Сколько апостолов?

Все законоучители и проповедники в Иудее имели многочисленных учеников. Иисус тоже нуждался в них для выполнения Своей земной миссии. О том, как появились первые ученики у Иисуса, евангелия повествуют далеко неодинаково. Если в синоптических евангелиях (от Марка, Матфея и Луки) говорится, что Христос Сам выбрал себе ближайших помощников, то в евангелии от Иоанна утверждается обратное – ученики Иоанна Крестителя, например, Андрей, решили последовать за Иисусом после того, как их учитель раскрыл им подлинную природу Христа. Вероятнее всего, правы все евангелия: Иисус как выбирал Сам, так и принимал тех, кто приходил от Иоанна.

Чем руководствовался Иисус, выбирая Себе помощников? Его совершенно не интересовали грамотность человека, его социальное положение и состоятельность. Главным критерием являлись душевные качества людей, их способность к восприятию идеи о «Царствии Божием» и готовность к самопожертвованию ради проповеди о нем. Именно поэтому вокруг Иисуса собрались не ученые книжники, не знатоки Писания, не богатые и сильные мира сего, а чистосердечные и прямодушные простолюдины, безгранично верившие в Христа и в тот мир, который Он представлял. Все они происходили из Галилеи – северной области тогдашней Иудеи, а еще точнее, из района Нижней Галилеи, прилегавшей к озеру Кинерет. Все они, как и Иисус, были иудеями и их число – двенадцать, отнюдь не случайно. Христос хотел иметь столько же учеников, сколько было древнееврейских племен. «…Когда сядет сын Человеческий на престоле славы Своей, – говорил Иисус, – сядите и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Матф. 19:28). Тем самым Он подчеркивал Свою связь с израильской историей и библейской традицией. Но кто же они, эти избранники Иисуса? Прежде всего, среди них было три пары братьев:

– Петр (он же известен как Симон или Кифа) и его брат Андрей;

– Иаков и Иоанн Зеведеевы;

– Иуда (он же известен как Леввей или Фаддей) и Иаков Алфеевы;

Далее следовали «одиночки»: Филипп, Фома (он же известен как Близнец), Варфоломей, Матфей, Симон Кананит (он же известен как Зилот) и, наконец, Иуда Искариот.

Нужно сразу отметить, что некоторых учеников новозаветные книги называют по-разному. Например, Иуда Алфеев, брат Иакова Алфеева, в евангелии от Марка назван «Фаддеем» (Марк 3:18), а евангелие от Матфея дает ему сразу два имени – «Леввей, прозваннный Фаддеем» (Матф. 10:2-4). В то же время евангелие от Луки именует его «Иуда Иаковлев» (Лука 6:16), а евангелие от Иоанна называет его просто – «Иуда, не Искариот» (Иоанн 14:22). И, наконец, в «Деяниях святых Апостолов» тот же ученик фигурирует под именем «Иуда, брат Иакова» (Деян. 1:13). Это вносит немалую путаницу, но она тоже не случайна. Ведь среди двенадцати учеников Иисуса были два Симона, два Иакова и два Иуды, поэтому, чтобы их не перепутать, всем им дали вторые имена и прозвища. Чтобы различать двух Симонов, одному из них Иисус дал прозвище «камень», то есть Петр по-гречески или Кифа по-арамейски, а другого назвали «Кананит» – по названию его родного городка, Кана, того самого, где Христос превратил воду в вино. Но так как Симон Кананит был раньше «зелотом», сторонником еврейского радикального движения, боровшегося против римлян за свободу Иудеи, то ему дали второе прозвище – «Зилот». С двумя Иаковами поступили проще: к их именам стали добавлять имена их отцов, так появились Иаков Зеведеев и Иаков Алфеев. Что касается двух Иуд, то здесь опять прибегли к помощи прозвищ: один стал Иудой Искариотом, а второй, Иуда Алфеев, оказался прямо-таки рекордсменом по количеству имен – Фаддей, Леввей и Иуда Иаковлев. Наконец, после распятия Христа появляется второй Матфей, его избрали двенадцатым вместо Иуды Искариота.

В то же время мы не знаем подлинного имени Фомы, прозванного Близнецом. Дело в том, что само имя Фома (Томас) представляет собой всего лишь искаженный перевод древнееврейского слова «теом» – «близнец». Обычно в переводах с древнееврейского на греческий буква «Т» передавалась как «Ф». Но как звали ученика по прозвищу Близнец?

Непонятна и роль еще одного последователя Иисуса – Нафанаила (др.евр. Натаниэль). Все три синоптических евангелия не только не включают его в число двенадцати учеников Христа, но и не говорят о нем ни слова, зато евангелие от Иоанна представляет его как одного из ближайших учеников Иисуса. Это тот самый Нафанаил, о котором Иисус сказал: «Вот, подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства» (Иоанн 1:47). Он, как и Симон Кананит (Зилот), тоже был родом из Каны и стал одним из первых, кто сопровождал Христа. Именно за ним пришел Филипп, чтобы сообщить: «Мы нашли Того, о Котором писал Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета». На что Нафанаил ответил знаменитой фразой: «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Иоанн 1:45-46). Не является ли Нафанаил подлинным именем вечно сомневавшегося Фомы? Однако евангелие от Иоанна исключает эту версию следующей фразой: «Были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его» (Иоанн 21:2). Нам остается предположить, что еврейское имя Нафанаил принадлежало ученику, названному в синоптических евангелиях грецизированным именем Варфоломей (Бар-Талмай?). Как известно, в эпоху господства эллинистической культуры среди иудейского народа было принято иметь два имени – одно свое, еврейское, а второе греческое, реже латинское, используемое для общения с римско-греческим окружением. Так, самые известные апостолы Петр и Павел в действительности были Шимоном (Симон) и Шаулем. Двойные – еврейские и греческие имена имели все ученики Иисуса. Проблема заключается лишь в том, что иногда евангелия содержат либо только еврейские, либо только греческие имена, что затрудняет идентификацию некоторых учеников. Можно не сомневаться, что и Андрей, брат Петра, и Филипп, и Варфоломей, и Фома имели еще и собственные, еврейские имена. Точно также как братья Иаков и Иоанн Зеведеевы, Иуда и Иаков Алфеевы, а также Иуда Искариот могли иметь и паралельные греческие имена. Следует принять во внимание, что все иудейские личные имена и географические названия в евангелиях сильно грецизированы, например, Йоханан стал Иоанном, Шимон – Симоном, а городок Кфар Нахум – Капернаумом. Мало этого, подлинное имя Самого Христа – Йешуа (Йеошуа) – превратилось в Иисус. Это связано с тем, что переписчики, как правило, малоазийские, александрийские и сирийские греки затруднялись в передаче еврейских имен и старались переделать их на знакомый им греческий лад.

Как свидетельствуют евангелия, все ученики Иисуса были родом из небольших галилейских поселений, прилегавших к озеру Кинерет: Капернаума, Вифсаиды, Каны. Из одного только Капернаума, откуда собственно и начал Свою проповедь Иисус, происходила половина Его учеников: Петр и его брат Андрей, братья Зеведеевы и Алфеевы. Тот факт, что абсолютно все они являлись галилеянами косвенно подтверждается и в «Деяниях», которые, характеризуя отношение жителей Иерусалима к ученикам Иисуса, писали: «И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?» (Деян. 2:7). Оттуда же, из Галилеи, из древнего города Магдала происходила и Мария Магдалина, упомянутая в евангелиях.

Вид на сохранившиеся развалины Капернаума – родного города части учеников Христа

Большинство учеников Иисуса были рыбаками на озере Кинерет и, как откровенно признают «Деяния», представляли собой «людей некнижных и простых» (Деян. 4:13). Правда, некоторые из них являлись достаточно состоятельными людьми, например, Иаков и Иоанн Зеведеевы были сыновьями зажиточного рыбака, имевшего наемных работников. Другой ученик, Матфей, до присоединения к Иисусу был известен как сборщик налогов (мытарь) и характер его работы предполагал достаточную грамотность и наличие средств. Именно из-за этой его относительной образованности ему ошибочно приписывают авторство евангелия от Матфея. Богатым человеком являлся и тайный ученик Иисуса – Иосиф из Аримафеи – тот самый, который выкупил тело Иисуса у римского наместника Понтия Пилата и приобрел погребальную пещеру.

Вообще у Христа было очень много последователей, например, евангелист Лука говорит о семидесяти учениках, которых Иисус посылал по двое в те города и селения, куда Сам хотел идти (Лука 10:1). Но лишь двенадцать из них стали Его окружением и сопровождением. Из этих двенадцати только трое считались самыми близкими и доверенными Ему: Петр и братья Зеведеевы – Иоанн и Иаков. Они же были первыми, кто присоединился к Христу. Только их Он брал в самые важные моменты Своей земной жизни и только им давал самые ответственные поручения. Именно они, а не кто-либо другой, присутствовали при преображении Христа на горе Табор (Фавор), при воскресении дочери Иаира, а также в Гефсиманском саду накануне ареста Иисуса (Марк 9:2; 5:22-23,37; 14:32-33). После Своего воскресения Иисус поручает одному из этих трех – Петру – руководство над всеми учениками и последователями. Именно ему Христос трижды сказал в присутствии других учеников: «Паси овец Моих», – тем самым дав понять всем, что Он назначает Петра Своим преемником (Иоанн 21:15-17). Впрочем, Иисус выделял Петра еще до конца Своей земной жизни. Это ему Он сказал: «Ты-Петр («камень»), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Матф. 16:18-19).

Вероятно, вторым самым близким к Иисусу учеником был Иоанн Зеведеев, брат Иакова. Согласно евангелию от Иоанна, только Иоанн, как любимый ученик, «возлежал у груди Иисуса» во время последней вечери, и лишь ему Иисус показал, кто Его предаст (Иоанн 13:23-26). Иоанн был единственным из всех учеников, кто присутствовал на распятии Христа, и он первым вошел в пещеру, где было оставлено тело Иисуса. Он же стал вторым после Петра, кому Иисус позволил идти с Собой после третьего явления ученикам «по воскресении Своем из мертвых» (Иоанн 19:26; 20:3-5; 21:20-22). Судя по высказываниям апостола Павла, Иоанн Зеведеев считался одним из самых авторитетных и уважаемых руководителей христианской общины Иерусалима, по своему значению уступая только Петру и брату Иисуса, Иакову. Его часто отождествляют с Иоанном Богословом, автором евангелия от Иоанна и «Откровения», хотя это предположение ошибочно. Иисус очень любил Иоанна и Иакова Зеведеевых, которым Он «нарек имена Воанергес, то есть «сыны громовы» (Марк 3:17). Вероятно, из двух братьев Иаков был старшим, а Иоанн – младшим, поэтому во всех евангелиях имя Иакова стоит впереди Иоанна. Видя расположение Иисуса к ним, братья даже просили Его об особой привилегии для них: «дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей» (Марк 10:37). Если Иоанну довелось прожить долгую и достойную жизнь, то его брату Иакову повезло куда меньше. По неизвестной причине Иаков Зеведеев был казнен по приказу Агриппы I, хотя другие апостолы, как и вообще христианская община Иудеи не пострадали. Еще с раннего средневековья с именем апостола Иакова связана немалая путаница. Многие отцы церкви и богословы полагали, что речь идет либо о Иакове Зеведееве, брате Иоанна, либо о Иакове Алфееве. Только в последнее столетие библеистика окончательно установила, что под именем апостола Иакова в действительности фигурировал брат Самого Иисуса.

Хотя Христос выделял среди всех Своих учеников Петра и братьев Зеведеевых (Иакова и Иоанна), Он был против всякой иерархии среди них и считал, что любая попытка возвысить одних за счет других должна быть порицаема и наказуема. «…Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Марк 10:43-44). На просьбу же братьев Зеведеевых – посадить их рядом с Собой, ответил так: «А дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от меня зависит, но кому уготовано» (Марк 10:40). Однако ученики не могли удержаться от тщеславия и как-то раз, «дорогою рассуждали между собою, кто больше» (Марк 9:34). Тот факт, что они находились в разной степени близости к Иисусу, сам по себе устанавливал некоторую иерархию среди них, о чем свидетельствует следующий эпизод: «Они (эллины – И.Л.) подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! Нам хочется видеть Иисуса. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу» (Иоанн 12:21-22). Очевидно, Андрей, как родной брат Петра, был ближе к Иисусу, чем Филипп, но в то же время он не входил в тройку самых близких учеников, которая состояла из Петра, Иакова и Иоанна.

Иисус требовал полного самоотречения от Своих учеников. «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником». Поясняя свои более, чем жесткие требования, Он говорил: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия… Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лука 14:26,33; 9:62). То есть ученики должны были всецело отдать себя проповеди о мире нашего Создателя. Поэтому одного Он не отпустил хоронить отца, сказав: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов», а другому не позволил даже проститься с домашними своими (Лука 9:60-61). Если таковы были условия Иисуса к Своим ученикам, то, скорее всего, они не могли иметь собственных семей и были неженаты. Правда, в отношении одного из них, Петра, у нас есть косвенное доказательство того, что он был женат, ибо Иисус вылечил его тещу от лихорадки (Марк 1:29-31). Но о самой жене Петра, а тем более о его детях, нигде и ничего не говорится. Есть еще одно свидетельство – от отца ранней церкви Папия Иерапольского, который утверждает, что хорошо знал дочерей Филиппа – ученика Иисуса. Если у Филиппа были дочери, то он был женат и имел семью.

Двенадцать ближайших учеников Христа не только повсюду сопровождали Своего Учителя, но и были Его «чрезвычайными и полномочными посланниками». Согласно евангелию от Марка, Иисус, «призвав двенадцать, начал посылать их по два и дал им власть над нечистыми духами… Они пошли и проповедывали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Марк 6:7,12-13). Из этого видно, что Иисус признавал и использовал возможность посредничества между человеком и Богом, между Ним и обычными людьми, то, что в принципе отвергают протестантские церкви.

Христос посылает Своих учеников не ко всем, а только к Своему народу. Евангелие от Матфея добавляет, что послав двенадцать на проповедь, Иисус «заповедал им: на путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Матф. 10:5-6). То есть проповедь Иисуса была обращена исключительно к иудеям и смысл Своего прихода в этот мир Он видел в спасении еврейского народа.

Однако не все последователи Иисуса сопровождали Его или претендовали на право быть Его учениками. В этом отношении интересен эпизод, приведенный Марком: «Учитель! – сказал Иоанн, – мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему; ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня» (Марк 9:38-39).

Но как сами ученики относились к Своему необычному Учителю, за кого они Его принимали? Согласно Марку, «дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? Они отвечали: за Иоанна Крестителя, другие же – за Илию, а иные – за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты – Христос (Мессия – И.Л.)» (Марк 8:27-29). То, что ученики считали Иисуса Мессией, то есть Спасителем, который должен освободить Иудею от власти римлян, подтверждает и эпизод из Луки: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля» (Лука 24:21). Так говорили Его последователи, еще не знавшие о воскресении Иисуса. Правда, Христос не раз пытался объяснить Своим ученикам, что Он отнюдь не тот мессия, который должен, согласно еврейской традиции, силой изгнать римлян из Иудеи и сесть на престоле Давида, что Его царство не на земле, а в нематериальном мире нашего Творца, но встречал полное непонимание. «Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и по убиении в третий день воскреснет. Но они не разумели сих слов, а спросить его боялись» (Марк 9:31-32). В этом заключалась главная проблема учеников Иисуса: очень часто они не понимали Его, хотя Иисус старался говорить с людьми как можно более просто и использовал притчи. «Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все» (Марк 4:34). Однако даже ближайшие ученики Иисуса – Петр, Иаков и Иоанн – были не в состоянии постичь смысла миссии Христа, у них не укладывалось в голове, каким образом Спаситель, Который должен одержать победу над всеми врагами, может стать их жертвой. Еще труднее им было понять, как можно воскреснуть из мертвых в третий день? Фарисейское направление в иудаизме признавало существование другого, загробного мира, но ничего не говорило о возможности воскресения и возвращения из мира мертвых, да еще на третий день.

Сколь плохо понимали Иисуса Его ученики свидетельствует и эпизод преображения Христа на вершине горы Табор (Фавор). Он взял туда только троих, самых преданных Ему учеников – Петра, Иакова и Иоанна, – чтобы они лучше осознали истинную сущность Христа и Его земной миссии, но о виденном запретил им кому-либо рассказывать. Сцена преображения Иисуса являлась по существу Его контактом с миром нашего Создателя. Однако все, что мы знаем о ней – это сумбурные впечатления перепуганных и ничего не понявших учеников, к тому же в изложении евангелистов, узнавших об этом отнюдь не из первых уст.

Как показали дальнейшие события, из всех учеников Иисуса только Петр и Иоанн оказали заметное влияние на развитие раннего христианства, роль остальных осталась почти незамеченной. Это не случайно, ведь все или почти все двенадцать учеников Иисуса были простолюдинами из Галилеи, людьми малограмотными и не сведущими в Писании. Но факел, почти выпавший из рук двенадцати, подхватили другие – иудеи диаспоры, такие как Павел, Варнава, Марк, Сила, Лука, Иоанн Богослов. Они, никогда не видевшие и не слышавшие Самого Христа, стали Его подлинными апостолами. В отличие от двенадцати учеников, они были образованными и сведущими в Писании людьми, знавшими не только древнееврейский и арамейские языки, но и греческий. Это они, и подобные им, создали всю новозаветную литературу, включая канонические евангелия.

Сколько всего апостолов упоминается в Новом Завете?

В Новом Завете термин «апостолы» употребляется прежде всего для обозначения ближайших учеников Иисуса Христа, выделенных им, чтобы, по определению евангелиста Марка (3:14), «с Ним были и чтобы посылать их на проповедь». В Евангелиях этот термин не употребляется и апостолы именуются учениками. Центральное место среди апостолов занимает группа из двенадцати избранников, в которую входили Симон (Петр), брат его Андрей, Иаков Заведеев, брат его Иоанн, Филипп, Варфоломей (евангелист Иоанн называет его Нафанаилом), Фома, Матфей, Иаков Алфеев, брат его Иуда Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит, называемый также Зилотом, и Иуда Искариот. Призвав этих апостолов, Иисус «дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Матфей 10:1), и велел им странствовать и проповедовать «погибшим овцам дома Израилева» (Матфей 10:6). После смерти Иуды Искариота остальные апостолы избрали (посредством жребия) на его место Матфия (не путать с Матфеем). К двенадцати апостолам считал себя сопричисленным через непосредственное призвание «апостол язычников» Павел – по сущности апостол самозванный, но, в силу его чрезвычайных миссионерско-богословских заслуг, почитаемый христианской церковью как «первопрестольный апостол» сразу после Петра и вместе с ним. Автор Деяний именует апостолом и Варнаву (14:14, 19), присоединившегося к иерусалимской христианской общине уже после смерти Иисуса (4:36–37). Апостолами иногда называют еще семьдесят других учеников Христа, которых, по свидетельству евангелиста Луки (10:1), Иисус посылал «по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти». Из числа причисляемых христианскими писателями к этим семидесяти апостолам в Новом Завете по именам упоминаются лишь несколько: Архипп, Димитрий, Епафрас, Епафродит, Ераст, Ермий, Зина, Иасон, евангелист Лука, Пармен, Руф, Сила, Силуан, Симеон по прозвищу Нигер, Тимон, Филипп.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

15. Сколько было ближайших учеников Христа?

Вопрос:Сколько было ближайших учеников Христа?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Как следует из Святого Писания, для восполнения полноты ближайших Апостолов Господних после отпадения Иуды был брошен жребий. По жребию в число двенадцати Апостолов был включен святой Апостол Матфий. (Деян.1:15-26). Это произошло между Вознесением Господа и праздником Пятидесятницы. Именно Матфий входит в Собор двенадцати апостолов, память которых празднуется 30 июня / 13 июля. На иконах или фресках, посвященных Собору двенадцати апостолов, изображается св.Матфий. Святой же Первоверховный Апостол Павел в число двенадцати не входит. Он стал учеником Иисуса Христа в 35 – 37 годы после Святого Вознесения Господа нашего Иисуса Христа.

Время обращения в христианство первоверховного апостола устанавливается на основании Послания к галатам: «Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита» (2:1). Исследователи считают, что Павел имеет здесь ввиду поездку на Апостольский собор в Иерусалим. В этом убеждает совпадение отдельных моментов описания путешествия с 14 главой книги Деяний святых Апостолов. Собор проходил в 49 – 51 годы. Следовательно, Павел начал свое апостольское служение несколько лет спустя после избрания Матфия. Назвать св. Павла 13-м апостолом нельзя, потому что до его чудесного призвания Господь наш Иисус Христос избрал, кроме двенадцати, еще семьдесят апостолов (Лк.10:1). Павел не входит в число ни 12-ти, ни 70-ти, а занимает особое место среди благовестников святого Евангелия как «избранный сосуд» (Деян.9:15).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

  • Апостолы Христовы: Двенадцать свящ. Константин Пархоменко
  • Жизнь и труды святых славных и всехвальных двенадцати апостолов Господних, семидесяти меньших апостолов и прочих равноапостольных благовестников Христовых
  • Собор св. 70-ти апостолов архиеп. Димитрий (Самбикин)
  • Как запомнить имена Апостолов
  • 12 апостолов
  • 70 апостолов
  • Тест: Апостолы

***

Апо́столы (от греч. ἀπόστολος — посланник, посол) – ближайшие ученики Господа Иисуса Христа, избранные Им и посланные для благовестия о Царствии Божьем и устроения Церкви.

Имена ближайших двенадцати апостолов таковы:

  • Андрей (греч. андреас, «мужественный», «муж сильный»), брат Симона Петра, прозванный в предании Первозванным, поскольку, будучи учеником Иоанна Крестителя, был призван Господом ранее своего брата на Иордане.
  • Симон (евр. шимон – «Услышанный» в молитве), сын Ионин, прозванный Петром (Деян. 10:5,18). Греч. слово петрос соответствует арамейскому кифа, передающемуся русским словом «камень». Это имя Иисус утвердил за Симоном после исповедания Его Сыном Божьим в Кесарии Филипповой (Мф. 16:18).
  • Симон Кананит или Зилот (от арам. канай, греч. зелотос, что значит «Ревнитель»), уроженец Галилейского города Каны, по преданию был тем женихом, на браке которого были Иисус Христос и Его Матерь, где Христос претворил воду в вино (Ин. 2:1-11).
  • Иаков (от евр. глагола акав – «побеждать») Зеведеев, сын Зеведея и Саломии, брат евангелиста Иоанна. Первый мученик между апостолами, предан смерти Иродом (в 42 – 44 г. по Р.Х.) через усекновение главы (Деян. 12:2). Для отличия от Иакова младшего, его обыкновенно именуют Иаковом старшим.
  • Иаков младший, сын Алфеев. Был призван Самим Господом в число 12 апостолов. После сошествия Святого Духа проповедовал сначала в Иудее, затем сопутствовал св. апостолу Андрею Первозванному в Едессу. Распространял евангельское благовестие в Газе, Елевферополе и сопредельных им местах, оттуда отправился в Египет. Здесь, в городе Острацине (приморский город на границе с Палестиной), был распят на кресте.
    (Многие источники ассоциируют Иакова Алфеева с Иаковом, братом Господним, поминаемым Церковью в Соборе 70-ти апостолов. Вероятно, путаница произошла из-за того, что обоих апостолов именовали Иаковом младшим).
  • Иоанн (греч. форма Иоаннес от евр. имени Иоханан, «Господь милостив») Зеведеев, сын Зеведея и Саломии, брат Иакова старшего. Апостол Иоанн прозван Евангелистом как писатель четвертого Евангелия и Богословом за глубокое раскрытие христианского учения, автор Апокалипсиса.
  • Филипп (греч. «любитель лошадей»), уроженец Вифсаиды, по словам евангелиста Иоанна, «одного города с Андреем и Петром» (Ин. 1:44). Филипп привел к Иисусу Нафанаила (Варфоломея).
  • Варфоломей (с арам. сын Талмая) Нафанаил (евр. Нетанэл, «Дар Божий»), уроженец Каны Галилейской, о котором Иисус Христос сказал, что это истинный Израильтянин, в котором нет лукавства (Ин. 1:47).
  • Фома (арам. Тома, в греческом переводе Дидим, что означает «близнец»), известный тем, что Сам Господь позволил ему вложить руку в ребра Свои и осязать раны Свои, чтобы устранить его сомнения в Своем воскресении.
  • Матфей (греч. форма др.-евр. имени Маттафия (Маттатия) – «дар Господень»), упоминается также и под своим еврейским именем Левий. Автор Евангелия.
  • Иуда (евр. Йехуда, «восхваление Господа») Фаддей (евр. похвала), брат апостола Иакова младшего.
  • И предавший Спасителя Иуда Искариот (прозван по месту рождения в г. Кариот), вместо которого уже по вознесении Христа, был избран апостолами по жребию Матфий (одна из форм др.-евр. имени Маттафия (Маттатия) – «дар Господень») (Деян. 1:21-26). Матфий следовал за Иисусом начиная с Его крещения и был свидетелем Его воскресения.

К ближайшим апостолам сопричисляется и апостол Павел, уроженец города Тарса в Киликии, чудесно призванный самим Господом (Деян. 9:1-20). Первоначальное имя Павла – Савл (Саул, евр. Шаул, «испрошенный (у Бога)» или «одолженный (для служения Богу)»). Имя Павел (лат. Паулюс, «меньший») – второе, римское имя, принятое апостолом после обращения ради удобства проповеди в Римской империи.

Кроме 12-ти апостолов и Павла, апостолами называются еще 70 избранных учеников Господа (Лк. 10:1), которые не были постоянными очевидцами и свидетелями дел и жизни Иисуса Христа. Их имена в Евангелии не называются. В богослужебной традиции в день празднования семидесяти апостолов значатся их имена. Этот список был составлен в V–VI вв. и носит символический характер, туда вошли все известные имена последователей и учеников Христа, апостолов и мужей апостольских. К 70 апостолам предание относит Марка (лат. «молот», второе имя Иоанна из Иерусалима) и Луку (сокращ. форма лат. имени Луций или Луциан, что значит «светящийся», «светлый»). Таким образом, в этот день Церковь вспоминает не только 70 апостолов, но и все первое христианское поколение.

Написавшие Евангелие апостолы – Матфей, Марк, Лука и Иоанн – именуются Евангелистами. Апостолы Петр и Павел – первоверховными апостолами, т. е. первыми из верховных.

К апостолам иногда приравниваются святые, проповедовавшие христианское учение среди язычников, например, равноапостольные император Константин Великий и мать его царица Елена, князь киевский Владимир.

Празднуя память каждого из 12-ти апостолов Христовых отдельно, Православная Церковь с древних времен установила также празднование Собора Славных и Всехвальных 12-ти апостолов 13 июля (новый стиль) (см. КАЛЕНДАРЬ). Также, в предыдущий день (12 июля), совершается празднование Славных и всехвальных первоверховных Апостолов Петра и Павла.

«Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь»

Даже глубоко верующий человек может заблуждаться насчет того, сколько же последователей было у Иисуса Христа, следовавших за ним повсюду. Их начали называть апостолами, так как в переводе данное слово обозначает «посланники». Согласно тексту из Евангелие, апостолы были людьми, которые беспрекословно слушались Христа, следовали за ним на его пути, обучались слову Божьему и проповедовали Евангелие повсеместно, неся волю Господа повсюду. Благодаря этим людям до наших времен дошли свидетельства Божьего слова, учений, благих деяний.

Имена апостолов

Согласно официальным данным, у Сына Божьего было 12 последователей. Их звали Петром, Андреем, Иоанном, Иаковом (Заведеев и Алфеев), Филиппом, Варфоломеем, Фомой, Матфеем, Симоном и Иудой (Иаковлев и Искариот). Несмотря на это, есть и другие версии, согласно которым учеников у Иисуса Христа было больше. Но поближе стоит познакомиться с известными всеми двенадцатью апостолами.

Пётр

Бывший моряк по имени Симеон, который позднее получил имя Каифа, что в переводе обозначает камень, или же Пётр. Он уверовал в Господа после одного знаменательного события, когда тот излечил тещу моряка от тяжёлого недуга. Тогда будущий последователь учений Христа уверовал в Бога и попросился стать учеником Сына Божьего, следуя по его стопам. Именно он стал первым апостолом, который не отрекся от Всевышнего и поверил в него, за что получил звание ученика. До нашего времени дошли сведения о чудесах, сотворённых им, например, хождении по поверхности воды.

Рекомендуем обратить внимание на подходящие иконы:Рукописная икона Петр и Павел 4Цена от: 23 000Рукописная икона Апостол ПетрЦена от: 6 500

Апостол Андрей был братом Петра. Он уверовал в Господа ранее своего брата, так как до того, как стать последователям Христа, он обучался Божественному слову у Иоанна Крестителя. Приняв крещение на реке Иордан, он сразу же последовал за Иисусом. Именно это и говорит о том, что именно он является Первозванным Андреем.

Рекомендуем обратить внимание на подходящие иконы:Рукописная икона Андрей Первозванный и Антоний ВеликийЦена от: 15 500Икона на дереве Андрей Первозванный (Размер 13*16 см)Цена от: 1 700Икона из финифти Андрей Первозванный 20 (Размер 11*14 см)Цена от: 8 500

Иоанн Богослов

Он же Заведеев. Именно с этим апостолом верующие люди знакомы больше всего, так как ему принадлежит авторство одного Евангелия и некоторых книг из нового Завета. Свое прозвище Богослов последователь Христа получил за то, что во всех его писаниях красноречиво рассказывается о Сыне Господа и Всевышнем. Также как и апостол Андрей, он сперва обучался у Иоанна Крестителя.

Стоит отметить, что именно он был самым юным и любимейшим из учеников Христа. На изображении Тайной вечери его голова находится на плече Сына Божьего. Их всех последователей, он единственный, кто не побоялся поддержать мученический подвиг Христа, остался на Голгофе и до последнего наблюдал за происходящим. За свою веру он получил наставление от Господа – присмотреть после его кончины за Богородицей, которую в дальнейшем ученик приютил в своём доме.

Рекомендуем обратить внимание на подходящие иконы:Рукописная икона Иоанн Богослов 3Цена от: 21 500Икона ручной работы Святой Апостол Иоанн Богослов, с натуральными камнямиЦена от: 10 500Рукописная икона Иоанн Богослов 4Цена от: 13 500

Иаков Заведеев и Иаков Алфеев

Прежде чем стать последователем Иисуса Христа Иаков был моряком в Галилее. Среди апостолов он получил звание старшего Иакова, так как среди двенадцати учеников был еще один последователь с таким же именем, присоединившийся к учениям позднее. Иаков был тем, кто увидел преображение Господа на горе Фавор.

Рекомендуем обратить внимание на подходящие иконы: Рукописная икона Апостол Иаков ЗаведеевЦена от: 6 500

Иаков Алфеев получил среди апостолов звание младшего. Последовал в веру сразу же за своим братом Матфеем.

Рекомендуем обратить внимание на подходящие иконы: Рукописная икона Апостол Иаков Брат ГосподеньЦена от: 6 500 Рукописная икона Апостол Иаков АлфеевЦена от: 6 500

Апостол Филипп имел Вифсаидское происхождение. Он постоянно давал мудрые советы Иисусу Христу, в том числе когда возникала необходимость в разделении пяти хлебов и двух рыбин на несколько тысяч человек у Галилейского моря.

Рекомендуем обратить внимание на подходящие иконы: Икона бисером Филипп АпостолЦена от: 4 100 Рукописная икона Филипп Апостол 2Цена от: 13 500 Рукописная икона Апостол ФилиппЦена от: 6 500

«Совершенно честный человек без какой-либо доли лукавства» – именно так об ученике Варфоломее отзывался сам Господь. Родился будущий апостол в Галилейской Кане. Известен в миру также под именем Нафанаил.

Рекомендуем обратить внимание на подходящие иконы: Рукописная икона Апостол ВарфоломейЦена от: 6 500 Рукописная икона Апостол ВарфоломейЦена от: 6 500

Именно этого апостола в народе прозвали «неверующим», используя данный афоризм в простой лексике. До сих пор остаётся загадкой, кем же был Фома до момента начала учения у Христа. Однако свое прозвище апостол получил за случай, когда он усомнился в том, что Христос Воскрес. Тогда Христос явился лично перед ним и попросил положить пальцы на его раны. Тогда Фома убедился в Воскрешении Господнем и больше не изменял своей вере.

Рекомендуем обратить внимание на подходящие иконы: Рукописная икона Апостол ФомаЦена от: 6 500

Именно Апостолу Матфею принадлежит авторство первого Евангелия. Достоверно известно, что до начала учения у Христа, он был простым человеком, собирающим налоги, — таких людей ранее называли мытарями. В Господа он уверовал почти сразу и никогда не изменял своей вере в него. Христос часто посещал апостольский дом, а хозяин отвечал ему гостеприимством.

Рекомендуем обратить внимание на подходящие иконы: Мерная икона МатфейЦена от: 18 000 Икона Апостол Матфей с камнямиЦена от: 10 500 Мерная икона Апостол МатфейЦена от: 48 500

Симон Зилот

Согласно преданию, в Господа будущий апостол уверовал на собственной свадьбе в Кане Галилейской. Именно тогда гости торжества опустошили все запасы благодатных напитков, после чего Иисус Христос превратил воду в сосудах в вино.

Рекомендуем обратить внимание на подходящие иконы: Рукописная икона Симон Кананит ЗилотЦена от: 6 500 Рукописная икона Симон ЗилотЦена от: 6 500 Рукописная икона Симон КананитЦена от: 6 500

Иуда Иаковлев и Иуда Искариот

В миру Иуду Иаковлева называли Фадеем. От других апостолов он отличался смиренностью и постоянными утверждениями, что не настолько хорош, чтобы называться Господнем братом.

Рекомендуем обратить внимание на подходящие иконы: Рукописная икона Иуда Апостол Иаковлев ЛеввейЦена от: 6 500

Иисус подал кусок хлеба и сказал ему: «что делаешь, делай скорее». После чего Иуда вышел и предал его, выдав первосвященникам за 30 сребреников. Загадка его перехода от апостольства к предательству — сюжет многочисленных богословских и художественных произведений.

Иуда Искариот единственный выходец из провинции Иудея среди апостолов, остальные были галилеяне. Как известно, Иуда Искариот был учеником Христа, который его предал и встал на путь воровства. После того, как Иисус Христос был приговорён к распятию, Иуда раскаялся и возвратил 30 сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: «Согрешил я, предав кровь невинную». Они же сказали ему: «Что нам до того?» И бросив серебреники в Храме, Иуда пошёл и удавился. Когда состоялся один из апостольских соборов, то его место по жеребьевке было отдано апостолу Матфею.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *