Силуан

АДАМ, отец вселенной, в раю знал сладость любви Божией, и потому, когда был изгнан из рая за грех и лишился любви Божией, горько страдал и с великим стоном рыдал на всю пустыню.

Душа его терзалась от мысли: «любимого Бога я оскорбил». Не так жалел он о рае и красоте его, как о том, что лишился любви Божией, которая ненасытно каждую минуту влечет душу к Богу.

Так всякая душа, познавшая Бога Духом Святым, но потом потерявшая благодать, испытывает Адамово мучение. Больно душе, и сильно жалеет она, когда оскорбит любимого Господа.

Скучал Адам на земле, и горько рыдал, и земля была ему не мила. Он тосковал о Боге и говорил:

«Скучает душа моя о Господе и слезно ищу Его. Как мне Его не искать? Когда я был с Ним, душа моя была весела и покойна, и враг не имел ко мне доступа; а теперь злой дух взял власть надо мною, и колеблет, и томит душу мою, и потому скучает душа моя о Господе даже до-смерти, и рвется дух мой к Богу, и ничто на земле не веселит меня, и ничем не хочет душа моя утешиться, но снова хочет видеть Его и насытиться Им.

Не могу забыть Его ни на минуту, и томится душа моя по Нему, и от множества скорби стоном плачу я: «помилуй мя, Боже, падшее создание Твое».

Так рыдал Адам, и слезы лились по лицу его на грудь и землю, и вся пустыня слушала стоны его; звери и птицы замолкали в печали; а Адам рыдал, ибо за грех его все потеряли мир и любовь.

Велика была скорбь Адама по изгнании из рая, но когда он увидел сына своего Авеля, убитого братом — Каином, то еще большею стала скорбь его, и он мучился душою, и рыдал, и думал: «от меня произойдут и размножатся народы, и все будут страдать и жить во вражде и убивать друг друга». И эта скорбь его была велика, как море, и понять ее может только тот, чья душа познала Господа и как много Он нас любит. И я потерял благодать и вместе с Адамом зову: «Милостив буди мне, Господи. Даруй мне духа смирения и любви».

О, любовь Господня! Кто познал тебя, тот неустанно ищет тебя день и ночь и кричит:

«Скучаю я по Тебе, Господи, и слезно ищу Тебя. Как мне Тебя не искать? Ты дал мне познать Тебя Духом Святым, и это знание Божие влечет мою душу слезно искать Тебя».

* * *

Плачет Адам:

«Не мила мне пустыня. Не милы мне высокие горы, ни луга, ни леса, ни пение птиц; ничто мне не мило. Душа моя в великой печали: я оскорбил Бога. И если бы взял меня Господь снова в рай, то и там буду скорбеть и плакать: зачем я Бога любимого оскорбил».

* * *

Адам по изгнании из рая болел душою и много слез проливал он от скорби. Так всякая душа, познавшая Господа, скучает по Нему, и говорит:

«Где Ты, Господи? Где Ты, Свете мой? Почто скрыл лицо Твое от меня, и душа моя долго не видит Тебя, и скучает по Тебе, и слезно ищет Тебя».

«Где Господь мой? Почто не вижу Его в душе моей? Что мешает Ему жить во мне? Значит нет во мне Христова смирения и любви к врагам».

Адамов плач

* * *

Бог есть ненасытная любовь, и описать ее невозможно.

Ходил Адам по земле, и от многих болезней сердца своего плакал, а умом помышлял о Боге, и когда изнемогало тело его и не мог он уже проливать слезы, то дух его и тогда горел к Богу, ибо не мог он забыть рай и красоту его; но еще больше душа Адама любила Бога, и влеклась к Нему силою самой любви.

О, Адам, я пишу, но ты видишь, слабый ум мой не может разуметь, как скучал ты о Боге и как нес труд покаяния.

О, Адам, ты видишь, я, чадо твое, страдаю на земле. Мало во мне огня, и едва не потухает любовь моя.

О, Адам, пропой нам песнь Господню, да возвеселится душа моя о Господе, и да подвигнется хвалить и славить Его, как хвалят Его на небесах Херувимы и Серафимы, и как все чины небесных ангелов поют Ему трисвятую песнь.

О, Адам, отец наш, пропой нам песнь Господню, чтобы слышала вся земля, и все сыны твои подняли умы свои к Богу, и усладились звуками небесной песни, и забыли горе свое на земле.

* * *

Дух Святой есть любовь и сладость души, ума и тела. И кто познал Бога Духом Святым, те ненасытно день и ночь рвутся к живому Богу, ибо любовь Божия зело сладка. Но когда душа теряет благодать, то снова слезно ищет Духа Святого.

А кто не познал Бога Духом Святым, тот не может слезно искать Его, и душа его всегда бывает борима страстями; ум его помышляет земное и не может придти в созерцание и познать Иисуса Христа. Он познается Духом Святым.

Адам знал Бога и рай, и по падении слезно искал Его.

— «О, Адам, отец наш, скажи нам, сынам твоим, о Господе. Твоя душа знала Бога на земле, знала и рай, и сладость его и веселие, и ныне ты живешь на небесах и видишь славу Господню. Скажи нам, как прославляется Господь наш за Свои страдания, и как поются песни на небесах, и коль сладки эти песни, ибо поются они Духом Святым.

Скажи нам о славе Господней, и сколь милостив Он, и как любит Он Свое создание.

Скажи нам и о Пресвятой Богородице. Как Она величается на небесах и какими песнями ублажается.

Скажи нам, как радуются там Святые, и как сияют они от благодати; как любят они Господа, и в каком смирении предстоят они Богу.

О, Адам, утешь и обрадуй наши скорбные души. Расскажи нам, что видишь ты на небесах?.. Что же ты молчишь?.. Ведь вся земля скорбит… Или ты от любви Божией не можешь и вспомнить про нас?

Или ты видишь Богородицу во славе, и не можешь оторваться от видения, и не хочешь нам скорбящим слово ласки сказать, чтобы мы забыли горе на земле?

О, Адам, отец наш, ты же видишь скорбь сынов твоих на земле. Что же ты молчишь?»

Говорит Адам:

— «Дети мои, не трогайте меня. Я не могу оторваться от любви Божией и говорить с вами. Душа моя уязвлена любовью Господней и веселится о красоте Его, и как могу я помнить землю? Живущие пред Лицем Владыки не могут помышлять земное».

— «О, Адам, отец наш, оставил ты нас, сирот твоих. А ведь мы в горе на земле. Скажи нам, что делать, чтобы угодить Богу? Посмотри на чад твоих, рассеянных по земле, рассеянных умом своим. Многие забывают Бога, во тьме живут и идут в пропасти ада».

— «Не беспокойте меня. Я вижу Божию Матерь во славе, и как могу я оторваться и говорить с вами? Я вижу святых Пророков и Апостолов; и все они похожи на Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия.

Я хожу по райским садам и всюду вижу славу Господню, ибо Господь во мне и сделал меня подобным Себе. Так прославляет Господь человека, что творит его подобным Себе».

— «О, Адам, ведь мы дети твои. Скажи нам, скорбящим на земле, как унаследовать рай, чтобы и мы, подобно тебе, видели славу Господню.

Душа наша скучает о Господе, ты же на небесах живешь и радуешься славе Господней. Молим тебя, — утеши нас».

— «Что вопиете ко мне, дети мои? Господь любит вас и дал вам заповеди. Соблюдайте их, любите друг друга, и обрящете покой в Боге. Кайтесь на всякий час в прегрешениях своих, чтобы могли мы встретить Господа.

Господь сказал: «Любящие Мя — люблю, и прославляющие Мя — прославлю».

«О, Адам, молись за нас, детей твоих. От многих скорбей печальна душа наша».

* * *

«О, Адам, отец наш, ты живешь на небесах и видишь Господа, сидящего во славе одесную Бога-Отца. Ты видишь Херувимов и Серафимов и всех Святых, и слышишь песни небесные, от сладости которых душа твоя забыла землю. Мы же печальны на земле и много скучаем о Боге. Мало в нас огня, чтобы пламенно любить Господа.

Внуши нам, что должны мы делать, чтобы рай обрести?»

Отвечает Адам:

— «Не троньте меня, дети мои, ибо я от сладости любви Божией не могу вспомнить про землю».

— «О, Адам, скучают души наши, и скорби отяготили нас. Скажи нам слово утешения. Пропой нам от песней, которые ты слышишь на небесах, дабы слышала их вся земля, и люди забыли горе свое… О, Адам, мы печальны зело».

— «Не троньте меня. Время моих скорбей прошло. От красоты рая и сладости Духа Святого я не могу уже помнить землю. Но скажу вам: любит вас Господь, и вы живите в любви, будьте послушны властям, смиряйте свои сердца, и Дух Божий будет жить в вас. Он приходит в душу тихо, и дает ей мир, и свидетельствует спасение без слов. Пойте Богу в любви и смирении духа, ибо Господь радуется этому».

— «О, Адам, отец наш, что же нам делать? Мы поем, но нет в нас любви и смирения».

— «Кайтесь пред Господом и просите. Он любит человека и все даст. И я много каялся и много скорбел за то, что Бога оскорбил, что за грех мой потерян мир и любовь на земле.

Слезы мои текли по лицу и мочили грудь и землю; и пустыня слушала стоны мои. Вы не можете разуметь моей скорби, ни того, как рыдал я о Боге и рае. В раю я был радостен и весел: Дух Божий веселил меня, и я не знал никаких страданий. Но когда я был изгнан из рая, то холод и голод стали мучить меня, звери и птицы, которые были кротки в раю и любили меня, одичали, стали бояться и бежать от меня.

Меня терзали злые мысли; меня опаляли солнце и ветер, меня мочил дождь; меня мучили болезни и все скорби земли, но я все терпел и крепко уповал на Бога.

И вы несите труды покаяния: возлюбите скорби, иссушите свои тела, смирите себя и любите врагов, чтобы вселился в вас Дух Святой, и тогда познаете и обретете Небесное Царство.

А меня не трогайте: ныне от любви Божией я забыл землю и все, что на ней, я забыл даже потерянный мною рай, ибо вижу славу Господню и славу Святых, которые от света лица Божия и сами сияют, подобно Ему».

«О, Адам, пой нам небесную песню, чтобы слушала вся земля и усладилась миром любви к Богу. Мы хотим слышать эти песни, они сладки, ибо поются Духом Святым».

* * *

Адам потерял земной рай и плача искал его; «Рай мой, рай, прекрасный мой рай». Но Господь любовью Своею на кресте дал ему иной рай, лучший прежнего, на небесах, где Свет Святой Троицы. Что воздадим мы Господу за любовь Его к нам?

Адамов плач

Смотри также

1 августа Церковь празднует память преподобного Серафима Саровского. «Цель христианской жизни – стяжание Святого Духа», — говорит преподобный Серафим. Предлагаем …12 июля Церковь празднует память первоверховных апостолов Петра и Павла. В этот день завершается Петров пост. Оба апостола приняли мученическую …11 июля 1993 года отошел ко Господу известный афонский подвижник, ученик преподобного Силуана афонского, старец Софроний (Сахаров). Предлагаем вашему вниманию …8 июля Церковь чтит память святителя Феолипта Филадельфийского, афонского аскета и богослова, учителя святителя Григория Паламы. Предлагаем вашему вниманию пять …Схимонах Денасий (Юшков, 1859–1928) в 1882 году в 23-летнем возрасте прибыл на Афон и поступил в Русский монастырь святого великомученика … Неконтролируемый гнев — величайший враг духовной жизни. Господь изначально наделил человека этим свойством души для противления греху, но после грехопадения … Ежегодно, в ближайшее воскресенье к 1 ноября (память свв. Космы и Дамиана Асийских), в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре чтят … Тогда прояснится греховная тьма, облегчится сердце от тяжести греховной, воссияет свет и отрада на сердце и заменится печаль радостию. … 27 сентября Церковь празднует Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. Через крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа мы обрели наше … 21 сентября (8 сентября по старому стилю) Православная Церковь отмечает Рождество Пресвятой Богородицы (или, как именуют в народе, Вторую (Малую) …

Родился в селе Шовском Шовской волости Лебедянского уезда Тамбовской губернии в семье крестьян. Это село расположено недалеко от села Сезёново, где жил затворник Иоанн Сезёновский

Силуан Афонский фотография

Отличался здоровьем и физической силой: голыми руками мог брать горячий чугунок со щами и перенести его с плиты на стол, за которым работала их артель. Ударом кулака мог перебить довольно толстую доску. Он поднимал большие тяжести и обладал большой выносливостью и в жару и в холод, он мог есть очень помногу и много работать.

Реклама:

В 19 лет решил поступить в Киево-Печерскую лавру, но отец настоял, чтобы он сначала поступил на военную службу, которую он проходил в Санкт-Петербурге в сапёрном батальоне.

Осенью 1892 года приехал на Афон, где поступил в русский Пантелеимонов монастырь.

В 1896 году был пострижен в мантию. Послушания проходил на мельнице, на Каламарейском метохе (владение монастыря вне Афона), в старом Нагорном Руссике.

В 1911 году по пострижении в схиму с именем Силуан нёс послушание монастырского эконома.

Тогда же он написал записки, опубликованные в 1952 году архимандритом Софронием (Сахаровым). Многие монашествующие называют их «Новым Добротолюбием».

Согласно житийной литературе, в самом начале своего послушничества Силуан стяжал умную сердечную молитву. Дальнейшая жизнь Силуана была посвящена борьбе хранения полученной благодати. Ученик и биограф Силуана Афонского архимандрит Софроний так описывает подвижника в более поздний период: «Искушения он встречал и переносил с великим мужеством. …Редкой силы воля — без упрямства; простота, свобода, бесстрашие и мужество — с кротостью и мягкостью; смирение и послушание — без униженности и человекоугодия — это был подлинно человек, образ и подобие Бога».

Скончался 11 (24) сентября 1938 года.

Лучшие недели

Надежда Плевицкая. Биография
Посетило:27575
Пааво Нурми : ‘Летучий финн’
Посетило:8064
Томас Липтон: Изобретатель чайных пакетиков Lipton
Посетило:7670

«…нет подвига более трудного, чем подвиг и борьба за любовь, … нет свидетельства более страшного, чем свидетельство о любви, … нет проповеди более возвышающей, чем проповедь любви».

Так жил на земле Сын Божий Иисус Христос. Он говорил о Божественном мире, каждый день являя Своим личным примером силу Божественной любви. Его гнали, унижали, преследовали, а Он продолжал любить и прощать даже тех, кто кричал Ему в лицо: «Распни, распни Его!». Ради любви пошел Он на подвиг, чтобы сказать со Креста своим ученикам: «Дерзайте, Я победил мир».

Среди многочисленных последователей Иисуса Христа был и старец Силуан Афонский. Он родился в 1866 году в России и ушел из жизни на Афоне, накануне Второй мировой войны, в 1938 году. Всю свою долгую жизнь старец Силуан был монахом в монастыре Святого Великомученика Пантелеймона. На Святую Гору Афон он пришел в возрасте 26 лет, став на полвека одним из двух тысяч послушников русского монастыря.

По воле Провидения, случилось так, что именно об этом простом, скромном, малообразованном, но очень преданном Христу человеке стало известно всему христианскому миру. Духовный ученик старца архимандрит Софроний, семь последних лет находившийся рядом с Силуаном, написал о нем книгу.

Высокообразованный, наделенный литературным талантом ученик смог не только поведать людям о жизненном пути своего духовного учителя, но и, опираясь на записи самого Силуана, приоткрыть таинственный мир души этого великого христианского подвижника. Свою книгу архимандрит Софроний адресовал узкому кругу читателей, прежде всего верующим людям, но получилось так, что его вдохновенный рассказ о святом монахе нашего века привлек внимание многих людей. Книгу «Старец Силуан Афонский», вышедшую на русском, английском и французском языках, стали читать и изучать в различных уголках мира.

Погружаясь вслед за архимандритом Софронием во внутренний мир святого, столь недавно жившего рядом с нами, мы вдруг начинает ощущать реальность Божественного присутствия на земле. Благодаря знакомству с духовным опытом старца Силуана жизнь сонма православных святых становится ближе и понятнее современному человеку.

Старец Силуан, в миру Семен Иванович Антонов, родился в многодетной, крестьянской семье в Тамбовской губернии. Когда Семену было всего 4 года, он случайно услышал беседу отца, глубоко верующего человека, с книгоношей. Речь зашла об Иисусе Христе, и книгоноша стал с жаром доказывать, что Бога нет. Слова незнакомца так поразили маленького мальчика, что он сказал себе: «Когда вырасту большой, то по всей земле пойду искать Бога».

В 12 лет, работая в строительной артели старшего брата, он услышал рассказ кухарки о знаменитом подвижнике-затворнике Иоанне Сезеновском, на могиле которого происходили чудеса исцелений. Отрок Семен, неожиданно вспомнив слова книгоноши, подумал: «Если отец Иоанн святой, то значит Бог с нами. И незачем мне ходить по всей земле искать Его».

В этот момент молодой человек впервые ясно осознал, что хочет служить Богу и стать монахом. Однако отец не отпустил сына в Киево-Печерскую Лавру, сказав, что только после военной службы тот сможет по своему усмотрению распоряжаться своей судьбой. Семен примирился с волей Отца и как бы на время забыл о своем желании. Красивый, сильный физически Семен стал жить жизнью обычного крестьянского парня. Он много и тяжело работал, как и его сверстники, играл на гармошке, гулял с девушками, нередко пил и даже участвовал в драках.

Однажды в легком сне привиделось ему, что змея через рот проникла внутрь его. Содрогнувшись от омерзения, Семен проснулся, услышав при этом таинственный женский голос. «Ты проглотил змею во сне, и тебе противно, так и Мне нехорошо смотреть, что ты делаешь». Непостижимым образом он почувствовал, что удостоился великого посещения Богоматери.

С этого момента вся жизнь юноши круто изменилась. В нем пробудилось острое чувство греха и непреодолимая тяга к созерцательному образу жизни. Проходя военную службу в Петербурге, Семен хотел получить благословение на духовное служение от знаменитого батюшки Иоанна Кронштадтского. Вместе с другом он поехал в Кронштадт, но не застал священника дома. Тогда он написал на листе бумаги: «Батюшка, хочу пойти в монастырь; помолитесь, чтобы мир меня не задержал».

Семен был твердо уверен, что его записочка дошла до отца Иоанна. Не прошло и недели, как Семен, будущий старец, уехал на Афон. Осенью 1892 года он, наконец, стал послушником в русском монастыре Святого Великомученика Пантелеймона. С этого момента началось его восхождение по таинственной духовной лествице, ведущей человека к Богу.

Послушник жил, как и тысячи других монахов, в строгом монастырском ритме: работал на мельнице, участвовал в совместных богослужениях в храме, молился в своей келье. Вот только ночь он проводил необычно: сидя на табурете, засыпал на 15-20 минут, чтобы затем вновь молиться до самого утра. Так начался молитвенный разговор монаха Силуана с Богом, который уже не прерывался ни на мгновение до конца его земной жизни.

После принесенного глубокого покаяния душа послушника пела и ликовала от избытка благодати, которой наградил его Господь. Но уже вскоре начались сильные душевные потрясения, в горниле которых шло медленное и мучительное перерождение человека грешного в человека святого.

Силуан, уже принявший схиму, пережил страшное время богооставленности. Страдания потерявшего благодать превышают страдания приговоренного к смерти. Схимник не отступил, не впал в отчаяние. Он прошел и это тяжелейшее испытание, доказав силу своей веры. За свою стойкость Силуан был вознагражден.

Во время богослужения в храме, рядом с Царскими Вратами он вдруг увидел живого Иисуса Христа. В миг душа и тело монаха наполнились Божественным светом. Казалось, еще мгновение — и от переизбытка неведомого чувства он упадет замертво. Позднее сам старец говорил, что был изъят из этого мира и духом пребывал на небе, где и получил новое духовное рождение. С тех пор благодать уже не отступала от него,

Ум, живущий теперь в полном согласии с сердцем, давал схимнику представление о мире. Силуан мало читал, но был осведомлен о жизни людей. Он производил впечатление знающего и начитанного человека. Священное Писание, величайшие творения Святых Отцов Силуан помнил наизусть из богослужений, остальное дополнял его личный духовный опыт. Духовная сила схимника заключалась в том, что он знал не книжного Бога, а реального, живого Христа. Божественные посещения сделали его мудрым и проницательным.

Что бы ни делал Силуан, о чем бы ни думал, днем и ночью в его сердце непрерывно звучала Иисусова молитва. В те годы на Афоне было много споров о природе имени Божьего. Одни монахи полагали, что в имени Божьем заключен Сам Бог; другие, следуя церковной традиции, считали, что в имени Иисуса присутствует сила и энергия Христа.

Старец Силуан был осведомлен о спорах, но не принимал в них никакого участия, ибо на собственном опыте знал, «что через молитву Иисусову приходит в сердце благодать Святого Духа, что призывание Божественного Имени Иисуса освящает всего человека, попаляя в нем страсти».

У схимонаха Силуана был удивительный дар чувствовать грех. Продвигаясь по духовной лествице, старец вышел на такой уровень души, где все люди превращаются в единое целое, становятся одним организмом. Святой ясно видел, как грех одного человека, пагубно отражается на судьбе всего мира. Душа его непереносимо страдала от того, что люди не ведают Бога и не чувствуют силы Его любви. День и ночь плакал и молился могучий старец о людях, впавших в мятежное богоборчество. «Молиться за людей, — говорил старец иеромонаху Софронию, — это кровь проливать». Силуан молился не только за живущих и за грядущих, но и об умерших, томящихся во аде.

Его молитва была такой силы, что выходила за пределы земного времени и пространства. При этом старец был доступен для тех, кто искал его общения и совета. Говорил он всегда просто, непрерывно внутренне стоя на молитве. Монахи и паломники всегда замечали, что переживают рядом с ним удивительное внутреннее состояние, становясь на время как бы причастниками того бытия, в котором существовал сам святой. Покидая старца, все стремились продлить действие благодати в своей душе, но не могли. Отец Софроний с печалью писал, что быть, как Силуан не мог никто, ибо это требовало великого подвига и жертвы, на которую мало кто мог решиться.

Многие ученые мужи, приезжавшие на Афон, искали встречи с безграмотным мужиком, ибо понимали, что он обладал не книжными знаниями, а тем самым живым опытом, которым дышат писания великих подвижников древности. Бог есть любовь, любовь абсолютная, объемлющая всю тварь. Но как понять человеку, обремененному житейскими заботами, часто не имеющему веры в душе, Святого, который видел живого Христа!

Спустя 30 лет великий афонский подвижник изложил свой опыт. «Мир стоит молитвою, — говорил Силуан, — а когда ослабеет молитва, тогда мир погибнет. Я старик и готовлюсь к смерти. Братия мои, припадаю я на колени и молю вас: веруйте в Бога, веруйте, что есть Святой Дух, Который свидетельствует о том во всех Церквях и в моей душе».

Тихо отошел старец Силуан ко Господу, оставив нам свой завет: Каждый, кто отвергает другого человека, выпадает из Божественной полноты и должен каяться. Тот имеет веру истинную, кто любит врагов.

Плачет душа моя за весь мир

Составитель В.В. Лепахин.

Духовные писания старца Силуана.

Нам казалось иногда, что Старцу дана была сила через молитву влиять на беседовавших с ним. Это было тем более необходимее, что слово его по внешней форме своей было очень просто, как бы ничего «особенного» не заключающим в себе, тогда как по существу оно было о состоянии вышеестественном, и нужно было молитвою передать собеседнику то духовное состоянии, из которого говорилось оно, иначе всё будет напрасно; останется непонятным, невоспринятым, сокрытым.

Часто слово его по образу своему походит на псалмы, и это естественно, потому что происходило оно из непрестанной молитвы.

Удивительно, что в самых серьёзных органах в отделе литературной критики глава «Плачь Адама» отмечена как художественное произведение высокого достоинства. Один из критиков выразился даже так, что отныне немыслима антология русской литературы без этого произведения, то есть «Плача Адама» Старца.

Архимандрит Сафроний (Сахаров)

***

Мысли мои пережиты долгими годами. Божии милости были со мною без конца… Я пишу милости Господни, и мне легко писать, ибо душа моя знает Господа Духом Святым и знает, как много Он любит человека.

За писание моё, кто будет читать, за всё простите, за ошибки мои, и прошу вас молиться за меня.

Но писал я потому, что влекла меня любовь Божия, в которой я сытост не знаю. Я сидел, и вся душа моя была занята Богом, и ни единая мысль не приближалась ко мне и не мешала уму моему писать о любимом Господе. И когда я пишу слово, то другого ещё не знаю, но рождается оно во мне, и я пишу его.

Преподобный Силуан

Велика была скорбь Адама…

***

Адам, отец вселенной, в раю

Знал сладость любви Божией,

И потому, когда был изгнан

Из рая за грех

И лишился любви Божией,

Горько страдал и с великим стоном

Рыдал на всю пустыню

Душа его терзалась от мысли:

«Любимого Бога я оскорбил».

Не так жалел он о рае

И красоте его, как о том,

Что лишился любви Божией,

Которая ненасытна каждую минуту

Влечёт душу к Богу.

Так всякая душа,

Познавшая Бога Духом Святым,

Но потом потерявшая благодать,

Испытывает Адамово мучение.

Больно душе, и сильно жалеет она,

Когда оскорбит любимого Господа.

***

Скучал Адам на земле

И горько рыдал, и земля

Была ему не мила.

Он тосковал о Боге и говорил:

«Скучает душа моя о Господе,

И слезно ищу Его.

Как мне Его не искать?

Когда я был с Ним

Душа моя была весела

И покойна, и враг

Не имел ко мне доступа;

А теперь злой дух

Взял власть надо мною,

И колеблет, и томит

Душу мою, и потому

Скучает душа моя

А Господи даже до смерти,

И рвется дух мой к Богу,

И ничто

На земле не веселит меня,

И ничем

Не хочет душа моя утешиться,

Но снова хочет видеть Его

И насытиться Им. Не могу

Забыть его не на минуту,

И томится душа моя по Нему,

И от множества скорби

Стоном плачу я:

» Помилуй мя Боже,

Падшее создание твое».

Так рыдал Адам,

И слезы лились по лицу его

На грудь и землю,

И вся пустыня

Слушала стоны его;

И звери и птицы

Замолкали в печали;

А Адам рыдал,

Ибо за грех его

Все

Потеряли мир и любовь.

***

Велика была скорбь Адама

По изгнанию из рая,

Но когда он увидел

Сына своего Авеля, убитого

Братом – Каином,

То ещё большею

Стала скорбь его

И он мучился душою

И рыдал, и думал:

«От меня произойдут

И размножатся народы,

И все будут страдать,

И жить во вражде,

И убивать друг друга».

И эта скорбь его

Была велика, как море,

И понять её может только тот,

Чья душа могла познать Господа

И как много он нас любит.

И я потерял благодать

И вместе с Адамом зову:

«Милостив буде мне, Господи.

Даруй мне дух смирения

И любви».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *