Шариат

Шариат

Столпы ислама

Столпы веры

История и представители

Основные течения

Богословие

Культура и общество

См. также

Шариа́т (араб. شريعة‎ — букв. путь, образ действия‎) — комплекс предписаний, определяющих убеждения, а также формирующих религиозную совесть и нравственные ценности мусульман. Шариатские предписания закреплены прежде всего Кораном и сунной пророка Мухаммеда и выступают источниками конкретных норм, регулирующих практически все сферы повседневной жизни мусульман.

Терминология

Термин шариат имеет широкое значение. Шариатом называют свод Божественных повелений и запретов, Божественный Закон, практические религиозные предписания мусульман, и ислам в целом.

Мусульмане связывают понятие шариат прежде всего с его использованием в коранических аятах, обозначающих начертанный Аллахом прямой путь, следуя которому, правоверный мусульманин достигает нравственного совершенства, мирского благополучия и может попасть в рай. Общий смысл данного понятия определяется также его происхождением от корня ш-р-’, неоднократно встречающийся в Коране в значении «узаконивать», «предписывать что-либо как обязательное».

Синонимы этого слова аш-шар’ и ат-ташри употребляются также по отношению к Закону древних пророков, например Закону Мусы (Моисея). Другой синоним — шир’а, означающий такие понятия, как: путь, мазхаб, метод, традицию и т. д.

В исламской идеологии термин шариат в сочетании с определениями ислами или исламия (мусульманский, исламский) употребляются в общеязыковом значении в отношении правил, которыми должен руководствоваться правоверный, а также установленных Аллахом критериев оценки его поведения и образа мыслей. По этой причине шариат нередко воспринимается в массовом сознании как исламский образ жизни в целом, всеобъемлющий исламский комплекс правил поведения, включающий самые разнообразные нормы — религиозные, бытовые, нравственные, юридические и т. д. В таком широком смысле шариат часто называют «религиозным законом», причём термин «закон» употребляется в общесоциальном, а не в юридическом значении. Аналогичную смысловую нагрузку несёт и выражение «законы шариата». Хадисы пророка были одобрены Аллахом, а если Пророк в чём-то ошибался, то Аллах сразу поправлял его откровением.

Вопрос о предписаниях, включаемых в шариат и каковы его источники, является ключевым для установления объёма данного понятия в терминологическом значении. В этом отношении в мусульманской идеологии утвердилось общее терминологическое определение шариата как совокупности обязательных к соблюдению установленных Аллахом норм и предписаний (хукм). Отсюда делается вывод, что источниками шариата являются Коран и сунна Пророка. Хадисы, передающие личное мнение пророка Мухаммада, а не волю Аллаха, в шариат не включаются.

Различными направлениями исламской мысли по-разному трактуют определение шариата. Так, захириты понимали под шариатом только те положения Корана и сунны, которые несут очевидный (захир) смысл, ясно указывая на конкретные правила поведения (катият ад-даляля). Другие направления считали, что те вопросы, на которых нет однозначного ответа в Коране и сунне, можно вывести с помощью чисто рациональных приёмов (иджтихад) или путём толкования неоднозначно понимаемых предписаний. Некоторые направления исламской юриспруденции под шариатом имели в виду лишь правила, регулирующие внешнее поведение мусульман, которые не касаются вопросов внутренней мотивации и религиозной совести. Однако большинство мусульманских идеологов считает, что шариат не содержит всех конкретных правил поведения и точных рекомендаций, как вести себя во всех жизненных ситуациях, а те предписания, которые имеются в Коране и сунне, являются вечными и соответствуют любым условиям.

Публичная демонстрация, призывающая к законам шариата. Мальдивы (2014 г.).

Классификация шариатских норм

В Коране и сунне имеются культовые нормы, регулирующие порядок исполнения мусульманами религиозных обязанностей (ибадат) и мало конкретных и очевидных правил поведения, определяющих взаимоотношения мусульман (муамалат). Скорее всего, это связано с тем, что конкретные жизненные ситуации, которые могут возникнуть в будущем не могут быть предусмотрены исчерпывающим образом в Коране и сунне и не поддаются учёту. Поэтому по данному кругу вопросов шариат устанавливает общие ориентиры и принципы (аль-каваид аль-амма, или аль-куллия), толкование и рациональное осмысление которых позволяет находить решение в каждой конкретной ситуации. С помощью иджтихада правоведы могут, не выходя за рамки общих целей шариата, вводить конкретные правила поведения и в случае необходимости гибко заменять эти правила новыми. Таким образом, шариат включает в себя не только ясные положения Корана и сунны, но и те положения, которые формулируют лишь общие ориентиры.

Помимо ибадата и муамалата, шариат также включает вопросы религиозной догматики (акида) и этики (ахлак). На основании этого мусульманские богословы утверждают, что шариат регулирует не только внешнее поведение мусульман, но и определяет их религиозные убеждения, нацелен на их нравственное совершенствование и принимает в расчёт внутреннюю мотивацию поступков.

Аяты Корана, посвящённые проблемам основ вероисповедания, служения, духовности и этики ниспосылались в мекканский период ниспослания Божественных откровений и продолжался на протяжении 12 лет. После переселения мусульман в Медину начался 10-летний государственный период исламской религии. В мединских сурах больше повелений относительно общественно-политической, культурной, экономической деятельности мусульман. В этот период были ниспосланы поведения относительно заключения браков, разводов, права наследования, торговли, ведения войн, заключения мира и т. д. Большая часть всех этих предписаний содержится в сунне пророка Мухаммеда.

Соотношение шариата и фикха

Расхождения в оценках шариата предопределяют и характер взглядов исламских мыслителей на соотношение этого понятия с исламской юриспруденцией (фикхом). В исламской традиции нет единой позиции по данному вопросу. В начальный период становления и развития ислама под фикхом иногда понималось овладение всем комплексом религиозных положений, знание предписаний Корана и сунны Пророка, регулирующих поведение и образ мысли последователей ислама. Под шариатом понимался предначертанный Аллахом путь праведной жизни мусульман.

В дальнейшем трактовка содержания шариата и фикха изменилась и шариат выступал как совокупность всех регулирующих внешнее поведение норм, прямо установленных в Коране и сунне или введённые с помощью иджтихада. Поэтому фикх-юриспруденция выступает как наука, знание шариата, фикх-право включает все нормы шариата. В таком соотношении шариат и фикх часто употребляются как синонимы.

Представители фикха-юриспруденции и усуль аль-фикха — общей теории фикха считают, что шариат включают в себя положения относительно религиозной догматики (акида), этики (ахлак), а также «практические» нормы, регулирующие ибадат и муамалат. Сторонники данной позиции относят к таким нормам не только конкретные предписания Корана и сунны, но и нормы, сформулированные факихами путём толкования неоднозначных положений или с помощью иных рациональных аргументов (иджтихад). Эти нормы и составляют фикх-право, который включается в шариат в качестве его составной части. Отсюда делается вывод, что шариат является более широким понятием, чем фикх. Такой подход к соотношению шариата и фикха отличается формализмом и стремлением охватить реальные процессы их становления и развития. Он не в полной мере удовлетворяет потребностям практики, так как не учитывает важные особенности действия фикха-права.

В исламской правовой теории широкое признание получило решение, в соответствии с которым шариат, включающий религиозную догматику, этику и «практические» нормы, исчерпывается положениями Корана и сунны. Все его элементы имеют священный характер и олицетворяют божественное откровение (вахй). «Практические» нормы, несущие очевидный смысл, одновременно входят в фикх-право, занимая в его составе скромное место. Преобладающую часть фикха-права составляют правила поведения, которые введены исламскими правоведами на основе иджтихада. Таким образом, шариат и фикх-право совпадают лишь в части бесспорных и ясных предписаний Корана и сунны. Те положения, которые допускают различное понимание положений Корана и сунны включаются в неизменной форме, а фикх-право отражает их в виде решений муджтахидов. Толкуя их по-своему, различные правовые школы (мазхабы) могут приходить к разным решениям и формулировать несовпадающие правила поведения. Таким образом, положения шариата вечны и абсолютно обязательны, а большинство норм фикха-права изменчивы. Поэтому шариат лишён противоречий и ошибок, характерных для отдельных норм фикха-права и выводов фикха-юриспруденции. Из этого можно сделать вывод, что с точки зрения божественного откровения воплощённого в «практических» нормах, шариат шире фикха-права, а по количеству включаемых в него норм уступает ему.

Современное понимание шариата

Современные факихи опираются на указанный взгляд в своём толковании статей конституций ряда мусульманских стран, основанных на принципах шариата. Они часто включают в понятие шариата и общие правила, сформулированные муджтахидами на основе изучения всех источников фикха. В 1869—1877 годах в Османской империи были приняты 99 таких норм-принципов (танзимат) игравшем роль гражданского и процессуального кодексов. Такой взгляд учитывает потребности правовой практики.

В современной исламской идеологии получил развитие подход, нацеленный преимущественно на общетеоретическое осмысление шариата в его соотношении с фикхом, согласно которому фикх-право не выступает элементом шариата и вообще не совпадает с ним. Их соотношение представляется как связь между источником фикха (шариатом) и нормативной интерпретацией положений шариата (фикха).

С позиций исторического и социологического подходов шариат можно понимать как комплекс обязательных для исполнения предписаний и учение об исламском образе жизни, в котором затрагиваются вопросы догматики и этики, убеждения и религиозную совесть мусульманина. Поступки и внешнее поведение человека регламентируются шариатом путём конкретизации в определённых нормах, функцию которых выполняет фикх-юриспруденция. Фикх занимается выведением из шариата конкретных правил поведения. Посредством фикха происходит перевод шариатских положений в плоскость практических правил поведения, а шариат играет роль общего идейного источника, религиозно-этической основы фикха (права и юриспруденции).

Применение шариата по странам с преимущественно мусульманским населением:

Страны со светским законодательством Шариат регулирует только вопросы семейного права Шариат регулирует все сферы жизни

Применение шариата отличается в зависимости от региона

Степень влияния и его границы

Шариат определяет и организует жизнь мусульман на пространстве исламского мира. Однако его влияние не везде одинаково. В Саудовской Аравии шариат остаётся единственной правовой системой. В Сирии, Ливане и исламских странах Африки государственные правонарушения и сделки между гражданами регулируются нормами светского законодательства, а вопросы наследования, брака, развода, благотворительных организаций рассматриваются с точки зрения шариата. В Турции и странах Средней Азии суды следуют светским юридическим кодексам.

Источники шариата

Основная статья: Источники исламского права

В узком смысле шариат включает в себя только те нормы, которые ясно зафиксированы в Коране и сунне. Согласно принципу исламского права, сунна служит для разъяснения и детализации общих положений Корана, а Коран — для разъяснения сунны. При этом сунна не должна содержать постановлений, принципиально противоречащих Корану. Некоторые шариатские нормы восходят к племенным обычаям народов доисламской Аравии.

В более широком толковании шариат охватывает также нормы, выработанные в правовых школах (мазхабах). Поэтому, наряду с нормами, имеющими прямое божественное происхождение, шариат включает установления, сформулированные людьми на их основе или в согласии с ними. После Корана и сунны в суннизме в качестве источника права выступают иджма («единогласное мнение») общины и кияс («соизмерение») случаев, прямо не описанных в Коране и сунне. Иджма признаётся на основе известного хадиса пророка Мухаммеда, утверждающего, что община мусульман никогда не примет единогласно неверного решения. Единогласие общины было в дальнейшем заменено на единогласие правоведов (факихов). Кияс признаётся разными мазхабами в разной степени, а разработка его теории составила одну из наиболее развитых отраслей «основ фикха» (усуль аль-фикх). В шиизме вместо иджмы и кияса, в качестве источника права используются установления имамов, которые, согласно шиитским доктринам, обладают абсолютным знанием о любом предмете.

Карта распространения мазхабов.

Правовые школы

Основная статья: Мазхаб

Различия между религиозно-правовыми школами в значительной степени определялись тем значением, которое придавалось источникам права. Если захириты признавали только ясно и недвусмысленно зафиксированные нормы Корана и сунны, то батиниты (шииты и др.), напротив, допускали фактически свободное нормотворчество имамов, которое лишь по видимости согласовывалось с авторитетными текстами посредством толкования (тавиля) последних.

В современном суннизме в качестве авторитетных и непротиворечащих друг другу признаны четыре правовые школы: ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский мазхабы. Юридическая методология каждого мазхаба в разных пропорциях сочетает доводы авторитетных текстов с киясом. Ханбалиты предпочитают строгое истолкование сунны, в то время как маликиты и ханафиты допускают большую свободу действий в каждом конкретном случае. Такие расхождения в конечном результате приводят к некоторым различиям. Большинство суннитов причисляет себя к тому или иному мазхабу. Каждый мазхаб пользуется особым покровительством и почётом в определённых местностях. Большинство ханбалитов проживает в Саудовской Аравии, маликиты преобладают в Северной и Западной Африке, шафииты составляют большинство в Индонезии, Восточной Африке, южной Аравии и северном Египте. Наибольшим распространением пользуется ханафитский мазхаб, приверженцы которого составляют большинство мусульман России, Индии, Пакистана, а также стран Средней Азии и Ближнего Востока.

Шииты придерживаются самостоятельных юридических учений, отражающих те религиозные, социальные и исторические тенденции, в результате которых и произошло их отделение от суннитского большинства.

Шариатские предписания

Основная статья: Хукм

В литературе по фикху человеческие поступки с позиции их допустимости разделены на пять степеней (ахкам аль-хамса): обязательные (фард, ваджиб); рекомендуемые и одобряемые (суннат, мандуб, мустахабб); общедозволенные и нейтральные (мубах, джаиз); порицаемые (макрух); запретные (харам, мазхур).

  • Фард — поступки и нормы поведения, вменённые человеку в обязанность как религиозные заповеди. Фард подразделяются на фард аль-‘айн — обязательные для всех без исключения, и фард аль-кифая, неисполнение которых может быть извинено обстоятельствами. Мусульманин, пренебрегающий фардом становится нечестивцем (фасик).
  • Ваджиб — предписания, обязательность которых не так явно выражена в Коране и сунне, как действия, попадающие под категорию фарда. Ваджиб основан на единичном хадисе-ахад и занимает промежуточное положение между фардом и сунной. Невыполнение ваджиба является грехом, а отрицание обязательности его исполнения не выводит человека из лона ислама. Данное положение свойственно ханафитской правовой школе, в то время как в трёх других суннитских мазхабах понятия фарда и ваджиба идентичны.
  • Суннат — правильные поступки, соответствующие сунне пророка Мухаммеда. Суннат делится на сунну гайри муаккада (мустахаб) — различные богоугодные действия, которые пророк Мухаммад делал не постоянно и сунна муаккада — различные богоугодные действия, которые пророк Мухаммад делал постоянно и покидал редко. Несовершение сунны муаккада является очень нежелательным для мусульманина.
  • Мандуб (рекомендуемое) — действия и поступки, которые не являются предписанными или обязательными, но совершение которых высоко оценивается окружающими. К мандубу относятся такие богоугодные дела как: щедрость, благочестие, раздача милостыни, сдерживание гнева, изучение Корана и т. д.
  • Мубах (дозволенное) — поступки и действия, которые рассматриваемых шариатом как нейтральные. Данные бытовые действия не осуждаются, не поощряются и не нуждаются сами по себе ни в какой оценке.
  • Макрух (неприемлемое, недостойное) — осуждаемые с моральных позиций действия, не являющиеся нарушением шариатских правовых норм. Как мукрух оцениваются небрежность при совершении религиозных обязанностей, жестокость, скупость, склонность к расточительству, брак с иноверкой или малолетней и т. д.
  • Харам — поступки, являющиеся греховными и запретными. Противоположное хараму — халяль.

Протесты против шариата

Наказания

Основная статья: Укуба

Наказание, которое налагается на преступника во благо обществу (умме) в шариате называется укубой (араб. عقوبة‎). Наказание определяет судья (кади), внимательно изучающий каждое преступление и выносящий приговор на основании законов шариата. Укуба применяется только на основании прямых повелений исламских первоисточников (Корана и Сунны). Ответственность за свои поступки должны нести все люди, независимо от влияния и общественного положения, а мера наказания должна быть адекватна совершенному проступку.

Наказания делятся на три группы: пресекающие наказания (хадд), отмщающие наказания (кисас, дийя, каффара, лишение наследства) и назидательные наказания (тазир).

  • Хадд — это вид наказания, применяемый за совершение преступлений, представляющие опасность для морального состояния общества. К таким преступлениям относятся, например, прелюбодеяние (хадд аз-зина), возведение на человека клеветы о его прелюбодеянии (хадд аль-казф), употребление алкоголя и незаконное присвоение чужого имущества (хадд ас-сиркат). За эти виды преступлений полагаются различные виды наказаний, начиная от штрафов, ударов плетьми, тюремного заключения, до смертного приговора (раджм).
  • К отмщающим наказаниям относятся: кисас (месть), дийя (компенсация), каффара (искупление) и лишение наследства. Эти виды наказания применяются за различные преступления против жизни и здоровья людей. За преднамеренное убийство человек наказывается убийством. Однако в особых случаях кисас может быть заменён выкупом за убитого (каффара), либо компенсацией (дийя) и возмещением ущерба. В случае непреднамеренного убийства или ранения выплачивается дийя.
  • Тазир — это вид наказания, применяемый за совершение различных противоправных действий, которые вредят людям и причиняют им неудобства. К таким преступлениям относятся: нарушение общественного порядка, мошенничество, жульничество и т. д. За такие преступления налагаются наказание в виде штрафов, тюремного заключения, ссылки и удары плетьми. В некоторых случаях допускается общественное увещевание.

Примечания

  1. 1 2 3 4 Али-заде, 2007.
  2. аль-Джасия 45:18
  3. аз-Зухруф 43:13
  4. 1 2 3 4 5 6 7 Ислам: ЭС, 1991, с. 292.
  5. Аш-Шура 42:13
  6. ан-Наджм 53:3, 4
  7. 1 2 3 4 5 Ислам: ЭС, 1991, с. 293.
  8. 1 2 Ислам: ЭС, 1991, с. 294.
  9. 1 2 3 Кругосвет, стр. 1.
  10. 1 2 3 Кругосвет, стр. 2.
  11. Ислам: ЭС, 1991, с. 282.
  12. Ислам: ЭС, 1991, с. 252.
  13. Али-заде, 2007, Ваджиб.
  14. Али-заде, 2007, Сунна.
  15. Ислам: ЭС, 1991, с. 158.
  16. Ислам: ЭС, 1991, с. 168.
  17. Ислам: ЭС, 1991, с. 153.
  18. Ислам: ЭС, 1991, с. 274.
  19. 1 2 3 4 5 Али-заде, 2007, Укуба.

Литература

  • Али-заде А. А. Шариат // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — 400 с. — (Золотой фонд исламской мысли). — ISBN 5-98443-025-8.
  • Шариат / Ибрагим Т. К. // Хвойка — Шервинский. — М. : Большая российская энциклопедия, 2017. — С. 697—698. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 34). — ISBN 978-5-85270-372-9.
  • Сюкияйнен Л. Р. аш-Шариа // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров. — М. : Наука, ГРВЛ, 1991. — С. 292-294. — ISBN 5-02-016941-2.

> Ссылки

  • Шариат // Энциклопедия «Кругосвет».

См. также

  • Торнау, Николай Егорович

Шариат и фикх

источники права

  • Коран (Писание)
  • сунна (предание)
  • иджма (догмат)
  • кияс (аналогия)
  • акль (разум)
  • адат и урф (обычай)
  • таклид (подражание)
  • иджтихад (интерпретация)
  • ар-рай (мнение)
  • истихсан (предпочтение)

наказания

  • дия (компенсация)
  • кисас (месть)
  • раджм (побивание камнями)
  • тазир (осуждение)
  • хадд (наказание)
  • каффара (искупление)

мазхабы

предписания

  • фард
  • ваджиб (обязательное)
  • суннат
  • мустахабб (желательное)
  • халяль
  • мубах (разрешённое)
  • макрух (порицаемое)
  • харам (запретное)

бида (новшество) • грехи • далиль (довод) • манхадж (методология) • фетва • авторитеты в области шариата

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 7503557-1 · LCCN: sh85068454 · NDL: 00564590

Шариат и его место в исламе

Шариат является основным сводом правил, норм и воззрений, регулирующим жизнедеятельность мусульман. В переводе с арабского понятие «шариат» означает «верный путь».

Шариат, как уже было сказано, представляет из себя свод законов, которым верующие руководствуются в повседневной жизни. Эта категория включает в себя как божественные откровения, так и мнение авторитетных по данному вопросу лиц. Однако ряд норм и правил имеет некоторые расхождения, так как в исламе существует множество различных течений и направлений, трактующих те или иные божественные откровения и хадисы Пророка Мухаммада (с.г.в.), опираясь на мнение собственных авторитетных богословов.

Шариат как свод определенных норм и правил опирается на ряд источников, из которых исламское вероучение и черпает те или иные предписания по определенным вопросам.

Основные источники Шариата

1. Священный Коран

Базовым источником Шариата служит Священное Писание, которое является наставлением Всевышнего. Установления Корана, будучи божественным откровением, обладают высшей юридической силой в исламском праве и являются неоспариваемыми. Следование Корану есть прямая обязанность для всех мусульман. В случае, если в Откровении имеется чёткий ответ по тому или иному вопросу, то руководствоваться следует исключительно Книгой Аллаха, не прибегая к другим источникам.

2. Сунна

Она служит вторым источником шариата. В исламском праве сунной именуется жизнеописание Пророка Мухаммада (с.г.в.), то есть его высказывания по тем или иным вопросам, его действия, нравственные качества, внешние характеристики, а также одобрение либо его отсутствие по отношению к тем или иным поступкам. В случаях, когда в Коране отсутствует прямой ответ на поставленный вопрос либо необходим комментарий к тому или иному аяту, то, как правило, богословы обращаются к сунне. Сунна тесно взаимосвязана со Священным Писанием, в связи с чем следование сунне также является необходимым для верующих.

3. Иджма

Следующим источником в большинстве течений ислама является иджма – единогласное мнение авторитетных ученых по тому или иному вопросу. Традиция иджмы восходит еще ко временам правления праведных халифов, так как каждый из правителей советовался с другими сподвижниками Пророка (с.г.в.) по тем или иным вопросам. Следует отметить, что в различных правовых школах подходы к иджме несколько отличны, так как в каждом течении присутствует свои требования к тем лицам, которые могут принимать такие решения. Например, богословы маликитского и ханбалитского суннитских мазхабов признают иджму исключительно муджтахидов Медины, учёные-ханафиты уверены, что иджма может быть принята любыми высококвалифицированными богословами, а шииты считают, что иджма принимается исключительно потомками Пророка (с.г.в.). Однако в любом случае она не должна противоречить Священному Корану и сунне, так как в противном случае она не будет иметь юридической силы.

4. Кияс

Этим термином называют суждение по аналогии, то есть извлечение логических выводов из какого-либо установления по конкретному вопросу. Следует отметить, что не все богословы признают кияс авторитетным источником Шариата. Примером кияса может служить запрет на употребление спиртных напитков (за исключением вина, употребление которого запрещено Священным Кораном). Так, запрет на алкогольные напитки, которые появились позже вина – виски, водка, коньяк и т.п., был установлен по аналогии с вином.

Остальные источники Шариата, которые играют второстепенную роль, различны в зависимости от мусульманской правовой школы.

Категории Шариата

Регулируя все сферы жизни общества, Шариат указывают на дозволенность или запретность тех или иных действий, а также регулирует вопросы награды и наказания за их совершение. В связи с чем все деяния, согласно Шариату, подразделяются на 6 основных категорий:

1. Обязательные (фард)

К первой категории относятся те деяния, совершение которых является прямой обязанностью мусульман. За их совершение человек получает большую награду, а за оставление ему записывается большой грех. Примерами таких действий могут служить совершение пятикратного намаза, выплата закята, совершение хаджа.

2. Необходимые (ваджиб)

Вторая категория включает в себя действия, необходимые для совершения. За них верующего ожидает награда, а за невыполнение засчитывается грех. Подходы различных правовых школ к отнесению определенных деяний к данной категории несколько различны. Например, в ханафитском мазхабе сюда относят витр-намаз, в то время как остальные суннитские правовые школы рассматривают данную молитву как суннат.

3. Желательные (суннат)

Сюда относят желательные действия, за совершение которых верующие получают награду, а оставление таких действий не является греховным (но всё же время порицаемым в некоторых случаях). Примерами таких действий могут служить обряд совершения имянаречения для новорождённого, а также совершение таравих-намаза в месяц Рамазан.

4. Дозволенные (мубах)

Действия, рассматриваемые шариатом как нейтральные, составляют четвёртую категорию. За их совершение человек не получает награду, а за оставление ему не записывается грех. Например, приём пищи, прогулки по улице, сон.

5. Нежелательные (макрух)

К этой категории относятся действия, совершение которых нежелательно, но не запрещено. За их совершение верующему не записывается грех, но он заслуживает порицания. За отказ от таких деяний верующему полагается награда. Примером может служить расходование большого количества воды во время омовения. Ряд мусульманских ученых относят к макруху и курение.

6. Запретные (харам)

Заключительную группу составляют деяния, совершение которых запрещено исламским вероучением. За них человеку записывается большой грех, а за их оставление рабы Аллаха могут рассчитывать на Его награду. К примеру, прелюбодеяние, расточительство, употребление спиртного.

В целом, основной функцией Шариата является ведение людей по истинному пути. Каждый мусульманин, который стремится получить довольство Всевышнего, должен придерживаться его предписаний. В этой связи переоценить роль Шариата трудно, так как он служит своего рода путеводителем в Рай для каждого верующего.

Значение слова шариат

Примеры употребления слова шариат в литературе.

С условием: чтобы чеченцам были возвращены отобранные царским правительством земли и был признан шариат и адаты, древние правила чеченской народной жизни.

В странах, где ислам — государственная религия, из положений Корана исходят многие правовые нормы, законодательство — шариат, на Коране присягают и дают клятвы, нарушение которых признается тягчайшим грехом, преступлением.

Если кто из присутствующих и читал книгу седьмой степени, то запомнил из нее только то, что члены ас-сабийа, достигшие седьмой степени, освобождаются от религиозных обязанностей и предписаний шариата относительно купли-продажи, покровительства, дара, брака, развода, членовредительства, кровомщения, виры.

Западным валаятом и созданной по желанию народа, единогласным решением малого учредительного меджлиса народных представителей, истинно справедливый военно-полевой суд, основанный на милосердных положениях шариата, под председательством судьи Копжасарова рассмотрел августа 28 дня 1918 года дело военнослужащего войск Западного валаята Каримгали Каипкожина, обвиняемого в тяжком преступлении — нарушении воинского устава.

Главное было в том, что Джамили, сразу после Черного Рамадана, поклялся перед всем миром схватить нас троих — меня, Али и Сахида и повесить нас согласно законам шариата.

Знай же, что именно в том доме скрывается черная злодейка, нарушительница Шариата, не стыдящаяся переодевать платье перед книгой Корана, — бесстыдница Марджина!

И самое главное — как в связи со всем этим безобразием должна вести себя приличная болонка, намеревающаяся связать себя законным браком со всеми сразу по закону шариата в христианской церкви у отца Доминика?

Ортодоксальность ислама исключает возможность всякого права, которое не будет строго соответствовать нормам шариата.

Таким образом Кутайба водворил ислам и подчинил жителей Бухары постановлениям шариата.

Пока Али пытался сообразить, что же такое байа, я стал популярно объяснять ему — как отнесется кади ал-кудат, исламский судья, к столь серьезному нарушению шариата.

Несмотря на то что Мухтар десять лет назад совершил поступок, которого мог стыдиться, став кандидатом религиозной партии сторонников введения шариата, приносить извинения и подыскивать предлоги опять пришлось Ка.

Мы поймали опасную преступницу, нарушительницу законов Шариата, безбожную Марджину!

Захотели остаться мусульманами без паранджи и газавата, без шариата, с бокалом хорошего вина за праздничным столом.

Ка сказал, что он вступил в общину сторонника шариата Хайруллаха-эфенди и сейчас со страстью, с которой когда-то, будучи левым, вступал в споры, спорит о том, в какой мечети в Германии какая община будет главной.

Это слова: дом, стул, дерево, машина, атмосфера, бабушка, песок, оруженосец, левша, утро, день, полдень, ветерок, сорочка, ярмарка, саго, сага, Форсайты, офсайды, фингалы, стрептоцид, стрептококк, дыня, Дуня, женственность, волосатость, сутулость, верблюд, вермут, бифштекс, шлафрок, форшмак, шпицрутен, Шпицберген, просто шпиц, ливер, твист, Твен, маркшейдер, шариат, энтерит, адсорбент, бутолом, вагитан, гиперсол, галипот, гелофит, гуммигут, гваякол, гуанин, габион и гинецей.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Не так давно у меня состоялся любопытный разговор с одним христианином, который пытался доказать мне полезность и исключительность своей религии. Одним из аргументов, прозвучавших в споре, был следующий: «Христианство защищает Европу и Россию от экспансии ислама», на что я ответил, что прекрасно проживу и при законах шариата, чем вызвал у христианина неконтролируемый приступ весьма эмоционального словоизвержения. Дальнейший ход беседы показал, что мой оппонент практически ничего не знает об исламе от которого он так бесстрашно защищает «Святую Русь», и дискуссию пришлось на время прекратить.

Практика показывает, что этот христианин не одинок в своем невежестве. Впрочем, невежество это не всегда является следствием глупости самого человека, порой пропаганда способна задурить людям мозги похуже тяжелых наркотиков. Здесь мне хотелось бы привести один малоизвестный факт. В послесловии к «Сатанинским стихам» Салмана Рушди переводчица, скрывавшаяся под псевдонимом Анна Нэнси Оуэн, писала: «…в переводе «Сатанинских стихов» заинтересованы высокопоставленные лица в Кремле (в связи с созданием так называемого Всеобщего Антиисламского Фронта) и в Московской Патриархии (понятное дело, в связи с нежелательной конкуренцией)».

Ислам, как и любую другую религию, можно и нужно критиковать, однако подобная критика должна основываться на фактах и знании материала, а не на истерических выпадах, смысл которых почти всегда сводится к утверждению, что «наш политический строй и религия самые правильные, а все, кто с нами не согласен — мерзавцы и негодяи». Что касается нетерпимости и стремления религий подчинить все сферы повседневной жизни человека, то ислам в этом отношении ничуть не лучше и не хуже христианства, особенно учитывая их коренное родство. Расхожее выражение «мирных религий не бывает» следовало бы дополнить другим: «бесполезных религий не бывает тоже». Как бы кто не относился к исламу и его законам, личная неприязнь не может служить оправданием невежества, а с невежеством необходимо бороться, особенно в наш «просвещенный» век самозваных всезнаек.

Сегодня многие люди вздрагивают при слове «шариат» и спешат выразить свое осуждение в отношении исламских фанатиков, насаждающих его в тех странах, где им удалось захватить власть. При этом обыватель ничего не знает об этом своде законов, основанных на Коране и сунне, кроме разве что запрета на употребление алкоголя и поощрения многоженства. Все остальное покрыто мраком, порождающим страх перед неизвестностью. Большинство тех, кто отрицательно относится к законам шариата, никогда их не читали и не прочтут. О великой арабской культуре, подарившей миру множество гениальных поэтов, зодчих и ученых, они судят по выпускам новостей, в которых показывают озверелые толпы, сжигающие американские флаги и портреты европейских политиков. Имена Омара Хайяма, Ибн Сины, Раби’а ал-Адавийи, Насир-и-Хосрова, Шах-Джахана и многих других им ничего не говорят. В мусульманах хотят видеть только врагов, а шариат — это просто страшное слово, ставшее для многих синонимом мракобесия и терроризма. Однако действительность всегда сложнее и удивительнее, чем на экранах телевизоров, поработивших разум современного человека, и познать ее можно лишь на собственном опыте, а никак не сидя дома на диване и лениво переключая каналы в поисках чего-нибудь «интересненького».

Шариат (от араб. шариа — прямой, правильный путь; обязательные предписания; право; закон) представляет собой ряд правовых и теологических нормативов, определяющих действия и поступки людей. В качестве мусульманского права он используется в Иране, Судане, Пакистане и некоторых других странах Азии. В шариате все поступки людей делятся на 8 основных категорий: фарз, важиб, суннат, мустахаб, мубах, харам, макрух тахрими и мустакрух, в которых подробно описываются обязательные, необязательные и запрещенные действия, касающиеся повседневной жизни, религиозных обязанностей и взаимоотношений между мусульманами.

Нет смысла приводить здесь все предписания шариата, поскольку они есть в открытом доступе, и каждый может ознакомиться с ними самостоятельно, если имеет такое желание. Я приведу лишь несколько, с моей точки зрения, интересных, оставив в стороне самые странные, вроде запрета дуть на воду и заходить в туалет без головного убора. Объяснение и толкование этих законов я оставляю специалистам.

Фарз

Фарз — это обязательное действие, требующее строгого исполнения. За невыполнение фарза без уважительных причин полагается строгое наказание. Фарз бывает двух видов: фарз айн и фарз кифая. Фарз айн является обязанностью каждого мусульманина, например пятикратная молитва. Фарз кифайя — это действия, предписанные всей общине, исполнять которые могут лишь некоторые ее члены, с остальных эта обязанность снимается. Если никто не выполнит положенных действий, то вся община будет считаться грешной.

Фарз айн

«Изучая природу, видеть в ней могущество и величие Аллаха».

«На суде будучи свидетелем, говорить только правду, не искажать действительность».

«Обязан трудиться и добывать средства для содержания себя и своей семьи, чтобы мог спокойно выполнять предписанные постановления шариата».

«Одеваться по мере необходимости».

«Каким бы то не было путем, если попало чужое богатство, необходимо вернуть хозяину».

«Наследники обязаны полностью рассчитаться с долгами, даже если им и не досталось от наследства ничего».

«Муж обязан содержать жену, обеспечив честность и справедливость, не проявляя к ней актов насилия».

«Дети обязаны содержать родителей, если они находятся в бедности».

«Если зарекся (дал обет) нужно исполнить, коли это не выходит за рамки шариата».

Фарз кифая

«Производить общественно-необходимые средства производства и средства потребления».

«Содержать старцев, у которых нет опекунов и которые не имеют средства к существованию».

«Оказывать помощь калекам, беспомощным, больным, у которых нет содержателей».

«Воспитывать сирот».

Важиб

Важиб, как и фарз, обязывает выполнять установленные предписания. Отличие от фарза заключается в том, что человек, не исполняющий фарз переходит в категорию неверных, а тот, кто не исполняет важиб становится грешником.

«Учащийся (шакирд) обязан подчиняться и уважать своего учителя».

«По возможности оказывать помощь людям и животным, оказавшимся в трудном положении».

«Сказать покупателю о недостатках своего товара».

«Если кому-то предъявлено несправедливое обвинение, то знающему истину положено вступиться, рассказать правду».

«Не таить обиду более трех дней. По истечении этого срока необходимо помириться (если это не вредит его вере)».

«Вырабатывать в себе хороший характер».

«На каждое обстоятельство (вещь) смотреть осмысленно и уметь извлекать для себя урок».

«Человек, знающий ответ на поставленный вопрос обязан отвечать».

«Родители обязаны обучать своих детей вопросам религии, ритуалов, культуры и др. или нанять обучающего».

«Имеющему две жены — обеспечить равенство и справедливость между ними».

Суннат — это действия, которые выполнял пророк, неисполнение которых не считается большим грехом.

«Оказывать почет пожилым людям, ученым».

«Услуги и почтения оказывать соответственно по заслугам человека. Например, отношение к ученому или шейху не может сравниться с отношением к невежде».

«В хозяйственных вопросах необходимо советоваться с женой».

«Больному показаться врачу, проводить лечение».

Мустахаб — действия, часто выполняемые пророком, неисполнение которых не считается греховным.

«За столом вести себя прилично».

«Для ликвидации самовосхваления одевать одежду, имеющую заплатки».

«При приглашении на угощение необходимо явиться даже к самому бедному человеку, если нет сомнения в чистоте пищи».

«Стараться быть в дружбе с умными, имеющими неплохой характер, людьми».

«Друзьям, близким людям наедине намекнуть о недостатках».

«Выращивать полезные лесонасаждения».

«Если продавший раскаивается и хочет взять свою вещь обратно, следует вернуть ее, не требуя за это что-либо».

«Если раскаивается покупатель и хочет вернуть купленную вещь назад — хозяину надо взять ее, вернув полностью полученную сумму».

«Разрешается пользоваться новшествами, не противоречащими духу ислама и шариата».

«Научиться писать красиво».

Мубах — это необязательное действие, не ведущее ни к греху, ни к заслуге. В эту категорию попадает все, что не предписывается и не осуждается шариатом.

«При крайней необходимости для лечения употреблять недозволенные напитки или продукты, если это рекомендует надежный знающий врач».

«Говорить за глаза о тиране, несправедливом».

«Не запрещается физически сильным мужчинам, имеющим состояние, способным обеспечить равенство и справедливость, жениться на двух (до четырех) женщинах. Если нет перечисленных условий — не разрешается».

«Пить напитки, безвредные для организма и не оказывающие опьяняющего действия».

Харам — то, что категорически запрещено. Бывает двух видов: харам зулми и харам гайри зулми. Харам зулми наносит вред другим людям, но не тому, кто его делает. Харам гайри зулми причиняет вред лишь тому, кто его производит. Сюда относится, например, потребление недозволенного.

Харам зулми

«Бить животных по морде».

«Издеваться, пытать людей, живых существ».

«При купле, продаже, взвешивании нарушать справедливость с целью присвоения чужого имущества, денег».

«Продавать испорченные, бракованные товары, выдав их за хорошие, и по цене, установленной за качественный товар».

«Использовать для своих целей имущество сирот».

«Держать у себя заработок рабочего, не выплачивая его сразу».

«Злоумышленно воспрепятствовать кому-либо пользоваться общественным достоянием, например, водой».

«Добавлять в золотые и серебряные деньги примеси и выдавать их за чистые».

«Приписывать кому-либо то, чего он не имеет».

«Доносить на безвинного и наговаривать на него неимеющиеся недостатки несправедливым руководителям».

«Сплетничать вообще, передавать разговор тому, о ком шла речь».

«Спорить с целью победы в пустых и бесполезных разговорах».

«Бить слуг».

«Беспокоить соседа, вредить ему».

«Оказывать содействие в делах несправедливому или тирану».

«Обмануть покупателя, не сказав ему о недостатках своего товара».

«Бранить, позорить ученого».

«Позорить и унижать бедных за их положение».

«Нарушать взятое обязательство, слово».

«Вышестоящим органам, руководителям допускать жестокость и несправедливость по отношению ко всем подчиненным лицам».

Харам гайри зулми

«Верить словам гадалок, предсказывающим по звездам».

«Любить мирское только ради мирской жизни».

«Брать взятку в судебных и торговых делах, даже если стараешься поступать справедливо, не принося ни малейшего вреда обеим сторонам».

«Причислять себя в мыслях к святым и слишком богобоязненным за свою исполнительность и добропорядочность перед шариатом (долг человека — быть добропорядочным перед шариатом, а оценку дает Аллах, что неведомо человеку до дня суда)».

«Просить Аллаха сделать кому-либо зло, недоброе дело».

«Выбрасывать излишки, оставшиеся продукты».

«Голодая по собственному желанию, довести свой организм до состояния, в котором не в силах совершать молитвы».

«Есть мертвечину (мясо животных, которые не были зарезаны)».

«Избирать на руководящие должности жестоких».

Макрух — поступки, которые пророк запретил, однако совершение этих действий не делает нарушителя неверным.

«Обучать занятиям человека, который в силу своего невежества не способен к познанию».

«Заявиться без приглашения на какое-нибудь пиршество».

«Мочиться против ветра».

«Ходить с намерениями прожить долго и проделать много дел».

«Противостоять правде, чтобы не оказаться в числе побежденных».

«Держать в комнате собаку».

«Величать и почитать богатого за его положение».

«Смеяться над человеком, который ошибочно или нечаянно поступил неверно».

«Агитациями довести человека до такого состояния, что он из нейтрального состояния может принять противоположную сторону».

Мустакрух

Мустакрух — это действия, от которых пророк воздерживался, поскольку они говорят о невоспитанности человека.

«Наблюдать за принимающим пищу».

«Есть очень много».

«Есть что-либо, приносящее вред организму».

«Подходить ближе трех аршинов к человеку, больному заразной болезнью».

«Брать деньги в долг для угощения гостя (мусульманин должен довольствоваться тем, что имеется)».

«Жить в деревне, на селе, где нет врача».

«Брать милостыню, подаяние от человека, который беднее его».

Действия мужа и жены по законам шариата

Священная книга у мусульман — безусловно, Коран. Его почитают все приверженцы любых мусульманских направлений. Эта книга является основой и религиозного, и гражданского законодательства. На Коран опираются все законы шариата. Если кто-то из вас полюбил и хочет зарегистрировать отношения с представителем такой веры, как ислам, то уделите пару минут для прочтения данной статьи. Быть может, некоторые правила не будут соответствовать вашим религиозным взглядам, к примеру, если вы православный христианин.

Что представляют собой законы шариата?

В шариате собраны основные юридические нормы, нравственные принципы и правила, по которым должен вести себя мусульманин.

Читать также:

В исламе все души одинаковы, но Бог поместил их в разные тела, определив при этом для каждого свои обязанности и права. Законы шариата прописывают нормы поведения мужчины и женщины в семье и их обязанности по отношению друг к другу. Помимо супружеского поведения, в своде законов прописан почти каждый шаг и действие человека, но о других правилах поведения мужчины и женщины в отдельности каждый желающий сможет прочесть самостоятельно.

Обязательные действия

Законы шариата определяют ряд действий, которые обязан выполнять каждый мусульманин независимо от пола и возраста. Поскольку мы говорим о браке, то хотелось бы остановиться на основных действиях, которые относятся к семейным отношениям.
Одним из таких действий, которые предполагают обязательное выполнение предписаний шариата, является фарз, делящийся, в свою очередь, на два вида: фарз айн и фарз кифая.

По фарз айн муж обязан:

  1. Трудиться и добывать средства для содержания себя и своей семьи.
  2. Содержать жену, быть честным и справедливым, не проявлять к ней актов насилия.
  3. Подготовить для жены отдельный дом или комнату.
  4. Обеспечить жену необходимой общепринятой одеждой.
  5. Обеспечить жену необходимыми продуктами питания.
  6. От чистого сердца отдать жене махр (обещанное ей при вступлении в брак — это ее личное).

Ваджиб

Так же, как и фарз, является обязательным действием, требующим исполнения. За его выполнение человек вознаграждается Аллахом, невыполнение считается большим грехом:

  1. Жена обязана выполнять возложенные на нее обязанности и подчиняться мужу.
  2. Разведенная или овдовевшая женщина до истечения установленного шариатом срока должна скромно одеваться и не проявлять признаков радости.
  3. Разведенная женщина должна оставаться в доме мужа до истечения установленного срока, за исключением, если ей грозит опасность.
  4. Если кто уподобил свою жену близким родственникам, обязан уплатить установленный шариатом штраф.
  5. Если кто поклялся не прикасаться к жене четыре месяца, обязан нарушить свою клятву и выплатить штраф.
  6. Имеющему две жены обеспечить равенство и справедливость между ними.

Суннат

Эти действия выполнял пророк, за их выполнение человек получает вознаграждение и в день суда будет иметь заступника — пророка:

  1. С женой и детьми есть вместе.
  2. Способный на содержание семьи обязан жениться.
  3. Способная вести необходимые работы в семье должна выйти замуж.
  4. Свадьба должна быть обнародованной.
  5. Свадьбу сопровождать пиршеством.
  6. Каждой женщине в любом деле нужно быть внимательной и оказывать помощь.
  7. В хозяйственных вопросах необходимо советоваться с женой.

Мустахаб

За действия, которые часто выполнял пророк, люди, их выполняющие, будут вознаграждены (саваб), а не соблюдающих привлекут к ответу в день суда:

  1. Жена должна уважать родственников своего мужа.
  2. Муж должен уважать родственников своей жены.
  3. Женщине в послеродовой период и в период месячных носить не очень новую одежду.
  4. Мужчине не ночевать вместе с женой в период ее месячных и послеродовой болезни.
  5. Мужчине хорошо одеваться, чтобы прилично выглядеть перед женой, друзьями.
  6. Жене хорошо одеваться, чтобы дома приятно выглядеть.
  7. Будущий жених должен посмотреть на невесту (чтобы она была ему известна не заочно).

Мубах

Это такое действие, которое можно выполнять и не выполнять. Не будет греха, если не выполнять таких законов. Все то, что не обязывается и не осуждается шариатом, входит в мубах:

  1. Смотреть на любой орган своей жены или своего мужа.
  2. Разводиться, если на то имеются обоснованные причины, не противоречащие шариату.

Харам

Действие, категорически запрещаемое и осуждаемое исламским шариатом. Совершающий харам является большим грешником. Кто, боясь греха, воздерживается от харама, тот будет вознагражден Аллахом.

Харам бывает двух видов — харам зулми и харам гайри зулми.

Это такой харам, совершение которого наносит вред посторонним людям, кроме производящего:

  1. Сомневаться в ребенке, родившемся от своей жены, говоря, что это ребенок не от него.
  2. Распространять сплетни о муже и жене, нарушая их семейный покой.
  3. Сильно ругать за незначительные провинности жену, детей, слуг.
  4. Заставлять жену, детей, слуг выполнять непосильную для них работу.
  5. Огорчать жене мужа, мужу — жену.
  6. Имеющему двух жен допускать несправедливость или быть невнимательным к одной из них.
  7. Вопреки воле невесты выдавать ее замуж.
  8. Находиться в пути более четырех месяцев, не встречаясь с женой.
  9. Давать обет не вступать в половой акт с женой сроком до четырех месяцев.
  10. Жене покидать дом мужа, уходить, не возвращаясь.
  11. Жену, чистую от прелюбодеяния, называть распутницей или другими оскорбительными словами.

Возможно, вы забыли, что в исламе женщину считают чистым и святым созданием, поэтому ее и облачают в паранджу, а вы же посмели посягнуть на честь этого невинного ребенка?! Как вам только не стыдно! …Считает себя праведным мусульманином?! Отрастить бороду не означает стать благородным мусульманином! Мусульманин, который не уважает честь и достоинство женщины, не может быть мусульманином!

Это харам, совершение которого приносит вред только производящему его:

  1. Допускать общение жены с другими мужчинами.
  2. Жениться за определенный калым на определенный срок.
  3. Вступать в половой акт с женой во время месячных.
  4. Совершать половой акт в послеродовой период жены.
  5. Жениться на пятой.
  6. Жениться на второй женщине, если не в состоянии их содержать и обеспечить между ними справедливость.
  7. Разводиться с женой во время месячных.
  8. Трижды подряд употреблять слова, означающие развод (талак).
  9. Мужу с любовью смотреть на других женщин.
  10. Жене смотреть с любовью на других мужчин.
  11. Быть посредником в прелюбодеянии.

Макрух тахрими

Это действия, которые Махаммад аляйхи-с-салям запретил совершать:

  1. Молодому человеку специально жениться на бесплодной.
  2. Выдавать девушку за пожилого, нечестивого.
  3. Молодому человеку жениться на пожилой женщине.

В исламской общине созданы специальные суды, которые занимаются семейными делами. Бракоразводный процесс исламом разрешен, но он не приветствуется Богом, поэтому мужа и жену стараются примирить, а уж потом, приняв все меры, могут развести.

Законы шариата очень подробно расписывают каждое действие, поэтому, если православной женщине или мужчине захотелось заключить брак с мусульманином или мусульманкой, непременно прочитайте каждую строчку и ознакомьтесь с исламом поближе.

Юнус-бек Евкуров о шариате:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *