Сербская история

АВЕРКИЙ († после 1632), сербский монах, каллиграф-книгописец, автор послесловий (в т. ч. стихотворных) к рукописям АВЕССАЛОМ , митр. Белградский и Сремский Печского Патриархата (1631-1632) АВКСЕНТИЙ митр. Дабро-Боснийский Печского Патриархата (1589 — 1610) АВКСЕНТИЙ I митр. Захумско-Герцеговинский Печского Патриархата (1727-1736) АВКСЕНТИЙ II (Йованович-Паликуча; † 1763 ), митр. Герцеговинский Печского Патриархата (1751-1760) АВРААМИЙ (Месапса), архиеп. Охридский (в 1629 — 1634) АВРАМОВИЧ Димитрие (1815–1855), сербский художник и писатель АГАТАНГЕЛ (Агафангел), митрополит Зворницко-Тузланский Сербской митрополии (1848 — между 1860 и 1862) АГАФАНГЕЛ митр. Зворницко-Тузланский — см. Агатангел АЙДАНОВАЦКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Нишской епархии Сербской Православной Церкви АКСЕНТИЕВИЧ Драгослав Павле (род. в 1942), серб. певчий, регент и иконописец АЛЕКСИЕ (Андреевич; † 1749), митр. Костайницко-Зринопольский, Печского Патриархата (1737 — 1749) АМЕРИКАНО-КАНАДСКАЯ ЕПАРХИЯ Сербской Православной Церкви, (1921-1963) АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель АНАНИЯ митр. Призренский Сербской митрополии (1828-1836) АНАСТАСИЕВИЧ Драгутин (1877-1950), серб. византолог, палеограф, археолог, историк Серб. Правосл. Церкви АНАСТАСИЯ (Анна; † ок. 1200), прп. (пам. серб. 21 июля) АНГЕЛИНА (Бранкович; не позднее 1447 — ок. 1520), деспотица, прп. (пам. 1 июля, 10 дек., серб. 30 июля, 10 дек.) АНДРЕЙ (1-я пол. XV в.), дьяк, южнослав. книжник, переписавший минейный Торжественник АНДРЕЙ (Фрушич Янко; 1916-1986), еп. Сремский Сербской Православной Церкви АНДРЕЯ АПОСТОЛА ЦЕРКОВЬ НА ТРЕСКЕ первонач. собор мон-ря ап. Андрея близ г. Скопье (Македония), XIV в. АНТОНИЙ (Соколович), Патриарх Печский Сербской Правосл. Церкви в 1571-1575 гг. АНТОНИЙ (XV в.), серб. мон., переводчик, работавший на Афоне, в Ватопедском м-ре АНТОНИЙ (Багаш; 1-я пол. XIV – 1405), афонский мон., серб. книжник-переводчик АНТОНИЙ РАФАИЛ ЭПАКТИТ серб. книжник, XIV-XV вв. АНФИМ МЕТОХИТ († после 1347), архиепископ Охридский АРИЛЬЕ сел. с церковью в честь преподобного Ахиллия, епископа Лариссы, в Сербской Православной Церкви АРИЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ см. Жичская епархия АРСЕНИЙ (Брадварович Светислав; 1883-1963), митрополит Будимский АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) АРСЕНИЙ II Патриарх Печский Сербской Православной Церкви в 1457-1463 гг. АРСЕНИЙ III (Черноевич; 1636-1706), Патриарх Печский Сербской Православной Церкви в 1672-1706 гг. АРСЕНИЙ IV (Йованович-Шакабента; 1698-1748), Патриарх Печский Сербской Православной Церкви в 1725-1748 гг. АФАНАСИЙ (Любович; † 1712), митр. Карловацко-Зринопольский АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; род. в 1938), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик АФАНАСИЙ I († 1712), Патриарх Печский Сербской Правосл. Церкви (1711 — 1712) АФАНАСИЙ II (Гаврилович; † 1752), Патриарх Печский Сербской Правосл. Церкви (1747 — 1752) АФАНАСИЙ I РИЗЕА (сер. XVI — 1615), архиеп. Охридский (между 1593 и 1596 — 1615) АФАНАСИЙ II архиепископ Охридский (ок. 1653 — ок. 1658 или 1660) БАЗИАШ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Сербской Православной Церкви БАЙИЧ Исидор (1878–1915), сербский композитор, дирижер, музыкальный педагог, издатель БАКАЛОВИЧ Георгий (1786 — 1843), сербский иконописец БАЛШИЧСКИЕ МОНАСТЫРИ Сербской Православной Церкви БАНАТСКАЯ ЕПАРХИЯ Сербской Православной Церкви БАНЬСКА МОНАСТЫРЬ ВО ИМЯ СВ. СТЕФАНА Сербской Православной Церкви БАНЬСКАЯ ЕПАРХИЯ Сербской Православной Церкви БАНЯ МОНАСТЫРЬ ВО ИМЯ СВТ. НИКОЛАЯ Сербской Православной Церкви БАНЯ-ЛУКСКАЯ ЕПАРХИЯ Сербской Православной Церкви БАРАЧКИ Ненад (1878–1930), свящ. Сербской Православной Церкви БАЧСКАЯ ЕПАРХИЯ Сербской Православной Церкви БЕГОВИЧ Никола (1821–1895), прот., серб. просветитель БЕЗДИН ВО ИМЯ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Тимишоарской епархии Сербской Православной Церкви БЕЛАЯ ЦЕРКОВЬ КАРАНСКАЯ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВ. БОГОРОДИЦЫ в Сербии БЕЛГРАДСКАЯ ПАТРИАРШАЯ БИБЛИОТЕКА Сербской Православной Церкви БЕЛГРАДСКАЯ (СЕРБСКАЯ) МИТРОПОЛИЯ Сербской Православной Церкви БЕЛГРАДСКИЙ БОГОСЛОВСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Сербской Православной Церкви БЕЛГРАДСКО-КАРЛОВАЦКАЯ МИТРОПОЛИЯ Сербской Православной Церкви БЕОЧИН ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Сремской епархии Сербской Православной Церкви БЕШЕНОВО МОНАСТЫРЬ Сремской еп. Сербской Православной Церкви БИГОРСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ВО ИМЯ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ действующий, один из основных духовных центров Македонии

Отзывы Собор Святого Савы (Сербия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Собор Святого Саввы Белград Сербия

Главный храм Сербской Православной церкви и самая большая церковь на Балканах, Собор Святого Савы находится в историческом районе Белграда Врачаре. Своей величественной простотой храм напоминает лучшие византийские сооружения — и это не случайно: за основу архитектурного плана был взят Софийский собор в Константинополе, ныне музей Айя-София. Впрочем, храм всё-таки выглядит по-сербски благодаря характерным для Балкан четырём башенкам, окружающим центральный купол.

Немного истории

Собор Святого Савы — относительно недавнее сооружение. Его строительство началось в 1894 году на памятном (и трагическом) для православных месте, где по приказу османского правителя Синана-паши были преданы огню мощи святого Савы — первого архиепископа Сербии и национального героя страны, творившего свою подвижническую деятельность в 12-13 веках. До 1939 года, впрочем, возвышались одни стены, затем строительство застопорилось из-за Второй мировой войны — и возобновились работы лишь в 1986 году. Храм был открыт официально в 2004 году и сегодня может похвастать внушительно площадью более 7500 кв. м.

Адрес: ул. 2a Крушедолска, Белград

Поделиться

Пышно отмечать крещение ребенка принято у разных православных народов. Но именно сербы особенно славятся своей любовью отпраздновать начало церковной жизни человека. Сербы вообще очень любят всё, что связано с детьми. Поэтому с трепетом относятся к каждому мгновению жизни ребенка. Воспитание детей у них принято начинать с периода беременности.

Сербские женщины любят петь детям колыбельную и рассказывать им сказки еще тогда, когда они находятся в животе у матери.

Сербская Церковь призывает своих прихожанок во время беременности почаще исповедоваться и причащаться. А еще многие сербки в период ожидания ребенка принципиально не смягчают пост. Они верят, что за понесенные труды Бог подаст им помощь во время родов. А ребенок родится более здоровым и крепким.

Но вот, наконец, наступает момент рождения, после которого вскоре происходят крестины. Крестины — один из самых торжественных праздников в сербских семьях. Чтобы он состоялся, родители должны выбрать для ребенка крёстного. В Сербии есть традиция выбирать крёстных не из родственников, а из соседей или друзей. Обычно крёстный один, в зависимости от пола ребенка. У мальчика — крёстный отец, у девочки — соответственно, крёстная мать.

С выбором крестных у сербов связана одна примета. Ребенок будет заниматься в своей жизни тем же, чем и его крёстный. И поэтому крестного выбирают очень тщательно. Это должен быть уважаемый человек, который имеет хорошую профессию. Крёстные в Сербии становятся настоящими членами семьи — они могут, например, без предупреждения приходить в гости, участвовать в семейных делах

Еще одна особенность сербских крестин — выбор имени для младенца. В Сербии нет присущей русским традиции называть ребенка именем из святцев, то есть из списка прославленных Церковью святых. Если вы приедете в Сербию, вы познакомитесь с множеством людей, имеющих самобытные сербские имена — Миодраг, Радован, Душан, Милана, Зорана, Снежана. Причем это всё не имена святых.

В Сербии еще очень любят двусоставные имена. К традиционному церковному имени они как бы приклеивают народное окончание. Получаются в итоге эксклюзивные сербские имена: Петрослав, Марислав, Никослав. Еще у сербов нет принципиальной разницы между полным и уменьшительным именем. Например, мужчину, который представится как Милко, могут звать Милан, и Милослав, и Милош и просто Милко. И с таким сокращенным именем человек может быть крещен и участвовать потом в церковных таинствах. Это все опять же не имена святых.

У сербов в общем-то нет традиции праздновать личный день ангела. В Сербии существует обычай отмечать семейные именины. И празднуют их в день памяти святого, имя которого принял первый христианин в роду. Так что, если вдруг вы познакомитесь с представителем сербского народа, и захотите узнать, когда он празднует именины, спрашивайте, когда у него день «славы» — так называется семейный день ангела. Серб или сербка будут очень польщены. И вы сразу получите репутацию человека, любящего Сербию. А значит, скорее всего, будете приглашены в гости.

С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня мы говорили о сербской традиции крещения и выбора имени для ребенка.

1. В 1804 году сербский народ поднялся на восстание и ценой огромных жертв добился освобождения большой части своей земли от угнетателей-турок. Во главе восстания стоял народный герой Сербии Кара-Георгий. Успехи восстания позволяли создать новые, чисто сербские органы власти.

Этот процесс происходил одновременно с превращением сербской старшины, кулачества и торговой буржуазии в господствующий класс, с захватом ими политической власти. Угнетатели-турки при всем своем презрительном отношении к славянам нуждались в некоторой прослойке местного населения, с помощью которой они могли бы осуществлять функции хозяйственного и политического управления. Эту прослойку составляли разного рода старшины и воеводы, управлявшие под турецким надзором селами, общинами и областями. В немногочисленных сербских городах имелись богатые купцы и хозяева — ремесленники. Все эти социальные группы поспешили использовать восстание, с тем чтобы закрепить за собой власть в стране. Имея деньги и, следовательно, возможность закупать оружие (главным образом за границей), в котором нуждались восставшие, богатые люди становились во главе добровольческих отрядов; другие получали должности в сипу своего административного положения, по традиции. Так стали возникать сербские «великаши», пестрые по своему происхождению и составу, сливавшиеся в господствующий класс. Борьба за независимость Сербии была связана с ликвидацией помещичьего землевладения турок. Она была не только национально-освободительной, но и антифеодальной. 2. В 1806 году в войну с Турцией вступила Россия. При активной поддержке русских армий сербы полностью очистили свою землю от турок. Созванная в 1811 году Скупщина объявила себя учредительной и провозгласила Кара-Георгия наследственным князем Сербии. Его власть была ограничена Управным советом, имевшим законодательные права. Исполнительная власть вручалась шести попечителям (министрам), выбранным из среды Управного совета. В 1812 году русский главнокомандующий, знаменитый полководец М.И. Кутузов принудил побежденную Турцию к Бухарестскому миру. Одна из статей договора, продиктованная фельдмаршалом, обязывала Турцию предоставить Сербии широкую автономию в делах внутреннего управления. В том же 1812 году Россия вынуждена была защищаться от нашествия Наполеона. Воспользовавшись этим, турки вторглись в Сербию и залили ее потоками крови. 3. Едва оправившись от поражений и насилий, сербский народ начал новую войну с Турцией (1815 г.). Под непрекращающимся нажимом России турецкий султан вынужден был «даровать» Сербии новый фирман (1820 г.): глава освободительной борьбы сербов Милош Обренович получал звание обер-князя сербов, турецкие чиновники заменялись сербскими. Во всем остальном положение оставалось прежним. Сербы отклонили фирман. В 1826 году Россия потребовала выполнения Турцией ст. 8 Бухарестского договора так решительно, как никогда раньше. Турции было заявлено, что дальнейшие проволочки в предоставлении Сербии фактической автономии вынудят Россию начать войну. Турецкое правительство отступило. Аккерманским договором 1826 года было гарантировано невмешательство Турции в дела внутреннего управления Сербией, турецкие помещики (спахии) должны были покинуть страну, но сохранили за собой доходы с имений. За Турцией помимо того сохранялось право содержать в Сербии гарнизон и взимать дань. Турция всячески оттягивала исполнение своих обещаний. Потребовалось истребление турецкого флота при Наварине (1827 г.), нужно было русской армии подойти к самым стенам Константинополя (1829 г.), чтобы Турция поняла свое положение: султанский фирман 1829 года в торжественных выражениях заявлял о независимости Сербии. В 1833 году Сербия добилась ликвидации турецкого помещичьего землевладения и на этой основе сумела осуществить важную аграрную реформу. Земля без выкупа отошла тем, кто ею фактически владел. Турецкие помещики были лишены права требовать доходов с ранее принадлежавших им имений. 4. В конце 1838 года русское правительство выработало для Сербии конституцию. Она была утверждена султаном и стала законом страны, действовавшим в течение более 30 лет. Конституция исходила из принципов разделения властей. Законодательную власть она вручала сенату «из старейших и важнейших лиц сербского народа» в количестве 17 членов. Назначались они князем, но их смещение отдавалось в руки Турции. Князь был главой исполнительной власти. Он назначал чиновников, приводил в исполнение законы, осуществлял верховное командование армией, имел право помилования. При нем состояли три попечителя (министра): внутренних дел, финансов и юстиции — и канцелярия, ведавшая внешними сношениями. Учреждалось три суда: примирительный, состоявший из сельских старшин, окружной — первая инстанция по уголовным и гражданским делам и апелляционный, находившийся в столице. В административном отношении Сербия состояла из 17 округов, делившихся на срезы, общины и села. Во главе округа стоял начальник, назначавшийся из центра. Конституция 1838 года при всех ее недостатках способствовала объединению областей, внесла относительный порядок в государственно-правовую жизнь и тем способствовала буржуазному развитию Сербии. 5. Очень скоро власть оказалась в руках крупных земельных собственников и высших чиновников, объединившихся под названием «уставобранителей», то есть защитников конституции. Политической программой уставобранителей было решительное отстранение народа от участия в политической жизни. Лучше всего об этой программе говорит циркуляр сената его комиссиям, посланным на места. «При исследовании действий разных властей, — говорилось в нем, — как судебных, так и полицейских комиссия должна наблюдать, чтобы при этом не умалить уважения к судьям и другим чиновникам и не внушать народу мысли, что он может подавать мнение о своих судьях и чиновниках, и чтобы он не возмечтал, что от его речей и суждений зависит судьба каждого чиновника, хотя бы это был самый малейший между ними». Считая себя оттесненной от управления государством, сербская буржуазия была недовольна режимом уставобранителей. В этом она находила поддержку и в широких слоях крестьянства и опиралась на них. Чтобы пресечь политическую активность, князь и сенат издали закон, который разрешал полицейским властям наказывать любого гражданина без следствия и суда. Другой закон установил смертную казнь за рассуждение о политических делах на сходках. Политический конфликт между уставобранителями и буржуазной оппозицией разрешился в 1858 году устранением князя (была восстановлена низложенная уставобранителями династия Обреновичей) и пересмотром конституции. Реформа государственного строя свелась в конце концов к следующему: полнотой законодательной власти была наделена Скупщина (парламент), созываемая каждые три года; назначение и смещение сенаторов стало зависеть от сербского князя. 6. Государственное развитие Сербии было завершено на том этапе конституцией 1869 года. Один из наиболее острых вопросов политической борьбы сербских партий 60-х годов — вопрос о законодательной власти — был разрешен компромиссно. Право утверждения законов было предоставлено только Скупщине, но законодательная инициатива (по вопросам, прямо не предусмотренным в конституции) оставалась в руках князя. Он же назначал некоторое число депутатов. Избирательное право было предоставлено только плательщикам налогов. Князь назначал и смещал министров. Старый сенат был окончательно преобразован в Государственный (Державный) совет, подготовляющий законопроекты, следящий за исполнением бюджета, рассматривающий жалобы на решения министров в спорных административных вопросах и т.п. Оценивая конституцию 1869 года в целом, следует сказать, что реакционные черты имели в ней несомненное преобладание. Это делало неизбежной борьбу за дальнейшее приближение к парламентарному строю. 7. В 1876 году сербское правительство потребовало от Турции освобождения соседних однонациональных областей — Боснии и Герцеговины — и присоединения их к Сербии. Не получив на этот счет никакого ответа, сербский князь Милан объявил Турции войну. Этот шаг мог стать роковым для Сербии. Поставленная лицом к лицу с Турцией, Сербия стала терпеть поражение за поражением и была недалека от полного разгрома. На помощь ей снова пришла Россия. В 1877 году русские войска начали изгнание турок из Болгарии. Сербы могли продолжать свою борьбу с большим успехом, и вскоре их войска стояли на легендарном Коссовом поле (том самом, на котором пятьсот лет назад турки одержали победу над Сербией). Сан-Стефанский договор 1878 года, закончивший войну России с Турцией, предоставил Сербии (и Черногории) полную независимость и тем самым сделал ее суверенным государством. 8. Следующее десятилетие было очень бурным для Сербии. В то время как крупные землевладельцы отстаивали консервативные начала в государственном устройстве, во внутренней политике (с ориентацией на Австрию) буржуазия — крупная и мелкая — добивалась парламентского строя с ответственным министерством, а во внешней политике — с устойчивой ориентацией на Россию. Конфликт этот нашел свое выражение в новой, третьей за 50 лет, конституции (1888 г.). Она отменила право короля назначать депутатов Скупщины и таким образом впервые превратила последнюю в представительный орган. Она же возвратила Скупщине право законодательной инициативы. Кабинет министров с премьером во главе должен был иметь доверие большинства палаты. Сербская буржуазия торжествовала победу, но торжество это было преждевременным. Государственный переворот 1893 года восстановил в Сербии неограниченную монархию, и она держалась целых 15 лет. Наконец новый переворот (1903 г.), закончившийся истреблением короля, его семьи, его наиболее опасных сторонников, вернул Сербии конституцию 1888 года. Буржуазная «радикальная партия» получила большинство мандатов в Скупщине и сформировала кабинет. Курс внешней политики Сербии сделался снова антиавстрийским и прорусским. В создавшихся условиях Австрия решила пойти напролом. В октябре 1908 года она произвольно и вероломно аннексирует Боснию и Герцеговину, две большие области с коренным сербским населением, воссоединение которых с Сербией было заветным стремлением народа. Национальное чувство сербов подверглось сильнейшему оскорблению. 28 июня 1914 года австрийский эрцгерцог Фердинанд, совершавший провокационную поездку по захваченной Боснии, подвергся нападению сербских националистов и был убит. Это событие развязало давно подготовлявшуюся первую мировую войну.

Сербы являются крупнейшей этнической группой, составляющей 83 % от общей численности населения, если считать без Косова и Метохии. Второй по численности этнической группой являются венгры — 3,9 % во всей Сербии и 14,3 % населения в Воеводине. Другие меньшинства включают боснийцев, цыган, албанцев, болгар, черногорцев, македонцев, словаков, русин, влахов, румын, украинцев. В Сербии проживает и значительная китайская диаспора. Сербия имеет самое большое число беженцев в Европе. Их доля в населении страны колеблется от 7 % до 7,5 %. Сотни тысяч человек в ходе распада Югославии прибыли в Сербию из Хорватии и бывшей Сербской Краины, из Боснии и Герцеговины и Косова и Метохии. Все эти переселения значительно изменили этнический состав страны.По данным переписи населения 2011 года, в Сербии (без Косово и Метохии) проживало 1 135 393 представителя национальных меньшинств.

Язык. Официальным языком страны является сербский на кириллице. Он имеет общегосударственный статус. Наравне с ним на региональном и местном уровнях также официально используются ещё 12 языков. В скупщине (парламенте) Воеводины с 2002 года официально могут использоваться (наравне с сербским) пять языков: венгерский, словацкий, хорватский, румынский и русинский язык. В Косово и Метохии статус регионального имеет также албанский. Что касается местного уровня (община), то не сербский язык получает там официальный статус, если доля его носителей достигает определенного показателя. Например, в Воеводине язык меньшинства получает официальный статус на всей территории общины, если представители этого меньшинства составляют не менее 15 % её населения. В результате венгерский язык имеет официальный статус в 30 муниципалитетах Воеводины, словацкий — в 13, румынский в 9, русинский в 8, хорватский в 3, чешский в 1. В Центральной Сербии почти все общины используют только сербский язык. В отдельных общинах Центральной Сербии официальный статус также имеют другие языки: болгарский в Босилеграде и Димитровграде, албанский в трех общинах, пограничных с Косово, боснийский в нескольких общинах исторической области Санджак. Кроме того, согласно ратифицированной Сербией Европейской хартии региональных языков, официальный статус получил украинский язык.

Религия. Конституция и законы Сербии гарантируют свободу вероисповедания. На практике это так, хотя и не в полной мере. Закон 2006 года делит все религиозные организации на две категории: «традиционные церкви и религиозные объединения» (Сербская православная церковь, Римско-католическая церковь, Словацко-евангелическая церковь Аугсбургского вероисповедания, Реформатская христианская церковь, Евангелическая христианская церковь, еврейская и исламская религиозные общины) и «конфессиональные объединения» (16 организаций). Разница состоит в том, что традиционные церкви и религиозные объединения в отличие от конфессиональных объединений имеют право на организацию религиозного образования в школах. Кроме того, закон 2006 года запретил регистрацию религиозной организации, если её название идентично названию уже зарегистрированной в реестре религиозной организации или названию той организации, что проходит регистрацию. Кроме того, существуют и другие проблемы. Например, существование двух мусульманских общин в Сербии и их напряжённые отношения между собой, вопрос национализированного в годы СФРЮ церковного имущества и спорадические нападения на представителей и объекты небольших религиозных общин. В 1945—1946 годах югославские власти национализировали большую часть имущества церквей и монастырей и конституционно отделили церковь от государства. Тогда же македонская церковь добилась независимости от Сербской православной церкви.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *