Скиния, что это?

  • Скиния Библейский словарь Нюстрема
  • Скиния Библейская энциклопедия Брокгауза
  • Скиния архим. Никифор (Бажанов)
  • Фотовикторина: «Скиния Завета и Иерусалимский храм»

***

В собранном виде Скиния представляла собой палатку или шатер, длиной в 30 локтей, шириной в 10 и столько же в высоту. Она состояла из двух отделений, большего и меньшего, разграниченных тяжелой завесой «из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона», с изображением херувимов. При этом завеса покоилась на четырех деревянных, обложенных золотом столбах, утвержденных на серебряных основаниях (Исх. 26:31-32). Большее отделение, а его протяженность составляла 20 локтей, начиналось сразу же за входом и упиралось в завесу. Оно именовалось «Святилищем» («Святым Местом»), а меньшее располагалось сразу за большим и называлось «Святое Святых».

Внутреннее пространство Святого Святых представляло собой форму куба с длиною ребра в 10 локтей. Это было главным и наиболее сокровенным помещением Скинии, предназначавшемся для хранения ковчега завета. В Святое Святых мог входить только первосвященник и только один раз в году: в День Очищения, с жертвенной кровью.

В Святом Месте (или Святилище) располагались: стол для хлебов предложения, жертвенник курения и светильник. Туда входили священники для совершения надлежащих обрядов.

Опорный каркас Скинии составляли брусья, изготовленные из дерева ситтим, покрытые золотом. Каждый брус устанавливался вертикально на два серебряных подножия, и все они вместе фиксировались поперечинами — позлащенными шестами, пропущенными через золотые кольца, прикрепленные к брусьям. Северная и южная стороны шатра состояли из двадцати стоек каждая. Шесть стоек составляли западную стену, по углам которой дополнительно устанавливались ещё две — для скрепления смыкающихся стен (Исх. 26:15-29). Вход в Скинию был со стороны востока. В случае необходимости вся эта конструкция демонтировалась, переносилась и вновь собиралась специально предназначенными для этих целей людьми.

Покров Скинии состоял из четырех слоев. Внутренний был изготовлен «из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти», с изображением херувимов (Исх. 26:1). Второй, более грубый слой состоял из одиннадцати покрывал из козьей шерсти (Исх. 26:7). Два внешних слоя составляли: покров «из кож бараньих красных и еще покров верхний из кож синих» (Исх. 26:14). Вход в Скинию укрывался завесой, сделанной из того же материала, что и внутренний покров. Для её крепления устанавливалось пять позлащенных столбов на медных подножиях (Исх. 26:26-37).

Скиния была окружена прямоугольным двором, длина которого составляла 100 локтей, а ширина — 50. По периметру двор ограждался завесой, высотой в 5 локтей, растянутой на столбах (Исх. 27:18). На дворе располагался жертвенник всесожжения и умывальница.

Полагают, что после завершения сорокалетнего странствования евреев по пустыне и вступления в землю обетованную местами расположения скинии были такие географические пункты как Силом (Нав. 18:1), Сихем (Нав. 24:26), Массифа (Суд 20:1), Вефиль (Суд. 20:18).

Сколько времени просуществовала скиния, созданная при Моисее, сказать трудно. В правление Саула по крайней мере часть священных предметов, которые надлежало хранить именно в Скинии, находились в Номве (1Цар. 21:1-6). О Давиде же сообщается, что он соорудил новую Скинию: «И принесли ковчег Божий, и поставили его среди скинии, которую устроил для него Давид» (1Пар. 16:1). А уже при его сыне, Соломоне, был воздвигнут величественный каменный Храм.

Значение Скинии для еврейского народа трудно переоценить. Помимо того, что она служила объединяющим фактором, она была видимым знаком водительства Божия, местом Его особого присутствия, местом где Бог открывался Своему народу: «В тот день, когда поставлена была скиния, облако покрыло скинию откровения, и с вечера над скиниею как бы огонь виден был до самого утра. Так было и всегда: облако покрывало ее и подобие огня ночью. И когда облако поднималось от скинии, тогда сыны Израилевы отправлялись в путь, и на месте, где останавливалось облако, там останавливались станом сыны Израилевы» (Числ. 9:15-17).

Во время странствования евреев по пустыне Скиния всегда размещалась в центре походного стана.

В Священном Писании содержится подробное описание Скинии вплоть до мельчайших деталей, отмечается, что люди, исполнившие при её создании главные роли, Веселеил и Аголиав, были назначены Самим Богом и получили на то особое благословение (Исх. 31:1-11). Этим подчеркивается, что Скиния соответствовала Божьим предначертаниям о ней даже и формально: «И поставь скинию по образцу, который показан тебе на горе» (Исх. 26:30).

Аллегорически Скиния служила прообразом Церкви Христовой. Обращенностью её входа к Востоку указывалось, что ветхозаветная Церковь только ожидала явления Солнца Правды — Христа: «Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления. Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть на такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр. 9:8-12).

В рамках более развёрнутого аллегорического толкования можно сказать, что Святилище служило прообразом Церкви Божьей на земле, а Святое Святых символизировало Небо. Опять же, будучи местом особого Божественного присутствия, Скиния прообразовала собой Божью Матерь, носившую в утробе Единородного Сына. Наконец, Скиния прообразовала Спасителя, под покровом плоти Которого скрывалось Божество.

Дата публикации:
05 октября 2018 года

Слово Церкви. Журнал. 1915. №12. С. 291.

История одной походной церкви

Публикация Е. Маслова

Приобретенная господином Арсением Ивановичем Морозовым от наследников покойного священника о. Елисея Тимофеевича Мелехина походная складная деревянная церковь имеет следующую историю. Покойный Козьма Терентьевич Солдатенков, во времена всевозможных гонений и запрещений на старообрядцев со стороны господствующей церкви, пожелал слушать Божественные литургии у себя на дому, в виду чего он отвел в доме помещение, где и поставил означенную походную церковь, причем постройка ее производилась, кажется, за границей, во Франции.

В 1881 году, по восшествии на престол в Бозе почившего Императора Александра III, на Рогожском кладбище разрешено было поставить временный алтарь перед существующем там иконостасом и запечатанным алтарем, но так как было разрешено отслужить 2-3 обедни, а времени для постройки временного алтаря и иконостаса не было в распоряжении, то Козьма Терентьевич и уступил для этой цели свою церковь.

Как известно, церковь стояла на Рогожском кладбище не 1-2 дня, а 2 года, после чего, по распоряжению из Петрограда, она была снята и взята обратно Козьмой Терентьевичем в свой дом, на Мясницкой улице, где и находилась до самой его кончины. Последнюю обедню в этом походном храме, на Рогожском кладбище, служил покойный о. Елисей Тимофеевич.

После кончины Козьмы Терентьевича храм перешел к его наследнику Василию Ивановичу Солдатенкову, который и предложил ее Марии Федоровне Морозовой. Последняя приобрела храм этот, и поставила его в своем доме в Трехсвятительском переулке, в Москве. Стоял он там до самой кончины Марии Федоровны. Перед кончиной она пригласила своего духовника, служившего все время в означенном храме на дому, о. Елисей Тимофеевича, и попросила его в случае ее смерти – храм снять и взять под свое личное усмотрение или для передачи, если он пожелает, тому лицу или той общине, которая в глазах его будет достойна. Вскоре после сего Мария Федоровна скончалась, и духовник ее взял храм себе на дом. Спустя год, он, о. Елисей, сам захворал и затем скончался, не оставив своим детям и вдове никаких распоряжений и указаний, куда направить и как поступить с храмом. Последние, унаследовав храм, предложили его Арсению Ивановичу Морозову, который любезно согласился и приобрел таковой для постановки храма этого, как исторического памятника старообрядчества, в своей церкви во имя св. пророка Захария в г. Богородске, где для сего построен придел и освещен 11 февраля сего года.

Походная церковь (алтарь) атамана Платова, героя войны 1812 г. (фотография сделана во время выставки старообрядческих икон в Рождественской церкви Рогожского кладбища в Москва).

Иконостас-складень походной церкви.(фотография сделана там же)

Освещение храма.

12 февраля, в четверг, на память преподобной матери нашей Марии, совершено освещение вновь сооруженного каменного придела к храму св. пророка Захария Серповидца Богородской старообрядческой общины. Придел сооружен иждивением почетного председателя общины А.И. Морозова для приобретенного им же походного храма, стоявшего в 80-х годах в храме Рогожского кладбища, а затем по проискам врагов старообрядчества удаленного оттуда.

Примечания:

  1. Солдатенков Козьма Терентьевич, выдающийся русский промышленник и просветитель, книгоиздатель, благотворитель, пользовался огромным авторитетом среди культурной элиты России. Среди близких ему людей – И. Е. Забелин, Т. Н. Грановский, И. С. Аксаков, А. П. Чехов. Один из главных деятелей своего времени на Рогожском кладбище. Род Солдатенковых из д. Прокуниной Богородского уезда.
  2. Алтари храмов Рогожского кладбища были властями опечатаны 7 июля 1856 года и распечатаны только 16 апреля 1905 года. Старообрядцы были лишены возможности совершать здесь литургию почти пятьдесят лет.
  3. Дом К. Т. Солдатенкова на Мясницкой улице сохранился – дом №37, строение 1. В годы войны в нем располагалась Ставка Верховного главнокомандующего.
  4. Морозова Мария Федоровна (1830-1911). После ранней кончины своего супруга — Тимофея Саввича Морозова, много лет являлась фактическим руководителем Никольской мануфактуры. Среди ее детей наиболее известны Анна, Савва, Сергей – составившие, каждый по своему, славу России.
  5. Дом М. Ф. Морозовой (обширная усадьба) в Трехсвятительском переулке сохранился — №1-3, строение 1. Частыми гостями дома Морозовых были Третьяков, Шаляпин, Чехов, Тимирязев, Валентин Серов, Коровин, Остроухов, Васнецовы. Сергей Тимофеевич переделал имевшуюся в усадьбе оранжерею под мастерскую и предоставил ее Исааку Левитану. Здесь художником написаны многие лучшие его полотна.
  6. Старообрядческая мысль. Журнал. 1911. №1. – Богородск-Егорьевск. С. 172.
  7. 12 февраля – день памяти преподобной Марии, именовавшейся Марином, и отца ее Евгения (см. житие преподобной и ее отца на Сайте «Православный календарь»)

Скиния Завета — (др.-греч. σκηνή, «шатёр, палатка»; ивр. מִשְכָּן‎, мишкан, «обиталище, местопребывание») — ветхозаветный переносной походный храм — построен Моисеем в синайской пустыне по повелению Бога (Исх. 26 гл.), существовал до построения Иерусалимского храма царем Соломоном.

Скиния представляла из себя открытый двор, вход в который располагался с востока. На медном жертвеннике сжигались закланные жертвы. В умывальнике омывались священники и части жертвенных животных. Святое и святое святых имели крышу. На золотом жертвеннике приносились в жертву благовония. На столе предложения — хлеб и вино. В семисвечнике горело оливковое масло. Во святом святых находился только Ковчег Завета (Исх. 37,1). Ковче́г Заве́та, или Ковчег Открове́ния (Свидетельства) — величайшая святыня еврейского народа, ковчег, в котором, согласно Библии, хранились каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями, сосуд с манной и жезл Аарона. Ковчег являлся символом союза Бога с народом Израиля и служил свидетельством присутствия Бога в его среде. В церковнославянской Библии для обозначения Ковчега Завета используется греческое слово «кивот» (греч. κῑβωτός «сундук»), тем самым отличая его, как и в оригинальном тексте, от Ноева ковчега (а также ковчежца-корзины, в которую был положен младенец Моисей).

Ковчег Завета

В Ветхом Завете говорится, что скиния была местом, где могли встречаться Бог и люди, где люди могли приносить жертвоприношения и где Бог давал Свои прощения и откровения.

Новый Завет раскрывает, что Христос принес жертву, которая позволила нам соединиться с Богом. Таким образом Он Сам стал скинией, местом встречи Бога и людей. Его распятое тело символизирует разодранную завесу (Мк. 15,38), через которую мы можем сейчас прийти к Богу (Евр. 10,19-20).

В русской традиции также употребляется синоним слова скиния — куща.

Иерусалимский храм
Устройство православного храма
Иконостас
В православном храме

Скиния

Первый настоящий храм появился у евреев, а следовательно, и у всех последователей авраамических религий значительно позже, причем это была походная легкоразборная конструкция, можно сказать «храм-палатка». По пути из египетского плена, но задолго до обретения Земли обетованной народ Израиля остановился лагерем у подножия горы Синай. Моисей не раз поднимался на эту гору, где лично беседовал с Богом. Там, на скрытой облаком вершине, человечеству были переданы первые Десять заповедей (чаще всего вспоминают шестую, восьмую и часть десятой: «Не убивай», «Не кради», «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего…» (Исх. 20: 13, 15, 17). Следующих заповедей, как и Мессию, иудеи ждут до сих пор; последователи Христа и Мухаммеда считают, что уже обрели продолжение. Моисей не только услышал божественные формулировки, но и получил их в письменном виде, начертанными на каменных скрижалях. Первый экземпляр он, кстати, в гневе разбил, обнаружив, что, пока общался с Господом, его соплеменники начали тут же, у подножия горы, поклоняться золотому тельцу. Впрочем, во втором издании скрижали были благополучно доставлены в стан евреев. Вместе с ними Моисей получил на горе и подробнейшие инструкции о том, как и где их хранить. Необходимо было собрать в народе пожертвования: «шерсть голубого, пурпурового и червленого цвета…» (Исх. 35: 6), лен и кожи, ценные породы деревьев, много золота, серебра и меди. Также понадобились мастера-ремесленники. Вот имена некоторых из них, упомянутых в Библии и навсегда оставшихся в истории: Веселиил, сын Урии, сын Ора, из колена Иудина; Аголиав, сын Ахисамахов, из колена Данова (Исх. 35: 30, 34).

Он исполнил сердце их мудростию, чтобы делать всякую работу резчика и искусного ткача и вышивателя по голубой, пурпуровой, червленой и виссонной ткани, и ткачей, делающих всякую работу и составляющих искусные ткани.

Исх. 35: 35

Для хранения скрижалей был изготовлен деревянный ящик, со всех сторон обитый золотом. Сверху он закрывался золотой крышкой, украшенной крылатыми фигурами серафимов. По углам крепились золотые кольца, в которые были продеты обложенные драгоценной фольгой шесты. Получилось что-то вроде носилок – удобное приспособление для странствий по пустыне. Но главное, во время стоянок этот ящик со скрижалями – Ковчег Завета – должен был находиться в особом шатре, в Скинии. Именно Скиния является «прародительницей» всех храмовых построек и у иудеев, и у христиан, и у мусульман. Судя по описанию в Библии, это была большая многослойная палатка из кусков ткани, искусно сцепленных между собой и кое-где спускающихся с краев изящными драпировками. Снизу лежал виссон, то есть, скорее всего, льняное полотно, потом – шерсть, а сверху, видимо как защита от дождя, козьи шкуры. В отличие от обычного шатра, внутри находились деревянные стены – ряды поставленных вертикально брусьев из дерева ситтим (акации) на серебряных подножиях. Южная и северная стороны состояли из 20 таких брусьев, западная – из 6 плюс 2 угловых, соединяющие конструкции под прямым углом. Получалось вытянутое с востока на запад помещение, что-то вроде базилики. Внутри тканая завеса на пяти столбах с медными подножиями делила пространство на две части, б?льшая из которых, первая от входа, называлась «святилище». В нем помещались золотой семисвечник, стол для предлагаемых в жертву Богу хлебов и маленький жертвенник для воскурений. Малое, дальнее помещение – Святая святых – предназначалось для хранения Ковчега Завета, и входить в него мог только первосвященник. Неотъемлемой частью храма был двор, огороженный ткаными завесами на столбах из того же дерева ситтим, но на медных опорах. Во дворе располагался главный жертвенник, на котором сжигались приносимые в дар Богу животные, и сосуд для омовений.

С тех пор молитвенные постройки авраамических религий строятся по трехчастной схеме: преддверие – двор или притвор (нартекс), собственно основное пространство храма и специальная сакральная зона – алтарь или просто возвышение со столом либо тумбой для священных текстов.

Самое важное: этот шатер оказался не просто местом хранения скрижалей Завета и не только специальной территорией, где приносятся жертвы. Теперь уже Скиния, а не место, когда-то отмеченное камнем Иакова, стала домом Бога. Евреи могли убедиться в этом буквально: как только Моисей собрал Скинию и освятил ее елеем, она скрылась в божественном облаке – наглядном свидетельстве божественного присутствия. Когда облако поднималось, странникам пустыни становилось понятно, что пора двигаться дальше в поисках Земли обетованной; если останавливалось, это был знак, что пора разбить лагерь для отдыха.

Рис. 5.3. Герард От. Строительство Скинии и Ковчега Завета. Гравюра. 1728 г.

Строительство Скинии было грандиозным этапом в религиозной эволюции человечества, а скромный шатер стал важной вехой в развитии архитектуры. Возможно, впервые Бог являл себя миру не через изображение (в картине или в скульптуре), а через слово, запечатленное священными письменами (скрижали Завета), и через архитектуру, в пустом физически, но полном божественного присутствия пространстве Святая святых. Много позже, в 63 г. до Рождества Христова, римский император Помпей в битве за Иерусалим захватил Храм – «потомок» Скинии, где тоже, естественно, было такое пространство. Считается, что, войдя в Святая святых, он был разочарован, не найдя там никаких богатств, и велел своим воинам покинуть храмовую территорию, не причиняя постройке вреда. Однако почему-то кажется, что вовсе не разочарование было тому причиной. Возможно, Помпей был потрясен глубиной философской и теологической мысли иудеев, видящих присутствие Всевышнего не в статуе, олицетворяющей Юпитера или Марса, а в пустом пространстве Храма.

Шатер как вместилище божественного присутствия – Шехины на иврите, Сакины у арабов – стал одной из главнейших культурных и религиозных метафор. Скинией можно назвать человека, впустившего Бога в душу; так же, естественно, часто называют Богородицу, ибо она, подобно Скинии Моисеевой, вмещала в себя Господа, пока вынашивала младенца Иисуса.

Интересно, что устройство Скинии описано в Библии самым подробным образом. Указано, сколько шипов нужно на каждом столбе, чтобы они соединялись друг с другом, как должны лежать обложенные золотом шесты, скрепляющие конструкцию; сказано, что на каждом куске ткани, служащем покрытием шатра, необходимо именно по 50 петель и именно голубого цвета, а крючки, сцепляющие петли друг с другом, нужно непременно отлить из золота. Однако представить себе, как Скиния выглядела на самом деле, довольно сложно, по крайней мере, реконструкции разных исследователей мало похожи друг на друга. Иногда очень жаль, что к Священному Писанию не прилагается священная проектная документация.

Рис. 5.4. Скиния Моисеева. Рисунок из древнерусского перевода книги Козьмы Индикоплова. 1495 г.

Впрочем, понять, как собирается Скиния, Моисею было значительно проще, чем нам сегодня: на горе Синай ему был показан божественный образец. Трудно сказать, был ли это чертеж, макет или полноразмерный шатер. Однако важнее другое: там, в трансцендентном – Ином – мире, существует общий проект. Причем, поскольку движения времени в тех сферах нет (а суть вечности в этом и состоит), данный проект актуален всегда, в любое мгновение. Всякий храм или дом молитвы (о различиях мы еще поговорим) незримо содержит в себе прообраз Скинии. Мишкан (так называют евреи шатер Моисея) поэтому не образец, которому следуют строители, а первое из воплощений общего божественного замысла. Зайдете ли вы в Новую синагогу в Берлине, построенную архитекторами Эдуардом Кноблаухом и Августом Шлютером, в стамбульскую мечеть Сулеймана, которую возвел Мимар Синан, в собор Святого Петра в Риме, автором которого является Микеланджело, или в Успенский собор Московского Кремля, сооруженный Аристотелем Фиораванти, – у любого из этих зодчих, как и у всех других, кто строил культовые сооружения, всегда есть Высший Соавтор. Наверное, ничто не связывает архитектуру с горними сферами, с миром божественного так, как сотворенный Им за пределами нашей реальности нерукотворный шатер.

Можно рассказать и еще об одном воплощении данного проекта. Согласно исламскому преданию, Кааба, главная святыня мусульман, невероятно красивый в черных с золотом ковровых одеяниях каменный куб в центре Заповедной мечети в Мекке, был построен самим Авраамом (Ибрагимом) и его сыном Исмаилом (братом так и не принесенного в жертву Исаака, но от другой матери). Однако задолго до этого данная храмовая постройка уже существовала на небе в специальном шатре и была на время спущена оттуда Адаму, когда, изгнанный из рая, первый человек затосковал о Боге. Если учесть, что помещение Святая святых Скинии также было кубическим, а форма куба как самой статичной фигуры неразрывно связана с вечностью (кажется, это гениально прочувствовал Казимир Малевич, создавая свой «Черный квадрат»), то не остается сомнений в наличии общего вневременного проекта божественного шатра.

Впрочем, что касается христиан, то они подошли к теме Скинии особо и несколько усложнили ситуацию. С одной стороны, любую христианскую церковь как собрание людей, впустивших в свои сердца Господа, тоже можно назвать Скинией. С другой стороны, Мишкан Моисея вмещал в себя скрижали Ветхого (первого) Завета, а Христос принес на землю Новый Завет. Естественно, возникла мысль о том, что и образец, явленный на горе Синай, уже устарел и заменен обновленным. Яснее всего об этом говорится в послании апостола Павла к евреям, которые знали устройство и суть служения в первой Скинии и хорошо понимали, о чем идет речь: «Но Христос, Первосвященник будущих благ, при шедши с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровию козлов и тельцов, но со Своею кровию, однажды вошел во святилище, и приобрел вечное искупление» (Евр. 9: 11, 12).

Рис. 5.5. Кааба. Каменный храм во дворе Заповедной мечети. Мекка, Саудовская Аравия

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *