Синодальное училище

Тема 4. Эпоха Ивана IV Грозного. Смутное время

ПЛАН

1. Экономическое и социальное развитие России во второй половине XVI века

2. Формирование государственного аппарата страны

3. Внешняя политика Ивана IV

4. Опричнина: хроника событий, смысл, результаты

5. Смутное время, историческая динамика, результаты

Схемы, таблицы

Реформы середины XVI в.

1549 г.

1-й Земский собор — знаменовал создание в России сословно-представительной монархии

1550-1556 гг.

Военная реформа — создано стрелецкое войско, сочетавшее военную службу с ведением хозяйства, приняты другие меры

1550 г.

«Избранная тысяча» — московские дворяне, которые должны были составить ядро дворянского ополчения

1550 г.

Судебник — обновил законы судебника 1497 г.

1550 г.

«Большая соха» — единая для всего государства мера взимания налогов

1551 г.

Стоглавый собор — «съезд» церковных иерархов. Книга решений собора составила сто глав

1553-1560 гг.

Приказная реформа — создала отраслевые и территориальные органы управления страной — приказы

1556 г.

«Уложение о службе» — регулировала службу дворян и боярских детей

1556 г.

Отмена кормлений — системы, когда население содержало, «кормило» местную власть

Политическое устройство России XVI в.1

1 Кузнецов И. Н. История России в таблицах и схемах. 2-е изд. Минск: Букмастер, 2013. С. 27.

Россия в системе международных связей (XVI в.)

Опричнина — это:

• термин XVвека, который означал земли, отходившие семье погибшего за великокняжеское дело боярина, кроме (опричь) той части его владений, что передавались государству;

• это — политика террора Ивана IV Грозного, которую он проводил с 1565 по 1572 гг.;

• это — «государство в государстве», т. е. своя земля кроме (опричь) «земщины»; своя часть Москвы; своя Боярская дума; свои люди, строго поименованные (бояре и дворяне); своё опричное войско, опираясь на которое царь и осуществлял политику репрессий.

Причины смуты (конец XVI — начало XVII вв.)

Смутное время (конец XVI — начало XVII вв.)

Крестьянская война начала XVII в.1

1 История России в схемах: учебное пособие/А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. М.: Проспект, 2013. С. 61.

Ключевые слова

• концепция «Двух Иванов»

• царь

• Земский собор

• «Стоглавый» собор

• Боярская дума

• губные старосты

• земские старосты

• патриарх

• окончательное фактическое закрепощение крестьян

• присоединение нерусских земель

• опричнина

• местничество

• кормление

• знатничество

• опала

• волостель

• подданнический

• наместник

Тест

1. Поход Ермака в Сибирь был организован на средства предпринимателей

а) Демидовых

б) Строгановых

в) Никитниковых

г) Шустовых

д) Шориных

2. В XV—XVI вв. бояре-наместники за свой управленческий труд получали

а) казенное жалованье серебряной монетой

б) участок пахотной земли

в) продовольственный паек (кормление) и частично жалованье серебряной монетой

г) плату от граждан за разбирательство административных и судебных дел на подвластной территории

д) формально денежное жалованье, но фактически его не выдавали годами, и они «кормились» за счет административно-судебных сборов в свою пользу

3. Книгопечатание в России было организовано

а) правительством и церковью

б) энтузиастами, имена которых до нас не дошли

в) Киево-Печерским монастырем

г) купцами Строгановыми

д) Сергием Радонежским

4. Волостелями в XVI в. называли

а) парикмахеров

б) волостных писарей

в) бояр-наместников, управляющих волостью

г) крестьян, вышедших из общины

д) странствующих монахов

5. Сословно-представительной монархией Россия стала после того, как

а) в Избранную раду включили незнатных людей

б) ликвидировано местничество

в) ввели опричнину

г) ликвидировали систему кормлений

д) в земских соборах стали участвовать представители черносошных крестьян и торгово-ремесленного посада

6. Иван IV начинал преобразования в стране с реформы в сфере

а) военной

б) судебной

в) церковной

г) местного управления

д) финансовой

7. Династия Романовых утвердилась на российском престоле в результате

а) изгнания поляков, посадивших на российский престол своего королевича Владислава

б) своей родовитости и принадлежности к Рюриковичам

в) выдающихся заслуг в борьбе с польско-шведской интервенцией

г) избрания на Земском соборе

д) широких многоуровневых родственных связей в среде знатных боярских родов

8. Погиб в заточении не поддавшийся на уговоры о сотрудничестве изменников-бояр и польских интервентов патриарх

а) Иов

б) Гермоген

в) Иоаким

г) Адриан

д) Филарет

9. Главная задача Ливонской войны

а) окончательное преодоление боярского самовластия

б) уничтожение католического Ливонского ордена

в) ослабление Речи Посполитой

г) выход России к Балтийскому морю

д) не допустить проникновения Швеции в Прибалтику

10. Казанский собор на Красной площади в Москве был построен в честь

а) Казанской иконы Божьей Матери

б) взятия Казани

в) освобождения столицы от польско-шведских интервентов

г) воцарения Романовых

д) воинов, погибших в Куликовской битве

11. Неофициальное правительство при Иване IV называли

а) Боярской думой

б) «Семибоярщиной»

в) Избранной радой

г) Приказом государя тайных дел

д) Советом господ

12. Первым патриархом Московским и Всея Руси в 1589 г. стал

а) Филарет

б) Иов

в) Филофей

г) Гермоген

д) Алексий

13. На российском престоле не раз оказывались люди с незаурядными творческими способностями. Шахматистом, сочинителем церковной музыки и писателем был(а)

а) Иван IV

б) Петр I

в) Екатерина II

г) Борис Годунов

д) Василий Шуйский

14. Во время опричнины страна была разделена на две части

а) губернии и воеводства

б) воеводства и уезды

в) уезды и земщину

г) земщину и опричнину

д) опричнину и боярщину

15. Представитель дома Романовых, ставший патриархом

а) Федор

б) Алексей

в) Иоаким

г) Гермоген

д) Иов

16. Последним из Рюриковичей, правивших Россией, был

а) Иван Васильевич

б) Федор Борисович

в) Федор Алексеевич

г) Федор Иванович

д) Михаил Федорович

17. Первый в истории России Земский собор был созван по инициативе

а) Сергия Радонежского

б) Ивана IV

в) митрополита Макария

г) патриарха Иова

д) К. Минина и Д. Пожарского

Фонд «Бельканто» организует концерты в Москве, в которых звучит музыка Александра Кастальского. На этой странице можно посмотреть афишу предстоящих концертов в 2020 г. с музыкой Александра Кастальского и купить билет на удобную вам дату.

Кастальский Александр Дмитриевич (1856-1926) — русский композитор, хоровой дирижёр, фольклорист, музыкально-общественный деятель. Родился 26 ноября 1856 г. в Москве. Музыкальное образование получил в Московской консерватории, которую окончил в 1882 г. Учителями Кастальского по теории музыки и композиции были П.Чайковский, Губерт и С.Танеев. В 1887 г. Кастальский поступил преподавателем фортепиано в Синодальное училище церковного пения, с 1889 г. — помощник регента, в 1901 г. — регент. В училище он преподавал сольфеджио, обычное пение и контрапункт, состоя в то же время членом Наблюдательного Совета.
Кастальский был одним из выдающихся представителей нового направления в области русского духовного творчества. Стиль и направление его в этой области носит, по отзывам критики, заметный отпечаток русской национальности. Кастальским издано 28 духовно-музыкальных сочинений, сюита для фортепиано на грузинские темы (Юргенсон). Выдающиеся духовно-музыкальные сочинения Кастальского — «Милость мира» сербского напева, два знаменных распева, Ипатьевская, и др.

В 1918 г. Синодальное училище преобразуется в Московскую народную хоровую академию. С 1918 г. Кастальский вел активную и разнообразную музыкально-просветительную работу в музыкальных отделах. С 1922 г. профессор московской консерватории. Среди учеников Кастальского композиторы Д.С.Васильев-Буглай, А.А.Давиденко и др.
Кастальский сыграл видную роль в развитии русской хоровой музыки. Автор хоровых обработок народных песен. Кастальскому принадлежат также исследования по русскому народному творчеству.
Зал Синодального училища церковного пения (с 1986 Рахманиновский зал Московской консерватории). Фото Д. Рылова / МГК им. Чайковского

СИНОДА́ЛЬНОЕ УЧИ́ЛИЩЕ ЦЕРКО́ВНО­ГО ПЕ́НИЯ, в кон. 19 – нач. 20 вв. цен­траль­ное ду­хов­но-му­зы­каль­ное училище Рос­сии. От­кры­то в 1830 при Си­но­даль­ном хо­ре, в 1860-е гг. по­лу­чи­ло ста­тус 4-класс­но­го учеб­но­го за­ве­де­ния. В 1886 на­ча­лось ре­фор­ми­ро­ва­ние учи­ли­ща: оно ста­ло да­вать маль­чи­кам, по­сту­пав­шим в хор в 7–8-лет­нем воз­рас­те, об­ра­зо­ва­ние, близ­кое гим­на­зи­че­ско­му по об­щим пред­ме­там, близ­кое кон­сер­ва­тор­ско­му по ря­ду муз. пред­ме­тов; спец. цикл со­став­ля­ло изу­че­ние цер­ков­но­го пе­ния и ре­гент­ско­го де­ла. Уче­ни­ки на­хо­ди­лись на пол­ном пан­сио­не, пе­ли в хо­ре до лом­ки го­ло­са, по окон­ча­нии учи­ли­ща ста­но­ви­лись проф. му­зы­кан­та­ми. Ди­рек­тора: С. В. Смо­лен­ский (1889–1901), ре­гент В. С. Ор­лов (1901–07), муз. кри­тик С. Н. Круг­ли­ков (1907–10), А. Д. Кас­таль­ский (1910–18); здесь пре­по­да­ва­ли В. М. Ме­тал­лов, А. В. Пре­об­ра­жен­ский, П. Г. Чес­но­ков, Вик­тор С. Калинников (см. Ка­лин­ни­ковы), вы­пу­ск­ни­ки учи­ли­ща Н. М. Да­ни­лин, Н. С. Го­ло­ва­нов и др. В 1918 учи­ли­ще пре­об­ра­зо­ва­но в Нар. хо­ро­вую ака­де­мию, ко­то­рая в 1923 во­шла в струк­ту­ру Мо­с­ков­ской кон­сер­ва­то­рии как хо­ро­вой от­дел.

А. Д. Кастальский. Фотография. 1913 г.
А. Д. Кастальский. Фотография. 1913 г. В 1881 г. К. служил вольноопределяющимся в 3-й батарее 1-й гренадерской артиллерийской бригады им. Карла Прусского в Москве, в 1882-1884 гг. работал учителем музыки в техническом училище Рязано-Козловской железной дороги (г. Козлов, ныне Мичуринск Тамбовской обл.). Вернувшись в Москву, руководил хором рабочих Прохоровской Трехгорной мануфактуры, давал частные уроки музыки, выступал как пианист-аккомпаниатор, делал первые опыты в композиции.

20 окт. 1887 г. К. был принят на службу в московское Синодальное училище церковного пения на должность учителя фортепиано. Впосл. преподавал там сольфеджио, контрапункт свободного стиля, народную музыку, методику церковного и школьно-хорового пения, обычное и уставное пение, формы муз. сочинений. 4 февр. 1899 г. был назначен штатным членом Наблюдательного совета при Синодальном училище. С 1887 г. работал учителем музыки в московских городских школах, в 1912-1922 гг.- в Музыкально-драматическом уч-ще Московского филармонического об-ва.

Регентская деятельность К. была связана с Синодальным хором, малолетние певчие к-рого обучались в Синодальном училище. Происходивший от хора патриарших певчих дьяков Синодальный хор пел на службах в Успенском соборе Московского Кремля. 2 авг. 1891 г. К. был допущен к исполнению обязанностей помощника регента — В. С. Орлова, 15 мая 1897 г. был назначен «исправляющим должность помощника регента», с мая 1903 по 1907 г. был «исправляющим должность регента», с 1907 по февр. 1910 г.- регентом. В 1896 г. для Синодального хора им были написаны первые духовные произведения; для этого же хора композитор предназначал большинство последующих сочинений.

Н. М. Данилин, А. Д. Кастальский и П. Г. Чесноков со студентами. Фотография. 1926 г.
Н. М. Данилин, А. Д. Кастальский и П. Г. Чесноков со студентами. Фотография. 1926 г. К. был одним из наиболее заметных деятелей Нового направления, к-рое стало последним до 1917 г. историческим звеном в цепи попыток «возвращения» отечественной духовной музыки к национальным истокам. Музыка композиторов Нового направления была созвучна «новому русскому стилю» в изобразительном искусстве (творчество В. М. и А. М. Васнецовых, М. В. Нестерова и др.). Как и др. композиторы Нового направления (А. Т. Гречанинов, Н. И. Компанейский, А. В. Никольский, С. В. Рахманинов, П. Г. Чесноков), К. обращался к наследию прошлого и воплощал в духовной музыке исконные рус. традиции. Созданный К. стиль оказал сильное влияние на духовную музыку др. авторов.

К. удалось органично претворить в литургической музыке старинный рус. мелос. Основой его творчества являются старинные распевы, их попевки и интонационные фрагменты, изложенные с применением техники рус. подголосочной полифонии. Муз. ткань композиций К. образована «из мелодического (горизонтального) поступательного и дыханием обусловленного движения. Живое звучание, а не механическая подстановка средних голосов в пространстве между верхним и нижним голосом организует его музыку… Вокальная динамика управляет звучностью и приемами формирования… Когда же из искусства Кастальского выросли великолепные циклические хоровые композиции Рахманинова (Литургия и особенно Всенощная), то сомнений уже не могло быть. Народился напевно-полифонический стиль, в котором богатейшее мелодическое наследие прошлого дало новые пышные всходы» (Асафьев Б. В. Русская музыка: XIX и нач. XX в. Л., 1979. С. 134). К. стремился к максимальному раскрытию смысла и образов богослужебного текста, этой цели служат все средства муз. выразительности. Большое значение К. придавал хоровой фактуре и вокальным тембрам. Фактурные приемы отличаются огромным разнообразием и восходят к литургической и народной музыке. К. использует переклички хоровых групп, солирующие подголоски, «исоны» (выдержанные, педальные звуки в гармонии) и др. (см. работу К. «Хоровые краски»: РДМДМ. Т. 5. С. 218-224).

Открытия К. в области муз. языка оценили многие его современники, в т. ч. Н. А. Римский-Корсаков, которому принадлежит следующее высказывание о К.: «Пока жив Александр Дмитриевич — жива русская музыка. Он владеет русским голосоведением и доведет свое уменье до высшего мастерства» (Асафьев Б. В. Из устных преданий и личных моих встреч-бесед // РДМДМ. Т. 5. C. 382).

В наст. время выявлено 110 опубликованных композиций К., созданных в 1896-1926 гг. В это число входят и отдельные песнопения, и богослужебные циклы (см. списки в изд.: Там же. Т. 5. С. 959-966; Каталог духовно-музыкальных сочинений, изданных фирмой «П. Юргенсон» в Москве в 1874-1918 гг. / Ред.: А. А. Наумов, вступ. ст.: А. А. Семенюк. М., 2011. С. 70-71, 113, 116, 118). Уже в первые годы творчества К. написал ряд выдающихся, основанных на старинных унисонных распевах произведений: Херувимскую песнь (знаменный распев), «Бог Господь» и тропари в Великую субботу (болгарский и знаменный распев), «Милосердия двери отверзи нам» (опыт обработки обиходных мелодий), икос «Сам Един еси безсмертный», «С нами Бог» и «Милость мира» № 2 (знаменный распев). Если во 2-й пол. 90-х гг. XIX в. композитора чаще всего привлекали песнопения литургии, то в 1900-х гг. он стремился пополнить и репертуар всенощного бдения, панихиды, венчания и праздничных служб. К. также предпринял попытку реформы совр. осмогласия: образцы новой муз. обработки стихир с пояснениями автора были изданы в работе «Практическое руководство к выразительному пению стихир при помощи различных гармонизаций» (1909). Под редакцией К. был опубликован «Обиход», который отразил клиросный репертуар Синодального хора (М.: . Ч. 1: Всенощное бдение; . Ч. 2: Литургия, архиерейское служение, молебны, панихида, отпевание, праздничные прокимны и антифоны).

В 1907 г. К. написал «Пещное действо» для хора и солистов на основе одноименного средневек. литургического действа о трех вавилонских отроках (изд.: М.: П. Юргенсон, 1909) В апр. 1909 г. состоялось театрализованное исполнение «Пещного действа» в зале Синодального училища: певчие были одеты в новые парадные костюмы, сшитые по эскизам В. М. Васнецова. На концерте присутствовала вел. кнг. Елисавета Феодоровна — большая почитательница Синодального хора.

По мнению Б. В. Асафьева, К. стал родоначальником нового жанра — муз. действа: «Сущность «действа»… сводится к отрицанию обычных элементов драмы: завязки, нарастания борьбы и ее разрешения, словом, всякого развития действия, обусловленного придуманным сюжетом. То же, что было в драме или комедии фоном или рамкой (быт), становится теперь самодовлеющей ценностью, при условии выявления сокрытой во внешних формах быта и обряда их религиозной основы, их первобытной сущности» (Игорь Глебов, псевд. (Асафьев Б. В.). От «опытов» к новым достижениям: (По поводу муз. «реставраций» Кастальского) // РДМДМ. Т. 5. С. 267).

Реконструкция музыки прошлого у К. сочеталась с изучением русского фольклора. В 1902 г. композитор начал сотрудничать с Музыкально-этнографической комиссией (МЭК) при Императорском об-ве любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском ун-те. Помимо собирания народных песен и их изучения члены МЭК устраивали лекции и концерты, издавали музыкально-этнографические материалы и научные труды. В 1906 г. в Москве они учредили Народную консерваторию, где наряду с Е. Э. Линёвой, Танеевым и др. преподавал и К. В том же году он занялся муз. этнографией. В 1913 г. К. был избран товарищем председателя МЭК.

Отступлением от основной творческой линии стала лирико-драматическая опера «Клара Милич» (по одноименной повести И. С. Тургенева), которую К. сочинял в 1905-1907 гг. Сильной стороной этого сочинения является его яркий мелодизм и реалистичные бытовые сцены. Премьера «Клары Милич» состоялась 11 нояб. 1916 г. в Опере С. И. Зимина в Москве.

Будучи одаренным писателем и полемистом, К. с нач. 1900-х гг. неоднократно выступал в периодической печати. К 10-м гг. XX в. у композитора складывается концепция рус. стиля в музыке. К. старался использовать ее в учебном процессе Синодального уч-ща, директором к-рого он был в 1910-1918 гг. К. стремился к тому, чтобы училище выпускало «свободных художников» в области церковного пения и духовных композиторов, воспитанных в национальных культурных традициях. Он много внимания уделял совершенствованию учебных программ, разработал курсы «Церковно-музыкальные формы», «Инструментовка», «Церковный стиль». В 1913 г. под его руководством была развернута кампания по присвоению училищу статуса высшего учебного заведения (см. публ. архивных мат-лов: РДМДМ. Т. 2. Кн. 2. С. 1091-1213).

В 1910-1917 гг. композитор создал ряд кантат и близких по жанру произведений. К памятным и юбилейным дням он сочинил кантаты «В память 1812 года» (на слова П. Зуева; изд.: СПб.: И. Юргенсон, ), «Триста лет» (к юбилею царствования дома Романовых; для смешанного хора с фортепиано; на слова С. Шамбинаго; изд.: СПб.: В. Гейнц, ) и «Чтение дьяком люду московскому послания патриарха Ермогена к тушинским изменникам в 1609 году» (изд.: М.: П. Юргенсон, ). В 1911 г. к 25-летнему юбилею реформы Синодального уч-ща им была написана кантата (текст и музыка) «Стих о церковном русском пении» (изд.: М.; Лпц.: П. Юргенсон, ), языком былинного сказа повествующая о становлении церковного пения на Руси (текст кантаты был сочинен композитором совместно с супругой Н. Л. Кастальской). В 1913 г. был создан цикл «Праздники» («Славление и заклинание весны», «Юрьев день», «Радоница», «Семик и русалии», «Ярилин день», «Купальская ночь», «Осенние празднования и обряды», «Святки и Новый год», «Масленица»). Сочинение было написано для фортепиано, сопровождалось текстами песен и комментариями автора, к-рый стремился ознакомить любителей музыки с народными обрядами. В произведении для солистов, хора и фортепиано «Русь. Торжище в старину на Руси» (изд.: М., 1914) представлены картины жизни древнерус. города. Основанное на народных песнях, былинах, духовных стихах, инструментальных наигрышах и т. д., оно содержит элементы театрализации.

На события первой мировой войны К. откликнулся соч. «Братское поминовение», к-рое посвятил павшим на поле брани воинам рус. и союзных армий. В кон. 1915 г. была завершена 1-я редакция сочинения, написанная в форме реквиема для хора, солистов и органа. В его основу положен муз. материал Русской Православной, Католической и Англиканской Церквей. Песнопения изложены на лат., церковнослав. и англ. языках. Годом позже композитор создал 2-ю редакцию «Братского поминовения» для хора, солистов и оркестра, на рус. языке (сочинение также приспособлено для исполнения на англ. и франц. языках). Во 2-ю ред. включены 2 дополнительные оркестровые интерлюдии, посвященные инд. и япон. союзникам (см. изд.: Братское поминовение: Перелож. автора для пения с фортепиано: . М., 1916). Премьера этой редакции состоялась 7 янв. 1917 г. в Петрограде в исполнении оркестра и хора Мариинского театра под упр. А. И. Зилоти. В 1917 г. К. написал 3 дополнительные части в память о румын., греч., португ. и амер. союзниках (изд. 1918). Отражавшее вступление в войну различных стран «Братское поминовение» стало своеобразной хроникой первой мировой войны и единственным в рус. музыке посвященным ей памятником.

В духовно-муз. наследии 1910-1917 гг.- и традиц. богослужебные песнопения (Задостойник в день Св. Троицы, Тропарь сщмч. Ермогену), и художественные хоровые миниатюры («Разбойника благоразумнаго», «Тебе поем» грузинское), уместные для исполнения как на клиросе, так и на эстраде, а также развернутые, концертного плана композиции для тенора-соло и хора («Чертог Твой», «Свете тихий» № 4). Венчает дореволюционный период сочинение К. для хора a cappella «Вечная память героям. Избранные песнопения из панихиды» (изд. 1917), написанное на основе 1-й редакции реквиема «Братское поминовение», из которого композитор заимствовал соответствующий православной панихиде музыкальный материал, дополняя его вновь сочиненной музыкой. Художественные достоинства и идейная глубина этого последнего дореволюционного духовно-музыкального произведения К. позволяют поставить его в один ряд с лучшими русскими хоровыми композициями циклической формы.

Февральскую революцию 1917 г. К. воспринял с надеждой на возможность проведения радикальных преобразований рус. искусства на народных началах; он полагал, что наступит звездный час Синодального уч-ща, в к-ром получали образование дети из низших сословий. К. выступал на мн. собраниях и в периодике, пытаясь убедить власти максимально позаботиться о церковном и народном пении. Композитор принимал участие в обсуждениях проекта постановлений по церковному пению Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг., а также был членом хозяйственно-распорядительного совещания при Соборном Совете.

Весной 1918 г. Синодальное уч-ще было национализировано советской властью: в июле 1918 г. оно было преобразовано в Народную хоровую академию. Назначенный ее управляющим, К. предполагал, что новое учебное заведение станет развивать отечественные хоровые традиции. В его программах было сохранено церковное пение. Однако в 1923 г. академия, несмотря на все попытки К. ее сохранить, была расформирована. На ее основе создан хоровой подотдел Московской консерватории, где К. преподавал в звании профессора. В сент. 1926 г. подотдел также был упразднен.

С 1918 г. К. в качестве педагога-методиста и этнографа сотрудничал с рядом новых организаций. В 1918-1919 гг. он участвовал в деятельности различных подразделений Музыкального отдела (МУЗО) Наркомпроса. С 1919 г. состоял членом его музыкально-этнографической секции, принимал участие в работе Детского подотдела. В 1919-1921 гг. К. работал в этнографической секции МУЗО, писал докладные записки и планы по организации этнографической работы в стране. «Не было, кажется, ни одного делового собрания, в котором он не принимал участия, где он не выступал бы «в защиту» народной песни. В какую-то минуту этот скромный тихий человек вставал, просил слова и читал заранее заготовленное воззвание, призывающее сосредоточить внимание на народном искусстве» (Брюсова Н. Я. Хоровая культура в первые годы после Октября. Кастальский и Давиденко // РГАЛИ. Ф. 2009. Оп. 1. № 581. Л. 41-41 об.).

С июня 1919 (или с февр. 1920) по 1922 г. К. являлся заведующим секцией методов работы МУЗО московского Пролеткульта, где занимался проблемами собирания и популяризации памятников народного творчества. В 1919 г. К. сотрудничал с Военным комиссариатом: составлял инструкции для красноармейских оркестров и хоров, выступал консультантом по организации музыкально-просветительной работы.

В 1921 г., когда на основе музыкально-научных организаций при МУЗО Наркомпроса и московского Пролеткульта был основан Гос. ин-т муз. науки (ГИМН), К. стал действительным членом его этнографической секции. В 1922 г. он стал работать еще и в Российской академии художественных наук (РАХН). К. до конца жизни занимался изучением проблем муз. фольклора, главной его темой были особенности муз. языка народной песни. В 1923 г. некоторые результаты исследований К. были опубликованы в брошюре «Особенности народно-русской музыкальной системы», основной материал вошел в книгу «Основы народного многоголосия» (1948).

После революции К. сделал многочисленные обработки народных песен. На основе фольклорного материала написаны и центральные сочинения этого периода — «Сельскохозяйственная симфония» (или «Деревенская симфония») для симфонического оркестра и 2 певцов-солистов и цикл «Сельские работы в народных песнях» для смешанного хора в сопровождении рус. народных инструментов (изд.: М.; Пг., . 4 тетр.) (оба сочинения созданы по случаю 1-й сельскохозяйственной выставки в Москве (1923)). К столетию со дня рождения муз. и художественного критика В. В. Стасова К. написал хоровое произведение «Русь» на слова Н. А. Некрасова (изд.: М.; Пг., 1923).

Немало усилий было приложено К. к осуществлению новой, но так и не доведенной до конца редакции цикла «Праздники» («Картины народных празднований»). В это же время композитор сочинял песни и хоры на революционные темы (лучшие образцы — «Тройка» и «Поезд» для смешанного хора и инструментов на слова П. Орешина, изд. в сб.: Красный Октябрь. М.; Пг., 1923. ; 1924. ), писал театральную музыку.

В 1924 г. К. планировал переехать в США, где при посредстве амер. мецената Ч. Р. Крейна и благотворительной организации «The Rescue and Education of Russian Children and Youth in Exile» К. было найдено место преподавателя музыки в Антиок-колледже в шт. Огайо. По всей видимости, отъезду композитора помешала тяжелая болезнь.

В те же годы на К. и нек-рых др. музыкантов начались нападки со стороны Ассоциации совр. музыки (АСМ): они обвинялись в «проповеди» великорусского национализма. Стремясь найти поддержку среди нек-рых бывш. учеников, разделявших его взгляды на ценность национальных традиций, К. примкнул к Ассоциации пролетарских музыкантов (АПМ).

В советский период К. продолжал сочинять духовную музыку. В нач. 1918 г. он создал цикл для хора a cappella «Из патриаршего и архиерейского облачения» («От восток солнца», «Достойно» входное, «Тон деспотин», «Вошел еси во церковь», «Исполла эти деспота»). Впервые сочинение было исполнено певцами Синодального хора 21 янв. 1918 г. на богослужении патриарха Тихона в московском во имя прп. Алексия, человека Божия, жен. мон-ре. В 20-х гг. XX в. оно исполнялось и в др. храмах. В 1921 г. К. написал Тропарь Преображения Господня большого знаменного распева, в 1925 г.- Многолетие для баса-соло и смешанного хора по случаю юбилея П. Г. Чеснокова и др. В последние недели жизни К. сочинял музыку на текст заповедей блаженства «Во Царствии Твоем» — рукопись была обнаружена под подушкой покойного композитора. Отпевание К. было совершено в ц. Бориса и Глеба на Арбатской пл. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Муз. соч.: Духовно-музыкальные сочинения и переложения. . № 3: Херувимская песнь: Знам. расп.; № 4: «Милосердия двери отверзи нам»: Опыт обработки обиходных мелодий. М., 1897; № 7-9: Тропарь Рождеству Христову (знам. расп.), «Дева днесь» (знам. расп. подобен), Тропарь и кондак Богоявлению (знам. расп.), «С нами Бог» (знам. расп.), Многолетие (древним напевом); № 10: «Милость мира» № 2: Знам. расп.; № 11: «Бог Господь» и тропари в Великую субботу на утрени: Болг. и знам. расп.; № 19: Херувимская песнь: Напева моск. Успенского собора; № 20: «Со святыми упокой» (киев. расп.) и «Сам Един еси безсмертный». 1898; № 22: «Блажени яже избрал»; № 23: «Достойно есть»: Расп. царя Феодора; № 25: «Благослови, душе моя, Господа»: Вариант греч. расп., употребляемого в Московской епархии: Перелож. более полное для большого хора; № 26: «Блажен муж»: Малого знам. расп. и напева Московского Успенского собора. 1900; № 28: Догматики-богородичны 8 гласов (знаменные). 1901. СПб.: , 1913; № 7б: «Дева днесь»: Знам. расп.: Для большого хора. М., 1902; № 46: «Свете тихий» № 2: Для небольшого хора с указанием для исполнения однородным хором, для большого хора; № 49: «Ныне отпущаеши» № 2: (Мелодия по старой рукописи): Для соло тенора и хора; № 54: «Хвалите имя Господне» № 2 по знам. расп.: Перелож. для небольшого хора. 1904; : Литургия св. Иоанна Златоуста: (Избр. песнопения литургии; для жен. хора): . М.: П. Юргенсон, 1905; № 72: «Чертог Твой»: Для тенора соло с хором. М., б. г. ; № 73: «Свете тихий» № 4: Для тенора соло и хора. М., б. г.; То же: Для дисканта соло и смеш. хора. М., 1908; № 74: «Разбойника благоразумнаго». М.: П. Юргенсон, 1914; № 76: Задостойник в день Св. Троицы. М.: П. Юргенсон, б. г.; № 78: «Тебе поем»: Грузинское. М.: П. Юргенсон, 1915; № 79: Тропарь сщмч. Ермогену знам. расп. Пг.; М.: П. Юргенсон, 1915; «Вечная память героям»: Избр. песнопения из панихиды: : Для смеш. хора. М.: П. Юргенсон, 1917; . М.: Российское музыкальное изд-во, 1992. № 5(65), 12-17, 20, 32, 40, 46-47, 50-53, 55-58, 67, 69-73; Октоих / Сост., прот. М. Фортунато. ТСЛ, 1997; Триодь / Сост., прот. М. Фортунато. ТСЛ, 1999. (Круг песнопений Русской Православной Церкви); Обиход церковного пения Синодального хора / Ред.: А. Д. Кастальский. М.: Живоносный Источник, 1999. Ч. 2: Литургия, архиерейское служение, молебны, панихиды, отпевание, праздничные прокимны и антифоны; Литургия св. Иоанна Златоустого: Для жен. хора. М.: Живоносный Источник, 2001; Избранные песнопения Божественной литургии и архиерейского служения / Предисл.: С. Г. Зверева. М.: Живоносный Источник, 2008; Воскресная служба Октоиха. Гласы 1-8. По Обиходу Синодального хора. М.: Живоносный Источник, 2005.

Соч.: Общедоступный самоучитель церковного пения: С прил. нотной тетради. М.: П. Юргенсон, 1909; Практическое руководство к выразительному пению стихир при помощи различных гармонизаций. М.: П. Юргенсон, 1909. М.: Моск. правосл. регентские курсы, 2005; О моей музыкальной карьере и мои мысли о церковной музыке // Муз. современник. 1915. № 2. С. 31-45; То же // РДМДМ. 2006. Т. 5. С. 49-68; То же, в англ. пер: My Musical Career and My Thoughts on Church Music / Transl.: S. W. Pring // MQ. 1925. Vol. 9. N 4. P. 231-247; Простое искусство и его непростые задачи // Мелос: Книги о музыке. СПб., 1918. Кн. 2. С. 122-126; Церковное пение и Московское Синодальное училище: (Доклад, прочит. на Всероссийском съезде духовенства и мирян в Москве 2 июня 1917 г.) // Там же. С. 126-129; То же // РДМДМ. 1998. Т. 1. С. 265-268; Особенности народно-русской музыкальной системы. М.; Пг., 1923. М., 1961 2 (ред.: Т. В. Попова); Основы народного многоголосия / Ред. и вступ. ст.: В. М. Беляев. М.; Л., 1948; Из воспоминаний о последних годах // Сов. музыка. 1977. № 6. С. 107-111 (в сокр.); То же // РДМДМ. Т. 5. С. 69-83.

Лит.: А. Д. Кастальский: Статьи, воспоминания, материалы / Сост., ред., авт. примеч.: Д. В. Житомирский. М., 1960; Beckwith R. S. A. D. Kastal’skii (1856-1926) and the Quest for a Native Russian Choral Style: Diss. / Cornell Univ. Ithaca (N. Y.), 1968; Гуляницкая Н. С. А. Д. Кастальский: освобождение церк. музыки от правил и догм общеевропейской системы // Она же. Русское «гармоническое пение». М., 1995. С. 87-100; Зверева С. Г. Александр Кастальский: Идеи, творчество, судьба. М., 1999; она же (Zvereva S.) Alexander Kastalsky: His Life and Music / Transl.: S. Campbell. Ashgate, 2003; Плотникова Н. Ю. Принципы обработки древних распевов в творчестве А. Д. Кастальского // Гимнология: Мат-лы междунар. науч. конф. М., 2000. Вып. 1. Кн. 2. С. 600-609; Sponsel K. Altes Erbe in neuen Formen: Das kirchenmusikalische Werk A. Kastal’skijs. B., 2002; Александр Кастальский: Cтатьи, мат-лы, воспоминания, переписка / Сост., вступ. ст. и коммент.: С. Г. Зверева. М., 2006. (РДМДМ; Т. 5).

С. Г. Зверева

Alexander Kastalsky

Дата рождения 28.11.1856 Дата смерти 17.12.1926 Профессия Страна Россия, СССР

Русский композитор, хоровой дирижер, исследователь русского музыкального фольклора; один из инициаторов т.н. «нового направления» в русской духовной музыке конца 19 — начала 20 вв. Родился в Москве 16 (28) ноября 1856 в семье священника. В 1876–1881 учился в Московской консерватории, но завершил курс много лет спустя — в 1893 в композиторском классе С.И.Танеева. Некоторое время преподавал и дирижировал разными хорами в провинции. С 1887 педагог фортепиано в Синодальном училище церковного пения, затем там же помощник регента Синодального хора, с 1900 регент, с 1910 директор Синодального училища и хора. После преобразования училища в Народную хоровую академию в 1918 руководил ею вплоть до закрытия в 1923. С 1922 профессор Московской консерватории, декан дирижерско-хорового отделения, заведующий кафедрой народной музыки. Умер Кастальский в Москве 17 декабря 1926.

Кастальский — автор около 200 духовных сочинений и переложений, составлявших основу клиросного (и в большой мере концертного) репертуара Синодального хора в 1900-х годах. Композитор первым сумел доказать органичность соединения древнерусских распевов с приемами народного крестьянского многоголосия, а также с традициями, сложившимися в клиросной практике, и с опытом русской композиторской школы. Нередко Кастальского называли «Васнецовым в музыке», имея в виду прежде всего роспись В.М.Васнецовым Владимирского собора в Киеве, восстановившую традиции монументальной фрески в национальном стиле: стиль духовной музыки Кастальского, где едва ощутима грань между переложением (обработкой) традиционных распевов и сочинением в их духе, также отмечен объективностью и строгостью. В качестве директора Синодального училища Кастальский осуществлял его преобразование в Академию церковной музыки, с обучением по программам, превышающим уровень консерватории.

Важным направлением его деятельности была «музыкальная реставрация»: в частности, им осуществлена реконструкция древнерусской литургической драмы «Пещное действо»; в цикле «Из минувших веков» представлено в музыкальных картинах искусство Древнего Востока, Эллады, Древнего Рима, Иудеи, Руси и др. Кастальский создал монументальную кантату-реквием для солистов, хора и оркестра «Братское поминовение героев, павших в великую войну» (1916; памяти воинов союзных армий Первой мировой войны на русские, латинские, английские и другие тексты; вторая редакция для хора без сопровождения — «Вечная память» на церковнославянский текст панихиды, 1917). Автор песнопений, сочиненных специально к интронизации патриарха Тихона на Поместном соборе Русской православной церкви 1917–1918. Среди светских произведений опера «Клара Милич» по Тургеневу (1907, поставлена в Опере Зимина в 1916), «Песни о Родине» на стихи русских поэтов для хора без сопровождения (1901–1903). Кастальский — автор теоретических трудов «Особенности народно-русской музыкальной системы» (1923), «Основы народного многоголосия» (издан в 1948). По его инициативе курс народного музыкального творчества был введен сначала в Синодальном училище, а затем в Московской консерватории.

В начале 1920-х годов Кастальский некоторое время искренно пытался соответствовать «требованиям современности» и создал несколько малоудачных произведений для хора и оркестра народных инструментов, «Сельскохозяйственную симфонию» и др., а также обработки советских «революционных» песен. Долгое время его духовное творчество находилось в полном забвении на родине; в наши дни Кастальский признан мастером «нового направления» в русской церковной музыке.

Энциклопедия Кругосвет

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *