Синод когда создан

Понятия, характерные признаки явлений — Урок 2 — Россия в XVII-XVIII вв — ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Раскольниками в России XVII в. называли

1) участников городских восстаний 1648 г. и 1662 г.

2) противников церковной реформы

3) сторонников Лжедмитрия I

4) участников восстаний коренного населения Сибири

2. Какой век российской истории получил название «бунташного»?

3. Какое из перечисленных выступлений получило название крестьянской войны?

1) восстание под руководством К. Булавина

2) Соловецкое восстание

3) восстание под руководством И. Болотникова

4) восстание под руководством Е. Пугачева

4. Какие органы управления появились в годы царствования Петра I?

1) приказы

2) коллегии

3) министерства

4) земства

5. Законосовещательный орган, созданный при Екатерине I, назывался

1) Сенатом

2) Государственным советом

3) Верховным тайным советом

4) Советом министров

6. Какое из названных понятий относится к эпохе дворцовых переворотов в России?

1) «семибоярщина»

2) «хованщина»

3) «опричнина»

4) «бироновщина»

1) XVI в.

2) XVII в.

3) XVIII в.

4) XIX в.

7. Проводившаяся в России в XVIII в. секуляризация означала

1) проведение реформы церковного богослужения

2) обращение церковной собственности в государственную

3) отделение школ от церкви

4) перевод патриаршьего престола из Москвы в Петербург

8. Какой из названных документов предусматривал порядок прохождения государственной и военной службы?

1) Табель о рангах

2) Жалованная грамота дворянству

3) Соборное уложение

4) «Домострой»

9. Первая печатная газета в России называлась

1) «Куранты»

2) «Отечественные записки»

3) «Ведомости»

4) «Колокол»

10. Установите соответствие между терминами, понятиями и их определениями.

ТЕРМИНЫ

А) ассамблея

Б) Сенат

В) кунсткамера

Г) Синод

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1) высший орган по делам законодательства и управления при императоре

2) первое в России высшее учебное заведение

3) коллегия, ведавшая церковным управлением

4) первый в России естественноисторический музей

5) общественное собрание для отдыха, развлечений

А

Б

В

Г

11. Установите соответствие между терминами, названиями и именами правителей, с чьим царствованием связаны эти термины.

ТЕРМИНЫ, НАЗВАНИЯ

А) «бироновщина»

Б) рекрутская повинность

В) просвещенный абсолютизм

Г) церковный раскол

ИМЕНА ПРАВИТЕЛЕЙ

1) Петр I

2) Екатерина II

3) Анна Иоанновна

4) Петр III

5) Алексей Михайлович

А

Б

В

Г

Высшие органы управления

Сенатп. Прежние органы государственной власти в XVIII в. прекратили свое существование. Земские соборы уже в предыдущий период выродились в «комиссии по сословным делам». Боярская же дума, утратившая значе­ние политического органа еще при Федоре Алексеевиче, была ликвидирована в начале реформаторской деятельно­сти Петра I.

Когда Боярская дума прекратила свое существование, на ее месте первоначально выросло новое учреждение — Ближняя канцелярия, или Консилия министров, с весьма ограниченным по сравнению с Думой составом членов (8-14 человек). Она состояла из небольшого числа преж­них думных людей, а также из новых слуг Петра. Ближ­няя канцелярия явилась как бы прообразом организован­ного в 1711 г. Правительствующего сената.

Первоначально Сенат имел характер чрезвычайного и временного органа. Он был учрежден по случаю отъезда Петра в Прутский поход «вместо его царского величества собственной персоны». Однако очень скоро Правитель­ствующий сенат стал главным органом высшего управле­ния при императоре.

Сенат состоял из девяти сенаторов, назначавшихся императором вне зависимости от их происхождения, зва­ния и чина. По учреждении коллегий в Сенат стали вхо­дить все президенты коллегий, что, впрочем, вскоре было отменено (в Сенате остались только президенты трех «глав­ных» коллегий).

B Москве была учреждена особая сенатская контора для решения маловажных дел.

При Сенате существовал ряд должностей, главным образом выполнявших функции надзора. Среди них наи­большее значение имели фискалы. Фискалы должны были «над всеми делами тайно подсматривать и проведывать про неправый суд, також в сборе казны и прочего». Bo главе их стоял (с 1723 г.) генерал-фискал с его помощни­ком — обер-фискалом. Сеть фискалов охватывала все учреждения как центральные, так и местные; в частности, фискалы были при коллегиях, провинциальные фиска­лы — в губерниях и городовые фискалы — в городах. Должности фискалов замещались главным образом из новых людей, выдвинувшихся при Петре.

B случае обнаружения злоупотреблений фискалы «должны позвать перед Сенат и тамо его уличити». Для выполнения своих обязанностей фискалы пользовались доносами частных лиц, занимались рассмотрением дел и документов, личным наблюдением над ходом производ­ства. B случае правильности обвинения фискалы получа­ли в виде вознаграждения половину штрафа, налагавше­гося на виновного. Ответственность фискала за ложные доносы была определена значительно позднее.

При Сенате была учреждена также должность гене­рал-ревизора, а затем, по ликвидации ее, должность гене­рал-прокурора (в 1722 г.), в ведении которого состояли прокуроры при коллегиях и надворных судах. Основная обязанность генерал-прокурора заключалась в том, чтобы «быть оком государевым и стряпчим о делах государствен­ных». Ему была подчинена сенатская канцелярия и вме­нено в обязанность заботиться о правильном и быстром делопроизводстве Сената. Будучи «оком государев>ім», генерал-прокурор рассматривал предварительно все дела, проходившие через Сенат, и ставил их на обсуждение Се­ната. Вместе с тем ему принадлежало право протеста про­тив неправильных или незакощных распоряжений Сена­та. Кроме того генерал-прокурору принадлежало право ставить вопросы об издании новых законов.

Функции прокурора при коллегиях и при надворных судах соответ­ствовали функциям генерал-прокуроров.

Далее при Сенате была создана должность рекет­мейстера (в 1720 г.), основной обязанностью которого был прием жалоб на коллегии и доклад по ним Сенату. Жалобы могли подаваться: 1) на медленность решения вопросов (волокиту); 2) на неправильность решения. Кроме того, рекетмейстер должен был принимать меры против медленного движения дел в коллегиях.

B 1722 г. была учреждена должность герольдмейсте­ра, ведавшего списками дворянства и наблюдавшего за его службой.

При Сенате состояли комиссары от губерний (по два от каждой’ губернии), которые были учреждены для сно­шений с губернскими властями.

Сенат имел канцелярию, во главе которой находил­ся обер-секретарь.

Большое внимание Петр уделял установлению в Се­нате новых принципов делопроизводства. Дела должны были решаться не канцелярией, а только сенаторами (так назы­ваемым присутствием Сената). Сперва существовало пра­вило, что дела должны были решаться единогласно, а за­тем (с 1714 г.) было установлено, что они решаются большинством голосов сенаторов. Подготавливать дела к слушанию в присутствии был обязан обер-прокурор. Все, что происходило на заседании Сената, должно было заноситься в протокол, который подписывался всеми сенаторами.

Функции Сената при Петре были обширны. Прежде всего Сенат был законосовещательным учреждением. Ему принадлежало право возбуждать законодательные вопро­сы и участвовать в составлении и обсуждении проектов законов.

До 1722 г. во время отсутствия императора Сенат обладал и законодательной властью. Он мог издать своей властью законы, вступавшие в действие без санкции со стороны Петра. Сенат довольно часто осуществлял это право. Издавались им даже акты, отменявшие указы, из­данные Петром.

Сенату принадлежали также важные и многочислен­ные функции в области управления. Сенат являлся со­средоточием всего управления, в особенности до учрежде­ния коллегий, после чего некоторые функции Сената перешли K ним.

Кроме того Сенат являлся высшей судебно-апелля­ционной инстанцией, а также иногда судом первой ин­станции в отношении некоторых дел и лиц (например, по политическим преступлениям и по преступлениям’ неко­торых должностных лиц — фискалов, казначеев и т.д.). Сенат в качестве высшей апелляционной инстанции раз­решал все жалобы на решения коллегий и других судеб­ных мест. Решения Сената, как высшей апелляционной инстанции, не подлежали обжалованию.

Наконец, Сенат являлся органом надзора над колле­гиями, над судебными местами, над финансовыми управ­лениями и вообще над законностью управления. Этот над­зор Сенат осуществлял через фискалов, прокуроров и рекетмейстера. Кроме того, Сенат с 1722 г. получил пра­во посылать ежегодно в губернии и провинции ревизую­щего сенатора.

Решения Сената облекались в форму указов и рассы­лались в соответствующие учреждения.

После смерти Петра значение Сената резко уменьши­лось. Ударом по Сенату было учреждение Верховного тай­ного совета. Сенат лишился значения главного органа управления. Сами сенаторы стали назначаться по пред­ставлению Верховного тайного совета. Должность гене­рал-прокурора была фактически упразднена. Функции же надзора за Сенатом перешли к Совету. Вся компетенция его крайне сузилась, так как вся область верховного уп­равления отошла к Совету. Умаление политического зна­чения Сената особенно сказалось в том, что Ревизион- коллегия, которая ранее ему была подчинена, теперь получила полную самостоятельность, и Сенат, как и дру­гие коллегии, обязан был перед ней отчитываться.

B царствование Анны Ивановны, когда Верховный тайный совет был уничтожен, значение Сената вновь воз­росло. Компетенция его расширилась, и коллегии были снова подчинены его непосредственному ведению. Были восстановлены должности рекетмейстера и генерал-про­курора. Сенату был возвращен и упраздненный при Екатерине II титул «правительствующии».

Ho с учреждением Кабинета, который по своей компе­тенции не отличался от Верховного тайного совета, значе­ние Сената снова заметно понизилось. Часть дел отошла к

Кабинету, должность генерал-прокурора опять была упраз­днена, некоторые коллегии были изъяты из его ведения.

C воцарением Елизаветы Петровны начался новый рост политического могущества Сената. Елизавета осо­бым указом объявила, что «Сенат да будет иметь пре­жнюю силу и власть в правлении внутренних всякого звания государственных дел». Сенат сделался снова вер­ховным органом управления и вследствие нежелания Ели­заветы заниматься государственными делами приобрел такую власть, какой он не обладал ни до, ни после ее царствования.

Екатерина II дала следующую, вполне верную харак­теристику деятельности Сената в это царствование: «Се­нат установлен для исполнения законов, ему предписан­ных, а он часто издавал законы, раздавал чины, достоинства, деньги, деревни… и утеснял прочие судебные места в их законах и преимуществах». По словам Екате­рины, подчиненные Сенату учреждения «пришли в такой упадок, что и регламент свой позабыли».

Екатерина II реорганизовала Сенат. Он был разделен на шесть департаментов, каждый из которых ведал опре­деленным кругом дел. Генерал-прокурор получил право надзора над Сенатом и право самостоятельного решения многих сенатских дел. Часть коллегий была изъята из ведения Сената. Особенно тяжелый удар политическому значению Сената нанесло Учреждение о губерниях 1775 г. Стоявшие во главе губерний генерал-губернаторы были теперь непосредственно подчинены императрице, и, сле­довательно, из ведения Сената выпал надзор за местным управлением. Постепенно сужались и другие функции Се­ната.

Оставалась неприкосновенной лишь его судебная ком­петенция. При Павле в связи с преобразованием админи­стративных департаментов Сената в судебные значение Сената как судебного органа выразилось еще определен­нее. Однако права окончательного решения судебных дел Сенат не получил, на решения Сената можно было пода­вать жалобы непосредственно императору.

Советы (Кабинеты) при императоре. B рассматри­ваемый период возникли учреждения, к которым в боль­шинстве своем переходили функции Сената.

Среди этих учреждений наибольшее политическое зна­чение имел Верховный тайный совет, созданный в 1726 г., о роли которого в ограничении самодержавия при Анне Ивановне уже говорилось выше.

После ликвидации Верховного тайного совета был учрежден Кабинет министров, почти ничем не отличав­шийся по своим ,функциям от Совета. Ему были предос­тавлены весьма широкие полномочия. Для характеристи­ки объема власти Кабинета достаточно указать, что ло Указу 1738 г. его резолюции только по наиболее важным вопросам представлялись на утверждение императрицы. По указу же 1735 г. постановления Кабинета, подписан­ные тремя кабинет-министрами, приравнивались по силе действия к именным императорским указам.

Кабинет министров был ликвидирован Елизаветой Петровной, восстановившей значение Сената. Однако и Елизавета не могла обойтись без особого совета для реше­ния насущных вопросов. Она учредила «Конференцию при высочайшем дворе», ведавшую внешней политикой и не­которыми военными делами. Поскольку Конференция за­нималась более узким кругом дел, нежели Верховный тай­ный совет и Кабинет, то она не могла иметь особого влияния на внутреннюю политику.

Петр III, упразднивший Конференцию, первоначаль­но рассчитывал управлять страной без помощи Совета или Конференции, но все же в конце концов вынужден был учредить Совет при высочайшем дворе, который ве­дал преимущественно военными делами.

Этот совет был распущен Екатериной II, которая, в свою очередь, учредила во время турецкой войны в 1768 г. особый Императорский совет, превратившийся вскоре в постоянный орган. Императорский совет, в состав кото­рого входило семь (а затем и больше) членов, обсуждал наиболее важные законопроекты и мероприятия.

Функции этого совета были до крайности сужены Павлом I.

B Указе Александра I о его закрытии указывалось, что он был «редко занимаем предметами существенными, доселе носил имя государственного установления без ощу­тительного влияния на дела общественные».

Синод. Высшие церковники во главе с патриархом Адрианом составляли постоянную оппозицию всем рефор­мам Петра I. Чтобы парализовать эту оппозицию, Петр I после смерти Адриана ие назначил выборов его преемни­ка. Он учредил должность «местоблюстителя патриарше­го престола», на которую назначил преданного ему Стефа­на Яворского, а затем организовал особую коллегию для заведования церковными делами, которая по своемулюло- жению ничем не должна была отличаться от других кол­легий. Эта коллегия, подобно другим коллегиям, получи­ла в 1721 г. особый регламент (регламент Духовной коллегии).

Однако церковные власти настойчиво домогались выделения Духовной коллегии из ряда светских колле­гий. B конце концов она получила особое название Свя­тейшего правительствующего Синода и находилась в не­сколько особенных отношениях с другими органами власти, в частности с Сенатом. Однако попытки Синода добиться полного равноправия с Сенатом оказались безус­пешными.

Синод состоял из 12 «правительственных особ» из числа духовенства, назначенных императорской властью. Председатель Синода (с 1763 г. первоприсутствующий) также назначался императором. При Синоде была введе­на должность обер-прокурора, являвшегося по Духовно­му регламенту «оком государя и стряпчим о делах госу­дарственных». B его ведении находились канцелярия и канцелярские служители. Bce наиболее важные дела Си­нод должен был представлять на утверждение импера­тора.

Синод являлся церковным органом. Он должен был наблюдать за чистотой веры, толковать ее догматы, рас­пространять христианство, надзирать за церковным уп­равлением, пресекать преступления против веры, ведать делами о браках и т.д. Синоду были подчинены все пра­вославные церковные учреждения.

B течение XVIII в. каких-либо серьезных изменений в структуре и компетенции Синода не произошло.

Коллегии. Существовавшие в Московском государстве приказы были не в состоянии справиться с новыми слож­ными задачами, которые должны были в эпоху Петра I выполнять как центральные, так и местные учреждения. Вместо приказов были учреждены коллегии.

B 1717 г. был составлен примерный реестр персона­ла всех коллегий, а также окончательно определено, ка­кие коллегии должны быть введены. B этом же году Петр назначил президентов коллегий и вице-президентов, вме­нив им в обязанность в течение года завершить организа­цию возглавляемых ими учреждений.

Всего было учреждено двенадцать коллегий: 1. Ино­странных дел; 2. Военная; 3. Морская; 4. Камер-колле­гия, ведавшая государственными доходами; 5. Штатс-кон- тор-коллегия, ведавшая государственными расходами;

6. Ревизион-коллегая, наблюдавшая за исполнением смет по доходам и расходам; 7. Берг-коллегия, ведавшая гор­ным делом; 8. Мануфактур-коллегия, ведавшая промыш­ленностью; 9. Коммерц-коллегия, ведавшая торговлей; 10. Юстиц-коллегия, выполнявшая двоякую функцию — как центральное судебное учреждение и как апелляцион­ная инстанция; 11. Духовная коллегия (Синод) и 12. Вотчинная коллегия.

Большинство коллегий образовалось из прежних при­казов. Однако не все приказы были преобразованы или включены в состав коллегий. Значительная часть их ос­тавалась под новым названием канцелярий (например: Ямской, Аптекарской, Каменной, Малороссийской, Си­бирской).

Коллегии в отношении той отрасли управления, ко­торая им была поручена, являлись высшим администра­тивно-судебным местом. Их отношения к Сенату опреде­лялись Генеральным регламентом следующим образом. Коллегии были обязаны неотложно исполнять сенатские указы и присылать ему в копиях все свои постановления. Финансовые же коллегии должны были доставлять Сена­ту в начале каждого года сведения о приходе и расходе сумм.

Губернаторы должны были непосредственно подчи­няться коллегиям. Коллегии имели право налагать взыс­кания на них, не сносясь по этому поводу с Сенатом.

Учреждение коллегий значительно упростило адми­нистративную систему, несмотря на то, что эти учрежде­ния, подобно приказам, выполняли не только админист- ративыые функции, но являлись и судебными органами по отношению к своим подчиненным.

Наиболее характерное отличие коллегий от приказов заключалось в их устройстве и в порядке делопроизвод­ства. Весь аппарат коллегий подразделялся на две части: присутствие и канцелярию. Присутствие состояло из пре­зидента, вице-президента, четырех советников, четырех асессоров. Президент назначался императором, вице-пре­зидент утверждался им на оснований представления Се­ната, прочие чины назначались непосредственно Сенатом. Канцелярия состояла из секретаря, протоколиста (или нотариуса), регистратора (актуариуса), писцов и перевод­чиков.

Порядок делопроизводства в коллегиях и вообще в коллегиальных учреждениях определялся детально в Ге­неральном регламенте 1720 г. Bce дела в коллегиях дол­жен был докладывать секретарь — лицо, стоявшее во главе канцелярии. Решение выносилось после обсужде­ния вопроса в присутствии (на общем собрании) по боль­шинству голосов. При равенстве голосов перевес давал голос президента коллегии. При обсуждении вопросов пре­зидент должен был заботиться, чтобы каждый член кол­легии мог выражать свое мнение «свободно и явственно».

Коллегии как органы центрального управления при ближайших преемниках Петра не подвергались каким- либо серьезным изменениям.

Ho при Екатерине П коллегиальная система стала постепенно проявлять признаки своего упадка. При про­ведении реформы местного управления в 1775 г. некото­рые коллегии были упразднены.

Отдельными отраслями управления или ^аже сово­купностью этих отраслей стали ведать отдельные влия­тельные лица, чьи решения по тому или иному вопросу являлись обязательными для коллегий. Так, генерал-про­курор ведал одновременно и финансами и юстицией, и це­лым рядом других отраслей управления.

При Павле I значение коллегиального принципа еще более упало, поскольку каждая коллегия стала подчи­няться особому главному директору, для которого было не обязательно участие в заседаниях членов коллегии и которые имели право лично докладывать императору о делах, подлежавших ведению данной коллегии.

Окончательное упразднение коллегий произошло в царствование Александра I, учредившего вместо них ми­нистерства.

Флорентийская уния 1439 г. Изменение статуса православной церкви и ее взаимоотношений с гос-вом. Освященный Собор — как высший церковный орган

Флорентийская уния 1439 г. соглашение об объединении католич. и православных церквей, принятое на Базельско-Флорентийском соборе. Ф. у. была заключена в весьма сложной ситуации для Византии и папства. В 1430 г. турки взяли г. Фессалонику, и от Византии по существу остался только г. Константинополь, окруженный со всех сторон турецкими владениями. В этих условиях визант. император Иоанн VIII Палеолог обратился за помощью к папе римскому Евгению IV, рассчитывая на орг-цию крестового похода против турок. При этом император предложил начать переговоры об объединении католич. и православной церквей. Папа охотно принял предложение — и потому, что реальностью становились многовековые расчеты на подчинение вост. церквей, и потому, что Евгений IV получал шанс на победу в затянувшемся конфликте со сторонниками соборного движения. Созванный в 1431 г. в Базеле вселенский собор был объявлен папой распущенным, но продолжал заседать и принял решения, существенно ограничившие власть папы в церкви. Предложение визант. стороны было использовано Евгением IV для внесения раскола в ряды его противников. Папа призвал участников собора переехать в Феррару (а затем во Флоренцию) для переговоров с византийцами, и большинство собора последовало за ним.

На заседаниях собора в Ферраре и Флоренции (в 1438—1439 гг.) присутствовала визант. делегация (ок. 700 человек) во главе с императором и константинопольским па3архом. После долгих богослов, диспутов 6 июля 1439 г. был подписан документ об унии (объединении) католич. и православной церквей. Объединение состоялось при серьезных уступках православия: признание главенства папы римского, принятие католич. догматов о филиокве (об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и Сына), о чистилище. В течение последующих 6 лет на Флорентийском соборе были заключены соглашения об объединении с др. христианскими, течениями (египет. коптами, маронитами и др.). Ф. у. подняла престиж папы в Зап. Европе, однако она оказалась нежизнеспособной. Население Византии не приняло унию, глава рус. православной церкви митрополит Исидор, подписавший унию, был подвергнут заключению. Собор православных иерархов в Иерусалиме в 1443 г. предал Ф.у. анафеме.

Церковная организация и церковное право XV-XVII вв.

В XV в. церковь была важным фактором в процессе объединения русских земель вокруг Москвы и укрепления централизованного государства. В новой системе власти она заняла соответ.место. Сложилась система органов церковного упр-ия: епископаты, епархии, приходы. С 1589 г. в России было учреждено патриаршество, что усилило притязания церкви на политическую власть. Они вылились в конфликты патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем, а на более широком уровне — в расколе, столкновении старых и новых политических позиций церкви.

Высший церковный орган («Освященный Собор») в полном составе входил в «верхнюю палату» Земского собора. Дух-во, как особое сословие наделялось рядом привилегий и льгот: освобождением от податей, телесных наказаний и повинностей.

Ц. в лице своих орг-ций являлась субъектом земельной соб-сти, вокруг кот.уже с XVI в. разгорелась серьезная борьба. С этой соб-тью было связано большое число людей: управляющих, крестьян, холопов, проживающих на церков.землях. Все они подпадали под юрисдикцию церков.властей. До принятия Соборного Уложения 1649г. все дела, относящиеся к ним, рассматривались на основании канонического права и в церковном суде. Под эту же юрисдикцию подпадали дела о преступлениях против нравственности, бракоразводные дела, субъектами кот. могли быть представители любых социальных групп.

Власть патриарха опиралась на подчиненных церковным организациям людей, особый статус монастырей, являвшихся крупными землевладельцами, на участие представителей церкви в сословно-представительных органах власти и управления. Церковные приказы, ведавшие вопросами управления церковным хозяйством и людьми, составляли бюрократическую основу этой власти.

Ц. в своей деят-сти опиралась на целую систему норм церковного права, содержащихся в Кормчей книге, Правосудье митрополичьем и Стоглаве (сборнике постановлений церковного Собора 1551 г.).

Семейное право в XV — XVI вв. в значительной мере основывалось на нормах обычного права и подвергалось сильному воздействию канонического (церковного) права. Юридические последствия мог иметь только церковный брак. Для его заключения требовалось согласие родителей, а для крепостных согласие их хозяев. Стоглав определял брачный возраст: для мужчин — 15 лет, а для женщин 12 лет. «Домострой» (свод этических правил и обычаев) и Стоглав закрепляли власть мужа над женой и отца над детьми. Устанавливалась общность имущества супругов, но закон запрещал мужу распоряжаться приданым жены без ее согласия. Влияние обычая сказывалось на такой особенности имущественных отношений супругов, как семейная общность имущества. При этом общее право супругов распространялось на имущество, предназначенное на общие цели семьи, а также на имущество, совместно приобретенное супругами в браке. Независимо от источника (принесенное супругами в семью или совместно нажитое в браке) семейное имущество подлежало сохранению и последующей передаче детям-наследникам. Имущество, ранее принадлежавшее одному из супругов, будучи включенным в комплекс семейного имущества, меняло свой характер и становилось общим. В интересах общего семейного бюджета, чтобы гарантировать сохранность приданого, принесенного женой, муж вносил своеобразный залог — «вено», обеспечивая его третьей частью своего имущества. После смерти мужа вдова владела вековым имуществом до тех пор, пока наследники мужа не выплачивали ей стоимость приданого.

После XV в. актом, обеспечивающим сохранность приданого, становится завещание, которое составлялось мужем сразу же после заключения брака. Имущество, записанное в завещании, переходило к пережившей супруге, чем и компенсировалась принесенная ею сумма приданого. В случае смерти жены к ее родственникам переходило право на восстановление приданого. При отсутствии завещания переживший супруг пожизненно или вплоть до вступления во второй брак пользовался недвижимостью, принадлежавшей покойному супругу.

В течение брака приданое оставалось в общем распоряжении супругов. Общность имущества подтверждал также установленный порядок распоряжения им, при котором все заключавшиеся с этим имуществом сделки подписывались одновременно обоими супругами.

Преступления против церкви до середины XVII в. составляли сферу церковной юрисдикции. Наиболее тяжкие религиозные преступления подвергались двойной каре: со стороны государственных и церковных инстанций. Еретиков стегали по постановлению церковных органов, но силами государственной исполнительной власти (разбойный, сыскной приказы).

С середины XVI в. церковные органы своими предписаниями запрещают светские развлечения, скоморошество, азартные игры, волхование, чернокнижие и т.п. Церковное право предусматривало собственную систему наказаний: отлучение от церкви, наложение покаяния (епитимья), заточение в монастырь и др. Внутрицерковная деятельность регулировалась собственными правилами и нормами, круг субъектов, им подчиненных, был достаточно широким. Идея о «двух властях» (духовной и светской) делало церковную организацию сильным конкурентом для государственных органов: в церковном расколе особенно очевидно проявились стремления церкви встать над государством. Эта борьба продолжалась вплоть до начала 18 века.

Судебник 1497 г.: общая хар-ка; основные правовые институты: соб-сть, обязательства, наследование; понятие преступления, классификация преступлений и система наказаний, судоустройство и судопроизводство, «суд» и «розыск», институт «облихования». Доказательства.

Первым кодифицированным актом является Судебник Ивана III 1497г.Его принятие было обусловлено процессом централизации, кот. затрагивал развитие не только гос-ва, но и права. Вместе с полит. происходит юридическое объединение путем составления общего сборника правовых норм для всего гос-ва. Судебник составлен дьяком Владимиром Гусевым, одобрен царем и Боярской думой. В него вошли нормы Русской Правды, обычного права, судебной практики и литовского закон-ва; ПСГ, уставные грамоты(нормативные док-ты, издаваемые верховной властью по вопросам местного управ-я), судные грамоты (постановления о судоустройстве, даруемые отдельным местностям и содержащие, кроме того, некот. нормы граждан. и уголов.права), судебные решения по отдельным вопросам.

В отличие от РП, кот. содержала обычные нормы и судебные прецеденты и была своеобразным справочником для поиска правды, Судебник уделяет основное внимание орг-ции судебного процесса — суда. Поэтому главное содержание Судебника — процессуальные постановления, перенятые из уставных грамот и объединенные в один акт. Уголовное право получило в Судебнике более широкое регулирование. Первая часть Судебника включает уголовные постановления, предположительно, Ивана III — о лихоимстве, об отказе в правосудии, о лжесвидетельствах и др. Вторая, меньшая часть Судебника состоит из норм гражданского права — о давности, о наследстве, о купле-продаже, о займе, о холопстве и др. Судебник является док-том, кот. знаменует новую эпоху в ИГПР — становление единого Русского гос-ва.

Судебник регулирует земельные отношения,кот. хар-ся полным исчезновением самост.соб-сти общины на землю и оформлением вотчинного и поместного землевладения. В Судебнике впервые исп-ся термин поместье, для обозначения особого вида условного землевладения, есть нормы о поземельных спорах и способах их решения.

Обязательственному правуСудебник уделяет меньше внимания, чем Русская Правда. Выделяются обязательства из причинения вреда (за потраву), правонарушения, связанные с судебной дея-стью.

Нормы о наследовании предусма3вали, что при наследовании по закону наследство получал сын, при отсутствии сыновей — дочери. Дочь получала не только движимое имущество, но и земли. За неимением дочерей наследство переходило ближайшему из родственников. В Судебнике 1497 отражались интересы феодалов-землевладельцев, поэтому в нем регламентируются правила перехода крестьян в Юрьев день (переходить можно было 26 ноября в Юрьев день, и в течение недели до и после этого дня, заплатив пожилое — ст.57), это был первый шаг к закрепощению крестьян. Источники холопства по Судебнику 1497 года: те же, что и в РП, кроме городских ключников. Кроме того, холоп автоматически получал освобождение при совершении побега из татарского плена.

Общая характеристика церковных организаций XV-XVII вв.

В XV в. Церковь была важным фактором в процессе объединения русских земель вокруг Москвы и укрепления централизованного государства. В новой системе власти она заняла соответствующее место.

Сложилась система органов церковного управления — епископаты, епархии, приходы. С 1589 г. в России было учреждено патриаршество, что усилило притязания Церкви на политическую власть. Они вылились в конфликты Патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем, а на более широком уровне — в раскол, столкновение старых и новых политических позиций Церкви.

В ходе реформ, направленных на укрепление Церкви, Патриарх Никон (1652—1666) осуществил сверку церковных книг с греческими оригиналами и внес в них исправления. Противники реформы церковной обрядности (раскольники) стали подвергаться преследованиям.

Против церковной реформы 1654 г. выступили идеологи старообрядчества. Политическим центром движения стал Соловецкий монастырь.

Один из идеологов старообрядчества протопоп Аввакум категорически отвергал сам институт властвования, осуществляемого путем организованного насилия. Аввакум обличал персону царя Алексея Михайловича, но не отвергал идею «законной монархии» вообще.

Одним из главных обвинений раскольников в адрес официальной Церкви стало ее вмешательство в политические и государственные дела, стремление к участию в светской власти.

Взаимоотношения государства и Церкви в XVI—XVII вв. были достаточно сложными и неоднократно подвергались пересмотру и правовой регламентации.

Высший церковный орган — Освященный Собор в полном составе входил в «верхнюю палату» Земского собора. Духовенство как особое сословие наделялось привилегиями и льготами: освобождением от податей, телесных наказаний и повинностей.

Церковь в лице своих организаций являлась субъектом земельной собственности, вокруг которой уже с XVI в. разгорелась серьезная борьба. С этой собственностью было связано большое число людей — управляющих, холопов, крестьян, проживающих на церковных землях. Все они подпадали под юрисдикцию церковных властей. До принятия Соборного

Уложения 1649 г. все дела, относящиеся к ним, рассматривались на основании канонического права и в церковном суде. Под эту же юрисдикцию подпадали дела о преступлениях против нравственности, бракоразводные дела, субъектами которых могли быть представители любых социальных групп.

Власть Патриарха опиралась на подчиненных церковным организациям людей, особый статус монастырей, являвшихся крупными землевладельцами, на участие представителей Церкви в сословно-представительных органах власти и управления. Церковные приказы, ведавшие вопросами управления церковным хозяйством и людьми, составляли бюрократическую основу этой власти.

Во главе каждой епархии стоял епископ. В его компетенцию входили: назначение поповских старост и утверждение священников, избираемых населением; открытие новых монастырей; назначение (с разрешения государя) архимандритов и игуменов; отправление святительского суда.

В каждой епархии находилось несколько приходов и монастырей.

Приходы возглавлялись священниками, часть которых назначалась

государственными чиновниками (наместником, дворецким, дьяком), а часть избиралась приходом (населением) и утверждалась епископом.

Во главе монастырей стояли архимандриты и игумены, управлявшие вместе с соборными старцами по общему монастырскому уставу и уставу основателя монастыря.

Поповские старосты назначались епископом по городам епархии и подлежали контролю со стороны архимандритов и игуменов. В компетенцию поповских старост входило: наблюдать за церковным порядком и благочестием, собирать венечные пошлины, надзирать за поведением священников и причта.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *