей семейного досуга (совместное проведение досуга, семейное творчество, семейная сплоченность, любовь и ответственность и т.д.).

  • создания системы культурного обслуживания семьи, способствующей росту социально-культурной активности и формированию механизмов саморегуляции и самореализации досуговой активности семьи;

  • выявления и поддержки любительских интересов, гражданских инициатив, деятельность по сохранению и развитию культурных традиций, созданию культурной среды жизнедеятельности семьи.

Таким образом, можно говорить о многообразии форм семейного досуга. Содержательная сторона некоторых форм семейного досуга будет рассмотрена в следующих параграфах.

Подводя итог, необходимо еще раз подчеркнуть, что в современных условиях семейный досуг играет важнейшую роль в развитии и сохранении семьи. Опыт организации семейного досуга свидетельствует о безусловных преимуществах многовариантной модели отдыха семьи, в основе которой лежит создание определенных условий для саморазвития, творческой инициативы, самодеятельности, проявления индивидуальных особенностей личности каждого члена семьи.

Семейный досуг как средство укрепления внутрисемейных отношений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

УДК 379.8.092 ББК

Т. В. Мамченко

СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация. Статья посвящена феномену семейного досуга, изучению его влияния на укрепление внутрисемейных отношений. Что способствует повышению уровня психологического комфорта каждого члена семьи в частности, а, следовательно, повышается уровень психологического здоровья семьи в целом.

Ключевые слова: семейный досуг, внутрисемейные отношения, психологический комфорт, психологическое здоровье семьи.

T.V. Mamchenko

FAMILY LEISURE AS A MEANS OF STRENGTHENING FAMILY RELATIONS.

Keywords: family leisure, intra family relations, psychological comfort, psychological health of the family.

Проблема организация семейного досуга является в наше время очень острой. Психологи и социологи отмечают, что в мире современных технологий каждый занят своим делом, многих люди большую часть свободного времени проводят в сети Интернет, причем далеко не всегда, чтобы пополнить свои знания.

Конечно же, нет смысла полностью отказываться от достижений науки и техники. Тем более что есть множество плюсов в широком распространении Интернета (одним из них является доступность литературы). Достаточно всего лишь ограничить пользование электронными устройствами и обратить внимание на природу и окружающих людей. Отвлекаясь от всевозможных гад-жетов и уделяя время общению с семьёй (самыми близкими и родными людьми), можно узнать много интересного, приобрести полезные навыки (например, рукоделие и моделирование). Творческий процесс очень сближает людей и укрепляет связь поколений. В таком процессе много возрастает уверенность его участников в поддержке и понимании со стороны близких. Такая уверенность придаёт силы и создаёт ситуацию успеха.

Серьезная проблема современного мира состоит в том, что вследствие недостатка взаимопонимания на фоне всеобщей погружённости в виртуальное общение и отсутствие желания больше времени проводить в кругу семьи всё чаще случаются конфликты, разрушаются внутрисемейные связи.

Семья — это самый первый коллектив, в который попадает человек при рождении, первый социальный институт, который способствует преображению человека-индивида в личность. В первую очередь в семье закладываются биологические основы здоровья, привычки поведения, установки, навыки общения и отношения к старшим и младшим. В семье также воспитывается эстетический вкус, задается уровень моральных норм и ценностей, формируется уровень доверия к окружающему миру. В семье происходит приобщение к обычаям, традициям, культуре своей семьи и народа, а также приобретаются навыки трудовой деятельности, как совместной, так и индивидуальной. Именно поэтому семья должна обеспечить психологический комфорт каждого своего участника. Чем более защищённым чувствует себя человек в семье, тем более уверенно реализует свои цели, так как чувствует поддержку близких.

Именно этим обусловлена актуальность исследования различных проблем современной семьи, в том числе и организации семейного досуга. Рассмотрим данную проблему подробней.

Разрабатывая программу исследования, мы поставили следующие задачи:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы определить существенные признаки семьи как одного из важнейших социальных институтов.

2. Выявить проблемы организации семейного досуга.

3. Проанализировать опыт работы по организации семейного отдыха в России.

В современной литературе семья определяется как «основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью» .

А.В. Мудрик утверждает, что семья — важнейший фактор социализации человека. По мнению ученого, она представляет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей и девушек, качество которой определяется несколькими уровнями:

■ социально-культурный (зависит от образованности родителей и их жизненной позиции);

■ социально-экономический (зависит от имущественных характеристик и занятости родителей на работе);

■ технико-гигиенический (зависит от условий проживания, оборудованно-сти жилища, особенностей образа жизни);

■ демографический (определяется структурой семьи) .

Описание и характеристика семьи предполагает множество укладов. Социологи и антропологи сравнивают семейную структуру в разных обществах по шести параметрам: форме семьи, форме брака, образу распределения власти, выбору партнера, местожительства, а также происхождению и способу наследования имущества.

Семья как социальный институт переживает несколько этапов:

— создание семьи (вступление в брак);

— начало деторождения (первенец);

— окончание деторождения (последний ребенок);

— отделение от семьи последнего ребенка;

— прекращение семьи со смертью одного из супругов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для каждого человека существует, как правило, две семьи: первая — семья, из которой он вышел; вторая — которую он создал и в которой он живет сейчас.

Условия существования семьи складываются из множества факторов, таких как доверительные взаимоотношения, уважение личности каждого члена семьи, поддержка в сложных жизненных ситуациях. Отношение к рождению и воспитанию детей, к способам ведения домашнего хозяйства, к удовлетворению интересов всех представителей семьи. Здоровье родственников, их характер, уровень влияния на семью и поступки тоже имеют большое значение.

Отношения в семье зависят от традиций общения, экономического и социального состояния общества, зависимости семьи от социума, участия супругов в ведении хозяйства, в общественном производстве, от типа семьи: многодетная, бездетная, кто главенствует, от личных качеств, характера родственников.

Исходя из того, что семья — группа социальная, можно утверждать, что общению в семье необходимо уделять особое внимание, так как посредством общения в семье реализуется одна из основных функций — воспитание. Лучше всего усваиваются те знания, которые даются легко, способствует этому и неформальная обстановка семьи. Следовательно, родители, уделяющие общению в семье больше внимания, способствуют всестороннему развитию своих детей.

Не каждый родитель может в течение года уделять своему ребёнку (или детям) достаточно времени в силу объективных причин (в том числе ускоренный ритм современной жизни и занятость родителей на работе). А лето — замечательная пора для отдыха. Родители идут в отпуск и получают возможность провести больше времени с детьми. Это помогает лучше понять и принять друг друга, избежать возможного недопонимания или уладить уже имеющиеся конфликты. Анатолий Некрасов в своей книге «Материнская любовь» отмечает, что если ребёнок болеет (или плохо себя чувствует), то в первую очередь родителям нужно раскрывать любовь друг к другу! В пространстве Любви родителей ребёнок быстрее выздоровеет . И далее уточняет: «Необходимо понять, что ребёнку нужна не столько любовь непосредственно к нему, сколько любовь между родителями, наличие сильного Пространства любви в семье. Чем оно больше, тем естественнее идёт развитие ребёнка — он растёт как дерево, которому достаточно солнца и воды» . Совместный отдых и занятия улучшают микроклимат в семье, способствуют укреплению доверительных отношений между детьми и родителями.

Анализ литературы показал, что понятие «досуг» можно трактовать по-разному. Это и время, свободное от работы и рутинных домашних обязанностей и пригодное для восстановления, расслабления, хобби, отдыха, а также культурных и художественных занятий; и деятельность, занимающая «свободное время» .

Семейный досуг — это свободное времяпрепровождение, которое предполагает «совместное участие всех членов семьи в различных видах активной и пассивной деятельности, которое способствует сплочению семьи, помогает подружиться и лучше узнать друг друга, является мощным средством для восстановления физических и духовных сил человека, формирование его личности. Во время семейного досуга семья становится одной командой, и в такой семье никто не чувствует себя одиноким или обделенным вниманием» .

Существует несколько уровней организации досуга в семье:

■ Допустимый (подразумевает знания о досуге и возможности его проведения — путешествия, спортивные мероприятия, рыбалка, походы, посещение кинотеатров, музеев и т.д.)

■ Низкий (неполное осознание важности совместного проведения семейного досуга — чтение развлекательной литературы, сидение у телевизора или компьютера, приём гостей и т.д.)

■ Нулевой (девиантное и делинквентное проведение досуга).

Исходя из определения семейного досуга, можно обозначить позитивное влияние проведения совместного досуга детей и родителей на обе стороны процесса. У детей формируется позитивный образ семьи, который остаётся с ними на всю жизнь. И, будучи взрослыми, они станут стремиться к реализации заложенной в них программы счастливой семьи, будут совершенствовать умения бесконфликтного общения. А взрослые получают хорошую возможность лучше узнать интересы своих детей и отвлечься от бытовых проблем, заряжаясь позитивом и особым детским восприятием мира.

Ценность проведения семейного досуга как вида развивающей деятельности, определяется несколькими моментами:

1) приобщением к духовным традициям и эстетическим воспитанием, в процессе которого у детей формируется умение «адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе»

2) формированием у детей таких важных личностных качеств, как ответственность, (добровольное принятие на себя моральных и других обязательств перед обществом), открытость, отзывчивость, контактность (хорошие, доверительные отношения с родственниками, соседями, друзьями, знакомыми) и др.

3) поддержанием семьи как целостной системы (социальной группы);

4) физическим развитием и оздоровлением всех членов семьи.

Поскольку семейный досуг предполагает развивающую деятельность и активный отдых (обучение, физическое и эстетическое воспитание и др.), то можно утверждать, что он играет существенную роль в формировании всесторонне развитой личности.

Таким образом, проведенный теоретический анализ позволил сделать некоторые выводы:

■ Семья — важнейший фактор социализации человека, она представляет собой персональную среду жизни и развития детей.

■ Совместный отдых и занятия улучшают микроклимат в семье, способствуют укреплению доверительных отношений между детьми и родителями.

■ Ценность проведения семейного досуга, как вида развивающей деятельности, определяется приобщением к духовным традициям, формированием навыков межличностного взаимодействия, эстетическим и физическим воспитанием.

Далее на основе анализа современной социокультурной ситуации в целом и, в частности, на основе анализа особенностей организации семейного досуга мы выявили некоторые проблемы его организации.

Во-первых, непонимание взрослыми важности проведения совместного досуга семьи провоцирует замещение развивающей деятельности деструктивным общением. И, как следствие, утрачивается желание проведения совместного досуга. Члены семьи обосабливаются, и связь поколений прерывается.

Во-вторых, неумение организовать досуг приводит к отрицательным впечатлениям после мероприятия у всех или некоторых его участников и может повлечь за собой отказ от участия в последующих встречах.

В-третьих, ускоряющийся темп жизни и, как следствие, недостаток свободного времени способствует отдалению членов семьи друг от друга и ухудшает взаимопонимание.

В-четвёртых, у большинства людей наблюдается в последнее время нежелание проявить творческую активность и пассивное отношение к любой деятельности.

Мы полагаем, что на решение этих проблем следует обратить особое внимание. Проведенный нами анализ опыта организации семейного досуга показал, что на сегодняшний день в учреждениях дополнительного образования проводится обучение родителей и детей совместным формам проведения развивающей досуговой деятельности в семье. Помимо обучающих семинаров и тренингов даются задания для выполнения вне стен учреждения для закрепления результата в освоении новых форм общения.

Создаются также семейные лагеря для активного отдыха, во время пребывания в которых семьи значительным образом сближаются, обнаруживают общие интересы и практикуют новый

уровень общения. Многие родители ездят в такие лагеря, поскольку это отличная возможность пообщаться с собственным ребенком вне дома, и «показать себя» в неожиданных ролях. Семейные лагеря бывают туристические, спортивные, образовательные и по интересам, все они преследуют цель: научиться лучше понимать друг друга и весело провести время с самыми дорогими и любимыми людьми.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представим подробнее результаты проведенного анализа организации семейных лагерей. Всего нами было изучено более 15 программ работы лагерей.

Было установлено, что семейные лагеря, которые существуют на территории России, очень разные по своей направленности и методам работы, по расположению и способам проживания. Мы попытались выделить их достоинства и недостатки

Туристическо — спортивные лагеря.

Примерами могут служить семейный лагерь в Псковской области, лагерь на озере Селигер, кемпинг «Валдайская Робинзонада», который находится на берегу озера Велье и др.

Общая цель: приобщить участников к природе, обучить навыкам оказания первой помощи, ориентированию на местности и правилам поведения в экстремальных ситуациях.

Достоинства: все лагеря находятся в живописных местах. Мероприятия по обучению правилам поведения в экстремальных ситуациях и оказанию первой помощи проводят специалисты. В детях воспитывается самостоятельность и ответственность за принятые решения. Ведётся дополнительная физическая подготовка.

Недостатки: семьям с маленькими детьми или детьми с большой разницей в возрасте не подходят. Занятий для малышей практически нет.

Профессионально — спортивные лагеря.

В качестве примеров можно отметить «Детский хоккейный лагерь», расположенный в г. Дмитров, п. Деденево, крытый ледовый дворец, летний учебно-тренировочный хоккейный сбор «Мастер-Класс» «ОЛИМПИИСКИЕ НАДЕЖДЫ», располагающийся в Москве на базе ледового дворца «ЦСКА», семейный спортивно-оздоровительный лагерь в Абзаково, семейный спортивный лагерь «Счастливы вместе» и др.

Общая цель: спортивная подготовка, направленная на достижение профессиональных успехов в спорте.

Достоинства: дополнительная спортивная подготовка для желающих заниматься серьёзно каким-либо видом спорта. Профессиональные тренеры.

Недостатки: узкий круг участников из-за узкой направленности.

Православные лагеря.

Яркий пример — лагерь «Юный паломник» для детей и их родителей на берегу Черного моря, который размещен в православном пансионате «Паломник» при храме во имя св. Прав. Воина Феодора Ушакова.

Общая цель: познакомить участников с православной религией, привить желание следовать морально — этическим нормам поведения. Посещение «святых» мест.

Достоинства: глубоко верующие люди получили возможность разделять интересы с единомышленниками не только дома, но и на отдыхе. Серьезное внимание уделяется просветительской деятельности, обеспечивается полноценное знакомство с православием всех желающих.

Недостатки: довольно узкий круг участников, достаточно обособленная группа.

Лагеря альтернативной педагогики.

В качестве примеров можно рассматривать семейный активно-познавательный лагерь в Карелии, Вальдорфский лагерь «Большой черепахи» и др.

Общая цель: обучение участников жизни по принципу природосообразности, воспитание и обучение на основе антропософии.

Достоинства: расположены в живописных местах. Творческая свобода, широкий спектр занятий и развлечений для всех возрастов. Подходит семьям с малышами, и молодым семьям, ожидающим детей (проводятся занятия для беременных женщин и совместные занятия для пар).

Недостатки: скептически настроенным людям нужно быть внимательными, в некоторых из этих семейных лагерей используются элементы эзотерики.

В целом проведенный анализ опыта работы семейных лагерей позволил сделать вывод, что при разном содержании деятельности, при различных подходах к организации, результат в виде сплочения большого коллектива лагерной смены и маленького коллектива семьи, раскрытия внутреннего мира участников, улучшения микроклимата в семье идентичен.

Такой эффект, по нашему мнению, обусловлен тем, что все семейные лагеря работают по заранее разработанным научно обоснованным программам, в которых четко сформулированы це-

ли, выделены основные виды деятельности, методы и формы организации досуга. Огромный плюс и отличие семейного лагеря от привычного детского оздоровительного центра в том, что, во-первых, родители проводят много времени с детьми разных возрастов, узнают об их интересах и увлечениях, во-вторых, родители сами являются активными участниками творческого процесса. И чем значительней участие родителей, тем интересней в результате получается смена. Так как взрослые могут не только наблюдать за участием своих детей в кружках по интересам, не только сами могут научиться каким-то новым техникам плетения или рисования, но и могут попробовать себя в роли преподавателя какого-либо интересного предмета. Например, один папа может начать учить детей играть в шашки или шахматы, другой придумал рыбачить и увлёк этим занятием не только детей, но и взрослых, а чья-то мама умеет вышивать и хочет научить этому детей. Таким образом, сохраняется связь поколений, и улучшаются внутрисемейные отношения.

В заключении стоит отметить, что объединяясь в семейном общении, каждый член семьи проявляется как незаменимый, привносящий индивидуальность в общее дело. Таким образом, психологический комфорт каждого становится основным условием для психологического здоровья целого. Ценность семейного досуга, по нашему мнению, заключается в формировании целостности семьи, её сплочения и улучшения взаимопонимания, укрепления внутрисемейных отношений, создания атмосферы взаимной поддержки и уверенности в будущем.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Большой толковый социологический словарь / Джери, Д., Джери, Д. — М.: АСТ, Вече, 1999. — 567 с.-URL: http://explanatory sociological.academic.ru (дата обращения 15.11. 2015).

2. Демографический энциклопедический словарь / глав. Ред. Д. И. Валентий. — М.: Советская энциклопедия. 1985.- 527 с. — URL: http://demography.academic.ru (дата обращения 15.11. 2015).

3. Кудренко, Т. В. Специфика ценностных приоритетов семьи в сфере досуга / Т. В. Кудренко // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 149-150. — URL: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/72/4092 (дата обращения 15.11. 2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Мудрик, А.В. Социализация человека: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. 2-е издание исправленное и дополненное / А.В. Мудрик. — М., 2006. — 324 с. — URL: http://log-in.ru/books/socsializacsiya-cheloveka-mudrik-a-v-pedagogika/ (дата обращения 15.11. 2015).

5. Некрасов, А. Материнская любовь / А. Некрасов. — М., 2007. — 278 с.

6. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 324 с.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *