Сергия радонежского

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2014. № 2

К 700-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

С.В. Перевезенцев

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ В ИСТОРИИ РОССИИ

Преподобный Сергий Радонежский — один из самых почитаемых святых всего православного Русского мира. Причины его почитания имели как рациональный, так и иррациональный характер. К первым следует отнести подвижнический образ жизни Сергия Радонежского, по Правде (справедливости), в труде, скромности и терпении. В основанном им Троицком монастыре он стремился подвигнуть монахов к достижению нравственной чистоты и «высокому житию», направленному на внутреннее духовное преображение. Понимая свободу и единомыслие для отдельного человека как единство души, полностью посвященной служению Богу, Сергий Радонежский придал идее Святой Троицы реальное, конкретное звучание, преобразовал христианский догмат в символ живого единства — того единства, к которому должны стремиться и русское общество, и все живущие на земле люди. К иррациональным причинам почитания Сергия Радонежского относятся прежде всего его прижизненные и посмертные чудеса. Для религиозного сознания чудо — вполне реалистический фактор исторического развития, поэтому даже после кончины Сергий Радонежский продолжал оказывать влияние на ход российской истории, а его современники потомки верили в его чудесную помощь, в молитвенное заступничество перед Господом за весь православный народ, за Русскую православную церковь, за Россию.

Ключевые слова: Сергий Радонежский, Троицкий монастырь, Правда, единомыслие, идея Святой Троицы, чудеса.

Вот уже почти семьсот лет преподобный Сергий Радонежский (1314-1392) — самый любимый и почитаемый святой всего православного русского мира. Именно преп. Сергий во все последующие за XIV столетием века считался не только небесным покровителем московских государей, но и главным небесным молитвенником за Русское государство и русский православный народ. И сегодня к раке с мощами преподобного, стоящей в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, ежедневно выстраивается очередь из нескольких десятков, а может, и сотен паломников, в праздничные дни вырастающая до многотысячной. Значит, не только наши предки, но и многие наши современники продолжают искать помощь и утешение у Радонежского Чудотворца, как его именует церковное предание.

Уже только поэтому стоит попытаться понять причины столь великой и искренней любви православных к преп. Сергию, осознать тот идейный и практический вклад, который он внес в русскую жизнь, а вместе с этим увидеть место и роль троицкого старца в отечественной истории. При этом стоит помнить, что говорить определенно о каких-то духовно-политических предпочтениях и воззрениях Сергия Радонежского не так просто, как кажется, ведь он не оставил после себя ни единой строчки, более того, всегда сторонился откровенного учительства. Поэтому, можно сказать, что учение преп. Сергия Радонежского — это его жизнь. Следовательно, необходимо осуществить некую реконструкцию его взглядов и предпочтений на основе существующих русских средневековых текстов. И главный из них — «Житие Сергия Радонежского», которое в 1406-1419 гг. составил его ученик Епифаний Премудрый, а во второй четверти XV в. переработал Пахомий Логофет1.

Житие преп. Сергия создает в первую очередь образ подвижника, живущего по Правде2, скромного, терпеливого, неприхотливого: «.. .Одежда новая никогда не прикрывала тело его, ни сукно немецкое нарядное, разукрашенное, <.> но только из сукна простого, то есть из сермяги. одежду носил, ветхую, не раз перешитую, <.> многим

2 В русской духовно-политической мысли XI-XVII вв. «правда» — это прежде всего «справедливость», установленная Самим Господом, ибо источником справедливости был Иисус Христос (Перевезенцев С.В. Русская религиозно-философская мысль X-XVII вв.: Основные идеи и тенденции развития. М., 1999. С. 238-240).

потом пропитанную, а иногда даже и с заплатами»3. Отчего вдруг одежда монаха оказывается пропитанной «многим потом»? А оттого, что Сергий основой жизни считал труд и только собственным трудом добывал себе пропитание. Житие сообщает: как-то в голодный год Сергий предложил некому монаху Даниилу соорудить сени перед его кельей, а в качестве платы за труды попросил гнилого хлеба. Даниил тут же вынес Сергию целое решето хлеба и был готов отдать его даром, но преподобный ответил: «Прибереги хлеб до девяти часов, потому что я прежде, чем руки мои не потрудились, и до работы, платы не беру»4. И вообще, рассказывает Житие, Сергий «братии как купленный раб служил: и дрова для всех… колол, и толок зерно, и жерновами молол, и хлеб пек, и еду варил, и остальную пищу, нужную братии, готовил; обувь и одежду он кроил и шил; и из источника, бывшего там, воду в двух ведрах черпал и на своих плечах в гору носил и каждому у кельи ставил»5.

Не сразу, но пережив множество испытаний, братия Троицкого монастыря все же приняла принципы жизни своего игумена: «Монахи, — сообщает Житие, — привыкли больше не роптать в печали и в лишениях, если когда-нибудь случались лишения, или скудость, или недостаток в необходимых вещах. Но все терпели с усердием и с верой, надеясь на Господа Бога, залогом имея преподобного отца нашего Сергия»6. Еще более строгой, но справедливой стала жизнь в монастыре после того, как Троицкая обитель приняла общежительный устав, в основе которого лежало несколько главных принципов — равенство всей братии (включая игумена), запрет на частную собственность, совместный стол и молитва, послушание и четкое распределение обязанностей, наконец, ежедневный неустанный труд.

Таким образом, Троицкий монастырь стал первой в Московской Руси общежительной обителью, а Сергий Радонежский был поставлен в его первые игумены. По примеру Троицкого монастыря сам Сергий и его ученики основали общежительные монастыри по всей Руси, ставшие везде центрами притяжения для местного населения. Почему? Прежде всего потому, что иноки в этих обителях жили так же, как и окрестные крестьяне, — в труде и скромности, а правила монастырского бытия оказались схожи с принципами жизни сельской общины. И крестьяне увидели в монахах самих себя — таких же тружеников, живущих столь же скудно и скромно. Таким образом Троицкий монастырь и другие общежительные обители уже в XIV

3 Житие Сергия Радонежского / Пер. М.Ф. Антоновой и Д.М. Буланина // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 6. СПб., 1999. С. 339, 341.

4 Там же. С. 335.

5 Там же. С. 315.

6 Там же. С. 341.

столетии превращаются в русском народном сознании в символ Правды, русской Правды — справедливости.

Но Правда общежительных монастырей состояла не только в том, что иноки жили как крестьяне, но и в том, что они соблюдали еще один завет преп. Сергия — «чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную»1, т.е. нравственную чистоту. Иноческое трудолюбие, скромность и воздержание не были вынужденными, не были вызваны, как для большинства современников, лишь жестокими условиями окружающей жизни, но стали результатом свободного выбора каждого из монашествующих. Поэтому монахи общежительных обителей трудились втройне — и физически, и нравственно, и духовно. И снова первым здесь был преподобный Сергий. Его Житие повествует о том, что после дневных трудов, ночью, Сергий «в молитвах без сна проводил время; хлебом и водой только питался. И что бы он ни делал, псалом на устах его всегда был. Так пребывал он в молитвах и в трудах, плоть измучил свою и иссушил, желая быть небесного города гражданином и вышнего Иерусалима жителем»8.

Став игуменом, преп. Сергий заботился о духовной жизни братии своего монастыря. Поэтому вечером он обходил братские кельи: «Если слышал он, что кто-то молится, или поклоны совершает, или работой своей в безмолвии с молитвой занимается, или святые книги читает, или о грехах своих плачется и сетует, за этих монахов он радовался, и Бога благодарил, и молился за них Богу, чтобы они до конца довели добрые свои начинания. Если же Сергий слышал, что кто-то беседует, собравшись вдвоем или втроем, или смеется, — негодовал он об этом, и, не терпя такого дела, рукой своей ударял в дверь или в окошко стучал и отходил. Таким образом он давал знать им о своем приходе и посещении и невидимым посещением праздные беседы их пресекал. Затем утром на следующий день призывал он к себе провинившихся; но и здесь не сразу запрещал им беседы, и с яростью не обличал их, и не наказывал их, но издалека, тихо и кротко, как будто притчи рассказывая, говорил с ними, желая узнать их прилежание и усердие к Богу.»9

Но Правда в русском понимании все же не только справедливость. «Христос есть истинная Правда.», — написал позднее, уже в XVI в., один русский книжник10. Вот в чем было главное чудо общежительных монастырей: монахи трудились и жили похожим на крестьян образом, но по-другому — в чистоте души и с верой во

7 Там же. С. 389.

8 Там же. С. 315.

9 Там же. С. 331.

10 Пересветов И.С. Большая челобитная / Пер. А.А. Алексеева // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 9. М., 2000. С. 441.

Христа. Именно уподобление Самому Спасителю Христу придавало монастырским насельникам физические и нравственные силы, которые они направляли не столько на преодоление каких-то внешних трудностей, но главное — на внутреннее духовное преображение.

И вновь это происходит благодаря преп. Сергию, который, живя во Христе, направлял к тому же монастырскую братию. Так в русскую жизнь пришла идея и практика «высокого жития» как реальный пример возможности достижения в обычных жизненных обстоятельствах духовного совершенства. Прежде всего преп. Сергий призывал иноческую братию отказаться от мирских соблазнов — богатства, власти, ненависти, насилия, но хранить «чистоту души», смирение и любовь. Тогда братия сможет обрести «внутреннюю» духовную свободу и единомыслие, без которых невозможна жизнь, будь то одного человека или всего человеческого сообщества11. В понимании преп. Сергия, свобода и единомыслие для отдельного человека — это единство души, полностью посвященной служению Господу. Для обители — это единство помыслов и действий всех иноков, которые своим подвигом умножают Христову любовь на земле и подают пример остальным людям. Для русского общества — это духовное единство всего народа как основополагающий принцип идеи единства Руси, благодаря которому Русь только и может спастись.

И совсем неслучайно обитель, основанная преп. Сергием, была посвящена Святой Троице. Сергий Радонежский видел в Троице высший христианский образ Единства и Любви12. Но Святая Троица — это еще и прообраз того, как должно строиться человеческое общежитие вообще и русское общество в частности. Следовательно, Святая Троица становилась и символом единства Руси. Впервые в русской истории преп. Сергий придал идее Святой Троицы реальное, конкретное звучание, преобразовал христианский догмат в символ живого единства — того единства, к которому должны стремиться все живущие на земле люди. Как показала дальнейшая история, именно из Троицкой обители русские люди и в XIV в., и позднее ждали импульсов к возрождению единства в Русском государстве, ибо эти импульсы исходили как бы от Самого Господа. А икона «Святая Троица», написанная Андреем Рублевым, духовным учеником преп. Сергия, почиталась не как произведение искусства, но как воплощенный символ божественного единения.

Но ведь преп. Сергий Радонежский не только проповедовал духовное единство, но и много потрудился во славу единства Русской

11 Житие Сергия Радонежского // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 6. С. 389.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 См. об этом более подробно: Перевезенцев С.В. Указ. соч. С. 158-159, 163-167.

земли. Именно он не раз, в наиболее драматичные моменты истории, убеждал князей прекратить кровопролитные усобицы и помогал им услышать друг друга, соединить силы: ходил мирить князей в Нижний Новгород и Рязань, в 1374 г. участвовал в съезде князей, на котором был составлен княжеский союз, подготовивший победу на Куликовом поле, а в канун Куликовского сражения, как сообщает «Сказание о Мамаевом побоище», благословил московского великого князя Дмитрия Ивановича и все русское воинство на битву с полчищами Мамая13.

Все перечисленные выше причины почитания преп. Сергия Радонежского носят скорее рациональный характер, они вычислены позднейшими исследователями жизни и творческого наследия троицкого старца. А были и другие причины, которые сделали образ преп. Сергия неотъемлемой частью русского национального сознания, — иррационального свойства, а именно — чудеса, которые народная молва связывала с преп. Сергием, совсем неслучайно прославленного Русской православной церковью как Радонежского Чудотворца.

Казалось бы, чудеса лежат за пределами науки, но понять сущность и специфику религиозного сознания вообще и русского религиозного сознания в частности без обращения к понятию чуда невозможно, ведь религиозный человек повседневно пребывает в состоянии чудесного. В понимании православного человека, Господняя воля могла проявляться в реальном мире только в виде чуда, и как следствие именно чудесами Господь учил человека. Поэтому чудо — вполне реалистический фактор исторического развития. Чем больше с именем того или иного подвижника связано чудес (прижизненных и посмертных), тем более значимо присутствие этого человека в истории, ибо, во-первых, чудеса, творимые им, являются свидетельствами особой Божией благодати, и, во-вторых, посредством этих чудес Господь помогает людям, живущим вокруг подвижника или верящим в его духовную силу после его кончины, решить некие их проблемы, а главное — найти путь ко спасению.

Вот и вера в благодать, дарованную Господом преп. Сергию Радонежскому, стала, наверное, самой главной причиной особого почитания этого подвижника и особой любви к нему православного народа. Как свидетельствует «Житие Сергия Радонежского», в жизни троицкого игумена было множество чудес. Наиболее яркое и значимое из них — явление Божией Матери, которая, в ответ на молитву преп. Сергия, обещала свое покровительство устроенной

13 Сказание о Мамаевом побоище // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 6. С. 150-153.

им обители14. Важно, что сам факт видения преп. Сергию Божией Матери — это первое свидетельство явления Богородицы русскому иноку. Позднее в этом видели явный божественный знак того, что Господь стал уделять Руси свое особое покровительство. Важно в данном случае и то, что явление Богородицы было уникальным в монашеской практике той поры.

Если проанализировать посмертные чудеса, связанные с именем преп. Сергия, то сразу видно, что он приходил на помощь своему народу в самые трудные, переломные моменты отечественной истории. Так, спасение Москвы от нашествия Мухаммад-Гирея в 1521 г. вскоре связали не только с заступничеством Божией Матери по молитвам перед ее Владимирской иконой, но и с преп. Сергием, который, согласно записанным тогда же видениям, вместе с преп. Варлаамом Хутынским остановил исхождение святых с Владимирским образом из столичного града и тем, по вере людей того времени, сохранил Покров Богородицы над Москвой15. О многих чудесах преп. Сергия во время Казанского похода 1552 г. рассказывают «Казанская история» и «Троицкая повесть о взятии Казани», в которых Радонежский Чудотворец представлен одним из главных (наряду со свят. Николаем Чудотворцем) творцов великой Казанской победы16. Сергий Радонежский — один из важнейших участников Смутного времени: именно он, если верить «Сказанию» Авраамия Палицына, основной вдохновитель обороны Троице-Сергиева монастыря во время его осады в сентябре 1608 — январе 1610 г., неоднократно являвшийся в чудесных видениях игумену и защитникам обители17; кроме того, по уверениям Кузьмы Минина, преп. Сергий воодушевил его на собирание народного ополчения для спасения Москвы18.

Такого рода примеров можно найти еще немало. В данном случае совершенно не важно, происходили ли все эти чудеса на самом деле, главное в другом — люди искренне верили и продолжают верить в реальность чудес преп. Сергия, в то, что по молитвенному обращению к его имени они смогут получить не только духовную, но и вполне осязаемую помощь, а значит — выстраивали свое реальное поведение в зависимости от тех чудес, в которые они верили. Таким

14 Житие Сергия Радонежского // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 6.

С. 380.

15 Полное собрание русских летописей. Т. 21: Книга Степенная царского родословия. Ч. 1. СПб., 1908. С. 634.

16 Казанская история; Троицкая повесть о взятии Казани // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 10. М., 2000. С. 252-509, 510-555.

образом, чудеса, связанные с именем преп. Сергия оказываются немаловажным фактором развития истории России.

В заключение можно еще раз напомнить причины, благодаря которым преп. Сергий Радонежский был и продолжает оставаться столь значимым и деятельным участником отечественной истории: идея и практика справедливости; нравственная чистота; проповедь духовного единства на основе православной веры; неустанные труды во имя Христа, ближних своих и своей Родины и, главное — вера современников и потомков в чудесную помощь преп. Сергия Радонежского, в его молитвенное заступничество перед Господом за весь православный народ, за Русскую православную церковь, за Россию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Борисов Н.С. И свеча бы не угасла… М., 1990.

Борисов Н.С. Сергий Радонежский. М., 2001.

Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. Ч. I: Жизнеописание преподобного Сергия // Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1909. Кн. 2. Разд. III.

Кудрявцев М. История православного монашества в Северо-восточной России со времен преп. Сергия Радонежского. Ч. 1. М., 1881.

Кучкин В.А. Сергий Радонежский // Вопросы истории. 1992. № 10.

religiozno-filosofskaya mysl’ X-XVII vv.: Osnovnye idei i tendentsii razvitiya. M., 1999.]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Найди значение слова житие в толковом словаре или Интернете. Запиши его.

В толковом словаре Ефремовой говорится, что житие – это повествование о жизни человека.

В словаре Ожегова дается два обозначения этого термина:

1. Это то же, что жизнь.

2. Это повествовательный жанр, который рассказывает о жизни человека.

Жития каких русских святых ты знаешь? Запиши их имена.

Я знаю следующие жития: «Петра и Февронии», «Сергия Радонежского», «Св. Екатерины».

Найди информацию о Сергие Радонежском в библиотеке. Запиши названия книг.

Информация из библиотеки о Сергие Радонежском для 4 класса

В библиотеке есть такие книги, в которых рассказывается о жизни святого: «Сергий Радонежский», «Житие Сергие Радонежского в изложении для детей», » Избранник Святой Троицы».

С этих книг я узнал, что родился знаменитый святой Сергий Радонежский примерно 3 мая 1319 года.

Но это не точная информация, так как никто из современников Сергия не мог предоставить такой информации, а, возможно, и не хотел.

Место рождения тоже достоверно никто не знает.

В миру его называли отроком Варфоломеем.

Известно, что среди своих троих братьев, он родился вторым.

В отличие от братьев, Сергию Радонежскому плохо давалась учеба, даже чтение было ему не по силам.

Только искренняя вера в Бога помогла Варфоломею одолеть эти страшные препятствия.

О жизни святого рассказывает его ученик.

Он поведал, что Сергий до 12 лет держал посты и очень часто не спал, чтоб ночами читать молитвы.

Такие подвиги смущали его маму и из-за этого в семье появлялись споры.

Вскоре их семья обеднела, и они переехали в Радонеж.

Родители, зная увлечения сына, просили его стать монахом лишь после их смерти.

Вскоре так и произошло.

В 1335 году Сергием Радонежским была возведена церковь, которую монах назвал Святой Троицей.

Также Варфоломей сделал очень много существенного для Родины.

Он даже предвидел судьбу князя Дмитрия, который победит в бою с татарами.

Сергий Радонежский своими молитвами спасал жизни людей.

В 1392 году Варфоломея не стало.

Чем знаменательна жизнь Сергия Радонежского? Составь план рассказа, используя рисунки.

План рассказа о жизни Сергия Радонежского:

1) Сергий Радонежский и старец

2) Основание церкви

3) Встреча с князем Дмитрием

4) Благословение Сергия Радонежского князю Донскому

Краткий рассказ о жизни Сергия Радонежского для 4 класса

Сергий был вторым из троих детей в семье.

В отличие от братьев, Сергию Радонежскому плохо давалась учеба, он даже чтение было не под силу маленькому Сергию.

Как не пытался его учитель обучить Сергия грамоте, это никак не удавалось.

Только искренняя вера в Бога помогла Варфоломею (так его называли в миру) одолеть эти страшные препятствия.

Он постоянно читал молитвы и просил Бога научиться грамоте.

И вот однажды, когда Сергий пошел искать лошадей, он встретил старца.

Так как он был одет в черную ризу, маленький Сергий попросил почитать за него молитвы.

Тот ответил, что уже сегодня Сергий будет умнее своих братьев.

И свершилось чудо.

Как оказалось, еще в материнском утробе Сергий Радонежский был отмечен Всевышним.

Ведь его мать перед родами пошла в церковь, а Сергий в утробе во время литургии прокричал три раза.

После смерти родителей Сергий Радонежский пошел в монастырь.

Вскоре им была основана деревянная церковь и названа в честь Святой Троицы.

Также Варфоломей сделал очень много существенного для Родины.

Перед боем с татарами князь Донской пришел к святом, чтоб помолиться и попросить совета.

Сергий Радонежский имел дар предвиденья и рассказал князю его судьбу.

Он рассказал, что князь Дмитрий Донской держит победу и вернется домой целым и невредимым.

Благословения Варфоломея помогло князю быть уверенным в бою и ничего не бояться, ведь он знал, что останется жив.

Сергий Радонежский (1314–1392 гг.) – иеромонах Русской церкви, преобразователь монашества в Северной Руси, основатель Свято-Троицкого монастыря. Был причислен к лику святых.

Детство

Сергий Радонежский родился 3 мая 1314 года в селе Варницы под Ростовом. При крещении будущий святой получил имя Варфоломей. В семь лет родители отдали его учиться грамоте. Сначала обучение давалось мальчику очень плохо, однако постепенно он изучил Святое писание, заинтересовался церковью. С двенадцати лет Варфоломей начал строго поститься, много молился.

Основание монастыря

Примерно в 1328 году будущий иеромонах вместе с семьей переехал в Радонеж. После смерти родителей Варфоломей вместе со старшим братом Стефаном ушли в пустынные места. В лесу на холме Маковец они построили небольшой храм Троице.

В 1337 году, в день памяти мучеников Сергия и Вакха, Варфоломей принял постриг под именем Сергий. Вскоре к нему стали приходить ученики, на месте церкви образовалась обитель. Сергий становится вторым игуменом и пресвитером обители.

Религиозная деятельность

Через несколько лет в этом месте образовался процветающий храм Сергия Радонежского – Троице-Сергиев монастырь. Узнав о возникновении обители, вселенский патриарх Филофей прислал игумену грамоту, в которой отдавал должное его деятельности. Преподобный Сергий был уважаемой личностью в княжеских кругах: он благословлял правителей перед битвами, примерял их между собой.

В краткой биографии Радонежского стоит отметить, что за всю свою жизнь иеромонах Русской церкви кроме Троице-Сергиевого, основал еще несколько монастырей – Борисоглебский, Благовещенский, Старо-Голутвинский, Георгиевский, Андронникова и Симонова, Высотский.

Скончался великий иеромонах Сергий 25 сентября 1392 года.

Почитание памяти

Сергий Радонежский был причислен к лику святых в 1452 году. В произведении «Житие Сергия», основном первоисточнике жизнеописания иеромонаха, Епифаний Премудрый писал, что за свою жизнь святой Радонежский множество чудес, исцелений. Однажды он даже воскресил человека.

Перед иконой Сергия Радонежского люди просят о выздоровлении. 25 сентября, в день смерти святого, верующие празднуют день его памяти.

Другие варианты биографии

  • Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе

Интересные факты

  • В «Житие Сергия» рассказывается, что Варфоломей научился читать и писать благодаря благословению святого старца.
  • Среди учеников Сергия Радонежского были такие известные религиозные деятели, как Авраам Галицкий, Павел Обнорский, Сергий Нуромский, преподобный Андроник, Пахомий Нерехтский и многие другие.
  • Жизнь святого вдохновила многих писателей (Н. Зернова, Н. Костомарова, Л. Чарскую, Г. Федотова, К. Случевского и др.) на создание художественных произведений о его судьбе и деяниях, в том числе ряда книг для детей. Биография Сергия Радонежского изучается школьниками в 6 классе.

Тест по биографии

Небольшой тест по краткой биографии Радонежского поможет вам лучше усвоить материал:

  1. Вопрос 1 из 11

    В каком из вариантов указаны годы жизни Сергия Радонежского?

    • 1313–1398 гг.
    • 1314–1392 гг.
    • 1315–1390 гг.
    • 1316–1395 гг.

Начать тест(новая вкладка)

Оценка по биографии

КОЛОКОЛЬЧИК

ДЕТСТВО СВЯТОГО СЕРГИЯ
8 октября празднуется память преподобного Сергия Радонежского

Было это давно-давно, семь веков тому назад. Москва тогда была небольшим городом, почти сплошь деревянным, и Ростов был небольшим, хотя уже тогда он назывался Великим. Под Ростовом и жили бояре Кирилл и Мария. Честные и добрые, они помогали соседям в беде и горе, жалели бездомных и бедных. Все вокруг знали, что странник всегда найдёт в их доме ночлег и пропитание, да ещё и хлебушка ему там дадут на дорогу.

И детки у Кирилла и Марии были хорошие – три брата, трудолюбивые, незлобивые и смышлёные. Да только мама примечала, что средненький сынок, Варфоломей, какой-то особенный: тихий, молчаливый, с ребятишками в шумные игры не играет, не засмеётся, не пошутит и с самого малолетства скоромных кушаний не ест: ни мяса, ни сметанки… А любил он уединяться, любил обращаться к Богу с молитвой. Часто мама его на молитве заставала, а он молится, и вокруг ничего не замечает. Подрос Варфоломей – родители отдали его учиться грамоте. В то время таких школ, как та, в которой ты учишься, дорогой друг, и в помине не было, читать и писать мало кто умел, да и книг было мало. Братьям отрока грамота давалась легко, а Варфоломей никак не мог научиться читать, поэтому все смеялись над ним, а учитель строго наказывал (двоек тогда не ставили, а могли, если плохо ответишь урок, побить розгами или поставить в угол – голыми коленками на сухой горох). Варфоломей не обижался на насмешки ребят, но сильно огорчало его, что никак он не может понять, как это буквы в слова складываются. Ведь он очень любил Божественное Писание, многое знал на память, а прочитать не мог.

А было это всё так по промыслу Божьему, чтобы мальчик получил разум книжный не от людей, а от Бога! Послал однажды отец Варфоломея за лошадьми на дальнее пастбище. Шёл отрок перелесками да зелёными холмами и молился Богу, по своему обыкновению. «Господи, научи меня читать!» – повторял он про себя. И зашёл он на незнакомый пригорок; видит – под большим дубом молится дивный старец в монашеской одежде. Сердцем почуял Варфоломей, что услышал его Господь… Старец благословил отрока и спросил, что ему нужно. «Помолись за меня Богу, отче святый, чтобы мне научиться читать», – отвечал мальчик. Помолился о нём старец, да ещё достал кусочек просфоры, велел съесть, а сам приговаривал: «Не печалься, с этого дня ты будешь знать грамоту лучше твоих сверстников». От радости забыл Варфоломей про лошадок, стал благодарить старца и пригласил его домой. Родители мальчика с честью приняли гостя, стали предлагать отобедать, но старец велел всем помолиться и попросил Варфоломея читать по книге псалом. Со страхом взял мальчик тяжёлую книгу и только хотел смиренно ответить: «Я не умею, отче», как смотрит – и глазам своим не верит: всё понятно в книге! Слушая чтение Варфоломея, сильно дивились все домочадцы произошедшей с ним внезапной перемене, а старец при прощании сказал родителям: «Велик будет сын ваш перед Богом и людьми, станет он избранной обителью Святого Духа и служителем Пресвятой Троицы».

(По кн. А. Новикова «Святой чудотворец Сергий Радонежский»; рис. В. Павловой.)

Почему мы так говорим?

Всем вам, ребята, наверное, знаком русский глагол «куролесить» (то есть вытворять такие рискованные штуки, которые могут плохо кончиться). В старину было и существительное «куролес», означавшее взбалмошного, сумасбродного человека, от которого только и жди неприятностей. Но вдумайтесь в звучание слова: как связаны с его смыслом «куры» и «лес»? И правда, нечего и пытаться эту связь найти. Дело в том, что слово «куролесить» – обрусевшее слово-иностранец, а подарил нам его церковный обиход. Сначала было греческое выражение «Кири элейсон», что значит «Господи, помилуй» – так много раз отвечает хор во время службы в храме на возгласы диакона. Позже, упав на русскую почву, слово-семечко произрастило уже русский «плод». Однако как же объяснить такой переход смысла – от святого «Господи, помилуй» к «куролесу»? Некоторые языковеды, например Б. Казанский, предлагают искать ответ в отечественной истории – на тех страницах её, что связаны с нашествием на Россию польско-литовских захватчиков в XVII веке. И вот почему. Поляки имели обычай нападать и чинить разбой внезапно, с боевым кличем «Кири элейсон!». Так вот и вышло, что молитва превратилась в их устах в разбойничий выкрик, а наш богатый язык пополнился новым словом – «куролесить», которое стало означать «производить смятение, сумятицу».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *