Сколько колоколов?

Традиция подниматься в Светлую седмицу на колокольню сложилась еще в XVIII веке, когда в пасхальные дни звонари во многих храмах стали просто устраивать себе «каникулы»: они открывали колокольни и уходили отдыхать. В это время любой желающий мог подняться на звонницу, посмотреть, как она устроена, и даже позвонить в колокола.
До сих пор на «звонильной неделе» на колокольню пускают мирян почти в любом православном храме. Это единственное время в году, когда звон можно услышать в неурочное, не богослужебное время: согласно церковному уставу, на Пасху и во все дни Светлой седмицы дозволяется (не обязателен, а именно дозволяется) «звон целодневный».

Источник: Мурманск. Народная группа

Целительная сила колокольного звона Во время звучания колокола излучается очень сильная энергия. Слышимый звук по фазе вибрации совпадает с вибрациями материи тонкого мира, хорошо воспринимается человеком и оказывает целительное действие. Колокольный звон создает радостное и светлое настроение. Он способен изменить душу человека в лучшую сторону, заставляя задуматься над смыслом жизни. Согласно исследованиям, звуковая волна колокольного звона распространяется в виде креста. Колокола представляют собой генераторы энергии в ультразвуковом диапазоне, его используют для стерилизации пространства. Колокольный звон способен лечить душу и тело, восстанавливает энергетику, укрепляет физическое здоровье и гармонизирует психику. При звучании колокольного звона пространство насыщается позитивной энергией, наполняя воздух энергией любви и добра. Известно, что звонари простудными заболеваниями не болеют.

Храмы Мурманска:

Церковь Благовещения города Колы: г.Кола Мурманской обл. пр. Защитников Заполярья, 22.

Подворье Трифонов Печенгского мужского монастыря: Храм Святого Преподобного Феодорита Кольского, Церковь Иконы Божией Матери «Живоносный Источник», Церковь Преподобного Сергия Радонежского. ежедневно с 7.00 до 20.00. Мурманск, ул. Кооперативная, дом 17
25-44-04.

Переливы колокольного звона Богоявленского храма в Нарьян-Маре слышат многие, но сам звонарь при этом обычно остается человеком-невидимкой.

Каждый раз у него несколько сотен, а то и тысяч слушателей, но он не выходит на поклон в конце выступления, не собирает цветы и аплодисменты, хотя игра без нот и партитур на десятке колоколов одновременно – работа рук, ног, разума и души. В сегодняшний православный праздник – Крещение Господне – рассказ о таком человеке.

Вот он. Знакомьтесь – Сергей Овчинников. Добрый и общительный человек. Звонарем нарьян-марского Богоявленского храма стал после того, как в 2007 году принял крещение и по велению души пришел просить благословения от владыки на то, чтобы звонить в церковные колокола. Сергей – звонарь-самоучка.

– Моя профессия очень ответственная, где пропустить работу нельзя ни в жару, ни в холод, ни в дождь. Каждый день звонарь должен подниматься по ступенькам на колокольню и звонить в колокола. Да и не профессия это, звонарями работают по призванию, – начинает разговор Сергей.

Раньше свободно заниматься своим любимым делом Овчинников не мог. Работал слесарем, каменщиком, сантехником. Сегодня помимо звонарного дела занимается домашним подворьем – содержит коз.

– Колокола изготавливают из бронзового сплава и делают определенной толщины. В нашей звоннице их 11 штук. Масса влияет не только на «голос», но и на расположение колокола на колокольне. Большие размещают всегда внутри, а по краям – мелкие, чтобы было слышно дальше. Самый большой колокол весит примерно 900 килограммов, самый маленький находится в алтаре храма и его вес всего два килограмма, – проводит экскурсию на звоннице Сергей Овчинников.

В работе задействованы не только руки, но и ноги – приемы звона сложные. Мотив зависит от события или праздника. Звонарь подробно рассказывает об этом:

– Благовест является самым старым из всех видов колокольных звонов. Представляет собой размеренные одиночные удары, возвещающие, как правило, о начале богослужения. Перезвон – это одиночные удары в каждый колокол, от самого большого до самого малого. Перебор – это поочередные удары в каждый из колоколов, начиная с самого малого и заканчивая самым большим, а трезвон является самым сложным видом колокольного звона. Он представляет собой звон во все колокола, по особой технологии, и продолжающийся в течение трех подходов.

Звонит Сергей Овчинников всегда один. Он справляется и не хочет бросать свое дело ни при каких обстоятельствах или из-за погоды. В морозы лицо покрывается инеем, в жару – льется пот, но звонарь всегда на своем месте. Было такое, что звонить в колокола пришлось в тридцатисемиградусный мороз. На колокольне высотой с трехэтажный дом холод при этом ощущается гораздо сильнее.

За годы работы звонарем Сергей ни разу не болел. Говорят, колокольный звон полезен. Может причина как раз в этом. А может в том, что человек занимается любимым делом?!

– А может потому, что вера наша христианская лечит. Каждый раз чувствую, как колокольный звон наполняет меня положительной энергией, все плохие мысли исчезают, улучшается настроение, – рассуждает звонарь.

Есть научные исследования, которые доказывают, что рядом со звонящим колоколом болезнетворные бактерии погибают в течение пяти секунд. И Овчинников уверен, что колокольный звон дарит человеку силы, которые способны поставить его на ноги, как бы плохо он себя ни чувствовал. Некоторые его знакомые, которые страдают головными болям, специально приходят к звоннице и говорят, что помогает.

…Сегодня Крещение Господне, или, как еще его называют православные, – Богоявление, один из 12 главных христианских празднеств. Сергей Овчинников поднимается на звонницу. Здесь он дальше от мира и ближе к Богу. По Нарьян-Мару разносится многоголосый колокольный трезвон, он собирает верующих на праздничную крещенскую службу.

Советуем ознакомиться православная молитва звонаря с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Православная молитва звонаря

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

5. И воскресшаго в третий день по Писанием.

6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца.

8. И в Духа Святаго, Господа Животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.

9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11. Чаю воскресения мертвых,

12. И жизни будущаго века.

Названия колоколов

Виды звонов. Благовест

Виды звонов. Трезвон

Виды звонов. Перезвон

Виды звонов. Перебор

Звоны воскресные. Всенощное бдение

Звоны воскресные. Литургия

Звоны будничные

Звоны Великого Поста. Общие положения

Звоны Великого Поста. 1 седмица

Звоны Великого Поста. 2 седмица

Звоны Великого Поста. 3 седмица

Звоны Великого Поста. 4 седмица

Звоны Великого Поста. 5 седмица

Звоны Страстной седмицы

Звоны на Пасху и Светлую седмицу

Звоны на Архиерейских богослужениях

На основе этих Уставных рекомендаций, был составлен Звонарский Устав Патриаршего Кафедрального Собора во Имя Христа Спасителя в Москве.

Текст Соборного звонарского Устава, утвержденный благословением Святейшего Патриарха Алексия, также представлен на нашем сайте.

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.

Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

Памятка для звонаря

Основные положения

1. Перед звоном на службе необходимо взять благословение у служащего священника,

2. На колокольне перед звоном необходимо помолиться.

3. Звонарь должен проводить профилактический осмотр колокольни раз в месяц.

Благовествуй земле радость велию,

Хвалите небеса Божию славу.

Господи, гласом звона сего священного,

Всякое стремлени к ленности от сердца моего отжени.

И спешно мя на молитву и всякое дело благое,

Силою своею сотвори. Аминь.

Благовест – одиночные удары в большой колокол.

Трезвон – несколько одновременно звонящих колоколов.

Перебор – по одному удару в каждый колокол от малого до большого с ударом «во вся».

Перезвон – поочерёдные удары от большого к малым, без удара «во вся».

Водосвятный перезвон – удары от большого к малым по 7 ударов в каждый.

Звон в двои – в два колокола — постовой и меньший, с ударом в оба колокола.

Распространенные ошибки
  1. Нарушение ритмической основы. Благовестник в звоне всегда должен отбивать целые доли. Нельзя забывать про благовестник во время звона и нарушать равномерность его ударов.
  2. Залипание языков. Язык колокола должен производить резкие точечные удары. Если звонарь передерживает язык — звон колокола заглушается.
  3. Остановка при ошибках ритмических рисунках звона. Если вы совершили ошибку в звоне, нельзя останавливаться. Необходимо продолжить звон с тем же темпом, а, по возможности, повторить вашу ошибку (перебивку).
Звон на Всенощное бдение, Полиелей (вечер):
  1. Перед службой (к Вечерне): за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих), затем трезвон.
  2. Перед Утреней: от «Яко Твое есть Царство» до Шестопсалмия – трезвон.
  3. Звон к Евангелию: во время Антифонов до чтения Евангелия – трезвон.
  4. Звон на «Честнейшую херувим»: от «Богородицу и Матерь Света…» до малой ектинье – благовест — 9 медленных (с промежутком 15-20 секунд)
  5. По окончании службы: по прочтении 1-го часа – трезвон.
  1. К Литургии: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в праздничный колокол, затем трезвон.
  2. На «Достойно есть»: во время Евхаристического канона (от «Достойно и праведно есть…» до «Изрядно о Пресвятей…») – благовест — 12 медленных (с промежутком 20-25 сек).
  3. По окончании Литургии:трезвон (во время целования Креста).

Звон на Славословной, Шестеричной службе, без знака (вечер):

  1. Перед службой (к Вечерне): за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих), затем трезвон.
  2. По окончании службы: по прочтении 1-го часа – трезвон.

Профилактический осмотр колокольни

  1. Визуальный осмотр балок (со временем могут прогнуться, необходима замена).
  2. Осмотр хомутов всех колоколов.
Техническое состояние колокольни

Звонарь должен помнить и о своей безопасности и безопасности окружающих — проводить профилактический осмотр колокольни: балок, хомутов, языков и помоста. В зимнее время, при низкой температуре, колокольная бронза становится хрупкой и опасность раскола колокола возрастает. Основное правило безопасности во время звона: под колоколами не стоять, т.к. падение языков и колоколов чаще всего происходит именно во время звона.

Колокольня должна иметь громоотвод во избежание попадания в нее молний. Не рекомендуется хранить на колокольне горючие и легковоспламеняющиеся вещества. Помост должен быть прочно закреплен к полу, иметь перила и лестницу; на колокольню желательно провести освещение.

Язык колокола должен быть подвешен таким образом, чтобы «яблоко» точно ударяло в ударное кольцо колокола. При провисании языка и ударах ниже ударного кольца возможен раскол колокола. При этом колокол починить будет уже не возможно!

Московская Школа Звонарей Ильи Дроздихина

В Школу Звонарей принимаются все желающие в возрасте от 14 лет, набор – ежемесячный, адрес школы – Каширское шоссе, 59-4 (храм Николая Чудотворца в Сабурово).

При создании Школы мы постарались передать преемственность колокольных традиций, бережно сохраненных энтузиастами возрождения колокольного звона – ныне почившими звонарями Ростовского Кремля, архангельским звонарем Иваном Даниловым, звонарем Новодевичьего монастыря Владимиром Машковым и старшим звонарем Троице-Сергиевой Лавры игуменом Михеем (Тимофеевым), труды которых не прошли даром.

На качество звона влияет 3 фактора – это качество колоколов, профессионализм звонаря и качество подвески с системой управления. Таким образом, можно констатировать, что профессиональный звонарь при хорошей развеске колоколов даже на некачественных колоколах может позвонить хорошо, но вот непрофессиональный звонарь даже при хорошей развеске и на хороших колоколах не сможет достойно исполнить звон.

Система управления звоном

Система управления звоном предполагает управление всем колокольным набором одним человеком и делит все колокола, по русской традиции, на 3 группы.

Зазвонные – 3 самых маленьких (от 5 до 12 кг).

Благовестники – большие колокола (от 450 кг).

Малые колокола связываются в т.н. «замок» и управляются правой рукой звонаря. Средние колокола подвязываются в виде струн на пульт (высота от пола 1 метр) и управляются левой рукой. Большие колокола управляются ногой звонаря, для этого устанавливаются специальные педали под правую ногу.

За время нашей работы мы перепробовали огромное количество материалов для струн и педалей и пришли к выводу, что самым надежным и долговечным является стальная цепь.

Московская традиция звона

Московские звоны – быстрые и пасхальные.

В основе, разумеется, лежат равномерные удары благовестника (826 кг) на целую долю, средние (160 и 290 кг) отбивают половинки, а главная особенность этого звона – пропуски верхних ударов на зазвонных колоколах (9 кг).

Этот звон легко напеть: ТАМ – ТАРАТАМ – ТАРАТАРАТАРАТАМ – ТАРА…

Наш буклет

Учебные материалы

Советуем посмотреть

Наследие звонарей

ON-LINE ТРЕНАЖЕР

НАШИ ДРУЗЬЯ

Календарь звонов

Облако меток

© 2011 ШКОЛА ЗВОНАРЕЙ. Почтовый адрес: 115561, Россия, Москва, Каширское шоссе, 146-1-76, Дроздихину И.М.

воскресенье, 2 февраля 2014 г.

Записки звонаря

Ветер сразу перебивает дыхание, мороз кусает за щеки, снежинки прилипают к ресницам.

Звонарь – послушание ответственное, приравнивается к обязанности пономаря, потому что он является как бы связующим звеном между храмом и небом.

Колокольный звон прогоняет уныние и наполняет душу радостью. Перед совершением звона мы молимся: «Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию славу…», просим Господа отогнать всякое уныние с леностию от сердца и подготовить душу к молитве и добрым делам.

Перебор – поочередные удары в каждый колокол от малого до большого с ударом «во вся», завершающийся праздничным трезвоном – положен при погребении, он символизирует возрастающую человеческую жизнь на земле, от младенчества до зрелости.

Ин. И. рассказывала, что когда она впервые переступила порог монастырских ворот, раздался удар благовестника: «Этот звук пронзил душу насквозь – дошел до самого сердца. В тот миг я поняла: это был Божий призыв.

Спустя неделю я приехала в монастырь уже с вещами, а спустя несколько лет сама стала звонарем».

Колокольный звон умиротворяет, успокаивает, призывает к молитве и заставляет задуматься о Боге, о вечности.

Елицы

В нашей сети появилась возможность подавать записки в Храм Рождества Христова в Вифлееме (Святая Земля) на Молебен о прощении греха аборта у святых мощей Вифлеемских младенцев. Подробнее: https://zapiski.elitsy.ru/church/vifleemskie-mladentcy-mucheniki

Молитва звонаря

Благовествуй земле радость велию, Хвалите небеса Божию славу. Господи, гласом звона сего священного, всякое стремление к ленности от сердца моего отжени. И спешно мя на молитву и всякое дело благое, силою Своею сотвори. Аминь.

Устав Церковного звона

Устав Церковного звона

Порядок церковного звона (уставные рекомендации):

Виды звонов. Благовест

Виды звонов. Трезвон

Виды звонов. Перезвон

Виды звонов. Перебор

Звоны воскресные. Всенощное бдение

Звоны воскресные. Литургия

Звоны Великого Поста. Общие положения

Звоны Великого Поста. 1 седмица

Звоны Великого Поста. 2 седмица

Звоны Великого Поста. 3 седмица

Звоны Великого Поста. 4 седмица

Звоны Великого Поста. 5 седмица

Звоны Страстной седмицы

Звоны на Пасху и Светлую седмицу

Звоны на Архиерейских богослужениях

Сегодня, как никогда, остро стоит вопрос упорядочивания звона в Русской Православной Церкви. Современные звонари часто испытывают трудности в понимании последовательности звонов, их символического предназначения. Чтение существующей уставной литературы помогает мало. Непреодолимые противоречия, размытые указания и неполнота охвата материала – все эти проблемы связаны не столько с неосведомленностью авторов, сколько с существованием множества местных обычаев и частных звонарских практик. Буквально каждый приход, монастырь, а тем более – регион, привносят в церковный звон что-либо своё.

Молитвы перед началом звона

Молитвы во время звона

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

5. И воскресшаго в третий день по Писанием.

6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца.

8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.

9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11. Чаю воскресения мертвых,

12. И жизни будущаго века.

В слове «благовест” ударение ставится на первый слог! «Благовест” – это всегда название звона, а не колокола. Колокол, в который производят благовест, называется – благовестником!

Звоны воскресные. Всенощное бдение

Звоны Воскресные. Литургия

Звоны Великого Поста. Общие положения

Звоны Великого Поста. 1 седмица

Звоны Великого Поста. 2 седмица

Звоны Великого Поста. 4 седмица

Звоны Великого Поста. 5 седмица

Звоны Страстной седмицы

Звоны на Пасху и Светлую седмицу.

Звоны Светлой седмицы

Звоны на Архиерейских богослужениях

УСТАВ ЦЕРКОВНЫХ КОЛОКОЛЬНЫХ ЗВОНОВ

Представленный Устав имеет в своем основании работу священника К. Никольского «Учебный устав богослужения” (глава «О колоколах и звоне”). Однако в данном Уставе есть некоторые звоны, не предусмотренные Типиконом, а потому не отмеченные у Никольского (например, звон в конце 1 часа и т.п.). В этих случаях нужно смотреть сноски в каждой таблице.

Благовест в первый по величине колокол (считая от больших).

Благовест в 4 по величине колокол; 9 ударов; редко.

Благовест в 1 колокол в оба края.

Звон в два малых колокольчика в один прием (то есть одночастный звон)

Звон без первого по величине колокола, два приема.

Звон во все колокола, включая первый в три приема.

Звон в один прием в колокола, исключая первый, второй, третий и четвертый колокола звукоряда.

При святом без знака

При шестеричном святом

При славословном святом

При полиелейном святом

При святом с бдением

В Двунадесятый праздник

Отдание Двунадесятого праздника

В день Храма (Престольный праздник).

Перезвон восходящий по одному удару в каждый колокол.

О ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЗВОНА

1. Благовест ко всенощному бдению: «ударяет в великий кампан не скоро, поя Непорочны или 50 псалом двенадцатью”.

2. Для звона времени полагается меньше: прочтение однажды 50 псалма.

3. Звон к утрени: прочтение однажды 50 псалма.

ПЕРИОД ПЕНИЯ ОКТОИХА

Если после 9 часа служится малая вечерня и бывает расход, то к началу великой вечерни бывает благовест, указанный в соответствующей графе (9 час при этом не читается т.к. был прочитан перед малой вечерней).

ВЕЧЕРНЯ ИЛИ ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ

Навечерия Р.Х. иБогоявления

Звон на великую вечерню, если она служится после малой, производится сряду

Здесь и далее см. графу

Благовест в недельные дни указан лишь в таких случаях, когда не служится все-

Если служится всенощное бдение, то благовест к утрени начинается во время пения «Ныне отпущаеши», а звон при начале Шестопсалмия.

Звон начинать либо во время пения Полиелея, либо во время прокимна перед

Евангелием. Заканчивается при начале чтения Евангелия.

Количество ударов данного благовеста может равняться и 25 (или другому какому числу), что зависит от местной традиции исполнения.

В навечерия Р.Х. и Богоявления к Царским часам

В современной звонарской практике есть привычка исполнять здесь звон, какой положен и к началу вечерни (в основном это касается больших праздников от X и выше). Хотя в Типиконе этот звон не предусмотрен.

Навечерия Р.Х. и Богоявления

Звон к Литургии производится в начале вечерни, о чем смотри соответствующую таблицу.

В современной звонарской традиции есть привычка исполнять на Малый вход указанный благовест /хотя Устав этого не предусматривает/. Если за службой присутствует или служит архииерей, то звон здесь не производится, а вместо него исполняется звон на Великом входе (см. Особенности архиерейского богослужения).

Начинается от пения «Достойно и праведно есть…» и продолжается по «Достойно есть…» (или до Задостойника) включительно. На ранней Литургии звон полагается только если она совершается «по рану» (т.е. ночью), в противном же случае не бывает.

В КОНЦЕ ЛИТУРГИИ

Звон целодневный до начала вечерни следующего дня

В современной звонарской практике здесь производится такой же звон, какой был к началу Литургии. Это замечание касается только служб от X и выше. Для других знаков звон не производится.

ОСОБЕННОСТИ АРХИЕРЕЙСКОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ

До начала крестного хода: Перезвон ä /7/ частый.

От начала хода: звон –1.

Если крестный ход проходит с остановками по сторонам храма, то звонарь на время остановок звон прекращает.

б. По окончании: звон до вечерни.

а. К началу: Перезвон ä /7 или 12/

б. Во время освящения воды: звон в три.

б. Во время освящения воды: -1 в три коротко.

Все седмичные дни и субботы при знаках:

Как в период пения Октоиха

Как в период пения Октоиха

Как в период пения Октоиха

Как в период пения Октоиха

1 СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА

Пнд., вт., чт., сбт., при знаках:

Как в период пения Октоиха

Звон не полагается

* Здесь и далее Х смотри как в период пения Октоиха

МЫТАРЯ И ФАРИСЕЯ

Вечерня и В. веч.

Вечерня и В. веч.

Вечерня и В. веч.

Вечерня и В. веч.

Пнд., вт., чт., сбт., при знаках:

Как в период пения Октоиха

Как в период пения Октоиха

Как в Мясопустной седмице

Как в период пения Октоиха

Невзирая на знаки: Б4 р.

Как в период пения Октоиха

Как в период пения Октоиха

К ПОВЕЧЕРИЮ И ПОЛУНОЩНИЦЕ

Понедельник, вторник, четверг, суббота

Как в период пения Октоиха, но от Мясопустной и далее: X :Б3

Как в период пения Октоиха, но на Мясопустной X : Б3

Как в период пения Октоиха

Благовест в недельные дни указан лишь в случаях, если не служится всенощное бдение.

Пнд., вт., чт., сбт., при знаках:

Как в период пения Октоиха

Среда, пятница при знаках:

Как в период пения Октоиха

Как в период пения Октоиха, но звон в басовой группе несколько медленнее, чем обычно

Б2, звон –1 с редким ударением в бас

Если служится всенощное бдение, то благовест к утрени начинается во время пения «Ныне отпущаеши», а звон при начале Шестопсалмия.

Понедельник, вторник, четверг, суббота

Как в период пения Октоиха

Как в период пения Октоиха

Звона нет, т.к. Евангелие не читается

Как в период пения Октоиха

Седм.дни при знаках:

Как в период пения Октоиха

Б2/9 или 25/, но на Мясопустной: Б3/9 или 25/

Б3/9 или 25/, кроме среды и пятницы, когда + X не служатся.

Как в период пения Октоиха

Понедельник, вторник, четверг, пятница

Как в период пения Октоиха

Как в период пения Октоиха, но при

Как в период пения Октоиха

Как в период пения Октоиха, но при

К 3 часу: Б. знака, а на прочих часах звона нет

Как в период пения Октоиха

Понедельник, вторник, четверг, суббота

Как в период пения Октоиха

Как в период пения Октоиха, но при

Как в период пения Октоиха

Как в период пения Октоиха, но при

Литургия не совершается, а на Изобразительных звон не полагается

Как в период пения Октоиха

ПЕРИОД ПЕНИЯ ПОСТНОЙ ТРИОДИ

а. К малой вечерне: Б5

б. К великой вечерне: Б3

а. К малой вечерне: Б5

б. К великой вечерне: Б1

а. Малая: «Двузвон» в три.

б. Великая: звон –1 в три.

а. Малая: «Двузвон» в три.

б. Великая: в три

а. Если совершается отдельно от Великой

вечерни: -1 в три.

б. Если совершается на всенощном бдении:

  • Во время пения «Ныне отпущаеши»: Б2
  • При начале Шестопсалмия: -1 в один

Во время пения «Ныне отпущаеши»: Б1

При начале Шестопсалмия: звон в два.

Прзв. å /1/, на Трисвятом: звон –1 в три.

Среда, четверг, пятница

Среда, четверг, пятница

Звон производится во время пения «Во Царствии Твоем…»

Понедельник, вторник, среда, пятница

Понедельник, вторник, среда

Понедельник, вторник, среда, пятница

Понедельник, вторник, среда, пятница

Понедельник, вторник, среда, пятница

Понедельник, вторник, среда, пятница

Литургия не совершается

Звон не полагается

Литургия не совершается

Литургия не совершается

Звон не полагается

Звон не полагается

УСТАВ КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА НА СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЕ

Служба этого дня относится к заранее оговоренным (см. Таблицы выше), за исключением IX числа (очем см. данную таблицу)

Во время пения «Тебе одеющагося…» прзв. å /1/. По положении в храме: зв.в. три

Звон не полагается

При чтении Страстей на каждое Евангелие: Б1 /по№Е/. На Е№12 звон в три.

На последнем Трисвятом: Прзв. å /1/. В конце крестного хода: звон в три.

ПЕРИОД ПЕНИЯ ЦВЕТНОЙ ТРИОДИ

КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН НА СВЕТЛОЙ СЕДМИЦЕ И ФОМИНОЙ НЕДЕЛЕ

Звон не полагается

На крестном ходу: звон в один. По прочтении стихир на заходе в храм: в два

Если есть расход до Литургии: звон долго

В современной практике здесь исполняется звон такой же, как и в начале вечерни, хотя Устав этот звон в этом месте не предусматривает.

Во время чтения Е.:

По окончании каждой статии: зв.в один.

По прочтении последней: в три.

Звон целодневный до начала вечерни

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА В СЕДМИЧНЫЕ ДНИ И СУББОТЫ ПЕРИОДА ПЕНИЯ ЦВЕТНОЙ ТРИОДИ

Вплоть до утрени понедельника (включительно): Благовест к службам в 1, а звон: в три.

Праздник Преноловения : Ко всем службам: Б2, звон: -1 в три.

Отдание Пасхи: Ко всем службам: Б2; звон: -1 в три.

Вознесение: Устав звона как в период Октоиха.

Пятидесятница: Устав звона как в период Октоиха, за исключением повечерия: Б4.

День Св. Духа: Ко всем службам: Б1 » , звон в три.

Работает период пения Октоиха.

Устав звона храма Христа Спасителя

18-тонный «Святительский” – Воскресный колокол (1125 пудов)

9-тонный – Великопостный (560 пудов)

5-тонный – Полиелейный (312 пудов)

3,4-тонный – Будничный (200 пудов)

1,95-тонный-Часовой (125 пудов)

Порядок звонов совершаемых в храме Христа Спасителя Звоны при встрече Патриарха

При подъезде Патриарха к Храму (появлении автомобиля с опознавательным знаком впереди) начинается трезвон (включая колокольню Преображенской церкви).

По входе Патриарха в Храм, если прибытие назначено к Литургии, – совершается трезвон в три приёма,

Если встреча к Вечерне или Утрене, то трезвонов по входе Патриарха в Храм больше не совершается.

В будничные дни Великой Четыредесятницы и в период Страстной седмицы встречу Патриарха осуществлять только благовестом в один край в «Царский” колокол (без трезвонов>.

Во всех случаях при встрече Патриарха используется колокольня Преображенской церкви.

Звоны в Великие праздники

Звоны в Средние праздники, если служба совершается в Храме Христа Спасителя.

Перед Утреней – двузвон (краткий трезвон в два приёма через небольшую паузу) со Святительским.

Звон к Евангелию – такой же как к началу службы (т.е. в колокола, находящиеся в Северо-восточной колокольне) со Святительским.

По окончании службы трезвон на Северо-восточной колокольне со Святительским.

Перед началом Литургии – Благовест в Святительский колокол, трезвон в три приёма со Святительским колоколом.

Звон на Евхаристии – 12 ударов в Святительский колокол

По окончании Литургии – трезвон на Северо-восточной колокольне со Святительским.

Звон к Евангелию – такой же как к началу службы (т.е. в колокола, находящиеся в Северо-восточной колокольне). По окончании службы трезвона не совершаем.

Звоны в период Великой Четыредесятницы (в Великий пост) и седмицы подготовительные к ней

В неделю к Вечерне: Благовест в Царский колокол в один край через раз (ради Великого прокимна).

В неделю к Вечерне: Благовест в Царский колокол в один край через раз (ради Великого прокимна).

В среду перед вечерней и Литургией Преждеосвященных даров совершается благовест в полиелейный колокол в один край. К Утрени и Литургии – также благовест в полиелейный колокол в один край.

В пятницу перед Литургией Преждеосвященных даров – звон в двои.

Суббота 5-й седмицы – суббота акафиста. Перед вечерним богослужением в пятницу вечером и в субботу утром совершается благовест в Святительский колокол, а затем трезвон на Северо-восточной колокольне, если служба совершается в Храме Христа Спасителя.

В неделю к Вечерне: Благовест в Царский колокол в один край через раз (ради Великого прокимна).

Суббота 6-й седмицы – Лазарева суббота. Накануне в пятницу вечером и в субботу перед литургией совершается благовест в Святительский колокол, а затем трезвон на Северо-восточной колокольне, если служба совершается в Храме Христа Спасителя.

Звоны в Страстную седмицу

К Литургии благовест в Царский колокол в один край, а затем трезвон на Северо-восточной колокольне с полиелейным колоколом.

К Царским Часам – благовест в Царский колокол в один край через раз.

При совершении чина погребения (на крестном ходе) совершаем перезвон во все колокола по одному удару, по установлении плащаницы посреди храма – краткий трезвон во все без Праздничного.

На Евангелие звона не совершают

По окончании службы звонов не совершают

К Часам, Вечерне и Литургии звонов нет.

К началу Крестного хода начинаем Пасхальный трезвон (во все колокола).

Перед Пасхальным началом (в тот момент когда крестный ход станет у Западных дверей Храма) трезвон прекращается.

По совершении Пасхального начала (во время вхождения хода в Храм) трезвон возобновляется.

Перед литургией обычный трезвон в три приема без благовеста перед ним. На Литургии во время чтения Евангелий совершается перезвон (если не Кириопасха).

Во время Евхаристического канона – 12 ударов в Царский колокол.

По окончании Литургии – Пасхальный трезвон (во все колокола).

При совершении крестных ходов совершается трезвон. На время остановок крестного хода трезвон прекращается. По окончании богослужений – праздничный трезвон. Во время крестного хода используется колокольня Преображенской церкви.

Целодневные звоны совершаются в течение всей светлой седмицы, до субботы включительно. Желающим позвонить разрешается только в присутствии сопровождающих ответственных лиц и при условии знания ими правил совершения звонов и правил безопасности (особенно при использовании больших колоколов). Категорически запрещается совершать звоны на колокольнях храма лицам в нетрезвом состоянии.

Особые звоны, совершаемые во время богослужения некоторых праздников

Порядок звонов совершаемых на богослужениях в Спасо-Преображенской церкви

А. Н. Гусева

ЗВУКОВОЙ ФЕНОМЕН КОЛОКОЛА

В статье рассматриваются различные походы к эстетической и музыкальной трактовке звона русского колокола. Основное внимание уделяется подходам к изучению его внутренней организации. Затрагиваются вопросы сравнительной характеристики звучания отечественных и европейских колоколов; анализируются особенности их музыкального строя. Исследуются возможности разнообразного толкования понятий колокольного благозвучия в соотношении с диссонансом и консонансом. Помимо одиночных ударов в колокол в поле изучения попадают и фрагменты формирования звуковых комплексов в традиционных звонах.

Ключевые слова: колокол, звуковые качества, сигнальная функция, символ, способы звона, частичные тоны, тембр, настройка, благозвучие, вариантность, музыкальное впечатление.

A. Guseva

BELL SOUND PHENOMENON

Звон колоколов привлекает к себе внимание богатством, многообразием и особой красотой своего звучания. Голос каждого колокола индивидуален и неповторим: звучание двух, одинаковых по весу и размерам, колоколов может быть достаточно схожим в общих чертах, но множество мелких и тончайших оттенков их тембров не позволит их спутать. Звук колокола легко узнаваем среди множества иных звуков, призвуков и шумов: этот объемный и красоч-

ный тембр с легкостью проникает сквозь мощное оркестровое тутти и грохочущий звуковой фон современного мегаполиса.

Звучание колокола и колокольных звонов традиционно служило для передачи каких-либо сигналов, которые несли в себе и определенный символический смысл. Эти звуки также могут быть наделены слушателями и музыкально-эстетическим содержанием. Заметим, что при интерпретации звучания колокола как

сигнала особенно важна легкая и конкретная узнаваемость этого звука (даже — среди других колоколов). Это и являлось наиболее древним требованием, предъявляемым к колоколам: наличие яркого и характерного тембра.

Звуковые качества колокола как символа объединяют в себе определенные характеристики, присущие именно русским колоколам. Их звучание оценивается как расстроенное (или диссонирующее), а также обладающее особой звуковой силой, что связано со значительными размерами русских колоколов.

Исторически в основе русского колокольного звона лежит именно сигнальная функция: громкость и далеко распространяющееся звучание в первую очередь оповещало жителей как можно более обширного пространства о времени начала Богослужений и о каких-либо гражданских событиях. Храмы и монастыри стремились иметь на колокольне хотя бы один большой колокол, и его звучный голос становился их своеобразным символом. По колоколам отмечали время, их звоны координировали внутреннюю жизнь больших и малых городов, сел, деревень, монастырей. Постепенно, с развитием колокололитейного ремесла и общего распространения достижений технической цивилизации, их сигнальная функция стала отходить на второй план. Незаметно происходила эстетизация колокольного звона. Особенно ярко этот процесс дал о себе знать во второй половине XIX в. — и не случайно. Это было время обращения русского общества к своему культурному наследию, важной частью которого являлся и колокольный звон. Результатом стало появление колокольной темы в художественной литературе, поэзии, научных работах, где колокольный звон предстает перед читателями как художественное и музыкальное явление. В то же время звук колокола стал осознаваться как глубоко символичный.

Звучание колокола, его звон, — это звуки особого рода. Все то, что мы слышим вокруг, можно условно разделить на три различные категории. Это звуки, высоту которых можно сравнительно точно определить и проинтони-ровать, а также — звуки-шумы, высота которых не определяется. Звоны — особая категория, поскольку их высота однозначно не сфокуси-

рована и может меняться в процессе звучания. Колокол способен звучать вследствие удара. Это звучание обладает ярким и характерным тембром, и в инструментоведении классифицируется как звук ударных музыкальных инструментов с самозвучащим телом.

Именно красота звучания церковных колоколов, согласно старинному преданию о св. Павлине, и лежала в основе их изобретения. Колокола (или колокольчики) звонили сами, слегка покачиваясь, и такой принцип первоначально лег в основу церковного звона. При этом способе колокол подвешивается и крепится неподвижно на деревянный вал, который вращается и приводит колокол в колебательное движение, заставляя тем самым его язык ударяться о края. При этом звуки часто получаются неравномерными и разными по силе. Кроме того, из-за колебания большого веса могут расшатываться колокольни, поэтому вес колоколов в европейских странах, откуда пришли к нам колокола и где такой способ звона широко распространен и поныне, сильно ограничен. Именно так, раскачивая колокол, звонили и на Руси вплоть до XVII в. В качестве примера современного употребления этого древнего способа звона можно указать на звонницу Свято-Успенского Псково-Печер-ского монастыря. Звон в два самых больших колокола осуществляется здесь с помощью особых шестов, называемых очепами.

Постепенно, в связи с увеличением веса и размеров колоколов, русские звонари перешли на язычный способ звона, когда в стенку колокола ударяет специально подобранный язык. Существует также способ звона в колокол посредством удара молотка (снаружи или изнутри), который частично применяется сегодня — в курантах, когда через определенный временной промежуток специальное устройство приводит в движение молотки, ударяющие в край колоколов. Заметим при этом, что звон курантов, где используются колокола, не является традиционным для России церковным звоном. Между тем с грустью приходится констатировать, что ныне на отечественных колокольнях все чаще встречаются попытки заменить таким автоматическим звоном исконную традицию исполнения звонов звонарем.

Различные способы звона влияют как на качество (тембровую окрашенность), так и на характер распространения звука. Отличительной особенностью в звучании качающегося колокола являются попеременно спады и нарастания громкости, что совершенно не характерно для уже закрепившегося и ставшего традиционным звона колоколов на Руси. Действительно, при качании раструб колокола то отворачивается, то, наоборот, направлен на слушателя. Различия в распространении звука, разного по своей силе, и к тому же из двух разных позиций вызовут ощущение изменения в тембре колокола. Тот же эффект возникает и при ручном звоне в колокольчик, когда мы встряхиваем его рукой для того, чтобы стенки ударились об язык (динь-дон).

Удар в колокол посредством молотка никогда не будет идентичен удару языка, который произведен звонарем. Это связано как с весовой разницей, так и с разницей во времени самого удара. При этом наиболее важными являются те доли секунды, в которые язык касается края колокола. Практически любой автомат обеспечивает чрезмерно долгий контакт двух поверхностей при ударе, что изменяет тембр колокола и делает невозможным осуществление наиболее красочной разновидности русского традиционного звона — Трезвона. Именно здесь очень важно быстро и коротко чередовать удары в колокола, что невозможно при автоматическом звоне.

Наличие в звоне церковных колоколов более-менее явственно различимых тонов и стало основой изучения колоколов и колокольного звона как явления музыкального: их звучание рассматривается обычно как звук, которому присущи все музыкальные характеристики. Впервые научная попытка сравнения звука ко-

локола с музыкальным звуком была осуществлена в классическом труде по музыкальной акустике Г. Гельмгольца «Учение о слуховых ощущениях». Под звуком собственно музыкальным подразумевается здесь сложный звук, высоту которого человеческий слух определяет по основному тону. Но это возможно только в том случае, если этот звук имеет периодическую структуру — в его составе содержится ряд обертонов, частоты которых находятся между собой в целочисленных отношениях. При невыполнении этого условия высоту тона наша слуховая система однозначно определить не может. Обертоны таких звуков «негармоничны с основным тоном и … употребляются в музыке только как исключение и только в том случае, когда основной тон значительно превосходит своею силою верхние тоны, так что ими можно пренебречь», — писал Г. Гельм-гольц, отмечая в то же время, что «звук колоколов сопровождается точно так же верхними негармоническими тонами», которые «меняются сообразно тому, будут ли уже или шире стенки колокола с приближением к ободку; в искусстве отливания колоколов, как кажется, весьма важно то, что можно сделать низшие тоны гармоничными друг к другу посредством эмпирически найденной, сообразной формой колокола» .

В большинстве работ, целиком посвященных или затрагивающих вопросы акустики колокольного звука, непременно прослеживается прямая зависимость его качественных особенностей от формы колокола. В процессе развития колокололитейного производства в Европе и в России сформировалось несколько подходов и принципов построения форм: немецкий, французский, русский.

<ш А

ШШ.

а б в

Рис. 1. Профили церковных колоколов: а) русский; б) немецкий; в) французский

Несмотря на некоторые различия традиционных профилей в Западной Европе и России, исходные данные для их построения одинаковы. Поэтому с уверенностью можно сказать, что совершенно схожи и физические законы звучания колоколов, построенных и отлитых по этим профилям. Вместе с тем, как показывают результаты проведенного нами анализа спектральных характеристик, даже небольшие различия в толщине стенок колокола и в соотношении диаметра Б и высоты Н определенным образом влияют на внутренний состав звука — расположение тонов.

На Западе уже более двухсот лет существует наука, которая называется «кампанология» и занимается изучением проблем, связанных с улучшением настройки колокола или усовершенствованием его звучания. Было установлено, что характеристики качества колокольного тембра полностью зависят от особенностей его профиля (вертикального сечения). Качество звучания любого колокола определяется набором частичных тонов, причем для каждого вида колоколов — русских и западноевропейских — существуют свои характерные особенности и требования к звуку. Согласно исследованиям западных акустиков, основными элементами, определяющими благозвучие колокола, являются: тембр (набор частичных тонов или гармонический спектр), громкость звучания и время затухания. Эти характеристики, в свою очередь, напрямую связаны с профилем колокола, поэтому они несколько отличаются и в разных странах, и у разных мастеров-колокололитейщиков. Основная характеристика качества звучания колокола, определяющая его тембр, зависит не только от набора тонов, но и от их громкости.

Вопрос о приближении качества колокольного звучания к однозначно определяемой высоте уже более трех веков разрабатывается европейскими мастерами-колокололитей-щиками. Литейщики и ученые стремятся достичь некоей универсальной модели колокола, поскольку колокола, предназначенные для курантов и карильонов, должны звонить точно в заданный тон — в противном случае окажется невозможным подбор из них достаточно обширного звукоряда. Достичь

этого качества в процессе литья невозможно, поэтому колокол необходимо настроить путем устранения или ослабления звучания негармоничных обертонов. Необходимостью в специальном проектировании и отливке колоколов, в звучании которых содержался бы определенный гармонический ряд призвуков, и объясняется, видимо, возникновение научного интереса к феномену частичных тонов (в начале XVII в.). На протяжении долгого времени ученые вместе с колокололитейщи-ками стремились приблизиться к созданию идеально звучащего колокола с рядом тонов, которые располагались бы согласно правилам классической гармонии и как можно меньше диссонировали между собой. Вопросы, связанные с разработкой определенной формы колокола, способной звучать по заранее установленным требованиям, были поставлены уже в старинном трактате — «Энциклопедии наук, искусств и ремесел» Дидро и Даламбе-ра (1753): «Прекрасная задача для геометров найти форму колокола — это определить, каков тот аккорд, который вобрал бы в себя все частичные звуки колокола, и какова та фигура, очертания которой следует придать колоколу для того, чтобы этот эффект производился наиболее совершенным образом» . Набор таких колоколов позволяет создать хроматический звукоряд и дает возможность исполнения различных музыкальных пьес.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вопрос о соответствующей настройке колокольного звука (не только с помощью подточки, но и за счет изменения формы колокола при проектировании) с целью придать его звучанию более музыкальный характер подробно изучался и изучается в ряде европейских стран. Колокола, обладающие такими музыкальными качествами, получили название октавных, поскольку этот интервал отчетливо прослушивался в их звучании, наряду с интервалом квинты и терции. Звук этого идеального колокола должен состоять из пяти основных тонов, звучание которых было бы определяющим: нижнего (самого долгозвучащего), так называемого фундаментального (нижний тон + чистая октава), терции (нижний тон + чистая октава + малая терция), квинты (нижний тон + чистая октава + квинта) и так называемого

номинального (нижний тон + две чистые октавы). Прототипы этих колоколов — колокола знаменитых нидерландских литейщиков второй половины XVII в., братьев Франсуа и Петера Хемони. Более трех столетий назад им удавалось отливать колокола, звон которых был гармонически настроен, а затем создавать из них карильоны. В XX в. этот строй колоколов был признан идеальным.

В наших исследованиях, проводимых с помощью различных новейших технологий обработки и анализа звука, были выявлены различные варианты внутреннего строя в звуке русского колокола. В целом они сформированы достаточно близко к тому, который существует в европейских колоколах. При анализе спектрограмм было выявлено следующее. В процессе временного развертывания спектра звучания колокола (при одиночном ударе в колокол) всю его продолжительность можно разложить на два неравномерных этапа. Первый из них — момент атаки звука или время удара языка о нижнюю кромку — те сотые доли секунды, во время которых язык соприкасается с ударным кольцом, сообщая колоколу необходимую для звона энергию. На спектрограмме этот момент обозначается наличием множества различных частот. Присутствуют здесь также инфра- и ультразвуки, что было официально подтверждено экспертизой, проведенной автором совместно с московским Колокольным центром. Интересно, что эти полосы частот присутствуют у колоколов любого веса, и даже у малых колоколов (весом 6-10 кг) устойчиво фиксируются на расстоянии одного метра: там, где при звоне стоит звонарь.

В спектрограмме звона никогда не наблюдается присутствие сплошного шумового спектра. Уже в самом начале отчетливо просматриваются определенные частоты, но по своей интенсивности (громкости) в этот момент практически все они равны. Сама по себе эта фаза достаточно короткая и быстро переходит в следующую — когда часть тонов по своей интенсивности значительно выделяется и преобладает над общей массой. В этой фазе могут быть определены наиболее яркие тона (обычно один или два), которые вполне могли бы претендовать на первенство за счет

силы звучания и получить название основного тона колокола, согласно своей частоте. Но их интенсивность падает в течение первых 1,5-2 секунд и в дальнейшем спектр также претерпевает постепенные изменения, гораздо более медленные и плавные, чем предшествующие. В самом конце в звуке главенствует самый низкий из тонов.

Организация тонов, составляющих звук колокола, далека от гармонического ряда обертонов: частичные тоны спектра образуют индивидуальный аккорд, неповторимый для каждого колокола. Чем крупнее колокол, тем ниже основной тон этого аккорда, тем плотнее расположение тонов по звуковысотной шкале и больше их количество — то, которое может услышать человеческий слух. Известно, что верхняя граница нашего слуха находится приблизительно в области 14 000-20 000 Гц. Частичные тоны, которые приближаются либо превосходят этот предел, хоть и воспринимаются нами, но практически не участвуют в формировании, к примеру, ощущения высоты звука.

В нотной записи спектра колокольный аккорд производит впечатление резкого диссонанса (см., к примеру, исследование Л. Благовещенской на основе записей известного звонаря К. К. Сараджева). Однако реальное звучание колокола так не воспринимается: для слушателей колокола обладают вполне благозвучным тембром. Объяснить это парадоксальное несовпадение видимого и слышимого можно следующим образом. Все частичные тоны колокола являются чистыми тонами, а эффект диссонанса связан прежде всего с внутренним взаимодействием между собой обертонов в достаточно развитых гармонических спектрах.

По сравнению с европейскими колоколами, предназначенными для карильонов, было выявлено основное отличие в звучании русского колокола — наличие множества (более пяти) обертонов и долгого (особенно у больших по весу) звучного гула. Сразу отметим, что для большинства церковных колоколов Запада также характерно присутствие многих тонов, строй которых не всегда соответствует нормам обертонового ряда. Но в связи с другим

способом звона их спектрограмма развивается несколько иначе. В нем также отчетливо слышатся различные составляющие, часть из которых может быть охарактеризована как музыкальный звук, с присущими ему основными качествами — высотой, длительностью, громкостью и тембром. Вопрос о качественном различии в музыкальном звучании колоколов и колокольных звонов в России и Западной Европе впервые был поставлен и рассматривался в трудах прот. Аристарха Израилева. Заметим, что в качестве одной из проблем в них указывалось на отсутствие сходства между гармоническим звоном некоторых западных стран (когда звуки колоколов в комплексе все же образуют определенные аккордовые сочетания) и русскими звонами. «Кто бывал в Германии, например, тот знает, что там во многих церквах колокола настроены гармонически и при звоне издают совершенно правильные аккорды. В Италии такой звон тоже не редкость; на Миланской выставке прошлого года колокола образовали хроматическую гамму на протяжении октавы, и звонари положительно играли на колоколах», — писал в 1882 г. о. Аристарх в одной из первых своих статей о колоколах, посвященной размышлениям над вопросами о необходимости благозвучия колокольного звона . «В целях музыкальности и благозвучия от колоколов всегда требовались звуки достаточно длительные, сильные, с возможно ясной высотой звука и красивым тембром. К достижению таких качеств и были направлены стремления колокольных мастеров», — отмечал в 1922 г. в своем докладе «О музыкальном значении звонниц» А. М. Покровский . Отметим, что и в этих статьях, и далее (вплоть до настоящего времени) — в работах, посвященных изучению колокольного звона и затрагивающих вопросы объединения колоколов в звонницы, а также при описании качества уже существующих колоколен и звона на них, основным критерием, характеризующим звук колокола в отдельности и всего набора, является их благозвучие. Между тем в музыковедении этот термин не определяется как особое качество и только упоминается при определении понятия консонанса, где указывается

на общеэстетический его характер. Противоположность благозвучия — неблагозвучие или какофония имеет свое определение, являясь негармоничным, нестройным, фальшивым, сумбурным сочетанием звуков. Лексическое значение этого понятия дает словарь В. Даля : «Благозвучие или благозвучность — угодливость звуков для слуха нашего; приятность, стройность, согласность звуков, последовательных или совместных; правильное и приятное изменение голоса, напева, или приятное созвучие». По-видимому, такое определение как нельзя лучше соответствует многозначному и богатому тембру отечественных колоколов, одновременно заключая в себе всю полноту традиционной интерпретации русского звона. Это понятие имеет достаточно широкие границы, включая как музыкальную, так и эстетическую трактовку.

Колокололитейное дело было возобновлено в России в конце 1980-х гг. Многие секреты старых мастеров были безвозвратно утрачены, поскольку преемственность была нарушена многими историческими коллизиями. В России начала ХХ в. действовало более двадцати колокололитейных заводов, ныне — около двенадцати. В настоящее время на производствах вновь разработаны технологии, позволяющие отливать колокола разного веса — от маленьких (весом в несколько килограммов) до колоколов-гигантов (Царь-колокол Свято-Троицкой Сергиевой Лавры весом более семидесяти тонн). В части вновь организованных мастерских колокола отливаются по классической русской технологии, заимствованной из литературных источников начала ХХ столетия. На крупных предприятиях (к примеру, на АМО ЗиЛ) попытались использовать имеющиеся в литейном цехе технологии, трансформировав их для производства колоколов. О существующих секретах и технологических тонкостях литья колоколов мастера как в прошлом, так и на теперешних производствах предпочитают подробно не рассказывать. Основным для современных колокололитейщиков по-прежнему остается вопрос о качестве их звона, индивидуальном у каждого из производителей.

Для его разрешения были предприняты специальные физико-акустические иссле-

дования, в ходе которых была проведена сравнительная оценка качества звучания старинных и современных русских колоколов. В результате исследователями было сделано весьма примечательное, на наш взгляд, заключение о высоком качестве литья больших колоколов (весом более тонны), отлитых в конце ХУП-ХУШ вв., а также о том, что более поздние образцы, изготовленные на заводах Самгина, Оловянишникова, Финляндского, по этим критериям уступают вышеупомянутым. Колоколам, отливаемым сегодня, еще предстоит пройти проверку временем.

Звук колокола, таким образом, представляет собой совершенно особое звуковое явление, характеризующееся ярким, запоминающимся, подчеркнуто индивидуальным тембром. Ни с чем не сравнимые качества этого звучания исторически достаточно полно нашли свое применение в традиционном колокольном звоне с присущими ему сигнальностью, символичностью, музыкальностью.

Звуковое гармоническое своеобразие и богатство русского колокола и стало, по нашему мнению, основным средством музыкальной выразительности, присущим ему. Вполне очевидно, что при объединении нескольких колоколов именно это качество будет еще более ярко выявляться — основные тоны колоколов будут взаимодействовать с обилием окружающих их частичных тонов. Если уподобить колокольню единому инструменту, то его художественно-выразительные возможности окажутся необыкновенно широкими. Звон

даже одного колокола, особенно большого размера, всегда красочен и неповторим в своем тембровом богатстве. Все без исключения исследования (современные и более ранние) показывают: акустический феномен звучания колокола необычен. При изучении колокола мы сталкиваемся с совершенно особым качеством звучания, которое заключает в себе не только гармонические, но и негармонические призвуки. Главная ценность такого необычного акустического эффекта проявляется через постоянно обновляющееся выразительное многообразие созвучий. К этому прибавляется богатство разнообразных консонирую-щих и диссонирующих звуковых эффектов, ощущение которых будет индивидуальным для каждого слушающего. Можно также предположить, что причиной особого эмоционального впечатления от звука колоколов является возможность его сопоставления со звучанием оркестра или хора. Этот звук несет в себе и обертоновое богатство, и достаточно протяженную и наполненную длительность звучания, и различные внутренние модуляции созвучий, их взаимопереходы с огромным обилием оттенков. Звон современных колоколов постепенно приближается к звучанию своих исторических собратьев. Хочется надеяться, что постепенно, с увеличением количества вновь отливаемых колоколов большого (свыше 100 пудов) веса, мы услышим ту красоту, которая была доступна нашим прадедам, удивительные звуки, сравнимые по своему величию с Северным сиянием.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Благовещенская Л. Д. Звуковые спектры московских колоколов // Памятники культуры. Новые открытия. М., 1977. С. 35-52.

2. Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях как физическая основа для теории музыки. СПб., 1875. 380 с.

3. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Т. 1. СПб.; М., 1907. Репринт: М., 1994. 1600 стб.

6. Шашкина Т. Б. Модульный метод колокололитейного ремесла // Колокола. История и современность. М., 1985. С. 216-237.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *