Серафимович монастырь

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь

История Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского женского монастыря в Серафимовиче – это интереснейшая повесть, в которой причудливым образом смешались документы и легенды, тяжелые испытания и годы расцвета. От первых пещер, где нашли уединение монахи-отшельники, от первых деревянных строений, возведенных силами старцев, начиналась летопись будущей жемчужины Дона. Рассказ о прошлом, настоящем и будущем старейшего в Волгоградской области монастыря и совершим путешествие не только в пространстве, но и во времени.

Свято-Вознесенский Кременской мужской монастырь

В десяти километрах от станицы Новогригорьевской, вверх по течению Дона, под горой в живописнейшем месте расположен Свято-Вознесенский Кременской мужской монастырь. Как началась история обители? В честь какого события жительницы окрестных сел заказали местному иконописцу икону? И почему перестал бить святой источник?

Дубовский Свято-Вознесенский женский монастырь.

Монастырь был основан в 1871 году в виде женской общины при посаде Дубовке. Кем был основан монастырь? Какие учреждения размещались там после Октябрьской революции? Какие храмы были разрушены и восстановлены лишь в конце 20 века? История монастыря тесно переплетается с историями жизни монахинь. Из видео вы узнаете, что привело их монастырь, как выглядит их повседневная жизнь, быт.

Часть 2.

Кондак 1

Избранней от славнаго святаго рода иерейскаго и к лику святых сопричтенней, служительнице Божией и преславней исповеднице Христовой, преподобномученице Арсении, яко покровительнице нашей и заступнице, похвальное духовное приносим пение. Ты же, имущи дерзновение ко Господу, от всяких нас бед и болезней свободи, да со умилением и любовию зовем ти:

Радуйся, преподобномученице Арсение, всехвальная исповеднице веры Православныя.

Икос 1

Ангельскою ко Господу горящи любовию и образу благочестивых родителей твоих подражающи, вся прелести суетнаго мира оставила еси и на узкий и тернистый путь, ведущий в Небесное Отечество, вступила еси. Мы же, воспоминающе праведный род твой, три века усердно Богови послуживший, и множество иереев, архиреев и святителя Иова, перваго Патриарха Московскаго и всея Руси, израстивший, и воспоминающе добродетельное житие твое, мати Арсение, восхваляем тя сице:

Радуйся, яко издетска Христа возлюбила еси;

Радуйся, яко измлада всю себе Богу предала еси.

Радуйся, добронравных родителей благочестивая дщи;

Радуйся, велие их утешение.

Радуйся, любовь к Церкви Христовой от них унаследовавшая;

Радуйся, благословение на служение Господу от них получившая.

Радуйся, от корене рода святаго доброплодная ветве;

Радуйся, святителю Иову, в смутное время за веру Христову пострадавшему, уподобившаяся.

Радуйся, преподобномученице Арсение, всехвальная исповеднице веры Православныя.

Кондак 2

Видя Господь чистоту сердца твоего и теплую любовь ко иноческому житию, благоволи призвати тя на служение Царице Небесней, во святую обитель Воскресенско-Феодоровскую, идеже в посте и молитве неленостно подвизалася еси и жития равноангельнаго достигла еси. Сему Божию о тебе промышлению дивящеся, вопием: Аллилуйя.

Икос 2

Разум богомудрый стяжала еси и велию ревность по Бозе; добродетельми, аки лествицею, от силы в силу восходила еси, проповедница благочестия воистину явилася еси. Мы же, зряще прехвальныя труды и подвиги твоя, с благоговением и радостию глаголем ти сицевая:

Радуйся, во обитель святую, яже на Тезе реце, пришедшая;

Радуйся, Пресвятей Владычице во обители Ея верно послужившая.

Радуйся, во игумению Господем тамо возведенная;

Радуйся, труды и подвиги тамо прославленная.

Радуйся, суету земную ни во чтоже вменившая;

Радуйся, небесная сокровища зело возлюбившая.

Радуйся, благодать Духа Святаго стяжавшая;

Радуйся, все упование твое на Бога возлагавшая.

Радуйся, преподобномученице Арсение, всехвальная исповеднице веры Православныя.

Кондак 3

Силою Христовою укрепляемая, преподобная мати, немощи телесныя небрегла еси, подвигом добрым подвизатися хотящи. Евангельстей истине поревновавши, сораспятися Господу всем сердцем возжелала еси, по пути спасения за Ним последовала еси, веру в Троицу Божественную проповедовала еси, Богу вопиющи: Аллилуйя.

Икос 3

Имущи велию любовь ко Господу, всеблаженная мати, плоть свою распяла еси со страстьми и похотьми, постом и воздержанием страсти умерщвляла еси, послушанием и самоукорением наветы вражия сокрушала еси. Сего ради восхваляем тя:

Радуйся, образ подвига иноческаго чрез все житие твое пронесшая;

Радуйся, в ризу смирения христианскаго себе облекшая.

Радуйся, хуже всех себе почитавшая;

Радуйся, осуждати и укоряти других всегда избегавшая.

Радуйся, чистотою сердца всех и вся удивлявшая;

Радуйся, сего ради велия духовныя высоты скоро достигшая.

Радуйся, от чудесных наставниц Софии и Афанасии жезл игуменский достойно приявшая;

Радуйся, от них же странноприимство и попечение о сиротах унаследовавшая.

Радуйся, преподобномученице Арсение, всехвальная исповеднице веры Православныя.

Кондак 4

Бурю злых напастей, нестроений и искушений кротостию, молитвою и незлобием утишала еси богомудрая мати, добродетельми христианскими, аки щитом, от стрел лукаваго защищалася еси и советом святых отцев внимала еси, темже прошла еси весь путь многотруднаго иноческаго жития, подвигом мученичества той завершивши, и в обители небесныя вселилася еси, идеже вкупе со святыми поеши Богу: Аллилуйя.

Икос 4

Слышаще и видяще богоугодное житие твое, преподобномученице святая, вси ближний и дальний удивляхуся смирению твоему и, приходяще во обитель сию, поучахуся словесем и подвигом твоим; с нимиже и мы , восхваляюще тя, умиленно зовем:

Радуйся, яко святое игуменское послушание со смирением прияла еси;

Радуйся, яко непрестанную молитву Иисусову стяжала еси.

Радуйся, яко в скорбех терпение неистощимое явила еси;

Радуйся, благоговейная служительнице Христова.

Радуйся, яко образом жития своего на путь спасения наставляла еси;

Радуйся, яко притекающих во обитель твою к покаянию призывала еси.

Радуйся, явление чудное смиренномудрия и кротости;

Радуйся, образе истинныя веры и чистоты.

Радуйся, преподобномученице Арсение, всехвальная исповеднице веры Православныя.

Кондак 5

Боготечней звезде уподобилася еси, верная служительнице Христова, просвещающи светом апостольских истин люди земли Ивановския и наставляющи их на путь спасения; темже молим тя: не остави и нас, в суете мира сего погибающих, просвети омраченная грехом сердца наша и к жизни небесней направи, научающи Спасителю мира воспевати песнь: Аллилуйя.

Икос 5

Видяще людие, яко сбывается предречение Кронштадтскаго светильника, праведнаго Иоанна, благословившаго создание святыя обители сея, яже процветет, по слову его, яко крин, и зряще дары духовныя твоя, во множестве притекаху во обитель сию; ты же, мати Арсение, всех с радостию принимала еси, согревающи любовию Христовою. Ныне у бо и мы к тебе с надеждою прибегаем и твоего молитвеннаго заступлення просим, воспевающе тако:

Радуйся, мысль свою в Бозе утвердившая;

Радуйся, на высоту безстрастия возшедшая.

Радуйся, милосердием твоим всех утешавшая;

Радуйся, никогоже, приходящаго к тебе, не отринувшая.

Радуйся, благочестия и добролюбия усердная насадительнице;

Радуйся, сирых и убогих благая попечительнице.

Радуйся, ты бо скорбь человеческую, яко свою, восприяла еси;

Радуйся, яко обитель сию от бед и напастей молитвою защищала еси.

Радуйся, преподобномученице Арсение, всехвальная исповеднице веры Православныя.

Кондак 6

Проповедник воли божественныя бысть преподобный отец наш Серафим, преславный Саровский чудотворец, егда явися во святей обители в видениих отроковице и некоему благочестивому человеку и благослови обитель сию. Ты же, всехвальная мати, в дивных видениих сих уразумевши молитвенное заступничество преподобнаго пред Господем, исполненная духовныя радости, за вся славила еси Бога, воспевающи Ему: Аллилуйя.

Икос 6

Возсия благословением Господним под всемощным Покровом Царицы Небесныя и молитвенным предстательством отца нашего преподобнаго Серафима святая обитель Воскресенско-Феодоровская, обустроенная труды и слезами монахинь богомудрых, притекших под кров ея, во еже спастися и угодити Богу. Ты же, игумение всеблагая, чад твоих молитвами неусыпными от всякого зла охраняла еси, на невидимую брань духовную укрепляла еси; сего ради воспеваем тя сице:

Радуйся, благодатию Духа Святаго осиянная;

Радуйся, терпеливо душная наставнице наша и заступнице.

Радуйся, скорбящих скорая утешительнице;

Радуйся, милостей Божиих присная ходатаице.

Радуйся, людем, в суете пребывающим, правду Божию открывавшая;

Радуйся, любити ближних своих с самоотвержением научавшая.

Радуйся, терпения, незлобия и безгневия учительнице;

Радуйся, истинныя Веры поборнице и христианских добродетелей наследнице.

Радуйся, преподобномученице Арсение, всехвальная исповеднице веры Православныя.

Кондак 7

Восхотела еси вийти в Царствие Небесное, еже Господь обеща любящим Его, и, Божественным светом озаренная, путь спасения во исполнении евангельских заповедей духовныма очима узрела еси, и, смиренно приемши Крест, Христу последовала еси, ныне же купно со Ангелы поеши песнь Творцу: Аллилуйя.

Икос 7

Новую мученицу прослави тя Господь в сонме новомучеников и исповедников Российских, егда велия скорбь прийде во отечество твое. Болезньми и гладом в узилищах изнуряемая, Христу даже до смерти верна пребыла еси и тем исполнила еси вся, елико заповеда нам Господь во святем учении Своем; мы же поклоняемся честным страданием твоим и воспеваем ти таковая:

Радуйся, святая мученице, за веру Христову тяжкая страдания претерпевшая;

Радуйся, безсильныя злобы богоборцев не устрашившаяся.

Радуйся, скорби, Господем низпосланныя, с народом своим разделившая;

Радуйся, гонения, яко наказание Божие, за отступление от веры Христовы попущенное, со смирением приявшая.

Радуйся, Господа Вышняго верная служительнице;

Радуйся, славы Божия дерзновенная проповеднице.

Радуйся, евангельских истин усердная насадительнице;

Радуйся, правды Божия утверждение и Царства Христова наследнице.

Радуйся, преподобномученице Арсение, всехвальная исповеднице веры Православныя.

Кондак 8

Странное зело и страшное узрела еси, чадолюбивая мати, егда ополчи враг рода человеческаго злобу людей безбожных на веру Православную: разорение обители сея, гонение, заточение, поношение, мучение и погубление безвинных чад твоих. Мы же, со слезами и благоговением воспоминающе сицевыя доблестныя подвиги вашего исповедничества, славим Дивнаго во святых Своих Господа и вопием Ему: Аллилуйя.

Икос 8

Всем сердцем Богу предалася еси и всею душею Того возлюбила еси, преподобная мати, ничтоже предпочитавши паче любве Христовы, преходящи путь земный, по учению апостола, в Дусе Святе, в силе Божией, с оружием правды в деснице и шуйце. Того ради услыши от нас, тщащихся подражати ти, похвалы сия, с любовию возносимый;

Радуйся, яко истинную ко Господу любовь показала еси.

Радуйся, яко в долгих испытанию; непоколебима пребывала еси.

Радуйся, тесноту и поругания за Христа, яко Божие изволение, претерпевшая;

Радуйся, по слову апостола, силу Божию, в немощех наших совершающуюся, приявшая.

Радуйся, веру Христову до смерти сохранившая;

Радуйся, венца безсмертныя жизни от руки Вседержителя сподобившаяся.

Радуйся, во врата райская возшедшая;

Радуйся, чада духовная и по смерти твоей не оставляющая.

Радуйся, преподобномученице Арсение, всехвальная исповеднице веры Православныя.

Кондак 9

Всякия болезни, скорби и мученическую кончину в темнице Ивановстей кротко претерпела еси, мати Арсение, яко жертву принесши житие твое Христу Богу, Спасителю нашему, и ныне, с Невещественными в вышних предстоящи Престолу Троицы Пресвятыя, молишися о нас, вопиющи Богу: Аллилуйя.

Икос 9

Витии многовещаннии не могут достойно воспети твоих благодеяний множество. Не убоялася еси, мати милосердная, во дни безбожия лютаго, странноприимное деяния совершити и гонимаго святителя Серафима, летописца Дивеевскаго, во обители святей приютила еси, исполненная любве Христовы, еже душу положити за други своя. Сему дивному мужеству твоему поем славу и величаем тя сице:

Радуйся, щедрот и милостей струе неизсякаемая;

Радуйся, любве и сострадания явление многочудное.

Радуйся, благочестия и братолюбия хранительнице;

Радуйся, в беде спасительныя руки подательнице.

Радуйся, милостивых блаженство от Господа стяжавшая;

Радуйся, надежду на Бога полагати научавшая.

Радуйся, ближния паче себе возлюбившая;

Радуйся, людем, не имевшим где главу подклонити, страннолюбивая мати явившаяся.

Радуйся, преподобномученице Арсение, всехвальная исповеднице веры Православныя.

Кондак 10

Спасения души своея от юности искала еси, егоже желала еси и всем человеком, сего ради в великий ангельский образ облещися удостоенная, наречена бысть Фомою, егда, тяжкому изгнанию подвергшися от власти нечестивыя, сослана бысть в землю Алма-Атинскую, в весь Каркалинскую, и тамо, силою схимы укрепленная, за весь мир молилася еси и Господа славила еси, воспвающи Ему песнь: Аллилуйя.

Икос 10

Стену необоримую и ограждение нерушимое обители Воскресенско-Феодоровстей дарова тя Господь, мати Арсение, темже и мы паки и паки к заступленню твоему с верою и любовию прибегаем, да спасаемии тобою, сице глаголем:

Радуйся, жезлом игуменским вся видимыя и невидимыя враги устрашающая;

Радуйся, Крестом Христовым тех поборающая.

Радуйся, святыя обители твоея невидимое охранение;

Радуйся, от бесов и злых людей защищение.

Радуйся, великаго ангельскаго образа достойная носительнице;

Радуйся, схимнице благая, полков демонских сокрушительнице.

Радуйся, призывающим тя неложное упование;

Радуйся, Православныя веры небесное укрепление.

Радуйся, преподобномученице Арсение, всехвальная исповеднице веры Православныя.

Кондак 11

Пение умиленное приносим Христу Богу, прославившему тя, всехвальная мати, яко дарова нам таковую скорую во всех скорбех заступницу. Темже славим тя, просяще твоего молитвеннаго предстательства ко Господу, Емуже воспеваем: Аллилуйя.

Икос 11

Светозарная свеща явися житие твое, преславная мати Арсение, во мраце безверия благодатию Божиею освещающе путь православным людем и направляюще их к свету Христову. Просвети и ныне тьму неведения, уныния и стеснения сердечнаго, находящаго на нас от маловерия и малодушия, да молитвами твоими ограждаемый, поем ти:

Радуйся, учение Спасителя о блаженствах Евангельских житием своим исполнившая;

Радуйся, нищету духовную стяжавшая и смиренномудрие обретшая.

Радуйся, плачущая и скорбящая денно и нощно о гресех своих;

Радуйся, кротостию Царствия Небеснаго достигшая.

Радуйся, алчущая и жаждущая правды Божия;

Радуйся, милостивая подательнице всем нуждающимся и за чистоту сердца Господа узревшая.

Радуйся, миротворице, всегда готовая умирити враждующих;

Радуйся, изгнанная правды Божия ради и ныне на Небесех веселящаяся.

Радуйся, преподобномученице Арсение, всехвальная исповеднице веры Православныя.

Кондак 12

Благодать Пресвятаго Духа стяжала еси в житии твоем за велию любовь к Отцу Небесному и к ближним своим; веруем, яко и по смерти благодать сия пребывает с тобою, сего ради молим тя: испроси у Господа Сил, да сохранит Церковь Православную от неверия и расколов, да избавит нас от всяких бед и напастей, вопиющих Ему: Аллилуйя.

Икос 12

Поем дивное твое житие, угоднице Божия Арсение, ублажаем великия и преславныя твоя подвиги, почитаем мученическую кончину твою, величаем небесную славу твою, днесь бо предстоиши Престолу Вседержителя, и во умилении сердец наших похвальная зовем ти сице:

Радуйся, Пресвятыя Владычицы достойная избраннице;

Радуйся, почитающих светлую память твою небесная покровительнице.

Радуйся, со Ангелы бо присно ликуеши;

Радуйся, со святыми всеми ублажаемая.

Радуйся, со святым преподобным Серафимом у Престола Божия неусыпная о нас, грешных, ходатаице;

Радуйся, со святым праведным Иоанном Кронштадтским присная о нас печальнице.

Радуйся, Церкве Российския преславное похваление;

Радуйся, земли Ивановския предивное украшение.

Радуйся, преподобномученице Арсение, всехвальная исповеднице веры Православныя.

Кондак 13

О, многострадальная и славная заступнице наша, преподобномученице Арсение! Дивную икону твою с благоговением лобызаем и взываем к тебе: малое сие моление прийми от нас, недостойных чад твоих, от любве тебе нами приносимое; молися ко Господу Богу, да подаст нам грехов прощение и сподобит с тобою вкупе во обителех небесных воспевати Ему: Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Православный туризм – неотъемлемая часть познавательных путешествий по России. Необязательно быть глубоко верующим и знающим религиозные обряды человеком, достаточно просто интересоваться историей и верить в чудеса – ведь с православными святынями зачастую связаны самые удивительные и необъяснимые явления.

Одна из таких загадок – камень Богородицы, который находится в монастыре города Серафимович Белгородской области и хранится в рукотворном пещерном храме, построенном настоятельницей монастыря матушкой Арсенией и ее соратницами в 1874 году. Тысячи туристов и паломников посещают святыню в течение многих лет. Камень представляет собой фрагмент до сих пор не идентифицированной горной породы – ученые не нашли аналога среди известных минералов. Прямоугольную каменную плиту с заметными отпечатками женских ладоней и коленей называют Монашкиным камнем, или камнем Арсении. Вокруг святыни немало легенд, так или иначе связанных с именем Богородицы. По одной версии, Пресвятая Дева велела монахине Арсении молиться на каменной плите, и молитва эта была столь искренна и полна веры, что расплавила камень, и на нем остались следы коленопреклоненной женщины. По другой – каменная плита сама спустилась с неба к молившейся монахине.

Камень обладает необычными чудесными свойствами – при попытках переместить его или вытащить из подземного храма, камень сам собой возвращается на место. Среди многочисленных паломников преобладают женщины, желающие стать матерями – известно, что искренняя молитва о ребенке у камня Богородицы помогает забеременеть и родить здоровых детей даже тем, кому врачи вынесли окончательный диагноз – бесплодие. Также камню приписывают свойства, позволяющие исцелиться от многих заболеваний: достаточно приложиться к плите губами и помолиться о здравии. Время от времени камень источает жидкость – мироточит, на нем освящают нательные крестики и другие предметы христианских обрядов.

Кроме чудесной каменной плиты в пещерном храме, Усть-Медведицкий монастырь по праву гордится живописным расположением и ухоженной территорией: красивый пруд, подстриженные газоны и хвойные растения, дорожки, по которым приятно погулять и подумать о вечном. Само здание монастыря также очень красиво и необычно – белоснежный храм с множеством куполов завораживает своим величием.

Монастырь в Серафимовичах ежегодно посещает множество людей, и каждый находит здесь что-то для себя – кто-то просто любуется красотой исторических храмов, а кто-то поверяет чудесному камню свои заботы и болезни и находит успокоение и исцеление. «Намоленные», полные положительной энергетики стены Усть-Медведицкого монастыря дарят покой и настрой на лучшее любому, кто к ним приходит.

Игумения Арсения (Себрякова). Фото с сайта издательства «Правило Веры».

Арсения (Себрякова) (1833 — 1905), игумения, настоятельница Усть-Медведицкого Преображенского монастыря, преподобная

Память 21 июля (Волгоград.)

В миру Себрякова Анна Михайловна, родилась 3 июля 1833 года в слободе Себрове Скуришенской станицы Усть-Медведицкого округа Донской области в богатой семье Михаила Васильевича и Марии Алексеевны Себряковых. С самого раннего возраста Анна пользовалась особенной любовью своих родителей и росла тихим, ласковым ребенком.

Мария Алексеевна благоговейно чтила святителя Митрофана Воронежского, от иконы которого получила исцеление во время тяжкой болезни. С тех пор она ежегодно с Михаилом Васильевичем совершала путешествие в Воронеж. Иногда дети сопровождали их. В одну из таких поездок они взяли с собой маленькую Анету, которой шел тогда третий год. Михаил Васильевич был давно знаком с Воронежским архиепископом Антонием (Смирницким) и глубоко уважал его. По приезде в Воронеж родители Анеты и на этот раз, как всегда, поспешили посетить архиепископа, взяв с собой и ее. И вот, как только она увидела святителя, то быстро вырвалась из рук державшей ее няни, побежала к нему и поклонилась в ноги. Прозорливый старец благословил ее и, обращаясь к изумленным родителям, сказал: «Эта будет великая жена».

В 6 лет осталась без матери, воспитывалась отцом. Овдовевший Михаил Васильевич несколько лет прожил безвыездно в своём имении Себрово, все свое свободное время отдавая детям. Он уделял особое внимание религиозному воспитание детей. Анна рано почувствовала своё предназначение, любила уединение, много молилась, всегда держала при себе Евангелие, которое постоянно читала, скрывая под обложкой светской книги. Она с детства любила Священное Писание. «Меня так поражало в детстве, — рассказывала она потом, — дивное, высокое учение Спасителя, а мысль, что мы не исполняем Его святые заповеди, глубоко возмущала мою душу».

В шестнадцать лет отец хотел сосватать Анну, но она изъявила желание удалиться в монастырь. Когда отец заговорил о замужестве, призналась: «Я люблю только Господа; не вы ли сами учили нас любить Его?» Она просила у отца благословения оставить мир и посвятить всю свою жизнь Богу. Ей была предоставлена свобода выбора, но отец старался, чтобы Анна была образованной, для чего нанимал учителей и мастеров, в частности по иконописанию, что в будущем ей пригодилось. Михаил Васильевич благословил ее, однако отпускать свою любимицу в монастырь не торопился, он создал все условия, чтобы она могла молиться в уединении, пригласил к ней мастера иконописца, выделил ей отдельную прислугу и лошадей с экипажем, чтобы она ежедневно посещала церковные службы.

Так провела она несколько месяцев в Новочеркасске, а 30 декабря 1850 года поступила послушницей в Усть-Медведицкий монастырь.

В свободное время она занималась чтением духовных книг, по ночам молилась, занималась живописью и написала ряд икон. Жила она в келье дальней родственницы М. Себрякова, монахини Леониды (Ладыгиной). За усердное несение послушаний настоятельница Вирсавия перевела Анну в игуменский дом, что вызвало у нее стеснение в духовной жизни. Подвиги игумении показались ей бесцельными, что заставило ее искать духовного руководителя на стороне, но все безуспешно. С таким настроением она предприняла путешествие по святым местам Киева, но встретила препятствие со стороны игуменьи, опасавшейся за ее здоровье. Лишь через год ей разрешили посетить Кременской монастырь, находящийся в восьмидесяти верстах от Усть-Медведицкого, для испытания своих сил.

Год спустя, в 1853 году, Анна смогла отправиться в паломническое путешествие в Киев. Она была поражена величием храмов и их церковным убранством, но внутренняя жизнь монастыря её не удовлетворяла. Это путешествие развеяло ревностное ее настроение, искания чего-то одухотворенного, будто бы Христос «в пустыне» или «в потаенных комнатах», подтверждение чего мы находим в Евангелии.

В 1854 году Анна была пострижена в рясофор с именем в честь Арсения Великого, а 11 января 1859 года – в мантию. Её духовной наставницей стала схимонахиня Ардалиона (Игнатова), она учила духовную дочь видеть лишь свои грехи и недостатки, а все добрые дела приписывать одному Господу.

Вскоре после того, как схимница перешла жить в келью к матери Арсении, к ней перешли и прежние келейницы схимонахини: Агафия и матушка Рипсимия. По вечерам Арсения читала схимнице отеческие книги, а старица сопровождала прочитанное пояснениями. Схимница, не придавая особой важности внешним подвигам, говорила:

«Главною целью искания должны быть добродетели. А чтобы приобрести их, надо искоренить страсти и всю плотскую нечистоту: нелегко это — надо трудиться даже до смерти, надо подвизаться добрым подвигом даже до отречения своей души». «Путь борьбы против страстей, — говорила схимонахиня, — путь самый трудный. Он указан Иисусом Христом и Им же назван тесным и прискорбным. Другой путь более лёгкий, которым идут многие, это — жизнь по страстям. Ты видишь, многие сёстры даже не знают, не понимают о существовании другого пути, кроме того, которым они идут. Сходила в церковь, прочитала известное правило, отложила известное число поклонов — и убеждена, что исполнила всё. Они не берутся за труд над своим внутренним человеком, не ищут, не стараются истреблять страсти в корне их…»

В 1862 году пожилая игумения Вирсавия подала прошение об увольнении её с должности настоятельницы. Однако владыка Иоанн (Доброзраков), по просьбе сестёр, не удовлетворил её просьбу, лишь назначил ей помощницей мать Арсению, которую 4 мая 1862 года определили на должность казначеи монастыря.

После кончины игумении Вирсавия, последовавшей 21 ноября 1863 года, сёстры обратились к матери Арсении с просьбой принять на себя начальство над монастырём, но матушка Арсения, просила их отложить избрание начальницы до погребения умершей игумении. Позже она согласилась принять настоятельскую должность из послушания к схимнице.

Прп. Арсения Усть-Медведицкая. Икона (2016 г.)

3 января 1864 года монахиня Арсения была возведена в сан игумении архиепископом Иоанном (Доброзраковым).

При игумении Арсении монастырь преобразился. При монастыре открылось училище, в которое направляли молодых послушниц, которые впоследствии сами становились преподавателями в училище. Преподавали и сама игумения Арсения, и священники монастыря. Был построен Казанский собор с нижнею церковью во имя преподобного Арсения Великого (освящён 8 сентября 1885 года). При ней были выстроены двухэтажные крытые железом корпуса для монахинь, отдельные дома для священнослужителей, устроено монастырское подворье в станице Урюпинской, с церковью во имя Приснодевы, в память спасения Царской семьи 17 октября 1888 года. Под её руководством был заново отделан старый Преображенский храм, к нему пристроили тёплый придел в честь Владимирской иконы Божией Матери и преподобного Серафима, Саровского чудотворца.

Матушка Арсения любила собирать к себе сестёр для духовных бесед, в первые годы своего игуменства она устраивала воскресные чтения и беседы в трапезной, потом, когда силы её стали слабеть, она в праздники принимала монахинь у себя дома и подолгу беседовала с ними. Матушка учила их любви к ближнему, и сама являла пример бескорыстной любви. Она говорила духовным дочерям, вспоминая слова своей наставницы:

«Ближнего надо поставить на то место, где сам стоишь, значит прежде надо сойти с того места, где стоишь. Где же это то место, где стоишь? Это весь мир, видимый и невидимый. Везде самость захватила всё себе, ничего не хочет уступить ближнему, и как же может любить душа ближнего, когда чувствует, что он у неё всё отнимает, имея на всё такие же права, как и она. Вот она и видит его врагом своим и ненавидит его. Надо всё у себя отнять, чтобы уступить всё ближнему, и тогда-то, вместе с ближним, душа обретёт и Господа!»»

Игумения Арсения, чрезвычайно требовательная к себе, была снисходительна к немощам и порокам других, старалась не осуждать никого, лишь глубоко скорбела о тех, кто оступился, спешила подать руку помощи. Она говорила, что в неочищенном сердце не может вселиться Христос. Выделяла три основных периода в жизни людей, стремящихся достигнуть состояния бесстрастия: жизнь по страстям, когда человек живёт по всем хотениям плоти, жизнь по заповедям, когда человек борется со страстями, старается поступить по заповедям. Матушка говорила, что, пережив этот период, человек, достигает состояния бесстрастия. Тогда он любит врагов, терпит поношения уже без боли в сердце.

По свидетельству духовных чад игумении, старица Арсения щедро делилась мудрыми советами, умела успокаивать скорбящих, находила слова утешения не только для сестёр, но для мирских людей, обращавшихся к ней за духовной помощью. По молитвам игумении Арсении исцелялись болящие. Если кто-то из монахинь болел, матушка Арсения обязательно навещала их, часто бывало, что лишь одно посещение матушки приносило облегчение болящим.

Случалось, что старица целый день проводила с посетителями, лишь поздно ночью удалялась в молитвенную комнату. Подвижница спала крайне мало, по ночам с духовными дочерями Никодимой, Агнией и Викториной рыла пещеры. Игумения Арсения в 1874 году принялась за основание пещер, подобных Киево-Печерским. В пещерах она предполагала устроить церковь, однако на это ей не хватило сил. Вход в пещеры начинается из притвора Арсеньевской церкви. Над входом в пещеры изображен «Страшный Суд» в глубине пещер над другим входом располагается икона «Вход Господень в Иерусалим». В конце пещер матушка Арсения предполагала устроить церковь. Духовные чада старицы вспоминали: «Работая в пещерах, матушка всё время или творила молитву Иисусову, или читала акафист Страстям Христовым, да семнадцатую кафизму Псалтыря, которую знала наизусть и нам велела выучить…». До конца жизни ей удалось вырыть около 164 метров.

Последние годы своей жизни матушка совсем не обращала внимания на немощь и недуги, когда матушке говорили, чтобы она поберегла своё здоровье, она отвечала: «Нельзя, это моё послушание, врученное мне Господом. Вот когда упаду на послушании, тогда уже можно будет сказать, что я исполнила его; а пока ещё ноги служат, хотя и шатаюсь иногда, но должна я быть везде сама».

Незадолго до смерти старица стала стремиться к уединению, она просила архипастырей отпустить её на покой и постричь в схиму, но всякий раз получала отказ, архипастыри высоко ценили её, читали, что она должна управлять обителью до конца жизни.

Всю зиму 1904-1905 года она проболела. Чувствуя свой скорый уход, она наставляла монахинь: «Надо привыкать к мысли, что меня не будет с вами и учиться жить без матушки», говорила, что монаху хорошо умирать одному, что ей бы хотелось, чтобы никто не присутствовал при её смерти. Так и случилось.

Игумения Арсения мечтала побывать в Сарове, поклониться мощам преподобного Серафима. 24 июня 1905 года она, наконец, отправилась в Саров с келейной монахиней Агнией. … Накануне отъезда она пожелала отслужить панихиду на могиле своей духовной наставницы, схимонахини Ардалионы, во время которой горячо, со слезами, молилась, а по окончании службы подозвала к себе ризничию, монахиню Веронику, и показала ей место, где желала бы, чтобы её похоронили, приказав сказать об этом казначее монастыря после своего отъезда.

По дороге матушка заболела, пробыла недели две у своей родственницы, в Саров прибыла только 12 июля.

Игумения Арсения скончалась в одиннадцатом часу ночи 21 июля 1905 года в Саровской пустыни. Утром того дня она последний раз причастилась Святых Тайн. На другой день тело почившей положили в деревянный гроб и перенесли, в кладбищенскую церковь, где она и находилась до отпевания. 26-го был привезён из Москвы матушкиной родственницей Ладыгиной металлический гроб, в который и опустили деревянный гроб после панихиды, совершённой четырьмя иеромонахами.

31 июля тело почившей было доставлено в родную обитель. Отпевание состоялось 2 августа 1905 года. Присутствовало 9 иереев и 3 диакона. После панихиды было зачитано завещание написанное игуменией Арсенией. Гроб с почившей был обнесен вокруг Казанского храма и погребён в склеп, в нижнем храме Арсеньевской церкви.

Народное почитание игумении Арсении началось сразу после ее кончины, уже через несколько лет начались издания ее писем, которые продолжаются по сей день. Множество паломников посещают Усть-Медведицкую обитель, многие педагоги обращаются к жизни и поучениям игумении Арсении в поисках примеров для воспитания детей и юношества.

Сестры обители свидетельствуют о помощи игумении Арсении в их послушаниях и молитвах. Собрано около 150 рассказов паломников о благодатной помощи игумении Арсении. Епархиальная комиссия исследовала случаи исцеления от болезней, которые произошли после молитвенных обращений к ней. Наиболее часто встречаются свидетельства об исцелении женщин от бесплодия: описаны 65 случаев исцелений, ряд из которых признаны врачами невозможными при помощи современных средств медицины.

Причислена к лику святых для местного почитания в Волгоградской митрополии определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 октября 2016 года .

Сочинения

Сохранилось эпистолярное наследие игуменьи Арсении, её личные записки и поучения, содержание и дух которых, по свидетельству её современников: преосвященного Никанора (Бровковича), впоследствии архиепископа Херсонского и Одесского, архимандрита Иустина (Татаринова), настоятеля Николо-Бабаевского монастыря, ученика еп. Игнатия, Петра Александровича Брянчанинова, брата еп. Игнатия очень тесно перекликается с мыслями свт. Игнатия (Брянчанинова) и преп. Серафима Саровского, к которым игуменья Арсения относилась с благоговением и почитанием.

Публикации

  • Письма к П.А. Брянчанинову и другим лицам. Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М., 1998 

Награды

  • благословение Святейшего Синода
  • наперсный крест
  • крест с драгоценными украшениями (пожалованный ей из кабинета Его Величества, Государя Императора)
  • знак Красного креста (за русско-турецкую войну в 1877–1878)
  • медаль (в память царствования императора Александра III)
  • Библия, выданная Синодом, за основание монастырского училища (1905).

Литература

  • Жизнеописание игумении Арсении, сайт «Азбука Веры»:

Использованные материалы

  • «Игумения Арсения (Себрякова). Схимонахиня Ардалиона. Путь немечтательного делания». Изд-во «Правило веры», М: 1999. сс. 3-64
  • Журналы заседания Священного Синода от 21 октября 2016 года. Журнал № 95, справка:

Журналы заседания Священного Синода от 21 октября 2016 года. Журнал №95 —

Телефоны для справок по турам Волгоградской области: (8442) 25-03-25, 98-38-41, 8-917-338-38-41, 8-937-530-88-60

Волгоград – г. Серафимович – Волгоград

Стоимость тура на 1 чел. – 1700 руб. / дети до 12 л 1500 руб.
В стоимость тура включено: проезд, экскурсионное облуживание, страховка в пути.

Дополнительно оплачивается: пожертвования в храмы.

Взять с собой: продукты питания, женщинам (платки, юбки).

Даты выездов:

  • Июль:11, 18, 25
  • Август:1, 8, 15, 22, 29

В программе однодневного тура в Серафимович: Путевая экскурсия, Храм Петра и Павла в Логу (кровоточащая икона), Арчединская деревянная церковь, Церковь Воскресения, Церковь Покрова Богородицы, Женский Спасо-Преображенский Усть-Медведицкий монастырь, пещеры и чудодейственный камень Матушки Арсении.

Спасо-Преображенский женский монастырь в городе Серафимович на данный момент является самой древней обителью, сохранившейся в России, ему более 360 лет. Основан Спасо-Преображенский монастырь в 1652г. на выступе высокого гористого берега реки Дон. Монастырь первоначально был построен для жизни изувеченных войной и престарелых казаков, был мужским . В те времена монастырь являлся одним из самых величественных в России: и на сегодняшний день , главным его зданием и настоящим украшением является храм Казанской Божьей Матери, принявший освящение в 1885 г. Монастырь построен в стиле итальянской базилики и поистине завораживает своей красотой. Колонны, поддерживающие свод храма, были привезены из Венеции, иконостас расписывал иеромонах Симеон.

Отличительной особенностью собора являются пещеры, вырытые в 19 веке настоятельницей монастыря матушкой Арсенией и еще несколькими монахинями. С тех древнейших времен до наших дней сохранился чудотворный камень, на этом камне молилась матушка Арсения. Камень хранит чудотворные отпечатки двух узких ладоней и коленей. В монастыре вас ждет интереснейшие рассказы об исцелениях и других чудесах, связанных с камнем и пещерами.

Отправление (группы набираются со всех районов города). Продолжительность тура: 13 часов.

  • ИЛИ 07.00 Кинотеатр Юбилейный
  • 07.15 ост Авангард
  • 08.00 Отправление из Волгограда, от площади Ленина ( со стороны памятника)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *