Сержант Павлов сталинград

Павлов Яков Федотович
17.10.1917 — 28.09.1981
Герой Советского Союза

Даты указов

27.06.1945 Медаль № 6775

Памятники

Мемориальная стена-памятник «Дома Павлова» в Волгограде

Мемориальная стена-памятник «Дома Павлова» в Волгограде (фрагмент)

Надгробный памятник

Мемориальная доска в Новгороде

Аннотационная доска

Предыдущая

Павлов Яков Федотович — командир пулемётного отделения 42-го гвардейского стрелкового полка 13-й гвардейской стрелковой дивизии 62-й армии Донского фронта, гвардии старший сержант.
Родился 4 (17) октября 1917 года в деревне Крестовая ныне Валдайского района Новгородской области в крестьянской семье. Русский. Окончил начальную школу.
В Красной Армии с 1938 года. Во время Великой Отечественной войны, участие в которой он принимал с июня 1941 года, Я.Ф. Павлов был командиром пулемётного отделения, наводчиком орудия и командиром отделения разведки; участвовал в боях на Юго-Западном, Донском, Сталинградском, 3-м Украинском и 2-м Белорусском фронтах, пройдя боевой путь от Сталинграда до Эльбы. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года.
В период оборонительных боёв в городе Сталинграде (ныне город-герой Волгоград) в ночь на 27 сентября 1942 года, выполняя приказ командира роты 42-го гвардейского стрелкового полка 13-й гвардейской стрелковой дивизии (62-я армия, Донской фронт) старшего лейтенанта Наумова И.И., разведывательная группа (ефрейтор Глущенко В.С., красноармейцы Александров А.П., Черноголовый Н.Я.), возглавляемая командиром пулемётного отделения сержантом Павловым Я.Ф., захватила в центре города чудом уцелевший 4-этажный жилой дом № 61 Сталинградского облпотребсоюза по улице Пензенской, чтобы закрепиться в нём и не допустить прорыв немецких войск к реке Волге в районе площади 9 января (ныне площадь имени Ленина).
На командный пункт 42-го гвардейского стрелкового полка, находившийся напротив, в разрушенной мельнице, Я.Ф. Павлов отправил донесение: «Немцев выбил, закрепился. Прошу подкрепления. Павлов». После этого его группа удерживала дом, вошедший в историю Сталинградской битвы как «Дом Павлова», в течение почти трёх суток…
На третьи сутки в «Дом Павлова» прибыло подкрепление: пулемётный взвод гвардии лейтенанта Афанасьева И.Ф. из 3-й пулемётной роты, группа бронебойщиков и автоматчиков. Гарнизон дома увеличился до 24-х человек. Гвардейцы при помощи сапёров усовершенствовали оборону дома, заминировав все подходы к нему, прорыли небольшую траншею, по которой поддерживалась связь с командованием, доставлялось продовольствие, боеприпасы. Позднее, в подвале дома был установлен полевой телефон (позывной «Маяк»). Дом стал неприступной крепостью! Героическая оборона «Дома Павлова» продолжалась до дня ликвидации группировки немецко-фашистских войск в районе Сталинграда.
В течение 58-и дней (с 27 сентября 1942 года по 2 февраля 1943 года) легендарный гарнизон советских воинов-гвардейцев, представителей шести национальностей народов Советского Союза, удерживал «Дом Павлова» и не отдал его врагу. А когда гитлеровцам всё же удалось разрушить одну из стен дома-крепости, бойцы шуткой отвечали: «У нас есть ещё три стены. Дом, как дом, только с небольшой вентиляцией».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года старшему сержанту Павлову Якову Федотовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6775).
В 1946 году отважный воин-гвардеец демобилизован. Окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, работал в народном хозяйстве.
Скончался 29 сентября 1981 года. Похоронен в городе Новгород (ныне — Великий Новгород) на Западном кладбище.
Награждён орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Красной Звезды, медалями. Решением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 7 мая 1980 года «за особые заслуги, проявленные в обороне города и разгроме немецко-фашистских войск в Сталинградской битве» Я.Ф. Павлову присвоено звание «Почётный гражданин города-героя Волгограда».
Имя Героя Советского Союза Якова Павлова присвоено школе-интернату для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей города Великий Новгород и судну Министерства рыбного хозяйства. В Новгороде, на доме где жил Герой, установлена мемориальная доска.
Сочинение:
.

Лингви стика

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, № 4 (2), с. 690-693

УДК 811.161.1

«СТЕПНАЯ КНИГА» О. ПАВЛОВА:

СПЕЦИФИКА ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ ФОРМЫ

© 2010 г. Т.В. Романова

Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова

1уштапоуа@таП. т

Поступила в редакцию 31.03.2010

Рассматриваются стиль, жанр, система и особенности текстовых категорий в «Степной книге» О. Павлова, московского писателя. Открывается возможность определения повествовательной формы «Степной книги» как традиционного повествования, композиционная целостность которого основана на сознании повествователя.

Ключевые слова: образ автора, повествователь, классический нарратив.

Жанр «Степной книги» определен как «повествование в рассказах». Книга состоит из трех циклов, объединенных тематически, стилистически, авторской позицией (художественное произведение на «армейскую” тему, посвященное людям, пытающимся не только выжить, но и жить в условиях изоляции от «нормального” мира — с. 4.) и художественным образом, духом азиатских степей (с. 7) (Глядя кругом, он поневоле побаивался этой степи: «Змеями пахнет, шкурой их вяленой…

— с. 37)1. Первый цикл лирический, «Караульные элегии». Второй — драматический, «Записки из-под сапога». Третий — трагический, «Правда карагандинского полка». «Степная книга» — это для автора «первый сознательно подведенный итог, и в творчестве, и прожитому, освобождающий от старых долгов» (с. 4). Первая категория, которая объединяет три цикла рассказов, написанных в разное время, в единое произведение, — это образ автора, фигура повествователя.

Несмотря на то что, к примеру, В.В. Виноградов подчеркивал невозможность использования биографических сведений при трактовке образа автора, мы считаем это необходимым, т.к. авторское сознание как средоточие, комплекс идей, эстетических, нравственных установок, ориентиров, которое транслируется в образе автора, формируется под влиянием жизненных обстоятельств.

Такие биографические вехи, как «болезнь чтения» (Ф. Достоевский, А. Платонов и т.д.), служба в конвойной части внутренних войск МВД СССР (Туркестан — Средняя Азия, Карагандинская область — Северный Казахстан), работа вахтером в больнице, определили творческую авторскую позицию.

Порождающее авторское сознание выявляется уже с выбора автобиографической темы произведения. В ситуации нарратива аналогом образа автора является повествователь: «<…> именно повествователь является тем субъектом сознания, который непосредственно воплощен в тексте и с которым имеет дело читатель» .

Тип повествователя «Степной книги» — дие-гетический, персонифицированный, принадлежащий миру текста. Несмотря на то что повествователь называет себя только в 1-м лице, его нельзя считать экзегетическим, т.к. относящиеся к нему предикаты не носят метатекстового характера, повествователь является непоименованным персонажем-солдатом, участником сюжетного повествования, из которого складывается минимальная биография; он занимает определенную пространственно-временную позицию в тексте: К вечеру солдату очень хочется жрать. А потому я очень обрадовался, когда ротный, товарищ лейтенант Хакимов, наказал, с обычным для себя матюгом, выстраиваться на ужин (с. 8). В «Повествовании в рассказах» сочетается перволичная повествовательная форма, где рассказчиком является персонаж, и нарратив 3-го лица. В пределах структурного целого, отдельного рассказа, единство точки зрения повествователя, как того требует повествовательная норма, сохранено.

Перволичная форма повествования не соотносится с наличием имени у героя-по-вествователя, это создает эффект обобщения образа повествователя (я один из мно-гих=солдат): Наш лейтенант Хакимов прячется от жары, как грибок, под шляпочкой-фуражечкой (с. 10). Повествователь всезнающий, мотивированный, носитель определенных

морально-эмоциональных установок: Ему кажется, что оскалые зеки впиваются в него и клыками рвут на куски <… > А мы с Долохо-вым жалеем его потому, что уже мертвы. Мы умерли первыми. А часом позже порезанными оказался весь взвод, в котором был лейтенантом Хакимов. Он прячется под фуражечку. Он страсть как боится мертвецов. А еще ему стыдно. Это он на устроенном понарошку шмоне наказал, чтобы я стал конвойным, а До-лохов зеком. Долохов должен был прятать лезвие бритвы, а я — его отыскивать (с. 11).

В редких случаях свои функции повествователь передает рассказчику, например, в рассказе «Петушок» цикла «Правда карагандинского полка» рассказчик Чумаков, отсидевший в дисбате шоферюга (с. 125).

По выражению самого автора, книга выросла из образа, «духа азиатских степей» (с.7). Естественно, этот образ цементирует цельность «повествования в рассказах» и именно поэтому выносится в сильную позицию текста, в позицию заголовка. В тексте «Степной книги» степь получает разное языковое воплощение и обладает рядом семантических признаков, характеризующих данное концептуальное поле.

1. ‘Холодное пустое место, вызывающее тоску’.

2. Концептуальное поле Степь коррелирует в тексте с концептами Простор, Воля, Судьба, Путь, с образом Дороги. Его репрезентация осуществляется посредством самой лексемы степь, контекстуальных синонимов простор, дорога (наиболее важные локусы художественного пространства). Сама ядерная лексема степь фиксирует в тексте романа словарные значения: 1) обширное пространство; 2) покрытое травянистой растительностью; 3) протяженность во времени.

3. Степь как ‘чужое’, ‘некомфортное’ пространство, убивающее человека.

4. Степь пугает (семы ‘боязнь’, ‘смерть’).

5. Оценочные семы: заголовок рассказа «Великая степь». Образ-символ степного пространства. В структуру образного значения входят семы ‘гладь’, ‘сон’, ‘покой’, ‘вечность’, ‘смерть’, ‘бесприютность’, ‘тяжесть’, ‘жара’, ‘мороз’: Лагерное поселение в кулундинской степи жило своей сонливой, почти мирной и нетюремной жизнью. Долгое марево степного лета и беспробудная степная зима, с ее снегами выше человеческого роста, мертвящими ледяными ветрами, близким свинцовым непроглядным небом, погружали это местечко будто б в сон. Казалось, что и зло здесь не свершится никогда, потому что круглый год жи-

вут люди по жаре или по морозу как во сне, ходят — бродят то жаркими бестелесыми тенями, то окутанными паром и стужей призраками <…> поволнуется — и умахнет по степной глади (с. 94).

Символическое значение слова степь связано с такими противопоставлениями, как жизнь

— смерть (сон), конечное — бесконечное, верх

— низ (вербализовано в тексте с помощью лексем небо и степь).

Диффузность концептуального поля ‘степь’ проявляется в нивелировании дихотомии жизнь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— смерть (см. пример текста выше), хотя, скорее, данная пространственная категория, ее образно-символическое воплощение в тексте, выступает в качестве символа смерти (сна). Не случайно В О. Ключевский указывал на то, что «степь <.> вместе с дарами несла <.> едва ли не более бедствий» . В русской символике степь является гибельным пространством. Оно «незащищенное мужское место битвы: с врагом или с природой» . В этой связи абсолютно очевидна концептуализация степи как стихии. Человек противопоставляет себя этому разрушающему началу и нередко становится его жертвой. Таким образом, в концептуальном плане степь и смерть синонимичны .

С другой стороны, анализ самой лексемы и наиболее типичных для нее образцов сочетаемости свидетельствует о том, что степь есть не только отражение безмерности, тоски и т.д., а, скорее, наоборот, символизирует волю в высшем ее проявлении (великая степь), родство с землей и окружающим человека миром. Подобное единение фиксирует мифопоэтическая традиция и русская религиозная философия .

Авторская интенция меняется от лирической (элегии) до трагической («Правда карагандинского полка»). Это определяется спецификой членения текста на три самостоятельных блока рассказов, внутри которых каждый рассказ ав-тосемантичен, но одновременно интегрирует, соотносится и с заголовочным блоком части и книги в целом. Таким образом, каждый блок целен и завершен, и книга воспринимается как единое, целое, завершенное произведение.

Первый блок рассказов объединен заголовком «Караульные элегии».

Сочетание с определением караульные актуализирует переносное употребление слова элегия: грусть’, ‘меланхолия’, ‘скорбь’, ‘философские размышления’. В синтагматической сочетаемости смысл знака можно интерпретировать как ‘философские грустные размышления служащего конвойной роты’, ‘грустные раздумья о жизни солдат караульной служ-

бы’ и т.д. Название одного из рассказов каждого цикла повторяет название всего цикла. В данном случае для названия рассказа автор употребляет форму ед. числа, «Караульная элегия». Таким образом, во-первых, актуализируются значения ‘жанр’: ‘произведение, проникнутое грустным, печальным настроением’; ‘содержание жанра’: ‘выражение философских

размышлений, грустных раздумий, скорби’ (рассказ о жестокости нечаянных расправ и о ритуальном искуплении вины: о раздавленных солдатскими сапогами совокупляющихся ящерках и о дальнейшем их ритуально-солдатском захоронении); во-вторых, пропадает возвышенный романтико-лирический ореол, нивелируется стилистико-оценочная сема в структуре знака элегия, что спровоцировано нарушением стилистической и семантической сочетаемости (караульная элегия).

Указанные выше семантические компоненты лексического значения слова элегия «наследуются» названиями рассказов цикла «Караульные элегии»: «Тайная вечеря», «Между небом и землей», «Горе в котелке», «Живой», «Солдатская».

Цикл «Записки из-под сапога» можно назвать зарисовками о «несуразной» солдатской жизни. Предлог из-под «соединяет значения предлогов «из» и «под» . В данном авторском употреблении, на наш взгляд, совмещаются следующие значения указанного предлога: «указание на предмет, под которым находится место, откуда осуществляется действие, движение», «указание на состояние, положение, от которого кто-что-л. освобождается»; кроме того, словоформа «из-под сапога» формально, а потом и семантически ассоциируется с переносным значением словоформы «из-под полы», «из-под прилавка» (‘в обход закона, неофициально’) , ср. название последнего цикла «Правда карагандинского полка».

Рассказы, объединенные в цикл «Правда карагандинского полка», наиболее трагичны по содержанию. Правда о жизни полка заключается в том, что все начальники, а правды и порядка нет, что жизнь в полку <…> делалась <…> тягучей и скучной, даже попугай тоже сдох в этом громадном бездушном полку (рассказ «Правда карагандинского полка»); ср. также названия рассказов «Расстрельная комната», «Смерть военкора», «Беглый Иван» и др., аллюзии на сталинские времена (рассказ «Староре-

жимный анекдот») или повествование о судьбе частного человека в «казенном доме» (рассказы «Г нушин и Мария», «Беглый Иван»).

Итак, повествовательную форму «Степной книги» О. Павлова можно определить как традиционный нарратив, как форму, при которой залогом композиционной целостности текста служит сознание повествователя. Внутри повествования сочетается перволичное повествование (повествователь — персонаж, рассказчик -персонаж) и нарратив 3-го лица (экзегетический повествователь), при этом в пределах одного рассказа сохраняется единство точки зрения повествователя. В нарративе 3-го лица «авторская субъективность» не исключается, она ограничена пределами лирических и риторических отступлений. В перволичном нарративе субъективность допускается в основной корпус повествования.

Средством трансляции авторского сознания, средством создания образа автора является все: от морально-нравственных оценок образов персонажей до употребления знаков препинания и графических средств» .

Примечание

1. Цитаты из книги О. Павлова приводятся по изданию: О. Павлов. Степная книга: Повествование в рассказах. СПб., 1998.

Список литературы

1. Ключевский В.О. Сочинения: В 9-ти т.: Курс русской истории. Т. 1. М., 1987.

2. Колесов В.В. Русская ментальность в языке и тексте. СПб., 2006.

3. Мельничук О.А. Композиционные средства выявления авторского сознания в художественных произведениях с повествованием от 1-го лица // Вестник МГУ. Сер. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2002. № 4.

4. Объяснительный словарь русского языка: Структурные слова / Под ред. В.В. Морковкина. 2-е изд., испр. М., 2002.

5. Падучева Е.В. Семантические исследования (Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива). М., 1996.

6. Руднев Е.Н. Концептуальное поле «Дом» в романе А.И. Эртеля «Гарденины»: Дисс. … канд. фи-лол. наук. Липецк, 2009.

7. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 1 / Под ред. Д. Ушакова. М., 1996.

8. Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. М.; Харьков, 2003.

«STEPPE BOOK» BY O. PAVLOV: SPECIFICS OF NARRATIVE FORM

T. V. Romanova

Сын Якова Федотовича Павлова, ставшего героем одного из ярчайших эпизодов Сталинградской битвы – обороны Дома Павлова, в интервью порталу «История.РФ» рассказал, как советские бойцы спасали местных жителей, удерживали позицию и что отвечали фашистам, просившим у них валенки.

«На войне все нужно делать быстро!»

–Юрий Яковлевич, расскажите о довоенной жизни вашего отца.

– Он жил в крестьянской семье в деревне в Новгородской области, где было всего с десяток домов. Семья плохо жила, были материальные сложности, нужно было кормить двух младших сестер и младшего брата. Поэтому он рано ушел работать. Трудился в колхозе, а потом отправился на курсы счетоводов. Стал работать по новой специальности. Счетовод в колхозе, считайте, что второе лицо.

– Знания, полученные на курсах счетоводов, как-то пригодились Якову Федотовичу на войне?

– Я думаю, что вряд ли. Для этого существовали курсы военной подготовки. Многие колхозники ездили в Валдай на эти курсы. И гранаты на этих курсах кидали, и бегали, и прыгали. Некоторые даже на дельтаплане летали. Мальчишкам все было интересно! Курсы были по выходным дням: по субботам и воскресеньям. Отец проходил подготовку на этих курсах, а уже потом в армии.

Я.Ф. Павлов

– В каких войсках служил ваш отец до Сталинградской битвы?

– Перед Сталинградом он попал к Родимцеву в гвардейскую дивизию. Перед битвой они проехали через Сталинград – по-моему, в Камышин. У них там снова была военная подготовка.

– В одном из своих интервью вы сказали, что в бою гораздо важнее полученные навыки, а не удача. Какие навыки пригодились Якову Федотовичу?

– Не только я говорил. Так многие говорили. И отец так говорил. Если есть навыки у человека, то он все выполняет быстро и четко. Был случай, о котором отец все время упоминал: высунулся боец в окошко и отдернулся назад, не побежал… Немцы его засечь успели. Он второй раз дернулся – и его ранили. Нужно все делать быстро! У них в группе было много простреленных шинелей. А отец жив остался…

– Когда началась та самая защита Дома Павлова?

– Отец вместе со своей группой находился в разведке. Они увидели в доме детей, женщин и стариков – те их из подвала позвали, – и решили, что нужно дом оборонять. Разве советский солдат может их бросить?

Сталинград. В штабе прославленной 13-й дивизии генерала А.И. Родимцева
(выставка #МЫСТАЛИНГРАД)

– Помимо Якова Федотовича дом до прибытия подкрепления обороняли еще трое бойцов: Черноголовый, Глущенко и Александров. Вы не могли бы рассказать об их роли в защите дома?

– Ну, какая у них была роль? Выбив из дома немцев, они собрали все оружие и разошлись по четырем подъездам. Они помогали друг другу: кричали, с какой стороны ползут немцы. Потом уже, чтобы не выпрыгивать на улицу, были пробиты стенки между подъездами. Они пробили смежные стены в подвале и после этого свободно ходили по всему дому. И только через пятнадцать дней, когда защитников стало больше, они начали рыть ход.

«В доме бойцы весело жили…»

– Как обитатели дома добывали себе пищу и воду в течение всего периода обороны?

– У жильцов было натаскано зерно с соседней мельницы. Были тыквы. Единственная проблема – это, конечно, вода. В подвальном помещении дома была своя котельная. Они использовали воду, пропуская ее через бинты и марлю. Все остальное приносили с Волги. На Волгу ходили бойцы…

– Ходили – это пробирались между развалин?

– Ну да. Перебегали, ползли. Оттуда с термосами тащили пищу и рюкзаки с продуктами. Точно так же оттуда таскали и боеприпасы.

Потом уже решили рыть ход. Тогда они наткнулись то ли на трубу, то ли на стенку. Перепрыгивали через нее и попадались на снайперов. Решили подложить мину и взорвали эту стенку, чтобы человек в полный рост проходил. Им же нужно было до мельницы дорыться… Там же был командный пункт и все снабжение.

В фильме «Сталинград» Федора Бондарчука показывают, как набирают ванну воды. Я был в Новгороде на премьере этого фильма и видел, как негодовали ветераны. Они говорили, что нельзя было по два-три дня воду пить, ее по глоточку делили. А тут показывают, как ванну воды набирают…

Отец рассказывал о том, как они мылись. В подвале находилась бочка с керосином. Они опускали гимнастерку и брюки в эту бочку. Потом вытряхивали на ветру и обратно на себя надевали…

– Ваш отец не рассказывал, что было самым страшным для него во время защиты дома?

– Да нет. Он говорил, что бойцы весело жили: нашли патефон на каком-то этаже и заводили его… Кроме того, они с фашистами переругивались! Те им кричали: «Мы патронов вам дадим, а вы дайте нам валенки!» А наши им отвечали: «Нам своих патронов хватит! Мы вам покажем!»

«Некоторые в своих воспоминаниях только и говорят о себе»

– По словам Маршала Советского Союза, героя Сталинграда Василия Чуйкова, защитники Дома Павлова убили немцев больше, чем французы при обороне Парижа. Какая тактика позволила вашему отцу отбивать войска противника при незначительных потерях?

– Очень простая тактика: на втором этаже и в подвале пробили амбразуры. Соответственно, оборонялись в зависимости от направления наступления (в основном немцы наступали с двух сторон), передвигались по дому и защищали его. С верхних же этажей закидывали фашистов гранатами. Под конец обороны минеры поставили мины.

– Помимо амбразур, были какие-то дополнительные оборонные позиции?

– Да, использовались канализационные люки. Раньше они были не вровень с дорогой, а чуть-чуть повыше. Выдвигали вперед наблюдателей и пулеметные расчеты. На крыше дома находились корректировщики нашей артиллерии. Отец рассказывал, что в день к ним приходили по два корректировщика. Приходили снайперы – тренироваться в стрельбе. Но недолго. Один день стреляли, а потом уходили… Танки ведь могли выйти на прямую наводку! Они их обстреливали регулярно! Снаряд пробивал две стены и взрывался за спинами бойцов. Их и бомбить пытались! Так они за счет ракетниц имитировали и передвигали направление удара.

– Яков Федотович в первую очередь руководствовался собственными соображениями по защите дома или же слушал командование?

– Нет, командование не влияло. Как бойцы решат между собой, так и будет! Дежурили по сменам, а если полезут немцы, то они вместе вставали в защиту! При этом не было такого, чтобы отец хоть раз сказал: «Это я!» Он все время говорил «мы!». Отец говорил: «В Сталинграде можно было каждому дать звезду Героя! Мы решали! Мы сделали! Мы пробрались!» Некоторые же в своих воспоминаниях только и говорят что о себе…

Знаю, что при участии Российского военно-исторического общества в музее-панораме «Сталинградская битва» в Волгограде открыта выставка, посвященная 100-летнему юбилею Якова Павлова. Я с большим уважением отношусь к тем, кто чтит ветеранов, и я рад, что РВИО занимается патриотическим воспитанием нашей молодежи!

17 октября (по новому стилю) 1917 года родился Яков Павлов, герой Великой Отечественной войны, с именем которого связан легендарный «Дом Павлова» в Сталинграде.

История Великой Отечественной войны знает немало героев, чьи имена стали известны на весь мир. Николай Гастелло и Зоя Космодемьянская, Алексей Маресьев, Иван Кожедуб и Александр Покрышкин, Александр Маринеско и Василий Зайцев… В этом ряду стоит и имя сержанта Якова Павлова.

Во время Сталинградской битвы «Дом Павлова» стал неприступной крепостью на пути гитлеровцев к Волге, отражая атаки противника на протяжении 58 дней.

Сержант Яков Павлов не избежал участи других прославленных героев советского периода. В новое время вокруг его имени появилось немало слухов, мифов, сплетен и легенд. Говорят, что Павлов вообще не имел отношения к обороне легендарного дома. Утверждают, что звание Героя Советского Союза он получил незаслуженно. И, наконец, одна из самых распространенных легенд о Павлове гласит, что после войны он стал монахом.

Что же в действительности стоит за всеми этими историями?

Крестьянский сын, боец Красной армии

Яков Федорович Павлов родился 4 (17 по новому стилю) октября 1917 года в деревне Крестовая (ныне Валдайский район Новгородской области). Детство его было таким же, как у любого мальчишки из крестьянской семьи той эпохи. Окончил начальную школу, приобщился к крестьянскому труду, работал в колхозе. В возрасте 20 лет, в 1938 году, был призван на действительную службу в Красную армию. Службе этой было суждено затянуться на долгие восемь лет.

Великую Отечественную войну Павлов встретил уже опытным солдатом. Первые бои с немцами у Павлова произошли в районе Ковеля в составе войск Юго-Западного фронта. До битвы под Сталинградом Павлов успел побывать командиром пулеметного отделения, наводчиком орудия.

Главная битва человечества. Оборона Сталинграда в фотографиях

Овладение Сталинградом виделось очень важным для Гитлера по нескольким причинам. Это был крупный индустриальный город на берегу Волги, по которой и вдоль которой пролегали стратегически важные транспортные маршруты, соединявшие Центр России с Южными регионами СССР, в том числе, Кавказом и Закавказьем. © Commons.wikimedia.org Захват Сталинграда позволил бы гитлеровцам перерезать жизненно необходимые для СССР водные и сухопутные коммуникации, надёжно прикрыть левый фланг наступающих на Кавказ немецких войск и создать серьёзные проблемы со снабжением противостоявшим им частям Красной Армии. © РИА Новости К началу Сталинградской битвы противник имел превосходство над советскими войсками в танках и артиллерии — в 1,3, в самолётах — более чем в два раза. © Commons.wikimedia.org В Сталинграде и Красная армия, и вермахт по неизвестной причине изменили методы ведения боевых действий. Красная армия с самого начала войны использовала тактику гибкой обороны с отходами в критических ситуациях. Командование вермахта, в свою очередь, избегала крупных, кровопролитных сражений, предпочитая обходить крупные укрепленные районы. В Сталинградской битве обе стороны забывают о своих принципах и пускаются в кровавую рубку. Начало было положено 23 августа 1942 года, когда немецкая авиация произвела массированную бомбардировку города. Погибло 40 000 человек. © РИА Новости Под самим городом располагалась крупная система подземных коммуникаций. Подземные галереи активно использовали как советские войска, так и немцы. Причем в тоннелях происходили даже бои местного значения. Немецкие войска с начала своего проникновения в город стали строить систему собственных подземных сооружений. Работы продолжались практически до окончания битвы, и только в конце января 1943 года, когда немецкое командование поняло, что сражение проиграно, подземные галереи были взорваны. Так и осталось загадкой, что строили немцы. © РИА Новости Военные действия сопровождалось большим количеством знаков и знамений. Так, в 51-й армии воевал отряд автоматчиков под командованием старшего лейтенанта Александра Невского. Тогдашние пропагандисты Сталинградского фронта запустили слух, что советский офицер является прямым потомком князя, разбившего немцев на Чудском озере. Александр Невский даже был представлен к ордену Красного Знамени. А на немецкой стороне в сражении принимал правнук Бисмарка, который, как известно, предупреждал, никогда не воевать с Россией. Потомок германского канцлера, кстати, попал в плен. © РИА Новости Во время сражения советская сторона применила революционные нововведения психологического давления на противника. Так, из громкоговорителей, установленных у передовой, неслись любимые шлягеры немецкой музыки, которые прерывались сообщениями о победах Красной армии на участках Сталинградского фронта. Но самых эффективным средством стал монотонный стук метронома, который прерывался через 7 ударов комментарием на немецком языке: «Каждые 7 секунд на фронте погибает один немецкий солдат». По завершению же серии из 10-20 «отчетов таймера» из громкоговорителей неслось танго. © РИА Новости Многие немецкие солдаты и офицеры, имевшие за плечами немало сражений, вспоминали, что в Сталинграде у них временами складывалось впечатление, что они попали в атмосферу абсурда. Так, немецкое командование часто отдавало абсолютно бессмысленные приказы: например, в уличных боях за какой-нибудь второстепенный участок, немецкие генералы могли положить пару тысяч собственных бойцов. Одним же из самых абсурдных моментов стал эпизод, когда немецкие авиаторы-«снабженцы», сбросили с воздуха закрытым в «кровавом котле» бойцам вместо еды и обмундирования женские норковые шубы. © РИА Новости Сталинградская битва по продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники превзошла на тот момент все сражения мировой истории. По приблизительным подсчетам, суммарные потери обеих сторон в этом сражении превышают два миллиона человек. © РИА Новости В начале февраля, уже после окончания битвы, в советском правительстве был поднят вопрос о нецелесообразности восстановления города, которое бы обошлось дороже постройки нового города. Однако Сталин настоял на восстановлении Сталинграда в буквальном смысле слова из пепла. Так, на Мамаев курган было сброшено столько снарядов, что после освобождения целых 2 года на нем не росла трава. © РИА Новости Некоторые западные историки, пытаясь умалить значение Сталинградской битвы, ставят её в один ряд с Тунисским сражением (1943), под Эль-Аламейном (1942) и т. д. Но их опроверг сам Гитлер, заявивший 1 февраля 1943 года в своей ставке: «Возможности окончания войны на Востоке путём наступления больше не существует…» © РИА Новости

Приказ: занять дом

В конце сентября полк, в котором служил Павлов, пытался сдержать натиск немцев, рвущихся к Волге. В качестве опорных пунктов использовали обычные дома, которые в условиях уличных боев превращались в крепости.

Командир 42-го гвардейского стрелкового полка полковник Иван Елин обратил внимание на четырехэтажный жилой дом работников облпотребсоюза. До войны здание считалось одним из элитных в городе.

Понятно, что полковника Елина меньше всего интересовали прежние удобства. Здание позволяло контролировать значительную территорию, наблюдать и обстреливать немецкие позиции. За домом начиналась прямая дорога к Волге, которую нельзя было уступать противнику.

Командир полка отдал приказ командиру 3-го стрелкового батальона, капитану Алексею Жукову, захватить дом и превратить его в опорный пункт.

Комбат разумно решил, что посылать сразу большую группу нет смысла, и поручил провести разведку Павлову, а также еще трем бойцам: ефрейтору Глущенко, красноармейцам Александрову и Черноголовому.

Есть разные версии относительно того, когда группа Павлова оказалась в здании. Каноническая утверждает, что произошло это в ночь на 27 сентября. По другим сведениям, люди Павлова вошли в здание на неделю раньше, 20 сентября. Также непонятно до конца, выбили ли разведчики оттуда немцев или заняли пустующий дом.

Неприступная «крепость»

Достоверно известно, что Павлов доложил о занятии здания и запросил подкрепление. Запрашиваемые сержантом дополнительные силы подошли на третьи сутки: пулеметный взвод лейтенанта Ивана Афанасьева (семь человек с одним станковым пулеметом), группа бронебойщиков старшего сержанта Андрея Собгайды (шесть человек с тремя противотанковыми ружьями), четверо минометчиков с двумя минометами под командованием лейтенанта Алексея Чернышенко и три автоматчика.

Немцы не сразу поняли, что этот дом превращается в очень большую проблему. А советские солдаты лихорадочно вели работы по его укреплению. Окна закладывали кирпичом и превращали в амбразуры, при помощи саперов оборудовали на подступах минные поля, прокопали траншею, которая вела в тыл. По ней доставлялись провизия и боеприпасы, проходил кабель полевого телефона и осуществлялась эвакуация раненых.

В течение 58 дней дом, который на немецких картах был обозначен как «крепость», отбивал атаки противника. Защитники дома наладили огневое взаимодействие с соседним домом, который обороняли бойцы лейтенанта Заболотного, и со зданием мельницы, где находился командный пункт полка. Эта система обороны действительно стала для немцев непроходимой.

Не дом Павлова. Как выглядит мельница Гергардта изнутри | Фотогалерея

История мельницы началась в 1899 году, когда семья предпринимателей Гергардтов получила разрешение на постройку мукомольного комплекса. © АиФ-Волгоград / Олеся Ходунова В 20-е годы мельница была национализирована, ей присвоили имя Константина Грудинина, секретаря коммунистической ячейки, ранее работавшего на мельнице токарем и убитого в мае 22-го. © АиФ-Волгоград / Олеся Ходунова 14 сентября 1942 года в здание мельницы попали фугасные бомбы. Начался пожар, работа остановилась. © АиФ-Волгоград / Олеся Ходунова В ночь с 14 на 15 сентября 1942 года здание заняло подразделение 13-й гвардейской стрелковой дивизии генерала Родимцева. © АиФ-Волгоград / Олеся Ходунова Мельница вместе с Домом Павлова и Заболотного стала узлом обороны. © АиФ-Волгоград / Олеся Ходунова Дом Павлова после войны был восстановлен, в память о событиях Сталинградской битвы осталась мемориальная стена-памятник. © АиФ-Волгоград / Олеся Ходунова Мельница была единственным многоэтажным зданием в округе, оборону которого удерживали советские солдаты. © АиФ-Волгоград / Олеся Ходунова Около 58 дней здание было на половину окружено. © АиФ-Волгоград / Олеся Ходунова Мельница выдержала многочисленные прямые попадания бомб и снарядов за счет того, что при строительстве в конструкцию была заложена повышенная прочность и виброустойчивость железобетонного каркаса, что требовалось для нормальной работы оборудования. © АиФ-Волгоград / Олеся Ходунова В 1943 году, после окончания Сталинградской битвы, в некоторых комнатах мельницы вынуждены были жить люди. © АиФ-Волгоград / Олеся Ходунова После войны здание намеренно оставили разрушенным. © АиФ-Волгоград / Олеся Ходунова В 80-х внутрь разрешали водить экскурсии. © АиФ-Волгоград / Олеся Ходунова Ограждение вокруг мельницы появилось в 90-х, до этого туда мог попасть любой желающий. © АиФ-Волгоград / Олеся Ходунова На первых этажах здания установлены решетки. © АиФ-Волгоград / Олеся Ходунова Войти в мельницу можно только в этом месте. © АиФ-Волгоград / Олеся Ходунова Центральная лестница полностью разрушена, поэтому подняться на верхние этажи можно лишь в одной части здания. © АиФ-Волгоград / Олеся Ходунова Чтобы добраться до единственной уцелевшей лестницы, необходимо пролезть через небольшое отверстие в толстой стене. © АиФ-Волгоград / Олеся Ходунова Подняться на верхние этажи можно только по этой лестнице. © АиФ-Волгоград / Олеся Ходунова В здании не осталось ни одного уцелевшего помещения. © АиФ-Волгоград / Олеся Ходунова Самые большие разрушения – на 5 этаже, здесь было прямое попадание снаряда. © АиФ-Волгоград / Олеся Ходунова Некоторые отверстия в полу проходят через все этажи. © АиФ-Волгоград / Олеся Ходунова Музей-панорама «Сталинградская битва» стал полноправным хозяином мельницы лишь в 2012 году, до этого многие годы здание оставалось бесхозным. © АиФ-Волгоград / Олеся Ходунова Один из планов сохранения мельницы Гергардта заключается в том, чтобы накрыть здание стеклянным колпаком. © АиФ-Волгоград / Олеся Ходунова

Как появилось название «Дом Павлова»

Но почему тогда дом получил название «дома Павлова»? Все дело в том, что в боевой обстановке для удобства его назвали в честь «первооткрывателя», сержанта Павлова. В боевых донесениях так и сообщали: «дом Павлова».

Сражались защитники дома умело. Несмотря на удары вражеской артиллерии, авиации, многочисленные атаки, за все время обороны «Дома Павлова» убитыми его гарнизон потерял трех человек. Командующий 62-й армией Василий Чуйков позже напишет: «Эта небольшая группа, обороняя один дом, уничтожила вражеских солдат больше, чем гитлеровцы потеряли при взятии Парижа». В этом огромная заслуга лейтенанта Ивана Афанасьева.

Разрушенный дом Павлова в Сталинграде, в котором во время Сталинградской битвы держала оборону группа советских бойцов. Всё время обороны дома Павлова (с 23 сентября по 25 ноября 1942 года) в подвале находились мирные жители, обороной руководил лейтенант Иван Афанасьев. Фото: РИА Новости/ Георгий Зельма

В начале ноября 1942 года Афанасьев был ранен, и его участие в боях за дом завершилось.

Павлов сражался в доме вплоть до перехода советских войск в контрнаступление, но вслед за этим тоже был ранен.

После госпиталя и Афанасьев, и Павлов вернулись в строй и продолжили войну.

Иван Филиппович Афанасьев дошел до Берлина, был награжден орденом Отечественной войны 2 степени, тремя орденами Красной Звезды, медалью «За оборону Сталинграда», «За освобождение Праги», медалью «За взятие Берлина», медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Яков Федотович Павлов был наводчиком орудия и командиром отделения разведки в артиллерийских частях 3-го Украинского и 2-го Белорусского фронтов, в составе которых дошёл до Штеттина, был награждён двумя орденами Красной Звезды и многими медалями.

Афанасьев Иван Филиппович, герой Сталинградской битвы, лейтенант, Возглавлял оборону Дома Павлова. Фото: РИА Новости

Командир в тени: судьба лейтенанта Афанасьева

Сразу после окончания Сталинградской битвы никакого массового представления участников обороны «Дома Павлова» не было, хотя об этом эпизоде и писала фронтовая пресса. Более того, раненый лейтенант Афанасьев, командир обороны дома, и вовсе выпал из поля зрения военных корреспондентов.

О Павлове вспомнили уже после войны. В июне 1945 года он был удостоен звания Героя Советского Союза. Ему также вручили погоны лейтенанта.

Чем руководствовались большие начальники? Очевидно, простой формулой: раз «Дом Павлова», то он и является главным героем обороны. Кроме того, с точки зрения пропаганды не офицер, а сержант, выходец из крестьянской семьи, казался практически образцовым героем.

Лейтенанта Афанасьева все, кто знал его, называли человеком редкой скромности. Поэтому ходить по инстанциям и добиваться признания своих заслуг он не стал.

При этом отношения между Афанасьевым и Павловым после войны были непростыми. Вернее, их не было совсем. В то же время Афанасьева тоже нельзя назвать забытым и безвестным. После войны он жил в Сталинграде, писал мемуары, встречался с боевыми товарищами, выступал в прессе. В 1967 году при открытии памятника-ансамбля на Мамаевом кургане он сопровождал факел с вечным огнём от площади Павших борцов до Мамаева кургана. В 1970 году Иван Афанасьев вместе с еще двумя знаменитыми героями войны Константином Недорубовым и Василием Зайцевым заложил капсулу с посланием к потомкам, которую должны открыть в день столетия Победы, 9 мая 2045 года.

Ветеран Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, участник обороны «Дома Павлова» во время Сталинградской битвы Иван Филиппович Афанасьев. Фото: РИА Новости/ Ю. Евсюков

Умер Иван Афанасьев в августе 1975 года. Он был похоронен на центральном кладбище Волгограда. При этом не было исполнено его завещание, в котором Афанасьев просил похоронить себя на Мамаевом кургане, рядом с теми, кто пал в боях за Сталинград. Последнюю волю командира гарнизона «Дома Павлова» исполнили в 2013 году.

Герой на партийной работе

Яков Павлов демобилизовался в 1946 году и вернулся в Новгородскую область. Прославленный герой получил высшее образование и стал делать карьеру по партийной линии, был секретарем райкома. Павлов трижды избирался депутатом Верховного Совета РСФСР от Новгородской области, был отмечен орденами Ленина и Октябрьской революции. В 1980 году Якову Федотовичу Павлову было присвоено звание «Почётный гражданин города-героя Волгограда».

Умер Яков Павлов 26 сентября 1981 года. Он был похоронен на аллее героев Западного кладбища Великого Новгорода.

Сказать, что Яков Павлов — это выдуманный агитпропом герой, никак нельзя, хотя в жизни все было несколько не так, как потом написали в книгах.

Сержант Яков Павлов, Герой Советского Союза, защитник Сталинграда, беседует с пионерами. Фото: РИА Новости/ Рудольф Алфимов

Еще один Павлов из Сталинграда: как совпадения породили легенду

Но мы так и не коснулись еще вопроса о том, почему вдруг всплыла история о «монашестве» сержанта Павлова.

Архимандрита Кирилла, духовника Троице-Сергиевой лавры, одного из самых почитаемых старцев церкви, не стало совсем недавно. Он умер 20 февраля 2017 года в возрасте 97 лет.

Этого человека и отождествляли с сержантом Павловым, оборонявшим знаменитый дом.

Принявший монашество в 1954 году старец Кирилл не любил светских разговоров, и потому бродивших вокруг себя слухов не опровергал. И в девяностых некоторые журналисты стали прямо утверждать: да, это тот самый сержант Павлов. Чем запомнился архимандрит Кирилл (Павлов)? Подробнее

Путаницы добавляло то, что те, кто что-то знал о мирской жизни старца Кирилла, утверждали, что он действительно в звании сержанта воевал в Сталинграде.

Самое удивительное, что это чистая правда. Хотя могила на аллее героев в Новгороде свидетельствовала, что сержант из «Дома Павлова» лежит именно там.

Лишь при внимательном изучении биографий становится ясно, что речь идет об однофамильцах. Старец Кирилл в миру был Иваном Дмитриевичем Павловым. Он на два года младше своего тезки, но их судьба действительно очень схожа. Иван Павлов служил в РККА с 1939 года, прошел всю войну, сражался в Сталинграде, а закончил сражения в Австрии. Демобилизовался Иван Павлов, как и Яков, в 1946 году, причем тоже будучи лейтенантом.

Таким образом, при всей схожести военных биографий это разные люди с разной послевоенной судьбой. И человек, с чьим именем связан легендарный дом в Сталинграде, монашества не принимал.

Годы жизни Ивана Павлова:

родился 14 сентября 1849, умер 27 февраля 1936

Эпитафия

Вся жизнь его прошла
В трудах неутомимо.

Биография

Он стал первым русским человеком, получившим Нобелевскую премию. Всю свою жизнь Павлов посвятил науке, оставив после себя огромное наследие. Это был не просто гениальный, но невероятно трудолюбивый, честный, достойный ученый, имя которого навсегда вписано в скрижали мировой истории.
Иван Павлов родился в Рязани, в семье глубоко верующих людей, а потому в 15 лет окончил духовное училище и поступил в семинарию. Однажды, уже на последнем курсе семинарии, будущему ученому попала в руки книга «Рефлексы головного мозга», которая круто изменила биографию Ивана Павлова — он пришел в науку. Сначала он поступил на юридический факультет, но уже через несколько дней — перевелся на естественное отделение физико-математического факультета, где специализировался на физиологии животных. Еще спустя пять лет Павлов поступил в медицинскую академию. В следующие годы ученый много работал, оперировал, занимался исследованиями и в 1903 году уже выступал в Мадриде на международном медицинском конгрессе. Павлов совершил революционные открытия в физиологии пищеварения, и это не могло не остаться незамеченным. Через год значимость работы Павлова признали во всем мире — ему вручили Нобелевскую премию, первому ученому из России.
Дальнейшие события в политической жизни России Павлов воспринял очень болезненно. Он очень переживал, что дело его жизни будет разрушено. Но революционные лидеры поняли, что в лице Павлова, если он захочет уехать за границу, Россия потеряет великого ученого и будущее российской науки. Ему были созданы максимально благоприятные условия для работы — насколько можно было считать их благоприятными, учитывая, что Павлов оставался ярым антикоммунистом, а его заработки еле позволяли ему продолжать его научную деятельность и как-то содержать себя и семью. Его не раз звали работать за рубеж, но советские власти, конечно же, не отпустили ученого из СССР. И все же специально для академика Павлова в научном городке Колтуши под Санкт-Петербургом был построен институт физиологии, в котором он работал и в котором воспитал целое поколение ученых, продолживших его великое дело.
Смерть Павлова наступила 27 февраля 1936 года. Причиной смерти Павлова стала пневмония. Похороны академика Павлова прошли 2 марта, могила Павлова находится в некрополе «Литераторские мостки» на Волковом кладбище. Память о Павлове не угасает и по сей день — по всему миру установлены памятники Павлову, его именем названы улицы, учебные заведения и даже астероид.

Портрет академика Павлова, художник М. В. Нестеров

Линия жизни

14 сентября 1849 г. Дата рождения Ивана Петровича Павлова.
1864 г. Окончание рязанского духовного училища, поступление в рязанскую духовную семинарию.
1870 г. Поступление на юридический факультет, перевод на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета.
1875 г. Поступление на 3-й курс Медико-хирургической академии (ныне Военно-медицинская академия).
1976-1878 гг. Работа в физиологической лаборатории К. Н. Устимовича.
1883 г. Защита диссертации «О центробежных нервах сердца».
1884-1886 гг. Командировка за границу, где Павлов работал в лабораториях.
1890 г. Профессор и заведующий кафедрой фармакологии Военно-медицинской академии.
1896-1904 гг. Заведующий физиологической лабораторией в Институте экспериментальной медицины.
1901 г. Избрание Павлова членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.
1903 г. Доклад на XIV Международном медицинском конгрессе в Мадриде.
1904 г. Получение Нобелевской премии за исследование функций главных пищеварительных желез.
1907 г. Избрание Павлова действительным членом Петербургской Академии наук.
1925 г. Возглавление Павловым Института физиологии.
1935 г. Присуждение Павлову почетного звания «старейшины физиологов мира» на XV Международном конгрессе физиологов.
27 февраля 1936 г. Дата смерти Павлова.
2 марта 1936 г. Похороны Павлова.

Памятные места

1. Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова (бывшая Медико-хирургическая академия), где учился Павлов.
2. Санкт-Петербургский университет (бывший Санкт-Петербургский Императорский университет), где учился и работал Павлов.
3. Институт физиологии им. И. П. Павлова РАН, которым с 1925 года и до конца своей жизни руководил Павлов.
4. Дом Павлова в Рязани, где он жил в 1849-1870 гг. и где сегодня находится музей-усадьба Павлова.
5. Дом Павлова в Санкт-Петербурге, где он жил в 1889-1918 гг.
6. Дом Павлова в Санкт-Петербурге, где он жил в 1918-1936 гг.
7. Памятник Павлову в Киеве.
8. Памятник Павлову в Рязани.
9. Бюст Павлова в Москве.
10. Памятник Павлову в Сухуми.
11. Памятник Павлову в Санкт-Петербурге.
12. Таврический дворец, где прошло прощание с телом Павлова.
13. Некрополь «Литераторские мостки» на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге, где похоронен Павлов.

Эпизоды жизни

Большую часть своих заработков Павлов тратил на научные нужды — на покупку подопытных животных, материалы для лаборатории. Иногда это вводило его в такое безденежье, что ученый был вынужден жить отдельно от семьи ради экономии. Когда однажды его студенты специально подстроили курс, который бы мог провести Павлов и немного заработать, он все полученные деньги потратил на закупку материалов для опытов этому же курсу, а себе не оставил ничего.
Ученый любил приговаривать, что доживет до ста лет. В его планах было оставить науку и лаборатории и написать мемуары, когда он уже не сможет работать. Когда Павлов заболел, он сетовал родным, что эта болезнь может ему помешать осуществить его план дожить до ста лет. Именно она и привела к смерти Ивана Павлова.
Даже умирая, Павлов решил, что должен принести пользу науке. Чувствуя себя с каждым днем все хуже, он, наконец, пригласил к себе своих учеников. В их окружении он слабым голосом описывал свои ощущения, которые предшествуют его смерти. Жизнь Павлова закончилась в окружении горячо любящих его студентов и в служении науке до последнего вздоха.

Памятники Павлову перед Институтом физиологии в Санкт-Петербурге (слева) и в Киеве (справа)

Завет

«Человек — высший продукт земной природы. Человек — сложнейшая и тончайшая система. Но для того чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным».

Документальный фильм об Иване Павлове из цикла «Гении и злодеи»

Соболезнования

«Трудно учесть размеры потери, понесенной наукой и всеми, кто искренне его любил! Он умер так, как мог умереть только он, Иван Петрович: до конца жизни сохранив память и пытливый ум. Он остался верным себе, истинным, всегда наблюдающим и все анализирующим физиологом».
Мария Петрова, терапевт, физиолог, ученица, сотрудница и близкий друг И. П. Павлова
«Он никогда, ни в молодости, ни в старости, не лицемерил, не приспособлялся. Он глубоко презирал людей, которых историк эпохи Смутного времени охарактеризовал словами: «Телом и духом перегибательные»».
Дмитрий Плетнев, профессор медицины

Ссылки

Страница Ивана Павлова в «Википедии»

Также может быть полезно:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *