Семья закон

Библиотека

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА МАТЕРИНСТВА

2012г., студент 5 курса группы ЮДС-09 юридического факультета КФ МГЭИ Кизина Оксана Сергеевна

Введение

Конституция Российской Федерации является основным законом нашего государства и базой для развития различных отраслей отечественного законодательства.

В соответствии с ч.1 ст.38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Вся проводимая государственная политика укрепления семьи, обеспечения охраны интересов матери и ребенка способствует формированию здоровой нации и укреплению семейных ценностей. Любое государство заинтересовано в формировании полноценной и здоровой личности, приносящей пользу обществу и стране.

В настоящее время деятельность российского государства направлена на повышение материального положения семей, оказание дополнительной социальной поддержки отдельным категориям граждан, создание благоприятных условий для рождения детей и др., что дает свои положительные результаты, но так же существуют проблемы, не позволяющие полностью достичь ожидаемых результатов.

Объект исследования — конституционное право на охрану материнства.

Предмет исследования – нормы отечественного законодательства, регулирующие конституционное право на охрану материнства.

Цель исследования – изучение законодательной регламентации мер государственной защиты материнства в Российской Федерации.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

— раскрыть понятия «государственная защита» и «материнство»;

— проанализировать материальные и нематериальные меры защиты

материнства в Российской Федерации.

Исследованию законодательной регламентации мер государственной защиты материнства и практике их реализации посвящены работы О. Самариной, О. А. Снежко, А. В. Артюхова и других авторов.

Глава 1. Государственная защита материнства

1.1 Понятие государственной защиты.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, детства и отцовства. Пункт 1 ст. 38 Конституции РФ провозглашает, что материнство и детство находятся под защитой государства. Эти конституционные основы защиты материнства и детства выступают базисом для принятия государством в лице его полномочных органов мер по охране интересов матери и ребенка.

Государственный механизм защиты материн­ства включает в себя комплекс мер, различных по своему содержанию, целевому назначению, срокам и объему проводимых мероприятий. Все они обеспечивают реализацию конституционной обязанности государства по защите материнства. Термин «защита» применительно к таким поня­тиям, как «материнство», «детство», «семья», в конституционном истолковании трактуется до­статочно широко. Конституция РФ подразумевает под «защитой» как деятельность, направленную на ликвидацию и противодействие нарушениям, так и меры по предупреждению этих нарушений, включающие установление гарантий. В наиболее общем виде «защита» есть противодействие не­законным действиям, предотвращение наруше­ний, а также возмещение вреда. Защита — это комплексная система мер, применяемых для обеспечения свободной и надлежащей реализа­ции права, включающая различные средства и мероприятия.

Под государственным механизмом защиты материнства понимается система мер, направленных на поощрение материнства, гарантирование интересов матери и ребенка, создание наиболее благоприятных условии, обеспечивающих полноценное развитие ребенка.

1.2 Понятие материнства.

Понятие «материнство» имеет чрезвычайно широкий ряд толкований в разных областях научного знания и практической деятельности человека.

В настоящее время в Конституции РФ отсутствует определение понятия материнства, что в дальнейшем не исключает возможных различий в толковании данного понятия. Во избежание этого требуется выработка единого понятийного аппарата.

Как известно, базовое понимание любого термина, наиболее общие варианты его употребления можно получить, обратившись к словарям. Так, словарь по общественным наукам «Глоссарий.ру» определяет материнство следующим образом: материнство – основная биологическая функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода: вынашивание, рождение, вскармливание ребенка. В словаре Д.Н. Ушакова материнство получает уже социальную окраску и определяется как родственная связь матери с детьми. Словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой определяет материнство как особое состояние женщины — матери (преимущественно в период беременности и младенческих лет ребенка).

В российском законодательстве понятие «материнство» используется различными отраслями права. Вообще, понятие «материнство» упоминается в 223 нормативных актах и трактовка его различна: от свободы совершить искусственное прерывание беременности до определения одним из видов социальных страховых рисков.

Если рассмотреть существующие подходы и определения понятия «материнство», можно сделать вывод, что материнство в социальном плане – это охраняемое и защищаемое государством путем установления правовых гарантий сложное социальное явление, обозначающее родственную, устойчивую психо-эмоциональную или семейную связь женщины и воспитываемого ей ребенка, проявляющееся и реализующееся в процессах беременности, рождения, вскармливания и (или) заботы женщины о ребенке вплоть до его совершеннолетия.

Для правовых целей, с учетом сказанного необходимо дать следующее определение материнства: материнство – это сложный правовой феномен, сущность которого раскрывается в трех аспектах:

— конституционно-правовое состояние, обеспечиваемое закрепленными в нормах конституционного права условия реализации блока репродуктивных прав женщины (охрана материнства) и средства защиты ее законных прав и интересов (защита материнства);

— конституционно-правовой институт как обособленная группа юридических норм, регулирующих однородные общественные отношения;

— субъективное право женщины, включающее в себя блок репродуктивных правомочий.

Глава 2. Законодательное регулирование мер государственной защиты материнства.

2.1 Материальные меры защиты.

В 2006 г. глава государства выразил озабоченность сокращением численности населения страны, угрожающим национальной безопасности всей российской государственности. Уже в 2007 г. Президент РФ поддержал инициативу — объявление Годом семьи 2008 года, указав на то, что «его проведение позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета поддержки института семьи, базовых семейных ценностей».

Сегодня защита материнства обеспечивается посредством целого комплекса правовых норм, относящихся к различным отраслям прав. Кроме того федеральное законодательство дополняется актами субъектов РФ, которые вправе повышать уровень гарантий для матерей и предусматривать дополнительные механизмы их защиты, так как координация вопросов материнства и детства отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ (п. «к” ч.1 ст.7 Конституции РФ).

Вопросы социальной защищенности семей с детьми наиболее остро стали перед государством в начале 90-х годов прошлого столетия. Причиной тому стало падение рождаемости, увеличение младенческой смертности, сокращение трудоспособного населения. Была поставлена задача – разработать единую систему государственных пособий семьям с детьми с учетом типа семьи, ее дохода и индекса стоимости жизни. В рамках решения проблемы было предложено определить порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности лиц, занятых уходом за детьми раннего возраста (до 3 лет), детьми – инвалидами.

Содержание действующего законодательства позволяет выделить среди всех мер государственной поддержки, прежде всего, систему денежных выплат, включающую различные виды пособий, обеспечивающих государственную поддержку на различных этапах материнства.

Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. установлены следующие виды государственных пособий: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; ежемесячное пособие на ребенка; единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Финансирование ежемесячных пособий на ребенка осуществляется из бюджета. После принятия Федерального закона от 22.08.04 №122-ФЗ выплаты ежемесячных пособий в большинстве своем осуществляются за счет бюджетных средств субъекта РФ. Пособия женщинам, проходящим военную службу по контракту, а так же проходящим иную государственную службу, выплачиваются из средств федерального бюджета. Все остальные пособия выплачиваются за счет средств обязательного социального страхования.

Данные пособия ежегодно индексируются с учетом инфляции, но большинство матерей считают, что уровень денежной поддержки со стороны государства недостаточен. В определении Конституционного Суда РФ от 2 октября 2003 г. отмечено, что осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты материнства и детства должно согласовываться имеющимися у него на данном этапе социально – экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями. Конституционная инстанция под­твердила допустимость ограничения максималь­ного размера пособия: «Установление максимального размера пособия по беременности и родам при соблюдении условия соотносимости его ве­личины и подлежащей налогообложению части совокупного заработка (дохода) работающей жен­щины не может рассматриваться как несоразмерное ограничение конституционных прав на госу­дарственную защиту материнства и детства и на социальное обеспечение для рождения и воспи­тания детей и не противоречит международным обязательствам Российской Федерации».

В современный период в России предусмотрены следующие виды материальных мер государственной защиты материнства и детства (Таблица 1).

Таблица 1. Обеспечение федеральными пособиями и компенсациями семей с детьми по состоянию на 1 января 2013 года

Виды пособий

Размер пособия

Нормативный правовой акт

1.Единовременное пособие при рождении ребенка

(обращение за пособием не позднее 6 мес. со дня рождения ребенка)

13087 руб.61 к.

Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ

«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 133-ФЗ)

2.Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности

490 руб. 79 к.

3. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет:

— по уходу за первым ребенком

— по уходу за вторым и последующими детьми

Макс. размер

2453 руб.93 к.

4907 руб.85 к.

9815 руб.70 к.

4. Пособие по беременности и родам

490 руб.79 к.

5. Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего службу по призыву

20725 руб.60к.

6. Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего службу по призыву

8882 руб. 40 к.

7. Ежемесячная компенсационная выплата лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет

50 руб.

Постановление Правительства РФ от 3.11.94 № 1206 «Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан»

8. Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших, пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы

1786 руб.48 к.

Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 № 481 «О ежемесячном пособии детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших, пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы»

9. Ежегодное пособие на проведение летнего оздоровительного отдыха детей военнослужащих по призыву и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти,погибших в связи с выполнением задач в условиях вооруж. конфликта в Чеченской Республике (на тер.Северного Кавказа)

17882 руб.

Постановление Правительства РФ от 29.12.2008 № 1051.

Кроме мер материальной помощи семьям с детьми федерального уровня в Российской Федерации органы государственной власти вправе установить региональные пособия и компенсации (Таблица 2).

Таблица 2. Обеспечение пособиями и компенсациями семей с детьми

органами социальной защиты населения Калужской области по состоянию на 1 января 2013 года (с учетом коэффициента индексации 1,055)

1. Ежемесячное пособие малообеспеченным семьям:

1) ежемесячное пособие на ребенка

2) пособие на детей одиноких матерей

3) пособие на детей разыскиваемых родителей

4) пособие на детей военнослужащих по призыву

5) пособие на детей-инвалидов

6) пособие на детей, один из родителей которых, входящий в состав семьи, является инвалидом

7) пособие на второго и последующих детей в возрасте от 1,5 до 3 лет

200 руб.

400 руб.

400 руб.

600 руб.

2000 руб.

400 руб.

4000 руб.

Закон Калужской области от 30.12.2004 № 10-ОЗ «О ежемесячном пособии на ребенка» (в ред. Закона Калужской области от 29.06.2012

№ 307-ОЗ)

2. Ежемесячное пособие малообеспеченным многодетным семьям, имеющим 4-х и более детей

600 руб.

Закон Калужской области от 5.05.2000 № 8-ОЗ «О статусе многодетной семьи в Калужской области и мерах ее социальной поддержки»

3. Единовременное пособие при рождении второго и последующих детей (обращение за пособием не позднее 6 месяцев со дня рождения ребенка)

9222 руб.

10410 руб.

(при рождении ребенка с 01.01.2013)

Закон Калужской области от 7.05.2003 № 201-ОЗ «О единовременном пособии при рождении второго и последующих детей»

4. Ежемесячное пособие на ребенка (назначается и выплачивается детям военнослужащих и сотрудников органов специального назначения, погибших в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике)

1000 руб.

Постановление Губернатора Калужской области от 06.06.2000 № 319 «О ежемесячном пособии детям военнослужащих и сотрудников органов специального назначения, погибших в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике»

5. Ежемесячная денежная выплата на содержание усыновленного ребенка (детей):

— на усыновленного ребенка-инвалида

— усыновителю, имеющему инвалидность

3000 руб.

6000 руб.

6000 руб.

Закон Калужской области от 20.10.1997 № 18–ОЗ «О социальных гарантиях приемным семьям в Калужской области»

6. Компенсация за проезд детям, нуждающимся в санаторно-курортном лечении и сопровождающим их лицам

100 %

стоимости проезда

Закон Калужской области от 14.07.2005 № 103-ОЗ «О предоставлении компенсации за проезд детям, нуждающимся в санаторно-курортном лечении».

7. Ежемесячная денежная компенсация на питание женщинам, состоящим на учете в медицинских учреждениях в связи с беременностью

800 руб.

Закон Калужской области от 06.05.2005 № 69-ОЗ «Об обеспечении полноценным питанием кормящих матерей, а также детей в возрасте до 3-х лет и установлении размера денежной компенсации на питание беременным женщинам и детям первого года жизни, находящимся на грудном вскармливании»

8. Ежемесячная денежная компенсация одному из родителей либо лицу его заменяющему, имеющему ребенка первого года жизни, находящегося на естественном вскармливании

300 руб.

9. Материнский (семейный) капитал женщине, родившей (усыновившей) третьего или последующих детей, начиная с 1 января 2012 года.

50 000 руб.

Закон Калужской области от 27.12.2011 № 240-ОЗ «О материнском (семейном) капитале»

10. Ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка или последующих детей, начиная с 1 января 2013 года, до достижения ребенком возраста 3 лет

Величина прожиточного минимума для детей 0-6 лет

Закон Калужской области от 29.06.2012 № 301-ОЗ «О ежемесячной денежной выплате при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет»

Увеличение государственной материальной поддержки позволило повысить рождаемость в стране, т.е. количество женщин, решившихся стать матерями, увеличивается. Число родившихся детей в 2007 г. — самое высокое после 1991 г. Число рож­дений возросло со 123 тыс. детей в среднем за месяц в 2004 — 2006 гг. до 133 тыс. в среднем за месяц в 2007 г. Вместе с тем это создает для государства до­полнительные обязательства, связанные с оказанием помощи матери на различных этапах формирования полноценной личности. Однако в этой части социальных обязательств государство предоставляет все больше полномочий субъектам Федерации. Большинство из них должны само­стоятельно обеспечивать поддержку матерей с детьми путем: установления размера ежемесячно­го пособия на ребенка; регулирования работы ком­пенсационного механизма для матерей, чьи дети посещают детские сады; совершенствования со­ответствующей инфраструктуры (строительство детских садов, школ, спортивных сооружений и т.д.). С учетом того, что большая часть субъектов федерации — дотационная, можно сделать вывод, что опосредованно эти обязательства принимает на себя государство, хотя вся ответственность за нерешенность указанных проблем возложена на субъектов РФ. Такая диспро­порция должна быть устранена.

Увеличение материальной помощи со стороны государства выявило ещё одну проблему, которая требует пристального внимания — неблагопо­лучное материнство. Увеличение материальных гарантий матерям привело к увеличению количе­ства рождений детей женщинами, ведущими асо­циальный образ жизни, в расчете на получение определенных денежных выплат. Как следствие такие дети чаще рождаются с врожденными по­роками развития или заболеванием и остаются в медицинском учреждении как оставшиеся без по­печения родителей или родители забирают их, но в дальнейшем по инициативе органов опеки и по­печительства мать лишается родительских прав. В итоге ребенок остается сиротой на полном государственном обеспечении. Устройство в семьи детей с врожденными пороками — явле­ние редкое, поэтому медицинские работники предлагают законодательно закрепить обязатель­ную стерилизацию женщин, злоупотребляющих спиртными напитками, наркотическими сред­ствами и др., ведущих асоциальный образ жизни.

Необходимо обратить пристальное внимание на современную молодежь, проводить соответствующую информационную политику, поддерживая и укрепляя семейные ценности и здоровый образ жизни, развивая сеть культурно — массовых мероприятий, доступных для боль­шинства граждан, и своевременно проводить профилактическую работу среди подростков и молодежи, что может эффективно противостоять асоциальному образу жизни матерей.

Среди мер защиты материнства можно выде­лить и меры смешанного характера. К таковым можно отнести введение материнского капитала. По данным Пенсионного фонда, с начала 2007 г. в России выдано 292 381 государственный серти­фикат на получение материнского капитала, что показывает положительную динамику рождаемо­сти вторых и последующих детей. В настоящий момент материн­ский капитал может быть реально использован для улучшения жилищных условий, получения образования ребенком (детьми) и формирования накопительной части трудовой пенсии для женщин. Вместе с тем можно предложить и иное целевое использование материнского капитала, например оплату дорого­стоящей операции или лечение ребенка. Необходимо разработать механизм пропор­ционального распределения суммы материнского капитала на части, которые мать может использо­вать по своему усмотрению на различные цели.

Наше внимание привлекла еще одна существенная проблема. В 2012 году в Законодательном Собрании Калужской области велись оживленные споры по вопросу ежемесячного пособия для матерей — одиночек. 21 июня 2012 года был принят закон, согласно которому данный вид пособия все же отменили. Право на получение данного пособия сохранено для лиц, родивших ребенка до вступления в силу данного закона, а также для женщин, вставших на учет в медицинском учреждении в связи с беременностью до вступления в силу данного закона при условии, что после рождения ребенка они имеют статус одиноких матерей и их среднедушевой доход не превышает прожиточный минимум, установленный региональным законодательством. В дальнейшем единый размер ежемесячного пособия матерям – одиночкам на ребенка независимо от его возраста составил 400 рублей.

По информации министерства по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области меры, принятые для поддержки данной категории населения оказались неэффективными и привели к обратному эффекту: количество детей одиноких матерей и самих мам-одиночек увеличилось, одновременно сократилось число установлений отцовства. В то же время улучшения демографической ситуации в 2011 году не произошло: рождаемость в 2011 году не просто не увеличилась, а по сравнению с 2010 годом даже уменьшилась. Несомненно, может среди таких матерей есть те, которые решили воспользоваться материальной поддержкой в своих корыстных целях, но ведь есть и действительно нуждающиеся. На наш взгляд, все такие необходимо повысить размер данного пособия и создать комитет, который будет проверять всех матерей нуждающихся в данном пособии.

2.2 Нематериальные меры защиты.

Среди нематериальных мер защиты материн­ства, введенных в последние годы, следует отметить введение родовых серти­фикатов, конечная цель которых заключается в том, чтобы женщина, уже решившая стать матерью, получила качественную медицинскую помощь и родила здорового ребенка. В России довольно высокая младенческая смертность — в возрасте до года умирают примерно 11 детей из каждой тысячи рожденных. По данным Минздравсоцразвития, за последние 10 лет пока­затель младенческой смертности уменьшился на 60%, однако до развитых стран нам еще очень и очень далеко. Дополнительные денежные средства к обычному бюджетному финансированию медуч­реждения получают за каждую конкретную пациентку и каждого рожденного ребенка только при условии, что роды завершились благополучно. Родовые сертификаты обеспечивают важнейшее право женщины — право выбора медицинского учреждения.

В настоящее время молодые мамы стремятся как можно быстрее начать трудовую деятельность в силу различных причин (финансовые трудности, желание сохра­нить работу, карьера и др.). Опрос, проведенный специалистами службы занятости среди женщин, которые имеют малышей и находятся в отпуске по уходу за ребенком или вообще не имеют ра­боты, показал, что примерно 80% из них готовы приступить к работе еще до того, как малышу ис­полнится три года. Главная причина, заставляю­щая как можно быстрее прервать свой отпуск, — это финансовые трудности.

В случае отсутствия работы беременной женщине или женщине с ребенком найти её не так просто. Зачастую работодатель, принимая на работу женщину, опасаясь возможных трудностей, которые могут возникнуть при её трудоустрой­стве (беременность, выход в декретный отпуск, уход за ребенком), старается максимальным об­разом застраховать риск возможных для него не­благоприятных последствий. Это могут быть раз­личные устные обязательства, требование выйти на работу из отпуска по уходу за ребенком ранее установленного законом срока под предлогом со­хранения места работы, невозможность восполь­зоваться больничным листком нетрудоспособно­сти. Все вышеперечисленные случаи нарушают гарантированные трудовые права матерей. Вме­сте с тем государственные механизмы защиты используются в таких ситуациях достаточно ред­ко. Связано это с тем, что предпочтение в защите трудовых прав законодатель отдает суду. Однако отказ в приеме на работу в судебном процессе сложно доказуем.

Государственная защита трудо­вых прав женщин находится в зависимости от законопослушности работодателя и своевремен­ной деятельности государственных контрольно­-надзорных органов, призванных предотвращать и пресекать нарушения трудовых прав. Так, ст. 352 Трудового кодекса РФ закрепляет в качестве основного способа защиты трудовых прав госу­дарственный надзор и контроль в сфере труда. По информации государственной инспекции труда, наиболее ча­стыми нарушениями, допускаемыми работодате­лями в отношении женщин, являются: несоблю­дение ст. 253 ТК РФ (применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и пере­мещением вручную тяжестей, превышающих пре­дельно допустимые для них нормы); нарушение ст. 254 ТК РФ (женщины в период беременности не переводятся на рабочие места, исключающие воздействие неблагоприятных производственных факторов); несоблюдение ст. 255 ТК РФ о сро­ках выплаты пособия по беременности и родам; нарушение ст. 256 ТК РФ (непредоставление по письменному заявлению женщины отпуска по уходу за ребенком по достижении им возраста трех лет, невыплата пособия по государственному социальному страхованию на период отпуска по уходу за ребенком); несоблюдение ст. 259 ТК РФ, запрещающей направление в служебные коман­дировки, привлечение к сверхурочным работам, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин.

На наш взгляд, деятельность контрольно-надзорных органов государства в сфере труда должна носить предупреждающий характер. Целесообразно проводить прежде всего мероприятия, направленные на выявление нарушений и недопущение их совершения.

Заключение

Социальное развитие общества в значительной степени зависит от статуса его первичной ячейки — семьи, защищенности материнства и детства.

В ст. 38 Конституции Российской Федерации закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государствах. Данные принципы выступают базисом для принятия государством в лице его полномочных органов мер по охране интересов матери, правовых механизмов такой охраны, поощрения института материнства, направленные на создание здоровой семьи, общества, и государства в целом.

Государственный механизм защиты материнства – это система мер, направленных на поощрение материнства, гарантирование интересов матери и ребенка, создание наиболее благоприятных условии, обеспечивающих полноценное развитие ребенка.

Сегодня в Российской Федерации сформировалась законодательная база защиты материнства, но хочется надеяться, что соответствующие правовые нормы будут реализованы на практике, а законодательные органы попытаются закрепить новые механизмы, обеспечивающие эффективную защиту материнства.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ. – М.: Омага-Л, 2013.-63 с.

2. Федеральный закон»О государственных пособиях гражданам, веющим детей» от 19 мая 1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. №21. Ст.1929.

4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ «О родовом сертификате» от 28 ноября 2005 г.// Росс.газ. 2006. 20 янв.

5. Закон Калужской области от 30 декабря 2004 года № 10-ОЗ «О ежемесячном пособии на ребенка».

6.Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. //Росс.газ. 11 мая.

7. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26 апреля 2007 г. //Росс.газ. 27 апреля.

10. Вавильченкова С.Е. Некоторые меры по совершенствованию защиты материнства и детства в современных условиях // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2008. № 1. С. 22-23.

16. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: А ТЕМП, 2008. – 736 с.

17. Помощь будущей матери – вложение в будущее нации // Новое Обозрение, 2002. № 19. С. 247-249.

18. Самарина О. Социальная защита женщин и семейная политика в современной России // Вопросы экономики. 2000. № 3. С. 32-36.

При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.

Очень часто так бывает, что все вокруг только и твердят тебе: ты должен хорошо учиться, ты должен учить уроки, помогать по дому, гулять с собакой. Должен – значит обязан. И получается, что обязанностей у тебя много, а прав вроде бы и нет.

На самом деле это не так.

У тебя есть права с самого рождения. И права эти защищает государство. Оно заботится о том, чтобы ты рос в семье, чтобы тебя любили и понимали. Это записано не только в основном законе нашей страны – в Конституции РФ, но и в Конвенции о правах ребенка. Конвенция – это такой международный договор, который был принят 20 лет назад. Этот документ закрепляет права детей всего мира на особую заботу и защиту и обязывает государства, которые подписали Конвенцию, уважать и гарантировать эти права.

Какие права у тебя есть с самого рождения?

Первое – право на жизнь. Оно появляется вместе с тобой и охраняется законом. Как только твои родители зарегистрировали тебя: дали имя и получили свидетельство о рождении, у тебя появляется право на имя, отчество и фамилию.

А дальше ты получаешь множество прав, хотя о них ничего и не знаешь, сидя в своей коляске. Это право на развитие, на уважение человеческого достоинства, на гражданство, на отдых и досуг, право знать своих родителей, право жить и воспитываться в семье.

Ну, и зачем мне такие права, если я итак живу в семье и знаю своих родителей, спросишь ты. Тебе повезло. А кто-то из твоих сверстников лишён такой возможности. Государство заботится, чтобы семья была у каждого. Поэтому дети, оставшиеся без родителей, с помощью органов опеки и попечительства попадают в новую семью.

Ты растешь. Родители заботятся о твоем здоровье, и когда ты болеешь, вызывают врача. Так государство обеспечивает твое право на охрану здоровья.

С шести лет у тебя появляется право на образование. Ты приходишь в школу, которая тоже построена государством.

Что такое правовой статус?

Положение любого человека в обществе и семье определяется не только правами, но ещё обязанностями и ответственностью. Всё это и называется правовым статусом. Наделение правами всегда накладывает определённые обязанности. Ну, например, есть у тебя право развиваться, получать образование. И ты этим правом пользуешься. Вот тут и возникает обязанность учиться. Есть право жить в семье – есть обязанность слушаться родителей. Есть право на здравоохранение – обязанность заботиться о своем здоровье. А если кто-то нарушает права или не исполняет обязанностей, то за это придётся ответить по закону.

Какие права у тебя с 14 лет?

В 14 ты уже почти взрослый. У тебя есть своё мнение, интересы и цели. Ты можешь сам решать, как поступать. Поэтому государство дает тебе право определиться, согласиться ли, например, на изменение гражданства, если родители вдруг решили жить в другой стране. Ты можешь устроиться на легкую работу и вправе распорядиться деньгами по своему усмотрению. Это не значит, что на все надо накупить побольше каких-нибудь конфет или мороженого. Лучше перед тем, как потратить деньги, все-таки посоветоваться с родителями, чтобы учиться разумно это делать.

С 14 лет человек имеет право и обязанность получить паспорт. И если возникнет необходимость, самостоятельно обратиться в суд для защиты своих интересов. Чем старше ты становишься, тем больше у тебя прав, обязанностей и ответственности.

Каковы главные обязанности гражданина?

Главная обязанность каждого человека и гражданина ‒ соблюдать нормы права – Конституцию РФ, законы и нормы морали. Мы обязаны уважать права других людей. А их обязанность – уважать наши права. Это в равной мере относится как к тебе, так и к твоим родителям, бабушкам и дедушкам, учителям. В случае если твои права нарушаются, ты можешь обратиться за помощью.

Телефон доверия: 958-66-66
Психологическая помощь. Круглосуточно.
Телефон доверия: 958-22-58
Юридическая помощь
Уполномоченный по правам ребенка в Самарской области: 332-29-91
Юридическая помощь.

Пройди тест

Знаешь ли ты свои права?

Полегче
Посложнее

Узнай больше:

Конституция РФ
Конвенция о правах ребенка
Ассоциация РЕЛАРН «Школьный сектор. Права и Дети в Интернете»

Последние новости

1 Вопрос. Как на законодательном уровне обеспечивается защита материнства и детства в Российской Федерации?

В ч.2 ст.7 Конституции РФ закреплено, что «в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства…».

Пункт 1 ст.38 Конституции РФ провозглашает, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства».

Данные принципы выступают базисом для принятия государством в лице его полномочных органов мер по охране интересов матери и ребенка, правовых механизмов такой охраны, поощрения института материнства, направленные на создание здоровой семьи, общества, и государства в целом.

Нормы, направленные на реализацию данных принципов закреплены в абсолютном большинстве отраслей Российского законодательства: гражданском, семейном, трудовом, уголовном и т.д. Созданы и специальные институты, направленные на защиту интересов матери и ребенка.

Определяющее значение в определении пределов охраны материнства и детства имеют международно-правовые акты. В силу ч. 4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Национальное законодательство Российской Федерации, как мы уже подчеркнули, базируется на конституционных принципах, а также международно-правовых нормах.

Данные принципы и нормы конкретизированы в ряде федеральных законодательных актах (в том числе кодифицированных), подзаконных актах, актах принимаемых на уровне субъектов Российской Федерации. В этой связи подчеркнем, что координация вопросов материнства и детства отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ (п. «к» ч.1 ст.72 Конституции РФ).

На федеральном уровне, прежде всего, необходимо выделить:

— Трудовой кодекс Российской Федерации;

— Семейный кодекс РФ;

— Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей и иные законодательные акты.

В целях реализации норм конституционного, трудового, семейного и иных отраслей права, направленных на охрану материнства и детства, полномочными государственными органами принимаются программы по совершенствованию существующих механизмов и претворению в жизнь деклараций.

Общие вопросы защиты материнства и детства

Естественное, природное назначение женщины – быть матерью. Существование на земле человечества лучшее тому подтверждение. Однако современные женщины в России все реже стремятся заводить детей. Гражданки России рожают мало, в результате чего население страны от года в год уменьшается. Чтобы изменить ситуацию, государство обязано принимать действенные меры (механизмы реализации).

Чтобы быть последовательными в нашем изложении, необходимо дать понятия основных категорий нашего исследования.

Материнство – категория, определяющая исключительную принадлежность человека к женскому полу – иными словами «материнство» — свойство только женщины.

«Материнство — реализованная способность женщины к рождению, выкармливанию, воспитанию детей. Понятие материнства охватывает родственную связь матери и детей и в более старшем возрасте, осознание ею позитивной ответственности за здоровье и нормальное развитие детей, реализацию прав и исполнение обязанностей по отношению к детям, эмоциональные отношения с ними».

На этом фоне возникает логичный вопрос – равнозначны ли категории «материнство» и «отцовство», как принадлежности лица относительно конкретного ребенка? Конституция в п.2 ст.7 закрепляет государственную поддержку семьи, материнству, отцовству и детству. Конституции вторит и первая статья Семейного кодекса РФ. Можно с уверенностью предположить, что в отношениях по воспитанию ребенка, уходу за ним, общению с ним и пр. материнство и отцовство, совершенно равноправные категории. Мать и отец имеют равноценный объем прав и обязанностей по отношению к детям, и поэтому выделение в ст. 38 Конституции РФ только «материнства» — это закрепление роли именно женщины в плане отношений не только после рождения ребенка, но и в процессе его вынашивания, непосредственно родов и кормления. Не вызывает сомнений, что социальное значение материнства и отцовства – т.е. роли обоих родителей в семье и в воспитании детей равнозначны и необходимы для полноценного роста и развития человека.

Термин «ребенок» означает любого ребенка, независимо от того, состояли ли его родители в браке или нет. Российское законодательство, прежде всего, семейное, определяет ребенка как лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия) (п.1.ст.54 СК РФ). 18 лет — возраст гражданского совершеннолетия по российскому законодательству – с этой даты лицо считается полностью дееспособным, взрослым. Однако в случае, когда ребенок признан полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, в том числе в случае его эмансипации, это не влияет, за исключением случаев, указанных в законе, на возможность рассматривать его в качестве ребенка. Период от рождения до достижения 18 лет можно смело назвать периодом «детства».

Термин «дети» может употребляться для обозначения конкретных кровных и некровных сыновей и дочерей, несовершеннолетних или, наоборот, трудоспособных детей, достигших 18 лет.

В 38 статье Конституции присутствует еще одно понятие, которое необходимо разобрать – «семья».

Понятие семьи имеет социологический, не правовой характер. Семья определяется как свободная, частная и неприкосновенная первичная ячейка общества.

В правовых актах, и, прежде всего в СК РФ, понятие семьи связано с установлением круга членов семьи, образующих ее состав.

В российской правовой доктрине семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными, а также имущественными правами и обязанностями, основанными на браке, родстве и принятии детей на воспитание.

Члены одной семьи связаны семейными правоотношениями. Семейные правоотношения возникают между супругами, родителями и детьми, дедушкой (бабушкой) и внуками, родными сестрами и братьями, отчимом (мачехой) и пасынками (падчерицами), а также между лицами, принявшими на воспитание детей (усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями, фактическими воспитателями) и принятыми в их семьи детьми

Семейные правоотношения в их точном значении — это подпадающие под действие семейно-правового регулирования отношения между членами семьи в социологическом ее понимании, а также между родственниками первой и второй степени родства.

Наряду с названными отношениями, СК РФ регулирует также и близко примыкающие к ним, но иные по своей природе отношения. В таких отношениях, как правило, сторонами выступают публичные образования, например, администрация организации. Так, факт смерти родителей ребенка порождает возникновение правоотношения по поводу его устройства, в рамках которого соответствующие органы местного самоуправления и государственной власти совершают действия по размещению ребенка способом, наиболее отвечающим его интересам. Это правоотношение является организационным и носит административно-правовой характер.

Необходимо остановиться и на различии понятий «семейные правоотношения» и «семейные отношения». Последняя категория гораздо шире, т.к. включает в себя не только отношения членов семьи, урегулированные нормами права (семейного права), но и отношения между названными субъектами, которые не поддаются регулированию закона, а регулируются, скорее моралью, бытовыми нормами, традиционными и культурными факторами.

Итак, материнство, детство, семья представляют собой взаимосвязанную систему социальных факторов, в решающей степени определяющих состояние общества и перспективу его прогрессивного развития, связь, нормальную смену и преемственность поколений, подготовленность новых членов общества к полноценной реализации прав и обязанностей человека и гражданина, как и фактическую реализацию этих прав и обязанностей в социальной и частной жизнедеятельности.

Охрана материнства и детства – это созданные государством условия, направленные на обеспечение необходимых условий для рождения, выживания и защиты детей, их полноценного развития и для реализации семьей всех ее функций в жизни общества.

В общем и целом, деятельность государства по защите материнства и детства можно разделить на три пласта:

1. Принимаются соответствующие законодательные акты, прописываются гарантии и нормы реализации гарантий. Разрабатываются программы на федеральном и региональном уровнях;

2. Создаются механизмы и институты, направленные на реализацию этих гарантий и норм;

3. Нарабатывается практика, совершенствуются институты и нормы, создаются дополнительные условия, корректируются в соответствии с изменением экономических, социальных и иных обстоятельств в государстве и в мире в целом, поскольку защита материнства и детства – феномены динамичные, развивающиеся.

2 Вопрос. Какие права имеют мать и ребенок в РФ, каков механизм их защиты?

Защита государством материнства и детства, семьи как конституционный принцип была впервые закреплена в 1977 г. Подтверждение государственной политики в данной области в действующей Конституции Российской Федерации соответствует международно-правовым актам ООН по правам человека и свидетельствует о том значении, которое придается в современном социальном обществе семье, женщине-матери, детям.

Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан. И хотя средства и способы такой защиты в последние годы постоянно расширялись, необходимо их дальнейшее совершенствование.

Особое место при этом всегда занимали правовые средства, и, прежде всего, закон. Конституционный принцип защиты материнства и детства, семьи находит свое конкретное выражение и развитие в законодательстве Российской Федерации и субъектов Федерации: об охране здоровья, о труде и охране труда, по социальному обеспечению, о браке и семье, а также в ряде норм других отраслей права.

Законодательство об охране здоровья граждан закрепляет право каждой женщины самой решать вопрос о материнстве. Оно обеспечивается предоставлением ей возможности:

— получить бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, пройти медико-генетические обследования с целью предупреждения наследственных заболеваний у потомства;

— произвести искусственное прерывание беременности;

— добровольную медицинскую стерилизацию при достижении 35-летнего возраста или наличии не менее двух детей (независимо от этих условий — по медицинским показаниям);

— произвести искусственное оплодотворение или имплантацию эмбриона;

— воспользоваться в период беременности, во время и после родов бесплатной специализированной медицинской помощью;

— получить во время беременности и в связи с рождением ребенка специальные отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком. Отпуск по беременности и родам — 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов (при осложненных родах — 86, а при рождении двух и более детей — 110), с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов. Женщине, вставшей на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель), одновременно с пособием по беременности и родам выплачивается дополнительное пособие в размере 300 рублей. В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» при рождении ребенка женщина имеет право на получение единовременного пособия в размере 8 000 рублей без учета индексации. С 1 февраля 2017 года единовременное пособие при рождении ребенка, выплачивается в размере 16 350 рублей 33 копеек согласно Федерального закона от 06.04.2015 № 68-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 26.01.2017 № 88.

По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами. Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком.

По заявлению женщины во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.

На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность).

Законодательством о труде и охране труда предусматривается также комплекс мер, обеспечивающих особую охрану трудовых прав женщин и создание им благоприятных условий труда, отвечающих их физиологическим особенностям.

Они включают следующее:

— при приеме на работу не устанавливается испытание для беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет;

— работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

— беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет не допускаются к работе в ночное время. Работники, имеющие детей-инвалидов, а также работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, а также опекуны детей указанного возраста могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время.

— не допускается привлечение к сверхурочной работе беременных женщин, работников в возрасте до восемнадцати лет. Привлечение к сверхурочной работе инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускается только с их письменного согласия и при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом инвалиды, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от сверхурочной работы.

— женщинам перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него, работникам, усыновившим ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев должен быть предоставлен оплачиваемый отпуск по заявлению работника до истечения шести месяцев непрерывной работы.

— не допускается отзыв из отпуска беременных женщин.

— не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам;

— беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. До предоставления беременной женщине другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя.

— при прохождении обязательного диспансерного обследования в медицинских организациях за беременными женщинами сохраняется средний заработок по месту работы.

— женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся по их заявлению на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет.

— работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются помимо перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) не реже чем через каждые три часа продолжительностью не менее 30 минут каждый. При наличии у работающей женщины двух и более детей в возрасте до полутора лет продолжительность перерыва для кормления устанавливается не менее одного часа. По заявлению женщины перерывы для кормления ребенка (детей) присоединяются к перерыву для отдыха и питания либо в суммированном виде переносятся как на начало, так и на конец рабочего дня (рабочей смены) с соответствующим его (ее) сокращением. Перерывы для кормления ребенка (детей) включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка.

— запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин.

— направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускаются только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.

— перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком женщине по ее желанию предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от стажа работы у данного работодателя.

— расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

— в случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности, а при предоставлении ей в установленном порядке отпуска по беременности и родам — до окончания такого отпуска. Женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности.

— допускается увольнение женщины в связи с истечением срока трудового договора в период ее беременности, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести ее до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации женщины, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую женщина может выполнять с учетом ее состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать ей все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

— расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка — ребенка в возрасте до четырнадцати лет, с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях, по инициативе работодателя не допускается

— одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами. Порядок предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней устанавливается Правительством Российской Федерации.

— женщинам, работающим в сельской местности, может предоставляться по их письменному заявлению один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы.

— одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), воспитывающему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по его желанию в удобное для него время.

— работнику, имеющему двух или более детей в возрасте до четырнадцати лет, работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до четырнадцати лет без матери, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней. Указанный отпуск по письменному заявлению работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается.

— беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, не могут привлекаться к работам, выполняемым вахтовым методом.

Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет влечет уголовную ответственность (ст. 145 УК РФ).

Защита материнства и детства, семьи обеспечивается также повышением уровня специализированной медицинской помощи матери и ребенку, развитием системы дошкольных учреждений, предоставлением льгот и компенсаций многодетным и малообеспеченным семьям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, приемным семьям, выплатой государственных пособий гражданам, имеющим детей.

Доминирующее положение среди правовых норм, призванных защитить семью, занимают нормы семейного законодательства, направленные на ее укрепление, обеспечение равенства прав женщин и мужчин во всех семейных отношениях, всемерную охрану интересов матери и ребенка.

Кроме того, следует отметить, что Россия широко участвует в международных договорах гуманитарного характера, содержащих предписания, обязательные для исполнения на ее территории. Важнейшим таким договором в области охраны и защиты семьи, материнства и детства является Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989г, в соответствие с которой действует СК РФ.

Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается в первую очередь предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются обязанностями по воспитанию, что закреплено в ч.2 ст.38 Конституции. При этом особо подчеркивается равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчины и женщины (ст.19 Конституции).

Равенство прав и обязанностей родителей обеспечивается семейным законодательством. Его нормы устанавливают, что отец и мать имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. Каждый из них (до достижения детьми совершеннолетия, т.е. до 18 лет) имеет право и обязан воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Они являются законными представителями своих детей и вправе выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами, в том числе в суде, без специальных полномочий.

Расторжение брака родителей или их раздельное проживание не влияют на объем родительских прав. Отдельно проживающий родитель не только вправе, но и обязан принимать участие в воспитании ребенка, другой не вправе ему в этом препятствовать. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования ребенка (в браке и при его расторжении), решаются отцом и матерью совместно, исходя из интересов детей и с учетом их мнения. В случае спора они разрешаются органом опеки и попечительства или судом.

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Родители, злоупотребляющие своими правами или осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, не только не могут рассчитывать на защиту этих прав, но могут быть по суду в них ограничены или полностью их лишены. Возможно привлечение к уголовной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, соединенное с жестоким обращением с несовершеннолетним (ст. 156 УК РФ).

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения защита прав и интересов несовершеннолетних детей осуществляется органами опеки и попечительства, которыми в соответствии с законом являются органы местного самоуправления.

Совершеннолетние трудоспособные дети, в свою очередь, должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях. Эта конституционная норма отразила уже закрепленные в семейном законодательстве обязанности взрослых детей по отношению к своих родителям.

Закон обязывает детей заботиться о своих родителях и оказывать им помощь, а если они нетрудоспособны и нуждаются — содержать их. При отказе в материальном обеспечении родителей необходимые средства (алименты) взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей по суду, при злостном уклонении от уплаты алиментов они могут быть привлечены к уголовной ответственности (ст.157 УК). Размер участия каждого из детей в содержании родителей определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, выплачиваемой помесячно.

В отличие от обязанности содержать родителей, суд не может принудительно заставить взрослых детей проявлять к ним внимание. Правовым последствием пренебрежения детей своим долгом является возможность взыскания с них по суду сверх алиментов дополнительных денежных сумм, в том числе для оплаты труда лиц, осуществляющих за ними уход.

Не могут рассчитывать на защиту закона родители, лишенные родительских прав, а также уклонявшиеся в прошлом от выполнения родительских обязанностей.

Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства выступила с заявлением в связи с обсуждением проекта Федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации».

29 ноября 2019 года Совет Федерации опубликовал для общественного обсуждения законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации». Ознакомившись с его текстом, Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства считает необходимым заявить следующее:

1. По нашему мнению, законопроект содержит целый ряд правовых дефектов, что делает его принятие недопустимым. Его нормы:

— противоречат общепризнанным правовым принципам разумности, справедливости и равенства, а также общеизвестному принципу «разрешено все то, что не запрещено законом», вступая тем самым в противоречие с основаниями российского права;

— нарушают конституционное требование правовой определенности, что создает «возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу, а значит — к нарушению принципов равенства и верховенства закона»;

— при применении на практике могут привести и приведут к грубому и массовому нарушению прав граждан и семей, защищаемых Конституцией Российской федерации, нормами российского и международного права, таких как:

  • право на неприкосновенность жизни, личную и семейную тайну;
  • право на защиту информации о частной жизни граждан (и семей);
  • право на частную собственность и свободу пользования ею (включая право не подвергаться лишению собственности иначе, чем по решению суда);
  • право на жилище (включая право не подвергаться произвольному лишению жилища);
  • право на конституционную презумпцию невиновности;
  • право на конституционную защиту семьи, материнства и отцовства (включая конституционную презумпцию добросовестности родителей);
  • право на свободное воспитание детей родителями в соответствии со своими убеждениями и национальными традициями;
  • право на уважение к семейной жизни и т.п.

— содержат положения явно коррупциогенного характера (коррупциогенные факторы в смысле, определенном ст. 1 ч. 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»), что «создает условия для проявления коррупции».

Фактически, законопроект направлен на создание новой системы правовых норм, параллельных существующим нормам уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях (защищающим граждан от реального противоправного насилия).

Эта новая система правовых норм предполагает существенное поражение граждан в их правах (в том числе семейных), сравнимое с ограничениями, налагаемыми на преступников и людей, совершающих административные правонарушения, и даже их превосходящее. При этом она исходит из фактической презумпции виновности лиц, объявляемых «нарушителями», не предполагает для них никаких процессуальных гарантий, стандартов доказывания предполагаемой вины. Это представляется совершенно недопустимым.

В силу неопределенности норм законопроекта практически любое нормальное человеческое действие может быть признано «семейно-бытовым насилием», любой совершеннолетний человек может быть произвольно объявлен «нарушителем» и подвергнуться «мерам профилактики», имеющим откровенно репрессивный характер.

2. Наряду с этими правовыми дефектами, законопроект содержит серьезные концептуальные дефекты, делающие его несовместимым с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями.

В частности, он имеет явную антисемейную направленность, умаляя права и свободы людей, избравших семейный образ жизни, рождение и воспитание детей в сравнении с остальными. Несправедливо обременяя семейных людей и родителей, законопроект, тем самым, фактически вводит особое «наказание за семейную жизнь».

Такой подход выглядит крайне странным в ситуации, когда на государственном уровне делаются заявления о необходимости решения демографических проблем, повышения рождаемости, защиты и укрепления семьи, возрождения традиционных семейных ценностей.

Законопроект создает условия для разжигания внутрисемейных конфликтов, в частности «бракоразводных войн» (в которых положения аналогичных законов широко используются в зарубежных странах). Предлагаемые им подходы и его расплывчатые нормы неизбежно поведут к уничтожению нормальных семейных и родственных отношений, природа которых предполагает опору на взаимное доверие и уважение.

Создается ситуация, когда каждый сможет в любой момент, без реальных оснований воспользоваться возможностями системы «профилактики семейно-бытового насилия» против своих близких. В такой ситуации межличностными отношениями начинают править не доверие и взаимопомощь, не любовь и уважение, а взаимный страх и подозрительность. Все, что сказано или сделано в семье, между близкими людьми в любой момент может быть использовано ими друг против друга. Такая ситуация разрушительна для семейного образа жизни и традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей.

Помимо этого, в сочетании с уже существующими нормами российского законодательства (некоторые из которых далеко не совершенны), законопроект создает новые возможности для произвольного отстранения родителей от воспитания детей, разлучения детей и родителей.

Положения законопроекта противоречат основам российского семейного права, а также Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года и Концепции семейной политики в РФ на период до 2025 года, которые указывают на необходимость укрепления семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, повышения авторитета родителей в семье и обществе.

Это крайне опасно, поскольку, как справедливо отмечает Конституционный Суд РФ, «семья, материнство и детство в их традиционном, воспринятом от предков понимании представляют собой те ценности, которые обеспечивают непрерывную смену поколений, выступают условием сохранения и развития многонационального народа Российской Федерации, а потому нуждаются в особой защите со стороны государства».

3. Особую озабоченность вызывает то, что многие соавторы и сторонники законопроекта добиваются его принятия, широко используя заведомую ложь. Наш народ убеждают, что российская семья — это просто мрачный застенок и пыточная камера для женщин и детей. Чтобы создать это впечатление, распространяются данные, которые выдаются за статистику, но, в действительности, не имеют под собой никаких реальных оснований.

Нас пытаются уверить, что в России 40% тяжких преступлений совершаются в семьях, что ежегодно 14 тысяч женщин убивают мужья, что каждый год от семейного насилия страдают 16 миллионов женщин и т.п. Но при внимательном изучении оказывается, что эти данные слабо или вообще никак не связаны с реальностью.

С помощью подобных ложных утверждений неблагонамеренные люди манипулируют общественным мнением, воздействуя на эмоции доверчивой публики. Они старательно создают у общества впечатление, что брак и семья — это зло, источник угрозы и опасности для женщин и детей. Между тем хорошо известно, что это неправда. Реальные статистические данные убедительно показывают, что брак и основанная на нем семья — это основная защита женщин и детей от всех реальных угроз, с которыми они могут столкнуться.

Добиваясь принятия закона о профилактике именно «домашнего» или «семейно-бытового насилия», эти люди игнорируют реальные причины настоящего насилия. Между тем, они хорошо известны — это кризис нравственного сознания, невнимание к традиционным семейным и духовно-нравственным ценностям (и пропаганда, откровенно направленная против них), потребительское отношение к жизни, а также связанные со всем этим эрозия семейного образа жизни, алкоголизм и наркомания. Повышают риски реального насилия и стрессовые факторы — такие, как стесненные жилищные условия семей и экономические потрясения.

Вместо решения реальных проблем общественность убеждают, что источник насилия — дом и семья. Собственно именно ради этого исторически понятия «домашнего» и «семейного насилия» и были сконструированы представителями радикальных антисемейных идеологий, таких, как феминизм, которые сознательно ставили перед собой цель деконструкции семьи, семейной жизни и всех связанных с ними традиционных ценностей. Использование подобных понятий лишь затрудняет понимание и анализ реальных причин социальных проблем.

Антисемейная пропаганда не поможет решить эти проблемы, снизить количество насильственных преступлений и правонарушений в быту, в том числе и семейном, по-настоящему защитить их жертвы. Напротив, она содействует росту уровня насилия в обществе, подрывая его основу — семью. Такого рода пропаганда безнравственна, разрушительна и опасна не только для общественной жизни, но и для национальной безопасности.

4. На этом фоне не вызывает удивления тот факт, что предлагаемый законопроект активно поддерживают организации, связанные с радикальными антисемейным идеологиями («ЛГБТ»-идеология, феминизм), а также значительное количество организаций, официально получающих иностранное финансирование. В его поддержку также активно выступают некоторые средства массовой информации и международные структуры, не скрывающие антироссийского характера своей деятельности.

При этом представители множества организаций, работающих в сфере защиты семьи и прав родителей, традиционных российских духовно-нравственных ценностей, обеспокоены этим законопроектом и считают недопустимым его принятие. Считаем, что законодателям следует обратить внимание на их позицию.

5. Как отмечают специалисты, предлагаемые законопроектом меры неэффективны в предотвращении реального противоправного насилия. Опыт зарубежных стран показывает, что они едва ли способны предотвратить преступные действия, одновременно приводя к массовому нарушению прав невиновных, законопослушных граждан.

Действительно существующие в обществе проблемы, связанные с реальными насильственными преступлениями и правонарушениями, необходимо решать совершенно иными методами. Эти методы должны соответствовать принципам справедливости и разумности, традиционным российским семейным и духовно-нравственным ценностям, нашей культуре. Они должны быть свободны от влияния антисемейных идеологий, не наносить вреда семье и не нарушать основополагающие права родителей.

Учитывая все сказанное, очевидно, что законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» неприемлем как с правовой, так и с концептуальной точки зрения. Патриаршая комиссия просит законодателей отказаться от его рассмотрения и принятия.

Абзац первый п. 2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 18.01.2001 № 6-О

Ст. 23 ч. 1 Конституции РФ.

Ст. 24 ч. 1 Конституции РФ.

Ст. 35 Конституции РФ.

Ст. 40 ч. 1 Конституции РФ.

Ст. 49 ч. 1 Конституции РФ.

Ст. 38 ч. 1 и 2 Конституции РФ в ее связи со ст.ст. 2 и 17 Конституции РФ (в их обязывающем толковании Конституционным Судом РФ).

Ст. 18 (4) Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 13 (3) Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 27 ч. 1 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека.

Ст. 1 ч. 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

См. там же, с. 19-20.

Утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351.

Утв. Распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р.

Абзац второй п. 3 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 19.01.2010 № 151-О-О и др.

«Правовой анализ проекта Федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации»» АЦ «Семейная политика.РФ», с. 21-22.

См., в частности, «Открытое письмо» против принятия законопроекта, поддержанное более чем 190 российскими общественными объединениями и организациями: https://drive.google.com/file/d/1UWcmQ_RAFYHeLwvPvpgw7EsV7bW23CZN/view?usp=sharing.

Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства

Всемирная организация здравоохранения позиционировала улучшение жилищных условий как потенциальную стратегию улучшения здоровья населения.

Минувшим летом в Любляне состоялась первая в своем роде Европейская конференция ВОЗ высокого уровня по вопросам справедливости в отношении здоровья. В ней участвовали высокопоставленные должностные лица из 53 государств-членов ВОЗ в Европейском регионе. На конференции Европейское региональное бюро ВОЗ представило вниманию стран свой Инструмент обеспечения справедливости в отношении здоровья, состоящий из 51 наиболее эффективной меры, и назвало пять ключевых условий, необходимых для того, чтобы люди могли жить здоровой жизнью. Это качественные и доступные услуги здравоохранения; гарантированный доход и достаточный, справедливый уровень социальной защиты; достойные условия проживания; социальный и человеческий капитал; достойные условия труда и найма.

Обратите внимание: достойные условия проживания в списке наиболее важных условий здоровой жизни на третьем месте, а достойные условия труда только на пятом! А ведь мы привыкли думать, что сил и здоровья нас лишает работа. Мы придумали и часто цитируем пословицы и поговорки вроде «От работы кони дохнут», «Всякий труд ценен, да не всякий полезен», «От работы не будешь богат, а будешь горбат»… Но ученые обоснованно говорят о том, что наибольшее влияние на наше здоровье оказывают жилищные условия. И то сказать, рабочий день — восемь часов, дома мы проводим гораздо больше времени.

В сводном докладе Сети фактических данных по вопросам здоровья (СФДЗ) Европейское бюро Всемирной Организации Здравоохранения утверждает: «Улучшение жилищных условий, согласно имеющимся данным, неизменно приводит к улучшению состояния психического здоровья, степень которого коррелирует со степенью улучшения условий проживания. Улучшение жилищных условий в целом, как представляется, может способствовать улучшению состояния здоровья и общего благополучия».

Что это значит? Что чем значительнее улучшаются условия проживания человека, тем лучше становится его здоровье. Недовольны состоянием своего здоровья? Хотите хорошо себя чувствовать, не болеть и жить долго — задумайтесь о смене жилья. Весьма вероятно, что ваши болячки — следствие нелучших условий проживания.

Так как же они влияют на наше здоровье и самочувствие?

По мнению ВОЗ, новый комплекс политических мер и практических инструментов поможет странам в Европейском регионе уже в течение ближайших пяти лет создать для каждого человека возможность жить здоровой и благополучной жизнью. При этом одним из ключевых условий достижения успеха является создание достойных условий проживания.

Теснота и перенаселенность

«В тесноте, да не в обиде!» — прекрасный лозунг. Увы, как и многие лозунги, он давно скомпрометирован. Ученые считают, что стесненные условия проживания могут стать одной из причин частых инфекционных болезней. Доказать такой факт очень просто: в просторном помещении воздушная среда лучше.

Воздух перенаселенных жилищ изменяет свой состав и физическое состояние: повышаются его температура и влажность, что само по себе не приносит пользы. Кроме того, в таком воздухе становятся весьма ощутимы вредные вещества, испаряющиеся с поверхности кожи и одежды людей: аммонийные соединения, летучие органические кислоты… Попросту говоря, появляются неприятные запахи, сказывающиеся и на настроении, и на самочувствии.

Загрязненный воздух прежде всего влияет на центральную нервную систему, которая, в свою очередь, воздействует на физиологические функции всего организма. Это проявляется в виде головной боли, плохого аппетита, быстрой утомляемости. Изменяются глубина и ритм дыхания, которое становится учащенным, но поверхностным, что уменьшает вентиляцию легких и вызывает обеднение кислородом тканей организма.

И это далеко не всё, чем грозит нам теснота. Если верить последним исследованиям ученых, стесненные жилищные условия не лучшим образом сказываются на психологическом здоровье. Понятно, что чем больше людей живет в одной маленькой квартире, тем менее комфортно они себя чувствуют. Отсутствие своего личного пространства, невозможность побыть в одиночестве не позволяют человеку полноценно отдохнуть. Со временем появляются чувство тревоги, раздражительность, злость. Особенно плохо влияют такие условия на маленьких жильцов: дети могут вырасти замкнутыми, не очень общительными, с комплексами. Для взрослых, живущих на минимальных квадратных метрах, увеличивается риск возникновения стрессов, неврозов и алкоголизма. Стесненные условия жизни могут стать причиной ссор с близкими людьми, а от постоянных конфликтов недалеко и до преступлений. В связи с особой остротой проблемы по инициативе МВД России наказание за них ужесточается, но не тот ли это случай, когда нужна в первую очередь профилактика? И ее самой действенной мерой является, как в боксе, «разведение по углам». Перенаселенное жилье — высокая концентрация проблем.

Существуют социальные, физико-гигиенические и санитарные нормы жилой площади. Гигиенисты считают, что на каждого жильца должно приходиться не менее 9 квадратных метров, а архитекторы полагают обязательным минимумом 14,7 «квадратов».

Некачественное жилье

Нехватка квадратных метров — не единственная проблема. Просторный, но темный и сырой полуподвал ничуть не лучше маленькой клетушки.

В недостаточно освещенном жилище человек недополучает ультрафиолетовые солнечные лучи, отчего нарушается обмен веществ, возникают функциональные изменения со стороны нервной системы, слабее становятся защитные силы организма и появляется предрасположенность к различным заболеваниям. В жилищах с недостаточной инсоляцией дети раннего возраста легко заболевают рахитом из-за нарушения процесса образования в организме витаминов группы В.

Неблагоприятно сказывается на здоровье людей проживание в сырых и холодных помещениях. При этом могут развиваться острые респираторные заболевания, ангина, ревматизм и связанные с ним сердечно-сосудистые заболевания.

Излишне громкий шум в помещении вызывает плохое самочувствие, сопровождающееся раздражительностью, быстрой утомляемостью, головной болью. Особенно вреден шум, нарушающий отдых и сон.

Плохие материалы

Знаете ли вы, что внутри наших жилищ можно обнаружить более 500 химических соединений? И 17 из них представляют серьезный риск для здоровья. Они определяются в любом доме, другое дело, в какой концентрации. Очень плохо, если она в десятки раз превышает норму.

Один из самых вредных компонентов — формальдегид. Главные его источники — строительные и отделочные материалы, клеи, мастики. «Перебор» с формальдегидом гарантирует жильцам, как минимум, сильные головные боли и общее ухудшение самочувствия. Формальдегид отрицательно воздействует на генетический материал, репродуктивную и дыхательную системы, печень, почки. Отравление начинается с возрастающего поражения нервной системы — с головокружения, чувства страха, дрожи, неровной походки. Формальдегид официально признан канцерогеном, но также обладает аллергенным, мутагенным и сенсибилизирующим действием.

К сожалению, в кризис многие застройщики переходят на дешевые материалы, и это сказывается и на качестве домов, и на здоровье жильцов. Фенол и формальдегид могут содержаться не только в отделочных материалах, но и в бетоне и панелях ДСП. Вредные вещества могут поступать в квартиру из минваты, если дом утеплен этим материалом некачественно: швы не загерметизированы достаточно и пропускают дождевую воду или тающий снег.

Печальный пример такой экономии — так называемые «фенольные дома» в столице: в начале 70-х при строительстве серии серых панелек применялся фенол. Его добавляли в бетон, чтобы ускорить затвердевание и тем самым приблизить сроки сдачи домов. А для удешевления процесса в качестве утеплителя панелей использовали пропитанную фенолформальдегидными смолами стекловату. Практически сразу после постройки ядовитые испарения просочились внутрь квартир. Люди, жившие в «фенольных домах», жаловались на плохое самочувствие, аллергию, возникновение онкологических заболеваний и другие недуги. Фенол негативно влияет на нервную и дыхательную системы, а также на почки и печень.

Другой «внутренний враг» — свинец. В ходе исследований он обнаруживается почти в половине квартир и офисов. Класс опасности свинца — первый, а значит, он крайне опасен для организма человека. Отравление свинцом проявляется не моментально. Это коварное вещество остается в организме надолго, накапливаясь в костях и тканях. Свинец нарушает функции сердечно-сосудистой и кровеносной систем, слухового аппарата, а также приводит к снижению интеллектуальных способностей. Первые симптомы схожи с признаками сильного переутомления — вялость, головокружение, плохое настроение. Если своевременно не обратиться к врачу за помощью, симптомы будут только усугубляться. При длительном воздействии свинца на организм у человека появляются судороги, боль в мышцах, дефекты речи.

Жительница Красноярска отсудила у застройщика 7 миллионов рублей за формальдегид, обнаруженный в ее квартире в концентрации, превышающей норму почти в 10 раз. Выяснилось это после проверки, проведенной в связи с резким ухудшением самочувствия жильцов.

Неудобная планировка

Приверженцы фэншуя считают, что дом — это продолжение нашего тела, и если мы болеем, значит, что-то не так в нашем жизненном пространстве. С этим отчасти согласны и архитекторы-планировщики, которые подчеркивают роль зонирования, утверждая: если планировка не продумана, то постоянное пребывание в таком жилье будет вызывать психологический дискомфорт. Необходимость постоянно ходить по длинному темному коридору, к примеру, никому не добавит жизнерадостности. И совершенно очевидно, что реально повредить здоровью могут помещения сложной конфигурации, с углами и выступами, о которые можно травмироваться. Или вот еще: комнату, имеющую форму многогранника и всего одно окно, солнце будет освещать лишь отчасти, а о вреде недостаточности дневного света мы уже говорили…

Давайте резюмируем: по мнению всех без исключения специалистов, жилище здорового человека должно быть просторным, теплым, сухим, достаточно вентилируемым и освещенным естественным светом, изолированным от источников шума, удобным и сооруженным из безвредных материалов.

Если ваш дом или квартира не такие — это повод задуматься о смене жилья. Это непросто и недешево, да.

Но ведь здоровье дороже!

Текст: Елена Логунова
фото: .com

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *