Сергия радонежского храм

Соответствующие документы Мосгосстройнадзор передал Финансово-хозяйственному управлению Московского Патриархата 25 мая 2020 года.

Храмовый комплекс с церковью преподобного Сергия Радонежского и приходским домом был возведен на улице Василия Петушкова, напротив вл. 3, в рамках Программы строительства православных храмов в Москве.

Вместимость храма: 360 человек. Проектировщик: ООО «ИнспецХолдинг».

Храм был заложен в 2014 году — в год 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, знаменитого русского святого, великого молитвенника и подвижника, собирателя земель русских, духовного наставника и примирителя великих князей и государственных мужей.

При этом архитектура нового московского храма отсылает нас, скорее, к временам домонгольского церковного зодчества. «Ярким примером такой архитектуры может служить Георгиевский собор в Юрьеве-Польском — жемчужина древнерусской традиции храмостроительства, — отмечает настоятель церкви преподобного Сергия протоиерей Глеб Цвиркунов. — Кроме того, в архитектурном облике нашего храма ярко прослеживаются элементы эклектики, в частности, в строении барабана, а также купола, в котором заметно влияние византийской архитектуры. Венчает храм византийский четырехконечный крест. Обращение к византийской традиции не случайно, потому что лучшие образцы древнерусской архитектуры несут в себе творческое осмысление отечественными мастерами византийского наследия храмового зодчества».

Интерьер храма замечателен центричностью своего объема, он просторный, высокий и светлый. Купол поддерживают четыре высокие круглые колонны с византийскими капителями сочного лиственного рисунка. Алтарь отделен невысоким иконостасом белого мрамора.

Дом причта, выдержанный в общем стиле храмового комплекса, имеет свою особенность. Здание представляет собой многоугольник. Необычностью своей архитектуры приходской дом привлек специалистов из Москомархитектуры, которые даже специально приезжали на приход и просили у настоятеля разрешение сфотографировать новый «арт-объект».

Финансово-хозяйственное управление

В мкрн. Авиаторов начато строительство временного храма в честь прп. Серфима Саровского Чудотворца по просьбе жителей мкрн. Авиаторов, Зелёновка, Орджоникидзе, Гагарина. Строительство ведётся на средства прихожан, организаций и частных пожертвований.

В 2012 году по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на территории нового микрорайона Авиаторов г.Балашихи было начато возведение деревянного храма во имя преподобного Серафима Саровского. Храм возведен в микрорайоне, специально построенном для военнослужащих Вооруженных Сил России. Строительство храма было востребовано живым религиозным чувством людей, отдавших большую часть своей жизни служению Отечеству. Первый молебен на месте предполагаемого строительства храма преподобному Серафиму Саровскому был совершен 28 октября 2012 года. С этого времени молебны проводились регулярно по воскресным дням.

2 ноября 2013 года, в Дмитровскую родительскую субботу, была совершена первая Божественная литургия. Неслучайно литургическая жизнь в новом храме началась с вознесения молитв в день поминовения погибших воинов. С этого времени здесь проводится полноценная церковная жизнь. Проводятся работы по благоустройству храма и близлежащей территории. В 2015 году была возведена колокольня и начала работу детская воскресная школа. В настоящее время проводится большая работа по расширению территории и возведению нового храма.

История строительства храма

Храм распологался на втором этаже здания казармы, по соседству с оркестром и хлебопекарней

Храм Сергия Радонежского в Царском Селе появился благодаря 2-му стрелковому батальону. Командир батальона, князь Барятинский, в 1857 году добился создания храма в деревянном здании казармы. Позже, когда батальон был переведен в Варшаву, церковь была отдана прибывшему на новое место лейб-гвардии стрелковому Его Величества батальону. В походах стрелковый батальон сопровождала походная церковь со складным иконостасом. По возвращении в 1871 году батальону были отданы здания по Гатчинскому шоссе, в которых ранее размещались провиантские магазины.

Новое место для строительства храма

В 1889 году храм в очередной и последний раз переехал. Новое каменное здание было построено на Софийском плацу на деньги, выделенные из казны по прошению командира батальона генерал-майора Скаряшина. На освящении церкви прибыла почти вся императорская семья. В 1879 году стараниями офицеров и командира стрелкового Его Величества батальона церковь была освящена в честь преподобного Сергия Радонежского.


В 1903 году храм Сергия Радонежского в Пушкине приобрел свой современный вид, была построена каменная колокольня и отдельный алтарь с солеёй. После революции судьба храма сложилась печально, в 1921 году ее закрыли.

История храма после Великой Отечественной войны

В период Великой Отечественной войны храм Сергия Радонежского сильно пострадал. От здания остался практически один остов. В 1972 году храм отдали автошколе № 2 (Пушкинскому учебно-курсовому комбинату автомобильного транспорта). В те годы стране нужны были водители и никто не думал о возрождении храма.

Помещение храма подверглось капитальной перестройке. Колокольню снесли, внутри сделали двухэтажное перекрытие, а убранство храма полностью уничтожили.

Современное время

В 2009 году инициативная группа верующих, стала добиваться возвращения Церкви того, что осталось от храма. В течении нескольких лет велись переговоры о возвращении храма Русской православной церкви.

8 октября 2010 года возле храма Сергия Радонежского состоялся первый молебен. 26 сентября 2012 г. храм был официально возвращен Русской православной церкви. Объявили тендер на проведение работ по восстановлению и сохранению памятника. 8 октября 2012 года в частично восстановленном храме состоялось первое богослужение.

В понедельник седмицы 27-й по Пятидесятнице, 8 декабря, Святейший Патриарх Кирилл в присутствии Президента РФ Владимира Путина освятил восстановленный храм преподобного Сергия Радонежского и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. Восстановление храма было приурочено к 700-летию преподобного Сергия Радонежского.

Эпидемия охватила монастыри и церкви

Настоятель московского храма Космы и Дамиана Александр Борисов сдал положительный тест на COVID-19 сразу празднования Пасхи — об этом он рассказал «Газете.Ru». «В нашем храме три священнослужителя сразу после Пасхи, буквально через день-два, заболели. Скажу честно, и я тоже», — признался священнослужитель. Он добавил, что у всех инфицированных состояние стабильное.

Реклама

По мнению клирика, заражения было не избежать. «Это обычные последствия пандемии», — считает отец Александр. При этом он подчеркнул, что в храме соблюдались все нормы, рекомендованные главой РПЦ патриархом Кириллом.

«Мы сразу послушали, что сказал патриарх, и попросили людей не приходить в храм на богослужения, и у нас действительно на Пасху было буквально один-два человека, но все равно каким-то образом умудрились заболеть»,

— пояснил священник «Газете.Ru».

К нормам, введенным для институтов РПЦ в связи с пандемией, с пониманием отнеслись не все клирики. Так, Екатеринбургская епархия за призыв нарушать режим самоизоляции отстранила сихиигумена Сергия (Николая Романова) от проведения проповедей, сообщили в пресс-службе учреждения.

Дело в том, что 25 апреля во время онлайн-проповеди в Среднеуральском женском монастыре священнослужитель проклял всех, кто верит в пандемию коронавируса и закрывает храмы. Он призвал прихожан выходить на улицы, не боясь полиции, а также заявил, что россиян хотят поместить в «электронный лагерь сатаны», где лишают «свободы и работы».

В региональной епархии сообщили, что с клириком уже неоднократно проводились разъяснительные беседы по поводу содержания его проповедей, однако все они были проигнорированы.

«В связи с этим сегодня было принято решение о лишении его права проповедовать и высказываться в публичном пространстве, что более соответствует покаянному, молитвенному и уединенному образу жизни схимонаха»,

— отметили в епархии.

Институты РПЦ уже охватила эпидемия COVID-19. 27 апреля стало известно, что число больных коронавирусом в Серафимо-Дивеевском монастыре Нижегородской области выросло до 76 — об этом сообщили в пресс-службе правительства региона. Сейчас над сдерживанием дальнейшего распространения COVID-19 в селе Дивеево работают сотрудники регионального минздрава и Роспотребнадзора — всех заразившихся изолировали в медицинском центре при монастыре.

Коронавирус не обошел стороной и столичных священнослужителей. Ранее сообщалось, что в Москве 25 апреля, в Светлую субботу (первая суббота после Пасхи), от COVID-19 скончался протодиакон Елоховского кафедрального собора Евгений Трофимов, а 21 апреля жертвой болезни стал и настоятель этого же храма Александр Агейкин. Кроме того, 24 апреля из Новоспасского монастыря в больницу с коронавирусом забрали руководителя рабочей группы при патриархе митрополита Дионисия.

«Есть в этом какой-то промысел божий»

Настоятель храма святой Татианы при МГУ Владимир Вигилянский недоумевает, почему при соблюдении всех санитарных норм число инфицированных священнослужителей только растет. «В Москве уж точно все храмы соблюдают предписанные ограничения. В супермаркетах намного опаснее, чем в церкви», — уверил он «Газету.Ru».

При этом, по словам отца Владимира, среди всех священников столицы 5% уже больны COVID-19.

«Ни в одном сообществе ни одной страны нет большего процента заразившихся! Я не могу это понять. Вероятно, есть в этом какой-то промысел божий», — сообщил клирик «Газете.Ru».

Объяснение ситуации нашлось у протоиерея РПЦ Леонида Калинина — по его мнению, проблема исключительно в недисциплинированности прихожан. «Несмотря на то, что наш святейший патриарх абсолютно ясно и четко дал благословение находиться дома, они используют каждую возможность, чтобы просочиться в храм. А когда мы пытаемся запретить нахождение в церкви, они говорят, что это гонения. На самом же деле все делается для их же безопасности», — сообщил священнослужитель «Газете.Ru».

Он также рассказал, как во время Страстной Седмицы в Троице-Сергиевой Лавре люди столпились вокруг храма и требовали, чтобы их пустили внутрь. «Люди скандировали чуть ли не с матом, чтобы их пустили в лавру. Такая невоспитанность приводит к страшным последствиям», — заключил протоиерей.

«Ни милосердия, ни любви божьей, ни мудрости»

Вместе с тем религиовед фонда «Путь сердца» Игорь Зырянов убежден, что массовые заражения в аппаратах РПЦ вызваны ошибками священноначалия. По его словам, россиян годами неправильно мотивировали посещать церковные службы. «Им говорили, что не прийти в воскресенье в храм приравнивается к греху, хотя, конечно, ни в каких писаниях это грехом не считается», — пояснил теолог «Газете.Ru».

Помимо этого, Зырянов считает, что некоторые храмы не полностью остановили посещение из-за финансовых трудностей.

«Пасхальный сбор равняется практически целому годовому сбору, поэтому многие долги, строительные работы привязаны к Пасхе, и лишиться этого многие просто не хотели»,

— обратил внимание эксперт.

По его мнению, церкви еще придется за это расплачиваться. «Такое поведение некоторых представителей РПЦ может привести к порицанию всей церковной системы. В этом ни милосердия, ни любви божьей, ни мудрости нет. Ведь люди начнут осознавать, что заразились в храмах, несмотря на то, что им обещали, что ничего страшного не произойдет», — заметил Зырянов в разговоре с «Газетой.Ru».

Корень проблемы может быть и в азах догматики православной веры, считает завкафедрой теологии МГЛУ Лариса Астахова. «Вера раскрывается, прежде всего, как доверие Богу, поэтому некоторые монастыри могут «не видеть» проблему именно потому, что им кажется, что карантинные меры в глазах людей будут выглядеть как их нарушение верности Христу», — сообщила эксперт «Газете.Ru».

«Богослужение — это встреча с воплощенным Богом. Вспомните, монахинь еще называют невестами Христовыми. Какая невеста откажется от встречи с женихом? Отложит их из-за насморка? Это уж вряд ли, вот и получается такая опасная ситуация», — добавила Астахова.

Главред журнала при храме святой Татианы «Татьянин день» Анастасия Прощенко напомнила в разговоре с «Газетой.Ru», что массовые заражения при монастырях случались во все времена. «Известны свидетельства, как в период средневековых эпидемий чумы болезнь выкашивала в монастырях всех служителей до единого. В монастырях живут такие же люди, как и везде. Из плоти и крови», — подчеркнула она.

При этом единственным правильным решением для РПЦ в данном случае будет принятие активной социальной позиции, уверен Игорь Зырянов.

«Они должны хотя бы начать помогать людям, которые уже пострадали от коронавируса, а также должны признать, что они действительно чего-то недоглядели. Но, наверное, это невозможно в силу их косности»,

— заявил теолог «Газете.Ru».

Тем временем патриарх Кирилл все же постановил привлекать к ответственности священнослужителей, нарушающих меры по борьбе с COVID-19. Теперь если несоблюдение распоряжений священноначалия повлечет за собой заражение человека коронавируом с последующей его смертью, виновный может быть привлечен к церковному суду, а в некоторых случаях — к церковно-административной ответственности.

Историческая справка.

По соглашению между Мелекесской Епархией и руководством Ульяновского государственного аграрного университета имени П. А. Столыпина пос. Октябрьский в 2015 году началось строительство храма-часовни на территории университета.

8 октября 2018 года, в день памяти святого преподобного Сергия, игумена Радонежского, епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор в пос. Октябрьский Ульяновской области, совершил Чин освящения Свято-Сергиевского храма-часовни при Ульяновском государственном аграрном университете им. П.А. Столыпина.

Сергиевский храм-часовня при УлГАУ был построен благодаря доброму попечению Ректора Ульяновского государственного аграрного университета имени П. А. Столыпина А. В. Дозорова, при участии настоятеля Свято-Татианинского храма пос. Октябрьский иеромонаха Ионы (Черкасов). Помощь в возведении церковного здания оказывали начальник Агентства ветеринарии Ульяновской области Нина Ивановна Пелевина, члены преподавательской корпорации, учащиеся и выпускники УлГАУ.

Храм-часовня при Аграрном университете посвящен преподобному Сергию — духовному собирателю русского народа, с которым связаны культурный идеал Святой Руси и возникновение русской духовной культуры. Сергий Радонежский, игумен земли Русской, всея России чудотворец в миру носил имя Варфоломей, родился, вероятно, в 1314 году. Он является основателем ряда монастырей, в том числе Свято-Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева Лавра). Письменного наследия не оставил, однако известны его духовные наставления. Известен также как основоположник русского старчества и возобновитель монашеского общежития, которое идёт от Антония и Феодосия Киево-Печерских.
С XV века почитается Русской Православной Церковью святым в лике преподобных и считается величайшим подвижником земли Русской. С древних времён почитается православными и старообрядцами. Считается покровителем учащихся. До начала XX века почитание Сергия Радонежского ограничивалось почти исключительно территорией исторической Руси, однако после революции 1917 года оно распространилось далеко за её пределы, что стало заслугой русской эмиграции.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *