Северная фиваида

В духовно-просветительском центре «Северная Фиваида» состоялся праздник «Семьи тепло – души отрада»

31.05.2018 14:39

31 мая, в преддверии Международного дня защиты детей, в Духовно-просветительском центре «Северная Фиваида» состоялся праздник «Семьи тепло – души отрада», на который были приглашены победители ХVII областного конкурса «Моя семья».

Областной конкурс «Моя семья» проводился в целях повышения статуса семьи в обществе, ее роли в воспитании ребенка, а также для развития интереса детей к своему роду, семейным традициям, формирования у молодого поколения чувства сопричастности к истории России через историю своей семьи.

Организаторами конкурса выступили Департамент образования Вологодской области, Департамент социальной защиты населения Вологодской области, «Духовно-просветительский центр «Северная Фиваида» и группа компаний «Модуль». Конкурс проводился при поддержке Вологодской митрополии Русской Православной Церкви с 25 января по 15 мая 2018 года. Участниками конкурса стали обучающиеся образовательных организаций Вологодской области всех типов и воскресных школ. Конкурс проходил по следующим номинациям: «Предки, о которых я хочу рассказать» (описание, сочинение — размышление, альбомы и видео-материалы) – 29 работ; «Моя родословная» (генеалогические исследования) – 10 работ; «История семьи – история Отечества» (описание жизни предков в разные периоды отечественной истории) – 13 работ; «Православные традиции в жизни моей семьи: прошлое и настоящее» (сочинения, сценарии семейных праздников, фоторепортажи о семейных православных праздниках) – 4 работы; «Семья, о которой я мечтаю» (сочинения — размышления) – 13 работ; «Трудовая жизнь родного дома» (описание и представление традиций семейного ремесла) – 19 работ; «Мой будущий дом» (макеты, проекты.) – 25 работ.

Всего на конкурс поступило 113 работ. В нем приняли участие 118 детей из городов Вологды, Череповца и девяти районов Вологодской области (Бабушкинского, Великоустюгского, Вологодского, Грязовецкого, Кирилловского, Сокольского, Тотемского, Харовского, Шекснинского).

По решению жюри определено 25 лучших работ в семи номинациях. Все победители награждены дипломами. Авторы лучших работ вместе со своими семьями стали сегодня участниками областного праздника «Семьи тепло – души отрада» в Духовно-просветительском центре «Северная Фиваида».

На празднике дети представляли свои работы, рассказывали о том, как создавалась творческая работа, кто помогал в ее создании. Подарком участникам праздника стало представление от Фолк-мастерской «Народная драма» и песни в исполнении Аглаи Тороповой, обучающейся средней общеобразовательной школы №16, города Вологды. Каждая семья получила сладкий подарок от кондитерской фабрики. Закончился праздник теплым чаепитием.

Новости органов власти, Образование и наука, Департамент образования Вологодской области

Максимилиан, архиепископ Песоченский и Юхновский (Лазаренко Александр Павлович)

Дата рождения: 9 ноября 1950 г.

Дата хиротонии: 10 апреля 1993 г. Дата пострига: 26 декабря 1984 г. День ангела: 4 ноября

Страна: Россия Биография:

Родился 9 ноября 1950 г. в семье архитектора в г. Фрунзе, Киргизия.

В 1966 г. поступил в Калининградский (Московская обл., ныне г. Королев) механический техникум. По окончании техникума была присвоена квалификация техника-механика. В 1970 г. по распределению работал в ЦКБ на заводе экспериментального машиностроения в г. Калининграде (Московская область) в должности конструктора III категории.

В мае 1970 г. был призван в ряды Вооруженных сил СССР. Проходил службу в ракетных войсках на должностях рядового и сержантского состава. Уволен в запас в мае 1972 г. в звании старшего сержанта.

В 1972 г. поступил в Центральный институт физической культуры г. Москвы. В 1976 г. с отличием окончил институт по специальности физическая культура и спорт, с присвоением квалификации преподавателя физического воспитания. По распределению был направлен в Московский лесотехнический институт на должность преподавателя.

В 1979 г. по окончании срока отработки уволился по собственному желанию и поступил во второй класс Московской духовной семинарии.

В 1982 г. был зачислен на первый курс Московской духовной академии, которую окончил в 1986 г. В период обучения нес послушания в студенческом и братском хоре, а также послушание иподиакона у Святейшего Патриарха Пимена.

В октябре 1984 г. принят послушником в братию Свято-Троице-Сергиевой лавры.

26 декабря 1984 г. пострижен в монашество.

2 февраля 1985 г. рукоположен в сан иеродиакона, 10 марта — в сан иеромонаха митрополитом Серапионом в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Владимира.

4 апреля 1987 г. возведен в сан игумена.

В Троице-Сергиевой лавре нес послушания духовника, заведующего хозяйственным складом, помощника эконома, заведующего подсобным хозяйством, помощника благочинного, заведующего книжной экспедицией в издательском отделе.

22 февраля 1993 г. на заседании Священного Синода определен быть епископом Вологодским и Великоустюжским.

7 апреля 1993 г. в Благовещенском соборе Московского Кремля Святейшим Патриархом Алексием II возведен в сан архимандрита.

10 апреля 1993 г. в Богоявленском соборе г. Москвы хиротонисан во епископа Вологодского и Великоустюжского. Хиротонию возглавил Святейший Патриарх Алексий II.

24 февраля 2004 г. возведен в сан архиепископа.

Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. (журнал № 94) утвержден в должности настоятеля (игумена) Кирилло-Белозерского мужского монастыря г. Кириллова Вологодской области и Спасо-Прилуцкого мужского монастыря г. Вологды.

Решением Священного Синода от 30 мая 2014 г. (журнал № 35) назначен Преосвященным Песоченским и Юхновским (Калужская митрополия).

Образование:

1982 г. — Московская духовная семинария.

1986 г. — Московская духовная академия.

Епархия: Песоченская епархия (Правящий архиерей) Научные труды, публикации:

  • Таинства суть орудия спасения в сем веке. Епархиальная газета «Благовестник». № 6-8. 2004 г.
  • Богу угодно, чтобы человеки наставлялись человеками. Епархиальная газета «Благовестник». № 9-10. 2004 г.
  • Покаяние определяется мерой смирения. Епархиальная газета «Благовестник». № 1-3. 2005 г.
  • Святоотеческое учение о послушании. Епархиальная газета «Благовестник». № 7-9. 2005 г.
  • Проповедовать Христа словом и делом (беседа). Епархиальная газета «Благовестник». № 11. 2003 г.
  • Считаю себя вологжанином (беседа). Вологодская областная газета «Красный Север». 09.04.2003 г.
  • Тонкий яд злословия. Епархиальная газета «Благовестник». № 11-12. 2003 г.
  • Епископ северной Фиваиды (беседа). Епархиальная газета «Благовестник». № 1-3. 2003 г.
  • «Красный Север» — любимая газета вологжан. Вологодская областная газета «Красный Север». 31.01.2004 г.
  • Бороться с сорняками духовными. Вологодская областная газета «Красный Север». 21.02.2004 г.
  • Отворите сердца добру. Епархиальная газета «Благовестник». № 1-3. 2004 г.
  • Обращение к участникам VIII Димитриевских чтений. Епархиальная газета «Благовестник». № 4-5. 2004 г.
  • Они показывают, как быть счастливыми. Вологодская областная газета «Красный Север». 19.06.2004 г.
  • Святые показывают нам, как быть счастливыми. Епархиальная газета «Благовестник». № 6-8. 2004 г.
  • Строить жизнь на началах любви (Об Архирейском Соборе 2004 года). Вологодская областная газета «Красный Север». 27.10.2004 г.
  • Святыня возвращается на Вологодчину (беседа). Вологодская областная газета «Красный Север». 17.11.2004 г.
  • Позицию «Красного Севера» поддерживаю. Вологодская областная газета «Красный Север». 22.11.2004 г.
  • Церковь и защита Отечества. Вологодская областная газета «Красный Север». 24.02.2005 г.
  • Что мы выбираем: благословение или проклятие? (Доклад на IX Димитриевских чтениях 03.03.2005 г.). Вологодская областная газета «Красный Север». 17.03.2005 г.
  • Милостыня есть искусство. Вологодская областная газета «Красный Север». 19.05.2005 г.
  • Разделение грозит гибелью. Вологодская областная газета «Красный Север». 27.10.2005 г.
  • Обращение в связи с празднованием Казанской иконы Божией Матери и Дня народного единства. Епархиальная газета «Благовестник». № 7-9. 2005 г. Вологодская областная газета «Красный Север». 27.10.2005 г.

Награды:

Церковные:

  • 2013 г. — орден свт. Макария Московского II ст.;
  • 2010 г. — орден свт. Иннокентия Московского II ст.;
  • орден прп. Сергия Радонежского II ст.;
  • орден прп. Серафима Саровского II ст.;
  • медаль прп. Сергия Радонежского II ст.

Светские:

  • государственный орден Дружбы;
  • золотая медаль Фонда мира «За миротворческую и благотворительную деятельность»;
  • медаль Академии Российской словесности «Ревнитель просвещения» в память 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина.

06-11-2019, Брюссель

Архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан (Лазаренко) уже много лет занимается фотографией. Его выставки прошли во многих городах России.
Фотовыставка «Сердце Северной Фиваиды» открылась в Российской Центре науки и культуры» в Брюсселе. Она посвящена красотам северной России, — в частности на ней запечатлена великолепная красота суровых храмов Вологодской земли, природа края, его люди, их жизнь и жизнь Церкви.
Утончённый вкус автора позволяет сделать великолепное путешествие по вологодским землям от Великого Устюга до Устюжны, от монастырей Кирилло-Белозёрского и Ферапонтова, до Дмитрия Прилуцкого и Спасо-Каменного. Объектив в руках архиепископа запечатлел и суровые пейзажи морозного края, и бурное цветение летней природы, и прекрасные и очень характерные северные лица простых людей, — братьев и сестёр во Христе, и забавные, порой наивные сценки с животными из дикой природы. Лейтмотивом выставки остаётся тема красоты Божьего мира и Церкви Христовой, живущей среди людей и освящающей этот мир.

«Но кто знает этот наш чудный мир иноческий, нимало не уступающий Восточному, который внезапно у нас самих развился, в исходе XIV столетия и в продолжение двух последующих веков одушевил непроходимые дебри и лесистые болота родного Севера? На пространстве более 500 вёрст, от Лавры до Белоозера и далее, это была как бы одна сплошная область иноческая, усеянная скитами и пустынями отшельников, где уже мирские люди как бы вынуждены были, вслед за ними, селиться и составлять свои обительные грады там, где прежде особились одни лишь келлии».

Это цитата из книги русского писателя и путешественника Андрея Николаевича Муравьёва. Книга-размышление «Русская Фиваида на Севере» (1855г.) стала результатом путешествия-паломничества Муравьева по Вологодским и Белозерским святым местам. Фиваида – это древнеегипетская область, известная местом поселения раннехристианских монахов-отшельников. С легкой руки писателя поэтическое название «Северная Фиваида» закрепилось за северными русскими землями, окружающими Вологду и Белозерск. Древние монастыри и нетронутая природа севера – вот что представляем мы, когда слышим или употребляем в обиходе термин «Северная Фиваида».

На живописном берегу залива Ораванселькя Ладожского озера в окружении великолепной природы в наши дни создается зримый образ Северной Фиваиды.

Идея создания на берегах Ладоги духовно-просветительского комплекса «Северная Фиваида» принадлежит нескольким энтузиастам. Идейный вдохновитель и автор проекта — историк Алексей Лаушкин. Дмитрий Лебедев, который стал руководителем проекта, путешествовал по ладожскому побережью еще в молодые годы, тогда и влюбился в эти места, со временем захотел перебраться сюда жить. В реализации проекта приняли участие реставратор Сергей Волов (участвовал в строительстве усадьбы «Богословка» под Санкт-Петербургом), специалист по деревянному зодчеству Михаил Мильчик (Санкт-Петербург) и другие.

Проект осуществляется по благословению Митрополита Петрозаводского и Карельского Мануила при духовном попечении настоятеля храма Вознесения Господня города Питкяранта протоиерея Олега Вилко. Строительство ведется на частные пожертвования.

По словам Алексея Лаушкина, идея проекта возникла спонтанно. Началось все в 2009 году, когда на горе был возведен храм преподобных Сергия и Германа Валаамских.

По предложению Сергея Волова храм был выполнен как точная копия церкви Воскрешения праведного Лазаря из Муромского монастыря, который располагается на берегу Онежского озера. Деревянная церковь принадлежит к числу древнейших сохранившихся деревянных построек в России. Храм Муромского монастыря был срублен, по одной версии, в конце XIV века, по другой – во второй половине XVI века по образу более древней одноименной церкви, стоявшей на том же месте. Церковь представляет собой типичный образец небольшого монастырского храма. Именно с подобных деревянных церквей начиналась история едва ли не всех русских обителей времен преподобного Сергия Радонежского и его учеников-последователей.

В целях сохранения Лазаревская церковь в 1959 году была перенесена с берега Онеги, где она простояла несколько столетий, на остров Кижи. Находится на территории островного музея-заповедника она по сей день.

После возведения храма идея проекта получила конкретику. Специалист по деревянному зодчеству Михаил Мильчик предложил возводить не абстрактные архитектурные объекты, а копии древних часовен, которые не дожили до наших дней. Таким образом создатели проекта решили рассказать о русском монашестве, интересном явлении в нашей русской истории.

Предполагается, что всего в «Северной Фиваиде» будет возведено девять церквей и часовен. На данный момент (сентябрь 2019 г.) кроме храма преподобных Сергия и Германа Валаамских на холме в еловом лесу построено три.

Часовня преподобного Александра Свирского построена как копия старинной и уже утраченной часовни из Медвежьегорского района (2011г.) Главное украшение здания – открытая паперть на резных столбах. Такие небольшие часовни нередко ставили у дорог, чтобы путники могли помолиться в пути.

Часовня преподобного Сергия Радонежского (2012-2013г.г.) представляет собой копию Преображенской часовни из деревни Глебово Мошенского района Новгородской области.

Деревенские мастера, возводившие Глебовскую часовню (ее создание датируется серединой XIX в.), сделали ее восьмигранной с широким круговым гульбищем-галереей на столбах и увенчали двойной главкой необычной формы.

В советское время деревенская часовня была закрыта и превращена в склад. В 2013 году остатки сруба без кровли и отдельных резных деталей были перевезены для сохранения и реставрации в Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы».

Часовня преподобного Арсения Коневского является копией часовни святого Василия Великого из заонежской деревни Горы.

Часовня в своем архитектурном исполнении проста и лаконична. Это четырехугольная клеть, покрытая двускатной кровлей и украшенная высоким крыльцом.

Деревянные строения надежно скрыты от любопытных глаз среди еловых великанов. Вокруг – огромные валуны, поросшие мхом, заросли кустарника и папоротника, северные цветы, вспыхивающие яркими пятнами среди сочной зелени.

Здесь тихо. Лишь плеск волн да звуки леса нарушают здешнюю тишину. В каждую из часовен можно зайти, включить свет, постоять в тишине, помолиться… Здесь все устроено на человеческом доверии. В часовнях есть свечи, можно оставить при желании пожертвования.

Рядом – удивительной красоты берег уединенного залива Ладожского озера.

Возле причала расположилась небольшая часовня-купальня, которая отлично вписалась в прибрежный пейзаж.

Не всегда удается сохранить древние деревянные храмы. Время, пожары, а порой и наше равнодушие делают свое черное дело. Духовно-просветительский проект «Северная Фиваида» не спасает древние храмы, но дает возможность сохранить для последующих поколений образы старинных церквей Русского Севера.

Духовно-просветительский проект «Северная Фиваида»
Карелия, Питкярантский район, Харлуское сельское поселение, деревня Рауталахти

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *