Система образования в финляндии

Продолжаем серию публикаций о том, как устроено образование в Финляндии. Фото: rabbisacks.org

Наталья Тиелинен переехала в Куопио из Петрозаводска десять лет назад. Её сын, Арсений, вместе с финскими сверстниками ходил в детский сад, а теперь учится в третьем классе местной школы. Портал eFinland.ru выяснил у Натальи, легко ли адаптироваться русскому ребёнку к финской системе образования, как проходят родительские собрания и почему «расслабленное» обучение идёт школьникам на пользу.

Фото: личный архив Натальи Тиелинен

– Как можно подготовить ребёнка из русской семьи к финской школе?

– В Финляндии шестилетние дети по закону должны посещать дошкольную группу, эскари, где с ними учат алфавит и цифры. Русские дети, как и все иностранцы, здесь усиленно изучают финский язык. Эта подготовка бесплатна, в отличие от детских садов, куда родители отдают ребёнка по желанию. Если же ученик переходит из русской школы в финскую, он попадает в специальный класс, где ему помогают адаптироваться к новой системе и освоить язык.

Если говорить о практических аспектах подготовки к школе, то, например, финскому первокласснику не нужно покупать канцелярские принадлежности. Всё необходимое – карандаши, ручки, тетрадки – детям выдают в школе.

– Что вас удивило в финской школе?

– Здесь мало внеклассных мероприятий – выездов с ночёвкой или походов в парк аттракционов, на выставки. За такие развлечения ученикам нужно платить, но им нельзя просто принести деньги, которые дали родители, а надо самим их «заработать». Для этого школьники обычно пекут и продают сладости или распространяют газеты и журналы. Кто-то из родителей открывает счёт для вырученных средств, которые и идут на оплату совместного отдыха.

Ещё одной неожиданностью стало то, что почти не задают домашнего задания. Я не знаю, хорошо это или плохо: ребёнку, у которого нет сильной мотивации к учёбе, в старшей школе, где нагрузка увеличивается, может быть сложно. Другой спорный момент – оценки. Их начинают ставить позднее, чем в России, до этого поощряя ученика лишь словесно. На мой взгляд, по оценкам можно лучше понять, как развивается ребёнок.

К большим плюсам относится бесплатный школьный автобус, который отвозит детей на занятия. Он заезжает даже за теми, кто живёт в отдалённых районах.

– Какие предметы, которых нет в российских школах, есть в финских?

– С первого класса в игровой форме детей учат программированию и робототехнике. Думаю, эти предметы не помешало бы изучать и в России. Кроме того, по желанию ребенок может посещать уроки религии.

Фото: mgpu.ru

– Какую роль родители играют в жизни класса и школы?

– Существуют школьные родительские комитеты, куда приглашаются все желающие. Здесь можно выступить с предложением для отдельного класса или школы в целом. Как и в России, проводятся родительские собрания. На них рассматриваются только общие вопросы, например, связанные с ремонтом. Успехи детей родители с учителями обсуждают в индивидуальном порядке, но при участии ребёнка. Ученику предлагают оценить самого себя: рассказать, в каких предметах он силён, а над чем ещё нужно работать. Это, я считаю, здорово.

– По вашему мнению, финская система образования создана в первую очередь для финнов или она одинаково подходит представителям всех национальностей?

– Здесь учатся дети из разных стран. В нашем классе, помимо Арсения, ещё два иностранца. Я ни разу не слышала, чтобы у них были трудности с привыканием к финской школьной системе. Она достаточно универсальна. Некоторые думают, что здесь обучение слишком расслабленное. До девятого класса иногда возникают проблемы с дисциплиной, но, на мой взгляд, всё зависит от учителя. Класс может вести себя спокойно у одного педагога и «сходить с ума» у другого. В то же время благодаря такой «расслабленности» и тому, что много заданий выполняется в небольших группах, ребёнок учится выражать мысли.

– Какой совет вы бы дали родителям русского ребёнка, который поступает в финскую школу?

– Быть открытыми новому, не сравнивать финскую школу с той, в которой учились они, и делать всё, чтобы ребёнку было легче адаптироваться. Финская образовательная система действительно построена иначе, но детям в ней хорошо.

Читайте также в этом сюжете: Финская школа: русский взгляд

Новый способ обучения и преподавания может понизить рейтинг Финляндии в международной программе Pisa, но финнов это мало интересует. Самая главная цель – развить у детей навыки, которые пригодятся им в будущем.

Утверждение 1: Ученики больше не будут обучаться в классах. Преподавание основывается на изучении явлений природы и повседневной жизни, для чего учитель постоянно гуляет с учениками на улице, проводя «опыты».

Ответ:
Да и нет.

«Изучение явлений – это лишь один из способов обучения. Важно использовать разнообразные педагогические приемы. Учителя становятся проводниками, помогают каждому ребенку найти свой собственный путь обучения», – говорит советник и глава Управления образования Аннели Раутиайнен.

Новый учебный план означает, что ученикам больше не придется сидеть тихо в классе. Ребенок может сам выбрать, где и как ему учиться. Традиционные закрытые классы в будущем необязательны.Фото: Рику Исохелла / Velhot Photography Oy

Утверждение 2: Классы будут отменены и заменены на «открытые рынки», где дети будут «покупать» подходящие для них предметы и курсы.

Ответ:
Да и нет.

«Детей больше не учат исключительно в четырех стенах, это зависит от того, как школа будет осуществлять обучение. Методика меняется таким образом, что дети не будут тихо сидеть на одном месте, каждый ребенок сможет сам выбрать, где и как ему учиться. Уже построены новые школы без коридоров. Традиционные закрытые классы в будущем необязательны. Обучение будет осуществляться повсеместно», – рассказывает Аннели Раутиайнен.

Утверждение 3: Ученики принимают решения, «неправильные» в долгосрочной перспективе, выбирая, например, вместо языка математику и наоборот.

Ответ:
Нет.

«В Финляндии в отличие от таких стран, как например, Великобритания и США, не считают, что есть важные и менее важные предметы. Все они играют одинаково важную роль. Цель состоит в том, чтобы дать молодежи широкое образование, а не заставлять их учить один предмет», – говорит эксперт в сфере образования, в настоящее время приглашенный профессор Гарвардского университета Паси Салберг.

В Финляндии, в отличие от других стран, короткий школьный учебный день, поэтому у детей есть и будет домашнее задание.Фото: Мохаммад Алфарай

Утверждение 4: Ученик сам определяет тот уровень, к которому будет стремиться. Он получит набор заданий, позволяющих успешно пройти обучение. Опасность заключается в том, что ученик, знающий материал на «отлично», на экзамене будет претендовать лишь на «удовлетворительно» или «хорошо», чтобы не испытывать трудностей при сдаче экзамена.

Ответ:
Нет.

«Цели обучения и критерии оценки определены учебным планом. С учеником беседуют о целях, которые он хочет перед собой поставить. До сих пор существует проблема, которая заключается в том, что школьник не всегда знает, почему он получил именно такую отметку. Если идти ученику навстречу и поддерживать его, то мотивация растет», – объясняет Аннели Раутиайнен.

Утверждение 5: В школе больше не будет традиционных групп, учеников будут объединять по интересам.

Ответ:
Нет.

«Учитель всегда несет ответственность за учеников. Обучающихся объединяют в группы для достижения целей учебной программы. Мы надеемся, что школы будут формировать эти группы по учебным интересам. Некоторые ученики активно говорят во время обучения, а кто-то, наоборот, молчит», – отмечает Аннели Раутиайнен.

Утверждение 6: Оценки отличников могут ухудшиться, потому что отменят зубрежку.

Ответ:
Да и нет.

«Утверждение, что раньше отличную оценку получали только благодаря зубрежке, похоже на правду. Иногда стоит заучивать что-то наизусть, как например, таблицу умножения, но в новом учебном плане особое внимание уделяется таким понятиям, как умение учиться, критическое мышление, взаимодействие с одноклассниками и технические знания, которые пригодятся в будущем. Мир меняется, и школа, и образование должны меняться вместе с ним», – считает Аннели Раутиайнен.

В финских школах считают, что все предметы одинаково важны для получения широкого образования.Фото: Андреас Мейхснер / Verstas

Утверждение 7: Хорошие наглядные методы обучения совсем не применяются, школа становится только развлечением.

Ответ:
Нет.

«Похоже, в некоторых странах сложилось впечатление , что Финляндия – социалистическая страна, где в Хельсинки есть патрон, который решает, что делать. Учителя, школы и муниципалитеты Финляндии могут в значительной степени решать сами, что и как преподавать, что существенно отличает Финляндию от других стран», – рассказывает Паси Салберг.

Утверждение 8: Домашние задания никогда не задают.

Ответ:
Нет.

«В Финляндии достаточно короткий школьный учебный день, поэтому мы считаем, хорошо бы немного повторить материал дома», – отмечает Аннели Раутиайнен.

Многие финские подростки мечтают стать преподавателями, поэтому между поступающими на педагогический факультет существует жесткая конкуренция. Согласно новому учебному плану, учитель становится «помощником», который будет не только передавать ученикам знания, но и направлять, помогая познавать мир.Фото: Аманда Сойла

Утверждение 9: Экзамены и контрольные работы отменяют.

Ответ:
Нет.

«Ученика постоянно оценивают, направляют и поддерживают. На отметки влияют баллы за контрольные работы, которые являются частью обучения, но они не имеют решающего значения. Умения можно продемонстрировать и с помощью проектов или устных презентаций. Если контрольная работа была выполнена неудачно, предоставляется возможность исправить оценку, заодно улучшив свои знания», – говорит Раутиайнен.

Утверждение 10: Учителя станут новаторами, которые уже этой осенью должны будут применять другие методы и обучать новым дисциплинам, таким, как программирование.

Ответ:
Нет.

«Новый учебный план заставит учителей изменить свои педагогические методы. Это требует времени. Самой большой проблемой является изменение ролей. Учитель больше не является единственным источником информации, а ученик не пассивный слушатель. Мы хотим, чтобы школа стала коллективом, где все обучают друг друга, в том числе дети взрослых. Технические навыки и программирование будут преподаваться в контексте других учебных дисциплин. На помощь учителю придут тьюторы, владеющие цифровыми технологиями», – объясняет Раутиайнен.

В Финляндии почти все подростки (99,7 %) осваивают учебную программу и оканчивают общеобразовательную школу.Фото: Рийтта Суппери / Keksi / Finland Promotion Board

Утверждение 11: Из-за того что ученики будут сами отвечать за свои успехи, останутся невыявленными трудности в обучении.

Ответ:
Нет.

«У нас высококвалифицированные преподаватели, которые всегда готовы поддержать учеников. Несмотря на то, что школьники станут более активными, это не значит, что они полностью будут отвечать за свое обучение. Наоборот, учитель, как никогда прежде, станет ближе к ученику», – рассказывает Аннели Раутиайнен.

Утверждение 12: После введения нового учебного плана высокие достижения Финляндии в международном исследовании PISA канут в Лету.

Ответ:
Может быть, ну и что?

«Рейтинг Финляндии в PISA в финском сознании не является значимым. Это сродни измерению артериального давления, которое иногда позволяет нам задуматься о том, куда мы движемся, но не находится в центре внимания. Решения, связанные с обучением, не принимаются на основе результатов PISA. Вместо этого существенным фактором являются знания, которые понадобятся детям и подросткам в будущем», – считает Паси Салберг.

Текст: Нинни Лехтниеми, август 2016 г.

9 фактов о финской школе

1. Обязательное школьное образование начинается с 7-летнего возраста и заканчивается в 17 лет. Кроме того, все дети имеют право на дошкольную подготовку, длительностью один год.

2. Обучение, учебники, школьные принадлежности и учебные материалы – бесплатные в основной школе (1–9 классы).

3. Ежедневно ученикам предлагают бесплатное школьное питание

4. У первоклассников и второклассников школьный день длится максимум пять часов, у старшеклассников – семь часов. Каждый урок – по 45 минут.

5. В Финляндии нет общенациональных экзаменов или тестов.

6. В общей сложности финский учебный год насчитывает 190 школьных дней. Учебный год начинается в середине августа и заканчивается в конце мая. Помимо летних каникул, которые длятся 10 недель, школьники отдыхают осенью, на Рождество и обычно в феврале.

7. В Финляндии почти все подростки (99,7 %) осваивают учебную программу и оканчивают общеобразовательную школу.

8. Преподаватели с 1-го по 6-го классы – магистры педагогики. Учителя 7-9 классов имеют степень магистра по учебной дисциплине, которую они преподают, а также являются высококвалифицированными специалистами в сфере образования.

9. Педагогические учебные заведения пользуются популярностью, поэтому туда трудно поступить. Например, в 2014 в Хельсинский университет были приняты лишь 9 % из тех, кто сдавал вступительный экзамен на педагогический факультет.

Эта независимая дневная школа, расположенная в Хельсинки, предоставляет качественное образование для студентов с 3 по 12 класс, но иностранцы могут учиться в этой школе только с 9 по 12 класс.

Она была основана в 1886 году и стала первой финской общеобразовательной школой, а также — одной из первых двух школ Финляндии, которые представили программу IB (Международный бакалавриат), выпустив своих первых студентов в 1993 году.

В школе учатся как финны, так и иностранные студенты, поэтому в школе царит интернациональная атмосфера, способствующая личностному росту студентов и их развитию.

Современное здание школы оснащено всем необходимым: комнатами для музыки и искусств, компьютерными классами, научными лабораториями, библиотекой, помещениями для работы руками (например, для шитья), языковой лабораторией. Всё это является основой для опытных и высококвалифицированных преподавателей осуществлять образовательную программу в соответствии с самыми высокими стандартами.

Международный бакалавриат

Согласно последним исследованиям, программа IB очень хорошо готовит студентов к обучению в университетах. Практически 100% выпускников этой финской школы продолжают обучение в университетах и не только в Финляндии, но и за ее пределами.

Дипломной программе IB в этой школе предшествует подготовительный год. В течение подготовительного года студенты следуют финской национальной программе. Язык обучения — английский. Студент не нуждается в знании финского языка, чтобы иметь возможность успешно пройти программу IB в этой школе.

После завершения подготовительного года студенты самостоятельно выбирают курсы для своей программы IB из шести предметных групп. В дополнение к шести предметам каждый студент также выполняет три основных курса: выпускная работа в формате эссе, прохождение курса «Теория Знаний» (TOK) и курса «Творчество, Действие, Услуги» (CAS).

Изучение как минимум двух языков является обязательным. Студенты могут выбирать языки для изучения среди: Английского A (основной), Финского A (основной), Французского B (дополнительный) и Финского B (дополнительный).

Выпускная работа в формате эссе — особый вид исследования с ограничением в 4000 слов. Такой вид работы дает возможность студентам IB исследовать тему, представляющую особый интерес (обычно она связана с одним из шести выбранных предметов студента).

Предлагаемые курсы:

  • Группа 1 — Изучение языка и литературы:

— Английский язык (основной), Язык и литература (стандартный уровень/углубленный уровень);

— Финский язык (основной), Литература (стандартный уровень/углубленный уровень);

— Язык для самостоятельного изучения (основной), Литература (стандартный уровень) — для студентов, которые не хотят изучать финский или английский как основной язык

  • Группа 2 — Изучение языков:

— Английский язык (стандартный уровень/углубленный уровень);

— Финский язык (стандартный уровень/углубленный уровень);

— Французский язык (стандартный уровень/углубленный уровень)

  • Группа 3 — Личность и общество:

— Экономика (стандартный уровень/углубленный уровень);

— Мировая политика (стандартный уровень/углубленный уровень);

— История (стандартный уровень/углубленный уровень)

  • Группа 4 — Экспериментальные науки:

— Биология (стандартный уровень/углубленный уровень);

— Химия (стандартный уровень/углубленный уровень);

— Физика (стандартный уровень/углубленный уровень)

  • Группа 5 — Математика:

— Математика (стандартный уровень);

— Математика (углубленный уровень)

  • Группа 6 — Предметы на выбор:

— Студент может выбрать любой предмет из групп 1-4

В школу принимают как финнов, так и студентов из-за рубежа. Данное учебное заведение находится в топ-рейтинге мировых школ IB, поэтому конкурс сюда высокий. Так что следует хорошенько подготовиться к поступлению.

Документы можно готовить уже осенью, поэтому если Вы решили поступать, то обращайтесь к нам уже сейчас! Узнайте у наших специалистов все детали поступления. Мы поможем собрать все необходимые документы и подготовим к вступительным экзаменам.

О других финских лицеях вы можете прочитать .

Вам будет интересно:

— Подготовка к поступлению

— Почему образование в Финляндии лучше, чем в Европе и Америке?

— 15 привычек лучших учителей IB лицеев в Финляндии

— Как проходят родительские собрания в лицеях Финляндии

«Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое». Или почему финское образование считается одним из лучших в мире:

Согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная Организация экономического сотрудничества и развития, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также самые читающие дети планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е — по математике. Но даже не это так восхищает педагогическое сообщество. Невероятно, что при таких высоких результатах школьники проводят наименьшее количество времени за учебой.

Среднее общеобразовательное обязательное обучение в Финляндии включает школу двух ступеней:
— нижняя (alakoulu), с 1 по 6 класс;
— верхняя (yläkoulu), с 7 по 9 класс.

В дополнительном 10 классе учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем дети отправляются в профессиональный колледж либо продолжают учебу в лицее (lukio), 11–12 классы в нашем привычном понимании.

7 принципов «средней» ступени финского образования:

– Школ

Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой — 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы — государственные, есть десяток частно-государственных. Разница, кроме того, что родители вносят частичную оплату, — в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это своеобразные «педагогические» лаборатории, следующие выбранной педагогике: Монтессори, Френе, Мортана и Вальдорфская школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.

Следуя принципу равенства, в Финляндии существует параллельная система образования «от детских садов до университетов» на шведском языке. Не забыты и интересы саамского народа, на севере страны можно обучаться на родном языке.

До недавнего времени финнам было запрещено выбирать школу, следовало отдавать детей в «ближайшую». Запрет сняли, но большинство родителей так и отдают детей «поближе», ведь все школы одинаково хороши.

– Всех предметов

Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.

– Родителей

Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.

– Учеников

Финны не сортируют учеников на классы по способностям или карьерным предпочтениям.

Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися — самая маленькая в мире.

«Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую по здешним меркам можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось», — делилась впечатлениями русская мама.

– Учителей

Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе: и «физики», и «лирики», и учителя труда.

– Равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка

Финны называют этот принцип «уважительное отношение к ученику». Детям с 1 класса объясняют их права, в том числе и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок — самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем. Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро — помощник, до 5 000 — учитель-предметник).

Кроме самого обучения бесплатны:
– обеды;
– экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность;
– транспорт, который забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух километров;
– учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы и даже ноутбуки-планшетники.

Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены.

Индивидуальность

Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» — более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» — кратко о главном.

На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра дадут уровень выше — не справишься — ничего страшного, снова получишь простое задание.

В финских школах наряду с обычным обучением есть две уникальные разновидности образовательного процесса:

Поддерживающее обучение «слабых» учеников — то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии репетиторство популярности не имеет, школьные учителя добровольно справляются с дополнительной помощью во время урока или после него.

Коррекционное обучение — связано с устойчивыми общими проблемами в усвоении материала, например, из-за непонимания неродного финского языка, на котором ведется обучение, или в связи со сложностями с запоминанием, с математическими навыками, а также с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение проводят в малых группах или индивидуально.

Практичность

Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты — на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.

В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Устройство доменной печи, например, не пригодится, его и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок или изобразить «розу ветров» на данной местности.

Доверие

Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, роно, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.

Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.

Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.

В этом финны тоже видят задачу средней школы — выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится.

Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист — «учитель будущего».

В общем, процесс обучения в финской школе мягкий, деликатный, но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6 класса учитель может найти «окошко» в расписании и посадить его на урок во 2 классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим — час не засчитают. Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке — никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители также не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс.

Оставаться на второй год в Финляндии непозорно, особенно после 9 класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный) 10 класс.

Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному — самостоятельной будущей успешной жизни. Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает — все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, интернетом, калькулятором — привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.

Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне и развить умение постоять за себя.

Учебный процесс в «одинаковых» финских школах, тем не менее, организован очень по-разному.

Когда и сколько учимся?

Учебный год в Финляндии начинается в августе, с 8-го по 16-е, единого дня не существует. А заканчивается в конце мая. В осеннем полугодии имеется 3–4 дня осенних каникул и 2 недели рождественских. Весеннее полугодие включает по неделе февральских — «лыжных» каникул (финские семьи, как правило, отправляются вместе кататься на лыжах) — и пасхальных.

Обучение — пятидневка, только в дневную смену. Пятница — «короткий день».

Чему учимся?

1–2 класс:

Изучаются родной (финский) язык и чтение, математика, природоведение, религия (согласно вероисповеданию) или жизнепонимание (для тех, кого религия не волнует), музыка, ИЗО, труд и физкультура. На одном уроке может изучаться сразу несколько дисциплин.

3–6 класс:

Начинается изучение английского языка. В 4 классе — еще один иностранный язык на выбор: французский, шведский, немецкий или русский. Вводятся дополнительные дисциплины — предметы по выбору, в каждой школе они свои: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение. Почти во всех школах — игра на музыкальных инструментах, за 9 лет обучения дети попробуют все, от дудочки до контрабаса.

В 5 классе добавляется биология, география, физика, химия, история. С 1 по 6 класс обучение ведет один учитель почти по всем предметам. Урок физкультуры — это любая спортивная игра 1–3 раза в неделю, в зависимости от школы. После урока обязателен душ. Литература, в привычном для нас понимании, не изучается, это скорее, чтение.

Учителя-предметники появляются только в 7 классе.

7–9 класс:

Финский язык и литература (чтение, культура края), шведский, английский, математика, биология, география, физика, химия, основы здоровья, религия (жизнепонимание), музыка, ИЗО, физкультура, предметы по выбору и труд, который не разделяется отдельно «для мальчиков» и «для девочек». Все вместе учатся варить супы и вырезать лобзиком. В 9 классе — 2 недели знакомства с «трудовой жизнью». Ребята находят себе любое «рабочее место» и с великим удовольствием отправляются «на работу».

Кому нужны оценки?

В стране принята 10-балльная система, но до 7 класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С 1 по 3 класс отметки в любых вариантах отсутствуют.

Все школы подключены к государственной электронной системе «Wilma», что-то вроде электронного школьного дневника, к которому родители получают личный код доступа. Педагоги выставляют оценки, записывают пропуски, информируют о жизни ребенка в школе; психолог, социальный работник, «учитель будущего», фельдшер тоже оставляют там нужную родителям информацию.

Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят.

Мелочи школьной жизни

  • Территория школ не огорожена, охрана при входе отсутствует. Большинство школ имеет систему автоматического замка на входной двери, попасть в здание можно только согласно расписанию.
  • Дети не обязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться. В некоторых школах классы оборудованы диванчиками, креслами. Помещения младшей школы устланы коврами и ковриками.
  • Форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках.
  • В теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на 10 минут.
  • Домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. И родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн.
  • Обучение «у доски» не применяется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполнение заданий. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе).
  • В тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно. Мало того, и учитель может проверить задание карандашом!

Вот так выглядит финское среднее образование в очень кратком изложении. Может быть, кому-то оно покажется неправильным. Финны не претендуют на идеал и не успокаиваются на достигнутом, даже в самом хорошем можно найти минусы. Они постоянно исследуют, насколько их школьная система соответствует происходящим изменениям в обществе. Например, в данный момент готовятся реформы, предполагающие разделить математику на алгебру и геометрию и увеличить часы преподавания по ним, а также выделить литературу и общественную науку как отдельные предметы.

Однако самое главное финская школа определенно делает. Их дети не вскрикивают по ночам от нервного перенапряжения, не мечтают поскорее вырасти, не испытывают ненависти к школе, не терзают себя и всю семью, готовясь к очередным экзаменам. Спокойные, рассудительные и счастливые, они читают книжки, легко смотрят фильмы без перевода на финский язык, играют в компьютерные игры, гоняют на роликах, великах, байках, сочиняют музыку, театральные пьесы, поют. Они радуются жизни. И между всем этим успевают еще и учиться.

Наталья Киреева, Хельсинки

Обучение в Финляндии основано на принципах равенства и максимального качества, причем и то, и другое действительно соблюдается.

До семи лет финских ребят не учат ни читать, ни считать, чтобы «не портить детство». Всю информацию преподносят в игровой форме. Акцент делается на воспитании сознательной личности: детей учат самостоятельности, уважению, умению общаться с другими людьми, ценить индивидуальность, помогать тем, кому это необходимо.

В 7 лет начинается учёба в средней школе, девятилетнее общее образование в Финляндии обязательно.

Средняя школа в Финляндии

Учиться в государственной школе в Финляндии можно на финском или шведском языках. Исключение — представители небольшой народности саамов в Лапландии, которые могут учиться на своем языке (это гарантировано конституцией). В частных школах преподавание ведется на разных языках, в том числе, на английском, немецком и даже русском.

Найти частную школу с обучением на английском непросто, так как в Финляндии они не распространены. Открыть частную школу очень сложно, для этого требуется согласование на самом высшем уровне — одобрение кабинета министров.

Если частную школу удается открыть, она получает грант, сопоставимый с бюджетом государственной. И здесь начинаются парадоксы скандинавских стран: брать плату за обучение школа не имеет права, отбирать ребят по конкурсу — тоже, но ученикам должны предоставляться все компенсации и льготы, которые доступны в государственных школах. Не удивительно, что частных школ в стране крайне мало, в основном это религиозные школы или школы Вальдорфской педагогики. В них учится около 3% ребят.

А вот в государственных школах дети усиленно изучают иностранные языки. Обычно преподают два языка, помимо финского и шведского. Очень поощряется чтение (Финляндия занимает первое место в мире по количеству издаваемой детской литературы). Телевидение передает иностранные программы на оригинальном языке с субтитрами, поэтому дети читают по-английски, даже когда смотрят телевизор.

В Финляндии образование стремятся сделать максимально доступным для детей из глубинки, чтобы школы в прямом смысле были рядом с домом. В тех частях страны, где это невозможно, до ближайшей школы ходит бесплатный транспорт. Государственные школы не проводят вступительных испытаний, не делят детей на более и менее способных, не предлагают ранней специализации. При этом преподавателей обучают методикам, которые помогают отстающим ребятам справиться со сложностями и успешно усваивать материал.

Помимо этого, в Финляндии, как и в других странах Северной Европы, принято инклюзивное образование — когда дети с ограниченными возможностями учатся вместе с остальными детьми, в обычных, а не специализированных школах.

В области преподавания у педагогов существует определенная свобода. Учителя придерживаются общих планов, но самостоятельно определяют методики преподавания и по своему усмотрению выбирают учебники.

В финских школах принята балльная система оценок от 4 до 10. За экзамены могут поставить дробную оценку, например, 6 1/2 или даже 6+, что символизирует дополнительные четверть балла. Порядок такой: 9 < 9+ < 9 1/2 < 10– < 10.

Старшая школа в Финляндии

В 16 лет финские школьники заканчивают программу общего образования. Они могут перейти в старшие классы школы (lukio), чтобы получить полное среднее образование, либо выбрать профессиональное образование (ammattikoulu). В обоих случаях обучение продлится 3-4 года.

Старшие классы финской школы — это аналог наших гимназий. Отбор в них конкурсный и проводится на основании успеваемости, тестов и собеседования. Туда поступает примерно половина финских детей. Закончив учёбу, ребята получают два документа: сертификат об окончании школы и аттестат зрелости, который выдаётся после сдачи государственных экзаменов (Ylioppilastutkinto).

Эти экзамены были разработаны как вступительные испытания в университет Хельсинки, а потом получили распространение по всей стране. С аттестатом выпускники могут поступать в университет на такие специальности, как юриспруденция, медицина, педагогика, физика, химия, биология, социология, лингвистика и т. п.

В старшей школе математику, второй родной язык и иностранные языки преподают на разных уровнях, и ученик сам выбирает нужный. По математике продвинутый уровень нужен тем, кто собирается поступать на технические или естественнонаучные специальности. Углубленную программу выбирают примерно 20% финских ребят.

После 9 класса ребенок может пойти в профессиональный колледж, окончив который, можно начинать работать или подать документы в университет прикладных наук. Эти правила не жесткие: после техникума иногда можно поступать в исследовательский университет, а после гимназии можно выбрать университет прикладных наук. Можно даже учиться одновременно в двух учебных заведениях разного профиля.

Очень большое внимание в Финляндии уделяется подготовке учителей. Чтобы преподавать в школе, нужно получить профильное высшее образование и затем успешно закончить магистратуру. Педагогика в Финляндии — престижная специальность. Потенциальный учитель должен окончить школу с отличными оценками, убедить приёмную комиссию в том, что педагогика — его призвание, пройти вступительные испытания. Иногда конкурс достигает 10 человек на место. Работа педагогов достойно оплачивается, поэтому в профессию в итоге приходят лучшие из лучших.

Качество среднего образования в Финляндии

Согласно Индексу развития человеческого потенциала ООН (Human Development Index), по уровню образования Финляндия демонстрирует одни из самых лучших результатов в мире. В 2008 году Финляндия набрала 0,093 балла, то есть результат, близкий к идеальному, поделив 1 место в мире с Данией, Австралией и Новой Зеландией. Министр образования Финляндии тогда назвал такой успех заслугой всей системы образования, который во многом был достигнут за счет автономии школ и квалификации педагогов.

Финляндия показала отличные результаты в международном исследовании PISA, которое проводится раз в 3 года. В проекте PISA участвуют школьники из разных стран, они выполняют задания, позволяющие сравнить их знания и, соответственно, эффективность системы образования. Достижения 2003 года, когда школьники Финляндии продемонстрировали лучшее в мире знание физики и химии, лучший балл по чтению и второе место по математике, пока не повторились. Но результаты все равно отличные: в 2012 году Финляндия заняла 6 место в мире по чтению, 5 по физике и химии и 12 по математике.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *