Серапионова палата троице сергиевой лавры

Троице-Сергиева Лавра или Где есть место Чуду. Часть 1.


Всего 33 фото
Когда-то я думал, что если напишу этот пост, то он будет заключительным материалом о моем многодневном путешествии по Золотому Кольцу России (2013 г.). Однако, мне не давала этого сделать какая-то моя внутренняя часть, говорившая, что никому не интересна Троице-Сергиева Лавра в дождливое время, когда главные архитектурные памятники монастыря находятся в строительных лесах, да, и, уже писал я о Троице-Сергиевой Лавре и Серапионовой палате, побывав там на праздник Успения Пресвятой Богородицы в хорошую летнюю погоду. Однако, зуд другой части, говорил, что написать о Лавре стои́т, хотя бы потому, я, конечно же, постараюсь, по возможности, дать нетрадиционный, нестандартный взгляд на жемчужину русского православия, потому как дождливая погода как раз позволит больше заглянуть в себя, а отсутствие листвы сделает возможным увидеть строения обители более открытыми взору. Кроме того, я посетил, церковь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии), что является редкостью для паломников, стремящиеся, в основном, в Троицкий собор и Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой, где совершаются основные богослужения… Наконец, совсем недавно, я уступил второй части, что в последнее время стала просто надоедать, побуждая написать заключительный материал моего давнего путешествия и поставить жирную точку в серии отчетов этого путешествия…. Вот так и родился этот пост, что вы сейчас видите.
Я не буду в этот раз глубоко и подробно останавливаться на истории Лавры вообще, коснусь лишь некоторых её отдельных сторон — архитектурных жемчужин, ну, а главным, у нас будут те несколько недавних мгновений жизни Троице-Сергиевой Лавры, что я застал тогда, и, что уже сейчас являются достоянием этой самой Истории.
В 1337 году будущий преподобный Сергий Радонежский, тогда ещё носивший мирское имя Варфоломей, и его старший брат Стефан, инок хотьковского Покровского монастыря, поселились на холме Маковец, в десяти верстах от Хотькова. Это событие считается датой основания Троице-Сергиевой пустыни. Вскоре братьями был поставлен небольшой деревянный храм во имя Святой Троицы (был освящён в 1340 году)…
Сегодня (2013 г.) перед нами Троице-Сергиева Лавра в обилии строительных лесов и неимоверном количестве зеленой строительной сетки, что закрывает не только стены Лавры, но и ее основные архитектурные памятники (так было с 2013 по 2015 гг.). Сейчас вторая половина дня воскресенья, накрапывал дождик и народу на площади перед Лаврой было совсем не много. Фотографировать без платного разрешения на территориии Лавры, кстати, нельзя. Охранник на входе, увидев увеситый фотоаппарат отрагировал однозначно. Пришлось возвращаться и покупать это разрешение.
02.

Это, так называемая, Красногорская часовня. Она находится на площади Лавры в некотором отдалении от Святых ворот у Красногорских торговых рядов. Здесь, как раз, и продается разрешение на фотосъемку. В принципе, можно и не платить, поскольку достаточно спрятать фотокамеру в сумку и вам ничего не скажут на входе. На территории никто это разрешение не проверяет. Но я, почему-то, решил действовать традиционно…

03.

Пятницкая башня монастыря. Слева Введенская и Пятницкая церкви.
04.

Справа от Святых (Красных) ворот находятся Успенские ворота. Как я понял, они используются сейчас для проезда автотранспорта. Мы их еще увидим с территории Лавры.
05.

Красные ворота (Святые ворота) Троице-Сергиевой Лавры.
06.

Красная башня построена в XVI веке. В стенах этой четырехъярусной башни было устроено 58 бойниц. Сферическая кровля над башней, увенчанная куполом и крестом, была сооружена в 1856 г. Фигурный портал, украшенный полуколоннами и карнизами из белого камня, пристроен к Красной башне в 1807 г.
07.

Своды Красных ворот украшены удивительной фресковой росписью на темы Жития преподобного Сергия.
Охранник слева (в нижней части фото), как раз и следит за наличием разрешения на фотосъемку.
08.

Сейчас мы прошли Святые ворта…
09.
… и подходим к Надвратной церкви в честь Рождества святого Иоанна Предтечи. Надвратный Иоанно-Предтеченский храм построен у восточной монастырской стены, где прежде, до перенесения в XVI в. стены далее к востоку, располагались Святые Врата.
10.
Xрам был возведен в 1693-1699 гг. из кирпича на месте разобранной надвратной церкви (1513 г.) во имя преподобного Сергия Радонежского, престол которой был перенесен в только что отстроенную тогда церковь с Трапезной палатой. Прежняя каменная Сергиевская церковь (1513 г.) была сооружена в тот период, когда крепостная стена была еще деревянной. После того как ограда была отстроена в камне, церковь преподобного Сергия, а вслед за ней и построенная на ее месте Предтеченская, оказалась внутри монастыря — потому как линия каменной стены была отнесена на восток от линии прежней деревянной на несколько метров.11.
После освящения в честь Преподобного Сергия Трапезной церкви, Надвратная церковь получила новое имя: церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи. Строилась она на деньги «именитого человека», купца и мецената Г.Д. Строганова (1656-1715). Многие элементы декора церкви напоминают убранство Трапезной. Но акцент сделан на восьмигранные окна: вертикальные — в стенах храма и горизонтальные — в крытой галерее, его окружающей.
Постаментом церкви является массивный куб с высокой аркой для входа в монастырь, поднимающий ее на уровень крепостной стены. Небольшой по размерам храм (6,5 x 7,8 м) сильно вытянут по вертикали (высота до верхней части свода центрального барабана более 22 м), но галерея, окружающая его и слитая воедино с арочным основанием, придает гармонию его пропорциям. «Четверик» храма высоко возносит центральный купол, поставленный на постамент и окруженный четырьмя другими куполами. Боковые купола были разобраны в 1806 г. — как тогда считали, «для лутшей соразмерности с небольшою величиною церкви» (Голубинский Е.Е). В таком виде храм простоял более 160 лет. Увенчанный одной небольшой главой, он напоминал башенное сооружение и при взгляде с Красногорской площади почти сливался с Красной башней. Пятиглавие было восстановлено в 1974 г. во время реставрационных работ под руководством В.И. Балдина. Пять куполов, вырастающие из основного объема и составляющие компактную группу, вернули храму торжественность, соответствующую главному входу, вновь связали его композиционно с пятью главами соседнего Успенского собора.

12.
Кстати, именно на втором этаже Иоанно-Предтеченского храма проводится «отчитка» (чин изгнания бесов), который проводит архимандрит Герман. Ну, это кому интересно и насущно)
Любопытное одноэтажное сооружение в неорусском стиле (на фото ниже) — Книжная лавка Лавры. Но, похоже, оно построено в наше время.
13.
А это, как раз, Успенские ворота.
14.
15.
Сейчас мы направляемся к Трапезной церкви преподобного Сергия Радонежского.
Строительство этого грандиозного храма началось в 1686 г. повелением царствующих братьев Иоанна V и Петра I Алексеевичей и с благословения Патриарха Иоакима южнее Успенского собора вдоль южной крепостной стены монастыря на месте деревянных жилых и служебных построек, царицыных палат и кладбища.
16.
Архитектурный облик постройки замышлялся в новом модном стиле, известном под условным названием «нарышкинского» барокко — русской версии одного из великих европейских стилей (до конца XVII в. в Троице-Сергиевом монастыре в том же стиле были возведены Царские чертоги, Надкладезная часовня и надвратная церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи.). Работы по строительству Трапезной церкви закончились в 1692 г. ко дню 300-летия преставления Преподобного Сергия. Освящение храма было совершено в присутствии всего царского дома Патриархом Адрианом.
17.
Тип храма с трапезной появился в России еще в XVI в. Здание, расположенное на довольно крутом южном склоне, поставлено на подклет, благодаря чему оно значительно поднято над землей. В пропорциях Сергиевской церкви апсидам, выдвинутым на восток, отводилась большая, как ни в одном другом храме Троицкого ансамбля, роль. Их объем и мощная пластика активно выделяют алтарное пространство.
Церковный портал с высоким фронтоном и резными колоннами, незначительно отстоящий от стены, первоначально был открытым. В древних монастырских описных книгах указывается: «с северной стороны здания два входа: церковный и главный». Они были соединены просторной окружной галереей (гульбищем) с колончатой оградой. Широкие лестничные марши неспешно, с остановочными площадками в середине, подводят к двум разным по назначению частям здания: церкви и Трапезной палате с семью большими окнами. Над лестницей главного входа (перестроена в 1734 г. в связи с сооружением небольшой Михеевской церкви) раскинулся обширный шатер открытых сеней. С парадных крылец зачитывались государственные указы, цари и церковные иерархи приветствовали и благословляли народ, так что большое «осененное» крыльцо подчеркивало особое значение главного входа. По обе стороны его массивной двери размещены искусно вырезанные тексты с историей закладки и освящения Трапезного храма.
18.
После пожара 1746 г. над Трапезной была устроена «особого примечания железная кровля» с уникальной системой стропил, сделанная «искуснейшим механическим способом». Установил это инженерное чудо в 1749 г. бывший артиллерийский кузнец В. Крестовщиков по чертежам архитектора И. Жукова. 19.
Настенная живопись и лепнина, украшающая трапезную церковь и трапезный зал, выполнены в 1778-1780 гг.

20.
Пышному декору церкви соответствовала резьба иконостаса, разобранного в 1919 г., после закрытия монастыря. В 1948 г. в храме был установлен иконостас из московской церкви Николая Чудотворца «Большой крест» на Ильинке (1688 г.). В его виртуозной золоченой резьбе во всей полноте воплотились мотивы столичного «узорочья» XVII в. Иконы для иконостаса исполнены, по всей вероятности, прославленным изографом Оружейной палаты Московского Кремля Симеоном Спиридоновым Холмогорцем в новейшем стиле «фряжского» письма.
21.
Внутреннее пространство Сергиевского храма вытянуто с севера на юг и невелико по размерам. Вместо традиционных узких щелевидных окон свет в помещение поступает из больших оконных проемов. Сергиевская церковь поражает пышностью и великолепием своего убранства.
Сергиевская церковь отделена решетчатыми воротами от Трапезной палаты. Площадь палаты составляет 510 кв.м. (15×34) с высотой в зените 9,8 м. Это самое большое в России бесстолпное помещение, перекрытое сводами и поддерживаемое железными тягами. Воздвигнутые в конце XVII в. в богатейших московских монастырях трапезные имели площади: в Симоновом — 338 кв.м., в Новодевичьем — 390 кв.м.
22.
Свод и стены церкви покрыты ковром лепнины конца XVII в. из фигурных картушей, провисающих гирлянд, цветочных букетов, связок экзотических плодов. По распоряжению императрицы Екатерины II в 1778 г. художник А.Н. Янковский с группой живописцев расписали клейма в храме библейскими и аллегорическими сюжетами. Сами картуши приказано было местами позолотить, посеребрить «или каким другим пристойным образом красками оживить». Впоследствии живопись неоднократно поновлялась (последний раз в 1911 г.).
23.
24.
В подклете здания в 2006 г. реконструирована огромная двустолпная палата, являющаяся ныне братской трапезной. Там же располагаются поварня и просфорная.
25.
Митрополичьи покои Троице-Сергиевой Лавры (на фото ниже). Это двухэтажное здание сложенное, вероятно, в царствование Петра, на месте бывших здесь деревянных настоятельских келий (в лаврских архивах нет точных сведений о времени его постройки). Здание хранит следы перестроек и в нынешнем своем внешнем виде, и в отделке верхних покоев в духе елизаветинских времен. Фасад палат, выходит на север к Троицкому собору. Грузные колонны подъезда вместе с наличниками окон и в особенности с крестовидными группами прямоугольников между этажами, облегчающие глазу восприятие однообразной поверхности стены, сравнительно скромными средствами достигают желанного впечатления пышности.
26.
Во втором этаже наиболее характерна Царская палата — главный зал второго этажа, служивший, вероятно, приемной любителю блеска митрополиту Платону, при котором он был отделан. Сводчатый потолок лепной работы вместе со стенами расписан в переходном вкусе, приближающемся к стилю Louis XVI.
По понятным причинам попась сюда мне не удалось. Фото ниже — с официального сайта Троице-Сергиевой Лавры.
27.
28.
А это — знаменитая Серапионова палата (часовня) Троице-Сергиевой Лавры. Она пристроена к Троицкому собору. На фото ниже — она темно-зеленого цвета и частью своей площади находится в Никоновской церкви. Она была построена на месте кельи преподобного Сергия, в которой ему было явление Пресвятой Богородицы. Никоновская церковь расположена с южной стороны Троицкого собора, вплотную к нему. Храм был воздвигнут в 1548 г. над гробом преподобного Никона Радонежского (†1428), ученика и преемника по игуменству основателя монастыря, преподобного Сергия Радонежского. Симпатичные сени с деревянными дверями и двумя окнами — выход из Серпионовой палаты. Зайти с этой стороны в нее не удасться. Вход в палату осуществляется изредка и только из Троицкого собора.
29.
Серапионова палата знаменита тем, что здесь находятся мощи многих христианских и православных святых, причем очень редкие и исходя из известности имен, однозначно впечатляющие. О Серапионовой палате смотрите мои впечатления и ощущения вот в этом материале. Место удивительное и второго такого нет. Определенно, верущие получат откровения и это святое место вызовет безусловный духовный трепет. Например, на фото нииже — на втором плане в углу слева — в ковчеге — десница Святого Стефана!
Фото Серпионовой палаты с официального сайта Троице-Сергиевой Лавры.
30.
Рядом с Трапезной церковью находится самый маленький по размерам храм Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – церковь Явления Божией Матери Преподобному Сергию Радонежскому. В житии Преподобного Сергия повествуется о явлении ему Божией Матери, и свидетелем этого чудесного события стал преподобный Михей. Этим и объясняется посвящение храма явлению Божией Матери. Он имеет также второе название – Михеевская церковь.
31.
Мощи преподобного Михея находятся в ней под спудом в земле. В храме для поклонения установлена рака с ростовым изображением святого. Миниатюрный резной иконостас XVIII века происходит из домовой церкви митрополита Московского Платона (Левшина). Стены церкви внутри украшены масляной росписью XIX века.
Церковь построена у северо-западного угла Трапезной. Она имеет в плане вытянутую восьмигранную форму. Ее фасады покрыты свободным живописным орнаментом и разделены на равные доли слегка выступающими пилястрами, четко выделенными окраской. Арочные окна обрамлены белой профилированной лентой. Кровля двухъярусная, фигурная, голландского типа — «колпаком». Она была устроена после пожара 1746 года взамен сгоревшего тесового покрытия. Своими размерами и скромным оформлением фасадов Михеевская церковь подчеркивает внушительные размеры и праздничную декоративность Трапезной.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *