Сентинский храм как добраться

Отзыв: Сентинский храм (Россия, Нижняя Теберда) — Очень красивая природа и возможность увидеть храм 10 века

Во время нашей июньской поездки в Домбай мы решили немного покататься по местности, чтобы разнообразить походы по горам. И, одним из мест, посещенных нами, был Сентинский храм в поселке Нижняя Теберда. Храм построен на утесе массива Бурун-Сырт.

Свое название храм получил от прежнего названия поселения Сынты (Сенты). Он является одним из древнейших храмов на территории России. Недалеко от него можно еще посмотреть Шоанинский храм, но мы до него не добрались, так как времени уже не было.
Сентиснкий храм видно еще снизу, он виднеется на вершине горы.

Храм очень древний, построен в 967 году, во времена расцвета Аланского царства, когда оно находилось под влиянием Византийской империи. То есть ему уже 1000 лет. Храм был построен на месте древнего языческого капища, о чем свидетельствуют камни с геометрическими рисунками, обнаруженные в кладке.

Качество кладки храма впечатляет. Камни тщательно подогнаны и не скажешь, что ему столько лет.

Архитектура чем-то напоминает храмы на Балканах.

Особенно впечатляют арочные входы.

Храм построен из песчаника. Высота метров 10. Не очень большой, разрушающийся, но само понимание, что его строили так давно, добавляет ему колорита.

Грунтовая дорога довольно крутая и ведет вверх вдоль левого берега реки Теберды.

Вид сверху

В целом на любой машине можно проехать.

Вдоль дороги поднимаются скалы, а с другой стороны ущелье. Перед пешеходной тропой к храму есть небольшая площадка для парковки, откуда нужно пройти пешком пару сотен метров.
Вверх тоже можно проехать, но там многие оставляют машину и идут пешком.

Перед храмом небольшая табличка, сообщающая, что это здание имеет историческое значение.

Вход в храм перегорожен большими камнями. То ли они сами упали, то ли чтобы животные внутрь не заходили и не гадили. Так как такого количества лошадей, овец и особенно коров я не видела никогда в жизни. Они пасутся везде – во дворах, на предгорьях, спокойно ходят по дороге, на высоте. Иногда знаки их пребывания встречаются в таких местах, в которые самим трудно забраться.

Внутри сохранились остатки штукатурки, но они исписаны нашими излюбленными надписями в России «Здесь был Вася» и прочее.

И главное не только внизу, но и на высоте. Со стремянкой они что ли вверх забираются. От фресок мало что сохранилось.

Штукатурка практически осыпалась.
У алтаря стоят иконки и свечи. Люди приходят сюда помолиться.

Рядом с храмом расположена каменная постройка, похожая на мавзолей.

Некоторые залазят внутрь, но там ничего интересного нет. Эта постройка была предназначена для захоронения высокопоставленных лиц.

Виды вокруг потрясающие, тишина, поют птицы. С высоты открывается замечательный вид на окрестные горы, реку.

Очень умиротворяющий пейзаж. Особенно хорошо здесь ранним утром, можно спокойно сесть на травку и смотреть вдаль.

Рекомендую к посещению. Виды очень живописные, хотя Карачаево-Черкессия вся красивая.

dron285

«О боже мой! — скажите вы. — Этот блог превращается в филиал РПЦ!». Но я спешу вас успокоить (или разочаровать?) — этот пост последний из Кавказского путешествия, посвященный религиозной архитектуре. Мимо этого места я проехать никак не мог, всё-таки потрясающие виды вперемешку с древней архитектурой бьют меня в самое сердце и заставляют писать эти строки. Но обо всём по порядку.
В прошлый раз мы с вами посетили Шоанинский храм, который гордо (и довольно самонадеянно) нарёк себя древнейшим на территории нашей необъятной родины. Сентинский храм не намного старше своего собрата — он был возведён аж в первой половине X века и до нынешнего времени гордо возвышается над аулом Нижняя Теберда.
2. А началось всё с того, что Ирина категорически отказалась подниматься к храму и решила заняться готовкой еды, сказав мне наслаждаться архитектурой. «Окей! — подумал я. — Тогда даже не буду искать дорогу наверх, поднимусь по склону, тут идти-то всего ничего!» Идти вроде было и правда совсем близко, но тропинки по этому склону были крайне незаметные и неудобные, поэтому путь получился дольше, чем я планировал.
3. А еще я порядком подзапыхался, хотя по горам для меня ходить далеко не в новинку. Кстати, потом я уже понял что вокруг горы ведет вполне приличная грунтовка и на машине можно было подъехать практически к самому храму.
4. Когда дорожка выводила меня на открытые пространства, я делал перерывы и наслаждался открывающимися видами.
5.
6. Минут через 20 мучений, за близлежащими кустами, я наконец-то его увидел.
7. Какой всё-таки красавец! А какое место выбрано? Лучше, как мне кажется, и не придумать.
И хотя первоначальная форма храма сильно искажена (во второй половине XIX века здесь был построен православный женский Спасско-Преображенский монастырь, обитательницы которого пытались реконструировать храм, сильно исказив его форму), он всё равно западает в душу.
8. Не обошлось, конечно, и без наскальной живописи.
9. Внутри храм разрушен, но следы пребывания людей всё-таки встречаются.
10.
11. Увы, не все готовы просто полюбоваться этим строением. Кому-то очень хочется, чтобы все знали, что он тут побывал. И тут в голову человека приходит гениальнейшее решение — надо просто нацарапать своё имя! Ох, ну откуда в некоторых людях столько идиотизма?
12. Остатки былого величия.
13. Ну а я, бросив еще один взгляд на храм, отправляюсь любоваться видами.
14. А они тут чудо как хороши!
15. Внизу течёт горная речка Теберда, отличающаяся удивительным цветом воды.
16. Ну а спустившись чуть ниже можно хорошо рассмотреть окрестности аула Нижняя Теберда.
17. Пора возвращаться, чтобы насладиться макаронами с тушёнкой, приготовленными Ириной и отправляться дальше. По пути встречаем небольшой водопадик Сынты.
18. А дальше выруливаем на дорогу и движемся в сторону Домбая.
19. Долина Теберды — нереально красивое место, просто поражающее воображение. Честно говоря, я еще ни разу не ездил по дорогам, проходящим через ущелья с такими потрясающими лугами, поэтому ехал просто открыв рот.
20.
21. Лишь коровы, иногда появляющиеся на нашем пути, заставляли повнимательнее смотреть на дорогу.
22. Въехали в Теберду. Вообще, Тебердой можно назвать практически все посёлки, располагающиеся рядом с дорогой — Верхняя Теберда, Нижняя Теберда, просто Теберда)
23. Теберда оказалась очень чистеньким и уютным посёлком.
24. Но наша цель лежала дальше, поэтому проскочив Теберду мы отправились прямиком в Домбай. Температура становилась все ниже, зелени было всё меньше, а огромные горы всё сильнее нависали над дорогой. Да-да-да-да, это Домбай!
Подписаться на обновления блога

Tags: Кавказ, путешествие

Сентинский храм

Церковь

Сентинский храм

карач.-балк. Сынты клиса

Страна

Россия

Местоположение

Карачаево-Черкесия

Конфессия

Православие

Тип здания

Крестово-купольный

Архитектурный стиль

Византийский

Дата основания

X век

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 091610659980006 (ЕГРОКН). Объект № 0910009004 (БД Викигида)

Медиафайлы на Викискладе

Сентинский храм (карач.-балк. Сынты клиса) — христианский храм, возведённый в 965 году на территории современной Карачаево-Черкесии.

Расположен на отроге горного хребта на левом берегу Теберды, в окрестностях современного карачаевского аула Нижняя Теберда (ранее Сенты, карач.-балк. Сынты), в 18 км южнее города Карачаевск.

История храма

Основой для точной датировки храма является строительная надпись, обнаруженная на северной стене восточного рукава. Надпись выполнена чёрной краской на белой лощёной штукатурке первого этапа декорации, крупно выделена дата. Высота букв колеблется от 1,3 до 2, 8 см, а в числах — от 2 до 6,8 см. Её текст читается следующим образом:

+ Ἐνεκενθ(η), ἐνεώσ ὁ να τ(ῆς)

ὑπεραγίας θ(εοτόκ)ου ἐπὴ βασηλ καὶ ωκράτην(ὴ) Ἀπρη(λίου) β´, ἡμέρᾳ ἁγου Α κ δηὰ χειρὸς ; Насельницы монастыря реконструировали храм, исказив его первоначальную форму. Монастырь перепрофилирован в годы советской власти в детский дом-интернат (в конце XX — начале XXI веков заброшен), ныне восстанавливается.

Рядом с Сентинским храмом расположен каменный мавзолей, также датируемый X веком, предположительно предназначенный для захоронения высших священнических чинов — уникальная для Северного Кавказа постройка.

Архитектура

Храм однокупольный, в плане представляет собой крест с примыкающей к нему с востока апсидой. Стены сложены из хорошо отесанного песчаника, на известковом растворе. В кладке подкупольных подпружных арок, в арке между коробовым сводом восточной ветви креста и сводом апсиды, а также в перекрытии оконных проёмов (кроме апсиды) использована плинфа (так же, как и в других крестовокупольных аланских храмах).

Подпружная арка перед апсидой имеет слегка подковообразную форму. Три окна в алтаре перекрыты блоками с выточенными в них арочными выемками-архивольтами — такое же перекрытие световых проёмов мы встречаем в Шоанинском храме.

Стены фасадов завершаются простым карнизом из одной или двух полочек, который был восстановлен при последней реставрации по фотографиям XIX века. В древности храм был побелен, а крыша была покрыта черепицей. Сейчас памятник имеет двускатные кровли. Однако верхние ряды кладки в щипцах идут не горизонтальными рядами, а «дугой».

Простота плана Сентинского храма выражается и в отсутствии каких бы то ни было пилястр: подпружные арки опираются непосредственно на стены. Из строительных особенностей следует обратить внимание на традиционные для Алании ступенчатые подпружные арки (на этот раз сильно развитые). Уникальна для аланского зодчества «лучковая» форма сводов. Торцы рукавов креста завершаются тонкими, ни на что не опирающимися архивольтами, повторяющими «лучковую» форму сводов.

В храм ведут три дверных проёма: с запада, севера и юга. Все они имеют одинаковую форму со световым люнетом полукруглой формы наверху. Свет в интерьер попадал через эти люнеты и четырнадцать узких окон.

В настоящее время след от оконного заполнения хорошо читается только в западном тимпане. Скорее всего, деревянные рамы были вставлены во все оконные проёмы. По всему Сентинскому храму были найдены остатки круглых стёкол, вставлявшихся в эти самые рамы. С трёх сторон (с запада, севера и юга) к храму примыкают притворы, равные по ширине рукавам креста; сюда выходят все три двери.

В настоящем виде притворы являются сооружениями 1897 года, построенными на старом основании. Вероятно, они изначально появились спустя какое-то время после окончания строительства основной части храма — в месте их примыкания к стенам прослеживаются следы обмазки . Предполагались ли они изначально — не ясно. Возможно, что их ремонт с применением глиняного раствора совпадает по времени с последним этапом росписи храма (то есть не ранее конца XI века).

Снаружи в кладке есть несколько украшенных неглубокой резьбой камней. Они явно использованы в строительстве вторично, но их происхождение остается непонятным. Вполне возможно, что изначально к зданию храма они не имели никакого отношения.

Интерьер

В Сентинском храме сохранилось очень много фрагментов росписи. Это самый большой фресковый комплекс на территории Алании.

Выделяют 4 этапа росписи храма.

Копия фрески I-го этапа в простенке между окнами апсиды Сентинского храма.

Первый этап

Изначально стены храма были побелены с расчётом на будущую роспись. Изображения были только между окон апсиды. Это два больших креста на ступенчатых возвышениях («голгофах»). Ветви крестов слегка расширяются к концам и украшены «драгоценными камнями». Использовано было три пигмента: самый дорогой синий (единственный случай во всех росписях храма), сажа и красная охра. Фрагменты крестов видны до сих пор. Возможно, существовали ещё изображения, которые скрылись под последующими слоями штукатурки.

Второй этап

На следующем этапе изображения первого слоя были забелены. В апсиде появились четыре крупных креста и линия орнамента над ними. Изображения этого периода просматриваются только частично (они либо утрачены, либо перекрыты последующими слоями росписи). Лучше всего виден западный крест на северной стороне апсиды. Его основной контур прочерчен графьей (заглублённый контурный рисунок, процарапанный по штукатурке). Крест имеет слегка расширяющиеся концы. Ветви разделены на «сегменты», окрашенные в белый, красный и серый цвета. На пересечении ветвей прочерчен круг, от которого во все стороны отходят по паре параллельных линий. На концах ветвей, по углам, находятся по две окружности. Под крестом просматриваются традиционные надписи с титлами: «IC XC NHKA». Правее креста, в промежутке перед следующим, просматриваются две аналогично декорированные окружности. Надо отметить, что все окружности этого этапа имеют глубокую циркульную графью. Другие три креста, судя по угадывающимся фрагментам, аналогичны по форме.

Роспись алтаря Сентинского храма. I—III этапы. Реконструкция Д. В. Белецкого и А. Ю. Виноградова

Выше крестов по всем стенам храма шла плетёнка — полоса орнамента. Элементы её окрашены в красный, серый, чёрный и белый тона и «декорированы» белыми и красными «точками». С внешней стороны плетёнка «украшена» мелкими «лепестками» красного и серого цвета. Автор этой росписи не был профессионалом, так что изображение выполнено несколько небрежно.

Третий этап

К третьему этапу относятся Богоматерь над окнами апсиды и святитель слева от алтарных окон. Богоматерь написана поверх проходившего над окнами орнамента-плетёнки второго этапа. Она представлена по пояс, в иконографии Знамения-Влахернитиссы. Она была зафиксирована дореволюционными художниками-исследователями И. А. Владимировым и А. Н. Дьячковым-Тарасовым. На уровне груди Богородицы сохранился и прекрасно просматривается представленный в медальоне образ Спасителя Эммануила. Судя по всему, в начале XX века обмазка с более поздней живописью четвёртого этапа осыпалась ещё не полностью, и Младенец не был виден. На рисунках исследователей Младенец не показан, поэтому Сентинский образ Богородицы иногда называют Орантой.

Акварель И. А. Владимирова. 1899 г. ИИМК РАН. Р. I. Д. 201. Л. 7.

Нимба у Спасителя не было — традиционное перекрестие написано белильным контуром. Перед нами символическое изображение «щита веры», когда круг нимба Христа и абрис медальона становятся одним целым.

Образ святителя расположен к северу от алтарных окон и вписан в прямоугольное поле красного цвета. Подпись не сохранилась, но её следы, сделанные белилами, просматриваются, кажется, на фоне справа. Образ смотрелся как своего рода большая икона. Под изображением святителя имеется процарапанное по штукатурке граффито, являющееся подписью к изображению с именем святого Николая. Видимо, перед нами образ свт. Николая Мирликийского, что подтверждает и его иконография.

Св. Николай. Северная стена апсиды.

Галерея

  • Сентинский храм, вид сверху. Май 2018г.

  • Сентинский храм, вид сверху. Май 2018г.

  • Сентинский храм, вид на Кавказский хребет. Май 2018г.

  • Сентинский храм. Река Теберда. Май 2018г.

  • Сентинский храм. Панорама. Май 2018г.

  • Сентинский храм. Панорама. Май 2018г.

  • Сентинский храм. Алтарь. Май 2018г.

  • Сентинский храм. Древняя роспись. Май 2018г.

  • Сентинский храм. Своды. Май 2018г.

> См. также

  • Нижне-Архызское городище
  • Зеленчукские храмы
  • Шоанинский храм

> Примечания

  1. Упомянутый в Августе Четырнадцатого А. Солженицына как Тебердинский.
  2. Спасо-Преображенский женский монастырь

Литература

  • Белецкий Д. В., Виноградов А. Ю. Фрески Сентинского храма и проблемы истории аланского христианства в X в // Российская археология. — 2005. — № 1. — С. 130—142.
  • Белецкий Д. В., Виноградов А. Ю. Нижний Архыз и Сенты: древнейшие храмы России. Проблемы христианского искусства Алании и Северо-западного Кавказа.. — М.: Индрик, 2011. — 392 с. — ISBN 978-5-91674-127-8.
  • Дьячков-Тарасов А. Н. Сентинскiй храмъ и его фрески. — Екатеринодаръ: Типо-литографiя Э. Х. Килiус и К°, 1899. — 9 с.
  • Кузнецов В. А. Несколько замечаний о мавзолее близ Сентинского храма X века в Карачаево-Черкесии // Из истории культуры народов Северного Кавказа : сборник научных статей. — Ставрополь, 2017. — Вып. 9. — С. 89—97. — ISBN 978-5-9907586-7-4.

Ссылки

  • Средневековые христианские храмы Алании
  • Сентинский храм: фотогалерея

Передача РПЦ аланских храмов в Карачаево-Черкесии может помочь спасти их или начнет гражданскую войну

Тысячелетние культовые сооружения находятся в печальном состоянии. РПЦ может помочь, но финал непредсказуем

«Аланское» соперничество

Храмы в Теберде и Нижнем Архызе являются самыми старыми в России, они возведены еще до крещения Руси. Ранее они входили в состав Государственного Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного музея-заповедника имени Марии Байчоровой, а потом – в состав «Аланского христианского центра» («АХЦ»), подведомственного Министерству туризма и молодежной политики КЧР.

Туристы отмечают, что храмы находятся в печальном состоянии и недоумевают, на что расходовались федеральные средства, направляемые на реставрацию памятников архитектуры. Многие высказывают мысли о необходимости их передачи Русской православной церкви, которая позаботится о них, раз чиновники не могут привести их в порядок.

При этом ряд деятелей в КЧР активно протестует против передачи храмов церкви и проведения в них служб. Директор института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что дело не в религиозной нетерпимости:

— Тут ситуация другая: сам не могу или не хочу привести в порядок – и другим не отдам. На эти цели выделяются деньги из федерального бюджета, вопрос в том, проходят ли проверки того, как они расходуются.

Другая проблема, с его точки зрения, заключается в претензиях некоторых осетин на данные территории, в связи с чем они активно продвигают мысль о передачи храмов РПЦ:

— Я видел, какое отношение у осетин к этим храмам не потому, что они христианские, а потому, что они считают их осетинскими.

Есть и проблема территории: в КЧР опасаются, что если в храмах разрешат служить осетинам, которые сейчас за ними ухаживают, то потом могут возникнуть и территориальные претензии.

Тем более, что некоторые радикальные представители осетинской молодежи дают пищу для этой позиции, рассматривая эти храмы как доказательства того, что это осетинская земля.

Проблема заключается и в претензиях на «аланство» и у карачаево-балкарцев, и у осетин:

— Потомками алан считают себя как осетины, так и карачаевцы, то есть передача аланских храмов осетинам может стать преимуществом в этом соперничестве за «аланство».

Сейчас единственный коренной христианский народ СКФО – это осетины, и они говорят, что это их храмы, потому что «мы их строили». Но отдать их невозможно, так как если их передать Осетии, то проблема Пригородного района покажется детским лепетом.

В связи с этим собеседник уверен, что принимать решения по любым изменениям границ на Кавказе политически недальновидно и опасно:

— Все земли на Северном Кавказе всегда кому-то принадлежали, так что как только начнутся разговоры о «неправильных» границах, то полыхнет весь Кавказ: так как на любой территории здесь в разное время были разные хозяева, так что все могут претендовать на все. И только начни устанавливать здесь «историческую справедливость», то из гражданской войны не выберешься.

Одним из вариантов решения проблемы Дмитрий Журавлев считает обращение в Пятигорскую и Черкесскую епархию, которая не связана с Северной Осетией и воспринимается местным населением нейтрально:

— Если храмами займется не Владикавказская, а Пятигорская и Черкесская епархия – то это может быть нормальным вариантом, можно даже создать отдельное благочиние и поставить русского благочинного. Тогда и храмы останутся в КЧР, и конфликта с осетинами не будет, и церковь благоустроит их. Для этого, в том числе, нужна серьезная воля церкви.

На храмы нет политической воли

Экскурсовод Инна Очкасова впервые сама поехала к храмам в начале 1990-х годов, а с начала 2000-х водит людей: это как религиозные паломничества, так и светские экскурсии:

— За это время они находятся в одном и том же состоянии. Какие-то ремонты проводятся изредко, переделана крыша на черепичную: в 1990-х года в Свято-Георгиевском храме было побелено, но с тех пор погодные условия, отсутствие окон как таковых, птицы и банальный вандализм сыграли свою роль.

Шоанинский храм находится в относительно неплохом состоянии, говорит Очкасова:

— Это потому, что осетинская община, диаспора, вопреки всему взяла благоустройство в свои руки, поэтому они имеют минимальную возможность поддерживать его в нормальном состоянии, хотя полностью им не дают это делать, например, не дают поставить алтарь. Но хотя бы ведутся богослужения, как и в Ильинском храме, они долгое время боролись хотя бы за право проводить богослужения.

В связи с тем, что региональным властям не получается привести храмы в необходимое состояние, все чаще раздаются голоса передать их РПЦ, сообщила экскурсовод:

— Неоднократно к храмам пребывал архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, он пытался облагородить территорию, сделать что-то, чтобы там можно было проводить службы, потому что мы прекрасно видим, как в РПЦ все монастыри и храмы находятся в хорошем или идеальном состоянии. И если был принят закон о передаче церковных объектов церкви, то почему в этом случае закон не действует? Я этот вопрос задавала неоднократно во всех храмах, на что мне отвечали, что это политический аспект, связанный со страхом, что возникнут какие-то разногласия религиозного характера.

Несмотря на то, что все пять храмов объединены в Аланский христианский центр, пока особых результатов от этого нет, разводит руками Инна Очкасова:

— Насколько мы можем видеть за время постоянных посещений, никаких сдвигов в сторону христианства в этом христианском центре не происходит, потому что юридически не переданы РПЦ. Некоторые и вовсе заявляют, что они и вовсе не православные и не имеют к современному православию никакого отношения.

Сейчас же даже попытки ремонта вызывают скандалы:

— Когда в минувшем году в Ильинском храме общиной за свой счет был сделан пол и минимальный ремонт, то поднялся скандал по поводу того, как посмели испортить памятник архитектуры. Но пол уже проваливался, ходить там было невозможно, люди падали, но никто ничего не делал. Собственный источник также мне сообщил, что на протяжении всех лет на благоустройство выделялись деньги: как на реконструкцию и реставрацию, так и на дорогу и так далее, но ничего этого нет, везде висят проекты, что будет делаться с храмами в Архызе, но пока воз и ныне там.

Туристы и паломники со всей страны и из-за рубежа недоумевают происходящему, уверяет Очкасова:

— Приезжают тысячи людей, я сама вожу сотни людей, и все постоянно возмущаются, почему храмы не могут привести в должный порядок, а на это попросту нет политической воли. Вопрос прежде всего стоит даже не в службах, а в наведении порядка, выполнении ремонта, это возможно сделать в полной мере, только если объекты будут переданы церкви.

Мы посетили Шоанинский и Сентинский храмы. В Шоанинском, благодаря наличию смотрителя, поддерживается порядок, в здании чисто. Раз в год здесь проводятся службы.

В Сентинском ситуация иная. По непонятным причинам смотрителя здесь нет, регулярных служб не проводится. Впрочем, иногда проходят молебны, как, например, произошло 19 августа, когда молебен провел архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. Само же состояние храма оставляет желать лучшего: здание внутри полностью покрыто «автографами» туристов, многие из которых проходят поверх остатков древних фресок. Вся территория вокруг покрыта коровьим пометом, никакой ограды нет.

Согласно плану развития Аланского христианского центра, в первую очередь, должно было быть проведено благоустройство территории, а вторым – реставрация и восстановление храмов. Однако, судя по состоянию Сентинского храма, пока ни к чему этому еще не приступали.

Чьи храмы и где деньги?

Не всем известно, что старейшие христианские храмы на территории России находятся в Карачаево-Черкесии – это Шоанинский и Сентинский в Теберде и Нижне-Архызский историко-архитектурный и археологический храмовый комплекс, состоящий из Северного, Среднего и Южного храмов. Эти строения датируются первой половиной X века, то есть возведены ранее крещения Руси. На противоположном от комплекса берегу Большого Зеленчука расположена самая древняя наскальная икона в России.

Ранее глава КЧР Рашид Темрезов подписал указ о создании «Аланского христианского центра» («АХЦ»), подведомственного Министерству туризма и молодежной политики КЧР на территории Нижне-Архызского городища.

Против этого проекта высказался глава Конгресса карачаевского народа Кады Халкечев. В социальных сетях утверждают, что это было сделано после жалобы бывшего директора Государственного Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного музея-заповедника имени Марии Байчоровой Умара Эльканова.

Авторы критических материалов утверждают, что Эльканов противодействовал передаче храмов «АХЦ» из-за потери денег, взимаемых за въезд на территорию Нижне-Архызского городища. В публикациях отмечается, что после передачи храмов в ведение Минтурмола КЧР была проведена проверка, которая выявила, что суммы за посещение храмов, указываемые Элькановым, были занижены в несколько раз, при этом было допущено разрушение нескольких памятников.

Мы обратились с вопросами о сохранности храмов и разнице во взимаемых суммах за вход в Нижне-Архызское городище во время принадлежности его музею и «АХЦ» в сам музей и в Минтурмол КЧР.

Исполнявший обязанности директора с 17 октября 2018 года Халит Лепшоков сообщил:

— Про это ничего сказать не могу. Я исполняю обязанности директора временно. Поэтому что тут было до меня, какие финансовые издержки были, на эти вопросы вам ответить не смогу, потому что не в курсе этих событий.

Информацию о якобы уничтоженных памятниках в музее также опровергли:

— Это неправда. Никакие памятники не уничтожены, никакие памятники не пострадали. Наоборот, несколько памятников было отреставрировано, например, Северный храм и Средний храм.

В самом министерстве туризма и молодежной политики сообщили, что не могут дать ответы на наши вопросы:

— Информацией, которую вы запрашиваете, мы не обладаем. Наше министерство не имеет к ним отношения. Кто этим занимается, мы тоже не знаем.

Фото: NewsTracker, Twitter, личный архив Инны Очкасовой.

Сентинский храм в Теберде

В окрестностях Теберды довольно много исторических памятников и руин, ведь этот регион играл очень важную историческую роль. Через нынешнюю военно-сухумскую дорогу проходила часть «турецкой тропы». Но большинство исторических мест Теберды не освоена, туристам не доступна или просто информация о них отсутствует. Старинный Сентинский храм – один из самых ярких исторических памятников, которые туристы могут здесь посетить.

Это христианский храм из песчаника, возведенный в традиционной крестово-купольной архитектуры. Считается, что он был построен в 965 году и является одним из старейших христианских храмов на территории РФ, но есть и другие версии о времени его постройки. Но точно известно, что фрески внутри датируются 11 веком.

В XIX-м веке храм был сильно перестроен послушницами построенного рядом женского монастыря, но в прошлом веке ему вернули прежнее состояние. Сегодня он в плачевном состоянии и требует реставрации и защиты, хотя формально он и является историческим памятником, охраняемым государством. Тем не менее, снаружи вы сможете увидеть его первоначальный архитектурный облик. А вот внутри царит полная разруха: от фресок почти ничего не осталось, на их месте появляются надписи вандалов. Рядом находится каменный мавзолей X века, предположительно предназначенный для захоронения высших священнических чинов, а у подножия холма, на котором и расположен храм, есть небольшой водопад. С холма, на котором располагается храм, открывается неплохой вид.

🕐 Время работы: посещать лучше днем.

💵 Входная плата / стоимость билетов: бесплатно.

🚶 Как добраться: храм находится рядом с поселком Нижняя Теберда почти в 30 километрах от Теберды и 80 километрах от Домбая в сторону Карачаевска (храм на карте). Добираться сюда придется на такси или личном автомобиле, но можно найти и обзорные экскурсии из Домбая с посещением Теберды, Шоанинского и Сентинского храмов. Самостоятельно можно доехать до самого храма по навигатору на любом легковом автомобиле, и потом немного подняться пешком на вершину холма. Подъезжать к храму нужно с западной стороны по грунтовой дороге, а не с восточной (не с Водопадной улицы). Грунтовка ведет постоянно вверх под большим уклоном, и очень каменистая, так что проявляйте особую осторожность. Уже непосредственно возле храма есть просторная площадка, где можно оставить автомобиль. Но будьте осторожны при поездке в сырую погоду: на простой легковушке здесь легко застрять на скользкой дороге.

Теоретически также можно доехать на пригородных автобусах до центра поселка Нижняя Теберда, и дойти до храма пешком за 30-40 минут, но придется пройти порядочно вверх.

Отзыв: Сентинский храм (Россия, Нижняя Теберда) — Уникальная природа заповедных мест Карачаево-Черкессии

Привет всем!:)
Продолжаю рассказы о нашем пребывании в Карачаево-Черкессии. Приехав поздно вечером в отель на Домбае Отель «Эльбрус» — Наше славное пристанище на Поляне Домбай! , на следующее утро мы надеялись подняться на канатке на главный склон этого горнолыжного курорта -Мусса-Ачитара. Подъём был в нашей экскурсионной программе, но и тут по злому року повторился сценарий как и на Эльбрусе -дождь и туман безнадёжно заволокли все окрестности Домбая и несмотря на то, что новая канатка всё таки работала, но смысл такого подъёма сводился к нулю. Панорамы -вот ради чего мы туда стремились- были бы просто перекрыты от созерцания…
Тогда наш гид принимает решение просто немного видоизменить программу, а не отменить её. Да, погодный форс-мажор в горах случается нередко, но есть надежда, что назавтра всё будет по другому… и в горы мы всё таки попадём… А пока едем туда, куда планировали попасть уже на следующий день, при завершении программы на обратной дороге в аэропорт -в Сентинский и Шоанинские храмы. Безусловно, данные объекты заслуживают самого большого восхищения и я конечно же их покажу… Но не меньшее, а для меня и большее впечатление произвели удивительные природные локации, которые мы здесь увидели…
Тем более, накануне, когда мы только следовали на Домбай, было темно и даже из окошка микроавтобуса были лишены шанса посмотреть окрестности, как в поездке по Баксанскому ущелью Приэльбрусья…
И то, что мы увидели наутро, отправляясь к храмам, превзошло все наши ожидания, даже несмотря на дождь и ненастье… Мы двигались в ареале знаменитого Тебердинского заповедника в окрестностях города Теберда, хоть вглубь по его природным тропам и не углублялись…

Но даже игнорируя точные границы заповедника, можно смело сказать, что вся дорога от Карачаевска в сторону Домбая достойна этого наименования…

И, о радость, даже погода сменила гнев на переменную облачность, вовсе отменив дождь. Так что поездка прошла без зонтов и дождевиков.
Мы продвигаемся по Военно-Сухумской дороге, вдоль полноводной реки Теберда…
… до посёлка Нижняя Теберда. Недалеко от этого моста сворачиваем на просёлочную горную дорогу влево.
Могли бы ехать ещё приличное расстояние до Сентинского храма (дорога позволяет)-месту первой нашей остановки в этот день -но наш гид Марина предлагает пройтись, поразмяться, так сказать… а то засиделись в своих городах, где ежедневное пешее движение стало уже роскошью… Все с удовольствием откликнулись на этот призыв пойти пешком, да и совсем уж немощных людей в группе у нас не было.
Да, такой треккинг для меня никогда не заменит комфорт 20-минутного проезда на машине. Кайф не тот. А тут, без спешки и в удовольствие идём и любуемся каждой мелочью, которая встречается по дороге…
… Да хоть бурёнками, которые на вольном выпасе без какой-либо охраны и ограничения передвижения гуляют по здешним склонам… Насколько ненавижу зоопарки, настолько нравится мне наблюдение за животными, хоть и такими одомашненными, на воле. Мечта съездить когда-нибудь на настоящее сафари не покидает мозг, надеюсь что это ещё случится!:)

По мере движения по серпантину поднимаемся всё выше. И даже ещё с относительно небольшой высоты уже можно любоваться панорамами Карачаево-Черкессии -ущельем реки Теберда… Справа на фото малой крошкой белеет оставшийся внизу наш микроавтобус…
Эта перспектива открывает пейзажи в сторону Домбая…
… а с другой стороны -в сторону Карачаевска и Черкесска, а также Пятигорска, откуда мы прибыли…
Вот оно, село Нижняя Теберда перед вами. Да, постоянное проживание в таком антураже предполагает совсем другую жизнь, нежели в больших городах -более простую и естественную, а значит и более гармоничную, как мне видится…
Дорога дальше идёт по разным участкам -то с довольно крутым уклоном, то, как передышка всем нам, по относительному плато… Майская природа вокруг бушует ядрёной свежей зеленью и цветением деревьев…

И вот, наконец, за каким то поворотом, мы увидели нашу цель -Сентинский храм. Место кажется отшельническим… По прямой вроде уже и рукой подать…
… но это обманчиво. Предстоит обогнуть ещё одну петлю локального ущелья перед храмом…
Идём и восхищаемся не только растительностью, но и причудливыми скалами, сложенными природой вдоль дороги… Красиво невозможно! И слово «красиво» самое слабенькое из словарного запаса, которое можно применить тут:)…

Вот-вот, мы уже близки к цели, ещё один финальный рывок храму… Тут, на последнем участке, уже только пешеходная тропа. Марина слукавила, умолчав, сколько нам придётся идти… да и мы не засекли, но теперь навскидку я думаю, что шли мы в одну сторону не менее часа с хвостиком. Как настоящие паломники, которые понимают и принимают тот факт, что дорога к храму не должна быть простой!:) Однажды мы уже так шли, невзирая на трудности к Троицкой церкви в Грузии Аул Гергети (Грузия, Казбеги) — Тяжкий, но незабываемый треккинг к храму Святой Троицы в Гергети… …

Но всё было не напрасно. И вот уже, за ближайшими деревьями ущелья, открывается очередная панорама, от которой глаз не отвести. Полный аут и выпадение от самого себя в совершенно другой, нехоженный мир первозданной природы.
Хотя, конечно, это не совсем точно… Дорога то есть, и весьма приличная, да и несколько отзывов в ветке говорят о том, что место известное. Но вот никакого массового туризма мы тут не наблюдали. Никаких групп, толп и скоплений людей и машин. Возможно, повезло, не знаю… Но мы оказались тут одни-9 человек и вся красота одного из великолепных уголков России перед нами…

А вот и тот самый Сентинский храм (название от старого поселения Сенты), стоящий на выступе одной из скал над ущельем, который был нашей номинальной целью. Хотя для меня в этом походе в приоритете была природа, но и этот комплекс заслуживает внимания…

Хотя бы тем, что сама церковь относится учёными к X веку, к периоду расцвета Аланского царства, а это значит, что мы встретили в этом туре ещё одну из самых ранних христианских построек России.
И смотрите как разгулялась погодка к нашему прибытию!)
Помимо самой церкви тут находится древний мавзолей-костница. С подобными надземными захоронениями мы уже встречались на Кавказе, и не раз, например в Ингушетии и в Северной Осетии (были отзывы)…

И ещё один любопытный объект -подземная ёмкость-«цистерна» для сбора и хранения воды.
Сам храм просто потрясающий! Его историю вы и сами должны знать, ведь это общеизвестная информация, поэтому на ней останавливаться не будем:)
Пропою лишь то, что увидели. Удивительная кладка прочно подогнанных камней, которая выдержала не только природные катаклизмы, но и разрушения от войн и невежества людей…

Храм однокупольный в византийском стиле в форме креста с апсидой.
И если чисто внешне заметно, что храм давно не реставрировался, но все эти обрушившиеся камни и ещё незначительные разрушения можно как то принять за древние развалины, которые только добавляют колорита…
… то интерьеры приводят в оторопь… Всё та же извечная проблема полной запущенности уникальнейшего объекта истории 10 века!.
Не буду тут долго рассыпаться в рассказе о безобразии, которое мы увидели внутри… Полная разруха, вандализм, утрата последних намёков на фрески… Логика нормального человека отказывается такое понимать…

Мало того, ещё и пасущиеся животные очень любят забредать прямо вовнутрь и там гадить:((( Будучи не сильно набожной, даже мне этот факт показался каким то осквернением святого места и надругательством над чувствами поистине верующих людей. Неужели нельзя хотя бы как то заколотить входы, чтобы предотвратить доступ вандалам и животным до решения вопроса, если он вообще собирается решаться…

Этот контраст с идеальной картинкой природы вокруг храма принёс невыразимую печаль…
Поэтому большее душевное удовлетворение доставляло любование видами на церковь в относительном удалении…
Ну а естественные площадки для фотосессий тут на каждом шагу. И каждый ракурс сносит «башню»:)

Обратный путь к машине доставил не меньшее удовольствие. Ведь теперь дорога шла под уклон вниз, а это гораздо легче и приятней для прогулки…
… которая приносила всё новые и новые впечатления и штрихи к этим заповедным местам…
Шли медленно и как будто оттягивали тот момент, когда надо будет отправиться в дальнейший путь… Надышаться и насладиться местной природой до конца невозможно. И как я понимаю служащих ТО Магтур (которые почти все из здешних краёв), которые искренне влюблены в эти места и рассказывают о них взахлёб, и водят туристов с воодушевлением как в первый раз…

Треккинг к Сентинскому храму доставил немало удовольствия и конечно я его порекомендую всем, кто приедет в Карачаево- Черкессию. Ехать не долго и не утомительно и от Домбая, и от Теберды, и от Карачаевска -в пределах минут сорока-часа.
Пожалуй, в этом туре по Кавказу на самой верхней ступеньке пьедестала у меня уместились бы горная часть Ингушетии Джейрахско-Ассинский заповедник (Россия, Ингушетия) и вот этот самый живописный отрезок Карачаево-Черкессии от Карачаевска до Домбая. Невообразимые красоты, которые трудно описать словами.
Спасибо за внимание к отзыву, всем добра!:)

Сетинский Храм

Навигация по статье:

  • описание;
  • Сентинская гора;
  • практическая информация.

В Карачаево-Черкесской области находится Христианский Храм, возведенный в первой половине десятого столетия. Удивительное строение расположилось на левобережье р.Теберды. Оно получило название Сынты клиса, что переводится как Сетинский. Туристы могут посетить священные постройки в Нижней Теберде, на территории карачаевского аула.

В 18 километрах к югу от Теберды находится город Карачаевск. Тут когда-то проходил всеми известный Шелковый Путь.

Описание

Сетинский Храм сооружен из блоков песчаника, которые соединены при помощи известкового раствора. Стены Храма украшены фресками, относящимися к одиннадцатому столетию. Ширина строения составляет 8 метров, высота с куполом – около 10 метров.

Архитектура Сетинского храма безупречна. Опытные мастера выполнили огромную работу, тщательно подогнав блоки и плиты. Здание отлично сохранилось до наших дней благодаря чистоте кладки, правильно выложенному скальному основанию, на котором расположен фундамент. На нем нет ни одной трещины. Без сомнений, возведение Сентинского Храма было доверено большим мастерам.

Здание относится к довольно редкому типу храмов, в плане представляющих так называемый чистый (не осложненный пристройками) крест. На средокрестии покоится глава – цилиндрический барабан с восемью окнами и низкий полусферический купол, некогда увенчанный металлическим крестом. Единственная полуциркульная апсида прорезана тремя окнами; она опирается на открытый снаружи многоступенчатый цоколь. Внутрь храма ведут три входа со световыми люнетами. Помещение в интерьере очень небольшое, длина здания без апсиды 8 м (апсида от др.-греч. свод, абсида (лат. absis) – выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом) и равна его ширине.

Рядом с храмом стоит мавзолей, построенный в первой половине – середине Х в. архитектором из Константинополя или его округи для успокоения представителей местной социальной элиты – светской или духовной. Юго-восточный угол мавзолея стоит поверх хорошо, но частично прослеживаемой апсиды более ранней капеллы – часовни. Следовательно, часовню снесли, а на уже освященном месте поставили мавзолей. Что касается хронологического соотношения мавзолея и Сентинского храма, какое из этих сооружений построено первым и какова их иерархия, сейчас решить не представляется возможным.

По периметру Сентинской горы идет подпорная стена. Складывается впечатление, что строители стремились искусственно выровнять и снивелировать поверхность горы, чего и достигли. Но в какую эпоху? Видимо, все же в древности, хотя в XIX веке монахи внесли свою лепту в благоустройство. Они поставили на подпорную стену невысокий парапет (сейчас он разрушен), а северо-восточнее храма устроили бетонную цистерну для воды.

Сентинская гора

Ученые-археологи, благодаря проведенным исследованиям, пришли к выводу, что Сентинская гора было культовым местом до того, как в ней был построен храм. Вокруг памятника и на горном склоне удалось обнаружить древнейшие погребения с предметами пятого – восьмого столетий. Храм же был возведен на месте древнеязыческого святилища. Доказательством тому служит тот факт, что в его кладки найдены каменные блоки с петроглифическими рисунками змей и геометрическими узорами.

Так, во второй половине девятнадцатого столетия рядом с храмом был построен женский православный Спасско-Преображенский монастырь. В советские времена он был разрушен. Монастырские насельницы позднее выполнили реконструкцию храма, исказив его изначальную форму.

К сожалению, храм заброшен и в настоящее время не действует. Его интерьер утратился, однако до наших дней сохранились некоторые фрагменты древнейших фресок, считаемых основными достопримечательностями, покрывающими интерьер. Сегодня туристы могут увидеть отдельные фрагменты, покрытые автографами путешественников нашего времени.

С храмовой площадки (высота 1280 м) открывается великолепная панорама Тебердинского ущелья и снежных вершин Передового хребта.

Практическая информация

Добраться до Сентинского храма можно на автобусе или автомобиле по трассе «Черкесск-Домбай». Храм расположен на отроге горного хребта на левом берегу Теберды, в окрестностях современного карачаевского аула Нижняя Теберда (ранее Сенты, карач.-балк. Сынты), в 18 км южнее города Карачаевск.

GPS-координаты:

Византийский храм на Сентинской горе

На Кавказе находятся самые древние на территории России храмы. Построены они в раннем Средневековье, в период VI-XIII столетий, расположены в горах, труднодоступны и малоизвестны. Наиболее активно строительство храмов велось в X–XII веках. Оно совпадает с пиком развития Византийской империи, под влиянием которой в те времена и находился этот регион. Сентинский храм, о котором пойдёт речь, является одним из пяти самых древних храмов Х века на территории Российской Федерации. Он был построен ещё во времена Аланского государства, что располагалось на этих землях.
Путь к храму начинается у подножия Тебердинского ущелья, возле аула Нижняя Теберда и ведёт высоко-высоко в горы.
С одной стороны тропу ограждают скалистые горы, с другой крутое ущелье.
Сентинский храм расположен на высоком утёсе массива Бурун-Сырт над аулом Нижняя Теберда (бывшее поселение Сынты, в русской транскрипции Сенты — отсюда одноимённое название храма). Нижняя Теберда раскинулась на правом берегу реки Теберды.
Вид на Нижнюю Теберду с горного утёса.
Время постройки храма до недавнего времени было объектом дискуссий. Большинство ученых сходились во мнении, что храм построен в период расцвета Аланского царства и датируется рубежом Х-XI веков, т.е когда аланы освободились от хазарской зависимости и образовали независимое государство. Лишь совсем недавно ученым-археологам удалось обнаружить под слоем фресок надпись на греческом языке, свидетельствующую о том, что храм был построен в апреле 967 года.

Продолжаем свой долгий и «опасный» путь сквозь горные породы и крутые обрывы.
Благо тропа широченная и чтобы упасть с неё не может быть и речи. Но при взгляде вниз дух захватывает однозначно!
Вид на долину реки Теберды.
А вот завиднелся наш конечный пункт — Сентинский храм.
Место для строительства храма было выбрано не случайно. Вспомним, что по ущелью Теберды шло одно из ответвлений Великого шёлкового пути, которое вело из степей Предкавказья к восточному побережью Черного моря. Устанавливая христианский храм на высоком скальном выступе, аланы, а через них и византийцы, сооружали своеобразный опорный пункт — проводник своих экономических и политических интересов.
В IX-XI столетиях в Алании (нынешняя территория Карачаево-Черкесси входила в раннефеодальное Аланское государство) велось широкое строительство каменных храмов. До наших дней из памятников культуры аланов сохранились гробницы и подземные склепы, городища и христианские храмы X-XI веков византийского типа. В то время Аланское государство находилось под влиянием Византии. Способом политического влияния Византии на эти земли были: укрепление позиций христианства и ассимиляция культуры аборигенов в византийскую культуру. Задачи эти решались влиянием Святого Византийского престола и империи на умы местного населения через христианские приходы Аланской епархии.
Науке известно, что в 920 году состоялось массовое крещение ЗИХОВ и в этом же году состоялось массовое крещение АЛАН (то есть, на 68 лет раньше, чем крещение славян Киевской Руси). К этому времени Восточная Римская империя – Византия со столицей в городе Константинополе контролировала огромные территории в Южной Европе, на Ближнем Востоке, в Малой Азии, Закавказье и т.д.. Государственной религией в Византийской империи было христианство. Оно же было воспринято и большинством населения обширных и богатых земель, на всей территории расселения алано-ясских племен в VI-XIII вв.
Как показали исследования ученых-археологов, Сентинская гора являлась культовым местом задолго до постройки на ней храма. Вокруг памятника, также на склоне горы обнаружены многочисленные древние погребения с предметами V-VIII столетий. Сам храм построен на месте древнего языческого святилища. Об этом свидетельствует то, что в его кладке найдены каменные блоки с петроглифическими изображениями змей и геометрических узоров.
Кладка великолепна и отличается чистотой и тщательной подгонкой плит и блоков. Мастерство кладки и скальное основание (было специально выравнено), на котором покоится фундамент, объясняют отличную сохранность сооружения — в нем нет даже трещин.
Зайдём внутрь храма.
Наиболее подробно Сентинский храм и прилегающие территории наиболее полно изучены в 1976-1977 года. В южном притворе храма была обнаружена могила, содержавшая остатки архиерейского облачения, включая митру и золотую византийскую монету эпохи императоров Василия II и Константина. В гробницах около храма были обнаружены свинцовый византийский крест и медный набалдашник посоха в виде пятиконечной звезды и золоченые «дутые» бубенчики-пуговицы от одежды.
Было открыто богатое погребение в храме под его полом. В могиле, содержавшей захоронение двух человек, обнаружено несколько уникальных вещей, в том числе хрустальная шахматная фигура, золотой колт (украшение головного убора) с фигуркой птицы, фрагменты шёлковой красной ткани с золотой вышивкой из «полос чистого золота». Установлено византийское происхождение ткани XI в., известно, что красный цвет для византийцев относился к числу высших цветов. Золотой колт также византийской работы XI в.. Судя по этим археологическим реалиям, статус погребенных в южном рукаве храма был очень высоким.
Пожалуй, одна из главных достопримечательностей Сентинского храма — его фрески, покрывавшие весь интерьер. Сейчас от них сохранились незначительные фрагменты, к тому же сильно покрытые «автографами» современных посетителей.
Известно, что в 1897 году в трёх верстах от храма был открыт Спасо-Преображенский женский монастырь. Основательницей женской обители можно считать Евдокию Макарову — сестру милосердия в русско-турецкой войне. Благодаря устройству женского монастыря древний храм впервые был отреставрирован и заново освящен.
Рядом с храмом находится древний каменный мавзолей — «костница».
Это уникальное по архитектуре строение, подобного которому больше нет нигде на Кавказе. Т.к. по местным традициям строились полуподземные и надземные гробницы и склепы, нежели одноэтажные домики с двухскатной крышей. Мавзолей был построен для успокоения представителей местной социальной элиты — светской или духовной. Найденные в нем обрывки парчи, ткани сложно-узорчатой на шёлковой основе и содержащей нити из золота и серебра, подтверждают сказанное: золото-узорная парча производилась византийскими ткачами и была очень дорогой.
Вообще это место было обширным христианским могильником из каменных гробниц и склепов, не только окружавших храм, но и занявших склоны Сентинской горы.
Погода совсем портится и мы вынуждены закончить наше исследование этого древнейшего храма…
…и возвращаться для новых путешествий по Тебердинскому заповеднику Карачаево-Черкесской Республики.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *