Схоласты проявляли большой интерес к вопросам

Схоластика

Во время своеобразного малого ренессанса Средневековья (XII в.) явственно формируются идеи схоластики (от лат. scola, идущего от греческого схолес – школа). Будучи универсальной философией и теологией, схоластика господствовала в общественной мысли Западной Европы вплоть до начала XVI в. По крайней мере, до XIII вв. схоластика, в недрах которой развивалась педагогическая мысль, играла положительную роль. «Это была сильная, отважная рыцарская наука, ничего не убоявшаяся, схватившаяся за вопросы, которые далеко превышали ее силы, но не превышали ее мужества», – писал профессор Московского университета Т. II. Грановский (1813–1855).

Схоластика выработала культурные ценности, опираясь на аристотелизм и христианское богословие. Для рационального, логического объяснения христианской педагогики были использованы философско-педагогические идеи Аристотеля. Схоластика, сохраняя теологическую суть, выстроила новое философско-педагогическое обоснование воспитывающей функции христианства. Как философия она разрабатывала алгоритмы дедуктивных рассуждений и силлогизмов. Как педагогика – подавала в логически стройном виде христианское вероучение с целью дать учащимся совершенное, систематизированное знание. Схоласты придерживались точности терминов при изложении мысли, разрабатывали приемы спора, старались отточить до блеска доказательность мышления.

Примером блестящего схоласта являлся французский богослов и педагог Абеляр (1079–1142). В 24 года он преподавал в Парижской кафедральной школе. Красноречие Абеляра привлекало сотни слушателей. У него учились логике мышления, искусству спора. Обладатель живого ума, Абеляр пытался соединить веру и разум, учил достигать высокого общественного положения с помощью образования, утверждая, что знание – результат прежде всего самостоятельной работы, подвигал учеников на творчество. «Порок нашего времени, что мы думаем, будто нельзя уже найти ничего нового», – говорил Абеляр.

Важную роль в становлении схоластики как новой идеологии, обучения и воспитания в том числе, сыграл философ и теолог Фома Аквинский (1225/26–1274). Фома Аквинский, полагая, что человеческий разум ограничен и ему недоступны высшие Божественные истины, тем не менее надеялся на успешность образования, если истины, в особенности религиозные, будут донесены учащимся в ясном и аргументированном виде и тем самым будут оттачивать их интеллект. Он попытался соединить светское знание и христианскую веру, поставив во главу угла постулаты религии. Фома Аквинский абсолютизировал рационалистический способ доказательств. Философско-педагогическая мысль приобрела ярко выраженный корпоративный и рецептурный характер. Научные знания объявлялись доступными лишь «посвященным». Сочинения Фомы Аквинского сделались одним из главных источников изучения богословия в эпоху Средневековья.

На фоне религиозного и педагогического фанатизма Средневековья выделяются и другие мыслители, которых можно считать провозвестниками Возрождения и которые внесли лепту в развитие европейской традиции воспитания и обучения: автор «Дидаскалиона» (трактат о системе образованности), глава Парижской кафедральной школы Гуго Сен-Викторский (1096–1141), наставник французского короля, автор трактата «О воспитании знатных детей» Винсент де Бове (1190–1264), канцлер Парижской Сорбонны Жан Шарль Герсон (1363–1429), испанский мыслитель Раймон Луллий (ок. 1235 – ок. 1316) и др. Они неразрывно увязывали религиозное и светское начала в воспитании.

Речь шла о «спасении души» и богоугодном образовании. По их утверждениям, мирские науки «также учат истине». Ими оставлены ценные педагогические советы: целесообразности изучения прежде всего сущностного знания, необходимости изучения национального языка, постановки на первое место в развитии человека нравственности, смягчения методов воспитания, завоевания интереса детей шуткой и играми, учета специфических качеств детей при воспитательном процессе (незлобливость, искренность, бескорыстие, слабоволие, капризность, необоснованный страх и пр.). Эти философы и педагоги призывали учителей к кротости и терпению, считая телесное наказание крайней воспитательной мерой. Ими выдвинут тезис о взаимосвязи интеллектуального и нравственного воспитания. Смелыми для своего времени были их предложения начинать обучение на родном языке (в ту эпоху латынь была альфой и омегой обучения), приучать детей к труду, давать с детства навыки профессии.

Традиционная школьная система и официальная философия христианства

В Средние века в основе обучения юного поколения использовался принцип поиска религиозной истины путем логических выводов и рассуждений. Повсюду распространялись труды Аристотеля, которые перевел Боэций, и святого Августина. Иногда в рядах схоластов присутствуют сорные суждения. Например, такие философы, как Дунс Скот и Фома Аквинский по-разному растолковывают религиозные истины. Но по-настоящему удар схоластике наносит Уильям Оккама, который сумел найти в традиционной философии противоречивые истины, ведущие не к гармонии, а к разрушению единства разумного и вечного.

В отличие от мистического мировоззрения, схоластика определяла путь божественного постижения не в чувственном восприятии, а путем логического определения субъективных и объективных факторов. Начало философского развития относят к середине V века, когда на основе патристики первоначально систематизируются основные догмы. В это время доступ к античным философам ограничен, в распоряжении имеются только труды Платона, Августина и Аристотеля.

Схоластики того времени путем иерархических нагромождений пытаются выстроить классификацию понятий и представить систематизированную основу мироздания, подчиняющуюся общему единому принципу. Несмотря на то что этот принцип прописан в откровении, деятели направления стремятся рационально доказать его, как и выстроить логическое объяснение существования бога.

Этапы развития схоластики

Представители раннего направления

Единую систему, несмотря на старания многих авторов, выработать так и не удалось из-за непрекращающегося вечного спора о природном начале универсальных понятий и их объяснения единичных истин. Ученые того времени разделились на два течения:

  • реалистов, рассматривающих общее объективное определение первичным, из которого постепенно выделились единичные вещи;
  • номиналистов, берущих за основу субъективные восприятия, показывающих их путь к перерождению в общие универсальные понятия.

Ранние схоластики представлены такими именами:

  • Петр Дамиани, жизнь которого длится с 1007 по 1072 год, представил основное философское выражение отношений между бытием и мышлением;
  • богослов Ансельм Кентерберийский, его коллега по цеху Гильом из Шампо (умер в 10121 г.);
  • направление номиналистов представляли Росцелин, Беренгар Турский, Иоанн Солсберийский, Абеляр, которые нашли и систематизировали пути развития логических понятий в естественных науках, но определили некий предел, чтобы развитие такой философии не сыграло неугодную роль для церкви и религии;
  • ученики и последователи схоластиков, Альберт фон Больштедт, Фома Аквинский, со второй половины XII века принялись за обработку трудов Аристотеля в духе христианства и католицизма, таким образом, придя к мертвой схоластике.
  • Пётр Демьянович Успенский, Вильям из Мербеке, последователи направления, исключили из философии поиск, постановку вопросов для поиска объяснения, колебания до принятия правильного решения
  • позже известны имена Джованни Бонавентура, жившего в 1221–1274 годах и Александра из Гельса 1180–1245 годов жизни, которые исключили полностью чувственный опыт из религиозных постулатов, заменяя его откровением разума.

Продолжатели схоластического направления

К началу XIV века борьба переходит в противостояние двух направлений:

  • доминиканского ордена «томистов», сторонников учения Фомы Аквинского;
  • францисканской организации «скотистов», последователей Дунса Скота.

Ортодоксальные направления схоластики переходят на передовые позиции, и становится характерной системой обучения в университетах Западной Европы, откуда вытесняют рационалистов и искателей опыта, например, Роджер Бэкон и Сигер Брабантский. Большое влияние объясняется поддержкой государства и церковной системы.

Те, философы, которые причисляли себя к номиналистам, исключают теологические проблемные вопросы и переходят на сторону ограниченного влияния философских рассуждений и научных определений по отношению к религии становятся научными естествоиспытателями, но направление не получает поддержки и должного развития.

Схоластика в эпоху Возрождения

Век характеризуется постепенным перерождением основного направления по пути исключения прогрессивных составляющих философского учения. Церковь санкционирует выгодные ей формальные постулаты, а схоластика подхватывает их, насаждает населению, становясь на путь тормозящего дополнения.

Развитие буржуазной культуры приводит к зарождению борьбы против философии и падению церковного авторитета. Характерно проявление противостояния гуманистов в тот период, которые ставили под вопросом богословское содержание схоластики и признавали ее тянущий назад формализм и устаревшую схематичную направленность, выявляли оторванность от реальной жизни.

Эпоха просвещения

В XVI веке католицизм становится на основу контрреформации, неосхоластика перенимает протестантское направление и берет за исходник труды Ф. Меланхтона. До эпохи просвещения философия господствует почти во всех университетах Европы. Далее, на арену выходит естественное познание путем проведения опытов, семимильными шагами развивается материализм и схоластике, как основной стандартной философии, наносится непоправимый удар. Ей на смену приходит неотомизм, и философия объединения материальных и богословских ценностей больше подняться уже не может.

Период поздней схоластики выявил все перегибы философии, формализм, за что ее и изгнали из общества. Настоящее определение слова схоластика обозначает философию об отдаленных от жизни обстоятельствах, книжности высказываний и формальное объяснение порой несуществующих вещей.

Знаменитые школы схоластики в период процветания философии

Школа епископа Исидора Севильского основана одной из первых в VII веке в испанском городе Толедо. Священник собственноручно разработал и представил общественности труд «Начала или Этимология», где он излагает основы программы для школьников, взятые впоследствии на вооружение учебными центрами тех времен.

Другая известная школа открылась в VIII веке в Великобритании. Ее основал английский священник Беда Достопочтенный, которым приобщен в дальнейшем к списку католических святых.

В британском Йорке выдающийся мавр педагогических наук Алкуин открывает школу, также ставшую впоследствии знаменитой. Именно пример этой системы образования становится показательным и распространяется на последующие столетия. В частности, характерно применение системы во французском Турском монастыре. Именно во Францию направляется Алкуин по приглашению Королевской особы Карла Великого и его отпрысков. Мастер философии издает труд «Диалектика», в нем со всей яркостью построены все основные догмы схоластики и предложены принципы, по которым нужно строить обучение будущих служителей церкви.

Именно в этих учебных заведениях появился начальный опыт применения трех ступеней образовательной системы. Первые годы студенты штурмовали общие предметы, например, общее представление о Священном Писании, латынь, письмо, чтение, тексты из сборника литургии. Второй этап обозначал переход на диалектику, риторику и грамматику, астрономия, геометрию, математику, музыку. Занятия велись в рамках церковного аспекта и не выходили за его пределы. Третья ступень обозначала применение всех полученных знаний для углубленного понятия постулатов Священного Писания.

На период, когда из открытых известных школ образовались университеты, в обществе утвердилась некая светская направленность общения, благодаря социальным переменам. Поэтому университеты также претерпевали изменения, характерные для укрепления власти светских представителей, а влияние епископов и пап при этом становилось меньше. Большую роль играло получение общего образования, религиозное давалось в добавку к нему.

Современные реалии схоластики

Представление о мертвой и застывшей философии, как стали называть схоластику, относят к эпохе Возрождения. В тот период раскрепощаются нравы, и происходит снижение роли церкви и Бога, а схоластика, как наука, становится отрицательным понятием. Такое представление дошло до современного времени. Но стоит отметить тот факт, что преподавание по схоластической системе отличалось систематизированной грамотностью и нельзя его считать тратой времени. Христианское образование было необходимым для учеников, тем более что его становление относится к периоду, когда еще не произошло отделение православной и католической церкви.

Схоластика изменила направленность и приняла в свое учение черты диалектики, в таком виде она и продолжила шествие по аудиториям мировых учебных центров. Диалектика, как наука признается в основном ряду семи главенствующих свободных дисциплин, а для изучения некоторых других предметов (того же Святого Писания) обязательным становится предварительное ознакомление с диалектикой, которая принимает на себя роль не только логических рассуждений, но и теоретических знаний основ мироздания и философии.

Камни преткновения схоластики

Если судить о Боге на основании природных чувств, то его как бы подчиняют такой чувственности. С точки зрения Ансельма, о Боге нужно судить непосредственно, он априори выставляет доказательство, которое является онтологическим по смыслу. Истина заключается в том, что бог является совершенным Существом, именно поэтому ему присущи все положительные характеристики. Существование относится к одной из них, поэтому бог существует. При этом является невозможным определить Бога, как несуществующего, так как это противоречит понятию.

Наиболее известный постулат онтологического доказательства говорит о том, что если в мыслях человека присутствует Бог, то он представляется Совершенным во всем, а значит непрерывно существующим. То есть догма о существовании Бога является следствием представления о Боге. Через некоторое время такое доказательство стало казаться сомнительным, так как стали вмешиваться другие известные личности с иными рассуждениями.

Например, показательно возражение монаха Гаунилона, которое содержит сомнение в том, что если в мыслях человека существует какое-то понятие, то оно тут же становится существующим. В качестве примера он приводит мысли о придуманном острове, который ту же станет настоящим? Аргумент не тянет на цельное возражение, потому что такое доказательство существования Всевышнего применимо только для Бога, никакой остров не может, по сути, соревноваться с ним.

Некоторые противоречия все же можно увидеть в онтологическом доказательстве. Например, безумная личность может четко представить, что Бога нет, значит, она лишает совершенного Бога одного из важных атрибутов – существования. Но Ансельм тут же находит ответ и говорит о том, что сознание человека делится на:

  • адекватные мысли;
  • символические представления.

Люди путают области применения двух видов сознания, и символическое мышление вызывает неопределенные видения. Но для этого есть адекватное мышление, просеивающее сквозь жизненное сито все представления и находящее огрехи и противоречия в символическом восприятии мира. Если такое случается, то символическое восприятие мира являет собой ложное мышление.

Отличие схоластической и патристической философии

Религиозная философия, названная схоластикой, представляет собой не проявление свободной спекуляции по вопросам нравственности в религии, как это отмечается в систематизированных последних периодах философии греков, а применяет онтологические приемы к религиозному и церковному учению веры, первый опыт которых припадает на ранее разработанную перед ней патристическую философию:

  • патристическая система характеризуется тем, что для доступного разъяснения содержание веры она применяет Святое Писание и философские догмы;
  • схоластика строго придерживалась церковных постулатов, а философские приемы использовались для обоснования и построения в систему указанных догм.

Но эти различия существовали только в основе философий, а на деле в ранний патристический период использовалась систематизация, а в схоластике также не достигнуто было целостность и единство. Догмы не всегда находили место в философии, не изменяясь под действием объективных обстоятельств. Взаимодействие двух систем определяется так, что первая говорит и определяет те понятия, которые еще не возникли и не существуют в последней. Или появились еще в виде небольшого зародыша, который впоследствии стоит подогнать под религиозные понятия и систематизировать.

Создавались попытки объединить два философских течения в одно целое, так как основой являлась религиозное учение. При этом наступили такие времена, что новые народные массы, приступающие к научному обучению, с большей вероятностью воспримут древнюю науку, пришедшую из глубин веков. Приводились доводы, что откровение и ум происходят от единого источника – Бога, поэтому разногласий возникать не должно, а достижение согласия в единой системе является показателем истинности обеих философий. Поначалу такое слияние существовало, но к окончанию средневековья философия и религия обособляются одна от другой.

Взаимодействие схоластики и науки

Стремясь придать теологии научные черты, схоластики нашли решение в том, что нужно понимать не только есть или нет наука, а искать причины ее появления. Сознание человека содержит в качестве активных частей деятельность и сознание. Схоластики нашли идентичность сознания в вере, где различаются объективные и субъективные стороны. Вера же, сама по себе, является неизменной, но восприятие и содержание догматов меняется в зависимости от круга верующих. Понятие субстанции, которым вера определяет свое содержание, явилось плодотворным для философии схоластиков о науке.

Если говорить о сходных чертах, то первой из них является то, что и философия и религия возникают на основе мыслительного процесса. Ростки познавания начинают активный рост при встрече со знанием, а наука осуществляется в контакте с религией, если содержание и дух уподобляются один другому. Схоластики совершили единение мышления и откровения в идеях Божьего ума, так как только Всевышний совершает высокий взгляд на продвижение наук, а все научные открытия происходят в свете истинного божества.

Второй сходной чертой является то, что изучение науки посвящено не отдельным, изменчивым предметам, она изучает объективное понятие в вещах. Знание, примененное на практике, дается чувственным восприятием, и само по себе не может иметь самостоятельного значения. Наука хотя и рассматривает во время изучения что-то общее, но понятием имеет не его, а вещи, возникающие в восприятии. Эти определения в науке позволяют обеспечить ей реальное содержание.

Третьим следствием является понимание, что если в восприятии существует множество вещей, то и науки также возникают в разнообразных проявлениях. Не только отдельным предметам схоластики придавали значение, но и объективные знания должны быть нравственными, поэтому наука имеет право на существование. Специфическими объектами научного изучения являются человеческие предметы, а субстанцией мудрости служит божественные вещи.

Различают познание естественное и сверхъестественное, так и отмечают двойное состояние интеллектуального развития, проявляющееся в мудрости и науке. Первое состояние индивидуума определяется силой божественной благодати, а второе человек может достичь самостоятельно.

Наука, разум и мудрость имеют соответствие стольким же благодатным дарам. Знания, открываемые в науке, не имели бы полного совершенства без божественного возвышения, но отрыв от деятельной жизни также не приводит их к упорядочению. Мудрость приводит к тому, что человек начинает правильно понимать божественные вещи. Они в процессе так захватывают мудреца, что, изучая божественные проявления, он возвышается и начинает испытывать благодать. Разум является упорядочивающим элементом, в конце определения он возвращается к созерцанию.

Как бы ни исчерпала себя философия схоластики к нашим временам, но следует отметить, что ее появление и процветание в Средние века являлось огромным вкладом в развитие духовности, совершенствование мудрости и проявление ума народных масс.

Святая Схоластика была сестрой — близняшкой Св. преподобного Бенедикта Нурсийского. Она родилась в Нурсии (Nursia, Nurcia), Италия, ок. 480 г. (?); умерла возле Монте-Кассино, Италия, ок. 543 г. Практически всё, что нам известно о святой Схоластике, дошло до нас из Диалогов святителя Григория Двоеслова.
Святая Схоластика, была посвящена Богу ещё в очень раннем возрасте, но, возможно, продолжала жить в доме своих родителей. Про неё говорили, что она была предана Иисусу также, как своему брату. И когда Бенедикт основал свой монастырь в Монте-Кассино, Схоластика основала женский монастырь в Пломбариола (Plombariola), что в пяти милях к югу от Монте-Кассино. Считается, что монастырь находился под руководством её брата, так что она является первой монахиней-бенедиктинкой.Брат и сестра были очень преданы друг другу. Уставы обоих монастырей запрещали им входить в монастырь другого. Согласно святому Григорию, они встречались раз в год в доме возле монастыря Монте-Кассино, чтобы обсудить духовные темы, и были похоронены вместе, возможно, в одной могиле. Святой Григорий писал, «так смерть не разделила их тела, чьи умы были всегда соединены в Господе.»
Святой Григорий рассказывает замечательную историю о последней встрече двух святых на земле. Схоластика и Бенедикт провели весь день во «взаимном утешении небесной беседой», и с наступлением вечера Бенедикт начал готовиться к отъезду. Схоластика, предчувствуя, что это их последняя возможность увидеть друг друга при жизни, просила его провести остаток вечера с ней. Но Бенедикт наотрез отказался, поскольку не хотел нарушать собственный устав, проводя ночь вдали от Монте-Кассино. Тогда Схоластика заплакала, положила голову на стол и стала молиться, чтобы Бог вступился за неё. После её молитв разразилась буря. Ливень с градом были столь сильны, что вынудили Бенедикта с товарищами остаться.

«Да простит тебя всемогущий Бог, сестра» сказал Бенедикт, «за то что ты наделала.»

«Я просила оказать мне любезность,» отвечала Схоластика просто, «а ты отказал. Я попросила об этом Бога, и Он даровал это!»

Сразу после своего возвращения в Монте-Кассино Бенедикт увидел видение, как душа Схоластики отделилась от своего тела, возносясь на небеса в виде голубя. Она умерла через три дня после их последней встречи. Он положил её тело в могилу, которую приготовил для себя. Монах Адревальд утверждал, что её останки были перенесены 11 июля в богатую серебряную раку церкви святого Петра в Ле Ман, Франция, одновременно с переносом останков Бенедикта в Флери. В 1562 г. эту раку укрыли во время разграбления церкви гугенотами. Впоследствии часть мощей была возвращена в Монте-Кассино.

Кто-то считает, что мы должны просить Бога только о самом насущном. Но любовь Бога столь сильна, что Он хочет дать нам всё самое лучшее. Он всегда готов выслушать все наши молитвы: наши молитвы восхваления и благодарения, и наши молитвы прошения, раскаяния и о заступничестве. Ничто не может быть слишком важным или слишком ничтожным, чтобы не поделиться этим с нашим Отцом. Стяжающая душа познаёт, что всё, чем мы являемся, и всё, что мы имеем, идёт от Его щедрой доброты; а когда мы наконец постигаем этот урок, то оборачиваемся к Нему со всеми нашими упованиями, помышлениями и потребностями. Святая Схоластика – это, несомненно, одна из тех, кто пришёл к пониманию этого через свою собственную беспомощность.

Святая Схоластика обычно изображается в виде монахини, держащей посох и распятие, вместе со своим братом. В иконографии она изображается вместе со святой Иустиной Падуанской, с которой её иногда путают, хотя Иустина никогда не была монахиней; получающей покровы от святого Бенедикта; когда её душа отделяется от тела в виде голубя; с голубем у её ног или у груди; или коленопреклонённой перед кельей святого Бенедикта.

Она считается небесной покровительницей Монте-Кассино и всех кассинских общин. К ней обращаются для защиты от бурь.

Оригинал статьи

Понятие схоластики

Что же такое схоластика? Схоластика в философии это религиозное направление, необходимое для объяснения церковных догматов, обоснования веры. Поскольку многие постулаты христианства трудны для восприятия, учение было призвано доступно донести их до конечного слушателя. Часто схоластики пользовались искусственными, необъективными, далекими от действительности доводами, что подрывало авторитет течения. Чем дальше пускались в демагогию адепты, тем более ненастоящей казалась сама религия. Именно поэтому сейчас схоластика ассоциируется с искусственным, пустым, необоснованным нравоучением, не востребованным в реальной жизни. Характеристика слова носит отрицательный характер, определяется, как недостаток. Но это суждение не совсем правильно, потому что многие исторические факты, сведения, дошедшие до наших дней, имеют искаженный, перекрученный вид или просто изживают себя.

Изначально схоластика была системой логических умозаключений, занимающаяся анализом языковых оборотов, использованных в церковных канонах. Религиозная терминология специфична, старые «мертвые» языки трудночитаемы, поэтому направление обыватели расценивают ненастоящим, сухим.

В чем особенность и проблемы схоластики

Характерной особенностью схоластики является составление сумм, то есть всеобъемлющих изложений церковного богословия. Направление с особой скрупулёзностью занималось доскональным изучением всех возможных вариантов текущего вопроса, опровержением неуместных его постановок. Представители течения часто использовали, как доказательство своей правоты, цитаты знаменитых, уважаемых деятелей. Благодаря этому данная философская логическая система оказалась четко изложенной, задокументированной, хорошо сохранившейся для потомков.

Но проблематика схоластики весьма обширна. Используя тезисной подход, ее можно разделить на три основных проблемы.

Проблема первая – соотношение знания и веры. Эти противоположные понятия взаимно исключают друг друга. Религия базируется на откровение, не нуждается в доказательствах. Знание, как сила разума, не полагается на недоказуемое наитие. О самостоятельности веры говорил Тертуллиан: «Благодаря Иисусу нам ни к чему любознательность, благодаря писанию «Евангелия», нам ни к чему поиски истины». Вера остается верой, потому что не требует обоснований. Тертуллиан считал философию ересью, ибо философы, задающие рациональные вопросы, подрывают религию, а веровать нужно в абсурдное.

Проблема вторая – соотношение сущности и существования. Это теологическая дилемма действительного существования Всевышнего и постижения его сущности. Философия снова опровергает реальность невидимого, непостижимого, так как образ Бога есть результат воображения. Схоласты выходят из этой ситуации так: существующий мир сотворил Господь, из этого следует, что сущность всех вещей мира есть божье творение. Речи о том, что именно Бог создал мир, людей, природу не было, сие воспринималось, как данность. Вопрос стоял так – реально ли его познание? Одни думали – постичь Бога можно с помощью разума, другие считали – постичь Творца невозможно, все сведения мы приобретаем через откровения.

Благодаря данному схоластическому спору родились:

  • Два метода познания Всевышнего: святой, естественный. Первый исходит из догматов «Святого писания», второй доказывает бытие Создателя через характеристики реального мира. Здесь знание и вера вступают в дружеский союз.
  • Новые идеи европейской философской мысли – выяснение сущности вещей стало главной целью европейских философов.

Проблема третья – проблема природы и универсалий (сущности общих понятий). Это теологическая дилемма христианства о сущности Творца, его троичности (Отец, Сын, Святой Дух) и философская о соотношение общего с единичным. Решение задачи породило два течения схоластики – реализм, номинализм.

Идеи реализма воплощал Платон: «общее в виде «идеи» есть реально само по себе, не привязано к предметам». Номинализм выражал Аристотель: «Сущность общего в самих предметах».

Учение номиналистов трактует – общее в принципе не существует, даже если существует, то лишь в понятиях, выражающих знание о единичных вещах, после самих вещей.

Реалисты считали – есть только общее, единичное является кажущейся реальностью. До появления внешних предметов появилась «идея» в разуме Бога.

Метафизика в схоластике

С античных времен наряду с теологией развивается философия. «Раскручивание» богословия без философствования не представлялось возможным. Философская мысль, полагаясь на опыт предыдущих столетий, достигает своего рассвета. Труды Платона, Аристотеля снабжают человечество общедоступными знаниями об основополагающих субстанциях.

Очень ярко представлено развитие схоластики в метафизике. Практически до XIII века понятие метафизики заменяют диалектика и логика. В школьной программе того времени из семи предметов диалектика из-за отношения более к словам, чем к предметам, считалась второстепенной дисциплиной, служанкой прочих наук. С появлением схоластики она выступает на первое место. Так как появилась острая необходимость в метафизике (но она еще не существовала), метафизические задачи пытались решить при помощи остальных предметов. Для этого нужна была философская диалектика, логика – чтобы связать дисциплины друг с другом в поисках метафизических принципов.

Исходя из вышеизложенного, схоластика в решении метафизических вопросов стала наукой из наук. Всякий вывод, выстроенный логическим путем, считался непоколебимым. Преобразование диалектики в метафизику сводило выражение слов к воображению предмета, догадки становились неоспоримыми. Такая философская логика дошла до XII века. Только в XIII веке с появлением метафизики Аристотеля наука достигла своего рассвета – школа разграничила логику и метафизику, диалектика снова стала подготовительной дисциплиной. Метафизика уже не однобокое учение – схоласты (Фома Аквинский, Альберт великий, Бонавентура) теперь полагаются на труды Платона.

Периоды развития схоластики

Развитие учения относится к Средневековью, его делят на три периода: ранний, средний, поздний. Рассмотрим поподробнее.

Ранний период. Ранняя схоластика относится к IX-XII векам, географическая принадлежность – европейские страны (Англия, Франция, Германия, Италия). Основополагающей базой направления было переплетение теологии, науки, философии. Схоластический метод основывался на специфике ценностей, результатов умозаключений, спора об универсалиях. Представители: Рабан Мавр, Иоанн Росцелин, Бонавентура.

Средний период. Направление среднего периода (XIII) отличается от раннего направления окончательным разделением философии, науки от религии. Западное средневековое мировоззрение освещается трудами Аристотеля; появляются францисканский, доминиканский ордена; затевается спор между последователями Августина и Аверроэса, скотистами и томистами. Средний период ознаменовался созданием великих философско-религиозных собраний. Представители: Витело (Германия), Винсент из Бове (Франция), Роджер Бэкон (Англия), Раймунд Луллий (Испания).

Поздний период. Позднее течение направления относится к XIV-XV векам. Поздняя схоластика получила рационализаторскую (отрицательную) упорядоченность, философское мышление приобрело научный оттенок, мистика окончательно отделилась от религии. Наука наполняется спекулятивным смыслом, теряет духовность. Появляется понятие «несхоластика», предмет которого защищает христианскую религию.

Наука глазами схоластов

Представители учения хотели довести теологию до научного состояния. За этим следовал вопрос: как, зачем должна существовать наука?

Познание определяется действием и бездействием. Для схоластиков такое разделение было привычным, так как они сравнивали его с религией. Ведь в христианстве есть установленные догмы (бездействие), по которым обязаны жить люди, применяя их на практике (действие).

Мыслитель Фома Аквинский объяснял: «Если субстанция — это первичное состояние любого предмета, а наука состоит из таких первичных состояний, то и религия тоже наука, так как она есть субстанция уповаемых предметов».

Общая черта науки и веры исходит от их зарождения человеческой мыслью. Познаваемое, познающая природа зависят друг от друга. Получая знания, познающая природа эволюционирует.

Основой науки считаются не отдельные предметы, а изменчивая общность предметов.

На вопрос «зачем нужна наука» схоластики отвечали: «Так как в природе огромное количество вещей, необходимо существование множества наук, предметами которых станут эти вещи».

Наука радуется возможности утвердить свой предмет (добиться истины), мудрость (вера) стремится по предмету различать, классифицировать (преследует благо).

Союз естественного, сверхъестественного способов познания порождает союз ума, науки, веры. Где интеллект развивает человек, а мудрость даруется Богом. Вера у схоластов уступила место разуму, а наука приобрела некую мудрость.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *