Симоновский монастырь

Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь находится в городе Тихвин Ленинградской области в 240 километрах от Санкт-Петербурга. Сюда в течение нескольких столетий на преклонение чудотворной иконе Божией Матери Одигитрии съезжались не только простые люди, но и великие князья, цари и русские императоры. Икона и по сей день является главной святыней монастыря.

За более чем 400 лет существования монастырь переживал и стремительное развитие, и падение, и даже был рубежом обороны от иноземных захватчиков. Несмотря ни на что, монастырь дожил до наших дней и сейчас его ворота открыты для паломников и туристов из разных уголков страны. Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь является действующим, однако все желающие могут посетить как сам монастырь, так и музей, расположенный на его территории.

Успенский собор, © Ольга Разумова

Расписание богослужений в Тихвинском монастыре

Монастырь открыт для посещения ежедневно. Вход свободный, однако к требованиям относятся соблюдение тишины и приличия. В летнее время ворота монастыря открыты с 6 часов утра до 9 вечера, в зимнее время с 6 утра до половины восьмого вечера. По воскресеньям и праздникам вход в монастырь доступен после 8 утра. Богослужения проходят в монастыре ежедневно, два раза в день. Актуальное расписание богослужений можно посмотреть на официальном сайте Тихвинского монастыря.

Следует помнить, что нахождение на территории монастыря в пляжной или спортивной одежде, а также в шортах и мини-юбках священнослужители считают неприемлемым.

Чудотворная тихвинская икона

Вся история монастыря начиная от его создания и до наших дней, неразрывно связана с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери Одигитрии, что на греческом языке значит «указывающая путь». По преданию, икону написал Св. Апостол евангелист Лука еще при жизни Девы Марии и подарил правителю Антиохии Феофилу. Позже святыня была перемещена в Константинополь, где специально для нее возвели Влахернскую церковь-реликварий. Согласно летописи, в 1383 г., за 70 лет до распада Византии, икона чудесным образом переместилась в окрестности города Тихвин.

Здание музея на территории монастыря, © Александр Смирнов

Здесь, на берегу реки Тихвинки, усердно молились священники и простые люди, и во время молитвы икона сошла на руки молящихся. В тот же день было принято решение о строительстве церкви на месте явления. Но к вечеру успели построить только три нижних венца. Было принято решение продолжить работу утром. Однако когда утром строители пришли на место, то никаких следов от постройки не обнаружили. Пропала не только икона и остов церкви, но даже щепки. Пропажа внезапно нашлась на другом берегу реки. Все было перенесено сюда в том виде, в котором оставили стройку вечером. Таким образом, по преданию, икона сама выбрала себе место. Было решено возводить храм здесь.

Первая Успенская церковь была построена из дерева и простояла всего 7 лет, после чего сгорела при пожаре, но икона чудесным образом уцелела. С тех пор храм горел еще два раза, и каждый раз икона Божией Матери Одигитрии оставалась невредимой, чем привлекла внимание русского царя Василия III, который постановил заложить на этом месте каменный храм вместо деревянного. Церковь возвели в 1510—1515 гг. по образу Успенского Собора в Москве. А икона с той поры носит название Тихвинская.

В 1547 г. Иван Грозный, чтивший икону не меньше своего отца Василия III, приезжал в Тихвин молиться образу, чтобы получить благословение на царствование, а в 1560 г., уже будучи царем, велел построить два монастыря — мужской на левом берегу реки Тихвинка и женский на правом берегу.

Таким образом, Тихвинская икона стала не только главной реликвией Богородичного Успенского монастыря, но и являлась основной причиной для его создания.

Пятишатровая звонница, © Ольга Разумова

История Тихвинского мужского монастыря

С самого создания монастырь получал внушительные пожертвования как со стороны простых людей, так и от богатых купцов и князей. К примеру, в 1584 г. царским указом монастырю был подарен полиелейный колокол весом в 300 пудов. А в 1630 г. Михаил Федорович Романов внес из своих собственных сбережений 3000 листов белого железа, которыми были впоследствии покрыты главы церкви Успения. Князья присылали своих строителей для реставрации церкви и монастыря после пожаров.

В 1718 г. знать города Тихвина преподнесла монастырю «сребропозлаченный оклад для образа Богородицы украшенный жемчугом и самоцветами». Множество драгоценных камней для украшения икон было подарено и русскими императрицами.

В XVI в. кроме собора в Успенском монастыре были возведены и другие каменные постройки: Трапезная с церковью Рождества Богородицы, Святые ворота с надвратной церковью Вознесения и приделом Феодора Стратилата, пятишатровая звонница.

Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь на панорамах карт Google

Но монастырь, кроме духовно-просветительской, нес и важную оборонительную роль. Его укрепленные стены были стратегическим объектом во времена войн и смуты. В 1610 г. обитель была разграблена литовско-польскими войсками. В то же время происходили постоянные столкновения со шведами, которые даже под обманным предлогом зашли в монастырь и сделали его своим укрепленным гарнизоном.

Однако жители Тихвина восстали и выбили шведские отряды. Вражеское войско вернулось с подкреплением, и монастырь был взят в осаду. «Осадный период» связывают еще с одним чудом. В летописях сказано, что во время битвы защитники вышли на монастырские стены с Тихвинской иконой Божией Матери, и тогда шведским отрядам показалось, что на них надвигается со всех сторон огромное русское войско. Шведские захватчики бежали с поля боя, и русские защитники одержали окончательную победу в этой войне и отстояли монастырь

Фрески на крыльце Успенского собора, © Ольга Разумова

Однако война нанесла серьезный удар не только по монастырю, но и по всей экономике тихвинских земель. Пахотные и сельскохозяйственные угодья были разорены, постройки разрушены. Только спустя двадцать лет монастырь не только окончательно восстановился, но и продолжил строиться. Активнее всего стройка в Тихвинском Успенском монастыре велась в конце XVII в. В этот период все постройки из дерева были заменены на каменные. В ходе работ на территории монастыря и был создан тот самый архитектурный ансамбль и памятник истории XVI—XVII вв., который практически полностью сохранился до наших дней.

В 1669 г. были построены «Введенские ворота», а 1791 г. на их верхнем ярусе была возведена надвратная церковь во имя чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Изображение иконы нанесли на фасад башни. В 1856 г. перед ней произошло исцеление тихвинского мещанина А. А. Боровского от падучей и болезни ног. По этому случаю вокруг фрески на фасаде была выстроена часовня, защищающая изображение от непогоды, которая стала называться «Крылечко». А почитателей и благодетелей у монастыря и иконы стало еще больше.

В начале XX в. монастырь был закрыт, как и большинство церквей в то время, а храм разграблен. Икона же стала достоянием местного краеведческого музея.

вид на Успенский собор с колокольни, © Александр Смирнов

Во времена Великой Отечественной войны город был захвачен гитлеровцами при попытке штурма Ленинграда. Почти два месяца Тихвин находился в оккупации. Отступая, немцы вывезли из города все ценности, в том числе и чудотворную икону в занятый ими Псков. Потом икона попала в Ригу и в американскую оккупационную зону в Германии, откуда была вывезена епископом Иоанном в США. Перед смертью он завещал вернуть икону в Тихвин только после полного восстановления монастыря.

В 1945 г. на территории монастыря остается только одна действующая церковь, в которой проводятся богослужения — «Крылечко». Такое положение дел сохраняется вплоть до 1995 г., когда жители г. Тихвина написали письмо к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой возродить Богородичный Успенский мужской монастырь, благодаря которому город Тихвин и обязан своим появлением. После разрешения в монастырь въехали паломники и насельники и началось его восстановление. В 2004 г. было принято решение о возвращении иконы в Тихвинский монастырь.

Сейчас в Тихвинском монастыре действует золотошвейная мастерская, где вручную вышиваются уникальные предметы для украшения богослужения. При монастыре выпускается православная газета «Святыня». Также на территории находится музей, сувенирные магазины и кафе с монастырской выпечкой. У монастыря есть подворье, расположенное в Санкт-Петербурге — храм Святого Димитрия Ростовского. Здесь регулярно проводятся богослужения, беседы для молодежи и взрослых, спортивные мероприятия, детские праздники и организуются поездки по памятным местам Санкт-Петербурга и области.

Церковь Крылечко, © alex-shal

Как добраться

Монастырь расположен в городе Тихвин Ленинградской области по адресу Тихвинская улица, 1. Добраться сюда из Санкт-Петербурга можно несколькими способами.

Электричка до Тихвина ходит ежедневно с Московского вокзала. С Ладожского вокзала отправляется множество междугородних поездов, следующих через Тихвин. Время в пути составит чуть больше 3 часов.

Если ехать из Санкт-Петербурга на машине, то необходимо двигаться по Мурманскому шоссе (трасса Е-105, М-18) 130 км до Новой Ладоги. После моста через реку Волхов следует повернуть направо и продолжать движение по трассе А-114 еще 100 км до кольца, где будет указатель на Тихвин. Проехав 5 км по Р-36 вы окажетесь прямо у входа на территорию Тихвинского мужского монастыря.

Автобус № 860, следующий по маршруту Санкт-Петербург — Тихвин, отправляется от автовокзала, расположенного на набережной Обводного канала, несколько раз в день. Также существует рейс № 860Л до Тихвина, который отправляется от ТК «Ладожские ряды» два раза в день по будням, и один раз в день по выходным.

А также можно воспользоваться поисковиком автобусных билетов Даеду. Ищет по нескольким сервисам и сравнивает цены.

Санкт-Петербург Тихвин Быстрый поиск дешевых билетов на автобус
и автобусные путешествия по 20 000 направлениям Искать билеты

Проходящие через Тихвин автобусы на Череповец и Вологду отправляются от ТК «Невский», в районе ст.м. Дыбенко. На эти автобусы чаще всего необходимо предварительное бронирование.

Тихвинский Богородичный Успенский монастырь на видео

Древний Симонов монастырь основан в 1730 году по благословению Сергия Радонежского (Варфоломей) (между1314-1322 — 1392) его учеником и племянником — преподобным Фёдором (Иван) (ок. 1340-1394), уроженцем Радонежа, принявшим постриг в Покровском Хотьковом монастыре. Во главе Симонова монастыря преподобный Фёдор прославился как духовный наставник, он был личным духовником Дмитрия Ивановича Донского. В 1338 году преподобный Фёдор стал Ростовским архиепископом. Умер он 28 ноября 1394 года и похоронен в Успенском соборе Ростова Великого.

Своё название монастырь получил по имени инока Симона, в миру боярина Стефана Васильевича Ховрина, пожертвовавшего землю для монастыря. На этих землях — к югу от Москвы, в десяти верстах от Кремля — и был заложен монастырь. Первоначально Симонов монастырь располагался несколько ниже по Москве-реке, у большой дороги в Москву, и Фёдор, стремясь найти уединение, выбрал для монастыря другое место, неподалёку от старого. В 1379 году монастырь был перенесён на его нынешнее место. На старом месте осталась только приходская церковь Рождества в Старом Симонове, под колокольней которой во второй половине 18 века были обнаружены могилы героев Куликовой битвы Александра Пересвета (ум. 1380) и Родиона Осляби (ум. 1380 или после 1389). Пережившая страшные разрушения, долгое время служившая компрессионной станцией завода «Динамо», ныне эта церковь снова действующая.

Преподобный Сергий Радонежский считал Симонов монастырь «отраслью» своей Троицкой обители и всегда останавливался в нём, когда приезжал в златоглавую. Из стен Симонова монастыря вышла целая плеяда выдающихся подвижников и церковных деятелей: св. Кирилл Белозерский (Козьма), св. Иона, митрополит Московский, патриарх Иосиф (Владимир), митрополит Геронтий, архиепископ Ростовский Иоанн (ум.1525), знаменитый деятель нестяжательства Вассиан, в миру князь Василий Иванович Косой-Патрикеев. Симонов монастырь особенно любил посещать царь Фёдор Алексеевич Романов (1661-1682), для него здесь были устроены кельи. В 1771 году, при Екатерине II (1729-1796), монастырь был упразднён и по случаю распространившейся в ту пору эпидемии чумы превращён в чумной карантин. В 1795 году по ходатайству графа Василия Васильевича Мусина-Пушкина обитель была восстановлена.

Башни и стены монастыря строились в 16 веке. Их возводил «государев мастер» Фёдор Савельевич Конь, выдающийся русский зодчий — строитель Смоленского Кремля. Укреплённый при Борисе Фёдоровиче Годунове, монастырь отразил набег крымских татар Казы-Гирея. Новые стены монастыря и часть башен были сооружены в 1630 году, при этом в состав новой крепости вошли части старой крепости. Окружность монастырских стен составляла 825 м, высота около 7 м. Из сохранившихся башен выделяется угловая башня «Дуло», увенчанная высоким шатром с двухярусной дозорной башенкой. Две другие уцелевшие башни пятигранная Кузнечная и круглая Солевая — построены в 1640-е годы, когда велась перестройка оборонительных сооружений монастыря, пострадавших в Смутное время. В монастырь вели трое ворот: восточные, западные и северные. В память об отражении нападения крымцев в 1591 году была сооружена надвратная церковь Всемилостивого Спаса. Над восточными воротами в 1834 году были возведены надвратная церковь св. Николая Чудотворца.

В 1832 году было принято решение о постройке новой колокольни Симонова монастыря. Средства для постройки дал купец Иван Игнатьев. Первоначальный проект в стиле классицизма составил зодчий Н.Е. Тюрин. Колокольня была заложена в 1835 году, но затем её проект был изменён, возводилась она уже в русском стиле по проекту К.А. Тона. Строительство завершилось в 1839 году. По своему виду и местоположению колокольня повторяла колокольню Новодевичьего монастыря. Её высота состовляла более 90 м. Самый большой из висевших на колокольне колоколов весил 1000 пудов. На четвёртом ярусе были установлены часы.

Ещё в 1405 году в монастыре была построена каменная соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. В 1476 году купол собора сильно пострадал от удара молнии. В конце 15 века храм перестраивался одним из учеников Фиораванти по образцу Успенского собора в Кремле. В конце 17 века собор был расписан артелью московских царских мастеров. Тогда же был выполнен золочёный резной иконостас, в котором находилась главная святыня монастыря — Тихвинская икона Богоматери, которой Сергий Радонежский благословил Дмитрия Ивановича Донского на Куликовскую битву. Здесь же хранился золотой крест, усыпанный алмазами и изумрудами — дар царевны Марии Алексеевны. В монастырском соборе погребён сын Дмитрия Донского Константин Дмитриевич Углицкий, князья Мстиславские, Тёмкины-Ростовские, Сулешовы, бояре Головины и Бутурлины.

Трапезная Симонова монастыря сооружена в 1680 году на средства царя Фёдора Алексеевича артелью каменщиков во главе с Парфеном Петровым. В её состав вошли части предыдущей постройки 1485 года. При строительстве нового здания Парфен Петров использовал детали раннемосковского зодчества, которые не понравились монастырским властям. Они возбудили против мастера судебную тяжбу, и три года спустя трапезная была перестроена заново. На этот раз работами руководил известный московский мастер Осип Дмитриевич Старцев, много строивший в Москве и Киеве. Наряду с Яковом Григорьевичем Бухвостовым он является замым выдающимся зодчим 17-го столетия. Имена Старцева и Бухвостова часто стоят рядом в документах того времени: это были своего рода «друзья-соперники», творившие в стиле московского барокко, но обладавшие ярко выраженной своеобразностью. Новая трапезная Симонова монастыря стала одним из самых значительных сооружений конца 17 века. Пышно украшенное здание было ярко раскрашено «в шахмат» — стиль росписи, подобный каменной огранённой кладке. Церковь Сошествия Св. Духа при трапезной построена в 1700 году на средства царевны Марии Алексеевны, сестры Петра I Алексеевича. В 19 веке к ней были пристроены два придела.

На территории Симонова монастыря находилось обширное кладбище, где были похоронены поэт Дмитрий Владимирович Веневитинов, писатель Сергей Тимофеевич Аксаков, его сын Константин Сергеевич Аксаков, композитор Александр Александрович Алябьев, известный библиофил и собиратель купец Алексей Петрович Бахрушин, Николай Львович Пушкин, а также многочисленные представители старинных русских дворянских фамилий — Загряжские, Оленины, Дурасовы, Вадбольские, Соймоновы, Муравьёвы, Исленьевы, Татищевы, Нарышкины, Шаховские.

В начале 1930-х годов все главные постройки Симонова монастыря были разрушены. Погибли Успенский собор, колокольня, надвратные церкви. башни Сторожевая и Тайнинская, были уничтожены все могилы на территории обители. От монастыря уцелела лишь южная стена с башнями, трапезная церковь с церковью Сошествия Св. Духа и хозяйственная постройка — «солодежня» или «сушило». На святом для русского человека месте был построен «дворец культуры» ЗИЛа.

Из книги А.Ю. Низовского «Самые знаменитые монастыри и храмы России». 2000. Вече.

Симонов монастырь основал в 1370 году ученик и племянник Сергия Радонежского — Федор. Сам преподобный останавливался в обители при посещении Москвы. По легенде, он даже выкопал рядом пруд.

Что есть что в церкви

В 1379 году обитель перенесли на новое место. В Старом Симонове осталась только церковь Рождества Богородицы, где в XVIII веке обнаружили захоронения героев Куликовской битвы — Александра Пересвета и Андрея Осляби. При этом храм долго находился на территории завода, и один из компрессоров стоял прямо на могиле иноков-воинов. Сейчас церковь действует.

Старые башни и стены Симонова монастыря построили в XVI веке. Считается, что их возводил Федор Конь, строитель Смоленского кремля. Обитель много раз служила «щитом» Москвы: ее разрушали, но она возрождалась. А в 1771 году: Екатерина II упразднила Симонов монастырь и превратила его в чумной изолятор. Лишь в 1795 по ходатайству графа Алексея Мусина-Пушкина обитель восстановили.

В 1832 году на средства купца Ивана Игнатьева в Симоновом монастыре решили построить новую колокольню. Н.Е. Тюрин разработал проект в классическом стиле, но тогда набирал популярность псевдорусский, поэтому возвели пятиярусную колокольню (с часами на четверном ярусе) высотой 90 метров по проекту К.А. Тона. Строительство завершили в 1839 году.

В 1920 монастырь закрыли. В 1923 на территории открылся музей. Он работал до 1930 года.

Тогда правительственная комиссия признала, что часть древних построек Симонова монастыря можно сохранить как памятники, но собор и стены нужно снести. Взрыв прогремел ночью 21 января 1929 года. Тогда уничтожили пять из шести церквей, в том числе Успенский собор 1405 года постройки, колокольню, надвратные церкви, Сторожевую и Тайницкую башни с прилегавшими к ним постройками. На рабочих субботниках разобрали все, кроме южной стены монастыря.

Известно, что на территории обители был большой некрополь. После его уничтожения на Новодевичьем кладбище перезахоронили останки поэта Д.В. Веневитинова и писателей Аксаковых. Разоренные могилы превратили в мусорные ямы, а на костях усопших устроили гальванический цех. На месте развалин Симонова монастыря в 1932-1937 годах появился Дворец культуры ЗИЛа.

Обитель начали восстанавливать в 1990-х. Сохранились часть стен монастыря и три башни XVII века. Особенно выделяется угловая башня «Дуло» с высоким шатром и двухъярусной дозорной башней. Она много раз становилась образцом при крепостном строительстве. А необычное название появилось после того, как с башни подстрелили татарского предводителя по имени Дуло. Две другие уцелевшие башни — пятигранную «Кузнечную» и круглую «Солевую» — построили в 1640-е годы. Сохранились также храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, трапезная и служебные постройки. Сейчас здесь проходят единственные в мире службы для глухонемых.

Говорят, что… …в начале XIX века благодаря повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» окрестности Симонова монастыря стали одним из любимых мест загородных прогулок. Недалеко от обители был пруд, вырытый преподобным Сергием. Именно здесь Карамзин «утопил» главную героиню своей повести. Поэтому у пруда по вечерам гуляли толпы влюбленных, деревья вокруг были исписаны почитателями повести, а один поэт даже разродился экспромтом:
Здесь Лиза утонула, Эрастова невеста,
Топитесь, барышни, для всех вас будет место.
В XX веке по Лизиному пруду получили названия Лизина площадь, Лизин тупик и станция Лизино железной дороги. Но к 1932 году пруд засыпали.

Симонов монастырь на фотографиях разных лет:

А что о Симонове монастыре можете рассказать вы?

Принимая участие в апрельском субботнике на Автозаводской в парке ДК «ЗИЛ», я обратил внимание на странные валуны и камни, торчащие в основании внешней стены одной из трех кирпичных башен Симонова монастыря. Историки датируют башни и остатки южной крепостной стены XVII-XVIII веками. Я задался вопросом: почему огромными валунами заложено основание только одной из трех кирпичных башен? Две башни покоятся на обтесанных прямоугольных блоках небольшого размера, и никаких валунов под ними нет (фото №1).
Фото №1

Огромные валуны темно-серого цвета производят странное впечатление. Они сильно выделяются на фоне красных кирпичей и блоков из белого известняка, заложенных в основание башни (фото №2, №3, №12, №14).
Фото №2 Фото №3
Фото №12 Фото №14

Внимательно присмотревшись можно заметить, валуны разных размеров являются осколками или фрагментами чего-то целого, а именно монолитного камня. Причем это был непростой камень, а грандиозная, скорее всего, скульптурная композиция, вырезанная из единой скальной породы. На некоторых фрагментах загадочной скульптуры из камня, расколотой на множество частей, остались явные следы как ручной, так и технической обработки – просверленные отверстия, борозды, отшлифованные фигурные части и даже отчетливый след спила, словно древний скульптор работал «болгаркой» (фото №7, №9, №10, №17)
Фото №7 Фото №9
Фото №10 Фото №17
Первая версия, которая приходит в голову после ознакомления с загадочными валунами под башней Симонова монастыря – это фрагменты скульптуры какого-то языческого божества. Сейчас невозможно понять, как выглядело это произведение, и что оно из себя представляло. Большая часть ее осколков вмурована внутрь, в самое основание башни, а снаружи видны лишь несколько крупных и мелких частей.
По всей видимости, в языческие времена, эта скульптура играла важную роль в средневековых обрядах, люди ее почитали и поклонялись. Не исключено, что этому загадочному камню язычники приносили жертвы. Иначе, зачем было раскалывать на части столь огромную композицию, да еще вмуровывать ее в стены христианского монастыря? Скорее всего, это было показательным действием для язычников. Их требовалось убедить не поклоняться языческим богам, а принять христианскую веру. Расколов языческую святыню и замуровав ее части в основание башни Симонова монастыря, тем самым язычникам преподали урок!
Возможно, уничтожить загадочную скульптуру могли задолго до возведения в XVII-XVIII веках стен и башен монастыря. Эти осколки могли находиться на территории монашеской обители еще раньше. Установить это не представляется возможным. Вопрос в том, каким способом древний скульптор вырезал из монолитной скалы загадочную композицию? Неужели у него под рукой в те далекие времена были современные технические средства, позволяющие распиливать камень и высверливать в нем глубокие отверстия?

Прежде, чем подробно остановиться на отдельных, наиболее примечательных валунах под башней Симонова монастыря, мне хотелось бы сделать маленький экскурс в историю.
Дворец культуры АМО «Завод имени И.А.Лихачева» (ЗИЛ) – один из крупнейших культурно-досуговых центров Москвы, памятник архитектуры 30-х годов ХХ века, спроектирован архитекторами братьями Весниными. Мало кому сейчас известно, что ДК «ЗИЛ» возведен на месте взорванного в 1930 году Симонова монастыря. Его основателем считается преподобный Федор — ученик и племянник святого Сергия Радонежского. В 1370 году с благословения Сергия Радонежского преподобный Федор основал монашескую обитель, которая существовала без малого шесть веков.
Подробно с историей Симонова монастыря можно ознакомиться по ссылкам http://tserkov.eparhia.ru/numbers/history/?ID=1375 или http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=moscow&page=340
Приведу лишь фрагмент материала «Симонов монастырь — славная и трагическая страница русской истории» на сайте «Русские церкви», где описано, каким варварским способом в советские годы был уничтожен древний памятник истории.
«…По сообщению в журнале «Огонек», «комиссия ВЦИК признала, что половина древних сооружений бывшего монастыря может быть сохранена как исторический памятник, но что собор и стены должны быть снесены». В январе 1930 г. были взорваны пять из шести монастырских церквей, две башни с прилегавшими к ним зданиями, а также все стены монастыря, кроме южной. По проекту предполагалось, что вся территория Симонова монастыря будет превращена в парк, а культурный комплекс должен был состоять из трех отдельных сооружений — кино-клуба, театра на 4000 мест и спорткорпуса. Однако построен был только клуб автомобильного завода им. И.А. Лихачева…»
И еще один эпизод: «…Взрыв прогремел в ночь на 21 января, точно в шестую годовщину смерти В. И. Ленина. На воздух взлетели пять из шести церквей, в том числе Успенский собор, колокольня, надвратные церкви, а также башни Сторожевая и Тайницкая с прилегавшими к ним постройками. На рабочих субботниках были разобраны все стены монастыря, кроме южной, а также стерты с лица земли все могилы на территории обители. На месте развалин «крепости церковного мракобесия», как писал журнал «Огонек», в 1932-1937 годах поднялся Дворец культуры ЗИЛа…»
Доставалось монашеской обители не только в годы советской власти. За шесть веков Симонов монастырь не раз принимал на себя натиск вражеских войск, подвергался татарским набегам, а в Смутное время был разорен и разрушен едва не до основания. В 1771 году, при Екатерине II, монастырь был упразднен и по случаю распространившейся в ту пору эпидемии чумы превращен в зону карантина. В 1812 году, в ходе Отечественной войны, монастырь разорили и сожгли французы. В этой связи, докопаться до того, кто именно мог расколоть языческую скульптуру на части – татары, французы или сами монахи, не представляется возможным. Также невозможно определить возраст осколков. Им может быть сотни или тысячи лет. Современные методы исследования и датировки, к сожалению, не в состоянии определить возраст обработанного камня только по следам его обработки.
Самым загадочным камнем в основании внешней стены южной башни Симонова монастыря является блок неправильной формы. Он первым привлек мое внимание, и после его изучения, я начал рассматривать другие камни, обнаружив сходство породы и методов обработки (фото №7, №7-1, №7-2, №8, №9, №10).
Фото №7-1 Фото №7-2
Фото №8 Фото №9
На левой стороне камня можно увидеть высверленное отверстие, над ним хорошо видна борозда и фрагмент скульптурного изображения, которое напоминает обрубленный хвост русалки. Причем, на камне отчетливо видна линия скола, которая свидетельствует о недостающей части скульптурной композиции. Куда она делась – неизвестно!

На верхней части того же камня также отчетливо видна глубокая борозда, в виде подковы, а слева от нее оставлен глубокий след спила, напоминающий след от «болгарки» (фото №8, №9, №10). Как это можно объяснить? Причем след спила далеко несвежий, по всей видимости, он оставлен в момент изготовления скульптуры. Но когда это было?

Под основанием южной башни можно увидеть еще несколько странных камней с отверстиями и спилами (фото №3, №4, №11).
Фото №4 Фото №11
Мое внимание также привлек камень с большим отверстием с боку. Я постарался немного раскопать его и очистить от земли, в результате обнаружил на камне еще несколько отверстий, а с верхней стороны показался спил в форме полумесяца (фото №15, №16 и №17).
Фото №15 Фото №16
Этот камень явно носил какую-то техническую функцию, причем в его маленькие отверстия могло быть вмонтировано железное кольцо, тогда это приспособление могло быть древним якорем, грузилом или балластом.

Если поверхностное ознакомление с валунами и камнями в основании внешней стены южной башни Симонова монастыря привело к такому количеству находок, то к каким результатам могут привести серьезные исследования и археологические раскопки в районе стен и башен, чудом сохранившихся до нашего времени? Уверен, что находок будет достаточно и взору исследователей откроется множество важных свидетельств далекой эпохи. Вполне вероятно, что археологам тогда удастся найти и собрать воедино части загадочной скульптурной композиции и раскрыть способы ее изготовления «современными» техническими средствами. Tags: Москва — Симонов монастырь

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *