Сказал безумец в сердце своем

Рече безумен в сердцы своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню

Когда оскорбляется господин, добрый раб, из чувства пре­данности ему, негодует. Точно также, когда отвергается Бог, про­рок Божий вразумляет безумного, говоря то, что ты слышал: «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Как раб, преданный госпо­дину, узнав, что сорабы его отвергают своего господина, по чувству преданности спешит уладить дело и собственными руками нака­зывает дерзкого, или бесславит его, делая для всех ненавистным, или для вразумления и устрашения других доносит господину и ста­рается, чтобы он понес жесточайшее наказание, одним словом – вооружается против возмутителя, как против настоящего врага, так и пророк, узнав, что Создатель бесчестится тварью, что гор­шечник оскорбляется брением и Бог отвергается безбожным, и, будучи поражен в самое сердце, от нестерпимой боли восклицает, «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Посмотри, какое строгое соответствие с предыдущим псалмом. После того как там с не­удовольствием говорил (псалмопевец): «доколе, Господи, будешь забывать меня до конца?» (Пс.12:2), и не много спустя: «доколе будет возноситься надо мною враг… мой?» (Пс. 12:3), – враг, т.е. безумный, утверждающей, что нет Бога (по­тому что возносящийся пред Богом, тем более будет возноситься пред пророками Божиими, и гордящийся пред Господом будет гор­диться и пред сорабами своими), – будучи спрошен: почему он тер­пит болезни в сердце своем днем и ночью? он отвечает сле­дующими словами: почему я болею сердцем? потому, что «сказал безумный в сердце своем: «нет Бога».

Самое общение с безбожником я принимаю за отвращение от меня Бога. Мне приходится жить с безбожником, и я считаю это зна­ком того, что Бог забыл меня, – потому что нечестие безбожных есть огорчение и мучение для святого. Так и о Павле сказано: «В ожидании их в Афинах (Тимофея и спутников его) Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов» (Деян.17:16). «Почему беззаконные живут» (Иов.21:7)? Исторически же известно, что этот псалом произнесен Давидом о Сауле – по поводу его чревовещательства, равно как псалом пятьдесят второй – с тем же самым содержанием – относится к Доику. Сказал безумный Саул: «сыщите мне женщину волшебницу» (1Цар.28:7). Он делается вторым Адамом, обольщаем женщиной. И говорит ей: «поворожи мне» (1Цар.28:8); оставив пророчество, он низвергается к прорицанию. «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Будем осте­регаться, братие, чтобы нам не потерпеть крушения подобно безум­ному, исповедуя Бога на словах и отвергаясь Его делами: называя Его благим и милостивым, но, не оказывая милости ни больному, ни бедному, ни притесняемому. Что можно отрицать Бога не только сло­вами, но и делами, и нося имя христианина, говорить точно так же, как и безумный: «нет Бога», об этом свидетельствует апостол, говоря: «они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» (Тит.1:16). Насколько дела сильнее слов в отношении убедительности, настолько тяжелее – отвергаться Бога на деле, чем отрицать Его устами или в сердце. «Сказал безумный». А говорящий устами: возлюблю Тебя, Господи, и в сердце ненавидящий брата своего, как он любит Бога, оказываясь ослушником Его слов: «и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими, и люби ближнего твоего, как самого себя» (Второз.6:5; Лев.19:18)? Господь говорит: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин.14:23). Значит, кто не соблюдает, тот не любит. Устами называет Бога, а в сердце говорит: «нет Бога». Свидетель Господь, говоря­щий: «приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» (Ис.29:13). «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Что тот, кто ненавидит брата своего, и Бога ненави­дит, хотя бы устами взывал и кричал, что любит Бога, об этом говорит евангелист Иоанн в послании: «кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин.4:20)? Итак, когда такой человек признает Бога на словах, не отре­каясь явно, он кует нечестие в сердце. «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Подтверждая эту мысль, пророк ниже говорит: «неужели не вразумятся все делающие беззаконие», исповедающие Бога на словах и отрицающие его делами своими, «поедающие народ Мой, как едят хлеб?… Господа они не призывали» (Пс. 13:4). Бога исповедают и при­знают, но так как делами отвергались Его, то, призывая, не при­звали. Сам Господь сказал: что Меня зовете: «Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лк.6:46)? «Всякий согрешающий не видел Его» (1Ин.3:6), говорит Иоанн.

Когда добродетель изгоняется грехом, падает вместе с тем и благочестие, существование ко­торого зависит от отсутствия греха.

Так поступали дети Илия, сыны погибели, не знавшие Го­спода – не в том смысле, чтобы отрицали Его устами, но в том, что свои постыдные дела совершали в Скинии. Так и ростовщики не знают Бога. Он говорит: «по коварству они отрекаются знать Меня» (Иер.9:6), – Меня, сказавшего: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста» (Исх.22:25), – «нет Бога». Как же то, что после Бога? нет «Бога». Как же то, что от Бога? «нет Бога». Как же всякий человеческий язык называет Бога? Неужели же все мириады людей ошибаются, утверждая бытие Божие, а безумный один только считает себя правым, оставаясь одиноким в своей лжи? И пять или семь свидетельств желающий оспаривать в завеща­ниях, как только дело предстанет на суд истины, изобличается сопоставлением: как же вселенную, язык всех народов мира, же­лает опровергать один безумец? Не жалок ли, в самом деле, он и не бессмысленнее ли он самого себя? Безумен он уже по­тому, что отвергает Бога, и еще более безумен потому, что бессты­ден. Ведь хотя у различных народов вселенной образовались различные понятия о Боге, однако самого основания имени никто не колебал.

«Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Нет основания, а как стоит здание? Нет дна, на чем держится судно? Нет кораблестроителя, а как строится корабль? Нет строителя, а как же дом? Нет зодчего, а кто устроил город? Нет земледельца, а как поля приносят жатву? Нет музыканта, а откуда является гар­мония на лире мира? Нет промыслителя, а как все подчиняется про­мыслу? Нет возницы, а как движутся колесницы четырех стихий? Нет ваятеля, а как люди как живые изваяния наполняют мир? Нет делателя сводов, а кто раскинул над тобой свод небес? Нет золотых дел мастера, а кто положил пред тобою на небе солнце, как будто блюдо чистого золота на столе? Нет устроителя светильников, а кто как серебряную лампаду дал тебе луну ночью? Нет светодавца, а кто дал тебе светила, служащие источником света и сияния? Нет единого, творящего светила великие, а кто дал тебе блеск звезд в высоте, как говорит пророк: «Он Един сотворил великие светила,… солнце – для управления днем и луну и звезды… для управления ночью» (Пс.135:7–9)? Нет создателя, а как красота создания сви­детельствует о созданиях: «ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их» (Прем. 13:5)? «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Все, что бывает в мире, и делается и производится, имеет установителя и совершителя, и только мир не имеет управителя? Если нет Бога, что ты делаешь в его владе­ниях? Ты остаешься в доме Божием и не признаешь его хозяина? Или будь благодарен за жилище, или уходи из дома. Зачем и дом позоришь, отрыгая хулу? Безумцем псалмопевец называет здесь не лишившегося рассудка, помешанного или слабоумного, но человека, развращенного умом, не потерявшего прирожденного и общего всем человеческого рассудка, но утратившего одну из четырех доброде­телей – разум, светильник души, царя помыслов, учителя прекрас­ного, о котором приточник говорит: «кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо» (Притч. 19:8); и в другом месте: «приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого» (Притч. 4:5). Разве поврежденному в главном на­чале, утратившему природный разум и окаменевшему умом мог он сказать «приобретай мудрость, приобретай разум»? Конечно, утративший природный орган, хотя бы и желал, не может приобретать пре­мудрости. А что называемый здесь безумцем не был по природе лишен умственных дарований, обрати внимание, как он был силен в сообразительности: «нет Бога» – он не сказал язы­ком, не разболтал устами, но скрыл зло в сердце, потому что знал, что, сказавши это в слух, он подвергнется опасности, так как в то время хуливший Бога или отрицавший его побивался кам­нями, чему свидетель Навуфей, осужденный за богохульство. Чтобы не подвергнуться этой участи, злоумный запечатлел свое безбожие в сердце, сделав свое сердце храмом нечестия. «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Если бы он был скудоумен и лишен разума по природе, и сказал бы это не в сердце только, но и устами: «нет Бога», то ни от Бога, ни от людей не подвергся бы он опасности, потому что если нередко царь, возница вселенной, оскорбляемый безумным и глупым, снисходит, будучи милостив по природе, – конечно, не под влиянием гнева, – то тем более когда богохульствует безумный по природе, ни Бог, ни человек не вооружаются против него, но снисходят ему, как человеку, болтающему вздор. Поэтому и одержимые бесами или беснующиеся за хулу не осуждаются.

И всякий чтитель многобожия говорит: «нет Бога», потому что как при многомужии (ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе) (Ин.4:18) (нет мужа), так и многобожие без­божно. Введение многих богов есть отрицание единого Бога. И что многобожники называются безбожными, послушай, что пишет апостол Ефесянам: «помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире» (Ефес.2:11–12). Какие же безбожники ефесяне? Оттуда идолы, там статуи; здесь блюстительница (храма) Артемида, здесь Димитрий среброковач, делающий золотые капища Артемиды; такое множество богов, и как же после этого ефесяне не безбожны? Да, именно потому и безбожны, что, избравши себе многих богов, отпали от Единого. «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». От первого безумного (это безумие) перешло уже к его ученикам. Первый безумец-диавол, он – первый распространитель безумия, первый вестник безбожия. «И вы будете, как боги» (Быт.3:5). Говоря о многих богах, он отвергнул Единого. Бе­зумен и народ иудейский. В безумии он поносил имя Господне, говоря о Христе, что он не Бог: «если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница» (Лк. 7:39). Не признававшие Его пророком, как могли признать Его Богом? «Кто может прощать грехи, кроме одного Бога»? Христос же: «для чего так помышляете в сердцах ваших?» (Мк. 2:7–8)? «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Везде есть Бог, а в сердце безумного Его нет. Так говорил Бог и синагоге: «Меня перестала помнить и хранить в твоем сердце, Меня же отбросил назад» (Ис.57 и 3Цар. 14:9).

Первый безум­ный, породивши безумие из самого себя – диавол, потому что, будучи безумным, затеял безумное дело; а змей был даже мудрейший. И чего он захотел? Захотел быть равным Богу, говоря: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой,… буду подобен Всевышнему» (Ис. 14:13–14). Отверг имя – «Бог» и употребил название – «Всевышний», стыдясь назвать Того, Которого не признавал. Так и всякий ярый еретик – во время гонения, – беседуя с епископом, не называет его ни архиереем, ни архиепископом, ни благочестивым, ни святым, но как? Твоя чест­ность, твоя благоразумность, твоя рассудительность, твоя справедли­вость, и (другие) общие имена к нему прилагает, избегая имени, свойственного его сану. Так именно и диавол поступил тогда по отно­шению к Богу. «Буду подобен Всевышнему»: не Богу, но «Всевышнему». И, заметь, прошу, каким точным обвинителем диавола является здесь пророк. «Сказал безумный в сердце своем». Не сказал: говорит, но: «сказал». Однажды осмелился, и сказал. А после того как, сказав это, был низверг­нут как возмутитель с неба, не решается уже более говорить этого сам. После того как однажды только сказал: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, буду подобен Всевышнему», и, отвергая Бога, попробовал быть Богом, низринутый свыше и внизу попираемый людьми, более уже не дерзал сказать: «нет Бога», но называет Бога притворно и прикровенно. «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева?» (Быт. 3:1) «Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий» (Лк. 4:34). «Сии человеки – рабы Бога Всевышнего» (Деян. 16:17). Итак, однажды вы­сказав безбожную мысль, более уже не решался выразить ее, потому что знал, что потерпел (за то). Не: «говорит» безумный, но: «сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Не говорит уже этого непо­средственно и сам по себе, но сказал «в сердце своем» и (говорит) чрез всякого нечестивого человека, подобного ему умом и сердцем. Сказал чрез фараона: «я не знаю Господа» (Исх.5:2), и бездну мор­скую сделал его могилой. Сказав чрез Сеннахирима ассирийского, что Езекию Бог «не может вас спасти от руки моей» (4Цар. 18:29), и предать его на заклание в руки сыновей его, cказал чрез Навухо­доносора трем отрокам: «какой Бог избавит вас от руки моей?» (Дан. 3:15) – и могущественнейший из людей унизился до поедания травы подобно волу (Дан.4), чтобы научиться что, «вол знает владетеля своего» (Ис. 1:3), а он отверг. Иуду, отвергнувшего бытие Бога, погубил (диавол) петлей, заставив его предать Бога как человека: «диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его» (Ин. 13:2). «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Ведь если бы называл Его тогда Богом, не предал бы на смерть и не научил бы иудеев богоубий­ству, так как он убедил их, что Иисус не есть Бог: «Сего же не знаем, откуда Он» (Ин. 9:29).

Все они предприняли невозможное, и потому были преданы погибели. Пророк со скорбью говорит: «они развратились и гнусны стали в делах». Научившись от диавола, они испытали его участь; как тот с небес, так они (были низвергнуты) с царских престолов. Кому кто следует, того и участь разделяет. «Они развратились и гнусны… стали в делах»; «развратились», потому что поставили тление против нетленного, «и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку» (Римл.1:23). Не только развратились люди в уме своем: «развратились», но и гнусны… стали. Почему? Потому что водворили нечестие в храме сердца своего, как мерзость запустения. «В делах». Почему? Потому что то, чего не установила природа, то изобрело злое расположение. «Развратились», как фараон и Наву­ходоносор. «Развратились», потому что израненные, разлагающиеся, смер­дящие, истекающие кровью – не искали врача. «Гнусны… стали», сде­лались мерзкими, валяясь в грехах, как свиньи в грязи (2Петр. 2:22), и как псы, возвращаясь на свою блевотину (Притч.26:11), – потому что написано: «грешнику же страх Господень ненавистен» (Сир.1:25). И так как они сделали мерзким свое богопознание, то и сами сделались мерзостью для чтителей Бога. «Развратились», сделались как одежда съеденная молью, и как железо, разъедаемое ржавчиной, «гнусны… стали», как оскверняются от прикосновения к костям трупов и умираю­щих. Закон объявлял нечистым того, кто прикасался к трупу (Числ.19:2), в силу чего осквернился и Иуда, постоянно осязавший Христа как мертвеца и не видевший Его живым. «Погубил ты себя, Израиль, ибо только во Мне опора твоя» (Ос.13:9). Чтобы показать, далее, плоды нечестия и безбожия, псалмопевец прибавляет: «нет творящего добро». Кто отвергнул Бога и не признает промыслителя, тот, конечно, не принимает ни смерти, ни совершенства, ни воскресения, ни суда, ни воздаяния, и поэтому не делает ничего ни доброго, ни хорошего. Как верноподданный подчиняется законам и распоряжениям царя и принявший сторону мятежника не исполняет царских повелений, так отрицающий Бога отвергается заповедей Божиих и делается бесполезным и вредным для общества. «Нет творящего добро»: ни Ирод, избивающий невинных младенцев в Вифлееме, ни иудей, называющий Вельзевулом изгоняющего бесов, ни законник – искуси­тель, ни гордый архиерей, ни книжник отрицающий, ни фарисей высо­комерный или ругающийся, ни саддукей спорящий, ни Иуда продающий и слуга заушающий, ни Пилат осуждающий, ни народ кричащий: «возьми, возьми, распни Его!» (Ин.19:15), ни солдаты связывающие, ни народ плюющий, наносящий побои тростью и пощечины, сплетающий терновые венки, распинающий, дающий в питье уксус и желчь. «Нет творящего добро». Заметь тщательно, что это изречение исполнилось в осо­бенности при распятии Христа. В самом деле, при Давиде, когда это говорилось, были делающие благостыню, блаженные пророки, спод­вижники Давида. И во время рождения Христа были праведные в лице, напр., Иосифа, Захарии, Симеона, а также апостолов, – делающие благостыню, одни преклоняющиеся, другие принимающие в объятия. Только при кресте не было делающего добро. Не сказал также (псалмопе­вец): нет говорящего доброе, потому что сотник и разбойник гово­рили о Нем хорошее. «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!»; «истинно человек этот был праведник» (Лк.23:42, 47; Мф.27:54). «Нет творящего добро», так как и ученики все, оставивши Его, разбежались. Иоанн уходит нагой, Петр отрекается, ученики убегают, душу матери его Марии пронзает меч сомнения. Следовательно, при страдании никто не обнаружил плода любви, «нет творящего добро, нет ни одного» (Пс. 13:3), – включая и того воина, который уже после Его смерти пронзил копьем Его ребро. Но по­чему, о, пророк, до пришествия Своего во плоти и вочеловечения не призрел (Господь), как врач, болящего мира? Нет, призрел, искал помочь, хотел исцелить, но никто не пожелал быть исцеленным.

Беседа на псалом 13.

прим.:
В этой заметке главы:
1. Библейское обоснование таинства Святого Крещения, как непреложной необходимости в деле спасения и входа в Царствие Небесное.
1.1. «Кто не родится от воды и Духа».
1.2. Ничто нечистое не войдет в Царствие Небесное
1. Библейской обоснование таинства Святого Крещения, как непреложной необходимости в деле спасения и входа в Царствие Небесное.
В этой главе пойдет речь о том, что в Царствие Небесное не может войти:
— кто не не родится от воды и Духа;
— ничто нечистое;
— не войдет не имеющий на своем челе особой печати, знака (представление знака (печати) в Ветхом и Новом Заветах);
— не войдет незаписанный в Книгу Жизни;
1.1. «Кто не родится от воды и Духа».
Священное Писание, в принципе, недвусмысленно говорит о том, что кто не крестится, тот в Царствие Небесное не войдет. Сам Христос говорит в беседе с Никодимом:

  • 5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
  • 6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
  • (Иоан.3:5,6)

При этом Спаситель два раза, говоря «истинно, истинно», акцентирует непреложность и особую важность этой заповеди, как и во всех других случаях, когда дело касается или спасения души, или Благовестия о Царствии Небесном.
Все христианские конфессии относят слова «кто не родится от воды и Духа» именно к крещению, и все Св.Отцы, которые говорят о невозможности спасения без крещения, апеллируют именно к этим стихам (об этом будет ниже в соответствующем разделе).
Удивительно, как сообразуясь с веком сим (Рим.12:2), дерзают переосмыслить то, что вполне очевидно и выраженно ясно и недвусмысленно, и тем более сказано Самим Спасителем – не это ли есть безумие пред Богом (1 Кор. 3, 19)?
1.2. Ничто нечистое не войдет в Царствие Небесное
Все люди грешат при жизни, свят Один лишь Господь. При этом, каждый человек уже рождается во грехах:

  • Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.
  • (Пс.50:7)
  • Кто родится чистым от нечистого? Ни один.
  • (Иов.14:4)

Как пояснют Св.Отцы, невозможно быть чистым, даже если всего лишь один день прожил:

  • «Кто будет чист от скверны? Никто, даже если один день будет жизнь его на земле. Сочтены месяцы его у Него. Ты положил время, и он не преступит его. Отступи от меня, да успокоюсь и удовольствуюсь жизнью моей, как наемник. Ты видишь, как он опять укрывается за своей природой, потому что невозможно, говорит, быть чистым. не только по причине нашей слабости, краткодневности или отчаяния, которыми преисполнена наша жизнь, но потому, что невозможно быть чистым». Св.Иоанн Златоуст, Комментарий на Книгу Иова. (толк. на Иов.14:4)

  • «11. Услышь меня, Господи! Горе грехам человеческим! Так говорит человек, и Ты милосердствуешь о нем, ибо Ты сотворил его, но не грех — в нем. Кто расскажет мне о младенчестве моем, кто откроет мне грехи его? Ибо кто чист от греха пред Тобою? Никто, даже младенец, хотя бы он прожил один только день. Кто поведает мне об этом? Неужто другой младенец, в котором я увижу прегрешения свои? ‹…› Нельзя упрекать младенцев за слабость и немощь их тел, но душевные изъяны заслуживают порицания. ‹…› Но коль скоро «я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50. 7), то где я, раб Твой, Господи, где и когда был я невинным?» блаж.Августин Аврелий,

C самого рождения, на нас довлеет грех прародителей Адама и Евы, т.е. первородный грех; грех вошел в нашу жизнь, через отступление Адама:

  • 12 Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, в нем все согрешили.
  • 19 <…> непослушанием одного человека сделались многие грешными
  • (Рим.5:11-19)

Это то, что живет в нас, то — что не создавал Бог; то – что не свойственно человеческой сущности, первоначально созданной по Божьему образу; то – что мучало в себе праведника Иова; то – что испугало в себе царя Давида, любимчика Бога, когда он избранник, помазанник, пророк, питая к Богу искреннюю любовь, переполненный благодатью Божьей, и как следствие, строго держащийся заповедей Божьих, вдруг подается соблазну и согрешает грехом к смерти (1Иоан.5:16). Пророк Давид ужаснулся, ясно осознав откуда весь этот корень зла в нем, и что сам он не сможет его выдернуть и очиститься от этой грязи, этих губительных сорняков, порожденные семенем первородного греха, падения праотцов Адама и Евы, поэтому он изрекает:

  • Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.
  • (Пс.50:9)

Если таинство покаяние нам дано человеколюбивым Богом, для омывания наших грехов, совершенных нами самими при жизни, то первородный грех очищается только посредством Святого Таинства Крещения:

  • «»окропишь меня иссопом, и я очищусь, омоешь меня, и я сделаюсь белее снега» (ст. 9). Только посредством дара крещения могло совершиться такое очищение. Этим он хочет сказать: я сам нуждаюсь в той благодати, которая будет дарована всем людям. Только она может вполне очистить меня и дать мне белизну снега. А что сам по себе иссоп вовсе не доставлял прощения грехов, в этом легко можно убедиться из Моисеевых писаний. Значит, здесь он разумеется в другом смысле. Действительно, посредством иссопа окропив кровью агнца косяки дверей, (евреи) в Египте избегли рук всегубителя. А это было образом спасительных страданий. И здесь кровь, и спасительное древо, и спасение, уготованное всем, приходящим с верою». Св.Иоанн Златоуст,

Прародительский (первородный) грех, отчуждает от Бога человечество, ввергает его во враждебное состояние, пока не будет принесена жертва за грехи, не будут омыты грехи, то человеку невозможно примириться с Богом, поэтому и пришел Христос, который принес Жертву за все наши грехи, и омыл в бане крещения (Еф.5:26), присоединив тем самым к Церкви, которая есть Тело Христа (Кол.1:24), в Себе усыновил нас Богу и примирил нас с Ним:

  • «Преступление, будучи произ­вольное, как указано выше, никем не преемствуется поневоле, но происшедшая от сего смерть, будучи понудительною, преемствуется нами, и есть отчуждение от Бога; ибо после того как умер первый че­ловек, то есть отчуждился от Бога, и мы не могли жить в Боге. Посему и пришел Господь, чтобы оживотворить нас банею пакибытия и примирить с Богом, что Он и сделал. Итак, мы получили преемственно не преступление, поелику и сам Адам не по необходимости впал в оное, но по собственной воле; смерть же мы наследствовали поневоле, поелику и его постиг­ла поневоле смерть, которая царствовала «и над несогрешившими по подобию пре­ступления Адамова» (Рим.5:14)». Св.Марк Аскет,

Поэтому, ничто нечистое не может войти и не войдет в Царствие Небесное, никакая скверна, ибо что общего у света с тьмою?(2Кор.6:14), ибо как тленное может соединиться с нетленным? Поэтому не может некрещенный, не омытый от прародительской скверны, не переродившийся из тления в нетление, не может войти в Царствие Небесное:

  • И не войдет в него (прим.: Небесный Иерусалим) ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни. (Откр.21:27)

  • «3. …То изречение, в коем говорится, что никто не безгрешен, кроме Бога, хотя бы один день жития его был на земле, не о тех говорит, которые сами лично грешат; потому что однодневное дитя как может согрешить? Но этим выражается то таинство веры нашей, что человеческое естество бывает грешно от самаго зачатия своего. Бог не создал человека грешным, а чистым и святым. Но когда первозданный Адам потерял сию одежду святости, не от другаго какого греха, а от одной гордости, и сделался тленным и смертным; то и все люди, происходящие от семени Адамова, бывают причастны прародительскаго греха от самаго зачатия и рождения своего. Кто сим путем родился, хотя бы не сделал еще никакого греха, уже грешен есть тем прародительским грехам.

4. По сей причине пришло иное рождение или возрождение, которое возраждает человека чрез святое крещение Духом Святым, опять возсоединяет его с божеским естеством, как было тогда, как создали его руки Божии, возстановляет все душевныя силы его, обновляет их и приводит в то состояние, в каком были оне до преступления первозданнаго Адама, и таким образом вводит его в царство Божие, в которое не может войти некрещенный, просвещает светом его и дает вкусить радостей его». Св.Симеон Новый Богослов,
Библиография
Книга Иова : Ветхий Завет, Т.6. в собр.: Томас К. Одэн (Hrsg.): Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I- VIII веков. Русское издание под ред. Ю.Н.Варзонина. Тверь : Герменевтика, 2007 (11).
блаж.Августин Аврелий: Исповедь, Т.1. в собр.: Еремеева, С. И. (Hrsg.): Творения : издание второе. Науч.-попул. изд. СПб, Киев : Алетейя; УЦИММ-пресс, 2000, С. 469–745
Св.Иоанн Златоуст: Беседы на Псалмы, Т.5. в собр.: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Санкт-Петербург : С.-Петерб. духов. акад, 1895-1906 (1).
блаж.Феодорит Киррский: Толкование на сто пятьдесят псалмов : Изъяснение псалмов 1-69, Т.2. в собр.: Творения Блаженного Феодорита, епископа Киррского : Свято-Троицкая Сергиева Лавра собственная тип, 1905 (ТСОт).
Св.Марк Аскет: Слово 4. О святом крещении. в собр.: Преподобного и богоносного отца нашего Марка подвижника нравственно-подвижнические слова : В русском переводе. 2-е изд. Сергиев Посад : Козельск. Введенск. Оптина пустынь, 1911.
Св.Симеон Новый Богослов: Слово 37 : Слова преподобного Симеона Нового Богослова //Слова 1-52//, Т.1. в собр.: Св.Феофан Затворник (Hrsg.): Творения. Слова 1-52. издание второе, перевод с новогреческого. Москва : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, репринт: 1892 Типо-литографiя И.Ефимова. Большая Якиманка, д.Смирновой (1), С. 307–316
перевод Киевской Духовной Академии, который в целом, несколько отличается от другого перевода, более известного и широко-распространенного в сети; Беседа святителя относится к Spuria (т.е. авторство ставится под сомнением), но буквально точно такое же толкование находим и y блаженного Феодорита Киррского , С.244
Рубрика:
«Реферат» доп.теги:
4 августа 2013г «Записки мирянина» dralexmd.livejournal.com Метки: Святые Отцы, академия, богословие, крещение, реферат, спасение, статья, таинства, учеба, цитата

Изъяснения сих слов ищи в (1 Начальнику хора. Псалом Давида. Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.Пс. 13:1); а выражение в беззакониих, находящееся здесь, там заменяется словом: в начинаниих (в стремлениях) своих, — несть творяй благое, в 13-м псалме стоит: несть творяй благостыню. Василий Великий говорит: Несогласие жизни с заповедями можно назвать знаком отречения от Бога, согласно с словами: сказал безумный: нет Бога, а как бы для некоторого указания на него, — обнаружения, кто он, (Давид) присовокупляет: растленны они в беззакониях. Ибо Писание сим означает отпадение от общих понятий о Боге, и нечестивую и безбожную мысль, господствовавшую во всем человечестве до явления Спасителя и показывает, что самая пагубная порочность есть как бы черта гнездящегося такового нечестия. И как растлили посеянные в себе здравые семена о Боге и предались служению гнусным идолам, разделив нечестие на совершенное безбожье и многобожие и произошло то, что соответственно безбожным и гнусным их делам, пали во все роды зла; то сии безумцы, то есть, безбожники, изгнав из своей души благочестие, вместе с ним как с царем извергнули и всякую добродетель, уверив себя, что нет никакого кормчего, который бы держал рули всей твари, без страха делают всякую неуместность. Слова брата его св. Григория Нисского: Как безумный говорит в сердце своем, то есть, мыслит, что нет Бога над всем. Сделавшись растленными и мерзкими в таковых действиях ума: ибо отпадение от сущего есть поистине растление и разрушение в самом составе. Ибо как может кто либо быть в своем существе, не пребывая в сущем? Как может кто либо быть в сущем, не веря в бытие сущего? А истинно сущий Бог должен существовать непременно, как засвидетельствовало о том великому Моисею видение явившегося ему Бога. Итак, кто извергает из своего ума бытие Бога и говорит, что Его нет, тот повреждает свое собственное бытие и лишается существенного. Посему помышление о том, что нет Бога и Промыслителя есть причина нашего растления в беззакониях; а растленная жизнь делает нас гнусными и богоненавистными, почему нужно, чтобы пришел врач и уврачевал растление наше, приблизил к себе сделавшихся отвратительными. Слова Исихия: Чье бы было это, как не безумного, о котором и Исаия сказал: безумный говорит безумное и сердце его помышляет о суетном (6 Ибо невежда говорит глупое, и сердце его помышляет о беззаконном, чтобы действовать лицемерно и произносить хулу на Господа, душу голодного лишать хлеба и отнимать питье у жаждущего.Ис. 32:6). Что значить это? то, что поступая худо и нелепо и видя долготерпение Божие к нам, вместо того, чтобы благодарить и прославлять Его, как благого и незлобивого, они падают в безумие, помышляя, что Бог не наблюдает человеческих дел, но что все производится без разума и случайно. Прекрасно говорит и Дидим: Кто худо мыслит о Боге, тот стремится и к другому злу: изгнав из своей души благочестие, он вместе с ним изгоняет и всякую добродетель, последующую за благочестием как зa своим царем.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *