Сердце человека крайне испорчено

Толкования Священного Писания

Ст. 5–6 Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа. Он будет как вереск в пустыне и не увидит, когда придет доброе, и поселится в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой

Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека, и полагает плоть мышцею своею, и от Господа отступает сердце его. Ибо он будет, как вереск в пустыне, и не увидит, когда придет доброе; но будет жить в сухих местах, в пустыне, в земле солончаков и необитаемой. Если проклят человек надеющийся на человека, а Павел Самосатский и Фотин, хотя проповедуют о Спасителе, как о святом и выдающемся всеми добродетелями, но признают Его человеком: то значит будут прокляты надеющиеся на человека Если же нам возразят, что и мы веруем в Того, Который говорит: ныне же ищете мене убити, человека, иже истину вам глаголах, юже слышах от Бога: сего Авраам несть сотворил. Вы, творите дела отца вашего (Ин. 8:40–41): то мы ответим оным апостольским: Аще и разумехом по плоти Христа, но ныне к тому не разумеем (2 Кор. 5:16) и, далее, тот же апостол пишет в начале своего послания к Галатам: Павел апостол, ни от человек, ни человеком, но Иисус Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых и, иже со мною вся братия (Гал. 1:1–2). Ибо, если смерть поглощена победою, то почему уничижение плоти принятое ради человеческого спасения не перешло в величие Божества, чтобы то и другое сделать одним, и мы покланяемся не твари а Творцу, Который благословен во веки? Итак, проклят не только тот, кто надеется на человека, но и тот, кто полагает плоть мышцею своею, то есть силою своею, и все, что ни делает, признает делом не милости Господа, а своей силы. Ибо, кто поступает так, у того сердце отступает от Господа, когда он уверяет, что он может делать то, чего не может. И он будет как вереск, что по — еврейски aroёr, или, как перевел Симмах, дерево неплодное в пустыне. И не увидит, когда придет доброе, что увидит множество из язычников; но будет жить в сухом месте в пустыне. Это говорится о народе Иудейском, который живет в пустыне, не творит плодов и находится в земле солончаков, которая не производит никаких плодов, в земле необитаемой, которая не имеет ни Бога обитающего, ни помощи ангелов, ни благодати Духа Святого, ни мудрости учителей.

Шесть книг толкований на пророка Иеремию.

Толковая Библия
Толкование на книгу Иеремии

1–4. За грехи свои народ иудейский необходимо должен понести наказание. 5–11. Ложная и истинная уверенность. 12–13. Упование самого пророка. 19–27. О соблюдении субботы.

Иер.17:1–4. Господь не может забыть о преступлении Иуды, в котором Иуда даже и не желает раскаяться. Поэтому Он отдаст страну иудейскую на опустошение, а народ отдаст в плен.

Иер.17:1. Грех Иуды написан железным резцом, алмазным острием начертан на скрижали сердца их и на рогах жертвен­ников их.

Как гравер алмазным острием вырезает на металле или на хрустале ясные и четкие буквы, так грех Иуды отпечатлелся на сердце его и на рогах его жертвенников. Господь таким образом видит в глубине сердца у Иуды тяготение к язычеству. Что касается алтарей в честь языческих богов, то они, конечно, уже были уничтожены при царе Иосии, но тем не менее Господь не забыл о них и об украшавших их рогах, сделанных по подобию рогов на истинном жертвеннике храма Иеговы.

Иер.17:2. Как о сыновьях сво­их, во­с­по­минают они о жертвен­никах сво­их и дубравах сво­их у зеленых дерев, на высоких холмах.

Современники Иеремии жалеют об отмененном при царе Иосии идолослужении, и жертвенники языческие, рощи, холмы, где приносились языческие жертвы, дороги им по воспоминаниям как бы родные дети.

Иер.17:3. Гору Мою в по­ле, имуще­с­т­во твое и все сокровища твои отдам на расхище­ние, и все высоты твои – за грехи во всех пред­елах тво­их.

Гора Божия – это Иерусалим, видимый издалека для идущих по окружающей его равнине. Впрочем, еврейское выражение, переведенное в русском тексте словами: «гору Мою», можно относить к предыдущему стиху и переводить так: «на горах поля».

Иер.17:5–11. Несчастен тот, кто надеется на людей, а не на Бога. Если он чего и достигнет, то Бог отнимет это у него. Напротив, надеющийся на Бога будет благоденствовать, как дерево, растущее при воде.

Иер.17:5. Так говорит Го­с­по­дь: про­клят человек, который надеет­ся на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляет­ся от Го­с­по­да.

Очень вероятно, что пророк имеет здесь в виду царя Иоакима, который возлагал большие надежды на помощь со стороны египтян и, вопреки советам пророка Иеремии, вступал в заговоры против Вавилонского царя.

Иер.17:6. Он будет как вереск в пустыне и не увидит, когда при­дет доброе, и по­селит­ся в местах знойных в степи, на земле бес­плодной, необитаемой.

«Вереск в пустыне» – растение, посаженное в степи, конечно, растет плохо, потому что не имеет орошения.

Иер.17:9. Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?

Иер.17:10. Я, Го­с­по­дь, про­никаю сердце и испытываю внутрен­ности, чтобы воз­дать каждому по пути его и по плодам дел его.

Пророк и здесь имеет в виду хитрые замыслы иудейских политиков, которые однако Господь ясно видит.

Иер.17:11. Куропатка садит­ся на яйца, которых не несла; таков при­обрета­ю­щий богат­с­т­во неправдою: он оставит его на по­ловине дней сво­их, и глупцом останет­ся при конце своем.

Здесь пророк говорит о куропатке, высиживающей чужие яйца, с точки зрения тогдашних представлений, которые могут и не сходиться с научными наблюдениями.

Иер.17:12–18. Противники пророка издеваются над ним, не видя пока исполнения его угроз, и пророк просит Бога придти к нему на помощь и наказать его врагов, так как он был всегда верным исполнителем воли Иеговы.

Иер.17:12. Престол славы, воз­вышен­ный от начала, есть место освяще­ния нашего.

Пророк говорит здесь от лица лучшей части иудейского народа, которая с отвращением относится к языческим алтарям, преклоняясь только пред алтарем истинного Бога, стоящим в Иерусалимском храме.

Иер.17:13. Ты, Го­с­по­ди, надежда Израилева; все, оставля­ю­щие Тебя, по­срамят­ся. «Отступа­ю­щие от Меня будут написаны на прахе, по­тому что оставили Го­с­по­да, источник воды живой».

«Написаны на прахе». Как легко изглаживается написанное на песке, так быстро исчезает благополучие отступников от Иеговы.

Иер.17:16. Я не спешил быть пастырем у Тебя и не желал бед­с­т­вен­ного дня, Ты это знаешь; что вышло из уст мо­их, открыто пред лицем Тво­им.

Пророк вовсе не имел злобного чувства по отношению к своим согражданам. Ему тяжело было постоянно предсказывать им несчастия.

Иер.17:19–27. Пророк должен восстановить в сознании народа понятие о святости закона Моисеева, в частности проповедовать всем о необходимости соблюдать закон о субботнем покое. К этому присоединяется обетование благополучия чтущим субботу и угрозы ее нарушителям.

Иер.17:19. Так сказал мне Го­с­по­дь: пойди и стань в воротах сынов народа, которыми входят цари Иудейские и которыми они выходят, и во всех воротах Иерусалимских,

«Ворота сынов народа». Вместо сынов народа – по евр. benei-am – лучше читать: Вениамином. Слово benei-am может быть признано сокращением слова: Benjamin. Это были ворота городские, устроенные в северной стороне стены – по направлению к колену Вениаминову. – «Цари иудейские» – см. Иер 23.18.

Иер.17:21. Так говорит Го­с­по­дь: берегите души свои и не носите нош в день субботний и не вносите их воротами Иерусалимскими,

Цари, конечно, не сами носили ноши, но заставляли носить других.

Особые замечания. Речь, содержащаяся в Иер 16.1 – Иер 17.18 ст., может считаться продолжением и заключением сказанной во время засухи (XIV-XV гл.). Насмешки над словами пророка (Иер 18.15) показывают, что халдеи еще не причинили серьезного вреда иудейской стране. Вероятно, следовательно, эта речь сказана в сравнительно спокойные годы правления Иоакима. – Что касается Иер 17.19–27, то этот отрывок представляет собою самостоятельное целое. Можно полагать, что это – одна из проповедей, с какими обращался Иеремия во дни царя Иосии к народу, по поводу нахождения книги закона Моисеева. Из него видно, что пророк Иеремия, так ревностно стоявший за внутреннее благочестие, в тоже время считал необходимым и исполнение внешних предписаний закона Моисеева. Исполнение закона о субботе является пробным камнем для народа и должно свидетельствовать о том, насколько он верен Иегове.

Есть разные человеческие оценки самих себя. Одни из нас завышают эту оценку, другие занижают. Но что есть на самом деле, написано в Священном Писании:

«Лукаво сердце более всего и крайне испорчено; кто узнает его».(Иер.17:9)

Это говорится не только о каких-то определенных людях, но обо всех живущих на земле. Лукавство посеянное в Эдемском саду будет до времени определенного Богом. Зло посеянное в сердце Адама не миновало и нас. Об этом написано здесь:

«Он же отвечал мне: чем больше будешь испытывать, тем больше будешь удивляться; потому что быстро спешит век сей к своему исходу, и не может вместить того, что обещано праведным в будущие времена, потому что век сей исполнен неправдою и немощами. А о том, о чем ты спрашивал меня, скажу тебе: посеяно зло, а еще не пришло время искоренения его. Посему, доколе посеянное не исторгнется, и место, на котором насеяно зло, не упразднится,- не придет место, на котором всеяно добро. Ибо зерно злого семени посеяно в сердце Адама изначала, и сколько нечестия народило оно доселе и будет рождать до тех пор, пока не настанет молотьба! Рассуди с собою, сколько зерно злого семени народило плодов нечестия! Когда будут пожаты бесчисленные колосья его, какое огромное понадобится для сего гумно! Как же и когда это будет? спросил я его; почему наши лета малы и несчастны? Не спеши подниматься, отвечал он, выше Всевышнего; ибо напрасно спешишь быть выше Его: слишком далеко заходишь. Не о том же ли вопрошали души праведных в затворах своих, говоря: «доколе таким образом будем мы надеяться? И когда плод нашего возмездия?» На это отвечал мне Иеремиил Архангел: «когда исполнится число семян в вас, ибо Всевышний на весах взвесил век сей, и мерою измерил времена, и числом исчислил часы, и не подвинет и не ускорит до тех пор, доколе не исполнится определенная мера». (3-я Книга Ездры 4:26-36) Неканоническая Библия

Бог знает нас лучше нас самих.

«Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его». (Иер.17:10)

Вера и неверие людей определяются страхом перед Богом. Одни могут не бояться Бога и ада, потому, что не верят. Они могут говорить: «Куда попаду, туда попаду». Внутри каждый из них знает, что кроме ада им ничего не светит. Откуда это знание? Оно заложено в нас.

Написано: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни. Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя. Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо пред тобою. Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды. Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла, «.(Прит.4:23-29)

Все ли хранят свои сердца? Большой вопрос.

Недавно зашел на один из христианских форумов и был честно говоря в шоке. Там две дамы, называющие себя христианками и свободными, готовы были сожрать друг друга в буквальном смысле этого слова. Все их тайные прошлые или нынешние грехи были «озвучены» друг другом. Кто чем занимался и занимается. Читать было противно.

Обе одержимы бесами и обоим надо свободу. Но как ее получить, если они думают, что они свободны? Зло победило их.

«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром». (Рим.12:21)

Многие, так называемые, патриоты бросились исправлять мир, но он не исправим.

«Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле». (1Иоан.5:19)

Что же делать нам, чтобы не быть побежденными злом?

«Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери моей, и он учил меня и говорил мне: да удержит сердце твое слова мои; храни заповеди мои, и живи. Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих. Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя. Главное — мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец. Слушай, сын мой, и прими слова мои, — и умножатся тебе лета жизни. Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым. Когда пойдешь, не будет стеснен ход твой, и когда побежишь, не споткнешься. Крепко держись наставления, не оставляй, храни его, потому что оно — жизнь твоя. Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых; оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо; потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения; ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения. Стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня. Путь же беззаконных — как тьма; они не знают, обо что споткнутся. Сын мой! словам моим внимай, и к речам моим приклони ухо твое; да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего: потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела его. Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни». (Прит.4:3-23)

Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни. Жизнь есть только в Боге. Вне Бога жизни нет.

Николай Николаевич

Cердце человека крайне испорчено

Иеремии 17:9
«Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?»
Это послание Иеремии к каждому из нас. По сути, — это приговор нашей плоти, которая должна оставаться на кресте, потому что грехи и беззакония наши пригвоздили Иисуса Христа к распятию. Но Он страдал добровольно за наши беззакония. Мы же виноваты во всех грехах, а Он взял всю вину на Cебя. Ис.53…
Время возвратиться к основаниям веры, потому что если они будут разрушены, что сделает праведник? Пс.10:3
Мы распяли Христа, вернее плоть наша, и для нее нет никакого оправдания.
Втор.8:3
Рим.3:19,20
«Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом»…
Это приговор к нашей плоти. Когда мы еще оправдываем себя делами закона, то отпадаем от веры.
Рим.3:20
«Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех».
Итак, вникая в слово Его мы все больше осознаем насколько проклята плоть и как отчаянно мы нуждаемся в благодати, которая излилась на кресте. Без этой благодати мы никто и ничто и лишь Дух Святой через жертву Иисуса оправдывает нас. Его жертва искупила нас от проклятия закона, но плоть должна быть распята…
Плоть противится и не желает следовать за Духом, а значит, будет выкидывать свои «концерты». Именно эти «концерты» от своей плоти слушает каждый христианин. Пока она еще сильна и наше сердце не сокрушено, — мы будем падать, и терпеть поражение. Но действует благодать, когда мы падаем. Бог в очередной раз дает нам руку, чтобы мы поднимались, вместе с тем мы проходим через осуждение плоти…
Это также действие Его благодати. Ведь мы должны возненавидеть всякий грех, чтобы не идти более на компромиссы. Компромиссы ведут ко греху. Но ненависть к плоти начинается с того, что начинаем меньше допускать компромиссов. «Если компромиссы приводят меня ко греху, то зачем я их допускаю?» Именно так рассуждает духовный человек. Чему-то таки Бог учит нас в падении. А именно, чтобы каждое слабое место – стало сильным. Но это также не нашею силою, но силою Господа.
Сильные в мире люди – падают больше чем слабые. Почему? Потому что сильный надеется на себя, а слабый скорее прилепляется к Господу.
Исаия 40:28-31
» 29 Разве ты не знаешь? Разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? Разум Его не исследим.
30 Он дает утомленному силу, и изнемогающему дарует крепость.
31 А надеющиеся на Господа обновятся в силе; поднимут крылья, как орлы, потекут, и не устанут, пойдут, и не утомятся»…
Но природный человек еще продолжает надеяться на свои силы и черпать «жизнь» в собственной самоправедности. И это всех нас касается. Слово о кресте – разбивает этот источник, то есть наше «я»…
Мы должны глубоко сокрушиться, чтобы наше осознание, в том, что мы нуждаемся непрестанно в Нем, — росло.
Иоанна 15:5
«Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и в Нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего»…
«Без Меня не можете делать ничего», — эта бы фраза звучала каждый день для нас.
Пс.126:1
«Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся трудящиеся его; если Господь охранит города, напрасно бодрствует страж»…
Как много усилий впустую. Вот приходит огонь Божий и сено и солома сгорают. Это сегодня повсюду и это сегодня в первую очередь в нас и в наших ожиданиях. Истина приходит и раскрывает нас самих, открывая, сколько еще греха в нас, чтобы мы могли глубже обратиться. Иначе, почему так мало у нас еще силы благочестия?
1Иоана 1:8
«Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас»…
Это заблуждение, что мы думаем, что старые грехи омываются за один день. Нам нужно глубокое исповедание и также освящение от них. Во-первых, от путей, ведущих ко греху, во-вторых, Христос должен вселиться в нас, только так мы можем более не грешить. В нас самих лишь пустота, в Нем наша полнота и наполнение Духом Божьим оберегает нас. Когда мы теряем Его по какой-то причине, то зачастую падаем. Вероятно, мы оставили прямой путь и снова попали под обольщение. Дух Святой подскажет, если мы будем просить Его…
Само собою, у любого падения есть своя определенная причина, поэтому нам нельзя быть самоуверенными. Каждый из нас может упасть, причем с любого уровня познания Бога.
1Кор.10:12
«Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть».
Это послание ко всем нам. Если мы строим из сена, или соломы, то вряд мы сможем устоять в день испытания. За истинное основания нужно заплатить истинную цену посвящения.
Откр.3:18
«Советую тебе купить золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться, и не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза, чтобы видеть».
К сожалению, наше поколение слепо и строим мы часто еще из сена и соломы. Чтобы падение не застало нас врасплох, нам нужно обратиться от своих дорог и искать путь узкий. Впереди церковь ожидают многие падения и обличения даже со стороны мира. Оголение Иудеи будет предшествовать затем омовению ее водою чистою(слово Божье). Но народ Бога упорствует на своих путях…
Рим.3:23
«Все мы согрешили и лишены Славы Божьей»…
Но если Он не оденет нас, то мы будем оставаться в своем осквернении. Он проведет тех, кто желает через огонь испытания и оденет в белые одежды. Но те, кто отказываются идти этим путем пройдут через большие скорби и спасутся, но так, как написано «словно из огня». Зачем?
Разве мы имеем что доброе во плоти и в плотских наших делах? Все что приходит не через Иисуса уводит от Господа – это сено и солома. Семья, служение, работа – все будет испытано Его огнем в грядущие дни. Если мы оказались в падении, то нужно вставать, но рассмотреть на верном ли были пути?
Пс.138:23,24
«23 Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай и узнай помышления мои,
24 И зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь венный»…
Вот как нам нужно молиться сегодня и укреплять свое основание, как и молился Давид. Бури придут, и они приходят время от времени, и понятно, что нам нужно устоять в день скорби…

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *