Схимонахиня Феодосия из скопина

«Душка должна быть радостной»

Сегодня 5 лет, как схимонахиня Феодосия из Скопина преставилась ко Господу. Поминая старицу, вспоминаем ее слова. А молитвами она – по-прежнему со всеми призывающими на помощь.

Схимонахиня Феодосия (Косоротихина)

Много может молитва праведного

«Будем молиться, Бог поможет».

«Господь все по молитвам дает».

«Помолимся, все будет хорошо с Божией помощью!»

Не злословьте!

«Если ты кому-то сказал злое слово, ты его Богу сказал».

Склочным

«Живи мирно, живи мирно, чтоб любовь была!»

О молитве

«Чаще молись».

«Будем молиться, а там – как Господь».

О том, как нужно принимать гостей

«Несите все, что есть, на стол!»

Теплохладность современных христиан

«Сейчас все храмы открыты, а люди идти в них не хотят. И машины есть почти у каждого, и автобусы есть, а людей мало в храме, не хотят идти. А мы в 2–3 часа ночи пешком выходили, чтобы в Никольский храм Скопина дойти, и обратно пешком…».

Про работу

«Как не работать? Работать надо».

«Господь труд любит. Он говорит: ‟Вы поработайте, рабушки, а Я подмогну”».

«От нашего нерадения такое запустение. Земля-кормилица заброшена, оттого и души в сорняках».

Тем, кто собрался на пенсию

«Поработай еще, чадушка, поработай…».

«Надо еще поработать, надо еще на своем месте побыть».

Про отпуск

«Не отдыхать поезжай, а Богу помолись».

Жалующимся на начальство

«А наговорить можно всё!»

«Ты поставь себя на место другого. Может, у него чего-то болит. А может, она (начальница) с мужем поссорилась…».

О почитании церковной иерархии

«С владыкой посоветуйся, с ним поговори, как он подскажет, как он благословит».

«Он – владыка, идите прощения просите у него».

Пребывающим в нераскаянных грехах

«Ой, что с твоим лицом?! Ты, наверно, заболел».

О больных раком

«Они уже на земле – в раю».

Про болезнь в пост

«В пост поболеть – это милость Божия».

О прохождении жизненного пути

«Надо идти! Нельзя руки опускать. Надо пробовать. Надо идти!»

Нельзя руки опускать. Надо пробовать. Надо идти!

«Мне жалко людей – они, как котяточки слепые, куда ползти, не знают. И слава Богу, когда находится тот, кто может подсказать им путь».

Почему надо постоянно читать Евангелие

«Евангелие – это Сам Господь».

О радости

«Душка должна быть радостной»

Самочинным

«А ты попробуй, как хочешь».

«Мы теряем венцы, если теряем то место, на которое нас определил Господь и Божия Матерь».

Про благодарение

«Дорога потеха» (что-то да старайтесь подарить, чтобы утешить человека).

«Богу молитесь – Господь даст силы все перенесть. Когда что есть – благодарите Бога. Когда не будет – тоже благодарите Бога! Сейчас все на столе в избытке, радоться надо. А не будет – и тогда славословьте Господца».

Какой чай любила и благословляла матушка Феодосия вместо «магазинного»

«Русская земелька что человеку нужно, то и родит: и богородичную травку, и липу, и иван-чай…».

Мир да любовь

«Живите в мире, никого не обижайте, всех любите!»

«Где мир – там и благодать Божия, живите с миром».

«Мир вам – и я к вам» (из пословиц).

Про гостинцы к столу, пусть самые простые, когда навещаете бабушку, дедушку

«Можно гостинцев набрать в пакет. Нет денег? Хоть баранок, пряников, хлеба набери. Придешь, а пакет полон, и они будут радоться».

Наука жить

«Чадушки мои любимые, смотрю я на вас, какие вы молоденькие, а что вам предстоит пережить… Держите малый запас еды. Все в одну минуту может случиться. Не ожидаете – придет. Но Господь-то поможет, Он сильней».

«Чувствуете, что есть и впрок, и сейчас всего вдоволь, возьмите свой излишек да в монастырь или многодетной семье пожертвуйте. Господь за такую милость продлит благие и щедрые дни».

Унывающим

«Ручки-ножки целы, что еще нужно? Можете по зеленой травке бегать! Мы в детстве в лес за грибами-ягодами ходили. А главное – в храм на Причастие».

Зачем унывать? Надо жить! Служить Господу и людям

«Зачем унывать? Надо жить! Служить Господу и людям».

«Раньше весело жили! Холодные, голодные, а с песнями на работу шли. Кто в чем одет. Обувки у нас не было никакой. Калоши потом появились, да ноги в них на стройке промерзали: где стоишь, с ноги на ногу переминаешься – холодно. А мы идем после работы – песни поем. А сейчас вы что все такие унылые?!»

«У тебя и ручки и ножки целые, и голова умненькая…».

Матушка Феодосия

Нет нам дороги унывать

«Спаситель с нами, Божия Матерь с нами».

«Молиться Господу и любить Мамушку нужно» (так она Пресвятую Богородицу звала).

«Все хорошо будет у того, кто о душе своей не забывает – кто Богу молится, кается, причащается».

О мире горнем

«Зачем вы меня подкармливали? Меня Сама Божия Матерь кормила».

«Меня там учили» (на вопрос: Откуда знает молитвы?).

«У меня там дом» (на предложение построить ей дом).

Не потешайте бесов да диавола

«Сатана радуется, когда ссоритесь».

Жить по заповедям, согласно с волей Божией

«Делайте все по-Божьи. Виноват – вчетверо возмести (ср. Лк. 19, 8)».

«А как же Господь на это посмотрит? Не прогневаю Его?» (на вопрос: может быть, больше не принимать людей?).

«Вот я молюсь, молюсь, чувствую – силы угасают, и того гляди пред Богом предстану, а я, грешная, не готова… И все понимают, что мне тяжело. А потом смотришь, и снова силы притекают, Господь дает… И опять людей можно принимать».

Кому Бог помогает

«Всем, кто Бога любит и в храм ходит!»

О чем чаще всего спрашивают

«Хоть бы кто сказал: ‟Хочу в монастырь, хочу духовной жизни ради Бога”. Нет! Спрашивают: ‟Как бы выйти замуж? За кого? Кто у меня родится?” А я отвечаю: ‟Я не гадалка!”»

Провожая в дорогу

«С Господцем едьте!»

Если постигли искушения

«Все будет хорошо! Ну, что вы так? Не думайте о плохом!»

Где искать правду?

«Правда одна – у Господа Бога».

Цена слова

«Говоришь, что только словом можешь помочь, а вот одну женщину, ее душу, спасла ее подруга. И теперь та, спасенная от самоубийства, живет хорошо, опять на работе ее ценят. Вот так вот, совсем слово и не пустяк».

Зачем роптать?

«Хватера (квартира – Ред.) есть, хлебушек есть, ножки, ручки целы, работаешь… Что еще надо?»

Потерпеть надо

«Надо потерпеть. Господь терпеливых любит. Потерпи немножечко, чадце мое. Да, неправильно поступили, а ты потерпи. Так будет лучше. Вот посмотри на меня, я улыбаюсь. И ты улыбайся так же. Все будет хорошо».

Будущим матерям

«Ты родишь, а тебе скажут: ‟У него сердце больное, оставь в больнице пока, потом отдадим”. Не слушай! Родишь и домой! Покрести сразу и причащай, и все Господь даст вам».

Наставление отцу

«Живи просто, расти дочь, работай для этого, учиться отдай после школы. Бога благодари вечером и утром…».

Напоминание детям

«Чти родителей».

Братьям – кровным и духовным

«Вот некоторые братья ссорятся, а надо жить дружно. Не унывать и не отчаиваться ни в чем, поддерживать друг друга».

Монахам

«А вы где живете? Вы живете в святой обители! Вот такая у вас обитель! Вы старайтесь тоже не рассеиваться, молиться со вниманием…».

«Мне с вами легко, с теми, кто подвизается в монастыре, молится».

Если не дается клиросное пение

«Молись Матери Божией, и Она Cама будет с тобой петь на клиросе! По ступенькам все выше и выше будешь подниматься и научишься правильно петь и славить Господа!»

Христианам, что покрепче

«Терпи, смиряйся. Терпи, смиряйся».

Пастырям

«Пришли к тебе – выслушай, просят молитв – молись. Уделяй внимание. Следи, чтобы порядок был на приходе».

Начальникам

«Люби народ, люби народ!»

«Не возгордись. Относись к людям имущим и неимущим одинаково».

Домик матушки Феодосии

О России

«Чтобы спасти Россию от надвигающейся духовной войны, надо всем нам постоянно молиться, молиться, молиться».

Не всегда нужно молчать

Где-то потерпи, где-то промолчи, а где-то и скажи правду! Не всегда нужно молчать. Если видишь, что страдает дело, скажи свое видение».

Не всегда нужно молчать. Если видишь, что страдает дело, скажи

Супругам об их родителях

«Как ты называешь родителей мужа?» – (вопрос невестке). – «По имени и отчеству, ведь мы работаем вместе». – «А как муж твой называет твоих родителей?» – «По имени и отчеству». – «Называйте папой и мамой».

Утешение супруге, чтобы сохранить семью

«Не плачь, держись, крепись. Пусть тебя Господь укрепит. Не плачь. Береги себя. Надо потерпеть, все будет нормально».

Секрет феноменальной памяти старицы

«Это не я помню, а Бог помнит!»

Напоследок

«Главное – оставайтесь с Господцем Богом».

«Я здесь молилась за вас и там буду молиться».

«Обращайтесь ко мне в молитвах всегда, когда что-то неясно, и я буду вам помогать».

«Я вас там буду встречать».

Умерла схимонахиня Феодосия из города Скопин Рязанской области 15.05.2014Г.

15 мая, около 9 часов 15 минут отошла ко Господу известная православной России старица схимонахиня Феодосия (Косоротихина).
Видео «Схимонахиня Феодосия. В последний путь»

Анатолий Степанов. Со святыми упокой, Христе Боже… / Православие.Ru
Отошла ко Господу схимонахиня Феодосия (Косоротихина) …

15 мая, около 9 часов 15 минут отошла ко Господу известная православной России старица схимонахиня Феодосия (Косоротихина). В знакомом многим домике в поселке Октябрьский, что неподалеку от города Скопин Рязанской области. 4 ноября 2013 года, в день Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, Скопинской старице исполнилось 90 лет. И вот спустя полгода завершился ее земной путь.
Одна из ее духовных чад (благодаря которой и я имел счастье познакомиться со схимонахиней Феодосией, получать ее благословение и духовные советы), как только вчера получила известие, что матушка совсем слаба, поехала из Москвы в Скопин и успела повидать матушку, получить ее благословение. Беседовала с нею, возможно, одной из последних.
Мне довелось несколько раз бывать у матушки Феодосии. Не так часто, как хотелось, но достаточно, чтобы Матушка при последних встречах узнавала меня, а значит и я, грешный, был «записан» в ее молитвослов. Первый раз, помнится, я был у Матушки в конце 2012 года после выхода в свет пасквильной передачи «Максимум» на НТВ и фильма о Ванге на РЕН-ТВ. Тогда на «Русской народной линии» были опубликованы несколько статей с разоблачением кощунства тележурналюг, сравнивавших православную старицу с болгарской язычницей. Примечательно, что примерно в это же время была попытка возбудить судебное преследование РНЛ.

А 2013 году мне довелось на себе ощутить силу молитв Матушки. Сейчас не место описывать подробности этой истории, она стала следствием кампании против РНЛ. Врачи прописали заурядные процедуры, толку от которых не было. В итоге мне предрекали угрозу слепоты на один глаз. Была операция, которая, по молитве Матушки, завершилась так, что не ожидал даже сам опытнейший хирург, ее производивший.
Я знаю женщину, которой Матушка дважды спасала жизнь. Слышал много историй о других чудесах, совершавшихся по ее молитвам. Слышал о посещении ее Матерью Божией… Наверняка, об этом потом соберут свидетельства очевидцев, духовных чад Матушки.
Впрочем, и сама жизнь схимонахини Феодосии — чудо. Это не жизнь, а настоящее Житие. Наталья Никифоровна Косоротихина (таково мирское имя матушки Феодосии) родилась в деревне Велемья, неподалёку от рабочего посёлка Октябрьский. Родители Никифор и Ефросинья работали на ближайших шахтах. Сестры Наталья и Ольга сначала трудились в колхозе, а по окончании школы и курсов профтехобразования, оказались в строительной бригаде Октябрьского МСО. В результате производственной травмы Наталья оказалась неподвижной, провела 20 лет в летаргическом сне. В те тоталитарные советские времена медицина считала признаком смерти остановку сердца, а не мозга, как считает современная демократическая медицина, поэтому Наталья выжила, хоть и была прикована к постели.
А потом она очнулась и, как говорят, первыми ее словами были: «Зачем вы меня кормили, меня Сама Матерь Божия потчевала»…
У нее открылись дары молитвы и прозорливости. Родители уже умерли, умерла и ухаживавшая за нею сестра Ольга. Разные были времена в жизни Матушки. Были и тяжкие испытания, и радости.

В монахини ее постриг схиархимандрит Авель (Македонов)…
В последние годы каждый вечер у ворот домика в поселке Октябрьский выстраивалась очередь людей, жаждавших получить утешение, совет и надежду. Историй молитвенной помощи от Матушки не счесть. Придет время, и они все будут записаны. Как и свидетельства о чудесах по ее молитвам.
В последний раз я был у Матушки Великим постом. Мы были втроем. Матушка неожиданно усадила нас пить чай, а сама вдруг стала вспоминать истории из своей жизни, рассказывать. Я мало запомнил содержание этих историй, — Матушка говорила тихо, а переспрашивать было неловко, — но в душе осталось какое-то радостное, благостное состояние. Матушка как бы утешала нас, успокаивала в наших тревогах и смятениях. Какими-то очень простыми словами…
Не меньше получаса мы провели в ее келье, оставались бы и еще, но на улице ждали люди. Пришлось прощаться…
Матушка говорила не раз, что в трудных обстоятельствах надо не просто обращаться к Богу с молитвой, а прямо-таки кричать, прося о помощи, чтобы быть услышанным. Мы будем кричать к тебе, Матушка, чтобы там, у Престола Господня, ты услышала нашу молитву и помогала нам в нашей здешней жизни. В наших тревогах, болезнях, нуждах и скорбях. В нашей борьбе.
Анатолий Степанов
Русская народная линия
19 мая 2014 г. Наталья_* и Руся нравится это.

На кладбище в Велемье

За год после преставления старицы матушки Феодосии кладбище близ ее родного села Велемье, где она похоронена, из обычного сельского погоста превратилось прямо-таки в мемориал. Ее многочисленные духовные чада берегут память о матушке, как о родной, и заботятся о месте ее упокоения. А она и была многим роднее родных, ближе близких. Любви матушки хватало на всех к ней приходящих.

Когда мы хоронили матушку Феодосию, к ее могилке из-за кустарника, выросшего между дорожек, можно было пробраться с великим трудом, а теперь все вокруг вычищено, уложено плиткой.

В маленькой рощице рядышком сколочен деревянный стол и лавки, чтобы можно было здесь же помянуть старицу и всех упокоившихся на этом кладбище. Могилка матушки всегда ухожена, над ней – крест и всегда теплящаяся лампадка.

– Она теперь нам стала еще ближе и доступнее, – говорит отец Иоанн Звонов, настоятель Геориевского храма г. Скопина, с которым мы встретились у могилы матушки на Вербное воскресенье.

С матушкой Феодосией отец Иоанн знаком уже почти тридцать лет. Он знал, что есть такая Наталья, которая помогает людям, хотя сама лежачая больная. И через некоторое время после того, как он стал священником, батюшку попросили причастить Наталью, он с радостью согласился. Матушка очень обрадовалась его приходу, и с тех пор «Я с матушкой 30 лет», – говорит отец Иоанн.

«Мы приезжали к ней часто, спрашивая совета в разных ситуациях. Я из давних времен доставать не буду примеры, а скажу только, что и после своей смерти матушка скорая в помощи. Если нужна помощь, едем к ней на могилку. Она помогает. Видимо, она имеет дерзновение у Бога сейчас больше… По ее молитвам наш старший сын – священник из Шахт – вновь вернулся служить в Рязанскую епархию. Что касается просьб о помощи детям, она всегда особенно внимательно к этому относилась. Матушка Феодосия детей любила. Когда моя матушка забеременела третьим ребенком в 40 лет, мы опять к ней поехали. «Матушка, вот так и так, а годы немолодые…» А она в ответ: «Батюшка, так это вам будет радость, этот ребенок вас кормить будет. Это вам Господь послал». По матушкиным молитвам такая радость вот рядом».

С отцом Иоанном к матушке Феодосии потом часто ездил этот сыночек Дима. И на могилке у матушки он тоже был с ним.

– А ты к матушке обращался за помощью?

– Да, когда у меня стали тройки в школе появляться. Просил у нее помочь мне в учебе. Помогала, и я старался, четверки, пятерки стал получать.

Пока говорили, пошел мелкий дождь. Но уходить с могилки матушки Феодосии не хотелось. Рядом с ней было спокойно, тепло на душе…

– Отец Иоанн, говорят, к матушке и монашествующих много приезжало.

– Бывали у нее и московские монахини, и насельницы Горнего монастыря из Иерусалима. Все со своими вопросами, приезжали не один раз.

– А что-то матушка вам рассказывала сама?

– Да, например, начну ей рассказывать про какие-то места, а она кивает и поддерживает разговор, будто сама там была. Вот начну говорить ей про свой храм, который я выстраивал 20 лет назад из руин, а она: «Батюшка, я видала». Думаешь: «Как же?» Приезжаю: «Матушка, иконостасик там сделали новый». Она: «Батюшка, а я видала». В следующий раз: «Батюшка, я у тебя на втором этаже была». Она весь процесс знала, что мы делаем, помогала нам строить храм своими молитвами. К матушке многие обращались за помощью в болезнях, и она говорила, какой травкой полечиться. Своим местным она говорила: «Пойдешь на этот бугорок (знала местность, где какой бугорок), на левом склоне есть такая ложбиночка, в этой ложбинке – эта травка».

Разве человек может упомнить, где что растет, если он 20 лет лежит недвижимый?! Дома-то порой забудешь, что куда положил. Матушка духом все прозревала, такое ей дерзновение от Бога было дано.

Прощаемся с батюшкой, благодарим матушку Феодосию за помощь, за встречу с отцом Иоанном. Дождик усиливается, а на дороге останавливаются еще две машины. Люди идут к матушке… Дивны дела Твои, Господи!

Ирина ЕВСИНА

Схимонахиня Феодосия, Скопинская старица

Воспоминания о матушке Феодосии отца Константина, настоятеля Борисоглебского храма с.Корневое

– Отец Константин, расскажите, что вы помните о матушке Феодосии?

– Такое, я думаю, забыть нельзя. Ее молитвами, можно сказать, и держался весь мир. И сейчас после кончины нас матушка не оставляет своими святыми молитвами. Чувствуется ее помощь, ее молитва непрестанная. Хотя, когда мы ходили к матушке, мы не искали никаких чудес, знамений. Сами знаете, кто ищет, Господь наш Иисус Христос сказал, что лукавые прелюбодеи, есть чудеса и знамения, которые ему не дадутся. Такого не было, чтобы мы как священники ждали, знамений каких-то, исцелений. Ходили как к болящему человеку, утешая тоже так же молитвенно, и просили святых молитв у матушки. И Господь по ее святым молитвам давал просимое. Каждый, я думаю, получал утешение, каждый чего искал, того находил. Люди искали духовного – находили духовного, люди спрашивали какого-то мирского совета, получали мирской совет. Матушка отвечала на все вопросы каждому, что интересовало его в его жизненном пути.

– Как вы узнали о матушке?

– О матушке я знал с детства, лет, наверное, с шести, слышал от бабушек, еще до пострига была она еще матушка Наталья. Люди посещали, ходили как болящую проведывали ее, они звали ее сестричка Наталья. А потом в уже более осознанном возрасте пришел в храм алтарником, я попал лично к ней в келью еще до пострига. А потом, когда отец Авель совершил над ней монашеский постриг, матушка стала здесь такой знаменитой, люди стали знать, что есть у нас такая матушка Феодосия. Тогда в советские годы приходили те люди, кто знал, кого матушка знала. Тогда не было, как сейчас, были гонения, но все равно люди приходили тайно, просили святых молитв, духовный совет, утешались.

– Какую помощь она оказала вам лично?

– Да любую помощь, с какой я ни обращался. Есть конкретный вопрос, который касается лично меня, не могу сказать, это личное, сокровенное, тайна. Матушка никогда не любила ничего разглашать. Она жила по Евангелию, делала так, чтобы левая рука не знала, что делает правая. Если матушка что-то делала, она не велела никогда разглашать. Я думаю, это кого-то конкретно касается, однако, придешь, объясняешь ей: вот такая-то такая проблема, она улыбнется тебе: «Батюшка, хорошо, помолимся» и все, вверх летишь.

– Батюшка, может, с другими людьми какой случай полезно огласить.

– А я думаю, другие люди сами должны о себе рассказать. Приходит на память сила ее молитвы, ее сам пример терпения, смирения, любви. Представляете, вот мы, священники, исповедуем людей. Приходишь, падаешь буквально на диван, а сколько матушка принимала в день людей? И день и ночь… До самого утра, практически, шел поток людей. И ведь отвечала на вопросы, каждого встречала с любовью, всем улыбалась, как можно это вытерпеть да не пороптать? Разве это нам не пример? Живой пример! Терпение, смирение. Дай Бог, чтобы мы, туда ходящие, видели и хотя бы чему-то научились.

– На ее похоронах было очень много детей: младенцев, дошкольников. Обычно на похороны стараются не брать таких маленьких.

– Это была Пасхальная радость. Матушка преставилась в день нашего престольного праздника святых благоверных князей Бориса и Глеба, как раз у нас была архиерейская служба, и такое произошло событие: Господь призвал ее в селение праведных, ведь просто так ничего не происходит, мы сами это знаем. Поэтому для всех это была просто радость. Матушка из временной жизни перешла в жизнь вечную, она шла к Богу.

– Она обладала особым даром. Сейчас большая проблема в семьях молодых – детей Бог не дает. Обращаясь к ней, Господь давал детей.

– По вере вашей да будет вам. Я думаю, такие случаи были, и не единичные, их было много. Люди веровали, что ее молитвами так будет, и так получалось. Ведь по вере нам Господь подает, вера без добрых дел мертва есть. Все взаимосвязано.

— Батюшка, а вы не помните, когда был постриг?

– Я в это время как раз поступил в Рязанское духовное училище, это был или 1996, точно не могу сказать, это есть в епархиальном управлении, еще при владыке Симоне это было. Как раз присутствовал митрополит Ивановский Иосиф, отец Авель.

– А какие этапы жизни матушки вы выделите?

– Я по ее наставлению принял сан священства. Матушка руководила нами, давала духовные наставления. Когда я лично беседовал с матушкой, я никогда не дерзал что-то у нее такое расспрашивать. То, что матушка рассказывала, да. Была такая большая масса народа, что стыдно матушку задерживать и людей, которые шли с такими важными вопросами, а люди едут издалека, добираться, ждать – это долго ведь, на каждый вопрос люди ждали ответа. Если матушка рассказывала, а рассказывала она много чего. Матушка показывала своей жизнью пример, учила всех жить в любви: «Где мир, там и благодать Божья. Живите с миром».

– Известно, что она 40 лет лежала без движения, а когда она начала молиться?

– Это лучше расскажут женщины, которые ходили и ухаживали за матушкой. Была ее сестра Ольга, матушка пришла в себя где-то в 70-е годы, а потом говорить стала притчами, старушки которые ходили, рассказывали. Матушка начинала как-то издалека, а потом человек понимал, что матушка говорила о его жизни, а не про кого-то. Так мягко, деликатно, а потом уже матушка стала говорить прямо. Это уже для нас, потому что мы такие бестолковые, чтобы мы поняли, уже конкретно матушка называла все своими именами. Но, если человек приходил, начинал упорствовать, матушка никогда не настаивала, никому себя не навязывала. Спросят совета – ну вот так вот поступите, Господь открыл. Человек упорствует, не хочет: матушка, а, может, вот так? Матушка: «Ну, как хотите». Тогда выполняйте волю не Божью, а свою. Соответственно, ничего не получалось, это разрушалось. Бог гордым противится.

– Интересно, что матушка говорила о сохранении семьи, крепости семейной?

– Матушка только и говорила: «Живите с миром, чтобы брак ваш был венчанный. Водите деток в храм, исповедуйте, причащайте». Когда человек приходил, она сразу спрашивала: «А вы в Божий храм-то ходите, вы исповедуетесь? А вы причащаетесь? А брак у вас венчаный?» Это были первые ее слова, сколько мне приходилось слышать.

– А если кто уходил из супругов, как она к этому относилась?

– Как можно к этому относиться? Как к трагедии. Если люди шли за помощью, думаю, возвращались. Бывало такое, когда семьи соединялись вновь. Я не буду разглашать, это было ее святыми молитвами. Что такое «развенчание»? Если ребенка покрестили, его можно раскрестить? А как можно развенчать? Что такое зачин? В истории русской православной церкви такого чина не было. Если уже разрушен брак грехом прелюбодеяния, если там жизнь становится невыносимой, то люди идут к архиерею, чтобы получить благословение на второй брак. Если простят супруги друг друга, если покаются, всякий грех простится человеку. Венчал я браки, когда умирал супруг, и умирала супруга, такое было в моей личной практике. А развенчаться – такого у меня еще не было. Мы с матушкой на эту тему никогда не беседовали. Она говорила так: «Батюшки знают, они пастыри церкви». Или, допустим, какой-то священник приходил и что-то сугубо спрашивал, то она говорила: «Батюшка, ты обратись с таким вопросом к своему владыке». Отсебятины никакой не было.

– Она говорила об изменении канонов церкви?

– Такие тонкие вопросы мы никогда с ней не поднимали. Матушка говорила: «Живите по заповедям Божьим», говорила: «Батюшка, я ведь неграмотная, в семинарии не училась». Эти канонические вопросы касаются и священнослужителей, это тонкие богословские вопросы.

– Книги «Кормчий» вы не видели, не встречали у матушки в библиотеке?

– Такого я не встречал. У матушки всегда лежала Псалтырь. Я тонкостей не знаю. У нее такие старцы были, как отец Наум, поэтому, я думаю, там руководство было. Если такие старцы приезжали за молитвой, то здесь даже говорить не приходится. Помните притчу такую, архимандрит Павел (Груздев) рассказывал? Жили три человека, попали они на необитаемый остров. Приехал к ним архиерей, спросил, как вы молитесь? «Владыка, мы люди простые, неграмотные, вот так: «Господи, трое вас и трое нас, помилуй нас!» «Да вы что, вы неправильно молитесь, таких молитв нет». Покормили владыку, отправили его. И видит владыка: бегут эти три человека за ним по воде: «Владыка, прости нас Христа ради, мы забыли, как молиться правильно, научи нас». «Я все молитвы знаю, все каноны Божьи, но по воде я ходить не умею. Как молились, так и молитесь». Так и здесь. Как она молилась? Это знает только сам Господь. Мы ощущали на себе ее дар молитвы.

– А за что ей был дан такой дар? Ведь она была простой девушкой-крестьянкой?

– Мы же не можем знать путей Господних? Пути Господни неисповедимы. Это тайна, которая ушла вместе с матушкой. Как Господь говорит: «Ваши мысли – это не мои мысли». Господь знает, что не стоит село без праведника, и Господь всегда дает каждому роду, каждой местности какого-то молитвенника. Сколько было всегда в селах таких болящих, юродивых! Как апостол Павел нас, христиан, предупреждает: испытывайте духов, от Бога ли они? Я думаю, каждый должен об этом знать.

– Как матушка относилась к гражданским бракам?

– А что такое гражданский брак? Это когда молодые люди соединяются и живут без росписи, без венца. Это чистый блуд, если он ни родителями, ни церковью не благословлен, то как можно к этому относиться? Конечно, матушка говорила, чтобы брак был зарегистрирован. В тонкости, как матушка относилась к только зарегистрированным бракам, не вникал. Мы, священники, приходим, помолимся, она: «Отцы духовные, простите, благословите меня» и все, и мы уходили. Когда владыка приезжал, то говорили: «Матушка, помолись, чтобы все было хорошо, все-таки архиерей едет». Она только утешала: «Батюшка, все будет у вас хорошо». Ну так и бывало. Матушка каждого утешала, даже каждым своим взглядом. Иногда на нее посмотришь: Мы все приходим на своих ногах, в добром здравии. Кто-нибудь бы сказал: «Матушка, а как вы себя чувствуете?» Столько лет лежать, столько принимать людей, по-человечески бы пожалеть человека, она себя всю отдавала, полностью, служению. Не мы ей служили, а она нам.

– Батюшка, скажите финальное слово.

– Я думаю, это еще не конец, это начало всего. Главное, чтобы в этом деле не навредить. Господь Сам знает, кого прославить. Опасность заключается в том, что всегда вокруг таких людей бывают околоцерковные люди. Это всегда нужно помнить. Главное – это не навредить в этом деле. А мы должны способствовать, не выдумывать каких-то непонятных ложных чудес и бабьих басен. Как апостол Павел нам говорит: «От этого уклоняйся». Поэтому все должно быть здраво и духовно. Чтобы православие было без каких-либо языческих примесей. Я думаю, это будет более правильно и верно. У нас есть здравые адекватные пастыри церкви, которые ведут, руководят.

Беседовала Ирина ЕВСИНА

У книжной полки. М.Е. Шкатов. Старица Феодосия Скопинская: воспоминания самовидцев в 2-х книгах

Аудио

По словам епископа Скопинского и Шацкого Феодорита, «счастлив тот человек, которому в жизни довелось видеться и общаться со святыми людьми, носителями благодати Святого Духа. Эти встречи всегда оставляют в жизни человека неизгладимый след. Иначе и быть не может, так как, встречаясь со святым, человек встречается с «Царством Божиим, пришедшим в силе» (Мк. 9, 1). «Сближайся с праведными, — советует преподобный Исаак Сирин — и через них ты приблизишься к Богу». И народ наш всегда искал приближения к Богу через сближение со святыми подвижниками». Такой угодницей Божией была и схимонахиня Феодосия, старица из города Скопин, что под Рязанью. О ней рассказывает книга, вышедшая в издательстве Отчий дом. Она называется – «Старица Феодосия Скопинская: Воспоминания самовидцев в 2-х книгах».

***

Это двухтомное издание является плодом многолетней работы, сбора документов и воспоминаний современников и духовных чад матушки Феодосии (Косоротихиной), к которой обращались за помощью и просьбами о молитве тысячи паломников. Подвижнический подвиг матушки, после 14-летнего летаргического сна, продолжался сорок три года. Оставаясь недвижимой, она принимала ежедневно большое количество людей, приезжающих к ней в келью со всей страны. Книга включает в себя воспоминания людей, которые знали матушку до её чудесного сна, и тех, кто окормлялся у неё после пробуждения.

Архимандрит Сергий (Карамышев), настоятель Успенского кафедрального собора Астаны, беседовал с Зинаидой Ждановой, составительницей книги о блаженной Матроне Московской, лично знавшей нашу великую покровительницу. Бывала Жданова и у матушки Феодосии. О ней она сказала так: «Это вторая Матрона». Воспоминания, собранные в двух книгах, подтверждают эти слова. Около девяносто человек свидетельствуют о великом смирении и любви подвижницы. В книге собрано множество живых свидетельств общения со святой старицей, множество случаев исцеления по ее молитвам от душевных и телесных недугов. Но даже несмотря на большой объем книги, это всего лишь малая часть таких свидетельств.

Также издание содержит наставления Скопинской старицы и её жизнеописание, биографию священноигумена Феодора (Липягова), одного из православных подвижников ХХ века, к которому в молодости обращалась за духовными советами матушка Феодосия и который так предсказал ей будущее: «Сейчас ты ничего не знаешь, а потом будешь знать все». В православном народе сохранилась память об исповеднике, прошедшем сталинские узилища, но конкретной информации не было. Удивительным образом удалось выяснить дату смерти отца Феодора, по которой сотрудники ЗАГСа установили фамилию батюшки. Издателям фамилия была сообщена в день третьей годовщины преставления матушки Феодосии. По фамилии были сделаны запросы в архивы. Так, Промыслом Божиим, создавалась эта книга.

Как отмечает составитель книги — Михаил Евгеньевич Шкатов, она состоит из разноплановых рассказов очень разных людей. В ее первой части сохранены подробности из жизни многострадальной русской деревни 1930-1950 годов. Они приводятся потому, что зафиксированных матушкиных рассказов о ее жизни в это время почти не сохранилось. Но она жила так же, как повествуют эти люди, и была плотью от плоти той, старой русской деревни. По мере собирания рассказов приоткрывался облик великой русской труженицы, православной подвижницы, абсолютно преданной Христу. Во всей ее жизни духовное главенствовало над материальным. Господь благословил нас искать Царства Небесного (ср.: Мф. 6, 33), и матушка всю жизнь его искала. А посетив Горний мир во время своего чудесного многолетнего сна, свидетельствовала до конца жизни о его близости.

По словам Михаила Евгеньевича, «Матушка была человеком русской идеи, которая заключается в том, что Небесное важнее земногo. Она несла эту ключевую, основополагающую мысль Христова учения среди материалистического угара, в стране, где материальное стало богом. Господь по ее молитвам творил бесчисленные чудеса и исцеления. Но главным чудом было воскрешение веры в заблудших, уведенных со спасительного пути людях. И к ним, через матушку Феодосию, приближалось Царство Небесное. Труды матушки были необычайны. Физически немощный человек принимал ежедневно десятки, а то и сотни людей вне зависимости от своего состояния. Ради любви к Богу и человеку матушка пропускала через себя боль каждого обращающегося к ней и о каждом возносила искреннюю, горячую молитву. Болела матушка постоянно, часто испытывала сильные боли, но приема не прекращала. Уже в смертельной болезни она продолжала принимать, последние посетители были накануне матушкиной смерти».

Как отмечает владыка Феодорит, лично знавший старицу, «все, кто общался с матушкой, вспоминают ее чистые, голубые, словно бездонные озера, глаза. Какие тяготы переносила матушка, какие страдания, но взор ее не потух, глаза сохранили живость, молодой блеск. Вообще для своего возраста матушка выглядела очень молодо. В 90-е годы, когда ей было уже под восемьдесят, у нее на лице была чистая, светящаяся кожа безо всяких морщин. Потом, конечно, и время брало свое, и матушкины переживания, и бесконечное, до глубины сердца, сопереживание страждущим людям. Но до самого конца ее лицо было красивым. Это, наверно, была красота добродетели».

О наставлениях матушки владыка Феодорит говорит, что они «были просты и доступны, она растворяла их народной мудростью. В простые слова вкладывала много смысла: «Будьте всегда с Господом Богом», «Живите с миром», «Чаще молись», «Чти родителей». Монахов учила постоянной молитве, предостерегала от гордости». По воспоминаниям других очевидцев «матушка постоянно повторяла: «Ходите в Божий храм, кайтесь и причащайтесь». Матушка учила верить в Бога, жить по-Божьему и по воле Божьей. Исповедоваться и причащаться чаще. Грехи не держать в себе, раскаиваться и делать добрые дела. Всегда она говорила: «делайте больше добрых дел».

Матушка Феодосия почила в возрасте девяноста лет 15 мая 2014 года, в день памяти святых страстотерпцев и мучеников благоверных князей Бориса и Глеба, — этим святым посвящен ближайший к ее домику храм, там ее и отпевали. За несколько часов перед кончиной рано утром матушка в полной памяти приобщилась Святых Христовых Таин. «Ныне, — пишет автор-составитель, — схимонахиня Феодосия «упокоилась в столь близкой ей Горней стране и у Престола Творца молится о всех нас, оставшихся на земле и уже усопших. Верю, что в ее лице русский народ, да и весь мир получил новую заступницу и усердную молитвенницу перед лицом Божиим, подобную блаженным Ксении Петербургской и Матроне Московской».

***

Как отмечает епископ Феодорит, души людей по природе стремятся к Божественному свету, к святости. А что такое святость? Если кратко, то это единство человека с Духом Господним (ср.: 1 Кор. 6,17). Все, кто общались с матушкой Феодосией, чувствовали Дух Господень, который проявлялся, прежде всего, в матушкиной любви. На матушке воистину исполнились слова преподобного Кассиана Римлянина, который говорит, что «верх святости и совершенства состоит не в совершении чудес, а в совершенстве любви». Не сомневаюсь, говорит владыка Феодорит, что выход этого издания поможет собрать еще больше рассказов об опыте общения с матушкой и ее благодатной помощи.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *