Синтоизм это религия

Аматэрасу

У этого термина существуют и другие значения, см. Патера Аматэрасу. Аматэрасу

Аматэра́су Омиками (яп. 天照大御神 аматэрасу о:миками, «великое достопочтенное божество, озаряющее небеса») — богиня-солнце, одно из главенствующих божеств всеяпонского пантеона синто, согласно синтоистским верованиям, прародительница японского императорского рода. Считается, что первый император Дзимму был её праправнуком. Правительница Небесных полей Такамагахара (яп. 高天原). Согласно легенде, в прошлом император Сёму испытывал трудности с завершением Великого Восточного Храма Тодайдзи и грандиозной статуи будды Вайрочана в нём. Когда он обратился за помощью к Аматэрасу через жившего в VII—VIII веках чудотворца Гёти, богиня ответила, что она и есть будда Вайрочана. Тем не менее, скорее всего данная легенда появилась значительно позже описываемых в ней событий, так как первые её упоминания относятся ко второй половине XIII века.

Аматэрасу почитают как изобретательницу возделывания риса, технологии получения шёлка и ткацкого станка.

Рождение

О происхождении её одна из японских легенд рассказывает следующее. До появления в мире людей существовало много поколений богов. Последним из этих поколений были брат и сестра Идзанаги и Идзанами, которые, вступив в брачный союз, произвели различные острова Японского архипелага и большое количество богов и богинь. После смерти Идзанами её супруг пытался вернуть её из загробного мира, но потерпел неудачу и лишь осквернил себя при этом. Желая очистить себя путём омовения, Идзанаги отправился в юго-западную Японию, и по мере того, как он снимал одежду, из частей его костюма, а равно и тела рождались различные божества. После этого он начал омовение, и из капель воды, которыми он омывал свой левый глаз, родилась Аматэрасу.

Ссора с братом

После того, как Идзанаги родил богов, он отдал Аматэрасу небо, а её брату Сусаноо море. Однако Сусаноо не желал принять на себя правление и хотел удалиться в страну матери, Нэ-но катасу куни. За это разозлённый Идзанаги изгнал его. Перед изгнанием Сусаноо решил навестить сестру, которая посчитала, что брат хочет отнять её владения. Дабы подтвердить свои мирные намерения, Сусаноо сочетался с ней браком, и они родили детей из вещей друг друга. Видя красоту родившихся у него дочерей, Сусаноо решил, что доказал свою невиновность и тем самым победил Аматэрасу. На радостях он уничтожил оросительные каналы и испражнился в месте для приёма пищи, после чего разбросал собственные фекалии. Аматэрасу попыталась объяснить поведение брата тем, что первое он сделал из жалости к земле, а второе спьяну. Однако поведение Сусаноо стало лишь хуже, и в итоге он сбросил в ткацкий покой жеребца, с которого предварительно содрал кожу. Перепуганная Аматэрасу скрылась от брата в пещере, из-за чего весь мир погрузился во тьму.

Дабы вернуть Аматэрасу, боги повесили перед её пещерой зеркало Тама-но-я-но микото и поставили пустой котёл, на котором стала танцевать богиня Амэ-но-удзумэ-но микото. Когда Удзумэ обнажила свою грудь и распустила юбку до самой промежности, все боги захохотали, чем настолько удивили Аматэрасу, что она выглянула из своей пещеры. На вопрос о том, что происходит, боги сказали ей, что нашли ещё более великую богиню, чем Аматэрасу, и веселятся в честь этого. В качестве доказательства они показали Аматэрасу зеркало. Ещё более удивлённая, Аматэрасу стала выходить из пещеры, и спрятавшийся рядом с пещерой Амэ-но тадзикара-о-но микото вытащил богиню окончательно. Таким образом, свет Аматэрасу был возвращён в мир. Её брата же боги, посовещавшись, изгнали.

Образ в японском синкретизме

Аматэрасу была отождествлена с Буддой неизмеримого света Вайрочаной, выступающим в дальневосточной буддийской традиции в качестве Вселенского Будды, Дхармакаи.

Аматэрасу и императорская семья

генеалогическое древо императорской семьи от Идзанаги и Идзанами до Императора Дзимму

В 1946 году император Хирохито выпустил документ под названием «Нингэн-сэнгэн». Данный документ отверг концепцию акицумиками (яп. 現御神), божества в человеческой форме и провозгласил, что связь императора с его подданными не полагается на какие-либо идеи мифологии. Множество авторов, обсуждавших правильную интерпретацию этого текста, полагали, что, использовав слово «кицумиками» вместо «арахитогами», император фактически не стал отвергать своего происхождения от Аматэрасу.

Стоит отметить, что согласно синтоизму не только император, но и все остальные японцы происходят от богов. Как отметил по этому поводу в 1945 году император Хирохито, «допустимо отрицать, что японцы происходят от богов. Но абсолютно недопустимо отрицать, что император — потомок божества».

> Святилища

Святилища Аматэрасу Омиками находятся по всей Японии, наиболее знаменитым является Исэ-дзингу.

Примечания

  1. http://udarenieru.ru/index.php?fio=on&fio_word=Аматэрасу#page3
  2. Накорчевский А. А. Япония. Синто. Глава 6: «Многоликое синто: история».
  3. Кодзики Архивировано 29 декабря 2013 года. — «И вот, имя божества, что явилось, когда свой левый глаз омывал, Аматэрасу оо-миками — Великая Священная Богиня, Освещающая Небо».
  4. Кодзики Архивировано 28 декабря 2013 года.
  5. Wetzler, Peter. Hirohito and War. — Honolulu : University of Hawai’i Press, 1998. — P. 3. — ISBN 9780824819255.

> Литература

  • Япония/Религия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ссылки

Аматэрасу:

  • Значения в Викисловаре
  • Медиафайлы на Викискладе
  • Портал «Синтоизм»
  • АМАТЭРАСУ // Япония от А до Я. Популярная иллюстрированная энциклопедия. (CD-ROM). — М.: Directmedia Publishing, «Япония сегодня», 2008. — ISBN 978-5-94865-190-3.

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

BNF: 12105901n · LCCN: no2015098225 · NDL: 00956394 · SUDOC: 078601703 · VIAF: 207048379 · WorldCat VIAF: 207048379

Источники по мифологии
Боги
Священные и легендарные места
Легенды и герои
Мифические и сказочные существа
Рассказы о необычных событиях

— Аматэрасу Омиками («Великая, священная богиня, сияющая на небе»), в японской мифологии богиня солнца и прародительница японских императоров, глава пантеона синтоистских богов. Согласно свиткам «Кодзики» («Записи о деяниях древности», конец VII — начало VIII в.), включающим мифы и древние предания, сказки и песни, старинные истории и изложенные в хронологическом порядке события, она рождена богом Идзанаги из капель воды, которой он омыл свой левый глаз во время очищения. Как старшая из троих детей, рожденных Идзанаги, Аматэрасу получает в свое владение «равнину высокого неба». Важное место в мифах, связанных с Аматэрасу, занимают ее спор с братом, богом ветра и грома — Сусаноо-но Микото и сокрытие в Небесном гроте. Сусаноо, изгнанный Идзанаги из «равнины высокого неба», напоследок совершает во владениях Аматэрасу ряд проступков, считавшихся в древней Японии тяжелейшими прегрешениями: разрушает оросительные сооружения на полях, возделанных Аматэрасу, оскверняет ее покои, сдирает шкуру с живой лошади и до смерти пугает небесных ткачих, вместе с которыми Аматэрасу занимается ткачеством. Огорченная и разгневанная, богиня укрывается в гроте, оставляя Вселенную во тьме. Боги решают хитростью выманить Аматэрасу, чтобы снова вернуть миру свет и порядок. Для этого небесный кузнец Амацумара и богиня Исикоридомэ изготавливают священное зеркало — ми-кагами, на ветви священного дерева сакаки вешается магическое ожерелье из резных яшм — магатама, голубые и белые одежды, приносят «долгопоющих птиц» — петухов, чей крик возвещает наступление утра, и в довершение всего богиня Амэ-но удзумэ пляшет священный танец кагура на перевернутом чане, распустив завязки своей одежды, чем вызывает громовой хохот богов. Удивленная таким весельем, Аматэрасу выглядывает из грота, и Амэ-но тадзикарао («бог-силач») за руку вытаскивает ее наружу. Данный миф изначально воспринимался как рассказ о солнечном затмении и о борьбе солнца в образе Аматэрасу с разрушительными силами стихии в образе Сусаноо. Позднее на первый план выступают представления об Аматэрасу как родоначальнице японских императоров. Аматэрасу — прародительница Ниниги-но Микото и первого из ее прямых потомков, начавшего управлять землей людей, который, в свою очередь, является дедушкой Дзимму, считающегося первым императором Японии. В мифах «Нихонги» («Анналы Японии») Аматэрасу (правда, здесь у нее другое имя — О-хирумэмути — «Великая солнечная женщина») ухаживает за рисовыми полями, устраивает празднество «первого риса», отмечаемое в Японии и в наши дни, что позволяет видеть в ней покровительницу земледелия. Осуществляя же поклонение богам (празднество подношения риса нового урожая), Аматэрасу выступает как жрица. В верованиях древних японцев жрицы считались женами богов, и возможно, что ранее существовало мужское солнечное божество, Аматэрасу же, будучи жрицей, почиталась как жена этого бога. Впоследствии оба культа слились в один — культ Аматэрасу. В провинции Исэ, на берегу Тихого океана, воздвигнут комплекс святилищ для поклонения Аматэрасу. Главной жрицей этого комплекса становится незамужняя принцесса.

Синтоизм — путь Богов

Главная / Блог / Синтоизм — путь Богов

Синтоизм – это исконная религия Японии, с точки зрения научного определения термина. Однако, Синто (как обычно говорят японцы) – это скорее образ мышления, нежели религиозное воззрение. В Синто нет священных текстов, четко прописанных молитв, постов и ограничений в отношении какой-либо пищи. Синто (神道) – это Путь Богов.

В Синтоизме, в отличие от Буддизма (второй религии Японии, пришедшей из Китая), нет основателя, и определить точное время его зарождения, также не представляется возможным, так как «Синто» является результатом, или лучше сказать высшей точкой развития анимистических верований древних народов, когда-то проживавших на территории Японии (период Дзёмон (13 000 г. до н.э. — 300 г. до н.э.)).

Синто предполагает, что у всего, что окружает человека есть духовная сущность «Ками» (神).

Ками могут обитать как в одушевленных, так и в неодушевленных предметах, также они могут управлять природными явлениями или олицетворять отдельные ее элементы. Также Ками могут быть покровителями и защитниками рода.

В противовес Ками (которые не являются воплощением ни добра, ни зла, так как они олицетворяют все сущее), есть еще «Они» (鬼) – демоны, которые могут превращаться в людей. Изначально были невидимыми, однако, под влиянием Буддизма, часто изображаются в виде огроподобных краснокожих существ с громадными клыками. Считается, что злые люди могут превратиться в Они.

Ежегодно 3 февраля, в Японии отмечается праздник Сэцубун (節分), который связан с ритуалом Мамэмаки (豆撒き) для изгнания демонов Они.

Основной принцип философии Синто — жизнь в согласии с Природой, Ками и людьми. Изначально, в этом мире все гармонично; зло – это нарушение гармонии или вовсе ее отсутствие. На данном утверждении, строятся основные принципы Синто:

  • Духовная чистота (способствует обретению гармонии с собой и окружающим миром);
  • Жизнь в гармонии (осознание и понимание того, что мир дуален, то есть все в мире имеет потенциал как к хорошему, так и плохому);
  • Почитание Природы (Ками, ее олицетворяющих);
  • Почитание предков (так как души умерших, также могут становиться Ками, и служить защитниками рода).

Богов в Синтоизме много и спектр их влияния весьма разнообразен (от масштабных геометеорологических явлений до мелочей повседневной жизни).

В Синто богами-создателями считаются Богиня творения и смерти – Идзанами (イザナミ) и ее муж Идзанаги (イザナギ). Именно они создали «Великую цепь восьми островов» (японские островов):

Авадзи, Иё (Сикоку), Оки, Цукуси (Кюсю), Ики, Цусима, Садо, Ямато (Хонсю). Однако острова Хоккайдо и Окинава в древности не являлись частью японского архипелага.

Особо почитаются верховные божества: Богиня Солнца Аматэрасу (天照) и ее братья — Бог Луны Цукиёми (月読) и Бог Моря и Ветра Сусаноо (須佐之男).

Значимую роль в Синто имеет и Богиня-Бог Инари (稲荷) (может изображаться как в образе мужчины, так и женщины), которая считается божеством изобилия и покровительницей риса (злаковых культур), плодородия, ремесленничества.

Также с особым почтением в Синто относятся к Ситифуку-дзин (七福神) «Семь богов счастья»:

  • Эбису (えびす) – бог удачи и трудолюбия; покровитель рыбаков и торговцев;
  • Дайкоку-тэн (大黒天) – «Великий Черный», считается кухонным богом, а также богом богатства; покровитель крестьян;
  • Бисямон-тэн (毘沙門天) – бог богатства и процветания; покровитель воинов, врачей и служителей закона;
  • Бэндзай-тэн (弁才天) – божество воды, а также мудрости, искусств, любви и знаний;
  • Фукурокудзю (福禄寿) – бог счастья, долголетия и мудрости;
  • Хотэй или Будай (布袋)– бог сострадания, добродушия и благополучия;
  • Дзюродзин (寿老人) – бог долголетия.

Стоит отметить, что в японской культуре Аматэрасу Омиками (天照大神) отождествлена с Буддой Неизмеримого Света Махавайрочаной (Будда Великое Сияющее Солнце), и является прародительницей японского императорского рода. Также, согласно философии Синтоизма, не только император, но и все японцы имеют божественное происхождение (во что они (японцы) действительно верят).

Однако в 1946 году, после окончания Второй Мировой войны, под давлением правительства Соединенных Штатов, император Сёва (Хирохито) в документе «Нингэн-сэнгэн» (人間宣言), что означает «Декларация о человеческой природе» опроверг концепцию божественного происхождения.

Но в данном документе, как отмечают многие эксперты, был использован термин акицумиками (現御神), что можно перевести как «божество» или, более точно «воплощенное божество», но есть и другой термин арахитогами (現人神), который означает «живой Бог» или «Бог, воплощенный в облике человека». Таким образом Император не является акицумиками (божеством), но это не мешает ему оставаться арахитогами (Богом, в обличие человека). Поэтому, фактически, император не отрекся от своего божественного происхождения.

Главной святыней Синтоизма является Святилище Исэ-Дзингу (伊勢神宮), посвященное Богине Солнца Аматэрасу Омиками (天照大神) и Богине урожая Тоёукэ бимэ (トヨウケビメ).

В общем, в Японии насчитывается около 90 тыс. синтоистских святилищ, среди которых даже природные объекты (горы, реки и т.д.).

В Синтоизме неотъемлемой частью любого святилища являются: алтарь для подношений и ритуальные врата (Тори), которые отгораживают святыню от внешнего мира.

Также, практически во всех японских домах имеются небольшие алтари, в знак уважения и почитания предков.

Синтоизм тесно перекликается с язычеством, чем, вероятно, он и являлся в начале своего формирования, и это дает основание полагать, что одно проистекает от другого. То есть, мифологические аспекты жизни древних народов Японии сформировались в определенную концепцию, которая и послужила естественному становлению философии Синто.

В целом, отношение японцев к религии существенно отличается от отношения к религии в западных странах. Оно проще. А с точки зрения европейца, даже несколько атеистическое (но, это уже вопрос менталитета).

В Японии «уживаются» одновременно две религии: Синтоизм (исконно японская религия, суть которой — одушевление окружающего мира) и Буддизм (пришедший в Японию из Китая в середине VI века, основой философии которого являются самопознание и просветление).

Однако, несмотря на все отличия, данные религии не только смогли интегрироваться, но и качественно дополнить друг друга. А поскольку в Стране Восходящего Солнца они «взаимодействуют» уже очень давно, большинство современных японцев даже и не задумываются об их различиях, и воспринимают этот синтез как единую религию.

Автор Светлана Перевалова

Синтоизм религия | Синтоизм кратко | Суть синтоизма

Название: Синтоизм («путь богов»)
Время возникновения: VI в.

Синтоизм — традиционная религия в Японии. Основана на анимистических верованиях древних японцев, объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших. Испытала в своём развитии значительное влияние буддизма.

Основа синто состоит в обожествлении природных сил и явлений и поклонении им. Считается, что у многих вещей есть своя духовная сущность — ками. Ками может существовать на Земле в материальном объекте, причём не обязательно в таком, который принято считать живым в стандартном понимании, например в дереве, камне, священном месте или явлении природы, и при определённых условиях может оказаться в божественном достоинстве. Некоторые ками являются духами местности или определённых природных объектов (например, дух конкретной горы), другие олицетворяют глобальные природные явления, такие, как Аматэрасу Омиками, богиня Солнца. Почитаются ками — покровители семей и родов, а также духи умерших предков, которые считаются покровителями и защитниками своих потомков. Синто включает магию, тотемизм, веру в действенность различных талисманов и амулетов. Считается возможным защита от враждебных ками или подчинение их при помощи специальных ритуалов.

Главным духовным принципом синто является жизнь в согласии с природой и людьми. По представлениям синто, мир — единая естественная среда, где ками, люди и души умерших живут рядом. Ками бессмертны и включены в круговорот рождения и смерти, через которые всё в мире постоянно обновляется. Однако круговорот в нынешнем виде не бесконечен, а существует лишь до разрушения земли, после чего приобретёт другие формы. В синто не существует понятия спасения, вместо этого каждый сам определяет своё естественное место в мире своими чувствами, мотивациями и поступками.

Синто нельзя считать дуалистичной религией, в ней нет и общего строгого закона, присущего авраамическим религиям. Понятия синто о добре и зле существенно отличаются от европейских (христианских), прежде всего, своей относительностью и конкретностью. Так, вражда между антагонистичными по своей природной сути либо хранящими личные обиды ками считается естественной и не делает кого-то из противников безусловно «хорошим», другого — безусловно «плохим» . В древнем синтоизме добро и зло обозначались терминами ёси (хорошо) и аси (плохо), смысл которых — не духовный абсолют, как в европейской морали, а наличие или отсутствие практической ценности и пригодности для использования в жизни. В этом смысле синто понимает добро и зло по сей день — как первое, так и второе относительно, оценка конкретного деяния целиком зависит от обстоятельств и целей, которые ставил перед собой совершающий его.

Если человек действует с искренним, открытым сердцем, воспринимает мир таким, каков он есть, если его поведение уважительно и безупречно, то он, вероятнее всего, совершает добро, по крайней мере, по отношению к себе и своей социальной группе. Добродетелью признаётся сочувствие к окружающим, уважение к старшим по возрасту и положению, способность «жить среди людей» — поддерживать искренние и дружелюбные отношения со всеми, кто окружает человека и составляет его общество. Порицается злоба, эгоизм, соперничество ради соперничества, нетерпимость. Злом считается всё, что нарушает социальный порядок, разрушает гармонию мира и мешает служению ками.

Таким образом, зло, в представлении синто — это своеобразная болезнь мира или человека. Творение зла (то есть нанесение вреда) для человека неестественно, человек творит зло, когда обманут или подвергся самообману, когда он не может или не умеет чувствовать себя счастливым, живя среди людей, когда жизнь его плоха и неправильна.

Так как абсолютного добра и зла нет, отличить одно от другого может только сам человек, причём для правильного суждения ему необходимо адекватное восприятие действительности («сердце, подобное зеркалу») и союз с божеством. Такого состояния человек может достигнуть, живя правильно и естественно, очищая своё тело и сознание и приближаясь к ками путём богослужения.

Уже первоначальное объединение синтоизма в единую общегосударственную религию происходило под сильным влиянием буддизма, проникшего в Японию в VI—VII веке. Поскольку буддизм был весьма популярен у японской аристократии, было сделано всё для того, чтобы не допустить межрелигиозных конфликтов. Сначала ками были объявлены покровителями буддизма, позже некоторых ками стали ассоциировать с буддийскими святыми. На территории храмовых комплексов синто стали размещать буддийские храмы, где проводились соответствующие обряды, буддийские сутры читались и непосредственно в синтоистских святилищах. Особенно влияние буддизма стало проявляться начиная с IX века, когда буддизм стал государственной религией Японии. В это время в синтоизм было перенесено множество элементов культа из буддизма.

Нашли ошибку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

LiveInternetLiveInternet

Синтои́зм, синто (яп. 神道, синто:, «путь богов») — традиционная религия Японии. Основана на анимистических верованиях древних японцев, объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших. Испытала в своём развитии значительное влияние буддизма. Существует еще одна форма синтоизма, которую называют «тринадцать сект». В период до окончания Второй мировой войны такая разновидность синтоизма имела отличительные черты от государственной по своему юридическому статусу, организации, имуществу, обрядам. Сектантский синтоизм неоднороден. Этот вид синтоизма отличался нравственным очищением, конфуцианской этикой, обожествлением гор, практикой чудотворных исцелений и возрождением древних синтоистских обрядов.
Философия синтоизма.
Основа синто — в обожествлении природных сил и явлений и поклонении им. Считается, что всё сущее на Земле в той или иной степени одушевлено, обожествлено, даже те вещи, которые мы привыкли считать неодушевлёнными — например, камень или дерево. У каждой вещи есть свой дух, божество — ками. Некоторые ками являются духами местности, другие олицетворяют природные явления, являются покровителями семей и родов. Другие ками представляют глобальные природные явления, такие, как Аматэрасу Омиками, богиня Солнца. Синто включает магию, тотемизм, веру в действенность различных талисманов и амулетов. Главным принципом синто является жизнь в согласии с природой и людьми. По представлениям синто, мир — единая естественная среда, где ками, люди, души умерших живут рядом. Жизнь — естественный и вечный круговорот рождения и смерти, через которые всё в мире постоянно обновляется. Поэтому людям нет необходимости искать спасения в другом мире, им следует достигать гармонии с ками в этой жизни.
Богиня Аматэрасу.
История синтоизма.
Зарождение.
Синто, как религиозная философия, является развитием анимистических верований древних жителей Японских островов. Существует несколько версий возникновения синто: экспорт этой религии на заре нашей эры из континентальных государств (древних Китая и Кореи), зарождение синто непосредственно на Японских островах со времён Дзёмон и др. Можно отметить, что анимистические верования типичны для всех известных культур на определённой стадии развития, но из всех сколько-нибудь крупных и цивилизованных государств лишь в Японии они не были забыты со временем, а стали, лишь частично видоизменившись, основой государственной религии.
Объединение.
Становление синто как национальной и государственной религии японцев относят к периоду VII—VIII веков н. э., когда страна была объединена под властью правителей центральной области Ямато. В процессе объединения синто была канонизирована система мифологии, в которой на вершине иерархии оказалась богиня Солнца Аматэрасу, объявленная предком правящей императорской династии, а местные и клановые боги заняли подчинённое положение. Появившийся в 701 году свод законов «Тайхорё» утвердил это положение и учредил дзингикан — главный административный орган, в ведение которого входили все вопросы, связанные с религиозными верованиями и церемониями. Был установлен официальный список государственных религиозных праздников.

Императрица Гэммэй повелела составить свод мифов всех народностей, живущих на Японских островах. По этому приказу в 712 году создается хроника «Записи о деяниях древности» (яп. 古事記, Кодзики), а в 720 — «Анналы Японии» (яп. 日本書紀, Нихон сёки или Нихонги). Эти мифологические своды стали основными текстами в синто, некоторым подобием священного писания. При их составлении мифология была несколько подправлена в духе национального объединения всех японцев и обоснования власти правящей династии. В 947 году появился свод «Энгисики» («Свод обрядов периода Энги»), содержащий подробное изложение ритуальной части государственного синто — порядок проведения ритуалов, необходимые для них принадлежности, списки богов для каждого храма, тексты молитв. Наконец, в 1087 году был утверждён официальный список государственных храмов, поддерживаемых императорским домом. Государственные храмы были разделены на три группы: в первую входили семь святилищ, непосредственно связанные с богами императорской династии, во вторую — семь храмов, имеющих наибольшее значение с точки зрения истории и мифологии, в третью — восемь храмов наиболее влиятельных клановых и местных богов.
Синтоизм и буддизм.
Уже первоначальное объединение синтоизма в единую общегосударственную религию происходило под сильным влиянием буддизма, проникшего в Японию в VI—VII веке. Поскольку буддизм был весьма популярен у японской аристократии, было сделано всё для того, чтобы не допустить межрелигиозных конфликтов. Сначала ками были объявлены покровителями буддизма, позже некоторых ками стали ассоциировать с буддийскими святыми. В конечном итоге сложилось представление о том, что ками, как и люди, могут нуждаться в спасении, которое достигается в соответствии с буддийскими канонами.
Синтоистский храм.
Буддистский храм.
На территории храмовых комплексов синто стали размещать буддийские храмы, где проводились соответствующие обряды, буддийские сутры читались и непосредственно в синтоистских святилищах. Особенно влияние буддизма стало проявляться начиная с IX века, когда буддизм стал государственной религией Японии. В это время в синтоизм было перенесено множество элементов культа из буддизма. В святилищах синто стали появляться изображения будд и бодхисатв, начали отмечаться новые праздники, заимствовались детали ритуалов, ритуальные предметы, архитектурные особенности храмов. Появились смешанные синто-буддийские учения, такие как санно-синто и рёбу-синто, рассматривающие ками как проявления буддийского Вайрочаны — «будды, пронизывающего всю Вселенную».
В идейном отношении влияние буддизма проявилось в том, что в синто появилась концепция достижения гармонии с ками через очищение, под которым понималось устранение всего лишнего, наносного, всего того, что мешает человеку воспринимать окружающий мир таким, какой он есть на самом деле. Сердце человека, который очистился, подобно зеркалу, оно отражает мир во всех его проявлениях и становится сердцем ками. Человек, обладающий божественным сердцем, живёт в гармонии с миром и богами, а страна, где люди стремятся к очищению, благоденствует. При этом, с традиционным для синто отношением к ритуалам, на первое место ставилось реальное действие, а не показное религиозное рвение и молитвы:
«Можно сказать, что человек обретёт согласие с божествами и Буддой, если сердце его будет прямым и спокойным, если сам он будет честно и искренне уважать тех, кто выше его, и проявлять сострадание к тем, кто ниже его, если он будет считать существующее существующим, а несуществующее — несуществующим и принимать вещи такими, какие они есть. И тогда человек обретёт защиту и покровительство божеств, даже если он не совершает молитв. Но если он не прям и не искренен, небо покинет его, даже если он будет молиться каждый день» — Ходзё Нагаудзи.
Синтоизм и японское государство.
Несмотря на то, что буддизм оставался государственной религией Японии вплоть до 1868 года, синтоизм не только не исчез, но и всё это время продолжал играть роль идеологической основы, объединяющей японское общество. Несмотря на уважение, оказываемое буддийским храмам и монахам, большинство населения Японии продолжали исповедовать синто. Миф о прямом божественном происхождении императорской династии от ками продолжал культивироваться. В XIV веке он получил дальнейшее развитие в трактате Китабатакэ Тикафуса «Дзино сётоки» («Запись подлинной родословной божественных императоров»), где утверждалась избранность японской нации. Китабатакэ Тикафуса утверждал, что ками продолжают жить в императорах, так что управление страной происходит в соответствии с божественной волей. После периода феодальных войн объединение страны, проведённое Токугавой Иэясу и установление военного правления привело к усилению позиций синто. Миф о божественности императорского дома стал одним из факторов, обеспечивающих целостность объединённого государства. Тот факт, что страной император фактически не управлял, не имел значения — считалось, что японские императоры поручили управление страной правителям клана Токугава. В XVII—XVIII веках под воздействием трудов многих теоретиков, в том числе последователей конфуцианства, сложилось учение кокутай (буквально — «тело государства»). Согласно этому учению, ками живут во всех японцах и действуют через них. Император — живое воплощение богини Аматэрасу, и должен почитаться наравне с богами. Япония — государство-семья, в которой подданных отличает сыновняя почтительность к императору, а императора — родительская любовь к подданным. Благодаря этому японская нация является избранной, превосходит все другие по силе духа и имеет некое высшее предназначение.
После восстановления императорской власти в 1868 году император был немедленно официально провозглашён живым богом на Земле, а синто получило статус обязательной государственной религии. Первосвященником был также император. Все храмы синто были объединены в единую систему с чёткой иерархией: высшее положение занимали императорские храмы, в первую очередь — храм Исэ, где почитали Аматэрасу, затем государственные, префектурные, уездные, деревенские. Когда в 1882 году в Японии была установлена свобода вероисповедания, синто, тем не менее, сохранило статус официальной государственной религии. Её преподавание было обязательным во всех учебных заведениях. Были введены праздники в честь императорской фамилии: день вступления императора на престол, день рождения императора Дзимму, день памяти императора Дзимму, день памяти отца правящего императора и другие. В такие дни в учебных заведениях исполнялся ритуал поклонения императору и императрицы, проходивший перед портретами правителей с пением государственного гимна. Государственный статус синто утратило в 1947 году, после принятия новой конституции страны, сформированной под контролем оккупационных американских властей. Император перестал считаться живым богом и первосвященником, оставшись лишь в качестве символа единства японского народа. Государственные храмы утратили поддержку и особое положение. Синтоизм стал одной из религий, распространённых в Японии.

Японский самурай приготовился к совершению обряда сэппуку(харакири). Данный обряд осуществлялся путем вспарывания живота острым клинком вакадзиси.
Мифология синтоизма.
Основными источниками мифологии синтоизма являются вышеупомянутые сборники «Кодзики» и «Нихонги», созданные, соответственно, в 712 и 720 годах нашей эры. В них были включены объединённые и переработанные сказания, ранее передававшиеся изустно из поколения в поколение. В записях из «Кодзики» и «Нихонги» специалисты отмечают влияние китайской культуры, мифологии, философии. События, описываемые в большинстве мифов, происходят в так называемую «эру богов» — промежуток от возникновения мира до времени, непосредственно предшествующего созданию сборников. Продолжительность эры богов мифы никак не определяют. По окончании эры богов наступает эра правления императоров — потомков богов. Истории о событиях времён правления древних императоров заканчивают свод мифов. Оба сборника описывают одни и те же мифы, нередко в различной форме. В «Нихонги», кроме того, каждый миф сопровождается перечислением нескольких вариантов, в которых он встречается. Первые истории рассказывают о возникновении мира. Согласно им, мир первоначально пребывал в состоянии хаоса, содержащего в себе все элементы в смешанном, бесформенном состоянии. В некий момент первозданный хаос разделился и образовались Такама-нохара (Равнина Высокого Неба) и острова Акицусима. Тогда же возникли первые боги (в разных сборниках они называются по-разному), а следом за ними стали появляться божественные пары. В каждой такой паре были мужчина и женщина — брат и сестра, олицетворяющие различные природные явления. Очень показательной для понимания мировоззрения синто является история Идзанаги и Идзанами — последней из появившихся божественных пар. Они создали остров Онногоро — Срединный Столп Всей Земли, и заключили между собой брак, став мужем и женой. От этого брака появились японские острова и множество ками, заселивших эту землю. Идзанами, произведя на свет бога Огня, заболела и через некоторое время умерла и отправилась в Страну Мрака. В отчаянии Идзанаги отрубил голову богу Огня, и из его крови произошли новые поколения ками. Скорбящий Идзанаги последовал за женой, чтобы вернуть её в мир Высокого Неба, однако застал Идзанами в ужасном виде, разлагающейся, ужаснулся увиденному и бежал из Страны Мрака, завалив вход в неё скалой. Разгневанная его бегством Идзанами пообещала убивать тысячу человек в день, в ответ Идзанаги сказал, что будет ежедневно строить хижины для полутора тысяч рожениц. Эта история как нельзя лучше передаёт представления синто о жизни и смерти: смертно всё, даже боги, и нет смысла пытаться вернуть умерших, но жизнь побеждает смерть через перерождение всего живого. Со времён, описанных в мифе об Идзанаги и Идзанами, мифы начинают упоминать о людях. Таким образом, мифология синто относит появление людей к временам, когда только появились японские острова. Но сам по себе момент появления людей в мифах специально не отмечен, отдельного мифа о сотворении человека нет, поскольку представления синто вообще не проводят жёсткого различия между людьми и ками.
Вернувшийся из Страны Мрака Идзанаги очистился, омывшись в водах реки. Когда он совершал омовение, из его одежды, украшений, капель воды, стекающей с него, появилось множество ками. В числе прочих, из капель, омывших левый глаз Идзанаги, появилась богиня Солнца Аматэрасу, которой Идзанаги отдал Равнину Высокого Неба. Из капель воды, омывшей нос — бог бури и ветра Сусаноо, получивший под свою власть Равнину Моря. Получив под свою власть части Мира, боги начали враждовать. Первым был конфликт Сусаноо и Аматэрасу — брат, посетив сестру в её владениях, повёл себя буйно и несдержанно, и в конце концов Аматэрасу заперлась в небесном гроте, принеся в мир тьму. Боги (по другой версии мифа — люди) выманили Аматэрасу из грота с помощью пения птиц, танцев и громкого смеха. Сусаноо принёс искупительную жертву, но всё равно был изгнан с Равнины Высокого Неба, поселился в стране Идзумо — западной части острова Хонсю.
После истории о возвращении Аматэрасу мифы перестают быть последовательными и начинают описывать отдельные, не связанные друг с другом сюжеты. Все они рассказывают о борьбе ками друг с другом за владычество над той или иной территорией. В одном из мифов рассказывается о том, как внук Аматэрасу, Ниниги, сошёл на землю, чтобы править народами Японии. Вместе с ним на землю отправились ещё пять божеств, давших начало пяти наиболее влиятельным кланам Японии. Другой миф говорит, что потомок Ниниги Иварэхико (носивший при жизни имя Дзимму), предпринял поход с острова Кюсю на Хонсю (центральный остров Японии) и подчинил себе всю Японию, основав, таким образом империю и став первым императором. Этот миф — один из немногих, имеющих датировку, он относит поход Дзимму к 660 году до н. э., хотя современные исследователи полагают, что события, отразившиеся в нём, в действительности происходили не ранее III века нашей эры. Именно на этих мифах основан тезис о божественном происхождении императорской фамилии. Они же стали основанием для государственного праздника Японии — Кигэнсэцу, дня основания империи, отмечаемого 11 февраля.
Культ синтоизма.
Храмы.
Храм, или святилище синто — место, где отправляют ритуалы в честь богов. Существуют храмы, посвящённые нескольким богам, храмы, в которых почитаются духи умерших определённого клана, а в храме Ясукуни почитаются японские военные, погибшие за Японию и императора. Но большинство святилищ посвящаются одному определённому ками.
В отличие от большинства мировых религий, в которых стараются по возможности сохранять старые ритуальные сооружения в неизменном виде и строить новые в соответствии со старыми канонами, в синтоизме, в соответствии с принципом всеобщего обновления, которое и есть жизнь, существует традиция постоянного обновления храмов. Святилища богов синто регулярно обновляются и перестраиваются, в их архитектуру вносятся изменения. Так, храмы Исэ, ранее бывшие императорскими, реконструируются каждые 20 лет. Поэтому сейчас сложно сказать, какими именно были синтоистские святилища древности, известно лишь, что традиция сооружения таких святилищ появилась не позже VI века.

Часть храмового комплекса Тосегу.
Храмовый комплекс Эдипу.
Обычно храмовый комплекс состоит из двух или более строений, расположенных в живописной местности, «вписанных» в природный ландшафт. Главное здание — хондэн, — предназначается для божества. В нём находится алтарь, где хранится синтай — «тело ками», — предмет, в который, как считается, вселяется дух ками. Синтаем могут быть разные предметы: деревянная табличка с именем божества, камень, ветвь дерева. Синтай не демонстрируется верующим, он всегда скрыт. Поскольку душа ками неисчерпаема, одновременное её присутствие в синтай многих храмов не считается чем-то странным или нелогичным. Изображений богов внутри храма обычно не делается, но могут присутствовать изображения животных, ассоциирующихся с тем или иным божеством. Если храм посвящен божеству местности, где он устроен (ками горы, рощи), то хондэн может не сооружаться, так как ками и так присутствует в месте, где построен храм. Кроме хондэн, в храме обычно находится хайдэн — зал для молящихся. Помимо главных строений, в состав храмового комплекса может входить синсэндзё — помещение для приготовления священной пищи, хараидзё — место для заклинаний, кагурадэн — сцена для танцев, а также другие вспомогательные постройки. Все постройки храмового комплекса выдерживаются в одном архитектурном стиле. Существует несколько традиционных стилей, в которых выдерживаются постройки храмов. Во всех случаях главные здания имеют форму прямоугольника, по углам которого располагаются вертикальные деревянные столбы, поддерживающие крышу. В некоторых случаях хондэн и хайдэн могут стоять вплотную друг к другу, при этом для обоих построек сооружается общая крыша. Пол главных храмовых зданий всегда приподнят над землёй, поэтому в храм ведёт лестница. Ко входу может быть пристроена веранда. Есть святилища и вовсе без зданий, они представляют собой прямоугольную площадку, по углам которой установлены деревянные столбы. Столбы соединяются соломенным жгутом, а в центре святилища располагается дерево, камень или деревянный столб. Перед входом на территорию святилища располагаются как минимум одни тории — сооружения, подобные воротам без створок. Тории считаются воротами в место, принадлежащее ками, где боги могут проявляться и где с ними можно общаться. Тории могут быть одни но их может быть и большое количество. Считается, что человек, удачно завершивший какое-то действительно масштабное дело, должен пожертвовать какому-либо храму тории. От тории к входу в хондэн ведёт дорожка, рядом с которой помещаются каменные бассейны для омовения рук и рта. Перед входом в храм, а также в других местах, где, как считается, постоянно находятся или могут появиться ками, вывешиваются симэнава — толстые жгуты из рисовой соломы.
Ритуалы.
В основе синтоистского культа лежит почитание ками, которому посвящается храм. Для этого отправляются ритуалы, имеющие целью установление и поддержание связи между верующими и ками, развлечение ками, доставление ему удовольствия. Считается, что это позволяет надеяться на его милость и защиту. Система культовой обрядности разработана довольно скрупулёзно. Она включает обряд единичной молитвы прихожанина, его участие в коллективных храмовых действах — очищения (хараи), жертвоприношения (синсэн), молитвы (норито), возлияния (наораи), а также сложные ритуалы храмовых праздников мацури. Согласно представлениям синто, смерть, болезнь и кровь нарушают чистоту, которая необходима для посещения храма. Поэтому больные, страдающие от кровоточащих ран, а также пребывающие в скорби после смерти близких не могут посещать храм и участвовать в религиозных церемониях, хотя им не возбраняется молиться дома или где-либо ещё.
Молитвенный обряд, который совершается приходящими в храмы, очень прост. В стоящий перед алтарём деревянный решётчатый ящик бросают монету, затем, встав перед алтарём, «привлекают внимание» божества несколькими хлопками в ладоши, после чего молятся. Индивидуальные молитвы не имеют установленных форм и текстов, человек просто мысленно обращается к ками с тем, что желает ему сказать. Иногда бывает, что прихожанин читает заранее подготовленную молитву, но обычно так не делается. Характерно, что обычный верующий свои молитвы произносит либо очень тихо, либо вообще мысленно — молиться вслух может только священник, когда совершает «официальную» ритуальную молитву. Синто не требует от верующего непременного частого посещения храмов, вполне достаточно участия в больших храмовых праздниках, а в остальное время человек может молиться дома или в любом другом месте, где сочтёт правильным. Для домашнего вознесения молитвы устраивается камидана — домашний алтарь. Камидана представляет собой небольшую полочку, украшенную ветками сосны или священного дерева сакаки, в доме помещаемую обычно над дверью комнаты для гостей. На камидана ставят талисманы, купленные в храмах, либо просто таблички с именами божеств, которым поклоняется верующий. Туда же ставятся подношения: обычно это сакэ и рисовые лепёшки. Моление производится так же, как в храме: верующий встаёт напротив камидана, совершает несколько хлопков в ладоши для привлечения ками, после чего про себя общается с ним. Обряд хараи состоит в омовении водой рта и рук. Кроме того, существует процедура массового омовения, заключающаяся в обрызгивании верующих солёной водой и обсыпании солью. Обряд синсэн — это подношение храму риса, чистой воды, рисовых лепёшек («моти»), разнообразных подарков. Обряд наораи обычно состоит в совместной трапезе прихожан, съедающих и выпивающих часть съедобных жертвоприношений и таким образом как бы прикасающихся к трапезе ками. Ритуальные молитвы — норито, — читаются жрецом, который как бы выступает посредником между человеком и ками. Особой частью синтоистского культа являются праздники — мацури. Они устраиваются раз или два в год и обычно связаны либо с историей святилища, либо с мифологией, освящающей события, приведшие к его созданию. В подготовке и проведении мацури участвует много людей. Для того чтобы организовать пышное торжество, собирают пожертвования, обращаются к поддержке других храмов и широко используют помощь молодых участников. Храм убирают и украшают ветками дерева «сакаки». В больших храмах определённая часть времени отводится для исполнения священных танцев «кагура». Центральным моментом празднования является вынос «о-микоси», паланкина, представляющего уменьшенное изображение синтоистского святилища. В украшенный позолоченной резьбой «о-микоси» помещается какой-либо символический предмет. Считается, что в процессе переноса паланкина в него переселяется ками и освящает всех участников церемонии и пришедших на празднование.
Сады духа: храм Кодайдзи.
Священнослужители.

Священники синто именуются каннуси. В наше время все каннуси разделяются на три разряда: священнослужители высшего ранга — главные священники храмов, — называются гудзи, священники второго и третьего рангов, соответственно, нэги и гонэги. В старину рангов и званий священников было существенно больше, кроме того, поскольку знания и должность каннуси передавались по наследству, существовало множество кланов священнослужителей. Помимо каннуси, в ритуалах синто могут принимать участие помощницы каннуси — мико. В крупных храмах служит несколько каннуси, а кроме них также постоянно работающие при храмах музыканты, танцовщики, различные служащие. В маленьких святилищах, особенно в сельской местности, на несколько храмов может приходиться всего один каннуси, причём он нередко совмещает занятие священника с какой-либо обычной работой — учителя, служащего или предпринимателя. Ритуальное облачение каннуси состоит из белого кимоно, плиссированной юбки (белой или цветной) и чёрной шапочки. Надевают его только для религиозных церемоний, в обычной жизни каннуси носят обыкновенную одежду.
Каннуси.
Синтоизм в современной Японии.
Синто является глубоко национальной японской религией и в каком-то смысле олицетворяет японскую нацию, её обычаи, характер и культуру. Вековое культивирование синто в качестве основной идеологической системы и источника ритуалов привело к тому, что в настоящее время значительная часть японцев воспринимает ритуалы, праздники, традиции, жизненные установки, правила синто в качестве не элементов религиозного культа, а культурных традиций своего народа. Такое положение порождает парадоксальную ситуацию: с одной стороны, буквально вся жизнь Японии, все её традиции пронизаны синтоизмом, с другой — лишь немногие из японцев считают себя приверженцами синто. В Японии на сегодняшний день имеется около 80 тысяч синтоистских храмов и два университета синто, где готовят синтоистских священнослужителей: Кокугакуин в Токио и Кагаккан в Исэ. В храмах регулярно исполняются положенные ритуалы, проводятся праздники. Крупные праздники синто проходят очень красочно, сопровождаются, в зависимости от традиций конкретной провинции, факельными шествиями, фейерверками, костюмированными военными парадами, спортивными состязаниями. Японцы, даже не религиозные или относящиеся к другим конфессиям, массово принимают участие в этих праздниках.
Современный синтоистский священник.
Золотой зал храма Тосюндзи — усыпальница представителей рода Фудзивара.
Комплекс храма Ицукусима на острове Миядзима (Префектура Хиросима).
Монастырь Тодайдзи. Зал Большого Будды.
Древнее синтоистское святилище Идзумо Тайся.
Храм Хорюдзи в Икаруга.
Старинный павильон во внутреннем саду синтоистского храма.
Храм Хоодо (Феникса). Буддийский монастырь Бёдоин (префектура Киото).
о. Бали, Храм на озере Братан.
Пагода храма Кофукудзи.
Храм Тосёдайдзи — главный храм буддийской школы Рицу
Сайты которые стоит посетить:

СИНОПСИС
В синтоизме имеется два основных слоя. Один из них — это тринадцать древних сект, очень похожих между собой. Второй слой известен как Государственное Синто, является позднейшим синтезом этих сект и находит свое высшее выражение в поклонении Императору и в лояльности к Государству и семье. Синто, или «Путь духов» (от слов китайского происхождения син — «дух» и то — «путь»), местными японскими словами передается как ками-но-мити. Ками — это множество богов или природных духов.
Синтоистских святилищ очень много — в Японии более 100 тысяч. В святилищах не поклоняются образам: считается, что сами ками присутствуют там. На алтарь ежедневно приносятся свежая еда, вода, благовония и т. д. Синтоизму присуща вера в святость всей вселенной и в то, что человек может быть в гармонии с этой святостью. Особое значение придается правдивости и очищению, посредством которых человек может удалить «пыль», которая скрывает его исконно божественную природу, и благодаря этому получить руководство и благословение от ками. Пылкая любовь синтоистов к родине проявляется в беспрецедентной верности и преданности всего японского народа своим государственным институтам.
ЦЕЛИ СИНТОИЗМА
Главная цель последователей синтоизма — достижение бессмертия среди духов предков, ками. Ками понимается синтоистами как сверхъестественная, святая сила, живущая в мире Духа или связанная с ним.
Все живое обладает природой ками. Человеческая природа — высшая, потому что у человека больше всего природы ками. Спасение — это жизнь в мире Духа вместе с божественными существами, ками.
ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ
Спасение в синтоизме достигается посредством соблюдения табу и избегания лиц и объектов, которые могут загрязнить. Возносятся молитвы и совершаются приношения в храмы богов и богинь, которых, как считается, во вселенной восемь миллионов. У человека нет Всевышнего Бога, которому он должен повиноваться; ему нужно только знать, как иметь дело с ками в их различных проявлениях. Природа ками в человеке бессмертна, и человек, вполне естественно, желает, чтобы о нем потомки вспоминали добрым словом. Поэтому исполнение долга является важнейшим аспектом синто.
ВЕРОВАНИЯ СИНТОИЗМА
1. Я верю в «Путь богов», ками-но-мити, который признает сакральность природы и ведет к откровению сверхъестественного.
2. Я верю в то, что нет единственного Верховного Существа, но есть сонмы богов, высших существ среди всех прочих чудес вселенной, которая жива и повсюду наполнена разумной жизнью.
3. Я верю в авторитетность великих книг «Записи о делах древности», «Анналы Японии» и «Собрание десяти тысяч листьев».
4. Я верю в святость духовной и телесной чистоты и в то, что нечистота есть нарушение религиозных предписаний.
5. Я верю в то, что Государство есть божественный институт и его законы не должны нарушаться и ради него индивидуумы должны жертвовать своими интересами.
6. Я верю в моральную и духовную стойкость как краеугольный камень религиозной этики и в то, что лояльность обладает высшей ценностью.
7. Я верю в то, что сверхъестественное открывает себя через все естественное и прекрасное, и ценю последнее выше философских и богословских доктрин.
8. Я верю в то, что все сущее есть Божественный Дух, в то, что мир есть единое братство, что все люди способны к глубокой близости к Божественному и что в мире не существует никакого зла.
9. Я верю в практическую ценность церемоний и ритуала и поклонения божествам, которые одушевляют природу, в том числе Богине Солнца, Богу Ночи, Луны и Звезд и Богу Бури.

Википедия: Зороастризм.

ОСНОВАН: Около 2600 лет назад в Иране.
ОСНОВАТЕЛЬ: Спента Заратуштра, он же Зердушт или Зороастр.
ОСНОВНЫЕ ПИСАНИЯ: Части древнеперсидской священной книги «Зенд-Авеста».
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ: 125 тыс. чел., в основном в районе Бомбея, Индия, где их называют парсами (отсюда другое название религии — парсизм).

ШКОЛЫ: На сегодняшний день существуют три школы: шахеншахи, кадми и фассали.
СИНОПСИС
Два принципа образуют основу зороастрийской этики: поддержание жизни и борьба со злом. Чтобы поддерживать жизнь, человек должен возделывать землю, разводить скот, вступать в брак и иметь детей.
Аскетизм и безбрачие порицаются; ценятся чистота и избегание загрязнений (от смерти, демонов и т. д.). Чтобы бороться со злом, надо во все времена противостоять силам зла и тем людям, которые встали на его сторону. Зороастризм монотеистичен, хотя и признает, что вселенная находится во власти двух противоположных сил. Силы добра возглавляет Ахура-Мазда (Мудрый Господь), а силы зла — Ангра-Майныо, или Ариман (Дух Зла). На одной из сторон сражаются сонмы ангелов, а на другой — демонов.
Добро восторжествует в Судный День, когда Мессия и Спаситель по имени Саошьянт явится, чтобы наказать злых, а праведным даровать рай на земле. Главным атрибутом веры является священный огонь, который постоянно поддерживают в каждом благочестивом доме, питая его ароматным сандаловым деревом. Огонь считается единственным символом, которому можно поклоняться, великим очистителем и хранителем, имеющим природу самого Солнца.
ЦЕЛИ ЗОРОАСТРИЗМА
Цель последователей зороастризма — получить в награду место на небесах, где душа будет пребывать вместе с Богом, Ахура-Маздой, разделяя Его благословенное присутствие вечно.
ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ
Жизнь человека, согласно зороастризму, — это нравственная борьба, а не поиск знания или просветления. Человека помещают на землю для того, чтобы он признавал и одобрял мир, а не отрицал его и не бежал от него. Спасение — в подчинении воле Ахура-Мазды, как она открылась Его пророку, Зороас-тру.
У человека есть лишь одна жизнь. Он имеет свободу выбора между добром и злом (воплощенным в Ангра-Майныо, который восстал против Бога). После смерти каждый подвергается суду и отправляется в назначенное ему местопребывание.
Зороастрийцы считают правдивость величайшей добродетелью, за которой следуют добрые мысли, слова и дела. Они очень высоко ценят этику. Хотя в зороастризме существуют догматы о воскрешении мертвых, суде, царствии небесном на земле и наказании зла, считается, что все грехи в конце концов будут сожжены и все человечество будет вечно существовать с Ахура-Маздой. Ад в зороастризме не вечен.
ВЕРОВАНИЯ ЗОРОАСТРИЗМА
1. Я верю в то, что во вселенной существуют два Великих Существа. Одно, Ахура-Мазда, создало человека и все доброе, истинное и прекрасное, а другое, Ангра-Майнью, питает все злое, уродливое и разрушительное.
2. Я верю в то, что человек имеет свободу воли и может выбирать между добром и злом, и в то, что, когда все человечество встанет на сторону Бога Ахура-Мазды, Ангра-Майнью будет побежден.
3. Я верю в то, что душа вечна и после смерти проходит над адом по узкому мосту — добрая душа беспрепятственно проходит в рай, а злая падает в ад.
4. Я верю в то, что спаситель Саошьянт, рожденный девой, придет на землю в конце времен, воскресит мертвых, вознаградит за добро и накажет зло, после чего настанет царство Ахура-Мазды.
5. Я верю в то, что Зороастр (Заратуштра) — главный пророк Бога.
6. Я верю в авторитетность писания «Зенд-Авеста».
7. Я верю в то, что чистота есть первая добродетель, истина — вторая, а милосердие — третья, и в то, что человек должен дисциплинировать себя добрыми мыслями, словами и делами.
8. Я верю в то, что брак выше воздержания, действие выше созерцания, а прощение выше мести.
9. Я верю в Бога как Семь Личностей, Которых зовут: Вечный Свет; Правда и Правосудие; Добро и Любовь; Сила и Дух; Благочестие и Вера; Здоровье и Совершенство; Бессмертие, и в то, что лучше всего поклоняться Ему в образе огня.

Предыдущие посты:

Основы религиозных культур: Индуизм
Основы религиозных культур: Буддизм
Основы религиозных культур: Джайнизм
Основы религиозных культур: Сикхизм
Основы религиозных культур: Даосизм

Основы религиозных культур: Конфуцианство

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *