Шамординский монастырь

Отец Амвросий благословил построить в имении большой новый дом – одноэтажный деревянный, на высоком каменном фундаменте, вместо старого полуразвалившегося. Жизнь в имении была близка к монашеской. Вместе с девочками здесь поселились вдовы и девицы-сироты из бывших крепостных, преданных матери Амвросии. Постепенно к ним стали присоединяться их родственницы, искавшие уединения и молитвы. Старец Амвросий часто навещал усадьбу и не раз говорил, что на этом месте вскоре будет монастырь. По его благословению матушка Амвросия ходатайствовала перед священноначалием о разрешении устроить в имении женскую общину с богадельней и церковью.

В 1881 году мать Амвросия скончалась, а через два года скончались и ее внучки. По духовному завещанию монахини Амвросии, в случае смерти ее наследниц, в Шамордине должна быть устроена женская община. Помощницей старцу Амвросию в устроении новой обители стала его духовная дочь София Михайловна Болотова, происходившая из древнего благочестивого дворянского рода. Открытие общины, освящение в ней домовой церкви в честь Казанской иконы Божией Матери и одновременно назначение матушки Софии (Болотовой) настоятельницей состоялось 1/14 октября 1884 года на праздник Покрова Божией Матери.

Все порядки в обители были установлены преподобным Амвросием: поступить в нее можно было только по благословению самого старца, ни одно строительство, ни одно дело не начиналось без его благословения. С особой любовью он принимал несчастных: бедных вдов, сирот, убогих, калек, брошенных детей, обездоленных женщин, не имевших средств поступить ни в какую другую обитель. Многих сестер он собственноручно постриг в монашество. Одними из самых светлых моментов в жизни сестер были приезды батюшки в Шамордино: он непременно заходил в келью к каждой сестре, беседуя, наставляя и утешая ее. Из-за своей болезни батюшка не мог оставаться духовником все растущего числа сестер обители и передал часть из них под духовное руководство преподобного Анатолия (Зерцалова).

С благословения старца в обители были устроены скиты, две деревянные часовни, многие хозяйственные здания, водокачки, сестринские кельи, золотошвейная мастерская, положено начало иконописной мастерской. Матушка София была настоятельницей всего около трех лет: тяжелые труды и строгая подвижническая жизнь подорвали ее здоровье – в 1888 году в возрасте сорока двух лет она скончалась.

Новой настоятельницей обители стала другая духовная дочь старца Амвросия – монахиня Евфросиния (Розова). В 1890–1902 годах был выстроен новый каменный собор в честь Казанской иконы Божией Матери. Проект разработал архитектор С.В. Шервуд, а деньги на возведение пожертвовал богатый московский чаеторговец С.В. Перлов. Величественный пятнадцатиглавый собор, вмещавший до пяти тысяч человек, поражал своими размерами и в то же время изяществом.

8/21 июля 1901 года, на праздник Казанской иконы Божией Матери, Шамординская община получила статус общежительного монастыря и стала называться Казанской Амвросиевской женской пустынью. Преподобный не дожил до этого события – он скончался 10 октября 1891 года, проведя последний год в Шамордине. Предчувствуя скорую кончину, батюшка много времени уделял благоустройству обители, он спешил закончить все незавершенные дела и дать необходимые указания настоятельнице.

Шамординская обитель во все времена находилась под духовным окормлением Оптинских старцев. При открытии общины ее благочинным был назначен преподобный Исаакий (Антимонов). Впоследствии духовниками обители были Оптинские старцы – преподобные Иосиф (Литовкин), Варсонофий (Плиханков) и Анатолий (Потапов), которые так же, как преподобный Амвросий, относились к сестрам с отеческой любовью. К 1917 году в обители подвизались до восьмисот сестер, все они ревностно выполняли заветы старца Амвросия, монастырь стал одним из самых известных духовных и культурных центров Российской империи, оставаясь им вплоть до своего закрытия.

Революционное лихолетье не пощадило Шамординскую обитель. Ее постигла общая участь всех русских монастырей. В апреле 1918 года в обитель прибыла оценочная комиссия для передачи монастыря в распоряжение совета большевиков. В марте 1923 года обитель окончательно ликвидировали «как рассадник контрреволюции». В 1929 году значительная часть сестер была отправлена в ссылку и места заключения. Некогда величественный архитектурный ансамбль за десятилетия правления безбожной власти превратился в развалины.

В марте 1990 года в обители была возобновлена монашеская жизнь. 3 мая 1990 года Патриарх Московский и всея Руси Пимен подписал указ о возобновлении монастыря в Шамордине. За двадцать дней храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» был подготовлен к освящению, которое было совершено 27 мая 1990 года. В этот же день возвели в сан игумении первую настоятельницу обители монахиню Рижского Свято-Троице-Сергиева монастыря Никону (Перетягину). При ее деятельном участии монастырь восстал из руин. Она посвятила всю себя без остатка монастырю и сестрам и отошла ко Господу на другой день после празднования 22-летия возрождения Шамордина. Следующей настоятельницей обители стала ее духовная дочь монахиня Сергия (Щербакова), почти с самого начала устроения обители усердная помощница во всех монастырских делах игумении Никоны.

24 октября 2015 года, в день празднования Собора Оптинских старцев, обитель молитвенно отметила 25-летие возрождения монашеской жизни. Празднование возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершив в Казанском соборе торжественное богослужение, ставшее для сестер и гостей обители незабываемым праздником.

Созданная трудами и молитвами преподобного старца Амвросия его любимое детище Шамординская обитель продолжает жить, чтобы светить миру истинно евангельским светом, являя собой образ Царства Божия на земле.

Проезд:

На автомобиле: Козельск расположен в 280 км к югу от Москвы. Выезжаете на Киевское шоссе в сторону Калуги. Проезжаете поворот на Калугу. По указателям таких поворота два, первый (направо) ведет на мост, а второй (налево) и есть основной. Проехав поворот на Калугу, следите за автомобильными мостами, которые проходят над дорогой, вам нужен второй по счету, он находится на 186-ом километре шоссе. Нужно проехать этот мост, после него сразу будет указатель на Оптину. В конце моста будет висеть указатель — Козельск. Далее все время прямо и прямо, до монумента г.Перемышль, там по указателю, направо. Дорога от трассы до Козельска большей частью неплохая, однако можно проехать и через Калугу, особенно на обратном пути, указатели на Москву как раз ведут через Калугу.

Можно выехать как по Киевскому, так и по Калужскому шоссе. Они пересекаются в районе Обнинска около 100 км, далее еще 140 км по Киевскому шоссе

Своим ходом: от метро «Теплый стан» рейсовым автобусом на г.Козельск., г.Сосенский или г.Хвастовичи

Автостанция ст.м. Теплый Стан: 427-9077 (справки), 101-3536 (справки, заказ мест)

Как добраться: выход из первого вагона при движении из Центра, в подземном переходе направо до конца, затем налево и 200 м по Новоясеневскому проспекту.

С расписанием движения автобусов от Москвы вы можете ознакомиться на сайте автостанции м.Теплый Стан

С расписанием движения автобусов на Москву вы можете ознакомиться на сайте г. Козельска

Перед поездкой рекомендуем позвонить на автостанцию для уточнения расписания движения автобусов, так как возможны сезонные изменения расписания, а так же перенос и отмена рейсов по техническим причинам.

Автостанция Козельск: +7 (48442)22502

Козельское АТП: +7 (48442)22240

Также можно доехать электричкой с Киевского вокзала до Калуги, далее рейсовым автобусом на г. Козельск., г. Сосенский, г. Ульяново или г. Хвастовичи.

Не доезжая до Козельска, остановиться в пос. Каменка возле указателя на Шамордино и далее 1 км направо до монастыря.

С русской стороны в сражении принимали участие примерно 11 000 человек и 46 орудий, командовал войсками князь А. И. Горчаков.
Против защитников Шевардинского редута Наполеоном было направлено около 35 000 человек и 180 орудий. Вся эта масса войск, охватывая редут с севера и юга, пыталась окружить войска князя А. И. Горчакова.
Шевардинский редут был сооружен русскими как передовой опорный пункт Бородинской позиции. Его оборона должна была дать возможность русским войскам выиграть время для завершения земляных работ на Бородинских укреплениях, уточнить группировку сил наполеоновских войск и направление их главного удара.
Сражение за Шевардинский редут выдалось довольно жаркое. Только к наступлению темноты Кутузов приказал отвести русские войска к основным укреплениям и оставить редут «за ненадобностью». Удерживать отдаленный от прочих позиций редут было бессмысленно. Военный гений добился своего, так как получил достаточно времени, чтобы дать возможность основной русской армии занять необходимые ей позиции и подготовить дополнительные укрепления.

Общие потери двух сторон в боях вокруг Шевардинского редута были весьма ощутимыми- примерно по 6000 тысяч человек.
Сражение за Шевардинский редут стало прологом всей Бородинской битвы. Каждая сторона в определенном смысле добилась своего. Кутузов успел подготовиться к генеральному сражению, а Наполеон наглядно продемонстрировал мощь своей армии.

Казанская Амвросиевская женская пустынь расположена близ селения Шамордино, в одном из красивейших уголков Святой Руси, между старинными городами Калугой и Козельском. Основана в 1884 году преподобным Амвросием оптинским по завещанию его духовной дочери монахини Амвросии (Ключаревой, 1818–1881) и на ее средства. Еще при жизни призревая престарелых вдов и сирот-девиц, желающих посвятить себя служению Богу, она завещала устроить женскую общину с богадельней в принадлежавшем ей имении Шамордино.

Первой настоятельницей и помощницей преподобного Амвросия в устроении обители была схимонахиня София (Болотова, 1845–1888), исполнявшая все строго по его указанию. Строй обители, все ее порядки были установлены самим старцем. Ни одно строительство, ни одно дело не начиналось без его благословения. Батюшка, приезжая в Шамордино, все сам осматривал, размечал строительство храмов, келий и других построек и давал указания. Много внимания преподобный Амвросий и матушка София уделяли духовной жизни сестер, воспитанию в них таких добродетелей, как любовь к Богу и ближним, милосердие.

Преемницами матушки Софии стали схиигумении Евфросиния (Розова, 1830–1904), Екатерина (Самбикина, 1842–1911) и Валентина (Розанцева, 1864–1919), также духовные чада старца Амвросия и его учеников преподобных Иосифа и Анатолия (Зерцалова). К началу ХХ века обитель была крупным духовным центром, где подвизалось около 800 сестер разного звания и происхождения. В ней, благодаря щедрому покровительству московского купца Сергея Васильевича Перлова, были возведены все сохранившиеся до наших дней постройки, начиная от величественного Казанского собора, богадельни с домовым храмом во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», до различных мастерских и водокачки. В годы гонений на Православие Шамординскую обитель постигла общая участь всех русских монастырей. В 1923 году обитель была закрыта и разорена. Сестры вынуждены были поселиться в Козельске и ближайших селениях. Духовно укрепленные оптинскими старцами, они смиренно и достойно прошли все испытания, выпавшие на их долю. Многие из них приняли мученическую кончину в тюрьмах, лагерях и ссылках.

С марта 1990 года в Шамординском монастыре возобновилась монашеская жизнь. По молитвам преподобных устроителей старца Амвросия и матушки Софии вновь затеплились лампады, и началось богослужение. Монастырская жизнь постепенно стала налаживаться. В тот же год, 27 мая, был освящен храм при богадельне в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Эта дата вошла в летопись монастыря как день возрождения обители.

В 1996 году на месте кельи, в которой в Шамордине отошел ко Господу преподобный Амвросий, был устроен первый в России храм во имя великого старца; и 28 июля освящен Святейшим Патриархом Алексием II. С этого дня в нем совершается суточный круг богослужения.

Постепенно восстанавливался и готовился к освящению Казанский собор — главный храм обители. В 2005 году, 13 августа, в нем Святейшим Патриархом Алексием II был освящен центральный престол и два нижних придела. Это явилось знаменательным событием в истории Шамординского монастыря.

В настоящее время в обители совершается полный круг богослужения, читается Неусыпаемая Псалтирь, акафисты перед чтимыми иконами Божией Матери и преподобного Амвросия Оптинского. Сейчас в обители подвизается около 130 сестер. Вновь открыта монастырская богадельня и больница. Для детей из окрестных селений организована воскресная школа. На территории монастыря находятся три святых источника: в честь икон Божией Матери «Казанская» и «Живоносный источник» и преподобного Амвросия Оптинского.

27 мая 2010 года обитель молитвенно отметила 20-летие возрождения монашеской жизни. Накануне ее впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и совершил в Казанском соборе торжественное богослужение. Это событие стало незабываемым праздником для насельниц монастыря, его благотворителей и гостей.

Под благодатным покровом Божией Матери и ее основателей преподобного старца Амвросия и матушки Софии в возрожденной Шамординской обители продолжают возноситься благодарные молитвы.

Мужской монастырь Введенская Оптина Пустынь, расположенный недалеко от города Козельска у опушки соснового бора, отрезанный от мира рекой Жиздрой, был превосходным местом для отшельнической созерцательной жизни.
Происхождение пустыни относится к концу XIV в. По преданию, обитель основал покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макария. Первые документальные свидетельства об Оптиной пустыни появляются в начале ХVII в. Духовный расцвет Оптиной пустыни начался, когда при монастыре в 1821 году был основан скит во имя Иоанна Предтечи, куда были приглашены из Рославльских лесов первые оптинские старцы Моисей и его брат Антоний. С этого времени в Оптиной пустыни возродился принятый в древности образ духовного старческого окормления, практически забытый в новое время.
Скит стал сердцем обители, создал историческую духовную славу Оптиной пустыни. Тысячи людей: от беднейших крестьян до особ императорской фамилии, стремились в Оптину к старцам. Всей России было известно имя великого оптинского старца Амвросия (1812-1891 гг.).
Оптина пустынь оставила удивительный след в отечественной истории и культуре. Ее посещали члены императорской фамилии; в 1878 г. к преподобному Амвросию приезжал Ф.М. Достоевский; бывали здесь Н.В. Гоголь, А.К. Толстой, братья Киреевские и Аксаковы, Погодин, Вл. Соловьев, Апухтин и др. Неоднократно бывал в Оптиной пустыни и Л.Н. Толстой, после продолжительной беседы с которым старец Амвросий с печалью отозвался о мятежном состоянии души писателя.

Неподалеку от монастыря на берегу реки Жиздры находится источник с купальней, освящённый в честь преподобного Пафнутия Боровского.

В посёлке Шамордино находится Казанская Свято-Амвросиевская пустынь. Основана она оптинским старцем иеромонахом Амвросием на земле, пожертвованной монахиней Амвросией (в миру — помещица А.Н. Ключарева) в 1884 г. в виде женской общины. В Шамордино был филиал оптинской иконописной мастерской. При пустыни действовали приюты для девочек-сирот, для калек и убогих, женская богадельня, больница и странноприимный дом.

«Эх ты, Русь моя! Моя забубенная, разгульная, расчудесная,
расцелуй, люби тебя бог, святая земля».
Н.В.Гоголь
«Есть места, которые сами по себе не ознаменованы ни особенною
красотою природы, ни воспоминаниями историческими или другим
чем-либо, могущим поразить воображение с первого взгляда,
но которые оставляют в сердце глубокое впечатление, потому что
оно проникает постепенно и уже больше не может изгладиться.
Такова Оптина Пустынь».
Н.В.Гоголь
Оптина пустынь – это место силы и света — как бы высокопарно это не звучало.
Не думаю, что в Оптину Пустынь приезжают случайные туристы – у неё такое месторасположение, которое напрочь отметает любую туристическую спонтанность: «А не заехать ли нам по дороге?».
Нет – ~200км до Калуги, потом ~70км до Козельска в 7км от которого в сосновом вековом лесу уютно устроилась Оптина Пустынь на берегу речки со здоровым названием Жиздра – просто так никто не поедет. И даже если вам покажется ваше намерение посетить Оптину пустынь случайностью – например, вас внезапно озарит идеей туда съездить, или вашим глазам попадется заметочка с маршрутом, а ваши уши поймают мысль о поездке от знакомого или от медийного источника – не называйте это случайностью.
Потому что это – ваше личное невидимое приглашение в Оптину Пустынь от Оптинских Святых Старцев.
Зачем?
Каждый на этот вопрос ответит только после визита. Или не ответит. Но в любом случае посещение Оптиной Пустыни – будет не рядовым путешествием-охотой за достопримечательностями, и не будет очередным симпатичным монастырём. И в любом случае Оптина Пустынь займёт в вашей душе, в вашем сердце особое место – как бы ни пафосно звучала эта фраза сейчас в нашем меркантильном мире. Из Оптиной просто так – вы не уедете, потому что-то обязательно с собой унесёте. Что это будет? Ну, по меньшей мере, и точно – вы задумаетесь о разных вещах.
Как описывать Оптину Пустынь? Это как открыть сердце. Описать, конечно, можно – церковь такая-то, век такой-то, стиль такой-то. Но это не передаст того душевного наполнения, которое даёт Оптина Пустынь. Состояние это какое-то неуловимое, неясное – ты же не можешь определенно заявить, да я вошёл в Пустынь таким-то, а вышел с сияющим нимбом на голове. Словами не поймать это невидимое в тебе и вокруг тебя. Да ещё в наш материалистический век, когда всем всё надо пощупать. Я читала чей-то отзыв, люди были разочарованы – приехали, мол, в такую даль, а чево смотреть, ничево особенного тут и нет.
В общем-то, какая-то правда в этом есть. До 1985 года здесь были – развалины. Оптина пустынь – это новодел. И если решили поехать сюда за архитектурным выпендрежем, то – не надо, поворачивайте обратно.
Оптину Пустынь освещают люди – святые Оптинские Старцы. Даже странно об этом писать. «Сияние жизни этих людей до сих пор освещает жизненные пути множества других».
Моисей, Антоний, Лев, Макарий, Иларион, Амвросий, Анатолий I, Исаакий I, Иосиф, Варсонофий, Анатолий II, Нектарий, Никон, Исаакий II.
Шамордино – находится в 14км от Оптиной Пустыни и это – у-д-и-в-и-т-е-л-ь-н-о-е по природной красоте место и совершенно необычный (казалось бы для такой маленькой деревеньки) и прекрасный по архитектуре собор. Духовная идея создания женского монастыря в этом месте принадлежит одному Охтинскому Старцу – Амвросию, а материальное воплощение – известному московскому купцу Перлову. Чтобы заранее оценить масштабы своего будущего изумления при виде собора, надо сказать, что этот купец владел в Москве магазином, который и по сей день поражает нас своим замечательным китайским интерьером – это знаменитые «Чай-Кофе» на Мясницкой.
Идея поездки.
«Случайность». Случайная встреча. Случайные слова.
Как-то, пробегая по Тверской, я решила вдруг заглянуть в любимое мною подворье Валаамского монастыря (2я Тверская-Ямская). По-моему, мне захотелось купить детских сказок (там есть книжная лавка). Зашла в маленькую церковь на 1-ом этаже, народу кроме меня и ещё одной женщины – никого. Вдруг заходит молодой полный парнишка в подряснике. Его совершенно по-детски искреннее общение я уже наблюдала в церковной и книжной лавочках на 2-ом этаже., где он жизнерадостно нарушил умиротворяющую тишину: «Здравствуйте. Вот я приехал. Сегодня обратно. Но решил вот к вам заскочить. Как ваши дела? А я к врачу ездил в Москву…». Его все тоже радостно приветствовали. В общем, этот парень также непринужденно и легко завязал разговор с нами. Он рассказал, что он послушник из Оптиной Пустыни, что недалеко от Козельска, что его поставили на тяжелую послушание в коровник, и у него лопнули сосуды в глазах, потом перевели в церковную лавку, а сейчас он приехал на медконсультацию, вечером обратно, каких-то 4 часа и он уже у себя. Предложил нам написать записки, а он передаст.
Мы написали, отдали ему, расплатились, поблагодарили, поболтали ещё и распрощались. И всё.
Всего дел на пятнадцать минут, а в голове осталось – Оптина Пустынь, Козельск. И где это? …
Что интересно: прямо накануне перед поездкой мы с мужем вдруг внезапно начали ураганно ссориться. Ну, скажу я вам, что 9ти бальный шторм на картине Айвазовского по сравнению с накалом наших страстей можно назвать почти что штилем, а «Король ринга» — милым чаепитием с баранками. Даже не знаю – как поехали всё-таки. Точно говорят святые старцы, что «всякому доброму делу предшествует или последует искушение»….
Мало того. Тоже любопытно. Обычно я могу написать рассказ о путешествии достаточно быстро – было бы драгоценное время. Села (обычно ночью), погрузилась в воспоминания и понеслось. Здесь же, писать об Оптиной было невозможно – не могу и всё тут, и не по причине того, что сложно – просто откуда не возьмись стали отвлекать разные дела. Как назойливые мухи, причём даже не важные, а наоборот, какие-то очень завлекающие, как из рога изобилия посыпались внезапные приглашения на всякие приятные мероприятия-вечеринки-дни рождения.
А ещё несколько раз улетал текст. Только напишешь, утрёшь пот с лица, но что-то глючит файл и вместо текста – белая бумага.
Поэтому не удивлюсь, если и вас начнёт внезапно «ломать» — типа «что-то мне неохота читать». Вот точно, как будто хвостами кто-то перед лицом машет .
Путеводитель.
Я пользовалась книгой «Святые места России». И, конечно же, Солоухиным! – «Время собирать камни» — повесть об Оптиной Пустыни и Шамордино (http://gosudarstvo.voskres.ru/solouhin/time4.htm). Сайта, к огромному сожалению, у Оптиной пустыни нет. Я нашла только интернет-адрес их подворья в Ясенево (здесь можно почитать и про сам монастырь): http://optina.org.ru. Здесь подробно про старцев: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/optpaterik/contents.html
Дорога.
От Москвы до Калуги: можно ехать либо по Киевскому, либо по Калужскому шоссе – через ~100км (в районе Обнинска) они встречаются в круге, после чего вы выезжаете на отличную скоростную дорогу до Калуги. В сам город заезжать не надо – поэтому вы ориентируетесь на указатель Калуга-2, это объездная трасса. Далее по мосту через Оку направо (слева остаётся Калуга), далее за очень длинной деревней без садов — Карекозево будет еще один мост через Оку направо. Это направление Перемышль — Козельск. Дорога до Козельска хоть и узкая, но отличная, т.е. 100-120км/ч – это нормальная скорость.
Начиная от Перемышля – самый красивый участок дороги. Я, конечно, представляла себе окские красоты после поездки в Поленово. Но здесь …. Если бы рисовала пейзажи к мультфильмам по русским народным былинам, то ничего придумывать не надо. Приезжай сюда, садись, зарисовывай. Дорога идёт по холмам – вверх-вниз. Вправо-влево расстилаются зеленые бархатные просторы до горизонта. Сейчас весна, поэтому краски либо сочно-ярко-зеленые (трава) либо солнечно-желтые (одуванчики, сурепка). Пейзаж, действительно, былинный. Холмы – идеальной округлой формы стелятся волнами. Где-то блеснёт спинка речки. Где-то живописно расставлены кучерявые группы деревьев. Где-то пасутся стада крошечных пестрых коров. Вот точно где-то там по этим холмам скачут Алеша Попович с Добрыней Никитичем. Прозрачно-голубое небо смыкается с бархатным волнисто-бугристым травянистым ковром где-то о-о-чень-очень далеко. Не зря горизонт раньше назывался по другому – окоём. Действительно глазами, т.е. очами не объять, не охватить все это грандиозное природное творение. Где-то я читала, что это «национальный парк, раскинувшийся вдоль бассейна рек Угры и Жиздры — свыше 110 гектаров великолепного ландшафта с уникальной флорой и фауной». Русская Швейцария – можно было бы ещё так сказать, если бы не встречающиеся двухэтажные обшарпаннейшие панельные дома с развешанными простынями (в каком-то поселке) и бабульки в немыслимо стареньких болоньевых плащиках 60-х годов и платочках.
Экология здесь, хочется думать, замечательная. Деревни, хоть и проездные, но очень тихие, машин не так уж много. Интересно, что в деревнях строго по очереди продаются продукты: в одной молоко, в другой яички, в следующей снова молока, дальше снова яички и т.д.  Кстати, картошка здесь – необыкновенно вкусная. Мы купили ведро на обратной дороге, потом уже дома попробовали – рассыпчатая, белая – ну, хоть возвращайся обратно .
Шамордино находится где-то ~ в 14км не доезжая Козельска. В Козельск можно не заезжать и сразу свернуть на Оптину Пустынь (есть указатель). Но мы, конечно, этого делать не стали. Проехать мимо старинного Козельска – да ни за что! И не пожалели.
Оптина Пустынь.
Господи, ну как же начать то!
Не получится у меня плавного повествования – это точно. Фрагменты будут – из того, что думаю, что прочитала, что увидели.
Когда до Козельска оставалось всего несколько километров, мы мчались в радостном предвкушении, по обеим сторонам дороги расстилались луга до горизонта, вдруг слева на удивление внезапно и неожиданно показался какой-то совершенно сказочный городок. Золотые сверкающие луковки, разноцветные здания – голубые, розовые, салатовые – точно из пушкинской сказки «остров на море лежит, град на острове стоит, с златоглавыми церквами, теремами и садами». Ощущения были именно такими – как будто на чьей-то ладони разместился дивный город. Причем все это достаточно далеко, впереди бегут луга, далеко стеной стоит тёмно-зелёный лес. Удивление было такое сильное, что мы даже не сразу поняли что это – Оптина Пустынь.
«За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь её благоухание». Н.В.Гоголь.
«Монастырь выглядел, как корзина белых лилий на фоне синего леса». Из Солоухина.
Основание Оптиной Пустыни относится к кон.14-нач.15в. По одной легенде его основал покаявшийся разбойник Опта, который в постриге принял имя Макария, и некоторое время пустынь называлась Макарьевой. По другой – двумя веками раньше монастырь могли заложить с городом козельские князья.
От Козельска к Оптиной тоже ведет очень красивая дорога, за рекой Жиздрой с шоссе вы делаете плавный поворот и попадаете в густой, высокий, мощный сосновый бор.
Дорога выводит к огромной парковке. Справа – стена сосен-великанов – на толстых янтарных ногах густые шапки из сосновых иголок. Впереди – разноцветная Оптина Пустынь.
Проходим через монастырские ворота в сливочного цвета крепкой стене и глаза начинают ходить туда-сюда. Надо сначала разобраться в постройках.
Слева:
Церковь (совершенно новая, небольшая, во имя ? не запомнила).
Колокольня.
Справа:
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери (Казанская церковь), 1811.
Оптинский некрополь.
Собор в честь Введения в Храм Пресвятой Богородицы (Введенский собор), 1750-1771.
Храм в честь преп. Марии Египетской и св.прав. Анны (на реставрации).
Сзади Введенского собора:
Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери (Владимирская церковь), 1996.
Сзади Казанской церкви:
Часовня в память Оптинских иноков.
Мы знали, что по монастырю проводят экскурсии, поэтому после определённых поисков нашли, наконец, домик, где всё оформили (за воротами, справа, низенький домик-вагончик, вход в него тоже справа сбоку). За 15 минут до нас ушла большая экскурсия, если бы мы в неё вписались, то билеты обошлись бы ~ по 70-100р., а так для нас двоих – 700р. Но это стоит того. К нам после недолгого ожидания подошла скромная женщина, в длинной юбке и платке – Людмила Васильевна и стала нас водить по храмам и рассказывать. Если бы мы не взяли экскурсию (она длится около часа, который пролетел незаметно), то многое бы потеряли.
У нас у всех разные глаза, разное душевное наполнение, разные приоритеты и цели по жизни. Очень многие в священнослужителях усиленно видят определенные вещи. Заходят, к примеру, в монастырь, видят священника садящегося в иномарку и сразу исторгают радостный ярлык: «Ооо, ну мы так и знали, ишь поп на джипе ездиет, РПЦ, вот он опиум для народа. Всё нам я-ясно!» А что ясно – непонятно. Я не спорю, что среди священнослужителей встречаются, конечно, всё встречается и бывают, бывает. Но разве один такой «поп», два, десять, сто таких служителей могут дать тень на русскую церковь, на русскую веру? Да не получится у них при всем желании – не липнет оно к такому глубочайшему и чистейшему понятию как русское монашество. Это, наоборот, вы пачкаете своими мыслями самого себя, раз всего лишь по первым поверхностным впечатлениям создаёте «глобальное мнение» и готовы видеть только один цвет. «Пусть не остается в вас надолго плохой помысел, ибо он наносит вред. Он подобен мухе, садящейся на мясо и откладывающей яйца. Вскоре в мясе появляются черви. Так и плохой помысел, когда он остается в уме, причиняет большой вред».
Один истинный монах, то есть человек, невероятно устремленный к Богу, а значит к любви и добру, кроме своей души вытаскивает из тьмы тысячи других душ. Истинный монах-молитвенник, продравшийся через колючую проволоку человеческих страстей, хотений, и грехов, приобретает твердую веру и мягкий характер, дар к душеведению и ясновидению, творит чудеса. Мудрость – богатство зрелых людей. Оптинские старцы – это свет нации.
Моисей, Антоний, Лев, Макарий, Иларион, Амвросий, Анатолий I, Исаакий I, Иосиф, Варсонофий, Анатолий II, Нектарий, Никон, Исаакий II.
В позапрошлом столетии к какому-нибудь сухонькому маленькому старцу выстраивались в очередь тысячи и тысячи человек, и у каждого своя проблема, боль, вопрос: «Помоги, батюшка. Подскажи. Не туда идем мы. Направь. Не знаем как поступить. Посоветуй. Болит душа. Исцели».
Какой-нибудь чересчур пытливый ум точно озаботится размышлениями: «Ну, раньше, все к старцам за советом шли – так этож понятно: телика не было, журналов с красивыми картинками тоже, ни книжных лабиринтов тебе, ни интернета, ни isq! Как же это люди жили-то без футбольных новостей, прогноза погоды и сериалов? Уму непостижимо! Вот и к старцу сходить – это уже развлечение».
Так почему же и сегодня, сейчас при таком-то изобилии, люди сюда не просто идут – валом валят. Почему вопросы – всё те же? «Помоги, батюшка. Подскажи. Не туда идем мы. Направь. Не знаем как поступить. Посоветуй. Болит душа. Исцели». ?
Продолжение следует.
(с) Авторские права на текст полностью принадлежат автору — Нат_А ( http://www.otzyv.ru/profile.php?id=21642 ). Полное или частичное воспроизведение, копирование, тиражирование текста на любых носителях, в т.ч. на Веб-сайте, возможно только при обязательной гиперссылке на сайт автора и упоминании имени автора.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *