Сирийская церковь

Сотни тысяч сирийских беженцев, принадлежащих к самым различным конфессиям, пытаются спастись от охвативших всю страну кровопролитных боев. Среди них — сирийские христиане, которые все чаще становятся жертвами преследований с обеих сторон. Христиане в Сирии составляют около 10 процентов населения — около двух миллионов человек. Они раздроблены и исповедуют разные направления христианства.

«В этой гражданской войне христиане оказались между фронтами. Ситуация драматическая», — констатирует лидер фракции ХДС/ХСС в германском бундестаге Фолькер Каудер (Volker Kauder) на страницах газеты Bild am Sonntag. «Мы сейчас рассматриваем возможность оказания помощи хотя бы тем христианам, которые бежали в соседние страны», — сообщил политик. Но о предоставлении сирийским христианам убежища в самой Германии речь пока не идет.

Страх перед радикальными исламистами

Христианские беженцы из сирийского города Кусейр рассказывают, что радикальные исламисты, воюющие против режима Асада, убили их родственников. А предшествовала этому настоящая кампания ненависти к христианам. В мечети прямо проповедовали, что изгнание христиан — священная обязанность правоверных.

Эту историю рассказала корреспонденту онлайн-редакции немецкого журнала Spiegel беженка из Сирии в Ливане. По ее словам, в начале отношения с повстанцами были хорошими, но потом радикальные исламисты, большей частью из-за рубежа, настроили их против христиан.

Проверить такие сообщения трудно: в Сирии царит жесточайшая цензура, независимые корреспонденты могут попасть в страну только под надзором режима или нелегально.

Граждане второго класса?

Церковь и мечеть в городке Маалула

Христиане в Сирии при режиме Асада пользовались большими привилегиями и лучшей защитой, чем в других арабских странах. Одновременно режим пытался заручиться их поддержкой, не уставая повторять об угрозе со стороны мусульманских фундаменталистов.

Сирийский социолог Исхак Канау в интервью DW констатирует, что христиане в Сирии больше всего боятся прихода к власти исламистских сил. Это сделало бы их «гражданами второго сорта». Пример у них перед глазами: это преследования христиан в соседнем Ираке и в Египте после свержения режимов. «Христиане, как и другие сирийцы, боятся жестокого режима. Но не меньший страх они испытывают и перед радикальными исламистами», — подчеркивает Исхак Канау.

Христиане — тоже жертвы режима

После воздушного налета в Алеппо

Представитель оппозиционного «Революционного совета» в городе Алеппо мусульманин Мохаммед Лукман Лулех заявил в интервью DW, что было бы неверно считать всех христиан сторонниками Асада. Так, по его словам, недавно в Дамаске снайперы правительственных войск вновь убили примкнувшего к оппозиции христианина.

Итальянский иезуит Паоло даль’Ольо 30 лет прожил в Сирии. Все эти годы он пытался наладить диалог между христианами и мусульманами. Но на днях священник вынужден был покинуть страну. В интервью агентству dpa он рассказал, что правительственные войска атакуют и христианские кварталы и поселения. По его словам, многие церкви осквернены и разрушены, до 150 тысяч христиан вынуждены спасаться бегством. Проверить эти данные в настоящий момент не возможно.

Гарантия безопасности меньшинств — демократическая Сирия

По словам представителя оппозиционной организации «Сирийские христиане за демократию» Георги Стево, лишь немногие христиане поддерживают режим Асада. Большинство предпочитает молчать и дожидается окончания гражданской войны. Другие поддерживают оппозиционный Сирийский национальный совет. В его составе — около 10 процентов христиан.

«Сирийские христиане должны осознать, что ни какой-либо режим, ни какая-либо отдельная личность не в состоянии их защитить», — считает Георги Стево. По мнению активиста, лучшая защита для христиан и других меньшинств — это «демократическая система и становление гражданского общества в стране». Но сбудется ли это пожелание, пока судить трудно. Социальные и религиозные конфликты грозят Сирии и после неминуемого падения режима Асада.

Смотреть видео 01:41

Задолго до раскола христианства на Западное и Восточное в 1054 г. — произошел еще один глобальный раскол: отделение от христианской Церкви несториан, монофизитов, или же Восточных, дохалкидонских Церквей, покрывающих современный Ближний и Дальний Восток, а также северо-восточную Африку. Официально это разделение произошло в 451 г., когда Восточные Церкви в силу исторических и богословских причин не приняли решение IV Вселенского (Халкидонского) Собора. Дальнейшая их история проходила почти в полной изоляции от Византийского Православия. Спустя века дохалкидонские Церкви несли свет Христов, находясь на территории языческих или мусульманских государств и в настоящее время переживают нелегкую судьбу. Местная культура наложила свой отпечаток на жизнь этих Церквей, каждая из которых уникальна сама по себе — как в своей духовной жизни, так и в исторической роли.

Встречи священника АЦВ Исаака Тимрса с ассирийцами Украины.

Урок ассирийского языка. Донецк

Одна из таких Церквей — Ассирийская Церковь, или Церковь Востока, в течение первых 13 веков после Р. Х. и вправду распространила свою юрисдикцию на весь Восток от Персии. В VI в. 13 ассирийских отцов основали Шио-Мгвимский монастырь в Грузии. С VI в. она отправила свои миссии в Китай, христианизировав Поднебесную. Однако ненадолго: с пришествием династии Мин (XIV в.) христианство истреблялось. Первая христианская миссия на острове Ява также была произведена Ассирийской Церковью в XIII в. Несторианских священников находим и в татаро-монгольской Орде, пришедшей на Русь под предводительством хана Батыя. С этого времени следует вести отсчет пребыванию Ассирийской Церкви Востока на территории Украины. Современные состояние этой Церкви тяжелое: свидетельствуя о Христе в Ливане, Ираке, Иране и в Индии, она терпит бедствия со стороны мусульман и политических противников (курдов, езидов, туркоманов). В других странах отношение к ним умеренное. Современная Ассирийская Церковь — это не только ассирийцы, но и англичане, индусы, американцы, а также украинцы… хотя их и мало.

В 1898 г. в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге состоялось присоединение 400 ассирийцев во главе с католикосом Ионой к Русской Православной Церкви. С этого времени ассирийцы-несториане поселялись в Российской империи.

В Украине ассирийцы поселились во второй половине XIX века, на территории Юго-Восточной части Украины, а также в Одессе, Нежине, Киеве, Полтаве. В 1907 г. Киевской городской думой ассирийцу Исайе Бекасу был выделен участок земли площадью 19 гектаров в пользование на 24 года для выращивания винограда. На виноградниках Бекаса работали преимущественно ассирийцы. Когда срок аренды истек, хозяйство Бекаса было превращено в колхоз. Позднее на этом месте возник жилой массив Виноградарь. В 1920–30-х годах община Ассирийской Церкви Востока арендовала придел храма на территории киевского Софиевского монастыря (принадлежавшего тогда Украинской Автокефальной Православной Церкви). Здесь ассирийский священник служил литургию. В конце 30-х годов богослужения прекратились. Практически все ассирийское духовенство на территории СССР было уничтожено в ходе сталинских репрессий. В 1962 г. в Киев прибыл Предстоятель Ассирийской Церкви Востока Мар Динкха IV в рамках визита в Советский Союз. Для киевских ассирийцев им было совершено богослужение в приделе храма на территории Софиевского монастыря.

С обретением Украиной независимости в 1992 г. в Киеве под председательством кандидата технических наук, заведующего отделом Института прикладной оптики НАН Украины Алексея Меликовича Тамразова была создана первая община Ассирийской Церкви Востока. Со стороны епископа восточной части США Мар Апрема Хамиса, представителя католикоса Патриарха Мар Динкхи IV община получила разрешение и благословение на регистрацию в государственных органах Украины. Из-за препятствий со стороны чиновников официальная регистрация общин Ассирийской Церкви Востока на Украине началась только после Оранжевой революции 2004 г.

В 2005 г. были зарегистрированы общины в Киеве и в Запорожье. В 2007 г. при религиозной общине Ассирийской Церкви Востока в Дарницком районе Киева зарегистрирована общественная организация «Институт имени Феодора Мопсуэтского» с правом заниматься научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельностью. Однако сегодня дарницкая община переживает кризис: количество членов общины — 12 человек, которые не имеют священника, церкви, но имеют регистрацию. Несмотря на это, дарницкая община Ассирийской Церкви Востока регулярно участвует в экуменических богослужениях в киевском храме Св. Екатерины Немецкой Евангелическо-Лютеранской Церкви наряду с представителями Римо-Католической, Греко-Католической, Православной, Англиканской, Евангелическо-Лютеранской и Реформатской Церквей.

Собрание с ассирийцами Запорожья

Запорожская община Ассирийской Церкви Востока под председательством Гиваргиса Барчамовича Бадаре содержит воскресную школу, где преподается современный ассирийский язык. Такие школы имеются в ассирийских общинах в Донецке (председатель Александр Вильгельмович Саркисов) и в Красноармейске Донецкой области. Обе общины зарегистрированы в 2008 г.

Существуют также незарегистрированные группы верующих Ассирийской Церкви Востока, которые проживают в Харькове, Львове, Днепропетровске, Бердичеве, Луганске, Чернигове, Житомире, Днепродзержинске, Нежине, Мариуполе, Макеевке, Горловке, Сумах, Виннице, Полтаве, Славянске, Краматорске, Кривом Роге, Новой Каховке, Одессе, Николаеве, Симферополе, в поселке Казацкое Херсонской области. В Макарьевском районе Киевской области Ассирийская Церковь имела свой храм.

Итак, Ассирийская Церковь Востока одна из традиционных конфессий в Украине, появилась на ее территории достаточно давно, однако в силу малого количества своих верующих почти не имеет окормления в прямом и переносном смысле слова.

Церковь имеет уникальную традицию: добавлять в евхаристический хлеб «Священную закваску Малха». По преданию Ассирийской Церкви, на Тайной вечери апостол Иоанн богослов взял кусочек хлеба, который впоследствии смешал с каплями крови, истекшими из ребра Спасителя во время крестной смерти. Этот хлеб добавлялся в новую евхаристическую закваску перед каждой литургией, которую совершали апостолы. Так от новоиспеченного евхаристического хлеба бралась часть для следующего, и так далее Тело и Кровь Христовы передавались в новый евхаристический хлеб, отражая не только древнюю традицию, но и основное верование (оно и стало причиной разделения в 451 г. Вселенской Церкви) в то, что человечество во Христе имеет преимущество над Божественностью.

Национальная коалиция оппозиционных и революционных сил Сирии (SMDK) призвала защитить жителей района Марратиннуман в Идлибе, который бомбят и обстреливают войска режима Асада и его союзники.

В заявлении SMDK говорится, что войска режима Асада и его союзники минувшей ночью нанесли удар по району Марратиннуман в Идлибе, входящем в зону деэскалации.

«Войска Асада, ВКС России и проиранские боевики нарушают режим прекращения огня. Атаку на Марратиннуман можно назвать массовым убийством. Среди жертв есть женщины и дети», — говорится в заявлении.

В заявлении отмечается, что представители Управления гражданской обороны Идлиба («Белые каски») сталкиваются с трудностями в ходе поисково-спасательных работ.

«Сирийский народ страдает из-за безразличия мирового сообщества. SMDK осуждает эти атаки, которые являются военным преступлением», — говорится в заявлении.

Авторы заявления призывают мировую общественность выполнить обязательства по защите мирного населения и обеспечению мира в Сирии.

Минувшей ночью режим Асада и его союзники нанесли удар по району Марратиннуман и селу Маррытырма в Идлибе. В результате погибли по меньшей мере 12 человек, в том числе четверо детей, свыше 25 мирных жителей получили ранения.

На прошедших 17 сентября 2018 года в Сочи переговорах между президентами Турции и России была достигнута договоренность о создании демилитаризованной зоны в сирийском Идлибе. Контроль в демилитаризованной зоне будут осуществлять мобильные патрульные группы турецких подразделений и подразделений российской военной полиции. Также Турция укрепит наблюдательные пункты по внутреннему периметру зоны деэскалации в Идлибе.

Война в Сирии началась в марте 2011 года, когда мирные демонстрации протеста переросли в вооруженный конфликт после того, как военные открыли огонь по демонстрантам.

По данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), за годы конфликта в Сирии 6,6 миллиона человек стали вынужденными переселенцами, 5,6 миллиона — беженцам.

На веб-сайте агентства «Анадолу» в укороченном виде публикуется лишь часть новостей, которые предоставляются абонентам посредством Системы ленты новостей (HAS) АА.

■ ■ ■ Об особенностях положения христианских общин разных конфессий в Сирии в 2011-2016 гг.

Совгира Я.В.

СОВГИРА Ярослав Валериевич — аспирант Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени св. Кирилла и Мефодия. Москва, Российская Федерация. E-mail: yaroslav74@hotmail.co.uk

Аннотация. В данной статье рассматривается положение христианской общины Сирии в разгар военного конфликта в этой стране с учетом конфессиональной неоднородности. Автор рассматривает, в каком состоянии находятся общины православной, католической и ориентальных (восточных) традиций. Подобное исследование проводится впервые, что обуславливает его научную новизну. Приводится сравнительная оценка взаимоотношений общин с зарубежными диаспорами и государствами, определяются пути оказания различного рода помощи. Автор приходит к выводу о том, что община Антиохийской Православной Церкви оказывается в наиболее слабом положении по причине менее развитой зарубежной диаспоры, более слабого представления в информационном пространстве. Общины Сиро-католической, Маронитской, Мелькитской и других католических Церквей пользуются обширной поддержкой по линии развитой в Ватикане системы благотворительных организаций. Помимо этого свою роль играют многочисленные пожертвования от членов Католической Церкви по всему миру. Ориентальные Церкви (Армянская Апостольская, Сиро-яковитская и Ассирийская) поддерживают связи с влиятельными зарубежными диаспорами, что обеспечивает им немалую материальную и информационную поддержку. В завершение статьи автор определяет основные факторы такого неоднородного положения и предлагает пути нормализации ситуации.

Ключевые слова: преследования христиан, Сирия, экстремизм, терроризм, ИГИЛ, христианские конфессии.

Введение

Религиозная карта Сирийской Арабской Республики к началу т.н. «Арабской весны» характеризовалась большим разнообразием. В этой стране проживала довольно крупная христианская община, насчитывавшая порядка 2 млн. человек или 10% населения. Исторические особенности развития общины христиан обусловили большое разнообразие в конфессиональном плане в рамках этой религиозной группы. Военный конфликт в Сирии, начавшийся в 2011 году, непосредственным образом отразился на судьбе христианской общины этой страны. Христиане оказались в эпицентре войны между сирийским правительством, оппозиционными силами и экстремистской группировкой ИГИЛ (Исламское государство Ирака и Леванта, запрещенное в РФ), а также другими радикальными объединениями.

Следует обратить внимание на употребление терминов «конфессия» и «религия». Некоторые исследователи не вполне корректно употребляют термин «конфессия», говоря о религиозном течении (например, христианстве и исламе). В нашей статье под конфессией понимается течение внутри христианства: православие, католицизм или нехалкидонитские течения (т.н. «восточные» Церкви).

Объектом данного исследования выступают христианские конфессии Сирии. Предметом — особенности экономического положения общин в сравнении друг с другом. Временные рамки охватывают период с 2011 по 2016 год и обусловлены периодом наиболее тяжелых гонений на христиан в этой стране.

В российской науке проблема положения христиан в Сирии в новейшее время в некоторой степени затрагивалась в трудах востоковедов П.В. Густерина, И.В. Воробьевой, в выступлениях председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона, в магистерских диссертациях выпускников Общецерковной аспирантуры и докторантуры иерея Павла Анищика и А.И. Сироты, а также в публикациях аспиранта ОЦАД И.Д. Кашицына. Среди зарубежных исследователей следует выделить публикации исполнительного директора организации «Международная христианская солидарность» Джона Эйбнера (John Eibner), профессора университета Оклахомы Джошуа Лэндиса (Joshua Landis), эксперта университета Гудзона Нины Шеа (Nina Shea) и аналитика Реймонда Ибрагима (Raymond Ibrahim).

Актуальными источниками информации являются данные государственных, религиозных и правозащитных организаций: Государственного департамента США, Европейского парламента, Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, «Помощи Церкви в беде», различных информагенств, в т.ч. католических и ассирийских. Важной составляющей информационного освещение сирийских христианских Церквей являются их официальные страницы в социальных сетях. Нами используется сеть Facebook.

Указанные источники информации освещают положение христианской общины как таковой, не выделяя те или иные конфессии. Подробное описание вну-трихристианской обстановки в Сирии отсутствует. Ряд признаков указывает в настоящий момент на то, что положение христиан разных конфессий неоднородно в экономическом плане. Вклад в сравнительный анализ положения христиан разных конфессий в Сирии для всестороннего понимания ситуации представляется полезным для отечественного востоковедения. В этой связи мы выявим особенности и источники внешней помощи общинам Антиохийской Православной Церкви, католических общин, общин Восточных Церквей. Сирийские протестантские общины принимать в расчет проблематично из-за ничтожно малой численности. По итогам исследования будет произведен сравнительный анализ и выявлены отличительные особенности положения различных общин.

Общие сведения о положении христиан в Сирии

Христиане в сирийском конфликте оказались самой уязвимой стороной, поскольку являются численным меньшинством и не имеют подобно алавитам значительного

влияния в государственной власти. Существуют данные, в т.ч. из первых рук, о том, что сирийские мусульмане активно пользуются поддержкой как по линии государства, так и по линии международных и исламских гуманитарных организаций. Так, Красный полумесяц в Сирии существует с 1942 года и имеет 14 филиалов и 75 отделений. С другой стороны, мусульманская религиозная аффилиация экстремистов в рядах ИГИЛ определяет более лояльное отношение к последователям ислама.

По состоянию на конец 2016 года, число христиан в Сирии сократилось, по данным российского МИДа, с 2,2 млн. до 1,2 млн. человек . Отечественный востоковед П.В. Густерин приводит схожие данные о количестве сирийских христиан в предвоенное время . Католический епископ Алеппо Антуан Аудо в 2011 году сообщал о 1,5 млн. христиан в Сирии. Британское отделение «Помощи Церкви в нужде» заявило в 2015 году о снижении численности сирийских христиан за два года с 1,25 млн. до 500 тыс. человек . Глава Мелькитской Церкви Патриарх Григорий III в 2013 году сообщал, что из Сирии бежало 450 тыс. христиан. В 2016 году сиро-католический Патриарх Игнатий Иосиф III отметил, что христиан в Сирии осталось менее 5%. Приведенные данные, несмотря на расхождения в абсолютных цифрах, совпадают в относительных показателях, что говорит о кратном сокращении христианского присутствия в Сирии. Основными факторами миграции христиан являются угроза гонений, развал экономики Сирии, уничтожение инфраструктуры и святынь, неопределенность будущего. По мнению апостольского администратора Латинского Патриархата Иерусалима архиепископа Пьербаттисты Пиццабаллы, «Никто не знает, что ждет их в будущем, они уехали и маловероятно, что они вернутся» .

Община Антиохийской Православной Церкви

До 2011 года в Сирии проживало около 500 тысяч православных верующих Антиохийской Православной Церкви. Их доля составляет порядка 25-30% от общего числа христиан в Сирии. Антиохийский Патриархат оказался в наиболее неблагоприятном положении, поскольку не имеет серьезной внешней поддержки. Позиция руководства этой общины значительно ограничивает круг потенциальных источников поддержки. Этому способствует и некоторая, в том числе информационная изолированность Антиохийского Патриархата и попытки удержать имеющиеся позиции.

О положении православных христиан свидетельствует ситуация в «Долине христиан» в Сирии. Эта местность в провинции Хомс представляет собой комплекс небольших поселений, в которых по состоянию на 2016 год проживает порядка 200-250 тыс. христиан (в зависимости от сезона), т.е., практически половина паствы Антиохийского Патриархата. Пастырское окормление верующих вверено викарию Аккарской митрополии епископу Пиргскому Илии (Туме).

Долина христиан с 2011 года стала прибежищем для большинства православных, лишившихся крова или бежавших от наступления террористов. В 2013-2014 гг. сообщалось, что население Долины христиан имело ресурсы обеспечивать нуж-

ды вновь прибывших за счет развитой инфраструктуры. В 2016 году появились данные о критическом ухудшении гуманитарной обстановки в этой местности.

В Долине христиан в связи с тяжелой обстановкой среди православных активизировалась католическая прозелитическая миссия. Существуют сведения о планах строительства храма Сиро-католической Церковью в этой традиционно православной местности. Имеются данные о том, что Антиохийский Патриархат отвергает предложения о сотрудничестве с католическими гуманитарными организациями.

По данным, полученным от представителей общины в Долине христиан, настрой жителей в отношении сирийского правительства негативный, поскольку оно рассматривается как инициатор многочисленных гуманитарных ограничений: отключения воды и электричества, сокращения поставок продовольствия, приоритетное распределение гуманитарной помощи среди мусульман. При этом публичной критики правительства христианскими лидерами не высказывается.

Зарубежные епархии Антиохийской Православной Церкви менее развиты, чем епархии Восточных Церквей. Православная община часто остается вне поля зрения мировой общественности по причине слабости информационных ресурсов. Это иллюстрируют официальные ленты Антиохийской Православной1 и Сиро-яковитской Церкви2 в социальной сети РаоеЬоок: Антиохийский Патриархат представляет свои новости в основном на арабском языке, Сиро-яковитский Патриархат ведет подробную летопись патриаршего служения на английском языке.

В 2013 году Русская Православная Церковь направила Антиохийскому Патриархату в качестве помощи 1,3 млн. долларов США, собранные верующими. По некоторым данным, передача и распределение средств сопровождались определенными сложностями. Впоследствии материальное содействие православной общине Сирии со стороны Московского Патриархата осуществлялось только по линии участия в сборе гуманитарной помощи Императорским православным палестинским обществом. Следует обратить внимание на реакцию православных иерархов на начало российской военной операции в Сирии в 2015 году. Представители Антиохийского Патриархата, в отличие от католических иерархов в целом воздержались от публичных комментариев, а ряд архипастырей в Сирии и Ливане раскритиковал высказывания протоиерея Всеволода Чаплина о «священной борьбе» против терроризма. Критические комментарии высказали, в частности, митрополит Бейрутский Илия (Ауди) и епископ Пиргский Илия (Туме). После заявления бейрутского митрополита православные активисты разбросали возле ливанских православных храмов листовки против его позиции.

Общины католической традиции

В Сирии имеется несколько общин в составе Римско-католической Церкви: Мелькитская Церковь, Сиро-католическая Церковь, Маронитская Церковь,

1 https://www.faoebook.oom/Antioohpatriarohate.org/ (Дата обращения: 12.10.2016).

2https://www.facebook.com/HisHolinessPatriarchMoranMorIgnatiusAphrem2nd/(Дата обращения: 12.10.2016).

Армяно-католическая Церковь, Халдейская Церковь, а также представители т.н. Латинского Патриархата.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Римско-Католическая Церковь располагает обширной сетью благотворительных фондов и организаций с филиалами по всему миру. В аппарате Римско-Католической Церкви с 1971 по 2016 год действовал отдельный Папский совет «Cor Unum» (Единое сердце), занимающийся координацией и содействием католическим благотворительным организациям. Обратимся к опыту работы католических организаций в деле помощи сирийским христианам.

Протестанский фонд «Варнава» содействовал перемещению нескольких сот сирийских христиан в страны католической традиции: Польшу и Чехию. Организация оплачивала транспорт и годовое проживание беженцам 2.

Католический фонд «Помощь Церкви в беде» в 2014 году выделил на финансирование проектов помощи христианам Ближнего Востока более 13 млн. евро. В 2011-2014 гг. фонд реализовал в Сирии и Ираке отдельные гуманитарные проекты стоимостью 12 млн. евро . В последующие годы — еще на несколько млн. евро. Значительная доля средств поступала в фонд из стран католической традиции . Организация поставляет одежду и продукты питания христианам Сирии, осуществляла ремонт пострадавших зданий и храмов, строительство новых.

Международная католическая организация «Каритас» обладает обширной сетью представительств на Ближнем Востоке. «Каритас» оказывает поддержку тысячам беженцев в Ливане и Иордании. Каждый год ливанский филиал (основан в 1972 г.) оказывает помощь, в том числе медицинскую 120 тыс. сирийских беженцев. В Сирии «Каритас» работает в большинстве регионов. В Алеппо, например, организация содействует функционированию школ. В других регионах ведется строительство домов и социальных объектов, оказывается медицинская и гуманитарная поддержка. Иорданский филиал «Каритас» принимает ежегодно тысячи беженцев.

Межхристианская организация «Международная христианская солидарность» осуществляет в Сирии следующие проекты: информационная поддержка гонимых христиан, помощь в восстановлении зданий, поставки гуманитарных ресурсов: еды, одежды и лекарств.

1 Следует иметь в виду, что в научной литературе слово «мелькиты» часто используется в отношении православных арабов. Мелькитская же Церковь, сохранив восточно-православный обряд, юрисдикционно относится к Римско-католической Церкви.

2 Анищик Павел, иерей. Современные западноевропейские церковно-общест-венные и правительственные инициативы в области практической помощи преследуемым христианам Ближнего Востока. Диссертация магистра богословия. М., 2016. С. 53-55.

Французская организация «SOS христиане Востока» по состоянию на осень 2016 года имела в Сирии, Ираке, Ливане и Иордании более сотни волонтеров. Другая структура французского происхождения «Дело Востока» (L’Oeuvre d’Orient) поддерживает сирийских беженцев в Ливане и занимается строительством инфраструктуры в Сирии .

Важно отметить, что указанные организации обеспечивают широкое информационное освещение своей деятельности в социальных сетях, привлекая таким образом немалое количество ресурсов.

Исходя из вышеизложенного следует вывод о том, что католические Церкви в Сирии имеют весьма развитую систему поддержки: финансовой и информационной.

Ориентальные христиане в Сирии

В Сирии проживало до конфликта порядка 170 тыс. яковитов и 40 тыс. членов Ассирийской Церкви Востока. Сиро-яковитская община обладает источниками помощи в виде диаспор в благополучных странах за рубежом, что обеспечивает ей финансовую и информационную поддержку.

По состоянию на 2013 год, в Германии насчитывалось 70 тыс. ориентальных христиан, в Швеции — 120 тыс., в США — 400 тыс. . В России насчитывается около 70 тыс. ассирийцев. Отметим, что эти цифры представляются завышенными, что характерно для ассирийских источников. Голландский исследователь Элин Мюрр-ван дер Берг приводит следующие данные о членах Сирийской Ортодоксальной Церкви в 2001 году — 100 тыс. человек в Швеции и Германии, 40 тыс. — в США .

Для общин яковитского и несторианского толка национальная, культурная и религиозная идентичность являются важными факторами консолидации в чужой среде и солидарности с материнскими Церквами на Ближнем Востоке. Активная миграция яковитов и несториан в страны Запада началась в ходе турецкого геноцида в начале XX века.

Исследователь Дэвид Гонт, описывающий особенности самоидентификации ориентальных христиан в Швеции, говорит, что ассирийцы пошли по пути либерализации и секуляризации, в то время как «сирийцы»-яковиты остались верны традициям .

В начале 2015 года боевики ИГИЛ захватили в заложники более 200 последователей Ассирийской Церкви Востока на севере Сирии. В течение года удалось освободить практически всех заложников. В конце 2016 года в СМИ появилась информация о том, что такого результата удалось достичь благодаря кампании ассирийского епископа по сбору средств для выкупа пленных. Сообщается, что просьба архиерея собрала большое количество откликов со стороны диаспоры, в т.ч. деловых кругов. Дополнительный резонанс придали кадры казни боевиками трех ассирийцев.

В 2016 году трудами преподавателя Института восточных и африканских исследований Лондонского университета Микаэля Оеза была выпущена монография о по-

хищенном в 2013 г сиро-яковитском архиепископе Алеппо Григории Иоанне (Ибрагиме) «Mor Gregorios Yohanna Ibrahim. Pluralism, Dialogue and Co-Existence». Данные для книги собирались с широкого круга источников, затем монографию распространили во многих странах мира. О похищенном вместе с архиепископом Григорием православном митрополите Павле подобных трудов не издавалось.

Об относительно стабильном экономическом положении Сирийской Ортодоксальной Церкви говорит факт, что даже в обескровленном войной Алеппо епархия обеспечивала питанием малоимущих мусульман.

Стоит отметить и такой немаловажный фактор поддержки ориентальных христиан, как информационная активность ассирийцев в диаспоре. Характерным примером является Ассирийское международное информационное агентство -AINA, которое с 1995 года освещает на нескольких языках события на Ближнем Востоке, имеет электронную библиотеку ресурсов1.

Сирийские армяне

Община сирийских армян пользуется поддержкой как со стороны Республики Армении, так и влиятельной международной диаспоры. До начала конфликта в Сирии проживало от 60 до 100 тысяч армян, расселенных в основном на северных территориях: в Алеппо, Дейр-эз-Зоре, Кесабе и Камышлы.

Армянский МИД выступает в защиту христиан в международном поле. Официальная Армения приняла участие в организации конференции министерского уровня по защите ближневосточных христиан в Совете ООН по правам человека в Женеве в 2015 году.

Большой информационный резонанс вызвал захват боевиками населенного армянами г Кесаб в марте 2014 года. Армянские активисты создали отдельный русскоязычный сайт в Интернете — savekessab.ru, а в социальных сетях по всему миру был запущен хэштег #savekessab. На этих событиях акцентировали внимание всемирно известные представители голливудского шоу-бизнеса армянского происхождения (например, певица Шер), что вызвало цепную информационную реакцию и в конечном счете привело к широкому освещению кесабских событий в ведущих СМИ. В результате и Государственный департамент США выпустил отдельное заявление . В апреле с заявлением по Кесабу выступил Европейский парламент . В феврале 2016 года жители Кесаба получили адресную гуманитарную помощь от России. Учитывая, что Кесаб в исторической памяти армян напрямую связан с событиями геноцида христиан в Османской империи в начале XX века, значение событий 2014 года для армянского народа во всем мире сложно переоценить.

Оценки

По итогам проведнного исследования нами сделаны следующие выводы. Православная община Сирии находится в сравнительно тяжелом положении,

1 http://www.aina.org/

во-многом в силу позиции руководства Антиохийского Патриархата. Реакция на высказывания бейрутского митрополита Илии показала конфликт интересов между клиром и паствой. Общины католического толка пользуются разносторонней поддержкой со стороны Римско-Католической Церкви, что придает им больше уверенности, в том числе в свободе выражения собственного мнения. Католики обладают немалым влиянием как в информационном поле, так и в гуманитарной области. Ориентальные христиане Ближнего Востока пользуются материальной и информационной поддержкой со стороны зарубежной диаспоры.

В отсутствие у Антиохийской Церкви полноценной внешней поддержки уже проявляются первые признаки ее вытеснения католическими общинами. Пойдя по пути изоляции, иерархи Антиохийской Православной Церкви усугубили непростое положение общины.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Способствовать улучшению ситуации может создание единого межконфессионального механизма координации благотворительных усилий для паритетной поддержки всех христианских общин. На сегодняшний день имеются благоприятные возможности для этого, учитывая активизацию православно-католического сотрудничества после встречи Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В 2016 году состоялся ряд совместных проектов: от посещения кризисных точек в Сирии и Ливане до межхристианской гуманитарной акции в ООН, ставшей продолжением православно-католической инициативы. Московский Патриархат в таком случае мог бы подтвердить свою роль ключевого посредника в дипломатическом разрешении проблем, стоящих перед христианами Сирии.

Источники

5. АнищикП.Ф. Современные западноевропейские церковно-общественные и правительственные инициативы в области практической помощи преследуемым христианам Ближнего Востока. Диссертация магистра богословия. М., 2016. 156 c.

■ ■ ■ On Some Particular Issues of Confessions among Syria’s Christian Community in 2011-2016

Sovgira Y.V.

Keywords: persecution of Christians, Syria, extremism, terrorism, ISIS (ISIL), Christian confessions.

naseleniya-66722.html (08.10.2016). [Gusterin P.v.civil wat in Syria and conditions of Christians. (In Russ.).

6. BetBasoo, P. Brief History of Assyrians. Available at: http://www.aina.org/brief.html (02.09.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

До войны Сирия была для христиан Ближнего Востока безопасным пристанищем. Они составляли здесь 10% населения. После 2011 г., по предварительным оценкам, почти каждый второй из них был вынужден покинуть страну. После поражения ИГИЛ некоторые из них стали возвращаться, но им по-прежнему угрожают многочисленные исламистские группировки, отказывающиеся складывать оружие.

Карен Тадевосян, председатель Комитета армян Бельгии: «Христиане первыми попадают под огонь, именно потому что они христиане. Легко представить, какая участь их ждет в случае победы джихадистов. Мы такое уже пережили век назад, в 1915 г., когда христиане Анатолии уничтожались только за то, что они были христианами».

Не удивительно, что многие из них в гражданской войне встали на сторону правительства. В том числе Петр Петросян, христианин из Алеппо, который сейчас живёт в Брюсселе.

Петр Петросян, заместитель председателя Комитета поддержки христиан Востока: «Сирийские христиане поддерживают сирийское государство, его единство и территориальную целостность. Они – за мир в Сирии и против вооруженного конфликта. Сегодня мы вместе с нашим правительством восстанавливаем мир на нашей земле ради народа Сирии».

Это не значит, что они против политических изменений, просто они считают, что добиваться их нужно мирными методами.

Карен Тадевосян: «Конечно, часть населения Сирии требовала перемен, но, по моему, они никогда не хотели войны и связанных с ней зверств – десятков тысяч убитых, беженцев, перемещенных лиц, разбомбленных городов. Они никогда этого не хотели. Это было навязано им иностранными державами, которые все равно своего не добились».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *