Семья в православии

Беременность – духовный труд

Семья – основная ценность человека. Его тыл, опора, надежда на будущее. Воспитание детей – смысл семейной жизни. Таков традиционный взгляд на союз мужчины и женщины.

Мать воздействует на судьбу своего ребёнка с момента его зачатия. Не только от её здоровья, но и от её настроения, а по мнению священников, от глубины её веры, зависит, какими будут его мысли, деяния, цели и свершения в любом возрасте.

Недаром так важны у всех народов материнское благословение или проклятие, материнское напутствие и молитва за чадо. Влияния матери на ребёнка даже до его рождения не отрицают и психологи, и врачи.

Для христианства беременность и рождение ребёнка явление важное в духовном смысле. Христа выносила и родила, как нас, простых смертных, женщина. Хотя Бог мог бы привести его в мир иначе. Недаром в Библии сказано: «Бог мог бы из камней воздвигнуть детей Аврааму».

Но Он избрал Богородицу, и с той поры она – лучшая помощница непраздной христианке. Непраздной, значит, беременной, а это труд, в том числе духовный.

Икона Богородицы «Помощница в родах»

Священники советуют беременной женщине:

  • Если она некрещенная и необвенчанная с супругом, окреститься и обвенчаться.
  • Причаститься не менее 40 раз за беременность, вкушать святую воду и просфору.
  • Взывать к иконе Богоматери «Млекопитательница», а также к Анастасии Узорешительнице, Святой Екатерине, Святой Параскеве Пятнице, Святому Николаю.
  • Перед родами попросить благословения у духовника.

Протодиакон Сергий Шалберов

Протодиакон Сергий Шалберов ( г. Санкт-Петербург) разъясняет: «Помните, что грехи родителей могут оказывать серьезное влияние на физическое и душевное здоровье ребенка – старайтесь осмыслить свою жизнь, вспомнить свои грехи, искренне в них покаяться, исповедать их перед священником и, конечно, достойно причаститься.

Заказывайте как можно чаще поминовение о здравии всех членов семьи на проскомидии – это очень важный и ответственный момент, завершающий беременность. Однако воздерживайтесь во время беременности от молитв за некрещеных родственников и тем более за самоубийц. Серафим Саровский рассказывал, что смог “отмолить” у Бога спасение какому-то тяжкому грешнику, но после болел два месяца. Чего же говорить о беременных женщинах?

Искренние молитвы не только будут гарантировать здоровье вам и ребенку, но и по ним Бог пошлет вам хорошего акушера».

Но вот долгожданный младенец пришёл в мир Божий. И начинается новый этап его развития.

О том, как вести себя во время беременности, рассказывает священник Алексий Яковлев.

Гармония и добрые чувства

Традиционная патриархальная культура считает, что в семье должно быть разделение ролей матери и отца. В том числе психологическое. Отцу больше пристало строго вразумлять и справедливо наказывать, матери утешать и беседовать по душам. Она источник милосердия и прощения. Примиряющая и утешающая.

Первые годы жизни, особенно до школы, мать влияет на ребёнка особенно сильно. Он – часть её, связь с матерью сильнее, чем с отцом.

Церковь считает мужа главой семьи, за ним решающее слово, его мнение наиболее весомо. Но как будут воспринимать отца дети, зависит от матери. Если он не любим и не уважаем ею, это капитан без корабля.

Психолог Луковникова М.В. детский медицинский психолог пишет:

«Мать имеет абсолютную власть над ребёнком, она делает с ним всё, что захочет, сознательно или бессознательно. Такая сила дана женщине природой для того, чтобы потомство смогло выжить без лишних сомнений.

Сначала сама мама является миром ребенка, а позднее она выводит ребенка в мир через себя. Ребенок познает мир через маму, видит мир её глазами, акцентирует внимание на том, что значимо для мамы.

Осознанно и неосознанно мама активно формирует восприятие ребенка.

С отцом ребенка тоже знакомит мама, она транслирует степень значимости отца. Если мама не доверяет мужу, то ребенок будет избегать отца».

Поэтому во многом от женщины зависит мир и взаимопонимание в семье.

Женщина на приёме у психолога рассказывает:

– Моей дочке 1 год 7 месяцев. Она с криком убегает от отца, а когда он берет её на руки – плачет и вырывается. А в последнее время стала говорить отцу: «Уходи, я тебя не люблю. Ты плохой».

– А что вы действительно чувствуете к своему мужу?

– Я сильно обижена на него …до слёз.

Разумеется для ребёнка подобное не пройдёт бесследно. Поэтому родители должны искать общий язык и в случае конфликта не делать ребёнка своим союзником, ведь он переживает за обоих.

Мать учит ребёнка доверию и любви, с которыми он будет воспринимать весь мир. От этого зависит его отношение к людям и природе в целом. Первые уроки милосердия человек получает от матери.

Что посеешь

Недавно ко мне зашли две девочки лет десяти. Они заметили возле моего порога котят и попросили разрешения поиграть с ними. У Оли дома были кошки, но уже взрослые. Её мама лечила их вместе с Олей, если те болели, рассказала девочка. А Вере мать запретила завести котёнка, приказала отнести его и оставить в бурьяне на соседней улице.

Я заметила, как отличалось их отношение к котятам. Оля играла с ними бережно, а Вера хватала, словно неживые предметы – после её визита котёнок, который ей особенно нравился, слёг на весь день.

Хотя обе девочки говорили о своей любви к животным, было понятно, что матери заложили в них разное понимание любви. Олю научили заботе и вниманию, а Веру потребительскому отношению. Одна понимала, что котёнок тоже чувствует боль или дискомфорт, другая видела в нём заводную игрушку. Позже это будет транслироваться на людей. На собственных мужей, на родных детей и на своих стареющих родителей. Одна будет опекать и жалеть, другая требовать и потреблять.

Если сеять в детской душе семена чертополоха, а не доброго злака, урожай получится соответствующий.

Первые уроки труда и отношения к работе ребёнок тоже получает от матери, которая убирается в квартире, готовит, шьёт. Если при этом она проклинает свои занятия, у ребёнка труд тоже вызывает отторжение.

Мама вертится перед зеркалом, свалив домашние занятия на домработницу, и у дочки или сына формируется мнение: грузить себя чем-либо – удел низшего существа. Но жизнь складывается по-разному, и если папа не олигарх, всё равно придётся осваивать профессию. Из ненависти к работе вырастают наркоманы и алкоголики, а не эстеты и гедонисты.

И первые впечатления о красоте ребёнок получает от матери. Если на прогулке она не треплется по мобильнику, а общается с ним, знакомя с окружающим миром: посмотри, какие цветы, осенняя листва, что за кружевные облака, а речка такая широкая и рябь блестит. Если дома открывает альбом с репродукциями художников, садится за пианино или читает Пушкина, Жуковского и других классиков, то в душе ребёнка рождаются новые светлые чувства.

Сегодня стало много детских книг с бездарными, кое-как слепленными текстами. Современные мамы наспех покупают их, а не проверенные временем произведения. Как результат мы получили поколение рэпа, корявого, где царствуют мат и воровской жаргон. И когда по улице мчится очередная машина, из которой орёт певец-сквернослов, понимаешь, что выросло новое поколение, не знающее ни культуры поведения, ни высокого искусства. Только пальцы веером и футбол в голове. Так воспитали.

Материнский пример

Первое понимание запретного, стыдного или напротив, чистого и разрешённого ребёнок тоже впитывает из слов матери. И для него бывает трагедией, если слова её не соответствуют поведению. Была у нас в селе учительница лет тридцати пяти, завуч сельской школы, рыжекудрая, нагловатая особа. Муж, два сына-подростка. И вот стала она по вечерам куда-то отлучаться. Пошли грязные слухи. Младший сын, двенадцатилетний, решил проследить и убедиться, что мать невиновна. Когда стемнело, прокрался вслед за ней. Над прудом, в заброшенном домике увидел свет. Там, на старом продавленном диване, сидела его мать и целовалась с женатым соседом, черноволосым красавцем, похожим на Гришку Мелехова из «Тихого Дона».

Для сыновей измена матери стала потрясением. Но она не внимала их упрёкам и не слушала мужа, который смиренно, без побоев, стремился вернуть её в лоно семьи. Так и ушла к соседу, попутно выгнав из дома его жену с дочкой. Её поведение отразилось на младшем сыне. Он женился, но свою робкую жену презирает, пинками провожая при всех по улице и прилюдно оскорбляя. Неуважение к женщине сформировалось благодаря материнской измене.

Для девочки материнский пример и совет значат ещё больше. Многие в нашем селе с детства ходили на танцы. Но кто-то благополучно возвращался домой, а кто-то садился на мотоцикл к заезжей шпане, а наутро писали заявление об изнасиловании или скрывали этот факт, но, как говорится, шило в мешке не утаишь. Просто у этих девочек, вернувшихся домой в рваных колготках, мамы были больше заняты свиньями и курами, чем воспитанием нравственности. Свиней и кур вырастили, а дочерей прозевали. Так и в городе бывает, только занятия у мам другие, но времени на детей столь же мало.

Мать-христианка не будет изменять мужу. А дочери услышат от неё о том, что и в наше время ценится целомудрие и верность. Что следует уважать себя, а не отдаваться за углом после банки пива.

И, конечно, ребёнок замечает, как мама одевается – скромно и со вкусом или вызывающе и неэстетично. Звучит её речь литературно и пристойно или как у Эллочки Людоедки. Наряд матери-христианки отражает и её религиозные убеждения. Она предпочитает платья, а в храм не забывает надеть платок.

Влияние мамы на личность ребёнка глобально:

  • Она знакомит его с миром.
  • Внушает любовь и уважение к отцу.
  • Даёт первые навыки и примеры труда.
  • Учит культуре и восприятию искусства.
  • Разъясняет понятия морали, вежливости.
  • Показывает, что такое доброта, забота, сочувствие.

Старцы и священники о материнстве

Воцерковление начинается с детства. Если церковь это праздник, а не обязанность. Если аромат ладана не душит, а услаждает. Если ребёнок предвкушает богослужение, а не пытается избежать его, родители нашли верный подход.

Для меня и сестёр в детстве церковь была праздником. Таинственным красивым миром, где среди мерцания позолоты и свечей звучал хор. Мы часто посещали её, а я в 17 лет преподавала в воскресной школе церковно-славянский.

Вера не только праздники, но и повседневность. Перекреститься перед едой и после поблагодарить Бога за хлеб насущный. Помолиться перед дорогой – без Бога не до порога. Призвать ангела-хранителя на сон грядущий. Этому учит, прежде всего, мать.

Говорил Преподобный Порфирий Кавсокаливит: «Каждый раз, как ты будешь говорить: «Господи, помилуй моего ребенка», твоё дитя будет принимать от Христа один добрый помысел. Чем больше ты будешь молиться, тем больше благих помыслов будет приобретать твоё чадо».

Однажды у Преподобного Паисия Святогорца спросили, как матери не забыть о духовной стороне жизни, если у неё много детей, много работы?

Старец ответил:

– Но разве она не может, выполняя дела по дому, одновременно молиться? Меня к Иисусовой молитве приучила мать. Когда мы, будучи детьми, совершали какую-нибудь шалость и она была готова рассердиться, то я слышал, как она начинала вслух молиться: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Сажая в печь хлеб, мать произносила: «Во имя Христа и Пресвятой Богородицы». Замешивая тесто и готовя пищу, она тоже постоянно произносила Иисусову молитву. Так освящалась она сама, освящались хлеб и пища, которые она готовила, освящались и те, кто их вкушал».

Малыш может поначалу молиться кратко, а затем заучить основные молитвы, такие, как «Верую», «Отче наш», «Богородица», «Да воскреснет Бог».

Ребёнок с семи лет должен соблюдать пост. Так, по крайней мере, было в нашей семье. И без снисхождения к возрасту. В такие дни человек учится ограничивать себя телесно и духовно. В нашей семье запрещалось во время поста слушать музыку и посещать кинотеатр, хотя он был напротив дома.

«Пост не отталкивает от себя ни женщин, ни стариков, ни юношей, ни даже малых детей, но всем открывает двери, всех принимает, чтобы всех спасти», – пишет Иоанн Златоуст.

Священники советуют приучать детей к посту постепенно и даже с двух-трёх лет. Так было в дореволюционной России. Главное – объяснить ребёнку, что происходит. Чтобы он осознанно воспринимал происходящее.

Яблочко от яблоньки недалеко падает, гласит народная мудрость. Дети чаще наследуют ошибки отца и матери, чем их дарования. Иерей Александр Ельчанинов пишет: «Для воспитания детей — самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими большой внутренней жизнью».

Мать – первая, кому ребёнок начинает подражать в поступках и словах. Если она следует заповедям Божиим, и чадо будет следовать. Даже если человек на время уйдёт с этого пути, то в зрелом возрасте покается и вернётся к вере. Конечно, и школа учит морали, но это вторично по отношению к материнским наставлениям и примеру.

У многих дома есть детская Библия. Но ассортимент литературы для подрастающего поколения намного шире. Сегодня издают христианские сказки, рассказы, энциклопедии, комиксы, исторические романы для детей разных возрастных категорий. Многое можно скачать в аудиоформате.

Духовное чтение обогащает внутренний мир, делает шире круг знаний.

И, конечно, многое значит круг общения ребёнка. Если дома он слышит молитвы, а в кругу друзей мат и скабрезные анекдоты, этот диссонанс может негативно отразиться на характере. Поэтому нужно ненавязчиво влиять на выбор ребёнком друзей. Особенно это актуально в подростковом возрасте, когда авторитет родителей проверяется на прочность.

Основы православного воспитания:

  • Таинства.
  • Пост.
  • Молитва.
  • Пример родительского благочестия.
  • Духовное чтение.
  • Хорошее общество.

Тогда даже игра будет приближать к Богу. Об этом есть предание.

Однажды св. Александр, епископ Александрийский, наблюдал за игрой мальчиков на морском берегу. Он заметил, что дети старательно воспроизводят обряд крещения. Св. Александр не стал делать им замечание, но когда игра закончилась, подозвал к себе и узнал, что крещаемые были языческими мальчиками, а крестившие — христианами. Епископ уточнил, что все возгласы, вопросы и ответы были произнесены вполне правильно.

Получается, игра превратилась в подлинный церковный обряд?

Озадаченный епископ созвал духовный совет для решения вопроса — за кого теперь считать языческих мальчиков: за христиан или за язычников? И совет решил, что Таинство было совершено истинно. Св. Александру оставалось лишь завершить его миропомазанием. Он призвал родителей новокрещённых и сообщил им о чудесной игре, обернувшейся действительным Таинством.

Мальчики-христиане в дальнейшем стали пресвитерами, а один из них епископом.

Даже ребёнок может спасти тех, кто окружает его, если следует Божьей воле. Но прежде он сам открывает Бога, благодаря родителям.

Православное понимание любви и брака и их подмены

Доклад архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия на одноименной секции XIV Международных Рождественских образовательных чтений Всечестные отцы, братья и сестры!

Православие — это не просто обязанность, которую мы выполняем воскресным утром и о которой забываем, покинув храм; Православие — это образ жизни. А образ жизни включает в себя всю совокупность привычек и взглядов, мыслей и действий: стиль жизни и способ жизни. Для нас, православных, христианство — «хлеб наш насущный». Христианин стремится ко Христу и Его Церкви, а не к идеалам современного мира, которые во многом не соответствуют христианскому образу жизни или искажают его. Особенно это заметно в отношении к семье. Она в первую очередь подверглась тлетворному влиянию секулярного общества, которое исказило любовь и брак.

Сейчас за любовь часто принимают влюбленность, а этого душевного (не духовного) чувства отнюдь недостаточно для подлинной семейной жизни. Влюбленность может сопутствовать любви (впрочем, не обязательно) — но она слишком легко проходит; и что тогда? «На каждом шагу мы имеем случаи, когда люди сходятся в браке, потому что «влюбились» один в другого, но как часто и такие браки бывают непрочны! Часто такую влюбленность называют «физиологической». Когда «физиологическая влюбленность» стихает, люди, сошедшиеся в браке, либо нарушают верность, сохраняя внешние брачные отношения, либо разводятся» (1).

Как к браку относится Церковь?

Церковь видит в браке тайну любви — любви не только человеческой, но и божественной.

«Брак есть таинство любви» — говорит святитель Иоанн Златоуст и поясняет, что брак является таинством уже потому, что он превышает границы нашего разума, ибо в нем два становятся одним. Называет брачную любовь таинством (sacramentum) и блаженный Августин. С этим неразрывно связан и благодатный характер брачной любви, ибо Господь присутствует там, где люди объединены взаимной любовью (Мф. 18, 20).

О браке как союзе любви говорят и литургические книги Православной Церкви. «О еже ниспослатися им любви совершенней, мирней», читаем мы в последовании обручения. В последовании венчания Церковь молится о даровании брачующимся «друг ко другу любви».

Сама по себе брачная любовь в отношении супругов друг к другу таинственна и имеет оттенок обожания. «Брачная любовь есть сильнейший тип любви. Сильны и другие влечения, но это влечение имеет такую силу, которая никогда не ослабевает. И в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг с другом в великой радости»,- пишет Златоуст. Кроме этой стороны брачной любви есть в ней и другая не менее важная.

«Христианская брачная любовь есть не только радость, но и подвиг, и не имеет ничего общего с той «свободной любовью», которая по распространенному легкомысленному взгляду, должна заменить будто бы устаревший институт брака. В любви мы не только получаем другого, но и всецело отдаем себя, и без полной смерти личного эгоизма не может быть и воскресения для новой вышеличной жизни… Христианство признает только любовь, готовую на неограниченные жертвы, только любовь, готовую положить душу за брата, за друга (Ин. 15, 13; 1 Ин. 3, 16 и др.), ибо только через такую любовь отдельный человек возвышается до таинственной жизни Святой Троицы и Церкви. Такова же должна быть и брачная любовь. Христианство не знает иной брачной любви, кроме любви, подобной любви Христа к Своей Церкви, Который предал Себя за нее (Еф. 5, 25.)» (2).

Святитель Иоанн Златоуст в своих вдохновенных проповедях учит, что муж не должен останавливаться ни перед каким мучением и даже смертью, если это нужно для блага жены. «Я считаю тебя драгоценнее души своей», — говорит муж жене у Златоуста.

«Совершенная» брачная любовь, испрашиваемая в чине обручения, есть любовь готовая на самопожертвование и глубокий смысл заключается в том, что в православных храмах в чин венчания входит церковная песнь «Святии мученицы».

Для чего установлен брак?

Брак не есть всего лишь «способ устроения» земного бытия, не есть «утилитарное» средство для продолжения рода — хотя он включает в себя и эти стороны. Прежде всего, брак — это тайна явления еще в этом мире Царства Божия. «Когда святой Апостол Павел называет брак «тайной» (или «таинством», что по-гречески звучит так же), он имеет в виду, что в браке человек не только удовлетворяет потребности своего земного, мирского существования, но и делает шаг на пути к цели, для которой он был сотворен, то есть вступает в Царство вечной жизни. Называя брак «таинством», Апостол утверждает, что брак сохраняется и в Царстве вечности. Муж становится единым существом, единой «плотью» со своей женой, подобно тому, как Сын Божий перестал быть только Богом, стал также и человеком, чтобы Его народ мог стать Его Телом. Вот почему евангельское повествование так часто сравнивает Царство Божие с брачным пиром. (3)

Брак установлен уже в раю, установлен непосредственно Самим Богом. Основной источник церковного учения о браке — Библия — не говорит, что институт брака возник когда-то впоследствии как установление государственное или церковное. Ни Церковь, ни государство не являются источником брака. Напротив, брак есть источник и Церкви и государства. Брак предшествует всем общественным и религиозным организациям. (4)

Первый брак был заключен «Божиею милостью». В первом браке муж и жена являются носителями высшей земной власти, являются суверенами, которым подчинен весь остальной мир (Быт. 1, 28). Семья есть первая форма Церкви, есть «малая церковь», как ее называет Златоуст, и в то же время и источник государства, как организации власти, так как, по Библии, основа всякой власти человека над человеком находится в словах Божиих о власти мужа над женой: он будет господствовать над тобою (Быт. 3, 16). Таким образом, семья — не только малая церковь, но и малое государство. Поэтому отношение Церкви к браку имело характер признания. Эта идея хорошо выражена в евангельском повествовании о браке в Кане Галилейской (Ин. 2, 1-11). Таинство брака она видела не в обряде венчания, а в самом соединении мужа и жены в одно вышеличное существо путем согласия и любви. Поэтому святые отцы часто называют таинством взаимную любовь супругов (например, Златоуст), неразрушимость брака (например, Амвросий Медиоланский, блаженный Августин), но никогда не называют таинством само венчание. Придавая главное значение субъективному фактору брака — согласию, они ставят другой, объективный фактор — форму брака — в зависимость от первого, от воли сторон и самим сторонам дают свободу в выборе формы брака, советуя церковную форму, если для нее нет препятствий. Другими словами, в течение первых девяти веков своей истории Церковь признавала факультативность брачной формы(5).

Как Церковь относится к супружеским отношениям? Человек не есть чисто духовное существо, человек — не ангел. Мы состоим не только из души, но и из тела, материи; и этот материальный элемент нашего бытия не что-то случайное, что можно отбросить. Бог создал человека с душой и телом, то есть одновременно духовным и материальным, именно это соединение духа, души и тела называется в Библии и в Евангелии человеком. «Интимная близость мужа и жены является частью сотворенной Богом человеческой природы, замыслом Божиим о человеческой жизни.

Именно поэтому такое общение не может осуществляться случайно, с кем угодно, ради собственного удовольствия или страсти, но всегда должно быть связано с полной отдачей себя и полной верностью другому, только тогда оно становится источником духовного удовлетворения и радости для любящих» (6) «Ни мужчина, ни женщина не могут быть использованы просто как партнеры для наслаждения, даже если сами они на это согласны… Когда Иисус Христос говорит: «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5,28), Он запрещает нам даже в помыслах воспринимать другого человека как объект наслаждения. Ничто не является нечистым само по себе, но все без исключения может стать таковым через недолжное употребление. То же самое может произойти и, увы, сплошь и рядом происходит с высшим Божественным даром человеку — с любовью. И на место святой супружеской любви, естественно включающей в себя и плотские отношения, может встать грязная страсть, жажда обладания. Но ни в коем случае нельзя ставить между ними знак равенства» (7).

Очень важно помнить, что брак — это большой и сложный духовный путь, в котором есть место своему целомудрию, своему воздержанию. Там, где интимная жизнь занимает слишком большое место, там семье угрожает опасность ухода в страстность, и задача семьи, как целостной жизни остается нерешенной… Как только в семье пустеют духовные связи, она неизбежно становится простым половым сожительством, опускаясь иногда до настоящего блуда, принявшего легальную форму.

Выше было сказано, что деторождение не является единственной целью Брака. Но Брак непременно включает в себя (хотя бы потенциально) и эту сторону. И как расцветает, как преображается она в свете подлинно-христианского учения о супружестве! Рождение детей и забота о них в семье являются естественным плодом любви мужа и жены, наибольшим залогом их союза. Муж и жена должны мыслить свои интимные отношения не только как собственное удовлетворение или осуществление полноты жизни личности, но и как участие в приведении в бытие нового существа, новой личности, предназначенной жить вечно.

Интимные отношения не ограничиваются рождением детей, в не меньшей мере они существуют для единства в любви, для взаимного обогащения и радости супругов. Но при всем том высоком значении, которое признает христианство за плотским единением, Церковь всегда безоговорочно отвергала все попытки его «обожествления». Наше время характеризуется попытками освободить плотское внебрачное единение от ассоциаций с грехом, чувством вины и стыда. Все поборники этого «раскрепощения» не понимают, не видят того момента, который, пожалуй, является центральным в христианском видении мира. «Согласно христианскому мировоззрению, природа человека, несмотря на то, что онтологически она является благой, есть природа падшая, и падшая не частично, не так, что некоторые свойства человека остались незатронутыми и чистыми, но во всей своей целокупности… Любовь и похоть — безнадежно смешались, и невозможно отделить и изолировать одно от другого… Именно по этой причине Церковь осуждает, как поистине демонические. те идеи и направления, которые — в различных комбинациях друг с другом — призывают к половому освобождению» (8).

Но способен ли человек в своем теперешнем, падшем состоянии, на истинную, совершенную любовь?

Христианство есть не только заповедь, а откровение и дар любви.

Для того чтобы любовь мужчины и женщины была такой совершенной, как ее сотворил Бог, она должна быть единственной, нерасторжимой, нескончаемой и божественной. Господь не только даровал это установление, но также дает и силу осуществить его в Таинстве христианского брака в Церкви. В нем мужчине и женщине дается возможность стать одним духом и одной плотью.

Высоко учение Христа о подлинном Браке! Поневоле спросишь: да возможно ли такое в жизни? «Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене (т. е. если так высок идеал брака), то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано»

(Мф.19, 1 0-11). Христос как бы так говорит: «Да, идеал брака высок, обязанности мужа к жене тяжелы; не всем этот идеал под силу, не все вмещают слово (учение) Мое о браке, но кому дано, с помощью Божией все же этот идеал достигается». «Лучше не жениться!» Это — как бы невольное восклицание учеников, перед которыми начертаны были обязанности мужа к жене. Пред великостью задачи — преобразить греховное естество – равно трепещет слабый человек, вступает ли он в брак, постригается ли он в монахи. Единство в Божественной любви, которое составляет Царсвто Божие, на земле дается зачаточно и должно быть взращено подвигом. Ибо любовь есть и радость, и умиление, и ликование друг о друге, но любовь тоже есть подвиг: «Друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов» (Галл.6,2).

1. Прот. В. Зеньковский. На пороге зрелости М.,1991. С. 31-32.

2. С.В.Троицкий. Христианская философия брака. Париж, 1932. С.98.

3. Прот. Иоанн Мейендорф. Брак и Евхаристия. Клин: Фонд «Христианская жизнь». 2000. С.8.

4. Проф.С.В.Троицкий. Христианская философия брака. Париж, 1932. С.106.

5. Там же, с. 138 -139.

6. Прот. Фома Хопко. Основы Православия. Нью-Йорк, 1987. С.318.

7.Там же, с. 320.

8. Прот. Александр Шмеман. Водою и Духом. М., 1993.С.176.

Брак в православии

Неверно думать, будто брак в православии рассматривается исключительно с точки зрения продолжения рода. Бог дает каждому по силам его: бывают и бездетные пары, но разве они от этого становятся «ненастоящей» семьей? Главное – что муж и жена становятся одним целым, единой плотью. Этот союз начинается на Земле, но продолжается и в Царстве Небесном, истинный христианский брак вечен.

Венчание молодой пары в храме Косьмы и Домиана в Шубине (Столешников переулок), в Москве

Духовные наставники единогласно утверждают: брак зиждется на смирении. Нельзя требовать от человека того, чего у него нет. Значит ли это, что супруг вам не подходит, нужно разрушать имеющееся и строить новое? Ни в коем случае. Кроме совсем крайних примеров (например, когда муж бьет жену, кто-то один из партнеров откровенно асоциален, проживание с ним опасно для жизни и психики), всегда можно найти компромисс, если сохранять любовь, уважение и понимание.

Главный вопрос, который нужно задать себя, вступая в брак: «Что я могу дать этому человеку?», в то время как многие спрашивают: «Что он может дать мне?» С таким эгоистичным подходом очень сложно создать по-настоящему крепкий союз и привести его со временем к состоянию прочного института, малой Церкви, освященной Господом.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *