Серафим саровский наставления

>Семь поучений преподобного Серафима Саровского

О любви к Богу

Стяжавший совершенную любовь к Богу существует в жизни сей так, как бы не существовал. Ибо считает себя чужим для видимого, с терпением ожидая невидимого. Он весь изменился в любовь к Богу и забыл всякую другую любовь.

Кто любит себя, тот любить Бога не может. А кто не любит себя ради любви к Богу, тот любит Бога.

Истинно любящий Бога считает себя странником и пришельцем на земли сей; ибо душою и умом в своем стремлении к Богу созерцает Его одного.

Душа, исполненная любви Божией, во время исхода своего из тела не убоится князя воздушного, но со Ангелами возлетит, как бы из чужой страны на родину.

Против излишней попечительности

Излишнее попечение о вещах житейских свойственно человеку неверующему и малодушному. И горе нам, если мы, заботясь сами о себе, не утверждаемся надеждою нашею в Боге, пекущемся о нас! Если видимых благ, которыми в настоящем веке пользуемся, не относим к Нему, то как можем ожидать от Него тех благ, которые обещаны в будущем? Не будем такими маловерными, а лучше будем искать прежде Царствия Божия, и сия вся приложатся нам, по слову Спасителя (Мф. 6, 33).

Лучше для нас презирать то, что не наше, т. е. временное, и преходящее и желать нашего, т. е. нетления и бессмертия. Ибо, когда будем нетленны и бессмертны, тогда удостоимся видимого Богосозерцания подобно Апостолам при Божественнейшем Преображении и приобщимся превыше умного единения с Богом подобно небесным умам. Ибо будем подобны Ангелам и сынами Божиими, воскресения сынове суще (Лк. 20, 36).

О попечении о душе

Человек по телу подобен зажженной свече. Свеча должна сгореть, и человек должен умереть. Но душа бессмертна, потому и попечение наше должно быть более о душе, нежели о теле: кая бо польза человeку, аще приобрящет мир весь и отщетит душу свою или что даст человeк измeну за душу свою (Мк. 8, 36; Мф. 16, 26), за которую, как известно, ничто в мире не может быть выкупом?

Если одна душа сама по себе драгоценнее всего мира и царства мирского, то несравненно дороже Царство Небесное. Душу же почитаем драгоценнее всего по той причине, как говорит Макарий Великий, что Бог ни с чем не благоволил сообщиться и соединиться своим духовным естеством, ни с каким видимым созданием, но с одним человеком, которого возлюбил более всех тварей Своих.

Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Амвросий Медиоланский и прочие от юности до конца жизни были девственники; вся их жизнь была обращена на попечение о душе, а не о теле. Так и нам все старания должно иметь о душе; тело же подкреплять для того только, чтобы оно способствовало к подкреплению духа.

О мире душевном

Ничто лучше есть во Христе мира, в нем же разрушается всякая брань воздушных и земных духов: нeсть бо наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем и к миродержителем тьмы вeка сего, к духовом злобы поднебесным (Ефес. 6, 12).

Признак разумной души, когда человек погружает ум внутрь себя и имеет делание в сердце. Тогда благодать Божия приосеняет его, и он бывает в мирном устроении, а посредством сего и в премирном: в мирном, т. е. с совестью благою, в премирном же, ибо ум созерцает в себе благодать Святого Духа, по слову Божию: в мирe мeсто Его (Пс. 75, 3).

Можно ли, видя солнце чувственными очами, не радоваться? Но сколько радостнее бывает, когда ум видит внутренним оком Солнце правды Христа. Тогда воистину радуется радостью ангельскою; о сем и апостол сказал: наше житие на небесeх есть (Фил. 3, 20).

Когда кто в мирном устроении ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары.

Святые отцы, имея мирное устроение и будучи осеняемы благодатью Божией, жили долго.

Когда человек придет в мирное устроение, тогда он может от себя и на других изливать свет просвещения разума; прежде же сего человеку надобно повторять сии слова Анны пророчицы: да не изыдет велерeчие из уст ваших (1 Цар. 2, 3), и слова Господни: лицемeре, изми первeе бревно из очесе твоего: и тогда узриши изяти сучец из очесе брата твоего (Мф. 7, 5).

Сей мир, как некое бесценное сокровище, оставил Господь наш Иисус Христос ученикам Своим пред смертью Своею, глаголя: мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Иоан. 14, 27). О нем также говорит и Апостол: и мир Божий, превосходяй всяк ум, да соблюдет сердца ваша и разумeния ваша о Христe Иисусe (Фил. 4, 7).

Если не вознерадит человек о потребностях мирских, то не может иметь мира души.

Мир душевный приобретается скорбями. Писание говорит: проидохом сквозe огнь и воду и извел еси ны в покой (Пс. 65, 12). Хотящим угодить Богу путь лежит сквозь многие скорби.

Ничто так и не содействует стяжанию внутреннего мира, как молчание и, сколько возможно, непрестанная беседа с собою и редкая с другими.

Итак мы должны все свои мысли, желания и действия сосредоточивать к тому, чтоб получить мир Божий и с Церковью всегда вопиять: Господи Боже наш! мир даждь нам (Ис. 26, 12).

О хранении мира душевного

Всеми мерами надобно стараться, чтоб сохранить мир душевный и не возмущаться оскорблениями от других; для сего нужно всячески стараться удерживать гнев и посредством внимания ум и сердце соблюдать от непристойных движений.

Такое упражнение может доставить человеческому сердцу тишину и соделать оное обителью для Самого Бога.

Образ такого безгневия мы видим на Григории Чудотворце, с которого в публичном месте жена некая блудница просила мзды, якобы за содеянный с нею грех; а он, на нее нимало не разгневавшись, кротко сказал некоему своему другу: даждь скоро ей цену, колико требует. Жена, только что прияла неправедную мзду, подверглась нападению беса; святый же отогнал от нее беса молитвою.

Ежели же невозможно, чтобы не возмутиться, то, по крайней мере, надобно стараться удерживать язык, по глаголу Псалмопевца: смятохся и не глаголах (Пс. 76, 5).

В сем случае сможем в образец себе взять святого Спиридона Тримифунтского и преподобного Ефрема Сирина. Первый так перенес оскорбление: когда, по требованию царя греческого, входил он во дворец, то некто из слуг, в палате царской бывших, сочтя его за нищего, смеялся над ним, не пускал его в палату, а потом ударил и в ланиту; святой Спиридон, будучи незлобив, по слову Господню, обратил ему и другую (Мф. 5, 39).

Преп. Ефрем, постясь в пустыне, лишен был учеником пищи таким образом: ученик, неся ему пищу, сокрушил на пути, нехотя, сосуд. Преподобный, увидев печального ученика, сказал к нему: не скорби, брате, аще бо не восхоте приити к нам пища, то мы пойдем к ней; и пошел, сел при сокрушенном сосуде и, собирая снедь, вкушал ее: так был он безгневен.

А как побеждать гнев, сие можно видеть из жития великого Паисия, который явившегося ему Господа Иисуса Христа просил, дабы Он освободил его от гнева; и рече ему Христос: аще гнев и ярость купно победити хощеши, ничесоже возжелай, ни возненавиди кого, ни уничижи.

Дабы сохранить мир душевный, должно отдалять от себя уныние и стараться иметь дух радостный, а не печальный, по слову Сираха: печаль бо многих уби и нeсть пользы в ней (Сир. 30, 25).

Когда человек имеет большой недостаток в потребных для тела вещах, то трудно победить уныние. Но сие, конечно, к слабым душам относиться должно.

Для сохранения мира душевного также всячески должно избегать осуждения других. Неосуждением и молчанием сохраняется мир душевный: когда в таком устроении бывает человек, то получает Божественные откровения.

К сохранению душевного мира надобно чаще входить в себя и спрашивать: где я? При сем должно наблюдать, чтобы телесные чувства, особенно зрение, служили внутреннему человеку и не развлекали душу чувственными предметами: ибо благодатные дарования получают токмо те, кои имеют внутреннее делание и бдят о душах своих.

Как относиться к родным и близким?

С ближними надо обходиться ласково, не делая даже и вида оскорбления. В отношении к ближним должны мы быть, как и словом, так и мыслью, чисты и во всем равны, иначе нашу жизнь сделаем бесполезной. Не должно быть в сердце злобы или ненависти к ближнему враждующему, но должно стараться любить его, следуя учению Господа: «Любите врагов ваша, добро творите ненавидящим вас».

Отчего мы осуждаем братий своих? Оттого, что не стараемся познать себя самих. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими. Осуждай себя и тогда перестанешь осуждать других. Самих себя должно нам считать грешнейшими всех и всякое дурное дело прощать ближнему, а ненавидеть только диавола, который прельстил его.

В молчании переноси, когда оскорбляет враг, и Господу открывай сердце свое. За обиду, какая бы ни была нанесена нам, не токмо не должно отмщать, но напротив того, должно еще прощать от сердца, хотя бы оно и противилось сему, и склонять его убеждением слова Божья: «Аще не отпускаете человекам согрешения их, то и отец ваш Небесный не отпустит согрешений ваших».

Как христианину относиться к неверующим?

Когда случится быть среди людей в мире, о духовных делах говорить не должно, особенно когда в них не примечается и желания к слушанию. Когда же надобность потребуется или дело дойдет, то откровенно во славу Божию действовать должно по глаголу: «Аз прославляющая Мя прославлю», потому что путь уже открылся. С человеком душевным надобно говорить о человеческих вещах, с человеком же, имеющим разум духовный, надобно говорить о небесных.

Не должно без нужды другому открывать сердца своего – из тысячи можно найти только одного, который сохранил бы тайну свою. Когда мы сами не сохраним ее в себе, как можем надеяться, что она может быть в сохранении другим? Что втекло в сердце лучшего, того мы без надобности выливать не должны, ибо тогда только собранное может быть в безопасности от видимых и невидимых врагов, когда оно хранится во внутренности сердца. Не всем открывай тайны сердца твоего.

Всеми мерами должно стараться скрывать в себе сокровище дарований, в противном случае потеряешь и не найдешь. Ибо, по опытному изречению святого Исаака Сирина: «Лучше есть помощь, яко от хранения, паче помощи, яже от дел».

Должно быть милостиву к убогим и странным – о сем много пеклись всякие священники и отцы Церкви. Мы должны всеми мерами стараться исполнять слово Божие: «Будите убо милосердны, яко же и Отец ваш милосерд есть». Когда же мы отвращаемся от человека или оскорбляем его, тогда на сердце прикладывается как бы камень.

Наставления мирянам Серафима Саровского – это средоточие мудрости, которое помогает не свернуть с Пути Божьего. Еще при жизни преподобный отец совершал чудеса, а после смерти был возведен в ранг святых. Подробнее о его великом труде читайте далее.

Краткое житие Серафима Саровского

Мирское имя чудотворца – Прохор Мошнин. Точная дата его рождения неизвестна, однако исследователи единогласно сходятся на 1754 году. Родился мальчик в Курске у верующего купца Исидора и благочестивой Агафии.

С малых лет ребенка тянуло к духовным знаниям, а случившееся позже чудо, уверило мать, что сыну предопределено служить Богу. Так, однажды маленький Прохор упал со строившейся колокольни, но не получил даже малейшего ушиба. Окончательно убедило родительницу чудесное исцеление ее чада от тяжелой болезни, когда тот встретился с иконой Богородицы во время крестного хода.

Явление иконы Богородицы во время крестного хода

Путь служения Господу молодой человек начал в 1778 г., став послушником Саровской обители. Спустя 8 лет он принял постриг, обретя новое имя – Серафим. Чуть позже инока повысили до иеродиакона, а со временем и до иеромонаха. Чудеса с будущим святым при жизни случались часто. Однажды к нему явилась Матерь Божья, исцелив его от водянки, а во время очередного богослужения он узрел Иисуса Христа.

В 1794 году преподобный отец ушел из монастыря, поселившись недалеко от его стен. Отшельник соорудил себе келью, укрытую лесом, и три года вел уединенное житие, приняв обет молчания. Люди говорили, что к нему приходили дикие звери, а он кормил их из рук. Когда молчальничество закончилось, Серафим Саровский вернулся. Монастырским затворником он провел 15 лет, а потом начал старческое служение. Людей старец принимал до самой смерти, которая наступила 2 января 1833 года. В 1903 г. чудотворца официально канонизировали.

История издания поучений старца

Целенаправленно святой Серафим никогда не записывал свои изречения. Труды, которые были изданы позже, основаны на воспоминаниях его учеников или людей, которые близко знали преподобного отца.

Первую книгу опубликовали спустя 6 лет после смерти чудотворца. Высказывания старца собрал и напечатал иеромонах Саровского монастыря, Сергий (Васильев). Изначально планировалось совместить наставления с житием, однако цензура того времени не пропустила такой труд. Уже значительно позже духовные поучения стали печататься, как приложение к жизнеописанию святого.

Смысл и значение наставлений

Учение Серафима Саровского несет в себе единственную главную идею – указать людям праведный путь, который приведет их к Царству Небесному. Прошло уже почти два века, а духовные заповеди не потеряли своей актуальности.

В своих поучениях преподобный отец взывает к мирянам, чтобы те не предавались искушению, усмиряли страсти, тем самым становясь на ступеньку выше к Богу. Он руководствуется не страхом, а любовью, которая должна быть к Господу и ближнему, называет ее фундаментом православной веры. Святой говорит о жизни, не имеющей смысла без этого всеобъемлющего чувства.

Серафим Саровский утверждал, что Всевышний обращает Свое внимание только на сердца, наполненные любовью. Нет разницы, кто к Нему обращается: инок или простой человек – Он одинаково услышит их обоих, если они глубоко любят Создателя. Только в этом случае мирянин может постичь Святой Дух, что является истинной целью православного христианина.

Первую книгу опубликовали спустя 6 лет после смерти чудотворца

Семь поучений преподобного

Всю свою жизнь Серафим Саровский раздавал людям мудрые советы, наставляющие на истинный путь. Он говорил, что без познания Бога невозможно обрести душевное спокойствие.

О вере

Святой утверждал, что истинно верующий человек всегда занят делами насущными, не зная лени. Сам чудотворец три года прожил в лесу, ежедневно работая на грядках и пасеке, которые он соорудил поблизости кельи. Он сам выращивал себе еду, любил читать, проводил много времени за молитвами, а также очень мало спал.

О надежде

Преподобный отец говорил, что лишь те, кто истинно надеется на Всевышнего, становятся ближе к Нему и способны принять Святой Дух. Будучи маленьким, Прохор тяжело болел. Однажды во сне к нему явилась Богородица, пообещав исцелить мальчика. Когда мимо их дома проходил крестный ход, мать приложила сына к святому образу, а чуть позже болезнь полностью отступила.

О молчании

По словам Серафима Саровского, молчание помогает обрести душевное спокойствие. Также он уверял, что молчальничество порождает скромность и покорство. Преподобный отец на своем примере доказал силу своих слов, сохраняя строгий обет на протяжении трех лет.

Лучше общаться с Богом или собой, но ограничить разговоры с окружающими.

Видео «Жизнь и наставления преподобного Серафима Саровского»

В этом видеосюжете рассказывается о жизни и поучениях старца.

О посте

Учение святого говорит о настоящем воздержании не как о простом усмирении плоти, а о возможности отдать свой кусок хлеба тому, кто в нем нуждается. Чудотворец три года жил на лесной опушке, соблюдая строгий пост, однако оставался бодрым духом. При этом он кормил приходящих к нему диких зверей, никогда не прогоняя животных голодными.

О терпении

Преподобный Саровский наставлял мирян все происходящее с ними принимать, как должное, и благодарить Господа за ниспосланные испытания. Однажды на старца в его лесной келье напали разбойники. Его ударили по голове, отчего монах остался сгорбленным на всю жизнь. Однако святой не держал зла на этих людей, полагая, что осуждения заслуживают только поступки.

Своими наставлениями чудотворец призывал не удерживать в себе гнев, не реагировать на оскорбления, тем самым сохраняя душевный мир. Отец Серафим своим примером показывал, что это не простые слова. Он простил напавших на него и даже упросил не наказывать разбойников.

Чтобы укротить гнев, преподобный Саровский советовал акцентировать внимание на радостном духе, а не печальном. Совет автора

О скуке

Святой говорил, что скука не чужда и монаху – обычно она появляется к обеду, заставляя инока сомневаться в выбранном пути. Обычно это скверное чувство несет за собой печаль, а чтобы подобного не произошло, нужно усердно молиться Господу, не забывая о своих послушнических обязанностях. Тем, кто будет постоянно занят делом, тоска не страшна.

О молитвеО прощенииО заповедяхОб унынии

Пророческие изречения

Серафим Саровский при жизни любил рассуждать о будущем, и нередко его слова оказывались пророческими. Так, он предсказал:

  • исцеление от холеры, бушующей в Дивеевском монастыре;
  • Крымскую войну;
  • обретение своих мощей на Воскресение Христово и дальнейшее их перемещение в Дивеево.

Однако есть те, которым только суждено оказаться правдой. Так, он предсказывал попрание православной веры, за что священнослужители непременно понесут кару Божию. Чудотворец рассказывал, как молился Всевышнему, чтобы Тот отказал ему в Царствии Небесном, а взамен помиловал грешных, но Бог был неумолим. Преподобный отец также говорил, что до пришествия антихриста Россию ожидает долгая, ожесточенная война, будут уничтожены храмы, пролито много крови, однако в конце страна обретет великую славу.

Серафим Саровский при жизни любил рассуждать о будущем

Всю свою жизнь святой Серафим Саровский провел в служении Господу и наставлении мирян на путь истинный. Он помогал людям укрепиться в вере, обрести истинный смысл жизни и давал советы, как стать ближе к Богу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Преподобный Серафим Саровский о болезнях

Тело есть раб души, душа — царица, а потому сие есть милосердие Господне, когда тело изнуряется болезнями; ибо от сего ослабевают страсти, и человек приходит в себя; и самая болезнь телесная раждается иногда от страстей.

Отними грех и болезней не будет; ибо они бывают в нас от греха, как сие утверждает св. Василий Великий (Слово о том, что Бог не есть причина зол): откуда недуги? Откуда повреждения телесные? Господь создал тело, а не недуг; душу, а не грех. Что же паче всего полезно и нужно? Соединение с Богом и общение с Ним посредством любви. Теряя любовь сию, мы отпадаем от Него, а отпадая подвергаемся различным и многообразным недугам.

Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.

Один старец, страдавший водяною болезнью, говорил братьям, которые приходили к нему с желанием лечить его: отцы, молитесь, чтобы не подвергся подобной болезни мой внутренний человек; а что касается до настоящей болезни, то я прошу Бога о том, чтобы Он не вдруг освободил меня от нее, ибо поколику внeшний наш человeк тлeет, потолику внутренний обновляется (2 Кор. 4, 16).

Буде Господу Богу угодно будет, чтобы человек испытал на себе болезни, то Он же подаст ему и силу терпения.

Итак пусть будут болезни не от нас самих, но от Бога.

Храм свт.Феодосия Черниговского: Наставления св. преподобного Серафима Саровского.
О болезнях.

20. О распознавании действий сердечных
Когда человек приимет что-либо божественное то радуется в сердце; а когда днавольское, то входит в смущение. Сердце христианское, приняв что-либо Божественное, не требует стороннего убеждения в том, что сие от Господа, но самым тем действием убеждается, что восприятие его есть небесное: ибо ощущает в себе плоды духовные: «любы, радость мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» (Галат. 5, 22, 23).
А диавол хотя бы преобразился «и в ангела светла» (2 Кор. 11, 14), или представлял мысли самые благовидные сердце все будет чувствовать какую-то неясность волнение в мыслях и смятение чувств. Объясняя сие св. Макарий Египетский говорит: «Хотя бы (сатана) и светлые видения представляя благо обаче действия подати отнюдь не возможет: чрез что и известный знак его дел бывает» (Сл. 4, гл. 13).
Итак, по разнообразным действиям сердечным человек может познать, что есть Божественное и что диавольское, как о сем пишет св. Григорий Си-наит: «От действа убо возможешь познать возсия-вый свет в душе твоей, Божией ли есть, или сатанин» (Доброт, ч. I Григория Син. О безмолвии).
21. О болезнях
Тело есть раб души, а душа — царица; а потому милосердрием Божннм бьвает и то, когда тело изнуряется болезнями: от сего ослабевают страсти и человек приходит в себя: да и самая болезнь телесная рождается иногда от страстей.
Отними грех, и болезней не будет; ибо они бывают в нас от греха, как сие утверждает св. Василий Великий: «Откуда недуги? откуда повреждения телесные? Господь создал тело, а не недуг; душу, а не грех. Что же паче всего полезно и нужно? Соединение с Богом и общение с Ним посредством любви. Теряя любвь сию, мы отпадаем от Hero, a отпадая, подвергаемся различным и многообразным недугам». (О том, что Бог не есть причина зла. Стр. 213).
Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига, или даже более.
Один старец, страдавший водяного болезнию, говорил братиям, которые приходили к нему с желанием лечить его: «Отцы, молитесь, чтобы не подвергся подобный болезни мой внутренний человек: а что касается до настоящей болезни, то я прошу Бога о том, чтобы Он не вдруг освободил меня от нея; ибо, поколику «внешний наш человек тлеет», потолику «внутренний обновляется» (2 Кор. 4, 16)».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *