Символы креста

(MP3 файл. Продолжительность 11:17 мин. Размер 5.5 Mb)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшний воскресный день мы совершаем праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Этот праздник был установлен в память об историческом событии – обретении царицей Еленой около 326 года в Иерусалиме того Креста, на котором был распят Иисус Христос. Но у этого праздника есть еще и другая идея – это прикосновение ко кресту, материальному символу страданий Иисуса Христа, на котором Он умер, но потом воскрес; ко кресту, который был орудием римской казни, но силой Божией стал для верующих исцеляющим средством и проводником к Воскресению.

Христиане первых трех веков использовали много разных символов, которые могли указывать на имя и на спасительное значение проповеди, жизни и смерти Иисуса Христа. Это и символ «Доброго Пастыря», и «корабля» спасения, и «якоря» веры, и рыбы, в греческом названии которой отражались заглавные буквы фразы «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель». Образ креста в первые три века не был единственным и самым популярным среди христиан. Но он стал таковым благодаря особому явлению свыше равноапостольному царю Константину.

Перед решающей битвой с полками правителя Италии Максенция в 312 году императору Константину, который в тот момент еще не был крещен, явилось с неба знамение образа креста с надписью: «Сим победиши». После этого явления Константин приказал изобразить крест на щитах своих солдат и, несмотря на преимущество противника в численности, одержал победу в битве у Мильвийского моста.

Знамение с неба и чудесная победа подтолкнули Константина к тому, чтобы отправить свою мать Елену в Иерусалим на поиски исторического Креста, того самого, на котором был распят Христос. А после обретения Креста по распоряжению Константина на месте Голгофы и Гроба Господня был построен храмовый комплекс в честь Воскресения Христова.

Комплекс церквей освятили в 336 году неспроста около 13 сентября. Тем самым словно проводилась параллель между событиями освящения иерусалимской церкви и ветхозаветного храма, построенного Соломоном примерно в это же время года. А 14 сентября Иерусалимский патриарх торжественно вынес часть древа Креста Господня, чтобы молящиеся могли его увидеть и к нему прикоснуться. День 14 сентября по юлианскому календарю (27 сентября – по григорианскому) словно шел в параллель с 14 нисана – днем распятия Спасителя на Кресте.

Сразу после освящения храма Воскресения Христова этот праздник стал одним из самых почитаемых в Иерусалиме. Торжественные процессии, литии и богослужения ежегодно длились до восьми дней. Паломники со всего мира могли собственными глазами увидеть самую важную материальную реликвию, оставшуюся после вознесения на небо Иисуса Христа, – древо Креста, который был орудием казни, но после стал символом воскресения.

В подтверждение этому Господь через Свой Крест подавал чудеса. Начиная с момента обретения Креста царицей Еленой, от прикосновения к нему исцелилась больная женщина (по другой версии – воскрес умерший), а потом и многие другие люди получали от Бога помощь, за что Крест и был впоследствии назвал Животворящим – буквально: «дающим жизнь». Маленькие частички крестного древа христиане уже в IV веке стали носить на груди в специальных футлярах, которые могли напоминать тот нательный крестик, что носят христиане на груди и сейчас. Так очень быстро из рядовых символов, напоминающих о Спасителе, образ Распятия Христова стал главным символом победы первого императора-христианина Константина над врагами и самой победы Христа над смертью.

В песнопениях богослужения праздника проводятся многочисленные параллели между тем, как патриарх Иаков скрестил руки, благословляя детей, и тем, как Константин изобразил крест, побеждая врагов. Вознося руки к небу, Моисей словно прообразовал простертые длани Христа на Кресте, Моисей этим символом в Синайской пустыне побеждал Амалика и тем самым словно намекал на то, как от воздвижения Креста Христова будут убегать «демонов полки». И как, вознося змия на деревянном жезле, Моисей дал Израилю средство для исцеления от змииных укусов, так и возносимый на Древо крестное Христос победил диавола и вывел узников из ада. Посредством древа удовольствий – древом познания добра и зла – змей прельстил Адама; древом страданий, древом пролития пречистой крови Христос Царь избавил осужденного от ада.

Византийские гимнографы передали нам значение образа креста в витиеватых тропарях и стихирах. Поднимаемый на высоту Крест – это, по разным песням, образ страданий безгрешного Сына Божия, образ Его крови и воды, излитых из ребра, образ Его мученической смерти. И в то же время это – образ победы Царя Славы, образ райских дверей, лествицы на небо, небесного сада, славы мучеников и непобедимого оружия против бесов.

Взирая глазами веры на победу Христа над смертью, и мы вместе с древними песнописцами можем снова и снова повторять: «Радуйся, слепых настaвниче, немощных врачу, воскресение всех умерших, воздвигнувый ны во тлю пaдшыя, Кресте честный, имже разрушися клятва, и процвете нетление, и земнии обожихомся, и диaвол всеконечно низвeржеся».

Как подмечает монах Иоанн, автор одной из стихир праздника, «мы недостойными устами ныне кланяемся честному Кресту Твоему, Христе Боже, тем самым молимся, воспевая Тебя, изволившего быть на нем пригвожденным. Господи, как когда-то разбойника, сподоби и нас Царствия Твоего!»

Поэтому неправы те обвинители, которые считают, что православные христиане, почитая Крест Христов, покланяются ему как идолу. Когда мы молимся словами: «Огради мя, Господи, силой честнаго и животворящего Твоего Креста» или употребляем выражения типа «Кресте Христов, христиан упование, заблудших настaвниче», мы обращаемся не к нательному крестику или к распятию в домашнем молитвенном уголке, не к изделию из дерева или из металла, мы молимся ко Христу, Который и есть христиан упование, заблудившихся Наставник, пристанище обуреваемых и победа в битвах. Он – Источник жизни и исцелений, Он – сила Божия ко спасению верных, Он – победа на «духов злобы поднебесной».

Однако, поскольку Спаситель, будучи безгрешным, умалил Себя настолько, что позволил грешным людям распять Себя на позорном кресте, нам важно напоминать и показывать другим людям именно этот символ христианской веры. Любовь Божия была распята на кресте, чтобы человеческое сердце было тронуто состраданием и прониклось покаянием.

Поэтому в день Воздвижения Креста Господня мы постимся, смиряя свою плоть, чтобы дать место духу. Мы возвращаемся сердцем к страданиям Иисуса накануне Пасхи, чтобы поверить умом в Его славное Воскресение. Посему и образ Распятия, изображенный на святой иконе, на куполе храма или на нательном крестике, образ Распятия, который мы наносим на себя, осеняясь крестным знамением, должен быть не магическим амулетом или символическим ритуалом, а исповеданием веры в то, что Христос умер за нас, грешных людей, чтобы ранами Его мы исцелились.

Смысл сегодняшнего праздника выходит далеко за пределы воспоминания побед благочестивых императоров над варварами, далеко за границы памяти о том, как когда-то царица Елена нашла потерянную в Иерусалиме святыню. Мы кланяемся Животворящему Древу, с которого, обнимая каждого из нас, простирает руки Иисус Христос, Царь славы. Крест является символом победы жизни над смертью. Крест возводит нас к первому блаженству, которого пытается лишить нас злохитрый диавол. Через образ креста посылаются многочисленные исцеления душ и телес, чтобы укрепить нашу веру в Бога.

Поэтому и мы вслед за древними христианами целуем крест, прославляя пригвоздившегося на нем Бога. «В этот день выносится Крест Господень, и верные принимают его с желанием и получают исцеление души и тела и от всякой болезни. Его целуем с радостью и страхом: со страхом – из-за греха, как недостойные; с радостью же – ради спасения, которое миру подает на нем пригвожденный Христос Господь, имеющий великую милость».

Аминь.

4. Царь Славы = Царь Славян = Царь Христиан

На многочисленных изображениях распятия Христос назван «Царём Славы», см., например, рис. 2.13, рис. 2.14, рис. 2.16, рис. 2.17. Толкование такого имени Христа считается не совсем ясным. Обычно предлагается весьма общее и туманное объяснение, что-то вроде «Славный Царь». С другой стороны, существует проблема — откуда появилось название «Славяне». На данную тему высказывались многие историки, в том числе Орбини и Щербатов. Некоторые считали, что слово СЛАВЯНЕ происходит от слова СЛАВА, а некоторые — от СЛОВО, то есть «разговор», славянский язык.

Рис. 2.17. Фрагмент старинного русского церковного оклада середины XIV века. Рядом с распятием написано: Иисус Христос Царь Славы. Взято из , раздел 30.

Хорошо известно, что СЛОВО или ЛОГОС — это одно из имён Христа. В старых текстах Христа часто называли «Воплотившимся Словом» или Логосом. См. также начало Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоанн 1:1).

С другой стороны, оказывается, что в эпоху Андроника I Комнина существовал титул СЕВАСТ или СЕВАСТОКРАТОР. По-гречески он означает СЛАВА , . Историки сообщают: «Титул севаста принадлежал некогда одним императорам. Из лиц, не имевших царской власти, в первый раз получил его… Алексей Комнин, родоначальник династии Комнинов. Сделавшись императором, Алексей Комнин придумал ещё титулы пансевастов, протосевастов и проч.» , с. 74. Таким образом, титул СЕВАСТ — то есть СЛАВА — был тесно связан с династией Комнинов, к которой принадлежал Андроник I Комнин. Его отец был Севастократором. И сам Андроник, следовательно, имел наследственное право на этот титул. Никита Хониат сообщает, что Андроник «происходил из знатного рода, — так как от одного отца, Алексея, деда Мануйлова, происходили и отец Мануила (императора Мануила Комнина — Авт.), царь Иоанн, и отец Андроника, севастократор Исаак» , с. 115.

Считается, что сам Андроник I севастократором не был, а этот титул принадлежал «другому Андронику» Комнину, его современнику и родному (а не двоюродному) брату императора Мануила , с. 63. Впрочем, здесь у Никиты Хониата вполне возможна путаница, поскольку родной брат — севастократор Андроник — упоминается в «Истории» Хониата лишь мельком однажды, а о двоюродном брате — Андронике I — говорится достаточно много.

Итак, с царём Андроником, и вообще с династией Комнинов, был тесно связан титул Севаст, то есть Слава или Священный. Андроник был последним из Комнинов. Повторим, что все они были Севасты, то есть носили титул СЛАВА. Поэтому возникает следующая естественная мысль, что надпись «Царь Славы» рядом с распятием Христа указывает на титул Андроника — СЛАВА, то есть на родовое имя династии Комнинов. Вполне вероятно, что СЛОВО (или Логос) — как имя Христа — это слегка искажённый титул СЛАВА. Но тогда и христиане, то есть последователи Андроника-Христа, должны были получить название Славяне, как последователи СЛАВЫ или СЛОВА.

Мы приходим к выводу, что само название СЛАВЯНЕ является, попросту, другим наименованием Христиан. Недаром до сих пор Славяне — это в основном Христиане. А церковно-славянский язык принят именно в христианском богослужении и только в нём. Следовательно, вместо ЦАРЬ СЛАВЫ вполне можно было бы сказать ЦАРЬ СЛАВЯН. Смысл — тот же самый.

Если в имени Логос опустить греко-латинское окончание ОС, то получится ЛОГ или ЛГ без огласовок. Что напоминает слово АЛЛАХ — обращение к Богу у мусульман. Возможно, АЛЛАХ и ЛОГ (ос) — одно и то же слово в разных произношениях. И то и другое — имена Бога.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Раньше я видела только один способ договариваться с людьми — через пользу. Хочешь о чем-то попросить? Объясни человеку его выгоду.

Но в какой-то момент я поняла, что эмоции — тоже аргумент. И кому-то важнее услышать: «Я чувствую отчаяние, когда обесценивают мой труд», чем «Я повышу вам продажи, если вы будете отмечать мои заслуги». Я увидела, что эмоции в качестве аргумента часто близки и понятны окружающим, и это — моя личная победа.

Кому-то это может показаться довольно мелким осознанием. И я тоже могла бы сказать себе: «Да подумаешь, фигня какая-то. Люди в космос летают, а я тут в 35 поняла, что можно о своих чувствах говорить, ничего себе». Но эта победа для меня гораздо важнее того, что подумают о ней мифические судьи 🤩.

Я вижу, что для многих из вас это общий тренд: засчитывать себе только глобальные победы. А если не довелось спасти чью-то жизнь, открыть успешный бизнес или мгновенно удвоить зарплату — то и достижений, получается, нет? 🤷‍♀️

На курсе «Real me» мы делали упражнение, где я предложила участникам поделиться своими победами. Критерии были такими:

📌 победа должна быть победой именно для ВАС, а не по меркам друзей, родителей или супруга;

📌 результат не обязательно должен быть «перфекционистски» хорошим — важно, чтобы ВЫ были им довольны;

📌 победа не обязательно должна лежать в карьерной сфере — она может быть связана с отношениями, личностным ростом или обучением.

Даже участникам клуба местами было сложно понять, что победа может не соответствовать социальным меркам, но все равно быть для них ценной.

Победы — опора профессиональной самооценки. И вы лишаете себя этой опоры, если:

❌ стремитесь замечать только глобальные, одобряемые обществом победы;

❌ ждете оценки ваших побед со стороны — а если начальник не похвалил, то и вы не празднуете;

❌ считаете, что ваши победы — обычное дело, или вам просто «повезло».

Есть и хорошая новость: каждый из вас может научиться замечать свои ежедневные победы. И самостоятельно создавать себе периодические поглаживания, а не ждать похвалы от начальника или жаловаться, что он вас не замечает.

Как сформировать у себя эту привычку?

1️⃣ Ведите дневник побед

Ежедневно отмечайте сложные ситуации, из которых вышли победителем, закрытые задачи, которые давно требовали решения, и даже просто выполненный план на день. Можете установить цель — например, отмечать 5 достижений каждый день. Это поможет самостоятельно настроить свой фокус внимания на победы, не ожидая подсказок со стороны.

2️⃣ Отмечайте даже маленькие победы

Если вы никогда не занимались йогой, 10-минутный урок — ваша личная победа. Если вы долго не могли найти контакт с одной из коллег, а в один день вместе пошли обедать, — ваша личная победа. Единственный критерий: вы сами должны быть довольны своим результатом.

Я абсолютно уверена, что такие победы найдутся в арсенале каждого. Они — инструмент, который поможет сформировать собственное мнение о себе и создать опору для адекватной самооценки.

Читать больше о карьере в Instagram
Пройти тест и поболтать с карьерным ботом
Записаться в карьерный клуб

Коптская Церковь — древнейшая христианская церковь, которая ярчайшим образом олицетворяет преемственность символической культуры. Христианство, в принципе, впитало в себя многие традиции образов и символов из более ранних культур, что в очередной раз доказывает, что мир един, история его непрерывна и ещё до пришествия Христа мир дышал его присутствием и ждал Его.

Коптская Церковь тесно соприкасалась с отголосками одной из древнейших культур на Земле — египетсткой. Как известно, в египетской мифологии большое внимание отводилось теме жизни и смерти, а в центре христианской проповеди — Воскресение Христа, как источник жизни вечной для всех людей.

Кресты и свастики — как особенные солнечные (солярные), а значит, божественные символы ещё до появления и развития древнеегипетской культуры были широко распространены ещё в неолитической изобразительной традиции. И тоже, как правило, были связаны с темой соприкосновения жизни и смерти и особенного проявления божественных сил.

В связи со всем вышеобозначенным, коптская художественная традиция, и символика креста, в частности, опирается на древнейший фундамент, как растущее крепкое дерево стоит на корнях, уходящих глубоко под землю.

Коптские кресты — сложные по форме и глубокие по содержание. О многом теперь приходится лишь догадываться, но тем не менее, это не умаляет их красоты и не уменьшает восхищения ценителей.

Самый известный коптский символ — так называемый тау-крест (анх), но мы сегодня расскажем про менее популярную, но не менее интересную форму.

Наперсный крест «Древо жизни»

Мы с особенной любовью относимся к нашей коллекции крестов и форму для каждого креста выбираем долго и внимательно. Так получилось, что крест «Древо жизни» сразу получил два воплощения: наперсный крест и нательный крестик (его мы назвали «Благословение Господне»).

Коптский крест

За основу был взят один из крестов Коптской православной церкви. Как уже было отмечено, в Коптской церкви долгая и богатая традиция изображения крестов, наполненная дополнительными смыслами и символами. Наше внимание привлекла простая форма, немного даже наивная, но, тем не менее предвосхищающая уже византийские кресты
с орнаментами из круглых камней по всей поверхности.

К коптским крестам мы обратились не случайно. И древние легенды, и научные изыскания говорят о том, что люди впервые появились именно на африканском континенте, а впоследствии расселились по всей земле. Поэтому православная традиция, живущая и цветущая у самого корня цивилизации, всегда завораживала и хотелось создать украшение, напоминающее о начале времён.

К сожалению, нам неизвестна доподлинно символика кругов, расположенных на поверхности креста. Мы можем лишь предполагать, что 20 кругов — это символ Десятикнижия, десяти заповедей, а удвоены они потому, что Христос объединял в себе две природы: Божию и человеческую.

Кроме того, можно рассматривать эти круги как плоды на Древе жизни… Мы предпочли не останавливаться на каком-то одном толковании: нам была важна красота — внешняя и внутренняя, пришедшая из древности. Однако если вдуматься, два предложенных объяснения символики кругов на кресте нисколько не противоречат друг другу, поскольку здесь преемственность Ветхого и Нового Завета, единство Небесного и земного, надежда на жизнь будущую, вечную, которая родилась ещё в начале времён — всё собирается в простую лаконичную форму. И всё прекрасно.

«Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрёл разум, потому что приобретение её лучше приобретения серебра, и прибыли от неё больше, нежели от золота… Она – древо жизни для тех, которые приобретают её, — и блаженны, которые сохраняют её!» (Прит. 3:13-18)

В Притче Соломоновой идёт речь о Премудрости Божией — что она есть древо жизни. Потому и крест, созданный по форме древнего эфиопского креста мы назвали именно так. Древо жизни упоминается и в других текстах Писания, с обратной стороны креста мы разместили цитату из Откровения Иоанна Богослова: «Древо жизни, двенадцать
раз приносящее плоды».

В центральном круге креста «Древо жизни» зашифрован текст: Иисус Христос Победитель.

Крест «Древо жизни» с его богатой символикой и смыслом замечательно подойдёт в качестве наперсного креста священнику (в этом случае мы предлагаем выбрать вариант литья из пьютера — специального ювелирного сплава олова, серебра и меди).

Крест «Древо жизни» можно использовать и как украшение интерьера, в мастерской на этот случай предусмотрены красивые деревянные киоты, которые мы создаём из цельного дерева.

Нательный крестик «Благословение Господне» — это уменьшенная копия креста «Древо жизни», которую может носить любой христианин. Мы создавали наши кресты таким образом, чтобы их можно было носить и под одеждой и поверх одежды — как символ веры современного человека. «Благословение Господне» — один из самых интересных крестов в нашей коллекции: небольшой, скромный, но очень яркий и сложный по сути своей.

Наперсный крест «Древо жизни» в чернении

Наперсный крест «Древо жизни» в росписи

Нательный крестик «Благословение Господне» в чернении

Нательный крестик «Благословение Господне» с эмалью

Tags: 2015, кресты и медальоны, новые

СИМВОЛИКА ПРАВОСЛАВНОГО НАТЕЛЬНОГО КРЕСТА

Сегодня мы поговорим об истории ношения нательного креста на груди. Обычай вместе с Крещением надевать на шею новокрещеного нательный крест появился не сразу. В первые века христианства крест не носили, а носили медальоны с изображением закланного Агнца или Распятия. Но Крест как орудие спасения мира Иисусом Христом был предметом величайшего чествования у христиан с самого начала Церкви. К примеру, церковный мыслитель Тертуллиан (II–III вв.) в своей «Апологии» свидетельствует, что почитание креста существовало с первых времен христианства. Еще до нахождения в IV веке царицей Еленой и императором Константином животворящего Креста, на котором был распят Христос, уже среди первых последователей Христа был распространен обычай всегда иметь при себе образ креста, а некоторые христиане изображали фигуру креста даже у себя на лбу – как в напоминание о страданиях Господа, так и для исповедания своей веры перед другими.

Первые документальные свидетельства о ношении нательных крестов относятся к началу 4-го века. Так, акты VII Вселенского Собора свидетельствуют, что святые мученики Орест (†304) и Прокопий (†303), пострадавшие при Диоклетиане, носили на шее крест, выполненный из золота и серебра.

После ослабления и последующего прекращения гонений на христиан ношение креста стало повсеместным обычаем. В это же время на всех христианских храмах стали устанавливать кресты. На Руси же этот обычай переняли именно с крещением славян в 988 году. Начиная с византийских времен на Руси существовало два рода нательных крестов: собственно сами «тельники» (носимые на теле под одеждой) и т.н.»энколпионы» (от греческого слова «нагрудный»), носимые не на теле, а поверх одежды. Про последние скажем два слова: первоначально благочестивые христиане носили с собой (на себе) ковчежец с частицами св. мощей или иными святынями. На этом ковчежце помещался крест. Впоследствии сам ковчежец приобрел форму креста, и такой крест стали носить епископы и императоры. Современный священнический и епископский наперсный крест ведет свою историю именно от энколпионов, то есть ящичков с мощами или иными святынями

Энколпион 15-16 век «Распятие Христово – Святитель Николай»

Что же символизирует собой нательный крестик?

Крест Христов – это символ христианства. Крест – величайшая христианская святыня. Почитание Креста всегда понималось Учением Церкви как поклонение Иисусу Христу в свете Его искупительного подвига. Крест Христов, который православные христиане всегда носят на теле, указывает нам и напоминает, какой ценой куплено наше Спасение. Для христиан крест – символ победы над диаволом, знамя торжества Божьего. Крест как орудие страшной и мучительной казни благодаря жертвенному подвигу Христа Спасителя стал символом искупления и орудием спасения всего человечества от греха и смерти. Именно на Кресте через боль и страдание, смерть и Воскресение Сын Божий совершает спасение или исцеление человеческой природы от смертности, страстности и тленности, привнесенных в нее грехопадением Адама и Евы. Таким образом, человек, который носит на себе Распятие Христово, свидетельствует о своей сопричастности страданиям и подвигу Своего Спасителя, за которыми следует надежда на спасение, а значит, и воскресение человека для вечной жизни с Богом.

История возникновения Православного Креста

Православные нательные кресты имеют очень древнюю традицию и потому бывают весьма разнообразными по своему виду, в зависимости от времени и места изготовления.

В первые века появляется немало крестов разной формы, но изменяющаяся форма креста не несла искажения сути: «Крест всякой формы есть истинный крест», – говорил преп. Феодор Студит. Древнейшие кресты были монолитными каменными и металлическими тельниками. Носились они на шнурке, продетом в отверстие, просверленное в верхней части креста. Металлические тельники отливались из серебра или бронзы, а также вырезались из металлической пластины или монеты. Иногда крест покрывался несложным геометрическим или растительным орнаментом. Обычно кресты повторяли форму крестов греческого, а иногда скандинавского происхождения. В Византии формируется даже особое богословие креста и появляется новый тип изображения креста. Такой крест состоит из двух крестообразно записанных слов: «фос» и «зои». Фос по-гречески означает свет. Зои означает жизнь.

Такой крест означает, что Христос – истинный свет («Я свет миру, кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8.12). И, кроме того, – что Христос есть истинная Жизнь, сообщающая жизнь всему остальному сотворенному Богом миру.

Четыре балки креста, исходящие из единого центра, особо выделенного кругом или квадратом с крестом, понимаются как четыре луча Света Жизни, исходящего от его источника – Христа.

Такая символика характерна для древних выносных крестов и крестов, украшающих дарохранительницы и реликварии (места для хранения святынь).

Когда крест вписывается в круг, его символику можно понимать в солярном смысле, и Христос здесь предстает Солнцем правды.

Использование растительной символики в орнаменте крестов указывает на Древо Жизни, утерянное в Эдеме первым Адамом и возвращенное Адамом Новым – Христом.

Уже на рубеже 7-го – 9-го веков формируется восточный и западный тип иконографии креста.

На крестах 11-го – 13-го веков Распятый Христос почти не изображался, в это время на крестах мы видим изображения Христа благословляющего, Христа, восседающего на Троне, Христа с предстоящими.

Крест все более усложняется, и его формы развиваются особенно в 14-м – 17-м веках, причем интересно, что это происходит преимущественно на Руси, где каждому христианину давался крест при крещении.

В это время в форме креста появляется подобие корабля или якоря, дерева, растения; нательные кресты обильно украшаются иконами, евангельскими сюжетами, другими христианскими символами.

Нередко была композиция Деисиса (с греч. моление), то есть Христа с предстоящими Ему Богоматерью и Предтечей (или другими святыми).

Иконография православного (восточного) Распятия

Иконография православного (восточного) Распятия получила свое окончательное догматическое обоснование в 692 году в 82-м правиле Трульского собора, утвердившего канон иконографического изображения Распятия.

Главным условием канона становится сочетание исторического реализма с реализмом Божественного Откровения. Фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест, и Господь открывает Свои объятия всем к Нему обращающимся.

В этой иконографии художественно решается сложная догматическая задача изображения двух ипостасей Христа — Человеческой и Божественной — показывающая одновременно и смерть, и победу Спасителя.

Католики, отказавшись от своих ранних взглядов, не поняли и не приняли правил Трульского собора и соответственно символического духовного изображения Иисуса Христа. Так в средние века возникает новый тип Распятия, в котором преобладающими становятся черты натурализма человеческих страданий и муки крестной казни: тяжесть тела провисающего на вытянутых руках, глава, увенчанная терновым венцом, перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем (новшество конца XIII века). Анатомические подробности католического изображения передавая правдивость самой казни, тем не менее скрывают главное — торжество Господа, победившего смерть и открывающего нам жизнь вечную, концентрируют внимание на муках и смерти. Его натурализм обладает лишь внешним эмоциональным воздействием, вводя в соблазн сравнения наших греховных страданий искупительными Страстями Христа.

Смысл ношения крестика и той надписи, которую мы читаем на его обороте: «Спаси и сохрани»

Христиане, которые носят нательный крестик, как бы воздают бессловесную молитву Богу. И он всегда защищает носителя. Само по себе наличие крестика на груди еще не спасает и не имеет никакого значения для человека, если он осознанно не исповедует то, что символизирует собой Крест Христов. Хотя, конечно, Господь, несомненно, хранит верующего в него от многих бытовых несчастий и бед. То есть, если человек носит крестик с верой и упованием на милость Божию, он, условно говоря, «включён» в особенный договор с Богом и с ним никогда не случится ничего фатально-непоправимого в вечности. Так от чего сохранить обещает нас Господь? Не от житейских бед, напастей и трудностей в первую очередь, потому что всё это бывает даже необходимо душе, увы, склонной к расслабленности и забвению цели своего бытия. Но сохранить нас обещает Господь, прежде всего, от страшной власти греха, посредством которой враг рода человеческого губит наши души, если только мы будем согласны жить по закону Божиему. Простые слова «Спаси и сохрани» означают неустанное, от всего сердца, обращение наше к Богу с просьбой о том, чтобы Он помог нам приобщиться благодатной вечности.

Виды православного креста

Православные нательные кресты имеют очень древнюю историю, в разные времена в разных местах христианского мира почитались кресты самой разной формы: и восьмиконечные, и четырехконечные, и равносторонние, и неравносторонние, и трехконечные, в виде буквы «Т». Однако самый распространенный православный нательный крест имеет восьмиконечную форму, более всего соответствующую форме Креста, на котором был распят Христос.

Что касается крестов без Распятия, то эта форма креста – самая древняя. Изначально изображалась только геометрическая фигура креста, уже являющаяся сама по себе символом христианства. Позже на ней стали изображать и само Распятие, а также дополнительные элементы символики. Изображения Распятия появляются начиная со II-III веков. Около 600 г. ученый греческий монах Анастасий Синаит (игумен Синайской горы) пишет знаменитое полемическое сочинение против монофизитов «Руководство» и иллюстрирует его изображением Распятия. При этом он впервые применяет т. н. греческий круцификс, т. е. восьмиконечный крест. Интересно, что преподобный Анастасий Синаит попросил переписчиков своего сочинения каждый раз тщательно перерисовывать этот вид креста. А поскольку прп. Анастасия очень все уважали, то этот крест привился и стал общераспространенным на Востоке. Это именно восточный крест-распятие.

Как совершенно понятно, на кресте, прежде всего, изображается Распятый Спаситель. Над головой Его также может быть табличка с буквами (I.н.ц.и.). Под ногами Богочеловека – подножие (прямое или скошенное).

Но последователи Иисуса Христа, переживая Крест Христов как орудие нашего Спасения, всегда стремились тот маленький, но драгоценный для них знак, который они носили на груди, украсить разными символами нашей веры. Отсюда проникают на наш крест разные надписи, персонажи, узоры, детали, иконы и проч. Расскажу о наиболее популярных изображениях, встречаемых на нагрудных и нательных крестах, и дам их краткое истолкование.

Копие и трость. Рядом со крестом изображаются копие и трость – орудия Страстей Христовых. Иногда рядом с Крестом изображаются фигурки воинов, держащих копие и трость. Если воин изображается один, это почти всегда указание на сотника Лонгина, при Кресте покаявшегося и уверовавшего во Христа. (Иногда трость изображается с отростками, как бы процветшей. Это согласно Евангелию от Иоанна (19, 29), где говорится, что губка была наложена не на обычную трость, но на иссоп, растение, употреблявшееся в ритуальных целях: им окропляли священники евреев жертвенной кровью: окропиши мя исопом и очищуся…).

Иногда у Христа на Распятии – пронзенный бок, и рядом может изображаться Евхаристическая Чаша. Она напоминает, что из крови и воды, истекших из пронзенного бока Спасителя, по мысли святых отцов, родилась Церковь. В любом случае Чаша указывает на Жизнь Вечную, даруемую в Евхаристии, которой мы становимся причастны через Смерть Христову.

Бывает, что за Крестом Христовым изображается стена или строение. Это изображение стен Иерусалима. Кроме чисто исторического указания на то, что Спаситель был распят вне города, это указание на Горний, Небесный Иерусалим, куда мы получили доступ благодаря Голгофской Жертве.

По правую и по левую стороны Креста могут стоять: Божия Матерь, Иоанн Богослов, кто-нибудь из Жен Мироносиц, сотник Лонгин, Иоанн Креститель, первоверховные апостолы Петр и Павел, святые и вселенские Учители: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.

На нижней части Креста обычно изображались камни Голгофской горы и Адамова глава, то есть череп похороненного, по преданию, на Голгофе Адама. Символически это указывает на то, что Смертью Второго Адама (Христа) была одержана победа на смертью, внесенной в мир первым Адамом.

На некоторых древних крестах (преимущественно византийских) внизу мог изображаться дракон (поверженный сатана) или просто одна разинутая пасть дракона.

На некоторых крестах внизу изображается восставший из гроба Адам или Ева. Существует даже целый сюжет нагрудного креста: Сошествие Христа Спасителя во ад.

Вверху Распятия может изображаться Вознесение Господне.

Существуют кресты, на которых на оборотной стороне изображаются Двунадесятые праздники.

Каменный крест 16-го – 17-го веков. В центре – Лик Спасителя. Внизу – лик святителя Николая Чудотворца. По бокам – фигуры святых.

Кожаный крест. Такие кресты делали в старину в некоторых монастырях. Перед вами современный кожаный крест из монастыря в Старой Ладоге.

Крест начала 20-го столетия. Этот крест был выпущен в 1913 году в честь 300-летия Дома Романовых.
Крест выполнен в традиционном старорусском стиле.

Старообрядческие нательные кресты – тельники, как и сегодня их называют старообрядцы.

Золотые нательные кресты 19-го века.

Такие кресты носили состоятельные люди. Передаваясь из поколения в поколение, некоторые из этих нательных крестиков, выполненных из красного, червонного, золота, дожили и до наших дней.

Медный и серебряный нательные кресты малоимущих людей (19-й век)

Серебряные нательные крестики изящной, часто вычурной формы 1990-х – начала 2000-х годов

Иерусалимский нательный крест

Подчеркивая, что Иерусалим – место Страстей и Смерти Христовой, иерусалимские христиане любят изготавливать кресты нарочито грубой формы, максимально приближенные к оригиналу Креста Господня.

О благоговейном почитании нательного креста

Великие русские старцы советовали, что надо всегда носить нательный крест и не снимать его никогда и нигде до самой смерти. «Христианин без креста, — писал старец Савва, — это воин без оружия, и враг может легко одолеть его». Нательный крест потому так и называется, что его носят на теле, под одеждой, никогда не выставляя наружу (снаружи крест носят только священники). Это не означает, что нательный крест необходимо скрывать и прятать при любых обстоятельствах, но все же нарочито выставлять его на всеобщее обозрение не принято. Церковным уставом установлено целовать свой нательный крест по окончании вечерних молитв. В минуту опасности или когда на душе тревожно, хорошо поцеловать свой крестик и прочесть на его обороте слова «Спаси и сохрани».

«Следует поклоняться и почитать не только тот один Животворящий Крест, на котором был распят Христос, но и всякому Кресту, сотворенному по образу и подобию того Животворящего Креста Христова. Следует поклоняться, как тому самому, на котором был пригвожден Христос. Ведь там, где изображается Крест, из любого вещества, – туда приходит Благодать и Освящение от Пригвожденного на Кресте Христа Бога нашего».

Преподобный Иосиф Волоцкий.

Ношение нательного креста прежде всего является проявлением личного благочестия. Христианин всегда обязан иметь памятование о Боге, ибо сказано «Возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего” (Втор.6, 5). Ношение креста есть бессловесная постоянная молитва христианина, мы поклоняемся кресту не как символу смерти, а как символу вечной и неразлучной жизни с Богом.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *