Шестопсалмие – что это?

МОГУТ ЛИ В ЦЕРКВИ «РАЗВЕНЧАТЬ» СУПРУГОВ? Скажите, пожалуйста, проце…дура «развенчивания» в Церкви появилась в наше время или она была и в древние времена? Я имею в виду случаи, когда венчаная пара решила развестись и для этого обращается к епископу. Я думаю, что это неправильно. Игорь Отвечает наместник Благовещенского мужского монастыря г. Нежин архимандрит Феодосий (Марченко): — Давайте по порядку. Нет такой процедуры как «развенчивание», есть «благословение епископа на повторный брак». Таких браков может быть, максимум, три. Почему епископ благословляет? Да потому что сами «развенчивающиеся» своим приходом к правящему архиерею уже констатируют тот факт, что они разрушили свою семью. Чаще приходит только один из супругов, для которого очень важно решить такую проблему с церковной точки зрения, особенно на этапе построения новых семейных отношений. Дело в том, что любое таинство в Церкви совершается Самим Богом. Поэтому как можно просить в молитве о Его помощи в новой семейной жизни, не принеся покаяние и не получив нового благословения? Поэтому епископ, детально вникнув в каждую конкретную ситуацию, и преподаёт такое благословение, чтобы уже над новой парой могло совершиться ещё одно таинство Венчания. Бывает, что некогда разрушенная семья обретает новую жизнь после разговора с правящим архиереем. Но, к сожалению, такие случаи редки. Ещё одной причиной благословения на повторный брак есть забота Церкви о том, чтобы ранее оступившиеся молодые люди обрели себя в новой семейной жизни, переосмыслив прошлое и не повторяя прежних ошибок. Если Господь нам даёт всегда возможность подняться, покаяться и исправиться, то священнослужитель (епископ) в данном случае является лишь видимым выражением того, что происходит на духовном уровне. Правильно ли это? Да. Неправильно жить без Божьего благословения. Но более правильно — сохранить на всю жизнь одну и единственную, Богом дарованную семью. Эта проблема древняя, уходящая корнями в Ветхий Завет, когда пророк Моисей разрешил мужьям давать разводное письмо своим жёнам, как сказано в Евангелии «по жестокосердию» (Мф. 19:3–9; Втор. 24:1–4). Но Христова новозаветняя заповедь однозначно звучит: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6). К сожалению, этот призыв не является определяющим у большинства современных молодых людей, как и многое другое, от чего и случаются трагедии в семейной жизни. See More

Какой духовный смысл в выбранных псалмах? Почему на шестопсалмии не крестятся? Почему не кладут поклонов? Что общего у Шестопсалмия и Страшного Суда? Откуда взялось учение, что Страшный Суд будет длиться столько же времени, что и чтение Шестопсалмия? Почему Шестопсалмие читают не как Псалтырь, а как молитвы? Почему выбранные псалмы звучат именно в такой последовательности?

Шестопсалмие – одна из важнейших частей вечернего богослужения (Утрени), состоящая из шести избранных псалмов особого покаянного характера: 3, 37, 62, 87, 102 и 142.

Чтец, стоя посредине храма, читает как бы от лица всех присутствующих избранные псалмы, символизирующие наше покаяние, нашу молитву и надежду. Шестопсалмие – это переход с вечерни к утрени, с Ветхого Завета к Новому Завету, к радости и надежде о родившемся Спасителе, о чем и возвещают Ангелы в пении: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

Шестопсалмие разделено на две части. После первых трех псалмов на «Аллилуия» полагается крестное знамение без поклона и только по окончании всего шестопсалмия при заключительном «Аллилуия» — три поклона.

В середине Шестопсалмия, во время начала чтения 4-го по счету, самого скорбного, наполненного смертной горечью псалма, священник выходит из алтаря и перед царскими вратами про себя продолжает читать 12 особых «утренних» молитв, которые он начал читать еще в алтаре, перед престолом. В этот момент священник как бы символизирует Христа, Который услышал скорбь падшего человечества и не только сошел, но и до конца разделил его страдания, о которых говорится в читаемом в это время 87-м псалме. В «утренних» молитвах, которые священник читает про себя, содержится моление о стоящих в храме христианах, просьба простить им их грехи, дать искреннюю веру в нелицемерную любовь, благословить все их дела и удостоить Царства Небесного.

Шестопсалмие занимает шесть-семь минут. Чтение шестопсалмия это очень глубокий и важный момент вечернего богослужения. Особенность последования этих псалмов подчеркивает древняя традиция не класть поклонов и не креститься во время их чтения.

Шестопсалмие

Шестопсалмие символизирует собою Страшный Суд. В Церкви существует предание, что Страшный суд будет длиться ровно столько, сколько по времени читается Шестопсалмие. И мы, предстоя перед Богом во время чтения этих дивных псалмов, должны помышлять о Суде Божием над нашими душами.

Чтобы подчеркнуть эту важность Шестопсалмия, его читают на середине храма при погашенных светильниках и свечах. Верующие остаются в полумраке, чтобы удобнее было углубляться в смысл читаемого, чтобы особое сосредоточенное внимание ничем не развлекалось.

Устав предписывает слушать чтение в тишине и благоговении, не позволяя в это время не только шумного движения или громкого разговора, но даже шепота и других каких-либо нарушающих безмолвие звуков. Слушать «cо всяким вниманием и страхом Божиим, яко Самому собеседующе Христу Богу».

«Шестопсалмие надо читать не как кафизмы, а как молитвы. Значение шестопсалмия очень велико: это молитва Сына к Богу Отцу» — говорил преп. Нектарий Оптинский.

Шесть псалмов в их религиозно-нравственном освещении предстают перед нами как шесть последовательных ступеней духовной лествицы христианина.

Состояние души псалмопевца – это не просто «смена настроений”, которая «говорит о неустойчивости человеческого сознания, склонного к надломам, соблазнам и падениям». Это путь сильной своею верою и мужественной души-христианки в ее восхождении к Богу. Шестопсалмие показывает нам, как искренне верующая и обращенная ко Христу душа проходит тяжкий путь искушении, духовно возрастает, укрепляется, преодолевает, с помощью Божией, бесовские нападения и достигает благодатного состояния истинной свободы – свободы жить по воле Божией.

Чем определяется набор псалмов, входящих в Шестопсалмие? Если искать формально-логическое объяснение, то ответ может быть таким: это именно та последовательность псалмов, которая, обладая признаками, указанными в «Толковом типиконе», наилучшим образом вписывается в состав Утрени.

Молитвенный настрой, содержание псалмов, их взаимосвязанность, стилистическая однородность и внутренняя динамичность – все это замечательно передает состояние перехода от Вечерни к Утрени, от времени ветхозаветного к новозаветному. Но почему именно эти псалмы, а не другие? Ведь вышеприведенным требованиям удовлетворяют многие псалмы, так что, перебирая по Псалтири варианты «шестопсалмий», мы получили бы не одно, а множество решений. Ответ может быть только один: автор Шестопсалмия был ведом Духом Святым. Будучи богодухновенным творением, Шестопсалмие включает в себя много больше, чем то, что может охватить человеческий ум. Оно готовит нас к встрече со Христом. Эта ключевая мысль Шестопсалмия пронизывает все его содержание, включая и символику богослужения.

В Шестопсалмии все не случайно. Псалмопевец Давид и исторические события, отраженные в псалмах, прообразуют Христа Спасителя и события Его земной жизни. Мессианская тема, звучащая в Шестопсалмии, – это сжатое описание крестных страданий Спасителя, Его смерти и воскресения. Шестопсалмие говорит о Церкви Христовой, о спасительных таинствах, установленных Христом.

В своем духовно-нравственном понимании Шестопсалмие представляет собой краткое изложение основ христианской аскетики: оно показывает путь ко Христу. Закономерности, проявляющиеся в композиции Шестопсалмия, суть духовные законы, которым следует в своем движении ко Христу душа христианская, олицетворяющая собою всю Церковь Христову. Во время чтения Шестопсалмия душа каждого молящегося проходит этот путь и в радостном ожидании спасения раскрывается навстречу Грядущему Спасителю, о Котором торжественно возвещает Церковь: «Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне!»

Анатолий Баданов
Азбука Веры

Просмотрено (14132) раз

Богослужение утрени совершается ради наставшего дня, за который человеку следует благодарить Господа, даровавшего нам свет вещественный и просвещающего наши души светом веры и благочестия. Содержит песнопения в честь празднуемого святого или события и из службы дня седмицы. По характеру Утреня — служба хвалебно-славословная, служба радостного подвига.
Соответственно различию праздников, которые бывают великие, средние и малые, утреня бывает более или менее торжественная. Праздничная утреня включает в себя полиелей и на ней поется великое славословие, она именуется «полиелейной». Бывает утреня без полиелея, но с пением великого славословия. Такая утреня называется «славословной». И, наконец, повседневная утреня бывает без полиелея и без великого славословия. На всенощном бдении служится полиелейная утреня, которая соединяется с вечерней.

Двупсалмие

В начале Утрени, если она совершается не в составе Всенощного бдения, читаются два псалма с тропарями и затем следует сокращенная сугубая ектения с молитвой о всех православных христианах. И затем служащий священник произносит возглас: «Слава святей, единосущней и животворящей и нераздельней Троице…». Если служится Всенощная, то этот возглас дается в самом ее начале, а не перед Утреней.

Шестопсалмие

Основа первой части Утрени — шестопсалмие. Начинается оно словами: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Это ангельская песнь, воспетая некогда при Рождестве Христовом, славословие ангелов о нашем спасении. И затем читаются шесть псалмов, разделенных на две части. Псалмы эти исполнены покаяния и умиления. Типикон предписывает слушать их со вниманием и страхом, «яко самому Богу невидимо беседующе, и молящеся о гресех наших». Устав не дозволяют во время чтения шестопсалмия никаких разговоров (даже шепотом), хождения по храму, даже возбраняет чихнуть или кашлянуть. Если кто-то вошел в храм во время шестопсалмия, то надо остаться у входа до окончания чтения и лишь после пройти на свое место. А нарушение этого устав именует «знамением бесстрашия и бесчиния».
Шестопсалмие напоминает нам о пришествии Спасителя и о необходимости покаяния в деле нашего спасения.
Ввиду важности шестопсалмия, читать его положено на середине храма, внятно и неспешно. Во время чтения шестопсалмия, по уставу, свечи погашаются, освещение храма сокращается до минимума. Это делается для того, чтобы очи молящихся не развлекались внешним и были обращены внутрь души. Также на шестопсалмии совсем отменяются поклоны. После первых трех псалмов на «Аллилуия» полагается крестное знамение без поклона и только по окончании всего шестопсалмия при заключительном «Аллилуия» — три поклона.

Великая ектения, «Бог Господь» или «Аллилуия»

После шестопсалмия следует великая ектения («Миром Господу помолимся») и затем славословие Господу: «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне». В этом пророческом стихе прославляются два пришествия Христова: первое пришествие во плоти для спасения людей и второе, которое будет в конце мира. Это славословие является как бы продолжением ангельского песнопения, возглашенного перед чтением шестопсалмия: «Слава в вышних Богу». Пение «Бог Господь и явися нам» перемежается с возглашением 4-х стихов 117 псалма: «Исповедайтеся Господеви, яко благ,яко в век милость Его», «Обышедше обыдоша мя и именем Господним противляхся им», «Не умру, но жив буду и повем дела Господня», «Камени, егоже небрегоша зиждущие, сей бысть во главу угла, от Господа бысть сей и есть дивен во очесех наших». В дни сокрушения и печали, дни строгого поста, а также в родительские субботы вместо «Бог Господь» поется «Аллилуия», также вместе с возглашением 4-х стихов. В дни поста — это стихи из пророка Исайи, а в дни поминовения усопших — из псалтири. «Аллилуия» означает «хвалите Господа», «Господь грядет».

Тропари

За пением «Бог Господь» или «Аллилуия» следует пение тропарей. После «Бог Господь» поются тропари дня, в которых прославляется празднуемый святой или событие. После «Аллилуия» в родительские субботы поются заупокойные тропари, а в дни поста — тропари в честь Святой Троицы — «троичны», того гласа, на который поются песнопения Октоиха этого дня, на каждый глас и день таких тропарей по три. При этом, и «Бог Господь», и «Аллилуия» поется именно на тот глас, но который за этим поются тропари.

Приведем устав пения тропарей на «Бог Господь» для самых распространенных случаев:

  • Если празднуется один святой, то поется тропарь святому дважды, затем «Слава и ныне» — Богородичен.
  • Если два святых, то тропарь первому святому дважды, затем «Слава:» тропарь второму святому. «И ныне» — Богородичен по гласу последнего тропаря.
  • В воскресный день поется тропарь воскресный дважды. «Слава:» тропарь святому. «И ныне» — Богородичен по гласу тропаря святому.
  • В дни предпразднства и попразднства вместо обычного Богородична на «И ныне» поется тропарь, соответственно, предпразднства или попразднства.
  • В Господские и Богородичные праздники поется тропарь праздника.

Кафизмы

Затем на утрени положено чтение кафизм. Кафизмы читаются также на вечерне и распределяются таким образом, чтобы за седмицу в храме была полностью прочитана Псалтирь. А в период Великой Четыредесятницы псалтирь полностью прочитывается дважды за седмицу.
Как правило, на утрени положено чтение 2-х или 3-х кафизм. В некоторые дни Великого Поста положена одна кафизма, а на Страстной седмице, начиная с Великого Четверга, кафизмы вообще опускаются. Псалтирь отражает все многообразие душевных переживаний и обстоятельств, в каких приходится бывать человеку, научает нас, как и о чем просить Бога. Псалмы являются основой, фундаментом всего православного богослужения, «богатство их содержания, — как пишет митрополит Вениамин (Федченков), — было столь обширно, что удовлетворяло всем нуждам души: здесь и сознание своей греховности, и преследование врагами, и беспомощность в борьбе, и упование на силу Божию, и благодарение за помощь, и слава за творение и промышление Божие, и упокоение под кровом Божиим, …и моление об избавлении от всяких бед, и любовь к Богу, и обличение грешников и т.д. и т.д. Но если все это свести к основным мотивам, то в псалмах мы увидим главным образом веру, покаяние, упование и славословие. И еще теснее: покаяние с надеждой. Все это есть внутренняя часть человека, его духовные переживания». 1
Устав чтения Псалтири на богослужении
После кафизм бывают малые ектении и за ними седальны. В дни поста, когда вместо «Бог Господь» пелось «Аллилуия», а также в некоторых других случаях ектении после кафизм опускаются. Седáлен — это краткое песнопение, по форме — тропарь, который поется или читается в определенный местах богослужения (например, после кафизмы Псалтири или после 3-й песни канона), и во время пения этого песнопения разрешается сидеть. Седальны после стихословия Псалтири являются как бы заключением прочитанного. В дни праздничные в седальнах заключается торжественная хвалебная песнь празднеству или святому. В таких случаях перед седальнами положена и малая ектения. А седальны из Октоиха или из Постной Триоди содержат умилительное моление ко Господу, перед ними малая ектения опускается.

На праздничной утрени (полиелей, чтение Евангелия)

Полиелей

На праздничной утрени обычно поется торжественное песнопение, состоящее из псалмов 134 и 135 («Хвалите имя Господне…») и называемое «полиелей» (от греческого «полиелеос», что в переводе на русский язык значит «многомилостивое»). Название это произошло от частого повторения в 135-м псалме слов «Яко в век милость Его». В обиходе принято петь только четыре стиха из этих псалмов или чуть больше. Но по Уставу положено петь эти два псалма полностью.

Особенность воскресной службы — «Непорочны», тропари «Ангельский собор»:

На воскресной утрени полиелей поется от отдания Воздвижения до недели Сыропустной, кроме предпразднства и попразднства Рождества Христова и Богоявления. В остальные дни года полиелей на воскресной утрени поется только если случится праздник Господский, Богородицы или великого святого, которому положено служить полиелейную утреню.
В воскресные дни, когда не положено петь полиелея, поется 17-я кафизма — «Непорочны». (Такое наименование принято по первому стиху 17-й кафизмы: «Блажени непорочнии в путь…») Непорочны — это величественная и торжественная библейская песнь. Ввиду важности содержания и обильного назидания, 17-я кафизма назначается почти для ежедневного употребления (она стихословится на вседневной Полунощнице, на Утрени в субботу в качестве второй рядовой кафизмы и для торжественного пения на воскресной утрени большей части воскресных дней года). На воскресной утрени 17-я кафизма поется на 5-й глас вся подряд, без разделения на части и без всяких припевов. По распространенной практике 17-ю кафизму поют не полностью, а ограничиваются только некоторыми стихами из нее. А в некоторых храмах укрепился обычай всегда петь полиелей, даже в те дни, когда по Уставу поются Непорочны.
Завершаются «Непорочны» исполняемыми на тот же глас тропарями: «Ангельский собор удивися…» Если положено петь полиелей, но нет величания празднику или святому, то эти тропари поются сразу же после полиелейных псалмов. Тропари «Ангельский собор» поются во все воскресные дни, кроме Фомина воскресенья и если на воскресенье не придется Господский праздник. Эти тропари также поются в Лазареву субботу и в Великую субботу.

Величание и псалом избранный

В дни больших праздников после пения полиелейных псалмов поется величание празднику или святому и Псалом избранный, который переплетается с пением величания. Избранные псалмы — это особый вид церковной поэзии, когда текстами ветхозаветных библейских гимнов, избранными стихами из Псалтири, воспеваются новозаветные праздники или прославляются святые. Первоначально величания и избранные псалмы полагались лишь для великих праздников. Но со временем они стали необходимой частью всех полиелейных богослужений. Печатаются величания и избранные псалмы в «Ирмологии».
Особенность воскресной службы. На воскресной утрени к избранному псалму присоединяются тропари «Ангельский собор удивися…»

Ипакои, седальны, степенны антифоны

После полиелея и величания (если оно есть), бывает малая ектения и читаются ипакоú и(или) седальны праздника. Ипакоú — это тропарь, достойный особого удивления и внимания из-за его высокого содержания. В воскресный день перед полиелейными седальнами читаются праздничные седальны, положенные после кафизм, т.к. в этот день после кафизм всегда читаются воскресные седальны из Октоиха.
За седальнами поются степенны антифоны. Называются они так по той причине, что составлены из тех псалмов Давидовых, которые имеют надписание «песнь степеней» и говорят о стремлении человека к восхождению от земного к небесному, как бы по ступеням. В воскресные дни поются антифоны гласа. А в другие праздничные дни поется 1-й антифон 4-го гласа («От юности моея мнози борют мя страсти…»)

Прокимен и Евангелие

Затем возглашается прокимен и читается Евангелие праздника или воскресное. Воскресных Евангелий одиннадцать. Ряд утренних воскресных Евангелий начинается в неделю Всех Святых. После прочтения 11-го Евангелия опять читается 1-е и т.д. В дни воскресные, а также в некоторые праздники (Воздвижение Креста Господня, Вознесение Господне, Лазарева суббота) после чтения Евангелия поется торжественное молитвословие: «Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся Христе и воскресение Твое поем и славим…» В день Святой Пасхи, на Светлой седмице и во все воскресеные дни от Пасхи до Вознесения это песнопение поется по трижды.

50-й псалом

На вседневной или славословной Утрене сразу после кафизм, а на полиелейной Утрене после чтения Евангелия или после пения «Воскресение Христово видевше…» (если поется это молитвословие), читается 50-й псалом.
Затем на полиелейной утрене поется еще «Слава… Молитвами святого (или в праздник Богородицы — молитвами Богородицы, в воскресный день — молитвами апостолов), Милостиве, очисти множество согрешений наших», «И ныне… Молитвами Богородицы, Милостиве, очисти множество согрешений наших», «Помилуй мя, Боже, по велицей милости твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое», затем «Стихира по 50-м псалме», а в воскресный день: «Воскрес Иисус от гроба якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость». В недели приготовительные к Великому посту и в недели Великого поста после 50-го псалма поется песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…» Затем диакон читает молитву «Спаси, Боже, люди Твоя», после которой поется 12 раз «Господи, помилуй».

Канóн

Канóн в переводе с греческого это слово значит «правило, норма, образец». В богослужении Утрени канон занимает центральное положение. Канон — это поэма, составленная по определенному порядку, правилу, и состоящая из девяти песней, которые тематически основываются на девяти библейских песнях. Каждая песнь канона состоит из начальной строфы, которая называется ирмóс («связь» — греч.), и ряда строф-тропарей, которые по стихотворному размеру и по мелодии (а у греков и по числу слогов) равны ирмосý. Ирмос также является связкой, переводящей от темы библейской песни к теме тропарей канона.
1-я песнь канона — это песнь Мариамы, сестры Моисеевой, воспетая по переходе израильтян через Чермное море (Исх.15,1-19). 2-я песнь — песнь Моисеева по переходе иудеев через пустыню (Втор.32,1-43).
3-я песнь — благодарственная молитва Анны, матери пророка Самуила (1 Цар.2,1-10).
4-я песнь — песнь пророка Аввакума, который провидел Христа, родившегося от Девы (Авв.3,1-19).
5-я песнь — песнь пророка Исайи, который предвозвестил чудо «яко се Дева приимет и родит сына Еммануила»(Ис.26,9-19).
6-я песнь — песнь пророка Ионы, который своим тридневным пребыванием во чреве кита прообразовал тридневное погребение и Воскресение Спасителя (Ион.2,1-10).
7-я песнь — песнь трех отроков Анании, Азарии и Мисаила, не опалившихся в пещи Вавилонской, что было прообразом Божественного Воплощения (Дан.3,26-51).

8-я песнь — славословие Господу, которое воспели эти три отрока, призывая к сему всякое создание: «Благословите вся дела Господня Господа, пойте и превозносите Его во веки» (Дан.3,51-88).
9-я песнь — в честь Пресвятой Богородицы и также содержит пророчество Захарии, отца святого Иоанна Предтечи (Лк.1,46-55,63-79).
Вторая песнь канона в большинстве случаев отсутствует по причине обличительного и грозного характера второй библейской песни. Она имеется в Великом Покаянном каноне преподобного Андрея Критского и в некоторый других канонах.
Помимо полного канона (состоящего из 9-ти или 8-ми песней), бывают также неполные каноны. Это двупеснец — канон, состоящий из 2-х песней (8-ой и 9-ой), трипеснец — канон, состоящий из 3-х песней (одна из песней меняется по дню седмицы, а 8-я и 9-я имеются всегда), четверопеснец — канон, состоящий из 4-х песней (6-ой, 7-ой, 8-ой и 9-ой).
Первоначально ирмос и тропари каждой песни канона пелись перемежаясь со стихами соответствующей библейской песни. Тропари раньше тоже пелись. В современной практике поется только ирмос, а тропари читаются. Библейские песни сейчас поются или читаются только в седмичные дни Великого поста, а в другое время заменяются припевом, соответствующем празднику или святому (например, «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Святителю отче Николае, моли Бога о нас»).
Несколько канонов могут быть соединены в один. Например, соединяется три канона. В таком случае, сначала поется 1-я песнь первого канона, потом второго, потом третьего, затем таким же образом следующие песни этих канонов.
После 3-й песни положена малая ектения и некоторые песнопения, посвященные празднику (седальны, ипакои, иногда кондаки). Если положены кондаки нескольким святым или событиям, каноны которым соединяются, то кондак главному событию читается после 6-й песни, а остальные кондаки читаются после 3-й песни перед седальнами.
После 6-й песни после малой ектении поется кондак праздника вместе с икосом.
После 8-й песни, кроме некоторых дней, поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа» с припевом «Честнейшую Херувим…». В великие праздники вместо этой песни поются особые припевы.
В завершение песней канона поется катавáсия («схожу вниз», «схождение» — греч.). Катавасией называтся сейчас стих (обычно ирмос), который поется в завершение песни канона, потому что при этом по Уставу положено сходиться на середину храма певцам обоих хоров и петь вместе. В качестве катавасии поется либо ирмос одного из канонов, либо ирмос в честь Божией Матери, либо ирмос праздника, что регламентируется Уставом. При этом может не соблюдаться сходство размера и слогов с ирмосом, как это положено для тропарей канона. На праздничной утрени катавасию положено петь после каждой песни канона. На вседневной службе катавасия поется только после 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песней. На вседневной Утрени после катавасии 9-й песни канона поется еще «Достойно есть».
После 9-й песни канона после малой ектении поются или читаются

Светúльны (эксапостилáрии)

Ексапостиларий буквально с греческого значит «посылаемый». Это тропарь, который на утрени поется после канона. Вероятно, его название связано с тем, что для его исполнения посылался один из певцов на середину храма или на амвон (сейчас так исполняются обычно ексапостиларии на Страстной Седмице). Иногда это песнопение называют «светильном», потому что обычно в нем говорится о свете, о просвещении души свыше и оно предшествует возглашению «Слава Тебе, показавшему нам свет». На воскресной Утрени чтение светильнов предваряется возглашением «Свят Господь Бог наш».

Хвалитные псалмы и стихиры

После светильнов поются или читаются псалмы, в которых содержится славословие и хвала Богу от всего творения. Эти псалмы называются хвалитными. Часто они соединяются со стихирами, которые называются «стихиры на хвалитех». И если святому или празднику положены стихиры на хвалитех, то и хвалитные псалмы нужно петь тому и другому лику(клиросу, хору) по стихам на глас, с которого начинаются стихиры. Поются обычно первые стихи, потом остальное читается. И с последними шестью или четырьмя стихами поются стихиры. Иногда положено петь 8 стихир, тогда к последним двум полагаются особые стихи. Если стихир на хвалитех не положено, то хвалитные псалмы читаются. И еще одна особенность. Если служба вседневная, то хвалитные псалмы начинаются словами «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Тебе подобает песнь Богу». А если на службе поется, а не читается Великое славословие, то тогда пение хвалитных псалмов начинается словами «Всякое дыхание да хвалит Господа. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних…»

Великое славословие

После хвалитных псалмов и стихир следует Великое славословие, которое поется или читается. Когда Великое славословие поется, то его предваряет возглас священника: «Слава Тебе, показавшему нам свет». А если славословие читается, то чтец читает: «Слава Тебе, показавшему нам свет» и далее читает Великое славословие, которое несколько отличается по тексту от варианта, который положено петь. За некоторым исключением (дни Великого поста, Пасхальная служба), на всех праздничных службах Великое славословие всегда поется. Славословие это составлено из выражений Ветхого и Нового Завета, сложено оно еще в первые христианские времена.
Затем, если Великое славословие пелось, то за после него сразу положено петь тропарь праздника, а далее следуют две ектении (сугубая и просительная) и полный отпуст. После этого читается 1-й час с малым отпустом.
Если Великое славословие читалось, то после него произносится просительная ектения. Затем поются стихиры на стиховне, после которых читается молитва «Благо есть исповедатися Господеви…», Трисвятое по Отче наш и тропарь праздника. Затем ектения (в Великий пост она заменяется на чтение 40 раз «Господи, помилуй»). И далее читается 1-й час, который завершается полным отпустом.

Отпуст

Отпуст — это особая молитва, которой священник оканчивает службу, благословляя народ. На полном отпусте обычно поминаются почитаемые святые, а также те святые, которые празднуютсчя в настоящий день. Или поминается празднуемое событие. После полного отпуста поется «Многолетие» — небольшая молитва о многолетней жизни Святейшего Патриарха, правящего архиерея, настоятеля и прихожан храма (или обители) и всех православных христиан.

Вопрос:

Объясните, пожалуйста, значение шестопсалмия. Почему его чтение следует слушать особенно внимательно, хотя при чтении кафизм разрешается даже сидеть? Мне приходилось встречаться с утверждением, что «шестопсалмие – это страшный суд». Что оно означает, и не относится лик околоцерковным суевериям?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Богослужение утрени посвящено молитвенному воспоминанию основных новозаветных событий. Время шестпсалмия символически изображает состояние человечества, погруженного в духовную тьму перед приходом в мир Спасителя мира. Свечи погашены. Горящие лампады напоминают мерцание звезд той Вифлеемской ночи, когда родился в вертепе Богомладенец. Поэтому шестпсалмие (греч. ексопсалмос) предваряется ангельским песнопением, которое слышали в ту ночь пастухи: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение» (Лк. 2, 14).

В силу особой значимости шестопсалмия оно читается всегда в центре храма. Устав предписывает его читать настоятелю. Во время чтения необходимо соблюдать благоговейную тишину. Нельзя ходить или сидеть (кроме больных): «но паче внимати от псаломника глаголемым, руце имуще согбены к персем, главы же преклонены, и очи имуще долу, сердечныма очима зряще к востоком, молящеся о гресех наших, поминающе смерть и будущую муку и жизнь вечную» (Типикон. 49-я гл.). Возможно, именно это строгое предписание устава породило сравнение времени чтения шестпсалмия с грядущим Страшным Судом. Если во время любого богослужения благоговейно и покаянно предстоять перед Лицом Божиим, то сравнение со Страшным Судом не будет казаться суеверием. «Яко на Страшнем Твоем, и нелицеприемнем предстояй Судилищи, Христе Боже, и осуждения подъемля, и слово творя о содеянных мною злых…» (Последование ко святому Причащению. Молитва 4-я).

Из материалов Воскресной школы для взрослых

Каждый, кто регулярно приходит в храм на вечернее богослужение, знает, что в нем есть один особенный момент, таинственный и строгий. После вечерни, в самом начале утрени, после ангельского славословия («Слава в вышних Богу, и на земле мир…») все вдруг стихает. В храме гасятся верхний свет и свечи. Царские врата закрыты; священники в алтаре. На середину храма выходит чтец и при единственной свече, которая у него в руках, читает Шестопсалмие.

ВОПРОС: Что такое ШЕСТОПСАЛМИЕ? Зачем во время Шестопсалмия гасят в храме свечи?

ОТВЕТ: Шестопсалмие — это чтение шести избранных псалмов, а именно 3, 37, 62, 87, 102 и 142, читаемых в этом порядке и соединенными в одно литургическое целое.

Перед Шестопсалмием необходимо затушить свечи, оставив лишь мерцание лампад. Причем тушить их следует не во время чтения, а до его начала. Наступившая темнота знаменует ту глубокую ночь, в которую пришёл на землю Христос, прославленный ангельским пением: «Слава в вышних Богу». Полумрак храма способствует большей молитвенной сосредоточенности.

Чтение Шестопсалмия это очень глубокий и важный момент вечернего богослужения. Особенность последования этих псалмов подчеркивает древняя традиция не класть поклонов и не креститься во время их чтения.

Необходима глубокая тишина, чтобы ничто не отвлекало молящихся во время чтения Шестопсалмия. Ведь известно, что Шестопсалмие символизирует собою Страшный Суд. А крестное знамение, даже творимое без поклонов, все равно вызывает некий небольшой шум в храме.

ВОПРОС: Какое символическое значение Шестопсалмия?

ОТВЕТ: Это плач кающегося грешника пред Христом Спасителем, пришедшим на землю. Смирение и покаяние должно сопровождать весь жизненный путь православного христианина, потому Шестопсалмие читается каждый день в течение года, за исключением Светлой седмицы.

Чтение первой половины Шестопсалмия выражает скорбь души, удалившейся от Бога и ищущей Его. Чтение второй половины раскрывает состояние раскаявшейся души, примиренной с Богом.

ВОПРОС: Зачем священник выходит из алтаря во время Шестопсалмия?

ОТВЕТ: В этот момент священник как бы символизирует Христа, Который услышал скорбь падшего человечества и не только сошел, но и до конца разделил его страдания, о которых говорится в читаемом в это время 87 псалме.

ВОПРОС: Что читает священник во время Шестопсалмия?

ОТВЕТ: Священник во время чтения Шестопсалмия читает пред Царскими вратами 12 утренних молитв, освящая каждый час дня. Он напоминает о Вечном Ходатае Нового Завета пред Богом Отцом — Господе Иисусе Христе

В церковном Уставе об этом написано следующее: «Тако глаголем Шестопсалмие вниманием и страхом Божиим, яко Самому собеседующе Христу Богу нашему невидимо, и молящеся о гресех наших». Читать Шестопсалмие, согласно Уставу, следует «не борзяся», то есть ровно, внятно, чувствуя ответственность момента.

ВОПРОС: Что делать мирянину во время Шестопсалмия?

ОТВЕТ: Надо помнить, что во время чтения необходимо соблюдать тишину и стоять прямо и благоговейно. Шестопсалмие — не только плач пред Богом, но и непосредственное Ему предстояние, поэтому нельзя ходить по храму и отвлекаться.

ВОПРОС: Каков смысл Великой Ектении после Шестопсалмия?

ОТВЕТ: Его смысл в данном месте в начале утрени тот, что явившийся на земле Ходатай, Христос, рождение Которого прославлено в начале Шестопсалмия, исполнит все прошения о благах духовных и телесных, о которых говорится в этой ектении.

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
ЕСЛИ ХОТИТЕ БОЛЬШЕ УЗНАТЬ О БОГОСЛУЖЕНИИ, ПРИГЛАШАЕМ ВАС НА ЗАНЯТИЯ В ВОСКРЕСНУЮ ШКОЛУ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *