Сказки про уважение

Уважай родителей, будь к их просьбам бдителен. Не пренебрегай матерью, отцом – и будешь молодцом. Так должно быть. Но в жизни, порой, складывается по-другому. Вот, как, например, в нашей сказке..

«Главное — уважение!»
Автор сказки: Ирис Ревю

Кузнечик решил, что он уже достаточно вырос.

— Чего обращать внимание на родителей, они своё дело сделали – меня родили-воспитали, пусть живут своей жизнью. Я и «сам с усам», — подумал он.

— Ладно, когда я был маленьким, без мамы и папы никуда. Но теперь то я большой, и мне родительские хлопоты не нужны. Все заботы и внимание в прошлом, — рассуждал вслух Кузнечик.

Спрятавшись за листочком, отец и мать Кузнечика с горечью слушали речь сына. Они очень расстроились, и решили перебраться жить на другой берег пруда.

— Пусть живёт самостоятельно, — постановили они.

Оставшись в одиночестве, Кузнечик стал сильно скучать без своих родителей. Он часто вспоминал семейные вечера, весёлые прогулки, детские игры. Кузнечик сожалел о своём поведении. А тут ещё дедушка Кузнечика прискакал, и сказал своему внуку:

— Надо уважать и почитать мать и отца в любом возрасте. И не только потому, что они дали тебе жизнь. Именно уважение к родителям рождает все добрые поступки и хорошие деяния.

Долго искал Кузнечик своих родителей по берегам пруда. А когда нашёл, то извинился перед ними за своё неправильное поведение. И, поверите, у него словно гора с плеч свалилась.

С тех пор Кузнечик вёл себя по отношению к родителям уважительно и с почтением.

Вопросы к сказке «Главное – уважение!»

Почему Кузнечик перестал проявлять уважение к своим родителям?

Из-за чего расстроились отец и мать Кузнечика?

Почему мать и отец Кузнечика решили жить на другом берегу?

Кто подсказал Кузнечику, как надо правильно вести себя с родителями?

За что извинился Кузнечик перед своими родителями?

Мария Гроховская, психолог
специально для «Понарошку»

Как часто мы слышим от родителей фразы: «Не лезь, упадешь. Не плачь, подумаешь, ерунда какая. Получишь пятерку, тогда поговорим. Не спорь, я лучше знаю. Я нашла тебе отличную школу. Я уже со всеми договорился, тебя примут в этот ВУЗ». А как часто звучат горькие слова разочарования: «Он ничего не хочет, ему ничего не интересно. Учится кое-как, кем же он в жизни будет, у меня руки опускаются! Вот неблагодарная, я для нее все делаю, а ей, похоже, плевать на это».
А сколько создано фильмов и книг, где «неблагодарные» дети почему-то вдруг отказываются идти по стопам родителей и продолжать их дело, уходят из дома, пускаются во все тяжкие… Чтобы хоть так, с боем и протестом, но заработать, наконец, свое право на свободу, на свои собственные ошибки и решения. Право на уважение.
Что же такое уважение? Согласно словарю, это «почтительное отношение, основанное на признании достоинств человека». Применительно к ребенку – признание его особенностей, желаний и прав, признание его отдельной личностью со своим собственным путем – начиная с самого раннего возраста и даже с рождения.

Кто-то спросит – за что можно уважать младенца, ведь он же еще ничего не умеет? У нас, к сожалению, достаточно широко распространено представление, что ребенок – существо несмышленое, неопытное, и нужно его обязательно учить и направлять, а иначе он «никогда не научится, вырастет балбесом, пойдет по кривой дорожке».
Так же часто среди взрослых бытует мнение, что жизнь ребенка по определению легка и безоблачна и все его переживания не заслуживают особого внимания, а проблемами можно пренебречь, они ведь такие маленькие! Вот у нас, взрослых, действительно, проблемы — работа, социальные обязательства, кредиты, мы деньги зарабатываем, детей растим, в конце концов. Что по сравнению с этим капризы ребенка, когда он хочет надеть другую шапку, или боится идти в туалет один, или мишка его куда-то задевался («сколько раз я тебе говорил убраться в комнате!»), или друг заболел – ну выздоровеет же он, никуда не денется!
Почему-то мы часто считаем детей эдакими недоделанными взрослыми, без знаний и опыта, совершенно не понимая, что у ребенка по-другому устроен внутренний мир, он иначе проживает сложные ситуации, его чувства и эмоции отличаются от наших. Хотя бы тем, что взрослые уже привыкли и знают, что эта ситуация рано или поздно разрешится и все станет нормально. Но для ребенка, который живет настоящим моментом, горе от болезни друга или потерявшейся игрушки может гораздо острее и глубже, чем мы себе представляем, а механизмов, как с ним справляться – гораздо меньше, чем у нас. А пренебрегая его проблемами, мы часто даем ему понять «ты не важен, твои желания и чувства не имеют значения», что может способствовать развитию невроза.
Добавляет красок в эту картину установка из нашего недавнего советского прошлого: ребенок, прежде всего, должен быть удобным (то есть тихим, послушным и не мешать взрослым делать их важные дела) и правильным (то есть хорошо учиться и продолжить вслед за родителями строительство светлого будущего). А значит, ребенка обязательно нужно воспитывать, наставлять и направлять на путь истинный.
Современная реальность тоже вносит свои коррективы: в нашем конкурентном мире одним из основных мерил является эффективность и успешность. Все быстрее процессоры, экономичнее автомобили, все больше информации можно уместить на квадратном сантиметре металла и пластика. Человек поневоле пытается подстроиться под этот темп, и поэтому так растут школьные нагрузки, все выше и жестче требования к детям, все раньше нужно начинать их «развивать». И тем меньше остается у ребенка прав на свободное время, свое пространство и интересы.

Конечно, мы не предлагаем вам махнуть рукой на воспитание ребенка – пусть, мол, растет как придется. Мы хотим разобраться, можно ли воспитание сделать гармоничным и основанным на уважении.
Никому из нас не приходит в голову тянуть морковку за ботву, чтобы она поскорее выросла – мы верим в мудрость природы, заложившей программу роста и в морковку, и во все живое. Почему же мы теряем это доверие, когда речь заходит о наших детях? Почему считаем, что ребенку всегда и все нужно объяснять и показывать? Почему не верим в силу природы? Или верим, но как-то избирательно? Мы ведь знаем, что ребенок сам рано или поздно научится ходить, говорить и нормально спать. И вряд ли он будет до школы ходить с соской и в подгузнике, а в университете проситься к родителям в кровать. Но мы почему-то часто уверены, что без наших наставлений он непременно расшибет себе голову, свяжется с плохой компанией и – о ужас! – закопает в землю все свои таланты.

Продолжим растительную аналогию. Что сделает хороший садовник, если в его руки попадет росток прекрасного, но не известного ему растения? Вряд ли он сразу станет подрезать ему листья и направлять стебель. Он сначала будет к нему присматриваться и стараться понять, что для этого растения хорошо, сколько ему нужно света и тени, как много воды, в какой почве лучше развиваются корни, нужны ли ему подпорки. Он создаст ему благоприятные условия, будет поначалу защищать от паразитов и слишком сильных ветров, чтобы растение само раскрыло свой заложенный природой потенциал.
Точно так же ребенок – он приходит в мир с уже заложенной в него природой уникальной программой развития, со своими особенностями и способностями — и с огромным количеством энергии для ее воплощения. Нас так восхищает упорство и целеустремленность младенца, который учится ползти или ходить, или сто раз повторяет одно и то же движение, или пытается сделать что-то новое. И нам очень понятны восторг и радость, когда у него, наконец, получается. Однако, понаблюдайте – очень часто эта радость сильно меньше, если родитель помог ребенку. Для него важно сделать что-то самостоятельно, чтобы он сам, лично добился успеха, чтобы это была его собственная победа. Попробуйте посчитать, сколько таких побед крадет родитель у ребенка, когда помогает ему, наставляет, подсказывает, делает за него? Не в этом ли причина угасающих интересов ребенка и его нежелания чем-либо заниматься? В теории привязанности есть термин «энергия дерзновения», когда ребенок сам ставит себе цели и повышает планку. К сожалению, в отличие от природной силы физического роста, эта энергия постепенно угасает, если цели и рамки задаются ребенку извне.
Есть еще одно важное отличие ребенка от растения – социальная обусловленность его развития. Многое заложено от природы, но большинство высших психических функций развиваются в первые годы жизни при взаимодействии с людьми. И вот поэтому, казалось бы, и нужно воспитывать и наставлять, да? Верно, однако, способы могут быть разными. К сожалению, не все помнят, что наиболее эффективным и действенным средством воспитания являются вовсе не слова, а личный пример родителей. Если родители курят, мусорят на улице и содержат дом в бардаке, то слова о чистоте и порядке для ребенка будут «как об стенку горох». Если отец позволяет себе грубить, то как он может требовать вежливости от сына? Ребенок впитывает ценности и способы взаимодействия, принятые в семье, вплоть до глубинных неосознанных шаблонов и установок. Если родители каждый день идут на нелюбимую работу и «жертвуют собой ради семьи», будет ли счастлив их ребенок, полюбит ли он труд и семью, ради которой нужно отказаться от себя?..

Сложность в том, что не только ребенок становится жертвой представлений современного мира. Как часто мы сами задвигаем подальше свои желания и мечты? Какой пример подаем детям своей собственной жизнью?
Слишком много опасностей, слишком много требований общества, очень велик социальный гнет – так много сейчас представлений, что должен уметь и делать ребенок (писать, считать, хорошо учиться, закончить престижный вуз, найти хорошую работу) и так страшно, что он отстанет от большинства. Слишком много различных теорий и методик воспитания, и так сложно выбрать среди них «правильную». Слишком много мнений, сомнений, экспертов, советчиков, книг и статей. И так непросто разглядеть за всем этим себя и своего ребенка – такими, какие вы есть на самом деле, уникальные уже потому, что такими родились.
Уважение к ребенку, да и к любому человеку вообще – это признание его прав и особенностей, его уникальной природы. Понимание, что это отдельная личность со своим собственным путем, который может сильно отличаться от представлений родителей. И если мы хотим, чтобы он был счастлив и по-настоящему удовлетворен жизнью, нам стоит признать его право быть собой и искать свой собственный путь.
Исходя из этого, основная задача родителей – создать ребенку благоприятную среду (безопасную атмосферу, хорошие условия проживания) и дать достаточную свободу для развития. Что это значит? На каждом этапе развития ребенка верить в его природный потенциал и создавать условия для его реализации.
Страховать, но не «держать за штанину». Позволять ошибиться, но не высмеивать ошибку, а обсуждать вместе ее причины и пути ее исправления – помогать ребенку накапливать собственный опыт побед и поражений. Предоставлять возможности, но не требовать, чтобы ребенок их все использовал. Помочь раскрыть способности и таланты, но не настаивать на их непременном развитии. Показывать направления, но не указывать среди них единственно верное. И обязательно поддерживать его выбор, стремления и интересы. Любить его таким, какой он есть.
Конечно, порой бывает очень сложно нащупать баланс между признанием особенностей и потаканием слабостям, противостоять социальному давлению и учиться видеть за капризами ребенка его истинный интерес и потребности.

Помочь почувствовать и понять эту тонкую грань между уважением, давлением и попустительством может гениальный польский педагог и писатель Януш Корчак. Он посвятил детям жизнь, и вопрос уважения для него был одним из ключевых. В своей книге «Как любить ребенка» он выделяет основные права ребенка – право на сегодняшний день (то есть право жить, чувствовать, делать то, что для него наиболее актуально), право быть тем, что он есть (то есть реализовать свой собственный потенциал, а не подстраиваться под представления взрослых), а также право на смерть (признание его собственной судьбы).
Корчак также создал 10 заповедей для родителей, из которых мы приведем две, поскольку они имеют к уважению самое непосредственное отношение:
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, некрасивым, неудачливым, люби глупым, неуправляемым, маленьким, люби нескладным, эгоистичным, сердитым подростком, люби не оправдавшим надежды и ожидания, скрытным, странным, несчастным взрослым… Общаясь с ним – радуйся, радуйся всегда с полным правом, потому что ребенок – это твой праздник, который пока с тобой.
Иллюстрации: Eya Claire
Поделиться


В гостях у программы «Материнский капитал» Шишова Татьяна Львовна, детский педагог, писатель, общественный деятель.

С.Бакалеева:

— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал». Программа о самом драгоценном – о семье и детях. У нас в гостях Татьяна Львовна Шишова – писатель, педагог, автор множества книг, последние из которых «Троянский конь в ювенальной юстиции», «Бомба в сахарной глазури», ну, наверняка, вы сами знаете многие ее книги. Здравствуйте, Татьяна Львовна

Т.Л.Шишова:

— Здравствуйте!

С.Бакалеева:

— Татьяна Львовна, пригласила Вас, чтобы задать такой вопрос: а что правда, что уважение к матери можно каким-то образом воспитать в человеке, или это такая вещь, с которой он рождается?

Т.Л.Шишова:

— Нет, конечно, не рождается, хотя любовь такая детско-материнская заложена, конечно, в человеке. Но воспитание, уважение – это задача, которая всегда стояла у самых разных народов и от того, как относятся к материнству, к матери в том или ином обществе зависит и уважение, во многом, конкретных детей к конкретной матери.

С.Бакалеева:

— Оно действительно нужно уважение к матери? Ну то есть, мы настолько к этому привыкли, к этой фразе, что уважать маму – это хорошо, правильно, а это действительно нужно самому человеку, для его развития каким-то образом?

Т.Л.Шишова:

— Ну, естественно, это нужно и я бы немножко не согласилась, что мы уже привыкли к тому, что, так сказать, мать уважают. Потому что сейчас все чаще и чаще…

С.Бакалеева:

— Мы привыкли слышать об этом, что это должно быть.

Т.Л.Шишова:

— Мы слышим жалобы родителей, матерей, что дети их не ставят ни в грош. С другой стороны, всячески пропагандируются такие, так называются партнерские отношения с ребенком.

С.Бакалеева:

— Родителей с детьми?

Т.Л.Шишова:

— Да, ну чтобы мама поддерживала партнерские отношения с ребенком, даже с маленьким. Это даже такая теория, концепция существует.

С.Бакалеева:

— А такие партнерские отношения не подразумевают уже уважительных? Как по Вашему опыту, на Вашей практике?

Т.Л.Шишова:

— Ну, у взрослых людей, конечно, партнерские отношения могут быть уважительными, но речь же идет о родителях и детях и здесь отношения иерархические. Родитель, он главный, ребенок подчиненный. Родитель несет ответственность за ребенка, а ребенок не отвечает за родителей. Поэтому, если эта иерархия начинает нарушаться, а ребенок очень рано чувствует нарушение иерархии, потому что это в природе человека, в природе самой семьи, структуры семьи, даже у животных есть иерархия в какой-нибудь стае, в семье животные тоже никакого партнерства между взрослыми и детьми, пока они не выросли, нет, конечно. И поэтому, когда, особенно с маленькими детьми, или с подростками нарушается иерархия, то есть родители позволяют детям вести себя так, как будто они… ну равны, скажем, то ребенок очень быстро пытается взять верх, потому что он интуитивно, бессознательно, ощущает это, как родительскую слабость и пытается этим воспользоваться.

С.Бакалеева:

— А как это может выглядеть, в Вашей практике, как психолога, такие ситуации, каким образом…

Т.Л.Шишова:

— Ну, они выглядят, прежде всего, как непослушание, как такое частое очень противоречие, часто приходят мамы и говорят: «У нас дома, — ну даже с пятилетним ребенком, уж про подростков я молчу, — у нас постоянная война. Что бы я ни сказала, все пятилетний мальчик или девочка воспринимает в штыки», — и приходится тратить очень много энергии, сил на то, чтобы, ну элементарные, так сказать, вещи осуществить, начиная от чистки зубов, одевания, раздевания, приготовления уроков, естественно, если идет ребенок в школу.

С.Бакалеева:

— Что Вы говорите такой маме?

Т.Л.Шишова:

— Кроме того выражается это, конечно, в грубости, а то и в хамстве, агрессия может быть и словесная и не только словесная. Есть дети, которые бьют своих мам, даже маленькие дети. Поэтому, там очень много возникает сложностей.

С.Бакалеева:

— То есть, такое поведение нельзя списать на детскую шалость, если ребенок поднимает руку на маму, на бабушку, на папу?

Т.Л.Шишова:

— Конечно, нет, и очень ошибаются те взрослые, которые думают, что ребенку можно это позволять, он вырастет, поймет, что так вести себя нельзя. Они закладывают очень рано ребенку вот такую модель неуважения к близким, к старшим. И тогда нельзя говорить об авторитете, потому что авторитет предполагает уважение. А в таких семьях бывает обычно, когда все хорошо, ребенок доволен, он может быть ласков, он может быть покладист, но как только что-то ему не понравится, вот здесь возникают вспышки агрессии, грубости, непослушания и так далее и тому подобное. И в таком случае о настоящем авторитете, конечно, говорить нельзя. А авторитет родителей, уважение к родителям – это залог, в общем-то, ну, скажем так, во-многом и здоровья ребенка, потому что родитель своей родительской властью ограждает ребенка от очень многих опасностей. Это во-многом залог обучения ребенка, потому что, если ты не уважаешь кого-то, ты от него не принимаешь какие-то знания, только если ты хочешь, если тебе что-то интересно, для чего-то нужно. А если это немножко трудно, или тебе в данный момент хочется чего-то другого, ты без уважения к этому человеку, который тебе пытается что-то дать, или к чему-то тебя призвать, ты не будешь его слушать.

С.Бакалеева:

— Получается, что воспитать уважение к родителям – это не наша приходить родительская, не эгоцентризм, а наоборот, это наша обязанность родительская?

Т.Л.Шишова:

— Конечно, это очень важная обязанность, потому что, ведь есть же заповедь, которую Бог дал: «Почитай отца и матерь свою и долголетен будешь ты на земле» — это единственная заповедь, которая как бы показывает некую причинно-следственную связь и… .ну так грубо говоря, выгоду, зачем нужно эту заповедь соблюдать. Другие просто императивные, без объяснений, а здесь связь эта очень наглядная, потому что, действительно, когда дети не уважают, не почитают родителей, они их не слушаются и у них гораздо выше риск, ну даже для физической жизни попасть в какую-то переделку, опасность, ну а духовная жизнь, просто это нарушение заповеди, это смертный грех, это очень страшная вещь. И родители для того, чтобы уберечь детей от этой опасности, особенно, пока дети еще в их попечении, они обязаны воспитывать уважение, конечно.

С.Бакалеева:

— Но, ведь возникает соблазн тогда, и спросить ребенка: «Ну что же ты не почитаешь отца и мать, ведь написано, а ты не соблюдаешь заповедь?», — так это, или мы должны приложить какие-то усилия, вот скажем, той маме, которая, условно говоря, пришла к Вам и жалуется на войну непрекращающуюся у нее дома, что бы Вы посоветовали? С чего начать?

Т.Л.Шишова:

— Ну, понимаете, конечно, родители должны вести себя таким образом, чтобы их можно было уважать, с одной стороны. С другой стороны, эта заповедь не предполагает никаких условий, вот я хочу на этом остановиться, это очень важно. Потому что очень часто, ну те, кто не хотят соблюдать в частности эту заповедь, они выдвигают какие-то аргументы, ну не дети маленькие, дети маленькие понятно, что…

С.Бакалеева:

— То есть взрослые родители уже о своих родителях, да?

Т.Л.Шишова:

— Да.

С.Бакалеева:

— Ведь они точно также обязаны почитать своих отца и мать.

Т.Л.Шишова:

— Конечно, и очень такой есть соблазнительный мотив, что пусть он будет достоин уважения, тогда я его буду уважать. Но Господь дал нам это без всяких условий, потому что… мы не знаем почему, Он не обосновал это, но, например, мне кажется, что какой бы ни была мать, каким бы ни был отец, но они дали ребенку то, что не может дать никто больше, они дали ему жизнь. Жизнь и возможность спасения, при условии, что уже ребенок будет жить достойно, так, как положено. Но никто другой, самый лучший, самый прекрасный человек в жизни, дать этому человеку не мог. И поэтому то, что как-то люди об этом часто не думают, забывают, или даже если, как-то им сказать об этом, они могут даже отмахнуться и сказать: «Ну да, да, я понимаю, но вот, мне то-то не сделали, меня тогда-то обидели и так далее», — это говорит о том, что очень сильно сменились у нас уже критерии, ценности и в принципе сама жизнь, она уже в значительной степени обесценена. Ну, это такая достаточно большая философская тема, тут мы выйдем и на проблему абортов, потому что очень трудно ценить жизнь в том обществе, где сами матери и отцы лишают жизни своих детей, а государство это позволяет, потому что такие законы принимает. Поэтому, так сказать, тут все не так просто. Но, уважение к родителям, конечно, должно быть безальтернативным. Хотя, естественно, очень важно, чтобы мама, например, вела себя так, чтобы она была достойна уважения. Это важно, ну просто, чтобы ребенку легче было.

С.Бакалеева:

— То есть, с одной стороны нужно уважать своих родителей, без всяких условий. И с другой стороны, думая о своих детях, стараться все-таки соблюдать некие условия, чтобы…

Т.Л.Шишова:

— Конечно, потому что очень часто ведь люди себе позволяют какие-то слабости.

С.Бакалеева:

— То есть, не забывать, что ежеминутно мы некий такой образ матери перед ребенком являем?

Т.Л.Шишова:

— Конечно…

С.Бакалеева:

— Какими бы уставшими мы ни были, замотанными, раздраженными, мы всегда образ матери.

Т.Л.Шишова:

— Конечно, это надо помнить, надо, ну понимать, что на матери, ну сейчас поскольку мы говорим о матери, лежит очень большая ответственность. Люди, особенно в молодом возрасте, поскольку много еще эгоизма, еще не так много каких-то скорбей, опыта, они… молодые мамы часто думают больше о себе, о своих переживаниях, чем о том, как это воспринимается ребенком. А дети, они, опять-таки, бессознательно, это не значит, что ребенок все время ходит и решает эти вопросы, но они очень часто решают вопрос, кто прав, кто виноват, хорошо – плохо, и поэтому, особенно маленький ребенок, для него должно быть очень четко все, четко и понятно.

С.Бакалеева:

— Что в нашем поведении обыденном домашнем, нашем, я имею в виду нас матерей, нас отцов, нас родителей, ну больше всего, скажем так, влияет на формирования этого образа родителя? На что больше всего обратить внимание?

Т.Л.Шишова:

— Ну, прежде всего, поведение должно быть нравственным – это очень важно. Дети чувствуют и фальшь, чувствуют и ложь. Ну, вот, к примеру, мама… какие-то у нее там мотивы, но она обманывает, и ребенок это видит. Вот, например, да. Или, предположим, мама начинает ссориться со своими родителями, или что-то о них плохое говорит, ребенок это слышит. Мама срывается, кричит на мужа своего, для нее он в этот момент может быть раздражающий фактор, может быть, у нее накопилось это раздражение уже, может быть, она даже уже не думает, что она его любит, или вообще разлюбила, а для ребенка – это же отец. И поэтому, очень много вот таких обстоятельств, которые важно воспринимать не только со своей точки зрения, потому что человек склонен себя оправдывать, ему часто кажется, что раз я так думаю, я так считаю, значит, это и есть правильно. А стараться немножко дистанцироваться и посмотреть на происходящее глазами ребенка, как он это воспринимает и как он будет это воспринимать впоследствии, что он будет думать. Потому что, конечно, с годами тоже он многие вещи может переоценить, переосмыслить.

С.Бакалеева:

— Спасибо, Татьяна Львовна. У нас в гостях была Татьяна Львовна Шишова, известный писатель, педагог. Мы говорили о том, как воспитать уважение к матери. Оказывается, прежде всего надо научиться самим уважать своих родителей. Ну и во вторую очередь дать пример, чтобы и нас могли уважать наши дети. Всего хорошего, до свидания!

«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».

Уважение к родителям

Насколько это важно?

Сначала давайте посмотрим удивительное видео под названием «Что это?», раскрывающее тему «Уважение к родителям»

Говорится, что где уважение, там и любовь. «Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое» — В. Г. Белинский. И не только святое, но и практичное, поскольку уважение отца спасает от огорчений, а уважение матери — от угрызения совести. Да и если присмотреться, уважать себя, не уважая других — это нечто иное как настоящее хамство.

Любовь к родителям — основа всех добродетелей.
Цицерон

Уважение детей к родителям и старшим является самым важным из семи добродетелей. Именно уважение к старшим рождает все хорошие поступки и деяния, поскольку такой человек руководствуется всем огромным опытом предшествующих поколений, а не только своим небольшим жизненным опытом. А это спасает от множества проблем и сложных ситуаций.

С точки зрения Ведической астрологии уважение отца дарит человеку успех и удачу в карьере и общественной деятельности, а также уверенность и стабильность в жизни. А уважение матери — спокойствие и умиротворение, мягкость и заботливость в общении.

По этой причине мудрые книги часто говорят, что если ребенок не уважает и не любит своих родителей, то он похож на молодое дерево, у которого нет корней, или на ручей, у которого больше нет источника.

Более того, как говорил древнегреческий мудрец Питтак:

«Что ты сам сделаешь для родителей своих,
того же ожидай и себе от детей своих.».

Рано или поздно у каждого из нас будут дети. А своим поведением, то, как мы относимся и любим своих родителей, мы будем показывать пример своим маленьким детям. И когда они вырастут, дети будут относится к нам так же, как мы их этому научили своим примером в отношениях со своими родителями. Вот так вот работают законы Вселенной: «Что посеял, то и пожнешь».

Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности.
А. С. Пушкин

Подумайте, как вы относитесь к своим родителям!
И подумайте о том:

  • Кто вам дал это тело?
  • Кто с самого раннего детства за вами ухаживает, воспитывает и растит?
  • Благодаря кому вы получили или получаете образование?

Только уже за эти вещи стоит уважать своих родителей. А что значит уважать?

Высшая форма уважения — благодарность.
John Deniscar

Поэтому Уважайте своих Родителей и будьте Им Благодарны!

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Швецова И.В. 1 1 Херсонский государственный университет Анализ научной литературы по проблеме воспитание уважения к взрослым у детей младшего школьного возраста, позволил определить комплекс педагогических условий, в частности: 1) разработка, обоснование и внедрение в практику внеклассной работы содержания, форм, методов воспитания уважения к взрослым у учащихся начальных классов; 2) внедрение взаимосвязи эмоционально-положительного, ценностного отношения к взрослым и рефлексивно-ценностного отношения к себе как достойного человека; 3) обеспечение сотрудничества учителя, родителей, школьников в системе личностно-значимых субъект-субъектных отношений, направленных на уважительное отношение друг к другу. Воспитание уважения к взрослым у детей младшего школьного возраста базируется на следующих принципах воспитания: принцип учета индивидуальных особенностей детей; принцип диалогичности и сотрудничества. 330 KB уважение отношения ценностные отношения рефлексия субъект-субъектные отношения 1. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии. 1993. № 5. С.99-108. 2. Роджерс К. Фрейнберг Д. Свобода учиться М. : Смысл, 2002. 527 с. 3. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития // Вопросы психологии. 1998. №1. С.3-19. 4. Фромм А. Азбука для родителей. М. : Астрель, 2003. 349 с. 5. Бех І. Д. Формування у дитини почуття цінності іншої людини // Педагогіка толерантності. 2001. №2 (16). С. 17. Среди образовательных целей и приоритетов образовательной отрасли важное место занимает воспитание человека, который способен с уважением относиться к людям и предполагает формирование таких качеств, как доброжелательность, честность, сострадание, вежливость, что является структурной основой уважения к взрослым, а также формирование потребности в реализации этих качеств, стремлении к толерантному взаимодействию между людьми. Общенаучное значение в исследовании проблемы воспитания уважения к взрослым имеют межличностные отношения, которые рассматриваются в философских трудах И. Канта; предпосылки формирования человеческих отношений, основанных на уважении к человеку, содержатся в трудах С. Рубинштейна, В. Мясищева, А. Люблинской, В. Белоусовой, В. Абраменковой; психологические положения о личности как субъекте воспитания и развития освещены Ш. Амонашвили, И. Бехом, М. Бердяевым, Л. Выготским и др.

Аспекты нравственного развития личности изучали психологи Л. Архангельский, И. Бех, А. Бодалев; становление морального сознания и самосознания нашли отражение в трудах Л. Божовича, а также И. Беха, С.Якобсона, рефлексивное отношение исследовали Дж. Мид, М.Шугай и др.

Особое значение приобретает проблема воспитания уважения к взрослым для детей младшего школьного возраста. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста, выделенные И. Бехом, Л. Божович, А. Савченко, А. Шемшуриной, свидетельствуют, что младший школьный возраст является сензитивным для развития таких качеств, как уважение, доброжелательность, честность, сочувствие, что является структурной основой уважения к взрослым.

Цель исследования: обосновать педагогические условия воспитания уважения к взрослым у учеников младших классов.

Для исследования поставленной цели использовался комплекс взаимосвязанных методов: анализ, синтез, сравнения, систематизации данных, обобщения, классификация научно-методической литературы с целью определения сущности категориального аппарата исследования.

Анализ научной литературы показал, что воспитание уважения к взрослым может успешно реализовываться учителем начальных классов с учетом комплекса педагогических условий. Одним из педагогических условий воспитания уважения к взрослым у детей младшего школьного возраста во внеклассной работе нами определена разработка, обоснование и внедрение в практику внеклассной работы содержания, форм, методов воспитания уважения к взрослым у учащихся начальных классов.

Отношения как социально-психологический феномен являются составляющей содержания воспитания уважения к взрослым у детей младшего школьного возраста и наполняют взаимодействие детей и учителей. Отношение с уважением к другому проявляется тогда, когда они «проживаются». Успешность воспитания заключается в том, чтобы пробудить переживания такого отношения, предоставить волю его проявления и зафиксировать в сознании момент «проживания», сделать оценку самого отношения. Основной психологический механизм проживания отношений — приобретение субъектом личностного значения ценности переживания, т.е. того личностного значения, которое раскрывается в индивидуальной жизни человека. Это взаимодействие с окружающими людьми. Прожить отношения — это значит осмыслить, ощутить в действии связь своего «Я» и объекта действительности. Установить отношения — значит принять, понять, оценить эту связь, осознавая личностный смысл для жизни «Я». Устойчивые отношения к действительности, постоянно проявляя себя, выступают качественными характеристиками личности. Их называют качествами личности . Так, человек, который с уважением относится к другому человеку, приобретает такие качеств, как тактичность, вежливость, доброжелательность и другие составляющие такого морального качества, как уважение к человеку.

Содержание воспитания уважения к взрослым очерчивает ту совокупность отношений, которая определяет значимые для человеческой жизни ценностные отношения. Ценностные отношения — это отношения человека, к наивысшим общечеловеческим ценностям: «человек», «жизнь», «общество», «труд»…, но это одновременно и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как «совесть», «свобода», «справедливость», «равенство», когда именно отношения выступают как ценности . Формирование у детей ценностного отношения к человеку как таковое составляет фундамент программы воспитания уважения к взрослым. Так, ценностная ориентация на человека порождает правильные устойчивые отношения, выступающие для окружающих людей как качества личности: дисциплинированность, вежливость, доброжелательность, внимательность, честность, совестливость, великодушие, самоотверженность, которые являются составляющими уважения.

Формирование отношения с уважением к взрослым у детей младшего школьного возраста требует учета их уровня развития и является успешным лишь при условии соблюдения учителями и родителями единых требований в воспитании. Поэтому подобный процесс заключается, прежде всего, в выявлении и учете воспитательных возможностей семьи, средств массовой информации для эффективного использования их влияния на школьников, а также организации и направлении коллективной и индивидуальной жизни и деятельности учащихся, создании условий для обогащения их собственного опыта. Важным является установление гармоничных отношений между учениками и учителем на демократических и гуманистических принципах. Разработанная нами программа воспитания уважения к взрослым для детей младшего школьного возраста во внеклассной работе базируется на развитии самосознания младших школьников, на понимании других и себя, как части окружающего мира. Составной частью программы является актуализация знаний, которыми обладает ребенок, и опыта взаимодействия с другими людьми. Рефлексия собственной деятельности, взаимодействие с окружающими и отношения между ними направлены на формирование уважения к взрослым.

Практическая работа учителя начальных классов реализуется через различные формы взаимодействия. Среди основных форм развития уважения к взрослым у младших школьников во внеклассной работе нами было выделено: часы общения (часы откровенного разговора); часы взаимовоспитания; ролевые игры; морально-этические беседы; морально-этические информационные минутки; проектная воспитательная работа (творческо-поисковые моральные диалоги, презентации). К основным методам воспитания уважения к взрослым отнесены: традиционные — формирование сознания и самосознания (морально-этические беседы, личный пример учителя); организация деятельности и формирование опыта морального поведения — советы, просьба, доверие, воспитательные ситуации; интерактивные — информационно-эвристические (эвристические беседы, откровенные разговоры, творческие рассказы, презентации мнений, интервью) стимулирование моральной деятельности; мотивационно-стимулирующие (создание эмоциональных ситуаций успеха, мотивационные игры); познавательно-поисковые («мозговая атака», игровые ситуации, творческий анализ результатов совместной деятельности, «круг идей»); регулятивно-коррекционные (поиск общих идей установление правил).

На основе анализа сущности воспитания уважения к взрослым вторым педагогическим условием воспитания данного нравственного качества к взрослым у детей младшего школьного возраста нами определены: внедрение взаимосвязи эмоционально-положительного, ценностного отношения к взрослым и рефлексивно-ценностного отношения к себе как достойного человека. По нашему мнению, процессу воспитания уважения к взрослым у детей младшего школьного возраста должна предшествовать готовность их к уважительному взаимоотношению, следует формировать осознанную необходимость такого отношения.

Учитывая то, что младший школьный возраст — это период перестройки всей системы отношений ребенка с окружающей средой, в этом возрасте происходит процесс становления младшего школьника как субъекта различных видов активности, становления морального сознания и самосознания, формирование моральной самооценки. И. Бех утверждает, что именно в этом возрасте наблюдается яркое эмоционально-нравственное отношение к жизненным явлениям, усвоение этических знаний и формирование на этой основе элементарных этических понятий. Рефлексия определяется как осознание того, как воспринимаются партнеры в общении. В ходе познания человеком другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка другого, стремление понять смысл его поступков и основанная на этом стратегия изменения поведения, и построение стратегии собственного поведения. Сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. В построении стратегии взаимодействия каждому необходимо брать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает его потребности, мотивы, установки.

Мы учитывали, что ориентация учащихся на определенные отношения (в частности, отношение с уважением) может формироваться как следствие их признания человека, позитивного к ней отношения, что проявляется в ценностном отношении к ней как достойного человека. В ходе познания человеком другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка другого, стремление понять смысл его поступков и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение собственной.

Педагогическое моделирование воспитания уважения к взрослым у детей младшего школьного возраста строится нами во взаимосвязи трех составляющих: знания — чувства — поведение. Дети младшего школьного возраста имеют определенные знания относительно норм поведения, однако не всегда демонстрируют их, поэтому знания мы связываем с эмоциональным откликом, что проявляется в уважении к взрослым. Переживания детьми сконструированных учителем ситуаций дает возможность понимать и оценивать ситуацию, находить варианты ее решения. Так, расширяя мировосприятие младших школьников, их отношение к себе и к окружению, взгляды на мир, заставляет не просто принимать на веру знания от взрослых, но и формировать собственное мнение, взгляды, представления о ценностях.

Cпособность к рефлексии формируется у субъекта межличностного понимания постепенно и развивается в разных людях неодинаково. Так, действие феномена рефлексии, как и идентификации, разворачивается на нескольких уровнях. На первом уровне рефлексии в общении человек не видит состояний, намерений, мыслей другого человека. Главный признак второго уровня — возникновение в процессе общения отдельных фрагментарных представлений о внутреннем мире другого человека. Третий уровень характеризуется проявлением способности к воспроизведению в уме особенностей переживания другого человека не только в отдельных ситуациях, но и на протяжении всего процесса взаимодействия .

И. Бех замечает, что усвоению воспитанником в совместной с педагогом деятельности сущности духовно-нравственной ценности должно предшествовать специально-организованная рефлексия. Под руководством педагога воспитанник воспроизводит свои духовно-нравственные достижения, сравнивает себя со своим Я-будущим. Это имеет существенное значение для него, поскольку, организуя воспитательный процесс, необходимо, чтобы ребенок двигался от существующих ценностей к тем, которые он должен освоить. Успешное развертывание механизма сознания в указанных воспитательных методах обеспечивает регулятивная рефлексия, субъектом которой является воспитанник как будущий носитель духовной ценности . Так, овладев лишь вместе с педагогом технологией создания определенной духовной ценности, воспитанник приобретает действенные средства для духовного самовоспитания как соответствующего саморазвития.

Следовательно, рефлексия изменяет познавательную деятельность младших школьников, их отношение к себе и к окружению, взгляд на мир, заставляет не просто принимать на веру знания от взрослых, но и вырабатывать собственное мнение, собственные взгляды, представления о ценностях.

Анализ сущности рефлексии в процессе воспитательной деятельности младших школьников позволил определить, что психологический механизм становления уважения к взрослым происходит через формирование самопознания — способности к саморефлексии, что ведет к развитию самооценки, а соответственно, к осознанию своих поступков, к принятию самостоятельных решений в моральном выборе и способах взаимодействия с другими, как следствие, вырабатывается потребность в саморазвитии и самосовершенствовании личности.

Следовательно, указанное дает основания утверждать, что одним из условий эффективного воспитания уважения к взрослым у учащихся начальных классов является внедрение взаимосвязи эмоционально-положительного, ценностного отношения к взрослым и рефлексивно-ценностного отношения к себе как достойного человека. Следующим педагогическим условием, от которого зависит эффективность формирования уважения к взрослым, нами определено обеспечение сотрудничества учителя, родителей, школьников в системе личностно-значимых субъект-субъектных отношений, направленных на взаимное позитивное отношение.

Воспитание детей младшего школьного возраста является сложным процессом, в котором решающая роль принадлежит семье, в которой ребенок усваивает первые нормы общения с близкими, учится жить с людьми и заботиться о них, нести ответственность за свое поведение и поступки. Под семейным воспитанием понимается не только направленное воспитательное воздействие родителей на ребенка, но и вся система внутрисемейных отношений, что способствует формированию у ребенка ценностных ориентиров, потребностей, интересов и привычек, типов социального поведения.

С учетом общественной потребности в формировании субъект-субъектных взаимоотношений в педагогической теории и практике особенно актуальна эта проблема для начальной школы, так как закладывание основ субъект-субъектного взаимодействия в этом возрасте становится той ценностной базой отношений к другому человеку, которая формирует нравственность человека. Именно это обусловливает потребность в выявлении, научной разработке и апробации содержания, форм, методов работы учителя начальных классов, развития субъект-субъектных взаимоотношений. Субъект-субъектное взаимодействие основывается на сотрудничестве, педагогической поддержке и помощи . Этот принцип (сотрудничества) в воспитательном процессе предполагает целенаправленное создание условий для развития демократических взаимоотношений субъектов учебно-воспитательного процесса на принципах партнерства, взаимного уважения, зависимости и соответствия («лучший способ воспитывать себя — это воспитывать других своим примером») .

В организации сотрудничества с учащимися считаем необходимым выделить ряд правил организации взаимодействия: проявлять живой интерес к жизни ребенка, к его радости, стремлениям, неудачам, его личных переживаний; при необходимости оказывать содействие, помогать, выражать ей сочувствие; общаться с ребенком как со взрослым, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания; устанавливать с каждым ребенком личные, доверительные взаимоотношения, поощрять детей задавать вопросы, выражать собственное мнение, утверждать свою позицию; относиться к мыслям, рассуждениям детей серьезно, с уважением; учить детей этично высказываться и доказывать свое мнение; помогать ребенку превзойти себя. Организация сотрудничества с учащимися предполагает использование различных способов: совместное определение цели деятельности; создание ситуации свободного выбора; создание диалога; использование ролевой игры; участие детей в оценке деятельности.

Учителю важно видеть в ребенке субъекта, что обеспечивает развитие ее потенциальных личностных моральных качеств и способствует процессу осознания себя как значимой личности. Такой подход обеспечивает превращение ребенка в субъекта как деятеля окружающего мира и собственной жизнедеятельности. В этом превращении ведущим критерием является способность к саморефлексии, как результат — развитие самооценки и осознания собственных поступков, самостоятельное принятие решений относительно морального выбора и способов взаимодействия с другими. Главной особенностью проявления субъектности является внутренняя активность личности в определении и творческом преобразовании собственной жизни . В системе личностно-значимых субъект-субъектных отношений учитель и ученик находятся в отношениях педагогического диалога.

Успешность взаимодействия семьи и школы — это также добровольность в сотрудничестве, уверенность родителей в профессионализме учителя. Необходимо отметить, что результативность в духовно-нравственном воспитании зависит от отношений: «ребенок — родители», «ученик — учитель», «родители — учитель». Таким образом, нами охарактеризовано еще одно из педагогических условий — обеспечение сотрудничества учителя, родителей, школьников в системе личностно-значимых субъект-субъектных отношений, направленных на уважительное отношение друг к другу, от которого зависит эффективность формирования уважения к взрослым у детей младшего школьного возраста.

Выводы: таким образом, нами определены педагогические условия воспитания уважения к взрослым у детей младшего школьного возраста во внеклассной работе (разработка, обоснование и внедрение в практику внеклассной работы содержания, форм, методов воспитания уважения к взрослым у учащихся начальных классов, внедрение взаимосвязи эмоционально-положительного, ценностного отношения к взрослым, рефлексивно-ценностного отношения к себе, как достойного человека; обеспечение сотрудничества учителя, родителей, школьников в системе личностно-значимых субъект-субъектных отношений, направленных на взаимное позитивное отношение, внедрение которых позволит эффективнее использовать воспитательные задания в современном процессе начальной школы.

Рецензенты:

Федяева В.Л., д.п.н., профессор, проректор по научной работе Херсонского государственного университета, г. Херсон.

Яцула Т.В., д.п.н., профессор, доцент общеуниверситетской кафедры педагогики, психологии и образовательного менеджмента Херсонского государственного университета, г. Херсон.

Библиографическая ссылка

Швецова И.В. ВОСПИТАНИЕ УВАЖЕНИЯ К ВЗРОСЛЫМ В СОВРЕМЕННОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕCСЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14724 (дата обращения: 02.10.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *