Синодальный хор

Содержание

Алексей Александрович Пузаков родился в Москве в мае 1966 года. Детство и юность будущего церковного дирижера прошли на Тверском бульваре и около Патриарших прудов, где жили его родители Александр Федорович Пузаков и Маргарита Николаевна Богданова.

Алексей рос в обычной для 60-70-х годов семье добрых, скромных, образованных, но тогда еще далеких от веры русских людей и с детства, как и многие его сверстники, не был крещен. С первого по восьмой класс учился в известной в кругах московской творческой интеллигенции школе № 31 в Леонтьевском переулке (в те годы – улица Станиславского). Атмосфера школы и круг общения способствовали увлечениям, связанным с искусством театра, поэзией, литературой и музыкой. Однако специального музыкального образования Алексей не получил, не считая участия в десятилетнем возрасте в детском духовом оркестре и любви к любительскому пению и музицированию.

Семья часто проводила выходные, посещая музеи, концертные залы и памятники истории и культуры, к которым относились закрытые, а иногда отчасти действующие монастыри и храмы.

По рассказу Алексея, в его памяти осталось очень яркое впечатление от посещения в холодный зимний день Троице-Сергиевой лавры. Древние полутемные храмы, таинственные лики, иконы, мерцание разноцветных лампад – рождали в душе необъяснимое щемящее чувство причастности к неведомому и где-то в глубине подсознания родному горнему миру. По дороге в Лавру сильно разболелись зубы. Родители набрали святой воды в надкладезной часовне и дали попить – боль неожиданно прошла. Алексею было лет девять, и это осталось в памяти как нежданное благодеяние, нечаянная радость от доброго, но еще неведомого Бога.

В переходном возрасте пришло увлечение Достоевским. Любимой книгой стал роман «Братья Карамазовы», где нет однозначно положительных и отрицательных героев, но сам сюжет расставляет все по своим местам.

Действующих храмов в те годы в Москве было немного. В шестнадцатилетнем возрасте Алексей, увлеченный театром, неожиданно для себя попал на богослужение Страстной седмицы – чтение Двенадцати Евангелий в храм «Всех скорбящих Радости» на Большой Ордынке. Необыкновенная красота и глубина службы, приглушенный свет, тихое стройное пение знаменитого Матвеевского хора – все поразило и не позволило уйти из храма до окончания богослужения, хотя и было непонятным по букве. В душе утверждалось чувство возвращения в Отчий дом. Вся предыдущая жизнь показалась пустой и бессмысленной. На следующий день – в Великую пятницу Алексей пошел на вынос Плащаницы в ближайший храм Воскресения в Брюсовом переулке (тогда – улица Неждановой). Служил архиепископ Волоколамский Питирим (Нечаев) с длинной седой бородой и необыкновенно красивым лицом.

Потом была Пасха, Троица, праздник преподобного Сергия с многотысячным молебном на Лаврской площади, Успение Богородицы. 4 сентября 1982 года Алексей принял Крещение, началась новая жизнь. Эта жизнь проходила в почти ежедневных посещениях храмов – «Всех скорбящих Радости», где служил духовный отец, и ближайшего к дому храма Воскресения на улице Неждановой. Там произошла встреча с Григорием Алфеевым – будущим митрополитом Иларионом, которая стала очень важной в судьбе Алексея.

В престольный праздник Воскресения Словущего, когда в конце сентября на всенощной поются пасхальные песнопения, храм был переполнен людьми. В давке Алексей оказался вытолкнут на левый клирос, который располагался на приступке у западной стены четверика храма. «Ты что стоишь и молчишь – подпевай», – сказал кто-то из певчих. С того дня церковное пение стало делом жизни Алексея.

Главное влияние на формирование музыкального вкуса оказал хор Николая Васильевича Матвеева. Творчество этого мастера, основанное на традиции и репертуаре Московского Синодального хора, стало для Алексея Пузакова краеугольным камнем и ориентиром в его дальнейшем церковно-музыкальном служении.

В восемнадцатилетнем возрасте его приняли на работу в должности чтеца и алтарника, а в девятнадцать лет по благословению почетного настоятеля Скорбященского храма архиепископа Киприана (Зернова), Алексей становится вторым после Матвеева регентом, управляя левым клиросом.

Далее был первый профессиональный церковный хор – архиерейский хор Виленской и Литовской епархии. В 1988 году, когда отмечалось 1000-летие Крещения Руси, Пузаков впервые принял участие в концерте духовной музыки в соборе Свято-Духова монастыря в Вильнюсе.

Первым московским храмом, где Пузаков руководил правым хором, стала церковь Воскресения на Ваганьковском кладбище, там произошла знаменательная встреча с протоиереем Николаем Соколовым. Затем он был регентом правого хора Николо-Кузнецкого храма.

В 1994 году Алексей Пузаков при поддержке настоятеля храма-музея святителя Николая в Толмачах протоиерея Николая Соколова и сотрудников Третьяковской галереи основал церковно-государственный хор при этом прославленном музее. Богослужения перед великой святыней – чудотворной Владимирской иконой Богоматери, концерты, записи, гастроли наполняли духовную и творческую жизнь до 2008 года.

В 2006 году Алексей Пузаков был удостоен почетного звания «Заслуженный артист России». Он также награжден церковными орденами преподобного Сергия Радонежского и святителя Иннокентия Московского.

Весной 2009 года, с назначением настоятелем храма «Всех скорбящих Радости» председателя ОВЦС епископа (ныне митрополита) Илариона Алфеева, началась работа по возрождению некогда знаменитого на всю Россию Московского Синодального хора. Алексей Пузаков возглавил новый коллектив, объединяющий 80 хористов и призванный стать ведущим профессиональным церковным хором России.

В Риме состоялся совместный концерт Московского Синодального хора и хора Сикстинской капеллы

Концерт был посвящен 80-летию Папы Франциска и приурочен к престольному празднику русского храма великомученицы Екатерины в Риме; он подготовлен при поддержке Фонда Григория Богослова

В Москве проходит Рождественский фестиваль духовной музыки

На открытии прозвучала «Рождественская оратория» митрополита Илариона в исполнении Московского синодального хора

Мультимедийный концерт Московского Синодального хора состоится в РИА Новости

В программе концерта «Путь к Пасхе» – произведения П. Чеснокова, А. Архангельского, А. Львова, Н. Голованова, С. Рахманинова, А. Кастальского, Д. Бортнянского, Г. Свиридова, митрополита Илариона (Алфеева), протоиерея Николая Ведерникова. Музыка классиков русской духовной музыки и современных композиторов в сочетании с техническими возможностями зала перенесут слушателей в контекст переживаемых в эти дни христианами событий

В Московской консерватории прозвучала вторая версия оратории митрополита Волоколамского Илариона «Страсти по Матфею»

Произведение для чтеца, солистов, хора и оркестра исполнил Московский синодальный хор под руководством А.А. Пузакова при участии Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского под руководством В.И. Федосеева. Текст Евангелия читал митрополит Иларион

В Московском доме музыки проходит Второй Рождественский фестиваль

Художественные руководители форума – президент ММДМ, член Патриаршего совета по культуре В. Спиваков и председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион. В день открытия музыкального форума выступил Московский Синодальный хор под управлением заслуженного артиста России Алексея Пузакова

Предстоятель Элладской Православной Церкви присутствовал на концерте русской духовной музыки в Афинах

В исполнении Московского Синодального хора, детского хора Московской академии хорового искусства имени В.С. Попова и афинского оркестра Центра греческой музыки прозвучала «Рождественская оратория» митрополита Волоколамского Илариона

Председатель ОВЦС посетил Православную Церковь Чешских земель и Словакии по случаю 60-летия ее автокефалии

Во время пребывания на Словацкой земле митрополит Иларион встретился с вице-премьером Словакии Я. Фигелем, пообщался с местным духовенством, а также посетил Прешовский университет. Поездка состоялась при поддержке Фонда святителя Григория Богослова

В Сантьяго-де-Компостела прошел концерт Московского Синодального хора

Были исполнены как песнопения знаменного распева, так и произведения современников, в частности, митрополита Илариона (Алфеева). Концерт состоялся в рамках года России в Испании и Испании в России

Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке

Впервые в стенах этого храма была совершена архиерейская хиротония. Предстоятель Русской Церкви рукоположил архимандрита Гурия (Федорова) во епископа Арсеньевского и Дальнегорского. За Литургией пели Московский Синодальный хор (регент — А.А. Пузаков) и хор мальчиков и юношей хорового училища им. А.В. Свешникова (регент — Н.Н. Азаров). На богослужении присутствовали соучредитель Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова В.С. Якунин, исполнительный директор Фонда Л.М. Севастьянов

В Большом зале Московской консерватории прошел концерт-открытие фестиваля духовной музыки «Страна Воскресения»

Московский Синодальный хор и хор Московского Сретенского монастыря исполнили избранные песнопения Георгия Свиридова, после чего Синодальный хор впервые исполнил песнопения Божественной литургии современного композитора Антона Вискова

В Москве открылся Покровский фестиваль духовной музыки

Богослужебные песнопения классического репертуара (П.Г. Чеснокова, А.Д. Кастальского) и современных авторов (митрополита Волоколамского Илариона, Арво Пярта и др.) прозвучали в исполнении Московского Синодального хора (Россия) и православного хора богословского факультета университета Йоэнсуу (Финляндия)

Председатель ОВЦС и супруга Президента России присутствовали на концерте духовной музыки в Милане

Концерт прошел в рамках Года русской культуры в Италии. В исполнении Московского Синодального хора под управлением Алексея Пузакова и Симфонического оркестра «Академия духовной музыки» (Италия, дирижер Диего Монтроне) прозвучали духовные сочинения русских и итальянских композиторов. Поездка делегации ОВЦС в Италию состоялась при финансовой и организационной поддержке Фонда Григория Богослова

Попечительский совет Московского Синодального хора провел свое первое заседание

Среди тех, кто входит в состав Попечительского совета — председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, настоятель храма свт. Николая при Третьяковской галерее протоиерей Николай Соколов, художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического Большого симфонического оркестра Владимир Федосеев, композитор Алексей Рыбников, ректор академии хорового искусства имени В.С. Попова Николай Азаров, ректор Московской государственной консерватории Александр Соколов, руководитель Фонда социально-культурных инициатив Татьяна Шумова, генеральный директор благотворительного фонда Святителя Василия Великого Зураб Чавчавадзе

«Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева) прозвучат в Афинах

Мероприятия организованы Благотворительным фондом имени святителя Григория Богослова и издательским домом «En Plo» при поддержке Афинской Архиепископии, Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и Посольства России в Греции

В храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке исполнили «Всенощное бдение» Рахманинова

Раз в год — в день кончины великого композитора или в один из ближайших к нему дней — это произведение исполняется в храме на Ордынке. Богослужение возглавил митрополит Волоколамский Иларион

Два прославленных хора дали великопостный концерт в Исаакиевском соборе

Выступление Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга (руководитель – Владислав Чернушенко) и Московского Синодального хора (руководитель – Алексей Пузаков) стало частью программы Великопостных концертов, которые проходят этой весной в северной столице

Певческая капелла Петербурга и Московский Синодальный хор споют вместе впервые за сто лет

Они выступят в программе «Исторические традиции русской хоровой школы: старейшие хоры России» 12 марта в Исаакиевском соборе. Оба коллектива имеют древнюю историю, уникальные исполнительские традиции, богатую хоровую литературу и оказали мощное влияние на историю русской музыки и русского хорового мастерства

«Литургия» С.В. Рахманинова прозвучала за богослужением в храме иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке

Спустя 100 лет после создания «Литургия» С.В. Рахманинова остается, по сути, неизвестным произведением, требующим своего нового открытия, осмысления и нового исполнительского опыта

Московский Синодальный хор исполнил за литургией песнопения на музыку П.И. Чайковского в день кончины великого композитора

«Литургия» – наиболее значимое из духовных произведений Чайковского. Композитор признавался, что созданное им сочинение – попытка возвратить русской церковной музыке самобытность, насильно от нее отторгнутую

Московский Синодальный хор совершил турне по странам бывшей Югославии

Это событие стало частью Дней русской духовной культуры на Балканах. Концерты хора прошли в городах: Баня-Лука (Республика Сербская), Загреб (Хорватия), Скопье (Македония), Белград (Сербия)

Молитвенное пение в храме, как и фрески, и иконы – важнейшая составляющая богослужения. Поэтому так много сил Церковь прилагает, чтобы возродить богатейшую певческую традицию, которая была прервана в момент своего наивысшего расцвета. Тогда, перед революцией, в Московском Синодальном училище и существующем при нем хоре были собраны лучшие церковные исследователи, регенты, певцы и композиторы.

Выдающиеся композиторы, такие, как Сергей Рахманинов, Александр Кастальский и многие другие писали свои сочинения специально для Синодального хора.

Но и в наши дни церковное творчество не останавливается в развитии, — оно не может быть подобно бережно сохраняемому музейному экспонату. Сейчас наступил благоприятный момент для возрождения на новом этапе Московского Синодального хора. Молитвенно желаю хору быть достойным продолжателем накопленных веками традиций, свидетельствуя о возрождении нашей Святой Церкви и нашего возлюбленного отечества.

3 января 2010 года в Успенском соборе Кремля, Святейший Патриарх Кирилл благословил возродить Московский Синодальный хор на базе церковного коллектива при храме Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Наше главное предназначение – продолжать традиции русского богослужебного пения.

Митрополит Волоколамский Иларион

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА началась работа
по возрождению Московского Синодального хора.

Синодальный хор, был одним из старейших профессиональных хоров в России. До 1589 года он был хором киевских, затем владимирских и московских митрополитов. В XV веке кафедра русских митрополитов была перенесена из Владимира в Москву и основным местом службы митрополичьих певчих дьяков стал Успенский собор Московского Кремля. При учреждении в России патриаршества (1589 г.) хор переименовали в Патриарший. Наряду с хором Государевых Певчих дьяков, Патриаршие певчие дьяки участвовали как в торжественных богослужениях, так и в важнейших государственных церемониях. С упразднением патриаршества и учреждением Синода в 1721 году Патриаршие певчие дьяки были переименованы в Синодальный хор, который продолжал петь за службами в Успенском соборе.

Первоначально в состав хора Патриарших певчих дьяков входили только певцы-мужчины. В XVII веке Патриарший хор одним из первых освоил пришедшую с запада линейную нотацию и партесное пение (то есть «пение по партиям» многоголосных партитур), в связи с чем в его составе появились детские голоса (альты и дисканты), партии которых сегодня исполняют женские голоса.

Синодальный хор, был одним из старейших профессиональных хоров в России. До 1589 года он был хором киевских, затем владимирских и московских митрополитов. В XV веке кафедра русских митрополитов была перенесена из Владимира в Москву и основным местом службы митрополичьих певчих дьяков стал Успенский собор Московского Кремля. При учреждении в России патриаршества (1589 г.) хор переименовали в Патриарший. Наряду с хором Государевых Певчих дьяков, Патриаршие певчие дьяки участвовали как в торжественных богослужениях, так и в важнейших государственных церемониях. С упразднением патриаршества и учреждением Синода в 1721 году Патриаршие певчие дьяки были переименованы в Синодальный хор, который продолжал петь за службами в Успенском соборе.
Первоначально в состав хора Патриарших певчих дьяков входили только певцы-мужчины. В XVII веке Патриарший хор одним из первых освоил пришедшую с запада линейную нотацию и партесное пение (то есть «пение по партиям» многоголосных партитур), в связи с чем в его составе появились детские голоса (альты и дисканты), партии которых сегодня исполняют женские голоса.

«Мы хотели показать русскую духовную музыку разных эпох, разных авторов и разных стилевых направлений — от знаменного роспева до современной музыки», — сказал журналистам после концерта художественный руководитель Московского синодального хора, заслуженный артист России Алексей Пузаков.

Некогда ассистент известного московского регента Николая Матвеева, воссоздавшего в послевоенные годы в Скорбященском храме на Большой Ордынке практически уничтоженную в 1920-е годы традицию Московского синодального хора, Пузаков в 1990-е годы создал свой музыкальный коллектив в храме святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. А из него в минувшее десятилетие был заново построен Московский синодальный хор — большой коллектив, сочетающий высочайший музыкальный профессионализм с повседневной богослужебной практикой в рамках особой, по существу лишь этому коллективу присущей культурой звукоизвлечения.

Сегодня в программе фестиваля имени Брукнера название этого коллектива соседствует с такими прославленными именами европейского музыкального мира, как Венский филармонический оркестр и Дрезденская государственная капелла, Андрас Шифф, Рудольф Бухбиндер и Иржи Белоглавек.

На концерте в субботу прозвучали произведения Бортнянского и Львова, Чайковского и Рахманинова. Но больше всего Пузаков хотел познакомить австрийскую публику с работами Александра Кастальского и Павла Чеснокова. «Надеюсь, что их произведения еще будут набирать популярность, так как в годы самого расцвета их творчества наступил октябрьский переворот и их музыка практически не исполнялась многие годы», — сказал Пузаков.

Он вел концерт в строгой манере, не прерываясь на аплодисменты между произведениями, минимальным жестом руководя легко подвластным ему коллективом музыкантов, который создавал звучание такого качества, какое редко где можно встретить сегодня в мире, включая богатую музыкальной традицией Австрию.

Среди слушателей концерта, наряду с послом России в Австрии Дмитрием Любинским, художественным руководителем фестиваля имени Брукнера Хансом-Иоахимом Фраем и влиятельным президентом Торгово-промышленной палаты Австрии (WKÖ) Кристофом Ляйтлем был и глава федеральной земли Верхняя Австрия, столицей которой является Линц, Йозеф Пюрингер. Он сказал журналистам, что пришел на концерт не по приглашению российского посла или главы фестиваля, а просто потому, что им заинтересовалась его супруга. «Исполнение русской православной музыки на таком высоком уровне — это что-то совершенно особенное. Я очень рад, что для Фестиваля имени Брукнера этого года был выбран такой акцент», — сказал Пюрингер.

А по словам Пузакова, посещение гробницы Антона Брукнера произвело на него глубокое впечатление.

«Перед концертом меня отвели на могилу Брукнера, в склеп, который производит глубокое, даже духовное впечатление величественного покоя, духовного сосредоточения. Люди, которые отдают свою жизнь служению музыке, имеют особую связь с Богом и, возможно, по христианской вере это продолжается за гробовой доской», — сказал Пузаков.

«Когда выступаешь за рубежом, всегда стараешься, чтобы образовались какие-то исторические и культурные параллели или мосты. Конечно, наши авторы, композиторы начала XX века были стилистически далеки от музыки Брукнера, но тем не менее христианский мир широк, и наша задача заключается в том числе в том, чтобы показывать на Западе, что в России люди творили в во все эпохи и были частью одного европейского культурного процесса», — добавил руководитель Московского синодального хора.

Непосредственно перед выступлением в Австрии его коллектив участвовал в исполнении Девятой симфонии Бетховена в итальянском городе Руово-ди-Палья, совместно с оркестром города Бари.

«Это было весьма символично — был итальянский оркестр, русский хор и звучала немецкая музыка, которая призывает людей к единству, братству и любви», — сказал Пузаков.

29 сентября 2019 — В Берлине прошли концерты Московского Синодального хора

28-29 сентября 2019 года в Берлине прошли концерты Московского Синодального хора под управлением заслуженного артиста России Алексея Пузакова. Выступления хора состоялись в рамках международного культурного проекта «Русские сезоны» в Германии.

28 сентября концерт прошел в католической церкви Святого Матфея (Kirche St. Matthias). Было исполнено произведение председателя Отдела внешних связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) для солистов, хора и органа – оратория «Страсти по Матфею».

За дирижерским пультом находился Михаил Котельников. Партию органа исполнила Татьяна Щерба, регент кафедрального собора святителя Николая в Вене. В качестве солистов выступили Анна Половинкина (сопрано), Евгения Кузнецова (меццо-сопрано), Илья Хардиков (тенор), Даниил Семенов (бас). Евангельский текст читал Алексей Пузаков.

Перед началом концерта собравшихся приветствовал управляющий Берлинско-Германской епархией архиепископ Подольский Тихон, который рассказал об особенностях исполняемой оратории. «Страсти по Матфею» – монументальное произведение для солистов, хора и оркестра. В центре сюжета — последние главы Евангелия от Матфея, повествующие о последних днях земной жизни Иисуса Христа: от Тайной вечери до смерти на Кресте. Особенностью является чтение Евангелия не в манере, характерной для чтения Евангелия в храме, а сочетание чтения с музыкой, когда слово накладывается на музыкальные темы произведения. Фрагменты Евангелия чередуются с музыкальными номерами – речитативами, хорами, и ариями, текст которых заимствован главным образом из православного богослужения Страстной седмицы. Молитвенное сопереживание страдающему Спасителю и духовное осмысление крестной смерти Богочеловека – в этом заключается внутреннее содержание музыки, отражающей православное прочтение истории страданий Иисуса Христа.

29 сентября Московский Синодальный хор пел за Божественной литургией в кафедральном Воскресенском соборе г. Берлина, а вечером того же дня исполнил в соборе духовные классические произведения русских композиторов 19 и 20 вв. Среди них: «Любовь святая» Г. Свиридова, «Плотию уснув» Н. Ведерникова, «Господи, помилуй» А. Шнитке, «Тебе Бога хвалим» Д. Бортнянского и др.

Выступления Московского Синодального хора в Германии продолжатся на следующей неделе. 3 октября коллектив из Москвы примет участие в архиерейской Божественной литургии в храме святой великомученицы Варвары г. Крефельда, а вечером в 18.00 даст в храме концерт духовной музыки. Завершающее выступление состоится 4 октября в Дюссельдорфе в католической церкви Святого Иосифа. Музыканты исполнят программу «Шедевры русской духовной музыки сквозь пять столетий».

Синодальный хор – старейший в России профессиональный музыкальный коллектив, ведущий свою историю еще с XVI века от хора Патриарших певчих дьяков.

Нынешний Московский Синодальный хор начал свое возрождение в 2009 году с назначением митрополита Волоколамского Илариона настоятелем храма «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке в Москве, где с 1948 года сохранялись традиции московской школы церковного пения под руководством регента Николая Матвеева.

Сегодня в составе коллектива 80 певцов. Помимо участия в торжественных богослужениях Московский Синодальный хор выступает в России и за рубежом, представляет российскую культуру во многих международных проектах. Так, коллектив выбран в качестве партнера главным хором Ватикана – Хором Папской музыкальной Сикстинской капеллы.

Руководитель Московского Синодального хора с 2009 года – заслуженный артист России Алексей Пузаков.

«Русские сезоны» − это масштабный проект по представлению русской культуры европейскому зрителю. В рамках фестиваля, который продлится до конца 2019 года, запланировано более 400 мероприятий в 80 городах Германии: выставки, театральные постановки, концерты симфонической музыки, балетные спектакли, проекты о киноискусстве, гастроли ведущих народных коллективов, цирковые и арт-фестивали. Среди участников «Русских сезонов» в Германии более 80 учреждений культуры.

Концерт в церкви Святого Матфея 28.09.2019

Концерт в Воскресенском соборе 29.09.2019

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *