Сита и рама

Оригинальное название: Siya Ke Ram

Количество серий: 304

Жанр: историческая драма

В ролях: Мидиракши Мундле, Ашиш Шарма, Далип Тахил, Даниш Ахтар, Снигдха Аколкар, Узаир Басар

Страна: Индия

Год: 2015-2016

Описание

Индия, около 1,2 млн лет назад. Царство Видеха. Правитель этого царства, Джанака, не имеет детей, о чем переживает вместе с женой. Также в царстве за 12 лет не упало ни капли дождя. Посоветовавшись с гуру, правитель выливает плуг из чистого золота и начинает пахать иссохшую землю. Вскоре Джанака находит в земле корзинку с младенцем. С первым вздохом Ситы на землю проливается дождь…

1 серия

Древняя Индия. У правителя царства Митхила Джанаки и его жены Сунайны нет детей. Они опасаются, что именно это стало причиной страшной засухи в Митхиле, которая длится уже 12 лет. Тем временем в другом царстве Кошала правитель Дашаратха тревожится о судьбе своих четырёх сыновей, которых он отослал на учёбу в ашрам к мудрецу Васиштхе.

2 серия

Царь Джанака находит в толще земли младенца, девочку, и на Митхилу проливается долгожданный дождь. Мудрец Ягьявалкья велит Джанаке принять девочку как благословение небес. Ей дают имя Сита, и она становится дочерью правителя Митхилы. Проходит восемь лет. Правитель Кошалы Дашаратха не в силах дальше выносить разлуку с сыновьями и отправляется в ашрам к мудрецу Васиштхе.

3 серия

Сита с сёстрами разыгрывают для родителей спектакль. Царь Джанака потрясён тем, как Сита исполняет роль Богини. Царь Дашаратха приезжает в ашрам мудреца Васиштхи повидать сыновей…

4 серия

В ашраме гуру Васиштхи Рама демонстрирует исключительное воинское мастерство. Дашаратха потрясён. В Митхиле к царю Джанаке приходит йогини Сулабха. Она чувствует божественную силу Ситы и просит царя дать Сите возможность получить истинное знание…

5 серия

Сита продолжает радовать родителей своей пытливостью и сообразительностью. Единственное, что тревожит любящих родственников, это тяга девочки ко всему, что связано с землёй. Тем временем в Кошале царица Каушалья терзается чувством вины за то, что ради сыновей отказалась от родной дочери…

6 серия

Гуру Васиштха готовит Раму к той ответственности, которую ему предстоит взять на себя в будущем. Тем временем в Митхиле на большом собрании мудрецов махариши Гаутама просит царя Джанаку отдать Ситу к нему в обучение…

7 серия

Отправившись на поиск пропавших коров, Сита оказывается в лесу на окраине Митхилы. Живущий там отшельник рассказывает ей, что здесь живёт Ахилья, жена мудреца Гаутамы, на которую он наслал проклятие…

8 серия

Рама и его братья закончили своё обучение у гуру Васиштхи и направляются домой в Айодхью. Тем временем в Митхиле мудрец Гаутама рассказывает царю Джанаке, как можно снять проклятие с Ахильи…

9 серия

В храме Шивы змея едва не нападает на Шрутакирти, но Сита преклоняет колени перед змеёй, и та уползает, не причинив никому вреда. По дороге в Айодхью Рама знакомится с мудрецом Джабали. Тем временем в Митхилу приходят дурные вести — царю сообщают о возможном военном нападении на страну…

10 серия

После завершения всех необходимых ритуалов Рама и братья прибывают во дворец царя Дашаратхи. Между тем царь Джанака вынужден вступить в войну с Санкасьей, напавшей на Митхилу. Сита просит отправить её на войну…

11 серия

Войско царя Джанаки отправляется на войну с Санкасьей. Тем временем в Айодхье происходит долгожданная встреча Рамы и его братьев с их матерями…

12 серия

Во время традиционной встречи царя Дашаратхи с народом, Рама обращает внимание на признаки социального неравенства. Тем временем в Митхиле Сита успокаивает Шрутакирти и Мандави, которые ждут своего отца с войны и сильно тревожатся о нём…

13 серия

В Митхиле Джанака провозглашает Кушатхваджа правителем Санкасьи. Шрутакирти и Мандави рады возвращению отца, но опечалены тем, что им придётся покинуть Митхилу. Между тем в Айодхье Рама встречается с мудрецом Джабали и делится с ним своими сомнениями…

14 серия

В Айодхье царица Каушалья рассказывает Раме о его сестре Шанте. Тем временем в Митхиле Сита пытается успокоить сестёр, которые наотрез отказываются уезжать в Санкасью…

15 серия

Рама сообщает отцу о своем желании познакомиться с сестрой Шантой. Тем временем в Митхиле Мандави и Шрутакирти, не желая уезжать с родителями в Санкасью, сбегают из дворца…

16 серия

Рама с мамой Каушальей и братьями встречаются с сестрой Шантой. Тем временем в Митхиле царь Джанака уговаривает брата оставить своих дочерей Мандави и Шрутакирти в Митхиле…

17 серия

В ожидании новостей о Шанте Дашаратха рассеян, Кайкеи принимает это за знак того, что махарадж охладел к ней. Тем временем в Митхиле Джанака объявляет приговор царю Судханве…

18 серия

Царь Джанака под влиянием Ситы меняет приговор царю Судханве. Между тем в Айодхье Каушалья рассказывает Дашаратхе о судьбе Шанты.

19 серия

Сита рассказывает Шатанаде, как можно освободить от проклятья его мать Ахилью. Тем временем в Айодхье Кайкеи злится от того, что махарадж Дашаратха всё время проводит с Каушальей. Она чувствует себя покинутой…

20 серия

Служанка Кайкеи Мантхара пытается настроить её против Рамы и царя Дашаратхи. Кайкеи приходит в ярость. Прибывший в Айодхью брат Кайкеи напоминает махараджу об обещании, которое он дал радже Ашвапати. Между тем жители Митхилы напуганы прибытием в город махариши Парашурамы…

21 серия

Парашурама рассказывает царю Джанаке, что будущее Ситы напрямую связано со священным луком Шивы. Кайкеи ссорится с махараджем Дашаратхой из-за его обещания радже Ашвапати. Мудрец Васиштха чувствует, в Айодхье происходит что-то неладное…

22 серия

Сита просит Гарги Вачакнави обучать девочек в школе махариши Ягьявалкьи. Тем временем в Айодхье Кайкеи отсылает сына Бхарату к своему отцу, из-за чего окончательно ссорится с махараджем Дашаратхой. Вместе с Бхаратой уезжает и его брат Шатругхна…

23 серия

Сита просит Гарги Вачакнави обучать девочек в школе махариши Ягьявалкьи. Тем временем в Айодхье Кайкеи отсылает сына Бхарату к своему отцу, из-за чего окончательно ссорится с махараджем Дашаратхой. Вместе с Бхаратой уезжает и его брат Шатругхна…

24 серия

Мудрец Васиштха напоминает махараджу Дашаратхе, что, если тот не выполнит своего обещания сделать Бхарату наследником престола, царство Кошала падет. Между тем в Митхилу прибывает махариши Вишвамитра. Он извещает царя Джанаку, что на Митхилу надвигается опасность — темные силы нападают на мирные земли, грабят и убивают…

25 серия

Прошло восемь лет. В Айодхье праздник — день рождения Рамы. Перед тем как отправиться на пир, Рама просит у отца позволения встретиться с простыми людьми. Тем временем в окрестностях Айодхьи на паломников нападает банда Субаху. Многих убивают, остальных берут в плен…

26 серия

Одному из паломников удается сбежать от разбойников и рассказать обо всём Раме. Махарадж Дашаратха отправляет отряд воинов прогнать варваров. Рама и Лакшмана едет с ними…

27 серия

Рама и Лакшмана проявляют небывалую силу и ловкость в битве против ракшасов — демонов, которые намеревались захватить земли царя Дашаратхи. После триумфального возвращения сыновей, махарадж объявляет, что собирается провести жертвоприношение Ашвамедха Ягью, которое продемонстрирует военную мощь Кошалы и отпугнет любых врагов государства…

28 серия

С тех пор как было объявлено о жертвоприношении, Рама находится в постоянной задумчивости. Он считает подобные традиции ненужной жестокостью. Рама идет за советом к мудрецам…

29 серия

Жертвенный конь царя Дашаратхи уже почти год в пути. Ему осталось пересечь Митхилу и с триумфом вернуться в Айодхью. На границе Митхилы процессию останавливает Сита. Пока воинам Дашаратхи оказывают почести во дворце Джанаки, Сита ухаживает за бедным животным. Между тем в Айодхье разносится слух, что принц Рама собирается изменить одну из важнейших традиций династии Рагху…

30 серия

Рама обращается к Дашаратхе с предложением — при проведении жертвоприношений ни одному живому существу не должен быть причинен вред, жертва должна быть символичной. Народ поддерживает Раму. Царица Кайкеи радуется — если изменили одну традицию, значит это можно сделать и с другими. Между тем в Митхиле Сита зовет сестер в лес посмотреть на золотого оленя…

Сита и Рама: описание 31-60 серий

Сита и Рама: описание 61-90 серий

Сита и Рама: описание 91-120 серий

Сита и Рама: описание 121-150 серий

Сита и Рама: описание 151-180 серий

Сита и Рама: описание 181-210 серий

Сита и Рама: описание 211-240 серий

Сита и Рама: описание 241-270 серий

Сита и Рама: описание 271-304 серий

Читайте на SoapTV.ru

  • Челночницы-2 (Россия, 2018) — описание серий
  • Нейродетектив (США) — описание серий
  • Судебная ошибка (Россия, 2018) — описание серий
  • Балабол-2 (Россия, 2018) — описание серий
  • Морские дьяволы. Рубежи Родины (Россия, 2018) — содержание серий

Я смотрю иногда этот сериал,как красивую сказку,хотя по ходу многое становится понятным из индийских обычаев и традиций.

По мотивам древнеиндийского эпоса Рамаяна.

Сита и Рама.

История любви этой божественной пары – одна из самых великих легенд древнеиндийского эпоса «Рамаяна», она знакома многим поколениям индийцев.

Авторы сериала предлагают по-новому взглянуть на взаимоотношения божественных супругов, на те трудности, через которые им пришлось пройти, прежде чем они смогли быть вместе.

Но главный акцент в этой телевизионной истории сделан на переживаниях Ситы.

Что чувствовала молодая женщина и каких решений требовали от неё суровые жизненные обстоятельства, насколько велики были её любовь и мудрость, чтобы с достоинством пройти все испытания, назначенные ей судьбой.

***

Легенда о любви.

Репортаж Анны Галинской.

В России и Европе «Рамаяну» называют эпосом, а в Индии ‒ священным текстом.

В нем ‒ 24 тысячи двустиший и все, что нужно для понимания мироустройства. Дети «Рамаяну» воспринимают как сказку, взрослые ‒ как руководство к жизни.

Рама и жена его Сита на протяжении столетий ‒ главные нравственные ориентиры.

О них снимают фильмы и сериалы, но впервые эту историю рассказали с точки зрения Ситы.

«Основная сюжетная линия ‒ это история о любви, верности и о таком ключевом для нас понятии как дхарма. Слова Рамаяны впервые мы слышим в детстве, нам читают родители, поэтому у нас почти на генетическом уровне выработалось отношение к семье, к долгу и к любви так, как написано в «Рамаяне”. Это для нас учебник», ‒ рассказывает актриса Мадиракши Мандл.

«Это история, которую хочется изучать. В детстве нам рассказывали с одной стороны, а теперь мы показываем с другой. Очень много разных сюжетных линий, в которых много аспектов, которые можно изучать и повторять бесконечно», ‒ отметил режиссер Никхил Синха.

Постоянное повторение «Рамаяны» ‒ тоже почти священный ритуал в Индии. О Раме вспоминают ежедневно. Есть и свой праздник у него ‒ День явления, который отмечают весной.

Махатма Ганди почитал Раму как любимого и главного бога. Перед смертью он вспомнил именно его.

«В январе 1948 года Ганди убили. В него выстрелил из пистолета один дядечка. И Ганди перед смертью ‒ последние его слова были: «Хей, Рама», они даже на могильной его плите написаны.

«Хей, Рама» ‒ это как если бы русский человек воскликнул бы: «О, Боже»», ‒ пояснил индолог, доктор философских наук Сергей Серебряный.

Рамаян существует множество, и нет какого-то канонического варианта. Найдено несколько тысяч рукописей, и в них есть разночтения. Только основная сюжетная линия неизменна.

«В Индии это очень просто, когда ты настолько праведен и отлично выполняешь свою карму, что становишься нравственным ориентиром, ты можешь быть воспринят как воплощение бога, потому что в тебе явно есть что-то божественное», ‒ объясняет кандидат искусствоведения Евгения Карлова.

«Кожа Рамы была не белая и не розовая, но была как небо с водой. Потому что надо на это смотреть как индус. — директор культурного центра им. Джавахарлала Неру г-н Джейсундар.

В сериале «Рама и Сита» образ бога приблизили к человеческому.

Никакой голубой кожи. Из атрибутов бога ‒ только лук.

Актер Ашиш Шарма несколько месяцев готовился к съемкам: учился верховой езде, стрельбе, отрастил длинные волосы, чтобы не надевать парик.

«В отличие от многих религий, к вопросу о божественности Рамы относятся по-разному.

Одни считают, что Рама ‒ это воплощение бога Вишну, другие ‒ что сам Рама ‒ высший бог.

В сериале все это здорово показано и то, как Рама победил Равану, злого демона с десятью головами, освободил от него мир», ‒ рассказывает актер Ашиш Шарма.

На протяжении всей истории Рама, Сита и их приближенные, попадая во всевозможные приключения и встречая самых разных людей, постоянно совершают нравственный выбор. Эту сагу уже показали в разных странах: от Тайланда до Великобритании. Сериал снимали на самой большой киностудии в мире «Рамоджи». В итоге получилось 304 серии мудрости богов.

источник

Мадиракши Мандл индийская актриса

Полное имя:

Мадиракши Мандл / Madirakshi Mundle

Дата рождения: 1995 год

Место рождения: Бхопал, штат Мадхья-Прадеш, Индия

Семейное положение: замужем

Биография Мадиракши Мандл

Индийская актриса Мадиракши Мандл родилась в Бхопале. Она является новым лицом в индийской киноиндустрии. Дебютировала на большом экране в 2014 году. Мадиракши сыграла роль Амриты в фильме «Ori Devudoy», который не стал успешным в кинопрокате.

Но в 2015 году актрисе предложили сыграть роль Ситы в сериале «Сита и Рама».

Этот сериал стал очень популярным среди зрителей, а Мадиракши Мандл он принес славу и признание.

Мадиракши замужем, но свадьба девушки не афишировалась, поэтому о новоиспеченном муже актрисы почти ничего не известно. В некоторых источниках указано, что муж Мадиракши — креативный директор спортивного канала.

В свободное от работы время актриса любит слушать песни, смотреть фильмы и заниматься тем, что делает ее счастливой. Картик Джайрам, который играет Равана в сериале «Сита и Рама» является близким другом Мадиракши. Известно, что девушка очень боится насекомых.

Ее любимый актер — Салман Кхан, актриса — Мадхури Дикшит.

перевод: ViraZ

источник

Ашиш Шарма ( Ashish Sharma ) родился 30 августа 1984 г. Рост: 183см. Женат биография

Ашиш Шарма не привередлив. Индийскому актеру не важно, где сниматься – в телевизионном проекте или в полнометражном кино. Главное, чтобы роль оказалась значимой, обещающей творческий рост и открывающей новые секреты актерской профессии. Фильмов с его участием пока немного, однако образы все как на подбор — яркие, сложные, колоритные.

Детство и юность

Актер родился в старинном городке Джайпур 30 августа 1984 года. Родители воспитывали еще одного сына, который старше Ашиша и в будущем оказался далеким от творчества — избрал профессию программиста.

Актер Ашиш Шарма

Среднее образование мальчик получал в престижной международной школе Индии. Об актерстве и не помышлял, хотя талант к лицедейству проснулся уже в раннем детстве. Ашиш играл в театре, а также в уличных постановках.

После школы решил связать жизнь с модой, мечтал стать дизайнером одежды.

Легко поступил в Национальный институт технологии моды, который окончил со степенью бакалавра. Однако вскоре надумал связать жизнь с кино и отправился в Мумбаи, где влился в ряды студентов актерской школы, основанной знаменитым Анупамом Кхером

(…)

Настоящая популярность пришла к актеру в 2012 году, когда в сериале «Любовь подобна Богу» (другой вариант перевода — «Проклятая любовь») примерил сразу три образа. Параллельно снимался в многосерийном телефильме, вышедшем на экраны год спустя. Красивая, наполненная цветами и любовными коллизиями лента «Цвета страсти» прославила Ашиша Шарму не только на родине. Известность распространилась далеко за пределы Индии.

«Считаю, что мифологические и исторические составляющие новых теленовелл будут иметь успех у широкой аудитории, особенно в Индии.

Наследие вековой культуры и философии дает мощный отпечаток на современное общество», — отметил Ашиш.

(…)

Ашиш Шарма иногда выступает продюсером телепроектов.

А еще талантливый молодой человек увлекается танцами.

В 2014 году завоевал первое место в популярном танцевальном шоу «Jhalak Dikhhlia Jaa».

Шарма – в Индии очень распространенная фамилия.

Кстати, до сих пор по фамилии легко определить, к какой касте относится человек.

Люди из семьи Шарма исторически принадлежали к сословию брахманов, члены которого обычно служили жрецами, учителями, монахами и чиновниками.

Стройного высокого актера (при росте 183 см Шарма весит 75 кг) поклонницы находят весьма привлекательным.

В 2015 году мужчина оказался на 14 месте в ТОПе красивейших азиатских звезд кино.

Далее фото из сериала «Сита и Рама»

СИТА и РАМА

Давным-давно в Индии жил могущественный царь — раджа. Он правил богатым и сильным государством, столицей которого был город Айодхья. У царя было несколько жен и несколько сыновей. Самого старшего сына звали Рама, одного из младших — Лакшмана.

Братья очень любили друг друга.

Случилось однажды Раме быть в столице соседнего государства. Проезжая мимо дворца тамошнего раджи, он увидел в одном из окон девушку необычайной красоты.

— Кто это? — спросил Рама торговок, которые сидели у дворцовых ворот.

— Это Сита, дочь нашего правителя! — ответили те.

Рама повернул коня, чтобы еще раз взглянуть на девушку, но, когда снова очутился под окном, оно уже было плотно закрыто.

Вернувшись в Айодхью, он рассказал об этой встрече брату.

На том и сошлись.

И вот вскоре отец Ситы решил, что настало время выдавать дочь замуж.

А в те далекие времена в Индии был обычай — сваямвар, по которому, для того чтобы невеста могла выбрать себе жениха, в ее честь назначались состязания. На них съезжались юноши, они соревновались в стрельбе из лука, в борьбе, в метании копья. Победителю, если, конечно, он был ей по душе, невеста надевала на шею венок -это был знак: она согласна стать его женой.

Как только эта весть достигла Айодхьи, Рама и Лакшмана стали собираться в путь. В назначенный день рано утром они уже въезжали на колесницах в город, где жила Сита. Здесь все кипело: повсюду развевались пестрые флаги, играла музыка, над очагами, где разогревались кушанья, вились сладкие дымки. По улицам то и дело катили украшенные цветами колесницы. С главной площади доносился нетерпеливый гул толпы.

— Как бы нам не опоздать! Поторопим коней! — крикнул Лакшмана.

Они въехали на городскую площадь. Тут все уже было готово к состязанию: в беседке, украшенной цветами, сидели Сита и ее отец, напротив них стояли кучкой приехавшие со всех концов Индии женихи. Толпа запрудила окрестные улицы.

Загремели и смолкли барабаны. Царь встал и сделал знак, требуя тишины.

— Много лет тому назад, — начал он, — за совершенный в честь богов подвиг один из моих предков получил в подарок от всесильного бога Шивы лук. Он был столь тяжел и крепок, что никто никогда не мог ни поднять, ни натянуть его. Сегодня этот лук будет вынесен на площадь. Тот, кто сможет согнуть его, станет мужем моей дочери. Я сказал!

С этими словами царь кивнул слугам. Те бросились во дворец и вскоре вернулись, сгибаясь под тяжестью необычной ноши. Увидев, сколь велик лук и как толста его тетива, некоторые женихи приуныли.

Слуги с трудом дотащили лук до середины площади, положили на землю и удалились.

И тогда к нему один за другим стали подходить женихи.

Сначала силу пробовали самые молодые. Они смело приближались к луку, брались за него, напрягали мышцы, пот струился по их лицам, но никто не смог даже на палец оторвать древко от земли.

Затем выступили женихи постарше. Это были настоящие богатыри. Они неторопливо выходили на середину площади, гордясь своим ростом, силой рук и прежними подвигами. Некоторым из них удавалось чуть-чуть приподнять конец древка и даже ухватиться за тетиву, но… лук снова падал, а тетива оставалась недвижимой.

И вдруг в толпе раздался ропот.

Из шеренги женихов вышел чернобородый воин. Его глаза горели жестоким огнем. Он подошел к луку и без видимого усилия приподнял его с земли. Все ахнули, царь привстал с сиденья, а Сита почувствовала, как страх проникает в ее сердце.

— Кто это? — спрашивали друг у друга жители города.

Воин упер конец лука в землю, ухватился одной рукой за древко, ладонь другой наложил на тетиву. Толстые кривые пальцы впились в нее, мышцы рук напряглись и стали похожи на камни. Тетива начала медленно оттягиваться.

Среди женихов послышались горестные крики.

— Уж не сам ли это Равана-непобедимый? — заговорили в толпе.

Богатырь напряг все силы. Жилы на его лбу вздулись, концы лука начали сближаться. Но… раздался звон, подобный звону сабли, тетива вырвалась из рук, лук распрямился и упал на землю.

И тогда богатырь издал ужасный рев. Он топал ногами и ревел, как раненый слон. Глаза его налились кровью, облик, до того четкий и ясный, стал зыбким. Тело потеряло прежние очертания, вместо одной головы выросли десять, а две руки превратились в двадцать.

— Горе, горе нам! Это и верно Равана, царь ракшасов, демон среди демонов, владыка бродящих ночью, воин, не знающий жалости! — закричали в толпе.

Не успела испуганная Сита разглядеть того, кто чуть было не стал ее мужем, как ракшас поднялся в воздух и исчез, как исчезает столб пыли, развеянный ветром.

И тогда на площадь вышел Рама. Он подошел к луку, медленно поднял его и, разведя могучие плечи, стал натягивать тетиву. Черное, блестящее, тяжелое дерево уступало сильным рукам — тетива все дальше отдалялась от древка, и наконец лук не выдержал: раздался треск, похожий на удар грома, крыши домов задрожали — лук разлетелся пополам.

Крики радости переполнили площадь.

— Он победил! Слава царевичу из Айодхьи! — кричала толпа.

Царь встал, поднял в приветствии руки, а Сита вышла из беседки, приблизилась к Раме и, потупя глаза, надела на его шею венок.

Сыграли свадьбу. Рама вернулся во дворец отца и стал помогать ему править.

Вместе с ним в Айодхью приехала Сита.

Russian

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Любовь, превосходящая даже смерть (история Ситы и Рамы)

Это история, произошедшая в другую эпоху с Господом Рамачандрой и Его супругой Ситой Деви. Рамачандра вместе с Ситой странствовали по лесам Индии. Они прибыли в прекрасное место, известное как Навадвипа, и Сита сказала, что хотя Она никогда не была здесь прежде, это место кажется Ей знакомым. Тогда Рама ответил, что это место особенное и необычайно дорого для Него, так как с ним связаны Его самые сокровенные переживания. Сита попросила поведать Ей эту историю, и Рамачандра показал Ей будущее, когда Они снова явятся вместе, как супруги, так как связаны навечно.

Затем Рамачандра рассказал Ей, что в этой жизни Сита будет похищена великим демоном Раваной, а Он, Господь Рамачандра, посвятит всю Свою жизнь, чтобы найти Ее. Но даже когда Он найдет Ее, то будет вынужден от Нее отказаться. Чем заканчивается Рама-лила? Рамачандра находит и освобождает Ситу, но Их счастье длится совсем недолго.

Однажды Рамачандра надел одежды простого человека и отправился посмотреть, как живет Его народ. Так случилось, что Он оказался в самом бедном районе и случайно услышал, как пьяный шудра ругает свою жену блудницу: «Где ты была? С кем ты была? Я же не царь Рамачандра, чтобы принимать свою жену домой после того, как она побывала в плену у демонов. Я накажу тебя». Когда Рама услышал эти слова, Он понял, что хотя этот человек неправ, обвиняя Ситу, но Он, как царь, обязан быть праведным и справедливым.

После этого совершается огненное жертвоприношение, ягья, во время которой Сита входит в огонь, чтобы подтвердить Свою чистоту и непорочность. Все убеждаются в Ее целомудрии, но, тем не менее, царь отправляет Ее в изгнание в лес, так как Он должен соблюдать Свой долг. Поскольку есть люди, сомневающиеся в непорочности Ситы, Он должен следовать закону и наказать Ее. Это великая трагедия. Он отправляет беременную Ситу в изгнание, и там Она встречает мудреца Валмики Муни, который дает Ей приют в своем ашраме. Там у Нее рождаются двое сыновей — Лав и Куш, и Она всю жизнь воспитывает их, воспевая и прославляя царя Рамачандру. Таким образом, они становятся величайшими певцами «Рамаяны», даже не зная, что их мать — Сита.

Возмужав, юноши направляются в Айодхью, чтобы встретиться с царем Рамой. В это время Рамачандра пребывал в глубочайшем унынии и скорби, так как смысл Его жизни был утрачен. Было необходимо провести огненное жертвоприношение, но царь мог провести его только вместе со Своей супругой. Тогда Рама попросил сделать золотое изваяние (мурти) Ситы, а во время жертвоприношения изваяние ожило и произнесло: «Я та Сита, о которой Ты скорбел». Однако Рамачандра понимает, что эта Сита — не Его возлюбленная, о которой Он тосковал. Эта Сита была лишь неким подобием подлинной Ситы, которую Он отправил в изгнание и о которой грустит, изнывая, Его сердце.

В это время царя извещают о том, что есть два юноши, которые являются лучшими певцами «Рамаяны», и что их переживания смогут помочь Ему. Рамачандра был поражен глубиной услышанного и хотел отблагодарить чудесных певцов «Рамаяны». Они попросили увидеть Ситу, но царь, схватившись за голову, ответил, что Он прогнал Ее. Тогда юноши прокляли царя за Его тщеславие, жестокость и бессердечность и ушли в негодовании из-за того, что всю жизнь они прославляли тирана и последователя пустых религиозных законов.

Рамачандра показал эту картину грядущего будущего Своей возлюбленной Сите и Она была поражена тем, что узнала. Рама сказал, что, расставшись с Ней, Он сделает Ее золотое изваяние, и до конца жизни будет поклоняться ему и умрет от чувства глубокой разлуки.

Шрила Шридхар Махарадж обнаружил в «Рамаяне» удивительно прекрасный стих, который имеет несколько градаций. Одно прочтение стиха — праведный царь Рамачандра, который ради блага окружающих уходит в лес и наказывает благочестивую супругу, другое — это Господь Чайтанья, который ради блага всех живых существ приходит в лес материального существования и божественной любовью освобождает всех.

Затем Рамачандра показывает Сите будущее, когда Он явится как Махапрабху, а Она станет Его супругой, и Они поменяются ролями. Однажды Он примет отречение и навсегда уйдет из дому, а Она вечно будет поклоняться Его изваянию, как Рамачандра поклонялся золотому изваянию Ситы. Потом Вишнуприя умрет, но Ее смерть не будет похожа на смерть обычных людей этого мира, так как смерть в разлуке оживляет. Тот, кто умирает от разлуки к Кришне, — как Билвамангал Тхакур, — рождается для Него, и наоборот, тот, кто стремится обрести Кришну, — удаляется от Него. Такова Его божественная природа.

Текст составлен на основе транскрипции,
сделанной Анамикой Деви Даси
Редакторы: Лила Сундари Деви Даси, Традиш Дас

Код для вставки
Как смотреть .flv файлы: справка

Russian

Сцена первая

(Дворец Раваны. Армия ракшасов разбита. В живых остался только сам Равана. Рама врывается во дворец и лицом к лицу сталкивается с врагом для последней битвы.)

Равана: (сквозь зубы) Что ж, ты пришел… Сразиться нам придется, и ты погибнешь, жалкий человек!

Рама: Да, я пришел! Смотри же на меня! Я смерть твоя в обличье человека! Готов ли ты пред нею отвечать?

Равана: Готов всегда! (поднимает оружие) Сейчас мы эту смерть научим умирать!

Рама: Но перед тем как наказать тебя, я шанс хочу последний дать! Верни жену мою! Я отпущу тебя! Лишь Ситу мне верни…

Рама: (в тон Раване) Лишь только низкий, подлый негодяй от трусости не может благородство отличить! Я шанс тебе давал…

Равана: (в гневе) Ты Ситу не получишь! Она моя!!! (бросается на Раму, начинается битва)

(Занавес закрывается, скрывая от зрителей сражение. Слышны звуки битвы, а затем крик и предсмертный стон Раваны.)

Сцена вторая

(На сцене Рама, поверженный Равана. Рама стоит над врагом с опущенной головой. Видно, что его одолевают тяжелые мысли. Выбегают Лакшман и Хануман.)

Лакшман: (задыхаясь) Богам вся слава! Рама жив! А мы, услышав звуки битвы, сюда бежали! Опоздать боялись…

Хануман: Ну, как же! Я вот не боялся… Неужто Рама наш не смог бы победить какого-то там ракшаса простого? Мы только помешались бы Ему! (деловито по-обезьяньи ходит по сцене) И где же труп?

Рама: (грустно) Да, негодяй сражен! Вот тело Раваны, царя ракшАсов! (указывает на побежденного врага)

Лакшман: (радостно) Прекрасно! Где же Сита?! Ее нам надо побыстрей найти, чтобы у брата на лице зажглась улыбка радости опять!

Хануман: Бежим! Бежим! Я знаю, где она! Ведь я бывал здесь раньше! (Лакшман и Хануман собираются бежать за Ситой, но Рама останавливает их)

Рама: (решительно) Постойте! Поднимайте войско, мы возвращаемся домой!

Лакшман: (удивленно) А как же Сита?

Рама: Мне Сита больше не нужна…

Хануман: Что?!

Лакшман: Что слышу я?! О брат, в своем ли ты уме?! Иль этот демон (показывает на мертвого Равану) перед смертью проклятье наложил на разум твой?

Лакшман: Но почему?!

Рама: Таков мой долг. Она жила с другим…

Лакшман: Но поневоле!..

Рама: …И женщина, что в доме у чужого жила хоть день, не может больше к мужу подходить! Я ухожу и с войском возвращаюсь… О Сите позаботьтесь вы… (Рама уходит. Появляется встревоженная Сита, видит Ханумана и Лакшмана)

Лакшман: (отводя взгляд) Он жив…

Сита: Так что же ты не смотришь мне в глаза?!

Лакшман: Он жив, но, видно, такова судьба…

Хануман: (встрепенувшись. Все это время он неподвижно стоял на сцене) Молчи! Судьбу такую я терпеть не в силах! Что за дела?! Как можно так? Нет, я не в силах это видеть! И слышать тоже! (убегает)

Сита: (удивленно) Что это с Хануманом?

Лакшман: Как я хотел бы убежать за ним! Что делать мне? Неужто злую весть один лишь Лакшман может принести?

Сита: О чем ты, друг? Ведь Рама жив! Ты сам об этом только что сказал!.. Быть может, ранен он? Быть может, сильно?

Лакшман: Нет, здоров…

Лакшман: Постой! Мой брат просил сказать тебе…

Сита: Так что же ты молчишь?

Лакшман: (опуская голову, тихо) Ты больше не жена ему…

Лакшман: Увы… Сними проклятье! Твой слух не обманул тебя…

Сита: Но как же так? Но почему?! Я так ждала… О нет! Неужто встретил он другую?!

Лакшман: (торопливо) Нет! Нет! И в сердце у него — лишь ты одна! Но… Но…

Лакшман: Ты под опекою мужчины… чужого… время провела…

Сита: Но я была в плену!

Лакшман: (словно не слыша) …А Рама — царь, он образец всему. Принять тебя не может он обратно… Ты не чиста…

(Сита и Лакшман после этих слов неподвижно застывают на сцене. Занавес закрывается.)

Сцена третья

(Боевой лагерь Рамы, трубят трубы, войско собирается в поход, готовясь к возвращению в Айодхью, столицу царства Рамы. Рама рассеяно бродит по сцене, автоматически отдавая приказы.)

Хануман: (демонстративно не замечая Раму, ходит по сцене, заглядывая во все углы, и под все попадающиеся предметы) Куда же наш герой запропастился?..

Рама: Ты что-то ищешь?

Хануман: Да вот, героя нашего ищу! Пропал куда-то, видно, Рама наш…

Рама: Зачем же ты под лист дорожный смотришь, да под кустом, да под корягой?

Хануман: Так в наше время измельчали ведь герои! У них теперь считается достойным невинных жен бросать на произвол судьбы!

Рама: О Хануман! Зачем еще ударить в сердце хочешь? Оно и так разбито! Что я могу? Я царь! Я связан долгом!

Хануман: На месте на твоем, я б этот долг!..

Рама: О как бы я хотел сейчас с тобой местами поменяться! Но, видно, такова судьба моя: всю жизнь в пустом дворце, на одиноком ложе по Сите тосковать… Коль в долге царь небрежен будет, какой же подданный его обязанность свою прилежно будет исполнять? Отвергнуть Ситу…

Рама: Я знаю…

Хануман: В чем же дело?!

Рама: В том, что знаю только я! Что будут говорить другие?

Хануман: Я их!..

Рама: Даже и не думай! Иначе половину царства истребишь…

Хануман: (задумавшись) Но если все узнают, что она чиста?..

Рама: Но как?

Хануман: Я слышал от почтенных мудрецов одну историю, преданье… В одном лесу две птицы жили. Самец и самка — добрая чета. Самец любил сидеть на хижинах лесных, где мудрецы аскезе предавались. И потому он знал людской закон. Себя же чтил за мудреца средь птиц. Однажды его верная супруга в лесу с дороги сбилась и блуждала ночь. Под утро только к дому возвратилась… Ее сурово встретил злой супруг, и не пустил в гнездо, сказав: «Где ночь ты провела, не знаю, но больше мне ты не жена! Лети туда, где ночь была!» И самка с удивлением спросила: «Что это вдруг с тобой? Ведь мы же птицы! Зачем людской закон в наш род ты пригласил?» На что самец уверенно ответил: «Хоть я и птица, да не лыком шита! Я птица мудрецов и не пристало мне, как птахе глупой щебетать впустую! Отныне я живу по правилам людским, что мудрецы прилежно записали!.. Отныне ты свободна! Уходи!» И с горьким плачем самка вдруг упала от слов жестоких… Бедняжки стоны услыхав, из хижины лесной мудрец немедля вышел. Поднял он птицу: «Что ты плачешь?» Она в ответ: «Супруг отверг меня!» Взглянул мудрец в гнездо: «Что это за дела?» Ему самец ответил: «Она всю ночь летала где-то! Откуда знаю, где она была? Моя жена мне больше не жена!» Задумался мудрец и про себя сказал: «Так мудрость, что прошла сквозь голову глупца, пред нами предстает в уродливом обличье!» И к птице обратился: «Но у людей есть и другой закон. Пусть сквозь огонь пройдет твоя жена: она чиста, коль жизнь ее не тронет пламя!» И тут же самка бросилась в огонь, что разводил для жертвенных даров мудрец у хижины своей…

Рама: (перебивая) Я понял! Спасибо, друг, за долгий твой рассказ… Ты жизнь мою вернул, надежду в сердце поселив! Пусть волю слышат все мою: сквозь жертвенный огонь должна пройти супруга! Я знаю, что она чиста, но так увидят все… Не будет в царстве лживых кривотолков! О Хануман! Ты волю объяви! А я пойду у мудрецов просить совета… (Рама уходит, Хануман убегает.)

Сцена четвертая

(Занавес открывается. На сцене Сита и Лакшман в позе, в которой они застыли в конце второй сцены. Вбегает Хануман.)

Хануман: Очнитесь! Я весть вам добрую принес…

Сита: Одна лишь весть звенит в моих ушах… И жизнь ушла из тела моего. Зачем оно мне, если мой супруг отверг его?

Хануман: Но Рама передумал!..

Сита: Быть этого не может… Мой супруг от слова своего не отступил ни разу… Зачем, мой друг, ты ложную надежду внести желаешь в сердце мертвое мое?

Хануман: Но я не лгу!

Лакшман: (с надеждой) О Хануман! Скажи нам поскорей, что там случилось?

Хануман: Царь Рама повелел, чтобы его супруга вошла в огонь…

Лакшман: (возмущенно) И это доброй вестью ты зовешь?

Сита: О Лакшман, не шуми! Я буду рада исполнить сей приказ! Уж лучше пусть огонь сожжет меня снаружи! Быть может, он сольется с пламенем внутри, и легче будет мне! Как жжет меня сердечная тоска!.. Быстрей! Быстрей! В огонь!..

Хануман: О госпожа моя! Позвольте мне сказать всю новость до конца! Костер не погребальный вам готовят! Огонь священный, жертвенный огонь, что мудрецы со всем стараньем и умением зажгут…

Лакшман: Зачем?

Хануман: …Когда же госпожа моя сквозь пламя невредимая пройдет, то злые языки не в силах будут покинуть злые рты! А коль покинут, я их лично вырву!

Лакшман: Какая глупость! (смущаясь) Не то, что рада Сита, конечно… А то, что эта глупая проверка… Какой же негодяй осмелится сомнение посеять и усомниться сам в безгрешности своей царицы?! Я для глупца такого сам лично меч из ножен выну!..

Хануман: Ага! Я тоже Раме это предлагал… Не хочет! Всех подданных своих он любит, что честных, что умом убогих!

Сцена пятая

(На одной стороне сцены стоит Рама и внимательно смотрит, как мудрец готовит жертвенный огонь. С другой стороны сцены появляется Сита со спутниками. Между Рамой и Ситой посреди сцены горит костер).

Рама: (увидев Ситу и бросаясь к ней) О Сита!..

Мудрец: (останавливая Раму и отводя его назад) Еще не время!

Сита: (тоже бросаясь вперед) Мой господин!..

Лакшман: (останавливая) Еще не время!

Мудрец: (через какое-то время) О царь, теперь готово все! Огонь священный ждет! Нечистого огонь не пропускает…

Рама: Пусть слышат все!..

Мудрец: (в зал, громко) О люди, ванары и все другие! Сейчас на жертвенной арене в огонь войдет прекрасная царевна! И языки священного огня не в силах будут невиновного объять! Но коль царевна не чиста…

Хануман: (перебивая, без уважения) Ты лучше б помолчал! А то, глядишь, мы и тебя проверим, в огне часок-другой случайно подержав!

Лакшман: (локтем пихая Ханумана, тихо) Ты что?! Ведь это брахман!..

Хануман: Какой же брахман? Сапожник он, не брахман, раз в чистоте божественной посмел засомневаться!

Сита: Нет мочи больше ждать! (все замолкают, поворачиваются в сторону Ситы, неподвижно смотрят на нее) О Рама! Рама! Весь этот мир огню подобен, когда тебя нет рядом! Так что же мне какой-то маленький костер! О Рама, я иду! (Сита входит в огонь).

Рама: (в тревоге бросается к самому огню) О Сита! Жизнь моя!..

Лакшман: (с удивлением) Что это было? Она на миг исчезла! Казалось, что в огне пропала Сита, но вот опять ее я вижу!

Сита: (выходя из пламени в объятия Рамы) Мой Господин! Моя душа вернулась в тело, когда ко мне ты прикоснулся вновь!

Рама: (не в силах говорить) О, Сита!..

Сита: Все эти годы я жила лишь этим мигом! Я думала о встрече! Лишь мысль о ней не позволяла мне расстаться с телом!

Рама: О Сита…

Сита: Мой супруг! Сожми в объятьях крепче! Я твоя! Мы были как одно, но разделили нас! Теперь же половинки тела одного соединились вновь!..

Рама: О Сита…

Сита: Господин!..

Рама: О Сита!

Сита: Рама! (не в силах произнести что-то другое, влюбленные повторяют имена друг друга. Лакшман и Хануман закрывают занавес).

Хануман: (в зал) Нечего подглядывать!..

Сцена шестая

(Айодхья. Дворец Рамы. Сита и Рама расположились на ложе. Рама рассказывает о своих приключениях.)

Рама: …И вот чудовище во всей красе предстало! Огромное! Без тела и без ног! Одна лишь голова и руки! Оно схватило нас! И было радо!..

Сита: Ой, страшно!

Рама: Не бойся! Чудищу победу праздновать не стоило так рано! Как только собралось оно нас проглотить, ему я изловчился руки отрубить, но стоило нам в сердце поразить чудовище ужасное, случилось…

Сита: (в нетерпении) Что?!

Рама: Оно вдруг обратилось в юношу небесной красоты! Он рассказал нам, что из-за проклятья в ужасном теле жил немало лет. Теперь же стал свободен! Свою историю поведав, он прямо на глазах вознесся в небо!..

Сита: (восхищенно) Как удивительно!.. Какое наслажденье из уст любимых слышать истории о подвигах чудесных… Который месяц день за днем мой Господин рассказами своими мой ум приводит в трепет небывалый! Так хорошо!

Рама: Еще немало историй ждет тебя! А что забуду, Хануман напомнит. И Лакшман… Я думаю, еще не раз придется сердцу твоему забиться, словно птице в клетке!..

Сита: О да! Но хочется и мне заставить сердце учащенно биться в тревоге сладкой… Но не свое…

Рама: (удивленно) Мое? (смеясь) И чем же хочешь ты смутить суровый ум воинственного Рамы? Ведь сердце воина не бьется просто так! Так как же ты его заставишь трепетать?..

Сита: (игриво) А я смогу!

Рама: (продолжая смеяться) Ну что ж, попробуй!..

Сита: (обиженно) Ах так! (в шутливой обиде отворачивается от Рамы) Не буду больше говорить!..

Рама: Ну вот, обиделась! (притягивает к себе и поворачивает) Ну, успокойся… (гладит по голове)

Сита: (продолжая дуться) И вовсе не от сладкого! Да я вообще пирожных не ем! Почти… Ну, разве что немного…

Рама: (продолжая дразнить Ситу) Ага! За завтраком, обедом, по ночам…

Сита: Ну все! (вырывается и пересаживается на другой конец царского ложа) Мой Господин меня совсем не любит!

Рама: (удивленно) А этот глупый вывод сделан из чего? (быстро подсаживается к Сите и обнимает ее за талию) А кто это недавно меня хотел словами поразить?.. И прямо в сердце! Ну, я жду!..

Рама: (начиная догадываться) Постой! Постой!.. Неужто правда?! О сердце, подожди! Куда ты из груди собралось убежать?!

Сита: …Да, не от сладостей, а от любви!.. Во мне наследник твой!

Рама: О Сита!!!

Сита: (игриво) Ну, как? Неужто сердце воина заставила дрожать лишь женщина простая?

Рама: Оно давно твое! Ты можешь с ним, что хочешь, сотворить. Нет в сердце Рамы больше никого! Лишь Сита! Сита! Сита…

(раздается стук в дверь)

Рама: (недовольно) Кто там?!

Лакшман: (входя) О брат, прости, но ты просил напомнить, что мы сегодня…

Рама: Ах, да! (Сите) Долг вновь зовет меня!

Сита: (обиженно) Ну вот! Как тяжело женою быть царя! Ни дня покоя! Куда на этот раз соперник-долг украсть собрался Господина моего?..

Рама: На этот день назначен у меня поход в Айодхью под чужой личиной. Царь должен знать, что думают о нем. И правду знать! Не только слушать льстивые доклады придворных ловкачей! Как можно управлять народом, не зная ничего о нем?

Лакшман: Я готов! А утром принесу доклад исправный…

Рама: (перебивая Лакшмана, Сите) Не бойся, милая, я быстро! Вернусь я скоро, не скучай!

Сита: (грустно) Что ж, видно у меня судьба такая: все время с дорогим супругом расставаться! Одно лишь утешает, что в этот раз разлука будет не на долго, и вскоре, час всего спустя, я снова обниму любимого супруга…

(Рама и Лакшман переодеваются в нищих странников и выходят из дворца)

Сита: (задумчиво продолжая) Вот только страшно мне, что этот час вдруг в вечность превратится…

Сцена седьмая

(Переодетые Рама и Лакшман бродят по Айодхье, прислушиваясь к разговорам в общественных местах.)

Лакшман: (останавливая случайного прохожего) Послушай, господин…

Прохожий: Да, добрый странник?

Прохожий: (радостно) Вам очень повезло! Удачу вашу вы не в силах и представить! Судьба вас привела в Айодхью, славный город Рамы!.. Неужто вы не слышали о Нем?..

Лакшман: (довольный) Да, что-то слышали, но как-то смутно… Хороший царь?

Лакшман: Спасибо, добрый человек! Тебя послушав, мы останемся, наверно… (прохожий удаляется)

Лакшман: Пойдем…

(Они идут по Айодхье, намереваясь вернуться во дворец. Но тут, проходя рядом с небольшой хижиной, они слышат плач и ругань. Рама останавливается, а потом подходит ближе.)

Мужчина: Зачем вернулась ты?

Женщина: Но я жена твоя!

Мужчина: Была! Вчера еще. Сейчас же — нет. Распутница мне в доме не нужна! Иди туда, где ночь ты провела!

Женщина: Но я всего лишь…

Женщина: Но наш правитель, Рама, образец всему! И Он… Его жена не день, а много лет, была в руках чужих, но принял Он ее назад!

Мужчина: (насмешливо) Такой пример наш Рама показал! Теперь блудницы будут тыкать в нос Его поступком, а мужьям придется лишь терпеть! Но я тебе не Рама, так что уходи!..

(Мужчина захлопывает дверь, а женщина, плача, уходит. Рама и Лакшман некоторое время молчат.)

Лакшман: (порывается кинуться в дом мужчины) Я накажу его!

Лакшман: (непонимающе) О брат, о чем ты?

Рама: Не важно то, что чувствует правитель, когда он должен соблюдать закон! Лишь долгом царь живет, лишь долг — его обитель, а собственная боль…

Лакшман: Меня пугаешь ты! О чем ты говоришь?

Рама: Пример для всех — царя поступок. Царь безупречен должен быть. Мой долг — отвергнуть Ситу…

Лакшман: Что, опять?!

Рама: О друг, твоя издевка здесь совсем не к месту…

Лакшман: Издевка? Я в отчаянье, о брат!

Сцена восьмая

(Айодхья. Дворец Рамы. Лакшман входит в покои Ситы.)

(Лакшман подходит ближе, и теперь Сита видит свою ошибку)

Сита: (смущенно) Ой, Лакшман!.. (встревожено) Что случилось? Где Рама?! (Лакшман подходит еще ближе)

Сита: (всматриваясь в лицо Лакшмана) Меня пугаешь ты! Твое лицо белее смерти! Что случилось?! Что с Рамой?!

Лакшман: Ничего…

Сита: Он жив?

Лакшман: Что может с Рамой доблестным случиться? Он жив, здоров… Наверно.

Сита: Так почему он где-то задержался? Прислал тебя? Зачем? Где мой супруг?!

Лакшман: (в отчаянии) О Сита! Сита!..

Сита: Что?

Лакшман: Позволь молчать… Не в силах я сказать…

Сита: Так может Ханумана нам позвать? Обычно он гораздо говорливей…

Сита: О Лакшман, что ж, не мучь себя, любой приказ супруга я выполню беспрекословно…

Лакшман: Тогда пойдем…

Сита: Пойдем. И даже не спрошу куда…

Лакшман: (сжимая в бессилии кулаки) О Боже! Что за злобная судьба! (уходят)

Сцена девятая

(Сита и Лакшман в лесу.)

Сита: (оглядываясь) Какой дремучий лес…

Лакшман: (отрешенно) Теперь он будет домом для тебя…

Лакшман: О Сита! Возле тебя останусь я!..

Сита: Зачем?

Лакшман: Чтобы защитой быть…

Сита: Моя защита — память о супруге!

Лакшман: Чтобы…

Сита: О Лакшман, уходи! Ты выполнил приказ и возвращайся! Тебя мне больно видеть… Ты вестник злой судьбы… (Лакшман уходит).

Вальмики: Я слышу имя Рамы… Кто здесь?

Сита: (поднимаясь и кланяясь мудрецу) Простите, ваш покой нарушила служанка Сита…

Вальмики: (удивленно) Служанка?..

Вальмики: Я знаю кто ты…

Сита: Да, ведь я сама сказала: несчастная ненужная служанка…

Вальмики: Нет, Сита, ты — жизнь Рамы! Царя Айодхьи… Как только ты уйдешь, уйдет и он… Как можешь ты уйти, когда в тебе…

Сита: (перебивая) Откуда знаешь ты?!

(Сита и Вальмики уходят).

Сцена десятая

(Айодхья. Дворец царя. На сцене Рама и Лакшман.)

Рама: Проходит год за годом, как во сне… В безумном сне, где я — без Ситы! Мне снится это, Лакшман?!

Лакшман: Нет, не снится…

Рама: (не слыша) Я больше не могу! Я царь, и скован долгом… Но я не в силах больше жить без Ситы! Быстрей, быстрей!..

Лакшман: (недоуменно) Что? Куда?

Рама: Готовь скорее колесницу! Я еду к Сите! К Сите…

Сцена одиннадцатая

(Сита в ашраме Вальмики, разговаривает с мудрецом. Они расположились под грушевым деревом.)

Сита: Ты слышишь?

Вальмики: Что?

Сита: Листва поет над нами…

Вальмики: И что поет нам дерево? О том, что скоро груши уж поспеют?..

Вальмики: Выходит, я рассказами о Раме тебя лишь мучаю?..

Вальмики: Какая?

Сита: Я знаю, как мне Раме послужить! В последний раз! Ведь скоро я умру: дотлею и сгорю в огне разлуки… Мудрец! Прошу, мой пепел собери и эту грушу им удобри! Ведь на золе хорошие плоды созреют… Тогда их соберешь и в царство Рамы, в милую Айодхью, ты спелых груш корзину отнесешь… И буду счастлива, что Рама сочный фрукт надкусит…

Вальмики: Не говори так!

Сита: Почему?..

Вальмики: Вы скоро встретитесь…

Сита: (с недоверчивой улыбкой) Неужто? Скорее бег свой остановит солнце, скорее реки в горы потекут, чем Рама слово царское нарушит и долг царя оставит…

Вальмики: (перебивая) Послушай! Стук копыт…

Сита: Откуда? Кто?

Вальмики: (вглядываясь в даль) Как будто колесница… И не простая, царская!

Сита: Какой же царь решился в пределах государства Рамы свободно разъезжать? Скажи, ведь ты все знаешь!

Вальмики: Да, знаю… Это Рама сам… Он за тобой приехал.

(на сцене появляются Рама и Лакшмана)

Рама: О чем ты?! Мы отныне будем вместе. Всегда! Я вновь приму тебя!

Сита: Но я принять не в силах! Долг мужа — долг жены! И Рама никогда свой долг не преступал! И не преступит!

(Сита топает ногой, и земля расступается, поглощая Ситу, а потом смыкается вновь.)

Рама: (бросаясь к месту, где только что стояла Сита) О Сита! Нет!!! (падает на землю)

Занавес закрывается, слышен голос Вальмики:

И мир погас! Но в сердце тихий свет остался…
Что будет с Рамой? Вот такой ответ раздался:
«Как в тишине скрываются невидимые звуки,
Так встреча прячется в истории разлуки!»

© Мадана-Гопал дас, www.gopal.ru

Данное произведение может свободно распространяться в интернет на некоммерческой основе при условии сохранения целостности текста и обязательного указания имени автора и ссылки на авторский сайт примерно в таком виде: (с) Максим Мейстер, авторский сайт — www.gopal.ru Любое коммерческое использование текста без ведома и согласия автора не допускается.

Если вам понравилось, поделитесь прочитанным с Вашими друзями в сети ВКонтакте, FaceBook, Одноклассники и другие… Просто нажмите подходящую кнопку:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *