Символ двуглавого орла

Орел с двумя головами в разном виде, цвете и исполнении находился на нашем гербе свыше пяти веков — со времен Московского государства времен Ивана III и до 1918 года.

История двуглавой птицы корнями уходит в глубокую древность. Одно из самых старых изображений двуглавого орла датируется XIII в. до н.э. Его относят к хеттской цивилизации. Этого индоевропейского народа уже давно нет, их государство располагалось на территории современной Турции. Хеттский орел отличался забавной деталью: нес в лапах двух зайцев. Придумали хетты его сами или подсмотрели у каких-то еще более ранних и неведомых нам цивилизаций — тайна, которая едва ли когда-либо будет разгадана.

Многим народам в этом образе виделось что-то загадочное и сакральное. Птица с двумя головами в разном исполнении встречалась в Древнем Египте и на ассирийских памятниках, ее изображение находили при раскопках шумерских городов в Месопотамии. А еще в Индии, в Древней Греции, у персов, арабов и монголов…

Как он залетел к нам — об этом историки спорят. Разрубали птиц на две части и прибивали к столбам викинги, которые служили у нас наемниками. Но также было сообщение и с Европой, где двуглавый орел красовался на щитах рыцарей XI-XV веков во времена крестовых походов. Хотя самая убедительная версия: такого орла в Москву привезла Зоя Палеолог, которая, приняв православие, стала Софьей — супругой Ивана III.

Зоя была племянницей последнего императора Византии Константина IX Палеолога. Византия была продолжением Священной Римской империи, ее называли Вторым Римом. Император Константин погиб при взятии Константинополя турками-османами. Константинополь стал столицей Османской империи и, образно говоря, место Рима-Византии стало вакантным.

Итальянским мастерам не позволили бы без разрешения поставить «левый» герб. Кремль был сакральным местом

Свято место пусто не бывает. Москву все чаще стали называть Третьим Римом. Согласно пророчеству старца псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофея: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». В вольном переводе — два Рима пали, третий стоит, а четвертого не будет.

Софья, как наследница последнего императора Второго Рима, просто идеально подходила для московского престола. Гербом династии Палеологов был двуглавый орел.

Как именно орел был предложен Софьей Ивану III — неизвестно. Считали, что впервые он появился на царской печати в 1497 году. Этот год и был принят за точку отчета.

Все изменилось недавно. На Боровицкой башне Московского Кремля обратили внимание на орла, чей возраст специалисты оценили как соответствующий возрасту башни. А Боровицкую башню возвели в 1490 году.

Впрочем, слово историкам.

Мой собеседник — советник директора ФСО, доктор исторических наук, профессор, завкафедрой исторического факультета МГУ Сергей Девятов.

Сергей Викторович, о том, что двуглавый орел на Боровицкой башне Кремля — самый древний в нашей истории, заговорили несколько лет назад. По слухам, орла планировали снять с башни для реставрации, заменив копией. И где сейчас оригинал?

Сергей Девятов: На своем месте. Согласно планам, реставрация Боровицкой башни намечена на 2020 год. Возможно смещение сроков — на 2019-й. Но реставрация, как и ее сроки проведения, — это не наша компетенция. Все определяет наука.

Специалисты по-прежнему уверены, что этот орел 1490 года? Он разве не мог появиться позже, во время достройки башни?

Сергей Девятов: Он втесан в основной массив башни, эта часть не перестраивалась с 1490 года. И он не один — там три древних герба: 1) двуглавый орел; 2) лев с мечом напротив крылатого змия (дракона); 3) всадник с поднятым над головой мечом. Все ли согласны с тем, что гербы 1490 года? Как часто бывает в среде историков, дату пытались оспаривать. Но гербы же, повторюсь, не в верхней части башни, которая достраивалась. Я обсуждал это с главным герольдмейстером России Георгием Вадимовичем Вилинбаховым. В принципе, он согласен с возрастом. Но окончательное заключение можно сделать только после экспертизы.

Ее можно провести на стене? Не дожидаясь реставрации всей башни?

Сергей Девятов: Нет, нельзя. Для радиоуглеродной экспертизы герб нужно изымать из стены. Во время реставрации Боровицкой башни все три герба будут извлечены и заменены временными копиями. Экспертизу проведут в музеях Кремля. Для анализа не годится поверхностный слой, нужно брать внутренний.

Сергей Викторович, чисто обывательский вопрос: приходилось слышать, что орел на Боровицкой башне не очень похож на орлов Палеологов, его геральдика больше напоминает итальянскую. Боровицкую башню строил итальянец Пьетро Солари, ставший в Москве Петром Фрязиным. Не могла ли Великая княгиня Московская Софья договориться с итальянскими мастерами и, что называется, поставить своего супруга Ивана III уже перед фактом? Смотри, какая красота — пусть будет гербом, ведь Москва — Третий Рим!

Сергей Девятов: Не могла.

Надо учитывать, что в ту эпоху геральдические символы могли быть использованы исключительно с разрешения высшей власти. И никаких исключений быть не могло. Да, Иван III был человеком глубоко либерально-демократических взглядов, он даже пустил пожить в Кремле Аристотеля Фиорованти (который построил кремлевский Успенский собор), что было совершенно немыслимо при прежних правителях.

Но в вопросах геральдики никакого либерализма не было. Это серьезная наука, и без ведома и согласия Великого князя Ивана III поставить какой-то геральдический символ было просто немыслимо. Так что никто из итальянских архитекторов, работающих в Кремле, не рискнул бы поставить «левого» орла.

К тому же встречный вопрос: а откуда тогда взялись другие гербы? Лев и змий (дракон) и всадник с мечом — это были символы единения территорий. Как осколков Золотой Орды, так и литовского княжества. А лев — это Владимирское княжество. Так что на Боровицкой башне нет случайных символов. Московский Кремль носил сакрально-идеологический характер, был символом единения Руси.

То есть вывод однозначный: орла привезла все-таки Софья Палеолог?

Сергей Девятов: Документов на сей счет не обнаружено. Но все логично: Иван III разделял тезис о том, что Москва — Третий Рим. Последний из императоров династии Палеологов использовал двуглавого орла, Софья — его племянница. Так что привезла его в Москву скорее всего она. Но заслуга в том, что орел стал государственным символом, принадлежит Ивану III. Его женитьба на представительнице рода Палеологов — повод, а не причина. И концепция Третьего Рима — тоже повод, а не причина. Говоря современным языком, Иван III ввел новое качество государственного строительства и устройства страны. Это был не просто уход от татаро-монголов, которым он прекратил платить дань. Поводом могло быть все что угодно. Зоя (Софья) Палеолог удачно подвернулась под руку и отлично вписалась в концепцию нового государственного строительства.

Изображение орла не раз менялось. Есть теория: когда у орла расправлены крылья — Россия тоже расправляла крылья. И наоборот. Кстати, нынешний орел на гербе России застыл с широко расправленными крыльями. Хотя в среде профессиональных историков к размаху крыльев, наверное, относятся с юмором?

Сергей Девятов: Нет, серьезно. У каждой эпохи были свои символические детали. Молнии в лапах орла — эпоха Александра I. Первый из Романовых добавил на герб три короны, его сын приказал дорисовать скипетр и державу. Что касается поднятых или опущенных крыльев, то это момент скорее вкусовой. Кому что нравится.

У вас есть орел-любимец?

Сергей Девятов: А как же! У меня в кабинете висит орел, утвержденный императором Николаем I. Он не является геральдическим, хотя красуется на фасаде Большого Кремлевского дворца. Очень симпатичный. Его часто называют «тоновским» — по фамилии Константина Тона, главного архитектора Большого Кремлевского дворца. Крылья у орла подняты.

Перенесемся ближе к нашему времени. До самой смерти Ленин видел на башнях Кремля не рубиновые звезды, а императорских орлов. Несколько раз писал в секретариат Совнаркома записки о том, что орлов нужно снять. Но их не снимали. Это был вопрос неподъемных материальных затрат? Или требования Ильича кто-то намеренно саботировал?

Сергей Девятов: Да, тогда действительно на многое не хватало денег. Но что очень важно: не было и необходимых технологий. Когда встал вопрос о создании стальных звезд с самоцветами, то… Да, их сделали, а они практически через год посыпались. Собственно, почему и встал вопрос о рубиновых звездах — они долговечнее. Их изготовление поручили институту химического машиностроения, была привлечена наука: просчитали состав стекла… Но это уже вторая половина 1930-х годов. А в начале 1920-х годов задачу можно было поставить, но технологически не было возможности ее решить. Могли сварить железный каркас, но он прогнивал за пару лет: звезды корродируют, самоцветы осыпаются, конструкция разрушается. Другое дело — рубиновые звезды, это высокотехнологическое производство. И они появились на кремлевских башнях тогда, когда появились нормальная химическая промышленность, технические кадры. При Ленине этого не было.

В 1930 году оперативный отдел НКВД поручает академику Игорю Грабарю провести экспертизу кремлевских двуглавых орлов на предмет их исторической ценности. Грабарь в докладе пишет: «Ни один не представляет памятника старины». И это при том, что орел Троицкой башни был достаточно старый. Грабарь — художник, искусствовед и реставратор с именем. Он на самом деле считал, что орлы не представляют никакой исторической ценности? Или просто не мог иначе ответить НКВД?

Сергей Девятов: Орел на Троицкой башне — 1870 года. Там печальная история: его даже не смогли демонтировать. Он был сборно-сварной, его пришлось на самой башне разрезать на куски. Все орлы с башен Кремля отличались друг от друга, и, кстати, самый старый — с Троицкой башни — был самым неудачным. И с точки зрения Грабаря, художественной ценности он действительно не представлял. Не забывайте: столица ведь долгое время была в Питере, в Москву все шло по остаточному принципу. В том числе и для Кремля.

С башенных орлов обдирают золото и в конце октября 1935 года их выставляют на всеобщее обозрение в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького. Там же показывают новые рубиновые звезды для кремлевских башен. Звезды — понятно. А орлов-то зачем выставляли? Дали народу проститься?

Сергей Девятов: Шло обсуждение звезд для башен Кремля, народу показали проекты. А когда сняли орлов, показали их вблизи. Нет, это не было прощанием. Скорее символический отказ от старого имперского прошлого. Орлов отправили на переплавку.

И ни один не сохранился?

Сергей Девятов: В 1990-е ходила легенда о том, что один орел с башни якобы сохранился. Его закопали на территории Кремля. Сняли ведь четырех орлов, а на обозрение выставили трех. Мы проверяли. Никаких следов не нашли. Судя по всему, отправили на переплавку всех. Цветной металл в то время — большая ценность.

Конкретно

В геральдике орел символизирует бессмертие, мужество, дальновидность и силу.

Древние греки отождествляли орла с Зевсом, римляне — с Юпитером, германцы — с Одином. На Руси орел — царская птица, инкарнация Перуна.

Орел на гербе РФ — символ борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.

Орлы встречаются на региональных гербах. Так, на гербе Белгородской области изображен лежащий на зеленой земле золотой лев, над которым парит черный орел с серебряными глазами и золотым клювом. Трактуется так: лев — это образ победы над Швецией в Полтавской битве, орел олицетворяет русское войско, трава — символ плодородия.

Кстати

Самый древний двуглавый орел — геральдический символ государства Российского. Ему 528 лет. Датируется временем правления Ивана III после его женитьбы на Зое Палеолог, племяннице последнего императора Византии («Второго Рима»). В Москве Зоя стала Великой княгиней Московской Софьей Фоминичной. Считается, что именно орел императорской династии Палеологов и стал прообразом этого орла. Но произошло это не сразу: Софья прибыла в Москву в 1472 году, а Боровицкая башня построена в 1490-м. Герб расположен на третьем блоке юго-западного пилястра четверика башни. И его видно с улицы: с перехода с Большого Каменного моста наблюдательный человек с хорошим зрением может увидеть герб с расстояния примерно 30 метров. Ближе подойти не пытайтесь — там пост охраны.

Кстати

Декретом ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» в 1917 году российские знаки различия, ордена, флаг и герб были упразднены. В 1918 году при принятии Конституции РСФСР был выбран новый герб. Но двуглавый орел еще какое-то время использовался. В начале 1919 года в Омске (столица белых) по инициативе Общества художников и любителей изящных искусств прошли конкурсы на создание нового госгерба. Было рассмотрено 97 проектов. В итоге все-таки оставили двуглавого орла. Новация — над птицей был крест с девизом «Сим победиши!» Убрали короны, но в лапе у птицы по-прежнему держава. Скипетр заменил меч. Окончательный вариант так и не приняли, но новый герб использовали на печатях и банкнотах. До тех пор, пока Красная армия не разбила войска Колчака и не разогнала омское правительство.

Откуда взялись две орлиные головы на российском гербе? Есть такое популярное объяснение — дескать, это связано с особым геополитическим положением державы: одна голова обращена на Запад, другая — на Восток… Между тем геральдисты (специалисты по символике) знают точный ответ.

Двуглавый орел как символ пользовался успехом уже в глубокой древности. Его изображениям, найденным при раскопках в Азии, археологи дают пять тысяч лет. На герб Римской империи двуглавую птицу поместил император Константин, когда в 324 году заложил столицу Византии. Орел символизировал власть, силу, мужество и храбрость, а две его головы указывали на наметившийся раскол Римской империи и две его столицы — Рим и Константинополь.

Изображение двуглавого орла привезла в Москву византийка Софья Палеолог в конце XV века. Племянница византийского императора Константина вышла замуж за московского князя Ивана III в трагический момент — под напором турок пала Византия, она же Восточная Римская империя. Вольно или невольно Русь стала «третьим Римом» — приняла в наследство от порабощенной мусульманами Византии гегемонию на всем православном востоке, а двуглавый орел c тех пор поселился на российском гербе.

КСТАТИ

Отношение россиян к государственному гербу неоднозначно. По опросам социологов, каждый пятый россиянин вообще не знает, что на гербе изображен двуглавый орел. А нравится ли государственный символ гражданам? Половина соотечественников на этот вопрос ответила утвердительно, зато каждый пятый выразил активное неприятие. Замечено также, что большую симпатию российский герб вызывает у молодых и образованных людей, зато отвергается пенсионерами и людьми с неполным средним образованием.

06.10.2003 // Геральдический совет при Президенте РФ

Государственный герб Российской Федерации утвержден Федеральным конституционным законом Российской Федерации «О Государственном гербе Российской Федерации» от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ.

Описание Государственного герба

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

Воспроизведение Государственного герба Российской Федерации допускается без геральдического щита (в виде главной фигуры — двуглавого орла с атрибутами, перечисленными в статье 1 настоящего Федерального конституционного закона), а также в одноцветном варианте.

Рис.1. Изображение Государственного герба:

Рис.2. Прорисовка изображения в щите на груди двуглавого орла:

Федеральный конституционный закон Российской Федерации «О Государственном гербе Российской Федерации» устанавливает случаи обязательного и допустимого использования Государственного герба. Использование Государственного герба в случаях, не предусмотренных, Законом допускается только по решению Президента Российской Федерации, оформленному соответствующим Указом Президента Российской Федерации или в случае принятия установленным порядком поправок к действующим законам.

1. Обязательные случаи использования Государственного герба

Для органов федеральной исполнительной власти:
1. Государственный герб в одноцветном изображении помещается на бланках органов федеральной исполнительной власти.
2. Государственный герб в одноцветном изображении без щита помещается на бланках органов, организаций и учреждений при Президенте Российской Федерации, органов, организаций и учреждений при Правительстве Российской Федерации, федеральных судов, органов прокуратуры Российской Федерации.
3. Изображение Государственного герба помещается на документах общегосударственного образца, выдаваемых федеральными органами государственной власти.
4. Изображение Государственного герба помещается на печатях органов федеральной государственной власти.
5. Изображение Государственного герба помещается в кабинетах руководителей органов федеральной исполнительной власти
(Опущен ряд случаев, установленных только для Вооруженных Сил и пограничного обеспечения Российской Федерации).

Для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и иных:
1. Изображение Государственного герба помещается в рабочих кабинетах руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, глав муниципальных образований; в залах заседаний законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, судов субъектов Российской Федерации, а также в залах заседаний представительных органов местного самоуправления и в залах торжественных церемоний органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния.
2. Изображение Государственного герба помещается на печатях органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями, нотариусов, а также органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния.
3. Изображение Государственного герба помещается на документах общегосударственного образца, выдаваемых органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния, а также на документах, оформляемых и (или) выдаваемых нотариусами.

2. Допустимые случаи использования Государственного герба

Для органов федеральной исполнительной власти:
Государственный герб Российской Федерации может быть:
1) размещен на знаках различия и форменной одежде, установленных для лиц, состоящих на военной или иной государственной службе;
2) использован в качестве геральдической основы эмблем федеральных органов исполнительной власти.

Для органов государственной власти субъектов Российской Федерации:
Допустимые случаи не предусмотрены.

3. Недопустимые случаи использования Государственного герба

Общие:
Не допускается:
1) надругательство над Государственным гербом;
2) использование искаженного герба, т.е. герба изготовленного с нарушением установленного описания;
3) нарушение правил размещения Государственного герба в комплексе с другими гербами.

Для органов федеральной исполнительной власти Российской Федерации, местного самоуправления и других:
Не допускается:
1) идентичность герба субъекта Российской Федерации, муниципального образования и любого другого герба Государственному гербу;
2) использование Государственного герба в качестве геральдической основы гербов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций.

ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕРБА

Государственный герб — знак особой важности, символ государственности, суверенитета России, государственной власти. Поэтому сфера его использования органами федеральной исполнительной власти является узкой, а органами государственной власти субъектов Российской Федерации — крайне ограниченной. Появление Государственного герба должно быть сравнительно редким и, благодаря этому, сразу акцентировать внимание граждан на том, что документ с изображением герба, здание, на фасаде которого имеется герб, знак с гербом являются особо важными и имеют общегосударственное значение.

Учитывая жесткие требования Закона о гербе, следует строго соблюдать установленные требования и не допускать использования Государственного герба в тех случаях, когда это не предусмотрено законом. Если в подобных случаях деятельность названных органов требует геральдического оформления — то для этой цели должны использоваться: для федеральных органов исполнительной власти — ведомственные эмблемы, для органов государственной власти субъектов Российской Федерации — гербы соответствующих субъектов Российской Федерации.

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ОБ ИЗОБРАЖЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕРБА

У гербов, в том числе и государственных, не существует эталонных изображений. В пределах соответствия утвержденному описанию герба и общему образцу, данному приложенным к закону изображением герба, допустимы различные художественные и дизайнерские интерпретации. Существует, однако, ряд положений, которые требуют строгого соблюдения: изображение герба, выполненное с их несоблюдением, может рассматриваться как изображение, не соответствующее закону, и, если оно вводится в официальное использование, преследоваться в установленном порядке.

Ниже приводятся основные требования и наиболее распространенные ошибки.

1. Соблюдение установленных цветов.

Весьма распространенная ошибка при изготовлении цветных изображений Государственного герба: в композиции герба используются только два цвета — красный и золотой (желтый), изображение в малом щите на груди двуглавого орла не расцвечивается установленным порядком, а дается золотым (желтым) или золотым (желтым) на красном фоне. Подобное изображение Государственного герба не должно допускаться ни в каких случаях. Недопустимо также вносить в изображение герба цвета, не указанные в описании: например, раскрашивать иначе как золотым (желтым) глаза двуглавого орла, ленту, объединяющую короны и т.д.

2. Внимательное отношение к изображению в щите на груди двуглавого орла.

В щите на груди двуглавого орла изображен всадник, поражающий копьем дракона. Это изображение нередко ошибочно называют изображением Святого Великомученика и Победоносца Георгия и идентифицируют с гербом г. Москвы. Данное положение неверно. Всадник Государственного герба не является изображением Св. Георгия и отличается от герба г. Москвы:
— изображение святого должно бы сопровождаться атрибутом святости — нимбом или навершием копья в виде креста; данных элементов в Государственном гербе нет;
— всадник герба г. Москвы имеет отличное от всадника Государственного герба вооружение (вооружение в данном случае — обобщенный термин, включающий как собственно оружие, так и костюм);
— конь всадника Государственного герба стоит на трех ногах, имея одну переднюю ногу поднятой (в то время как конь московского всадника скачет – то есть опирается только на две задних ноги);
— дракон Государственного герба опрокинут на спину и попран конем (в московском гербе дракон стоит на четырех лапах и оборачивается назад).
В этой связи нельзя допускать, чтобы при использовании изображения Государственного герба в щите на груди двуглавого орла помещалось изображение герба г. Москвы, или иное изображение, не соответствующее утвержденному.

3. Недопустима кайма вокруг щита Государственного герба.

В геральдике кайма является самостоятельным смысловым элементом, имеющим понижающее значение. Герб, щит которого обведен видимой каймой (каймой цвета, отличного от цвета поля щита), является уже другим, самостоятельным гербом. Кайма — знак подчиненности, некоторой «неполноценности». Внесение ее в Государственный герб является незаслуженным принижением статуса Государственного герба и может рассматриваться как искажение Государственного герба — то есть, использование его в нарушение требований действующего законодательства.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕРБА

а). Цвета в геральдике устанавливаются обобщенными терминами: червленый (красный), лазоревый (синий, сине-голубой), зеленый, черный, золотой (может также изображаться желтым), серебряный (может также изображаться белым). При изготовлении конкретных изображений может использоваться вся палитра оттенков соответствующая каждому цвету: например, красный – от кроваво-красного до бледно-алого, синий – от темно-синего до ярко-голубого и т.д. Соответственно и цвета Государственного герба при изготовлении конкретных изображений могут варьироваться в оттенках.

б). Размеры изображения Государственного герба также не установлены и могут варьироваться в зависимости от того, для какой цели изготавливается каждое конкретное изображение герба.

в). Расположение нескольких гербов вместе: законодательные требования

Согласно Закону о Государственном гербе, при совместном размещении Государственного герба с другими гербами необходимо соблюдать те же требования, какие указаны для государственного флага:
— размер Государственного герба не может быть меньше размеров расположенных рядом гербов;
— Государственный герб не может находиться ниже расположенных рядом гербов;
— при расположении нечетного числа гербов в ряд Государственный герб располагается в центре;
— при расположении четного числа гербов в ряд Государственный герб располагается левее центра (с точки зрения стоящего лицом к гербам).

Змеи с давних времен занимали особое место в человеческой жизни. В разных культурах отношение к ним было не одинаковое: их любили и боялись, уважали и презирали. Но, не смотря на это, татуировки змей пользовались большой популярностью, во многом благодаря своему значению.

Татуировки змеи, в зависимости от эскиза, означают мудрость, спокойствие и уравновешенность, но в то же время олицетворяют зло, хитрость, коварство и искушение. Человек через рисунок может выражать борьбу с отрицательными качествами или приписывать себе положительные.

Различные значения татуировок со змеей

Татуировки змей обладают большим разнообразием и глубоким символизмом. Часть из них включают в себя другие символы и животных, что придает картинке больше смысла. Некоторые устоявшиеся значения тату змеи мы постарались описать ниже.

Дракон со змеей

Изображенные вместе, змея и дракон являются олицетворением баланса. В то время как драконы представляют дикую и страстную, змея представляет спокойную и хитрую сторону природы. Подобный мотив чаще всего изображают в японском стиле на руках, ногах, груди или животе человека.

Орел со змеей

Татуировки со змеей и орлом символизируют противостояние между соблазном и стойкостью. Змея олицетворяет похоть и страсть, а орел – благородство и мораль. Во многих вариантах тату орел изображен со змеей в когтях, что означает победу птицы. Другой вариант изображения – конь, давящий змею – имеет схожее значение.

Королевская кобра

Кобры служат символом защиты, благородства и богатства. Египетские фараоны носили украшение в виде двух кобр на лбу, что говорило об их высоком положении и мудрости.

Змея вокруг меча

Татуировка в виде змеи, обвивающей меч, говорит о том, что жизнь – это вечная борьба. Меч – это символ битвы — внутренней или физической, или в любой метафорической форме он означает борьбу и сражение. Змея в татуировке символизирует постоянство или цикличность жизни. Сочетание этих двух символом означает жить, постоянно борясь. Вместо меча может быть изображен кинжал или нож.

Уроборос

Изображение свернувшейся кольцом змеи, кусающей себя за хвост, распространено не только в татуировках. Это мощный символ, означающий вселенную и вечность, круговорот жизни и смерти, распад и возрождение. Происхождение Уробороса точно не установлено, однако, известно, что он появился несколько тысяч лет назад и присутствовал в культурах многих стран от Востока до Запада.

Череп со змеей

Тату черепа и змеи означает смерть и распад, она служит напоминанием о смертности человека.

Змея с розой

Тату роза со змеей является высшим символом искушения. Роза олицетворяет страсть, а змея усиливает его. Такая татуировка может говорить о том, что человек стремится побороть в себе негативные качества, или же наоборот, донести окружающим, что он обладает ими. Точный посыл зависит от дизайна эскиза. Также эти два символа означают потерю невинности и красоты.

Значение тату змеи на зоне

В местах лишения свободы наколки змеи является признаком авторитета заключенного. Зачастую их набивают «воры в законе». Подобный нательный рисунок может включать в себя кинжал, череп или корону.

Исключением является змея, обвивающаяся вокруг нагой девушки – это признак людей нетрадиционной сексуальной ориентации.

Место для тату

Расположение татуировки змеи зависит от размера эскиза. Маленькие картинки можно разместить практически на любой части тела – на пальцах, запястье, предплечье или за ухом. Чаще всего тату небольшого размера выбирают девушки – они добавляют некую загадку и элегантность обладательнице.

Большие татуировки змей чаще всего делают в традиционном или японском стиле. Их накалывают как мужчины, так и женщины на всевозможных частях тела, имеющих большую поверхность для нанесения рисунка. Японские татуировки змей могут располагаться на руках, ногах, спине, груди и животе человека. Зачастую змеи обвивают руки или ноги, переходя на соседние участки тела. Например, один из классических вариантов размещения тату у мужчин берет начало на груди и переходит на плечё. Такие татуировки сложно скрыть, да и их обладатели не особо стремятся это делать.

Змеи в традиционном или олд скульном стиле имеют меньший размер, по сравнению с японскими. Часто их изображают с другими символами, такими как кинжал, череп или цветы.

Значение змеи в культурах народов мира

В большинстве стран змеи имели положительное значение – их уважали и любили. В Египте змеи (кобры) были символом власти, богатства и знаний. В Греции они символизировали мудрость, исцеление и обновление. В странах Океании змей считался творцом мира и его часто связывали с беременностью.

В христианской культуре змеи носили негативный характер. Начиная с библейского змея искусителя, соблазнившего Адама и Еву, змея впоследствии отождествлялась со злом.

Рассказать друзьям:

Геральдический знак будет помещаться в кабинетах главы минэкономразвития, его замов, а также в зале коллегии. По решению министра он может присутствовать на ведомственных наградах и документах, зданиях, транспортных средствах ведомства, за исключением случаев, предусматривающих использование Государственного герба России.

Сегодня, как сообщил «РГ» ответственный секретарь Геральдического совета при президенте РФ Глеб Калашников, почти у всех ведомств есть свои эмблемы, «не дошли» до их создания единицы. «Все государственные символы, — пояснил он, — перед утверждением в обязательном порядке проходят экспертизу в нашем Геральдическом совете. Что касается внешнего вида, то это всегда субъективно — у всех свои варианты, но, как показывает практика, работы большинства ведомств мы отправляем на доработку. С первого раза проходят единицы. Те же эмблемы, которые совет одобрил, сегодня действительно «работают». До сих пор ни одно ведомство не отказалось от своей эмблемы, ссылаясь на то, что она не выполняет своей практической функции или мало отличается от символов других госструктур. Это значит, что общий уровень российской ведомственной эмблематики вполне квалифицирован».

Но до сих пор централизованной системы заказов эмблем для госструктур у нас не существует. Каждое ведомство обращается к своему знакомому художнику, который и рисует эти символы. «Работать министерства предпочитают с очень значимыми и известными художниками уровня Зураба Церетели, — рассказал «РГ» начальник отдела по изучению геральдического наследия компании «Госгерб» Валерий Кудинов. — Например, символику некоторым ведомствам делал автор российского герба Евгений Ухналев, знак ФСБ разрабатывал народный художник Павел Никонов, а эмблемами ФСО и МИД занимался заслуженный художник Николай Уколов. Эти люди давно занимаются геральдикой, знают ее принципы и традиции, так что они делают госсимволы в едином стиле». Дизайн зависит от вкусов ведомства, уточняет эксперт, кто-то хочет строго государственный символ, а кто-то добавить что-то от себя, например, крылышки. В большинстве стран ЕС геральдика принадлежит госструктурам, они стараются сохранить древние технологии и преемственность, следовать общим стандартам. В нашей же стране единого стандарта не существует. «Разработку и выполнение заказа госструктуры осуществляют за бюджетные деньги, может, еще помогают спонсоры, — рассказывает Кудинов. — Стоимость контракта с художниками, коммерческая тайна — цена зависит от известности художника и личных договоренностей. Скажу одно: для ведомственного бюджета это совсем небольшие деньги».

Справка «РГ»

В последние годы в России стали популярны так называемые фамильные гербы.

Специальные компании, которые также могут воссоздать семейную родословную, нарисовать генеалогическое древо и «раскрыть тайну» фамилии, за разработку герба берут от 30 до 100 тысяч рублей. Стоимость изготовления такого символа зависит от материала — кто-то делает из дерева, кто-то из чугуна, а кто-то из золота, а также от фантазии заказчика. Но официальной регистрации личных гербов в России не существует.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *