Скит, что это такое?

Митрополит Феофан благословил строительство монашеского скита

В двадцати километрах от Раифского монастыря началось строительство скита, куда будут уезжать насельники обители, чтобы помолиться и пожить в уединении. В Казанской митрополии это первый прецедент, нужный и важный для монашеской жизни. И, как всегда, Раифская обитель выступает первой. Впрочем, скит — не единственная новость в Раифе. Подробности — в материале «Реального времени».

«Старец Филарет тоже искал уединения»

Как пояснил наместник Раифского Богородицкого мужского монастыря игумен Гавриил, скит — одна из форм монашеской жизни, существующая с древних времен. «Монашество началось в Египте с отшельничества, основателем были Павел Фивейский и Антоний Великий, это были подвижники, которые жили отдельно друг от друга в пустыне», — рассказал игумен Гавриил. Кроме отшельничества, существуют еще две формы монашеской жизни — в скиту и в монастыре.

Устройство скитов — это обычная монастырская практика, она характерна, например, для московских обителей, где многолюдно и много паломников. Люди должны приезжать в обители и как паломники, и как туристы, это нормально. Но при этом насельникам обителей нужно уединение для молитв, для этого и устраиваются скиты.

«В принципе, Раифа так и начиналась, основатель обители старец Филарет, который постригался в монахи в Чудовом монастыре Москвы, затем перешел в Спасский, тоже искал уединения. Поэтому он и пришел в Казань, а затем на берегу Раифского озера начал искать место, где можно поселиться. Он нашел такое место для созерцательной жизни. Сейчас, когда Раифа стала для многих любимым духовным центром, мы получили благословение от митрополита Казанского и Татарстанского Феофана на строительство скита», — рассказал игумен Гавриил.

В пасхальные дни раифские монахи отслужили молебен Николаю Чудотворцу и совершили крестный ход на кладбище

«Мы приобрели небольшой участок земли»

Скит строится в 23 километрах от Раифской обители, почти на границе с Марий Эл. Совсем рядом — два марийских поселка. Это село Никольское, там есть небольшая часовня и православное кладбище. В пасхальные дни раифские монахи отслужили молебен Николаю Чудотворцу и совершили крестный ход на кладбище. В округе много православных верующих, которые тоже приняли участие в богослужении. Так что место, где будет стоять скит, с одной стороны — тихое и уединенное, а с другой — туда будут приходить верующие.

Раифские монахи будут жить в скиту по «вахтовому методу»: находиться в Раифе, потом на некоторое время уезжать в Никольское, сменяя друг друга — пожить в тишине, поработать, помолиться, почитать. Территория скита будет поделена на две зоны. На одну смогут попадать миряне, вторая, закрытая, только для монахов.

Игумен Гавриил рассказал, что в принятом недавно Священным Синодом документе «О монастырях и монашествующих» предусмотрено несколько видов проживания. Во-первых, для желающих предоставлять возможность проживания в скиту. Во-вторых, во всех монастырях предусмотреть так называемую «братскую территорию», которую не посещают паломники. То есть часть монастырских территорий будут открыты только для братии обители. Но в Раифе сделать такую территорию технически невозможно — с двух сторон монастырь окружает озеро, с третьей — пстройки спецучилища. Поэтому строительство скита — вопрос насущный.

«Нам поставлена задача владыкой Феофаном налаживать монашескую жизнь, а монашеская жизнь — это жизнь внутренняя. Поэтому и нужны тишина и уединение», — говорит игумен Гавриил.

В скиту предполагается небольшое подсобное хозяйство — теплица, огород. Уже есть небольшая пасека, 10 ульев, и к осени ждут первый мед

«Все будет в древнерусском стиле»

Участок земли под скит равен 10 гектарам. В Никольском всего 17 дворов, семь принадлежат очень пожилым местным жителям, остальные дачники. Место тихое и уединенное, на несколько километров в округе нет жилья — леса и поля.

Сейчас уже построено несколько временных домиков, где живут приезжающие монахи. Скоро вырастет забор — частокол в древнерусском стиле. Часовня в скиту маленькая — 3 на 4 метра, так что вот-вот начнется строительство деревянного храма. Церковь будет освящена в честь Николая Чудотворца. Храм будет напоминать Троицкую церковь на Свияжске. Начнется и строительство деревянного братского корпуса. Сруб храма планируется сделать зимой, он должен «выстояться» и дать усадку.

«Все будет деревянным, тем более, что рядом Марий Эл, там много древесины, и многие люди уже согласились нам помогать», — рассказывает игумен Гавриил.

Кроме этого, в скиту предполагается небольшое подсобное хозяйство — теплица, огород, среди послушников Раифской обители есть выпускник сельскохозяйственного вуза, который с удовольствием начал всем этим заниматься. Уже есть небольшая пасека, 10 ульев, и к осени ждут первый мед.

Финансирует строительство скита сам монастырь, и помогают неравнодушные люди, жертвуют и деньги, и стройматериалы.

Часовня в скиту маленькая — 3 на 4 метра, так что вот-вот начнется строительство деревянного храма

«Первый зал музея откроем в начале лета»

Еще одна из новостей — в начале лета откроются первый зал музея Раифской обители и смотровая площадка. Полностью музей откроется к 4 сентября, к престольному празднику обители — дню почитания Грузинской иконы Богородицы. Музей разместится в угловой левой башне со стороны озера.

На первом этаже, помимо артефактов, можно будет увидеть большой макет обители, пол первого зала будет выполнен в виде карты Татарстанской митрополии, а на потолке будут транслировать десятиминутный фильм о Раифе. Созданием музея занимается мастерская дизайна Сергея Насекина, научное руководство осуществляет Елена Карташева.

А на берегу озера, возле Дома паломника, совсем скоро откроется монастырское кафе, где на лоне природы можно будет недорого, но вкусно пообедать. Пища будет монастырская — овощи, рыба, пирожки, блины, чай с травами из вкусной раифской воды. Кстати, кафе насельники обители строят сами.

Татьяна Мамаева, фото raifa.ru ОбществоКультураИстория Татарстан Татарстанская митрополия Казанская и Татарстанская епархия

В Википедии есть страница «скит».

Русский

В Викиданных есть лексема скит (L184100).

Морфологические и синтаксические свойства

скит

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1b по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -скит- .

Произношение

  • МФА: ед. ч. , мн. ч.

Семантические свойства

Значение

  1. поселение беженцев, отшельников и скитальцев ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. религ. небольшое монастырское общежитие из нескольких келий, устраивавшееся в отдалении от монастыря для монахов-отшельников ◆ Условия жизни в скиту были довольно суровыми. С. А. Еремеева, «Лекции по русскому искусству», 2000 (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  3. древнее поселение монашеского типа, устраивавшийся в глухих местностях ◆ Керженские скиты. ◆ В скитах селились старообрядцы разного звания

Синонимы

  1. ?
  2. ?

Антонимы

Гиперонимы

  1. деревенька, селение, посёлок
  2. пустынь, монастырь
  3. пустынь, поселение

Гипонимы

Родственные слова

Список всех слов с корнем «скит»

  • существительные: скитник, скитница, скитничание
  • прилагательные: скитский, скитный
  • глаголы: скитничать

Этимология

Происходит от греч. Skētis — назв. пустыни в Египте, где селились греческие монахи.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    • Английскийen: (монашеская обитель) small secluded monastery; (жилище отшельника) hermitage; (община староверов) skit (monastic-type community of Old Believers)
    • Армянскийhy: ճգնարան
    • Греческийel: σκήτη
    • Испанскийes: eremitorio/ermitorio м.; ermita ж. (en los monasteriios ortodoxos); (старообрядческий) monasterio м. (en despoblado)
    • Итальянскийit: eremitaggio м., romitaggio, eremo м.
    • Немецкийde: Einsiedelei ж.
    • Украинскийuk: скит
    • Французскийfr: monastère м.

    Анаграммы

    • стик

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить примеры словоупотребления для всех значений с помощью {{пример}}
      • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

      скит II

      В Викиданных есть лексема скит (L184101).

      падеж ед. ч. мн. ч.
      Им. скит ски́ты
      Р. ски́та ски́тов
      Д. ски́ту ски́там
      В. скит ски́ты
      Тв. ски́том ски́тами
      Пр. ски́те ски́тах

      скит

      Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

      Корень: -скит-.

      • МФА:
  1. истор. средневековая французская серебряная монета ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  1. ?
  1. монета

Ближайшее родство

От ??

    Список переводов

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
      • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
      • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

      скит III

      В Викиданных есть лексема скит (L184102).

      падеж ед. ч. мн. ч.
      Им. скит ски́ты
      Р. ски́та ски́тов
      Д. ски́ту ски́там
      В. скит ски́ты
      Тв. ски́том ски́тами
      Пр. ски́те ски́тах

      скит

      Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

      Корень: -скит-.

      • МФА:
  1. спорт. стендовая стрельба на круглой площадке, во время которой спортсмен перемещается по дуге с одной стрелковой позиции на другую и стреляет по тарелкам, выпускаемым метательными машинами ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  1. ?
  1. стендовая стрельба

Ближайшее родство

От англ. skeet, далее от ??

    Список переводов

    • Английскийen: skeet

    • Шагалова Е. Н. Словарь новейших иностранных слов. — М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2017. — ISBN 978-5-462-01845-9.

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}

    скит IV

    падеж ед. ч. мн. ч.
    Им. скит ски́ты
    Р. ски́та ски́тов
    Д. ски́ту ски́там
    В. скит ски́ты
    Тв. ски́том ски́тами
    Пр. ски́те ски́тах

    скит

    Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

    Корень: -скит-.

    • МФА:
  1. муз. в хип-хопе короткий монолог исполнителя, подводящий к концепции следующей песни или развивающий предыдущую на альбоме ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  1. ?
  1. монолог

В Ливанском крае строят единственный в мире староверский монастырьСергей Кузнецов00:00 / 04:43

Настоятель Ливанской староверской общины отец Фёдор Бехчанов рассказывает, что идея монастыря, или скита, существует несколько лет.

«Мы давно об этом думали. Кое-что наметили и в течение нескольких лет летом собирались там, где у нас есть разрушенный храм Эзермуйжской общины, и там несколько дней жили иноческой жизнью. Вели службы. Жили в палатках. Выполняли полный суточный круг, как в монастыре по псалтырю. И так на несколько дней отключались от мира».

Скит – это монастырь в малом виде, в котором живёт и работает несколько человек. Для Древлеправославной Поморской церкви – это старая традиция, но сейчас в мире нет ни одного ее монастыря. Отец Фёдор Бехчанов отмечает, что в прошлом скиты являлись центрами духовной жизни, имели широкое распространение. В Латгалии их не было, но ещё сто лет назад такой стоял в Литве в Дегучае, были скиты на севере России и даже в Польше. Отец Фёдор надеется, что когда скит откроют, появятся и иноки.

«Мы надеемся, что кто-то найдётся из наших христиан и посвятит свою жизнь Богу – это самый сложный вопрос. Даже легче построить монастырь. Всё обустроить и сделать, поднять стены, всё приготовить — но в наше время духовность очень падает».

20 февраля 2017 года центральный совет Древлеправославной Поморской церкви решил восстановить храм в Рудзатской волости и основать монастырь.

«Округа, где мы строим скит – это храм, который в своё время был самостоятельным. У нас таких пять приходов. На сегодняшний день они все объединились в Ливанскую общину. Один мы решили возродить, так как там всё было разрушено, но теперь всё идёт вперёд, восстанавливается».

Ашот Мамиконян руководит строительством храма. Но прежде чем завозить материалы и пускать рабочих, предстояло доказать, что это собственность церкви. Община своевременно не восстановила права собственности на землю и строение, в итоге пришлось идти в суд.

«Через полтора года, даже меньше, выиграли дело в суде. Нам повезло. Восстановили права собственности на этот участок и здание церкви. Судебный процесс так быстро прошёл, на удивление другим общинам, как мы знаем по нашему опыту, именно потому, что мы договорились с Ливанской думой, полюбовно решили это дело. Суд фактически констатировал наше с думой соглашение».

Одна из задач общины – спасти храм, которому больше ста лет. А во-вторых, Ливанская община, как правопреемница этой собственности, построит скит на этом месте.

«Свой участок земли небольшой. Но для двух послушников для начала хватит. Это 0,6 гектара. Рядом наш старовер живёт. Он сохранил иконы, которые в том храме были – наш человек. Вокруг тоже наши прихожане. Решением центрального совета наша община признана правопреемницей, и с тех пор именно наша община занимается строительством скита на этом месте».

После суда год потребовался, чтобы восстановить все документы, занести объект в Земельную книгу, создать инвентарное дело. Ремонт начали в этом году.

«Полностью заменили первые нижние венцы. Для всех срубов это ахиллесова пята. Вместо них сейчас мощный железобетонный фундамент. Один угол подняли, который запал на 10-12 сантиметров. Теперь он стоит на капитальной основе, и мы можем не переживать, что с ним что-то . Он стоит твёрдо на ногах».

Кроме того, восстановили подъездную дорогу – это около 50 метров. Провели электричество. Залатали все дыры на крыше, теперь она не протекает. Постелили деревянный пол, сделали погреб.

«Теперь законсервировали на зиму, а в апреле снова начнём работу. Так потихоньку с божьей помощью будем продвигаться вперёд. Сейчас будем обустраивать внутреннее убранство — сделаем кельи, кухню, печь. Всё, что необходимо. Две кельи будут для паломников, которые будут приезжать, а дальше посмотрим».

На на восстановление единственного в мире древлеправославного монастыря в Ливанском крае потрачено около 20 000 евро, включая судебные издержки, топографию, замеры, инвентаризацию, проектные работы. В основном это — пожертвования прихожан, часть община получает в виде малых грантов от самоуправления.

Подземные сооружения на Донбассе связывают в основном с угольными шахтами. Если же говорить о каких-то культовых объектах, то самыми известными являются пещеры Святогорского монастыря. Но, оказывается, подобные памятники древней архитектуры есть и на Луганщине. Просто они никому не нужны и постепенно пропадают в безвестности.

В 2,7 км на юго-запад от восточной окраины села Наугольное (Сватовский район) расположено урочище Аксеньево. Здесь в густой чаще Татарской балки среди 25-метровых деревьев и крутых меловых склонов спрятался вход в подземный скит. Лазы в пещеры периодически обваливаются, так что зайти с «парадного входа» не всегда удается. Пролезая около двух метров через узкий проход, попадаешь в меловой коридор со сводчатым потолком. Средняя высота пещер – около 2 м, так что идти здесь достаточно комфортно. В некоторых местах высота достигает 4,3 м.

Через узкий проход придется ползти около двух метров. Фото: Константин Прилепский.

Чем ниже опускаешься, тем ниже становится температура (около +10-11° C). Пещеры представляют собой запутанный лабиринт коридоров, комнат и галерей. Их длина колеблется от 10 до 100 м, одни имеют выход в помещения, другие заканчиваются тупиком.

Внизу холодно, лучше одеться потеплее. Фото: Константин Прилепский.

Дорога по меловым коридорам идет под разным углом, а сами помещения имеют в плане прямоугольную форму и полукруглые своды. Под землей отлично сохранилась трапезная комната и помещение церкви. Здесь можно увидеть высеченный алтарь, а по сторонам проделаны ниши, в которых стоят молитвенные проемы.

В одном из коридоров находится заброшенный камнями колодец, и несколько комнат похожих на кельи монахов. В некоторых местах на стенах видны высеченные образы или староверческие кресты. К сожалению, тут также широко представлена и «наскальная живопись» местных доморощенных «спелеологов». Уникальное место никем не охраняется и не защищено от вандалов.

Не «Здесь был Вася», но все равно, приятного мало. Фото: Конастантин Прилепский.

По мнению археологов, подземная обитель монахов-затворников датируется XVI – XVIII вв. Хотя комплексных исследований тут не проводилось, и возможно пещеры были вырыты и гораздо раньше. По одной из версий это место создали православные иноки, которые спасались от византийских еретиков-иконоборцев в VIII веке. Другие считают, что подземный монастырь вырыли местные жители по образцу Киево-Печерской Лавры в 1894 году. Инициировал это местный верующий Григорий, который регулярно ездил в Киев на паломничество. Он хотел еще построить возле скита православный собор, но по легенде однажды просто исчез и все его планы рухнули.

Большинство жителей Луганщины и не догадываются, что этот монастырь масштабнее Киево-Печерской Лавры. Фото: Константин Прилепский

Раскопки велись здесь в разное время, но удивительный монастырь по-прежнему остается загадкой. Его периодически «открывают» и снова забывают. У большинства жителей области даже не возникает мысли, что подобные вещи могут быть у нас. Хотя побывавшие там говорят, что сватовский подземный монастырь по масштабам превосходит пещеры Киево-Печерской Лавры. Как бы там ни было, а пока скит под Наугольным постепенно заваливается и остается лишь «точкой сборки» местных экстремалов и местом редких вылазок луганских путешественников-энтузиастов.

Кстати: в пещерах можно увидеть окаменелого червя предположительно возрастом 145 млн. лет родом из Мелового периода.

Общая длина ходов Сватовского скитского пещерного монастыря — около 230 м.

Расстояние: 185 км от Луганска

Книга МОНАШЕСКИЙ СКИТ — это приключенческий роман-притча о том, что в любой ситуации можно найти почву под ногами, все исправить и начать новую жизнь с Богом. Герой книги приходит себя на берегу возле Афонского монастыря и понимает, что потерял память. Его подбирают монахи, и начинается удивительная полная откровений жизнь в монастыре. Быт монахов, их абсолютно разные судьбы… Герою предстоит пройти через многое, прежде чем наступит развязка этой истории.
В сюжет книги вплетены реальные слова Святейшего Патриарха Кирилла, который, без излишнего морализаторства, удивительно точно и умно высказывается о том, с чем мы каждый день сталкиваемся в повседневной жизни. О том, как вести себя в сложных ситуациях, как опереться на Веру. Поскольку само повествование захватывает с самой первой страницы, все слова Патриарха также воспринимаются очень легко и живо. Они сразу ложатся на сердце, получается настоящий задушевный разговор.
Это — книга-откровение, которая при всей своей увлекательности оказывается настоящим помощником в обретении истиной Веры и оказывает огромную поддержку в нашей непростой жизни!

Об авторе:
Родился 24 июня 1962 года. Республика Молдова.
В 1981 г. окончил Техникум эфиромасличных и табачных культур по специальности техник — технолог.
Образование — высшее. Окончил Калининградский государственный университет, 1990г., Кандидат педагогических наук, 1999 г.
Окончил Академию Народного Хозяйства при Правительстве Российской Федерации и получил Диплом Магистра Управления, 1999 г.
1981 — 1983 г. служба в армии в г. Севастополь.
В Калининграде с 1983г. по 1986г. работал в Управлении МОРТРАНСФЛОТ Министерство рыбного хозяйство СССР.
1987 — 1996 г. Директор ДЮШС по борьбе самбо и дзюдо.
1996 г. Генеральный директор транспортно — экспедиционной компании «Земланд — Эксима».
1996 — 2000 г. Генеральный директор транспортно — экспедиционной компании «Транс Рейл Вест».
Занимается привлечением инвестиций в Калининградский регион, маркетинговыми разработками в области привлечения грузопотоков в Калининградские порты.
В Правительство РФ им были подготовлены и представлены предложения по улучшению работы, увеличению загрузки портов и погран-переходов Калининградской области. Разработчик федеральной программы развития транспортного комплекса Калининградской области.
2000 — 2001 г. зам. губернатора Калининградской области.
Участвовал в подготовке закона об особой экономической зоне и Федеральной программы развития Калининградской области.
2001 — 2002 г. Вице — президент Всероссийской федерации самбо.
В 2002 г. Принят на должность Вице — президента компании «ОАО Внешнеторговая корпорация Союз»
Советник Губернатора Калининградской области.
Президент Международного Благотворительного Романовского Фонда Святой Горы Афон — по настоящее время.
Соискатель ученой степени доктора социологических наук Российской академии при Президенте РФ, на кафедре государственной службы кадровой политики.
Тема диссертации: «Социальное управление регионов в условиях геополитических трансформаций».
1987 год — Основал школу самбо и дзюдо Калининградской области. Подготовил двух Чемпионов мира, четырех Чемпионов Европы, провел Чемпионат Европы 1993 г., Кубок мира в 1995 г., Чемпионат мира в 1998 г. и был исполнительным директором всех мероприятий. Обучение в школе самбо и дзюдо прошли более 10000 человек.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *