Шмелев лето господне

Лето Господне

Чистый понедельник. Ваня просыпается в родном замоскворецком доме. Начинается Великий пост, и все уже готово к нему.

Мальчик слышит, как отец ругает старшего приказчика, Василь Василича: вчера его люди провожали Масленицу, пьяные, катали народ с горок и «чуть не изувечили публику». Отец Вани, Сергей Иваныч, хорошо известен в Москве: он подрядчик, хозяин добрый и энергичный. После обеда отец прощает Василь Василича. Вечером Ваня с Горкиным идут в церковь: начались особенные великопостные службы. Горкин — бывший плотник. Он уже старенький, потому и не работает, а просто живёт «при доме», опекает Ваню.

Весеннее утро. Ваня смотрит в окно, как набивают льдом погреба, едет с Горкиным на Постный рынок за припасами. Приходит Благовещение — в этот день «каждый должен обрадовать кого-то». Отец прощает Дениса, пропившего хозяйскую выручку. Приходит торговец певчими птицами Солодовкин. Все вместе, по обычаю, выпускают птиц. Вечером узнают, что из-за ледохода «срезало» отцовские барки. Отцу с помощниками удаётся их поймать.

Продолжение после рекламы:

Пасха. Отец устраивает иллюминацию в своей приходской церкви и, главное, в Кремле. Праздничный обед — во дворе, хозяева обедают вместе со своими работниками. После праздников приходят наниматься новые рабочие. В дом торжественно вносят Иверскую икону Богородицы — помолиться ей перед началом работы.

На Троицу Ваня с Горкиным едет на Воробьёвы горы за берёзками, потом с отцом — за цветами. В день праздника церковь, украшенная цветами и зеленью, превращается в «священный сад».

Приближается Преображение — яблочный Спас. В саду трясут яблоню, а потом Ваня и Горкин отправляются на Болото к торговцу яблоками Крапивкину. Яблок нужно много: для себя, для рабочих, для причта, для прихожан.

Морозная, снежная зима. Рождество. В дом приходит сапожник с мальчишками «славить Христа». Они дают маленькое представление про царя Ирода. Приходят нищие-убогие, им подают «на Праздник». Кроме того, как всегда, устраивают обед «для разных», то есть для нищих. Ване всегда любопытно посмотреть на диковинных «разных» людей.

Наступили Святки. Родители уехали в театр, и Ваня идёт на кухню, к людям. Горкин предлагает погадать «по кругу царя Соломона». Читает каждому изречение — кому какое выпадет. Правда, эти изречения он выбирает сам, пользуясь тем, что остальные — неграмотные. Только Ваня замечает лукавство Горкина. А дело в том, что Горкин хочет для каждого прочесть самое подходящее и поучительное.

На Крещение в Москве-реке освящают воду, и многие, в том числе Горкин, купаются в проруби. Василь Василич состязается с немцем «Ледовиком», кто дольше просидит в воде. Они исхитряются: немец натирается свиным салом, Василь Василич — гусиным. С ними состязается солдат, причём без всяких хитростей. Побеждает Василь Василич. А солдата отец берет в сторожа.

Брифли бесплатен благодаря рекламе:

Масленица. Рабочие пекут блины. Приезжает архиерей, для приготовления праздничного угощения приглашают повара Гараньку. В субботу лихо катаются с гор. А в воскресенье все просят друг у друга прощения перед началом Великого поста.

Горкин и Ваня едут на ледокольню «навести порядок»: Василь Василич все пьёт, а нужно успеть свезти лёд заказчику. Однако выясняется, что подённые рабочие все делают быстро и хорошо: Василь Василич «проникся в них» и поит каждый день пивом.

Летний Петровский пост. Горничная Маша, белошвейка Глаша, Горкин и Ваня едут на Москву-реку полоскать белье. Там на портомойне живёт Денис. Он хочет жениться на Маше, просит Горкина поговорить с ней.

Праздник Донской иконы, торжественный крестный ход. Несут хоругви из всех московских церквей. Скоро наступит Покров. Дома солят огурцы, рубят капусту, мочат антоновку. Денис и Маша перебрасываются колкостями. В самый праздник появляется на свет Ванина сестрёнка Катюша. А Денис с Машей, наконец, сосватались.

Рабочие спешат подарить Сергею Ивановичу на именины невиданных размеров крендель с надписью: «Хозяину благому». Василь Василич, в нарушение правил, устраивает церковный звон, пока несут крендель. Именины удаются на славу. Больше сотни поздравлений, пирогов со всей Москвы. Прибывает сам архиерей. Когда он благословляет Василь Василича, тот плачет тоненьким голоском…

Настаёт Михайлов день, именины Горкина. Его тоже все любят. Ванин отец жалует ему богатые подарки.

Все заговляются перед Рождественским постом. Приезжает тётка отца, Пелагея Ивановна. Она — «вроде юродная», и в её прибаутках таятся предсказания.

Приходит Рождество. Отец взялся выстроить в Зоологическом саду «ледяной дом». Денис и Андрюшка-плотник подсказывают, как это нужно сделать. Выходит — просто чудо. Отцу — слава на всю Москву (правда, никакой прибыли).

Ваня идёт поздравлять с днём ангела крестного Кашина, «гордеца-богача».

На крестопоклонной неделе Ваня с Горкиным говеют, причём Ваня впервые. В этом году в доме множество дурных предзнаменований: отец и Горкин видят зловещие сны, расцветает страшный цветок «змеиный цвет».

Скоро Вербное воскресенье. Старики угольщики привозят из леса вербу. Пасха. Дворника Гришку, который не побывал на службе, окатывают холодной водой. На Святой неделе Ваня с Горкиным едут в Кремль, ходят по соборам.

Егорьев день. Ваня слушает пастушеские песни. Снова дурные предзнаменования: воет собака Бушуй, не прилетели скворцы, скорняку вместо святой картинки подсунули кощунственную.

Радуница — пасхальное поминовение усопших. Горкин и Ваня ездят по кладбищам. На обратном пути, заехав в трактир, слышат страшную весть: Ваниного отца «лошадь убила».

Отец остался жив, но все болеет с тех пор, как разбил голову, упав с норовистой лошади. Ему становится лучше, он едет в бани — окачиваться холодной водой. После этого чувствует себя совсем здоровым, отправляется на Воробьевку — любоваться на Москву. Начинает ездить и на стройки… но тут возвращается болезнь.

Реклама:

В дом приглашают икону целителя Пантелеймона, служат молебен. Больному ненадолго становится лучше. Доктора говорят, что надежды нет. Сергей Иванович на прощание благословляет детей; Ваню — иконой Троицы. Уже всем ясно, что он умирает. Его соборуют.

Наступают отцовские именины. Снова отовсюду присылают поздравления и пироги. Но семье умирающего все это кажется горькой насмешкой.

Приходит батюшка — читать отходную. Ваня засыпает, ему снится радостный сон, а наутро он узнает, что отец скончался. У гроба Ване становится дурно. Он заболевает, не может идти на похороны и только в окно видит вынос гроба.

ёв «Мартовская капель». Анализ текста

ёв «Мартовская капель». Анализ текста.

Сияет солнце, воды блещут.
На всём улыбка, жизнь во всём.

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом

Ход урока

1.Организационный момент.

— На доске — «определение марта». Ребята читают 2-3 сочинения о весне.

— Ученики «связывают» тему урока с происходящим в действительности.

— Под музыку (Григ «Утро») записывают тему урока, эпиграф.

— Отдельно работает «Творческая мастерская» — художник (создаёт картину мартовского настроения), комментатор (проводит словарную работу: водополье, полог, дровянки, поддевка, «покумились у кого-то на родинах», Великопостная стирка, намёт).

2. Проверка домашнего задания.

— Фронтальный опрос: тема, идея, тропы, пейзаж, роды литературы, интерпретация, литературный герой.

3. Работа над темой урока.

— Слово учителя об ёве. И С. Шмелёв – талантливейший русский писавека. Он поэтизировал традиции, верования, обряды старой России. И самой главной национальной чертой русского характера считал христианскую веру. Рассказ «Мартовская капель – это фрагмент из романа «Лето Господне». Роман создавался в эмиграции в Париже в е годы.

— Ребята определяют тему, идею рассказа «Мартовская капель» (2-3 ученика).

— Кто главные, второстепенные герои рассказа? Почему?

— На какие смысловые части можно поделить рассказ? Почему?

а) Пробуждение героя; б) Двор — «Кипит работа»; в) Лужа.

— Назвать тропы в рассказе: эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболу, литоту, олицетворение, градацию.

Почему в тексте так много слов в переносном значении? (Они делают речь образной, эмоциональной, богатой).

— Ребята, а как связан текст с нашей национальной культурой?

(Упоминаются религиозные праздники: Пасха, пост. Даются толкования этих слов). (Не забудем, что действие происходит во время поста, скоро – Пасха, Воскресение Господне. Мальчик всё воспринимает сказочно, он рад весне, капели, но всё-таки внутри его ощущение другой, духовной, радости – пасхальной, поэтому в рассказе всё время упоминаются религиозные слова…)

— Какое настроение от прочитанного рассказа? (Настроение от рассказа – радостное: оттого что пришла весна, природа оживает; оттого что есть Россия – верующая, трудовая, добрая).

— Прочитайте фрагменты из текста, дающие радость. (1 вариант – с первой части; 2 вариант – со второй части; 3 вариант – с третьей части).

— Чем заканчивается рассказ? Почему?

(Рассказ заканчивается описанием лужи. Все рады ей – «верному зачину весны».

Утки. «Ждут её – не дождутся вышедшие на волю утки: стоят и лущат носами жидкий с воды снежок, часами стоят на лапке».

Мальчик Ваня. «Я рад. Я люблю нашу лужу, …будем на плотиках кататься».

озабочен. «Ругаться опять будет, а куда её, шельму, денешь! Совсюду в её текёт, так уж устроилось. И на самом-то на ходу… передки вязнут, досок не вывезешь. Опять, лешая, набирается!» Но в его речи тоже чувствуется какое-то уважение к луже, разговорно — любовно он её называет, как живую, шельма, лешая.

А Горкин так и говорит: «И не трожь её лучше, Вася… Спокон веку она живёт. Так уж ей тут положено. Кто её знает… может, так, ко двору прилажена!.. И глядеть привычно, и уточкам разгулка».

— Кто сопоставляется внутри этой сцены?

Внутри этой сцены – юмористическое сопоставление Василь Василича и уточек.

А Василь Василич всё думает. Ходит и крякает, выдумать ничего не может: совсюду стёк! Подкрякивают ему и утки: так-так… так-так… Пахнет от них весной, весеннею тёплой кислотцою. Потягивает из-под навесов дёгтем: мажут там оси и колёса, готовят выезд. И от согревшихся штабелей сосновых острою кислотцою пахнет, и от сараев старых, и от лужи, — от спокойного старого двора.

— Какой вывод от прочитанном?

а) Человек и природа – одно целое;

б) Удивительный писатель – Иван Сергеевич Шмелёв, он даже лужу может воспеть. Всё для него в России дорого, священно.

в) В рассказе есть юмор;

г) Автор изображает приход весны во всей России; дальше он описывает мир мальчика Вани; изображается двор: труд людей, подготовка к празднику Пасха. Вывод: писатель соединяет в одно целое Бога, Россию, людей, мир одного человека.

4. Проверка работы «Творческой мастерской».

Художник и комментатор рассказывают о своей работе.

5. — С какими произведениями искусства – музыки и живописи – можно сопоставить рассказ «Мартовская капель»?

«Весна. Большая вода», » Времена года», С В. Рахманинов » Весенние воды».

6. У вас хорошее настроение? Давайте устроим театр. Все на местах будут озвучивать нашу сценическую миниатюру.. Приготовьте карандаши и колокольчики. 1-й ряд озвучивает только начинающую капать водичку – сонно, мягко. По команде вступает 2-й ряд –быстрее, чётче тараторит капель, 3-й ряд – ваша капель вступает по команде и будет плясать и сливаться в золотые нити.

Выберем артистов –Сосульки-Капельки и Солнышко.

Учитель под музыку произносит текст.

Дети вступают в игру и иллюстрируют его.

Наступило утро. Встало Солнышко. Зевнуло, оглянулось – вроде зима исчезла. Обрадовалось и озарило своей улыбкой всю землю. Сосульки стали отогреваться, и появились первые капельки, сияющие, лучезарные, искрящиеся И зашептали золотые капли, сонно. Мягко (1-й ряд), затараторили, посыпались (2-й ряд) и растеклись, как «золотые нити» по своим местам (3-й ряд).

— Кто вам больше понравился в роли капельки?

— Вы меня удивили и порадовали. Вы удивительно талантливы и эмоциональны.

7. Выставление оценок.

8. Домашнее задание: пословицы, загадки о марте; характеристика литературного героя Вани ( по схеме).

Март

Голубой месяц март. Голубое небо, снега голубые. На снегах тени как синие молнии. Голубая даль, голубые льды. Голубые на снегу следы. Голубые перелески, голубые канавы. Первые голубые лужи и последние голубые сосульки. А на горизонте – синяя полоска далёкого леса. Весь мир голубой!

Н. Сладков.

К истокам слова

Март. В Древнем Риме март был первым месяцем года и весны и посвящался Марсу, покровителю полей и стад. В честь его месяц так и назвали.

Сияет солнце, воды блещут.
На всём улыбка,

жизнь во всём.

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

У людей на ночном столике наряду с молитвословом и Евангелием лежат томики «Лета Господня»… Это уже не литература… Это «душа просит». Это утоление голода духовного.

А. Карташев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *