Сколько лет моисей водил?

Читая как-то раз Ветхий Завет, нашел одно любопытное несоответствие между доминирующим в обществе толкованием одного фрагмента и тем, что там действительно написано.

Речь идет обо всем известном эпизоде с водительством евреев по пустыне в течение 40-ка лет. Почему-то сложилось мнение, что это сделано для того, чтобы умерли люди, которые были в Египте рабами. Видимо, быть носителями рабской модели поведения это плохо (то ли с точки зрения Моисея, то ли, а этот вывод здесь неминуем, самого Господа Бога).

Не знаю, как в других странах, но у нас эта мысль обрела популярность. Эту идею густо замешали в одном котле с мыслями о том, что, у нас «отсутствует гражданское общество», как проклятье — «плохое государство» и нужно «выдавливать раба по капле». Мол, вот, как умные люди народ учили. Поэтому у них все хорошо «по жизни». А у нас – Расея и есть Расея, что с нее взять. У кого-то дамы и господа, а у нас – мужики, да бабы.

Красивая и влиятельная идеологемма, ничего не скажешь. Да и опора есть в религии. Казалось бы… Или все-таки нет?

В Книге Числа, начиная с 13 главы, можно почитать подробное изложение этой истории. Давайте посмотрим, что там написано. А чтобы меня не обвинили в том, что я вырываю фразы из контекста, я буду стараться этот самый контекст захватить путем «обильного» цитирования. Так что, кто не любит читать много букв — извиняйте.

Итак, евреи Господь вывел евреев из Египта и помог пересечь пустыню. В конце концов, евреи вышли к тем землям, которым им обещал Господь отдать во владение.

Книга Числа, Глава 13:

2 И сказал Господь Моисею, говоря:
3 пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Ханаанскую, которую Я даю сынам Израилевым; по одному человеку от колена отцов их пошлите, главных из них.

18 И послал их Моисей высмотреть землю Ханаанскую и сказал им: пойдите в эту южную страну, и взойдите на гору,
19 и осмотрите землю, какова она, и народ живущий на ней, силен ли он или слаб, малочислен ли он или многочислен?
20 и какова земля, на которой он живет, хороша ли она или худа? и каковы города, в которых он живет, в шатрах ли он живет или в укреплениях?
21 и какова земля, тучна ли она или тоща? есть ли на ней дерева или нет? будьте смелы, и возьмите от плодов земли. Было же это ко времени созревания винограда.
22 Они пошли и высмотрели землю от пустыни Син даже до Рехова, близ Емафа;
23 и пошли в южную страну, и дошли до Хеврона, где жили Ахиман, Сесай и Фалмай, дети Енаковы: Хеврон же построен был семью годами прежде Цоана, города Египетского;
24 и пришли к долине Есхол, и срезали там виноградную ветвь с одною кистью ягод, и понесли ее на шесте двое; взяли также гранатовых яблок и смокв;
25 место сие назвали долиною Есхол, по причине виноградной кисти, которую срезали там сыны Израилевы.
26 И высмотрев землю, возвратились они через сорок дней.
27 И пошли и пришли к Моисею и Аарону и ко всему обществу сынов Израилевых в пустыню Фаран, в Кадес, и принесли им и всему обществу ответ, и показали им плоды земли;
28 и рассказывали ему и говорили: мы ходили в землю, в которую ты посылал нас; в ней подлинно течет молоко и мед, и вот плоды ее;
29 но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие, и сынов Енаковых мы видели там;
30 Амалик живет на южной части земли, Хеттеи, Иевусеи и Аморреи живут на горе, Хананеи же живут при море и на берегу Иордана.
31 Но Халев успокаивал народ пред Моисеем, говоря: пойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее.
32 А те, которые ходили с ним, говорили: не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас.
33 И распускали худую молву о земле, которую они осматривали, между сынами Израилевыми, говоря: земля, которую проходили мы для осмотра, есть земля, поедающая живущих на ней, и весь народ, который видели мы среди ее, люди великорослые;
34 там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их.

Продолжим (Книга Числа, Глава 14):

1 И подняло все общество вопль, и плакал народ во всю ту ночь;
2 и роптали на Моисея и Аарона все сыны Израилевы, и все общество сказало им: о, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей!
3 и для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? жены наши и дети наши достанутся в добычу врагам; не лучше ли нам возвратиться в Египет?
4 И сказали друг другу: поставим себе начальника и возвратимся в Египет.
5 И пали Моисей и Аарон на лица свои пред всем собранием общества сынов Израилевых.
6 И Иисус, сын Навин, и Халев, сын Иефонниин, из осматривавших землю, разодрали одежды свои
7 и сказали всему обществу сынов Израилевых: земля, которую мы проходили для осмотра, очень, очень хороша;
8 если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию и даст нам ее — эту землю, в которой течет молоко и мед;
9 только против Господа не восставайте и не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение: защиты у них не стало, а с нами Господь; не бойтесь их.
10 И сказало все общество: побить их камнями! Но слава Господня явилась в скинии собрания всем сынам Израилевым.
11 И сказал Господь Моисею: доколе будет раздражать Меня народ сей? и доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его?
12 поражу его язвою и истреблю его и произведу от тебя народ многочисленнее и сильнее его.
13 Но Моисей сказал Господу: услышат Египтяне, из среды которых Ты силою Твоею вывел народ сей,
14 и скажут жителям земли сей, которые слышали, что Ты, Господь, находишься среди народа сего, и что Ты, Господь, даешь им видеть Себя лицем к лицу, и облако Твое стоит над ними, и Ты идешь пред ними днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном;
15 и если Ты истребишь народ сей, как одного человека, то народы, которые слышали славу Твою, скажут:
16 Господь не мог ввести народ сей в землю, которую Он с клятвою обещал ему, а потому и погубил его в пустыне.
17 Итак да возвеличится сила Господня, как Ты сказал, говоря:
18 Господь долготерпелив и многомилостив, прощающий беззакония и преступления, и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода.
19 Прости грех народу сему по великой милости Твоей, как Ты прощал народ сей от Египта доселе.
20 И сказал Господь Моисею: прощаю по слову твоему;
21 но жив Я, и славы Господней полна вся земля:
22 все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего,
23 не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; все, раздражавшие Меня, не увидят ее;
24 но раба Моего, Халева, за то, что в нем был иной дух, и он совершенно повиновался Мне, введу в землю, в которую он ходил, и семя его наследует ее;
25 Амаликитяне и Хананеи живут в долине; завтра обратитесь и идите в пустыню к Чермному морю.
26 И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря:
27 доколе злому обществу сему роптать на Меня? ропот сынов Израилевых, которым они ропщут на Меня, Я слышу.
28 Скажи им: живу Я, говорит Господь: как говорили вы вслух Мне, так и сделаю вам;
29 в пустыне сей падут тела ваши, и все вы исчисленные, сколько вас числом, от двадцати лет и выше, которые роптали на Меня,
30 не войдете в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, клялся поселить вас, кроме Халева, сына Иефонниина, и Иисуса, сына Навина;
31 детей ваших, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу врагам, Я введу туда, и они узнают землю, которую вы презрели,
32 а ваши трупы падут в пустыне сей;
33 а сыны ваши будут кочевать в пустыне сорок лет, и будут нести наказание за блудодейство ваше, доколе не погибнут все тела ваши в пустыне;
34 по числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год за день, дабы вы познали, что значит быть оставленным Мною.
35 Я, Господь, говорю, и так и сделаю со всем сим злым обществом, восставшим против Меня: в пустыне сей все они погибнут и перемрут.
36 И те, которых посылал Моисей для осмотрения земли, и которые, возвратившись, возмутили против него все сие общество, распуская худую молву о земле,
37 сии, распустившие худую молву о земле, умерли, быв поражены пред Господом;
38 только Иисус, сын Навин, и Халев, сын Иефонниин, остались живы из тех мужей, которые ходили осматривать землю.

В книге Второзакония сам Моисей кратко пересказывает эту историю для потомков. Может быть, он видит ее как-то по-другому? Посмотрим.

Книга Второзаконие, глава 1:

24 Они пошли, взошли на гору и дошли до долины Есхол, и обозрели ее;
25 и взяли в руки свои плодов земли и доставили нам, и принесли нам известие и сказали: хороша земля, которую Господь, Бог наш, дает нам.
26 Но вы не захотели идти и воспротивились повелению Господа, Бога вашего,
27 и роптали в шатрах ваших и говорили: Господь, по ненависти к нам, вывел нас из земли Египетской, чтоб отдать нас в руки Аморреев и истребить нас;
28 куда мы пойдем? братья наши расслабили сердце наше, говоря: народ тот более, и выше нас, города там большие и с укреплениями до небес, да и сынов Енаковых видели мы там.
29 И я сказал вам: не страшитесь и не бойтесь их;
30 Господь, Бог ваш, идет перед вами; Он будет сражаться за вас, как Он сделал с вами в Египте, пред глазами вашими,
31 и в пустыне сей, где, как ты видел, Господь, Бог твой, носил тебя, как человек носит сына своего, на всем пути, которым вы проходили до пришествия вашего на сие место.
32 Но и при этом вы не верили Господу, Богу вашему,
33 Который шел перед вами путем — искать вам места, где остановиться вам, ночью в огне, чтобы указывать вам дорогу, по которой идти, а днем в облаке.
34 И Господь услышал слова ваши, и разгневался, и поклялся, говоря:
35 никто из людей сих, из сего злого рода, не увидит доброй земли, которую Я клялся дать отцам вашим;
36 только Халев, сын Иефонниин, увидит ее; ему дам Я землю, по которой он проходил, и сынам его, за то, что он повиновался Господу.
37 И на меня прогневался Господь за вас, говоря: и ты не войдешь туда;
38 Иисус, сын Навин, который при тебе, он войдет туда; его утверди, ибо он введет Израиля во владение ею;
39 дети ваши, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу врагам, и сыновья ваши, которые не знают ныне ни добра ни зла, они войдут туда, им дам ее, и они овладеют ею;

Бог упомянул о том, что подобный инцидент непослушания, или даже предательства, был не единственным. И действительно, их было много. Особенно вопиющим мне кажется случай с обретением заповедей Моисеем на горе Синай.

Книга Исход, глава 19

3 Моисей взошел к Богу на гору, и воззвал к нему Господь с горы, говоря: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым:
4 вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе;
5 итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля,
6 а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым.
7 И пришел Моисей и созвал старейшин народа и предложил им все сии слова, которые заповедал ему Господь.
8 И весь народ отвечал единогласно, говоря: все, что сказал Господь, исполним. И донес Моисей слова народа Господу.

16 На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане.
17 И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы.
18 Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась;
19 и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом.
20 И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошел Моисей.

На этой горе Бог дал Моисею 10 заповедей.

В том числе, напомню и следующую (Книга Исход, Глава 20):

4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,
6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Книга Исход, Глава 24:

3 И пришел Моисей и пересказал народу все слова Господни и все законы. И отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем.

И, далее:

12 И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их.

18 Моисей вступил в средину облака и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей.

Пока Моисей слушал закон, в том числе подробную инструкцию изготовления Ковчега откровения и Скинии, произошло невероятное (Книга Исход, Глава 32):

1 Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.
2 И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне.
3 И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону.
4 Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!
5 Увидев сие, Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу.
6 На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть.
7 И сказал Господь Моисею: поспеши сойти; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской;
8 скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!
9 И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он — жестоковыйный;
10 итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя.

Кстати, когда евреи были отправлены ходить по пустыне, они, тем не менее, продолжали, то и дело роптать на Господа:

Книга Числа, Глава 20.

2 И не было воды для общества, и собрались они против Моисея и Аарона;
3 и возроптал народ на Моисея и сказал: о, если бы умерли тогда и мы, когда умерли братья наши пред Господом!
4 зачем вы привели общество Господне в эту пустыню, чтобы умереть здесь нам и скоту нашему?
5 и для чего вывели вы нас из Египта, чтобы привести нас на это негодное место, где нельзя сеять, нет ни смоковниц, ни винограда, ни гранатовых яблок, ни даже воды для питья?
6 И пошел Моисей и Аарон от народа ко входу скинии собрания, и пали на лица свои, и явилась им слава Господня.
7 И сказал Господь Моисею, говоря:
8 Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы, и напоишь общество и скот его.
9 И взял Моисей жезл от лица Господа, как Он повелел ему.
10 И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?
11 И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его.
12 И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему.

Итак, по-моему, в тексте написано все очень ясно. Бог не ввел евреев в обещанную им землю по причине того, что евреи «не верили» Богу, «роптали» на Бога, «раздражали» Бога и вообще «блудодействовали». Хождение по пустыне было для них наказанием и уроком. Уроком послушания Богу.

И ничего не написано про рабство. Ни слова.

И действительно, как-то не очень похожи эти евреи на рабов, не правда ли? Хозяин таких рабов, поистине, должен быть святым человеком, не побоюсь этого слова с буддистским терпением, чтобы совладать с такими рабами.

Более того, ведь получается интересная вещь. Бог водил евреев по пустыне для того, чтобы ее привить им эту саму рабскую модель поведения (послушание, вера, подчинение приказам и пр.), а не для того, чтобы ее искоренить. Но привить в отношении Бога и человека. Евреи, будучи рабами в земле Египетской оказались непокорными, «жестоковыйными», честно говоря, даже наглыми по отношению к Богу. Они просто ему не поверили, усомнились в его словах о том, что он им дает ту землю, куда они шли. Чудеса, знамения, ничего не сработало.

В общем, на этом можно заканчивать. Особенно, если Вы сторонники буквального толкования Библии. А здесь, честно говоря, все очень ясно, даже просто (это не Откровение Иоанна, прямо скажем).

Однако давайте займемся «духовным блудодейством» и попробуем все-таки придумать аргументы «за» «рабскую» трактовку этого фрагмента.

Во-первых, можно возразить, что вызывающие манеры, наглость, оппортунистическое поведение, предательство и пр. – это другая сторона раба. В этой связи вспоминается, как невероятно быстро наглел Шариков в «Собачьем Сердце». Такая же метаморфоза происходила со всей «командой» Швондера, которые почувствовали себя «хозяевами жизни», оставаясь при этом «лакеями» духа. Раб не чувствует себя полноценным человеком и, поэтому, не чувствует ответственности за свои поступки. Как собака, которую чужой человек поманил колбасой, и она побежала за ним. Винить ее бесполезно – инстинкты. Может быть, мгновенная свобода, по принципу из грязи в князи (подразумевая, что все еще «грязь», хотя уже и «князь»), не привела к появлению чувства ответственности. А без какого чувства с человеком заключать договор и надеется на его исполнение (Завет, напомню, это и есть договор Бога с человеком) тяжеловато.

Более искушенные люди, подумав, могут предложить второй аргумент в пользу того, что Бог все-таки «лечил» евреев от рабства. Мол, раб Бога – это высокое и почетное звание (и это правда), подразумевающее (что уже не так очевидно), что других хозяев у человека нет. Об этом, помниться говорил Кураев (с гордостью, естественно). Соответственно, можно предположить, что Бог хотел сделать людей свободными (излечить их от рабской модели поведения к другим людям) для того, чтобы они стали настоящими рабами Бога.

Оба эти аргумента опираются на предположение, согласно которому раб не угоден Богу как служитель, а подлинный народ Божий должен проявлять черты «свободной» модели поведения.

Что тут скажешь. На мой взгляд – это ошибка, так как смешиваются отношения между людьми (в том числе отношения хозяин-раб) и отношение между человеком и Богом. Первые проецируются на вторые, что неверно.

Все-таки раб Бога и раб Бори или Вани – это разные вещи, находящиеся в разных плоскостях. Одно другому не мешает. На практике, эти вещи легко могли быть совмещены. Евреи, когда были рабами, оставались народом Бога. Христианами также вполне спокойно потом становились рабы. Кстати, тут можно предположить, что, как раз, наоборот, евреем не хватало покорности, доверия, исполнительности при взаимоотношении с Богом, то есть не хватало, собственно, черт настоящего раба. Почему же они не перенесли эту «рабскую модель» поведения, отработанную в отношении с египтянами на отношение с Богом? Не потому ли, что это совсем разные ситуации?

Но, что более важно – обратная связь «раб Бога – свободный человек» не работает. Положим, логическая связь «раб Бога – следовательно, не раб никому» истина. Но это не значит, что «не раб никому, следовательно, раб Бога» также истинно. Отметим, что враги Бога — хананеи, в истреблении которых заключалась миссия евреев в Земле Обетованной, были свободным народом. И это их не делало ближе к Богу.

Совершенно не факт, что профессор Преображенский как христиание лучше Шарикова и Швондера (хотя в данном случае, может быть и лучше, так как последние – носители социалистической идеологии).

Из текста Библии следует, что Бог пожелал сделать свой народ свободным. И сделал он это быстро. Но это не привело автоматически к послушанию перед Богом. В этом ключевая проблема.

Книга Левит, глава 26.

13 Я Господь Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской, чтоб вы не были там рабами, и сокрушил узы ярма вашего, и повел вас с поднятою головою.
14 Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих,
15 и если презрите Мои постановления, и если душа ваша возгнушается Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой, —
16 то и Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их;
17 обращу лице Мое на вас, и падете пред врагами вашими, и будут господствовать над вами неприятели ваши, и побежите, когда никто не гонится за вами.
18 Если и при всем том не послушаете Меня, то Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши,
19 и сломлю гордое упорство ваше, и небо ваше сделаю, как железо, и землю вашу, как медь;

Сотни, если не тысячи раз в Ветхом Завете повторяется одно и то же словосочетание «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого , ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».

Здесь видно, что освобождение от рабства, с одной стороны, и послушание Богу, с другой, вещи автоматически не связанные. Следовательно, полагать, что Бог, наказывая евреев 40-ним путешествием по пустыне, говоря, что это им за недоверие, ропот, непослушание Богу, на самом деле пытался искоренить в них рабскую модель поведения, нет никаких оснований. Становление свободного человека и становление покорного Богу человека – разные процессы.

На самом деле, раб ты или не раб по отношению к другим людям никак не влияет на то, являешься ли ты достойным рабом Бога. Дело вообще не в том, раб ты или свободный человек. В силу этого, христианство, возникнув в мире, в котором рабовладельческий уклад доминировал (Римская Империя), никакого особого мнения по поводу этого института не имело, а само рабовладение как социальный порядок не противоречило христианскому миропониманию. Это отдельный и очень интересный вопрос (ведь это противоречит так называемой нравственности и так называемой морали), который я рассмотрю в одном из следующих своих постов.

Tags: Религия

О борьбе Советской власти с беспризорностью

> В январе этого года исполнилось 100 лет со дня создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Целый век эта структура защищает детей от насилия, жестокости, негативных явлений социальной сферы.

Не постись, не молись, а призри сироту

Множество кровопролитных войн, страшных эпидемий, природных бедствий знает мировая история. Их последствия -голод, нищета, болезни — всегда угнетали человечество, но горше всего приходи­лось детям, оставшимся без родителей.

Сиротство — страшное явление. Дети-сироты часто находили призрение. Рус­ское слово «призреть» — значит дать ко­му-нибудь приют и пропитание. В старые времена на Руси призрение детей-си­рот возлагалось либо на родственников, либо на церковь. Часто эту роль играли монастыри. Воспитать сироту — дело бо­гоугодное. К концу ХIХ века существовало множество форм призрения: «Общество охраны детей, просящих милостыню», «Общество защиты детей от жестокого обращения», «Детские ясли», «Общество спасения падших девушек», «Капля моло­ка» и др.

После революции 1917 года страна столк­нулась с массовым сиротством и беспри­зорностью. В постановлении Народного Комиссариата Имуществ республики от 14 января 1918 года говорилось: «Разно­го рода благотворительные учреждения бывшего придворного духовенства пере­ходят в ведение Народного Комиссариата Государственного призрения…». То есть, когда церковь была отделена от государ­ства, у нее забрали и функцию призрения детей-сирот.

Рассказывают документы

В то время искали различные формы устройства осиротевших детей: детские коммуны, городки, трудовые колонии, пи­онер-дома, но к середине 30-х годов все формы устройства осиротевших детей свелись к одной — детским домам.

В нашем архиве новейшей истории Белгородской области есть документы на эту тему за 1920-1927 годы.

Белгородскому Укомпарту от Курского Губернского комитета РКП(б):

«… забытым уголком остается дет­ская беспризорность, на вокзалах, рын­ках, площадях скопляется большое чис­ло беспризорных, голодных, холодных и оборванных детей, они нищенствуют, бродяжничают, занимаются торговлей и проституцией. Надо изъять их с ули­цы, поместить в приемники и детдома. Необходимо в каждом уездном городе организовать комиссию для проведения кампании по ликвидации детской беспри­зорности. Для этого необходимо:

— организовать сбор денег, продуктов, одежды, белья, обуви,

— прикрепить детучреждения к предприятиям,

— вовлечь в крестьянскую массу…».

Месторасположение Белгорода на боль­шом железнодорожном узле и поблизости к Харькову давало городу и уезду боль­шое количество приезжих беспризорных. Иногда безработные родители бросали своих детей без всякого надзора и бес­следно исчезали. Поэтому трудно было зарегистрировать количество беспризор­ных. Часто на железнодорожных станциях можно было встретить группы детей по 5-7 человек, которые останавливались на не­продолжительное время, выжидая удоб­ного момента направиться на курорты или в большие города, в том числе и Москву. Таких беспризорных помещали в детские приемники, но они долго не удерживались там. Были случаи побегов из детдомов воспитанников 10-14 лет из-за «…частых побоев (Корочанский детский дом — 8 слу­чаев). Побеги — с кражами постельного белья, обмундирования. Случаи неподчи­нения, например, в Косьминском детском доме воспитанник был принужден пасти свиней детского дома — почему и бежал в город. Побег двух девочек 12-14 лет объяс­няется скверными условиями проживания, дети занимаются бродяжничеством. Таких детей направляли в Курскую колонию для малолетних преступников».

Была еще одна страшная проблема, о которой рассказывают документы, адре­сованные Белгородскому Губкому. «Мас­совый наплыв на улицы в г. Курске бес­призорных детей и развивающаяся дет­ская проституция заставляют обратить на себя внимание и бороться с гниющим нравственно и физически разлагающимся подрастающим новым поколением, не име­ющим никакого убежища. Создать совет при Губздравотделе по охране здоровья детей». Здесь же, указание в Уком РКП(б): «Провести двухнедельник беспризорного и больного ребенка в Белгородском уезде с 28 апреля по 12 мая 1924 года».

Монпансье для Республики ШКИД

Воспитатели и учителя в детские дома тщательно отбирались. Создавались спе­циальные комиссии для их отбора. Белго­родскому Губкому рассмотреть: «Белго­родский УОНО (уездный отдел народного образования) просит выделить представи­тельницу для участия в комиссии по при­годности штатов в детских учреждениях.

Количество детей в детских домах по Белгороду к 1922 году:

— 1-й школьный интернат — 52 ребенка,

— 2-й школьный интернат — 41 ребенок,

— 3-й школьный интернат — 73 ребенка,

— 4-й школьный интернат — 65 человек,

— детский дом — 80 человек, -1-й коллектор — 40 человек. Итого: 351 человек.

В документах мы находим перечень расходов на содержание учреждений: это наем помещений, отопление, водоснабже­ние, текущий ремонт, содержание в чисто­те, канцелярские расходы, хозяйственное оборудование, стирка белья и мелкие хо­зяйственные расходы. Содержание дет­ских домов происходило исключительно за государственный счет.

В Белгороде в первые годы советской власти был Уездный женский отдел, кото­рый занимался и судьбой сирот. Средств катастрофически не хватало. Народное хозяйство только поднималось из руин. На все нужны были деньги.

Сохранилась записка в Уженотдел «…УОНО сообщает о пересмотре состава детских домов. Сократить численность за счет детей, имеющих родственников и воз­можность прожить вне детского дома. Стоит задача сократить детдома еще на 75 детей». Из этого же дела: «…просьба отпустить для воспитанников 1-го детского дома: рубашек -30 шт., штанов — 36 шт., на возраст 8-16 лет, 5 дюжин пуговиц, 2 катушки ниток». А вот докладная записка: «Снабжение детских до­мов» Белгородский УК РКП(б). Интересно, что в состав списка обязательных продук­тов, кроме привычных хлеба, овощей, мяса, соли, сахара, круп, муки, входят кофе, какао, мука «Нестле», и даже конфеты «Монпан­сье»: «Перед Новым годом, 29 декабря 1922 года было куплено 2,5 пуда конфет для дет­ских домов», «От Шебекинского и Воскресен­ского заводов передать следующие продук­ты: просо, пшеницу, крупы ячменя, сахара, капусты, картошки, моркови».

Из протокола собрания воспитанников 1-го детского коллектора 1 января 1923 года:

«Выражаем сердечную благодарность Уженотделу и безграничную радость за присланные подарки, т.к. благодаря их чисто материнской заботе мы, сироты, имеем, наконец, возможность отмыться, одеться в чистые костюмы и почувство­вать себя счастливыми, т.к. 2 месяца хо­дили в лохмотьях и без смены, беспощад­но съедаемые насекомыми…».

Дети Поволжья

Белгород чем мог помогал голодающе­му Поволжью, частью этой помощи был прием детей-сирот. Свидетельство тому -телеграмма секретаря Губкома Белгород­скому Уженотделу: «Проявить максимум инициативы неделю помощи Поволжью, руководствуйтесь ранее присланной ин­струкцией».

В деле Белгородского Укома есть рас­писка секретаря Ново-Таволжанской Комячейки, что им принято денег 2527000 рублей от сбора пожертвований для детей Поволжья из Титовского детского дома. Есть и такая запись: «… как поступить с детьми из Поволжья? Будут ли их направ­лять обратно или нет. Если нет, то нужно будет подумать об обуви и одежде для них на зиму».

Протокол заседания комиссии для проведения кампании «Борьбы с дет­ской беспризорностью» от 10 апреля 1924 года гласит: «Открыть колонию для 144 человек детей Поволжья, находящихся в семьях на патронате сельских обществ. Детей преступников устроить в колонию для малолетних преступников. Больных хроников: туберкулезом, английской бо­лезнью (рахит, авитаминоз), лошадиной стопой (ограничение подвижности стопы) и т. п. направить в санатории на специаль­ное лечение. Детей старше 16 лет устро­ить на предприятия».

В инструкции проведения двухнедель­ника беспризорного и больного ребенка в Белгородском уезде с 28 апреля по 12 мая 1924 года говорилось: «В течение 2-х недель обследовать в уезде всех детей Поволжья и поместить в детские дома. Провести учет сирот, назначить над ними опеку и обследовать выполнение обязан­ностей опекунов».

В октябре 1927 года Уком ВКП(б) созда­ет комиссию по улучшению жизни детей. В состав комиссии входят представители от горсовета, здравотдела, отдела труда, Уком ВКП(б), Укома ВЛКСМ, Бюро юных пионеров.

Комиссией были приняты следую­щие мероприятия:

1. Помещено в детский приемник — 102 ч.

2. Направлено на родину — 45 ч.

3. Помещено в детские дома — 28 ч.

4. Оказано единовременной помощи -139 ч.

5. Усыновлено — 41 ч.

6. Отдано по договорам в семьи кре­стьян, кустарей — 59 ч.

7. Определено на работу — 17 ч.

8. Помещено в профшколы (педтехникум, кройки и шитья, садоводства) — 18 ч.

9. Направлено в Курскую колонию — 9 ч.

Уже в первые годы Советской власти государство и общество искало пути ис­коренения такого пагубного явления, как беспризорность. Ведь сегодняшние дети -завтра станут управлять страной, строить, пахать, сеять, создавать будущее нашего государства. Им придется вынести страш­ную войну, поднять из руин города и села.

Татьяна ЦЫБЕНКО,

начальник отдела архива новейшей истории Белгородской области

Теги: 4(1741)4(1741)Страницы истории нашей

Глава 17

Сорокалетнее странствование евреев по пустыне по слову божию

И вот евреи странствуют по той части Аравии, которая покрыта камнями и булыжниками. Цель путешествия – Ханаан, все тот же старый Ханаан, который привлекал еще первых патриархов. Почему, наконец, не устроиться оседло, хотя бы теперь, когда собрались большой семьей? Ссылаясь на бога, Моисей уверил их, что земля эта отличается необыкновенным плодородием.

Бог уверял Моисея даже, что в Ханаане – в «земле обетованной» – «течет молоко и мед»! (Исх., 3:8)

Трудно было только найти эту страну, ибо дорог не было, а компас еще не был изобретен. По счастью, небесное облако стало во главе еврейского народа и водило их днем и ночью: днем это был столб черного дыма, ночью – столб огня. «Священное писание» говорит, что сам бог скрывался в этих «столбах». Этот способ вождения по пустыне имел, конечно, много преимуществ, но влек за собой также и неудобства. Действительно, евреям очень часто, может быть, хотелось и отдохнуть, но нет: облако уходило. Что делать? Терять такого ценного проводника? А ведь облако руками не удержишь. Вот и извольте безостановочно шагать!

Этот старый шутник – бог нашел себе еще одно недурное развлечение. Вот что он придумал. Чтобы пройти от Суэца в Иерихон, божественному проводнику надо было направиться к северу, к берегам Средиземного моря. Но, вместо того чтобы пойти на север, бог повел евреев по южной стороне Синайского полуострова.

Но надо быть справедливыми: хотя бог и удлинил невероятно путь своего избранного народа, зато он дал ему кое-какие развлечения в пути. Так, из Ваал-Цефона он проводил евреев в западную часть пустыни Сур, где они бродили три дня, не найдя ни капли воды. В одном месте, названном Мерра, они были приятно удивлены журчанием обильного потока. Бросились пить, но, увы! вода оказалась горькой.

«И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? (Моисей) возопил к господу, и господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там бог дал народу устав и закон, и там испытывал его. И сказал: если ты будешь слушаться гласа господа, бога твоего, и делать угодное пред очами его, и внимать заповедям его, и соблюдать все уставы его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел я на Египет, ибо я господь (бог твой), целитель твой.

И пришли в Елим; там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом при водах» (Исход, гл. 15, ст. 24-27).

Чтобы приютить «небольшую» кучку народа, среди которой было 600 000 одних только вооруженных взрослых мужчин, эти семьдесят финиковых пальм должны были бы отстоять довольно далеко одна от другой и иметь неимоверно пышную листву. Так иногда обнажается поразительное бахвальство «священных» авторов, не стесняющихся никакими преувеличениями.

Покинув Елим, евреи продолжали путь к югу, пока не добрались до пустыни Син, которая находится на южном склоне холмов побережья Суэцкого залива. Это продвижение на юг привело их к Синайскому горному массиву. Природа там очень величественна, но совершенно дика.

Запасы продовольствия, какие они могли взять с собой, давно иссякли, а в этой возмутительной пустыне, вероятно, не было ни одного трактира, ни одной пивной. Наши три миллиона эмигрантов возроптали: «И возроптало все общество сынов израилевых на Моисея и Аарона в пустыне, и сказали им сыны израилевы: о, если бы мы умерли от руки господней в земле египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом» (Исход, гл. 16, ст. 2-3).

Евреи, вероятно, покончили бы с Моисеем, если бы бог не дал ему возможности удовлетворить желаний этих несчастных путем «чудес», которые в наши дни не смог бы повторить ни один фокусник. Внезапно в этой пустыне появились перепела, целые стаи перепелов. Так как евреи не имели с собой печей, то перепела эти валились к ним на стол, надо думать, совершенно приготовленные.

Но это еще не все: «а поутру лежала роса около стана; роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. И увидели сыны израилевы, и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который господь дал вам в пищу… И нарек дом израилев хлебу тому имя: манна; она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом» (Исход, гл. 16, ст. 13-15, 31).

Из этой же главы мы узнаем, что избранный богом народ стал получать каждое утро дневной паек манны в течение всех сорока лет странствования, и все облизывали пальчики. Благоговение, которое мы питаем к «святому духу», не мешает нам прибавить, что манна встречается не только на Синайском полуострове, но и во многих других местах земного шара, именно в Калабрии, Персии, Турции и т. д. Ее употребляют как довольно хорошее слабительное. Остается заключить, следовательно, что бог в высшей степени заботливо относился к здоровью евреев: наполняя им животы, он предупреждал возможность запора. Но давать слабительное ежедневно в течение сорока лет, как прямо говорится об этом в стихе 35 главы шестнадцатой<1>, – на это способно только любящее сердце «отца небесного»!

Евреи оказались теперь около горы Хорив и опять страдали от жажды. Моисей, осаждаемый своими соотечественниками, ударил по скале жезлом. Тотчас же оттуда полилась вода, и три миллиона эмигрантов, утолив жажду, разбили шатры. Но здесь их ожидал неприятный сюрприз. В этих местах находился Амалик и его народ, которым не понравились потомки Иакова. Уместно сказать здесь, что Амалик был потомок Исава: от первой жены своей, Ады, Исав имел старшего сына – Елифаза, а Елифаз имел от наложницы своей Фамны сына Амалика.

Каким образом он оказался жив до сих пор, этот Амалик? «Голубь» забыл сказать это «священному» автору, а этот последний не подумал, что здесь есть чему и удивиться. Факт существования этого Амалика в высшей степени загадочен. Ибо для того, чтобы потомки двенадцати сыновей Иакова успели стать народом, могущим выставить 600 000 вооруженных, потребовалась смена многих поколений. Да, наконец, и Библия сама говорит, что четыреста тридцать лет отделяют прибытие Иакова и его сыновей в Египет от событий, изложенных в книге Исход. Следовательно, и Амалику должно было быть примерно лет четыреста, когда он напал на евреев в Синайской пустыне. Но «священный» автор, по-видимому, совершенно не задумывается над тягостями этого преклонного возраста: с самым невозмутимым и спокойным видом, без какого бы то ни было удивления, он повествует о военных авантюрах Амалика и его рода.

Это число (430 лет) дважды повторяется – в ст. 40 и 41 гл. 12 книги Исход.

Как бы там ни было, этот Амалик был, по-видимому, ужасный человек. Он нагнал на наших евреев неслыханного страху. Чтобы отразить нападение врага, Моисей приказал Иисусу Навину, командовавшему всеми вооруженными силами эмигрантов, собрать своих лучших солдат, сам же вместе с Ароном и Ором эвакуировался на соседнюю гору. Во все время сражения Моисей стоял, подняв руки. Пока он стоял в этой позе, одолевали евреи; но как только он «опускал руки свои, одолевал Амалик» (Исход, гл. 17, ст. 11). В конце концов, устав держать руки все время вверх, он предложил Аарону и Ору поддерживать его руки «до захождения солнца» (ст. 12). Дело кончилось тем, что Иисус задал господину Амалику и его племени порядочную взбучку.

«Низложил Иисус Амалика и народ его острием меча» (Исход, гл. 17, ст. 13).

В главе 18 мы видим мадиамского «священника» Иофора в гостях у своего зятя Моисея. Моисей рассказал тестю о «чудесах» и приключениях, имевших место со времени бегства евреев из Египта, и это соблазнило «священника» принять веру Моисееву. «Ныне узнал я, что господь велик паче всех богов» (ст. 11). И он принес жертву богу Яхве. Раньше чем возвратиться домой, Иофор дал своему зятю несколько советов, и между прочим порекомендовал ему сложить часть своих дел на подчиненных, которые управляли бы тысячами, сотнями и т. д. Моисей нашел совет прекрасным и тотчас установил иерархическую лестницу. Именно в ту же эпоху Моисей учредил, также в подражание египтянам и другим народам, институт священнослужителей, предоставив им множество привилегий. Племя Левия, к которому принадлежал он сам, сделалось жреческой кастой, а Аарон, его старший брат, стал первым великим жрецом. Так, по Библии, был организован культ еврейской веры.

Все это было выполнено будто бы по приказу самого бога, с которым Моисей разговаривал на горе Синай. Зять Иофора один взобрался на вершину, и там старый бог дал ему десять заповедей, которым надлежало стать впоследствии основой религиозной веры еврейского народа. В эти минуты Синай был окружен блеском страшных небесных огней, и отовсюду слышался невероятный грохот и шум – явные признаки того, что совершались важные события. Бог продиктовал Моисею также и гражданские законы.

Переговоры между Моисеем и богом евреев тянулись не один день. «И когда (бог) перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом божиим» (Исход, гл. 31, ст. 18).

А пока продолжалась аудиенция, данная богом Моисею, эти неблагодарные евреи, совершенно позабыв о великолепном репертуаре чудес, выполненных в их пользу, и даже явлении им самого бога, сделали золотого тельца и стали ему поклоняться. Самое любопытное здесь то, что золотой телец был изготовлен для них самих братом Моисея – первосвященником Аароном. Аарон потребовал для этого все драгоценности и все золотые украшения у женщин и девушек. Не сказано только, какие скульпторы, литейщики и золотых дел мастера работали в пустыне для этого верховного жреца-ренегата. Изготовление колоссального идола, которое отняло бы месяцы работы у хорошей фабрики, нашими пустынниками было выполнено в одну ночь. Можно представить себе гнев Моисея, когда, спустившись с горы с божьими документами – скрижалями под мышкой, он увидел золотого тельца и евреев, приносящих ему жертвы с плясками и пением, и все это под руководством его святого напарника Аарона. Моисей «воспламенился гневом, и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою» (Исход, гл. 32, ст. 19).

Описание процесса уничтожения святотатственного тельца стоит точной цитаты: Моисей «взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам израилевым» (Исход, гл. 32, ст. 20).

Надо признать, что не каждому дано обращать золото в «прах», бросив его в огонь. Секрет этой операции был известен, видимо, одному только Моисею и никому никогда больше. Кроме того, Библия пояснила, что золотой порошок можно пить, разведя его в воде: это тоже не просто. Вообще-то, золото растворяется с серой. Легко вообразить себе, как отвратительно было это питье! Но самое прекрасное здесь то, что Моисей не стал обвинять Аарона, сделавшего идола, и приказал левитам, которые в конце концов вместе с его братом были более других виновны в происшедшем, вооружиться и пройти по лагерю, избивая «каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего». Библия говорит, что руками священников за их же собственные грехи было перебито около трех тысяч человек (Исход, гл. 32, ст. 27-28).

Золото (температура его плавления 1063 градуса по Цельсию) растворяется в водном растворе хлора и в других жидкостях, выделяющих свободный хлор, в частности, в царской водке (смесь азотной и соляной кислот). Даже отдельно взятые сильные кислоты (серная, азотная, соляная) не действуют на золото без дополнительных окислителей.

Успокоившись, бог приказал Моисею построить скинию – нечто вроде шатра, расположив ее вне стана, для того чтобы «пророку» можно было не взбираться каждый раз на гору, когда ему захочется поболтать с богом. Вот как это происходило.

«Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и (господь) говорил с Моисеем. И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой. И говорил господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исход, гл. 33, ст. 9-11).

Став близким другом самого бога, Моисей решил использовать приятельские отношения со всемогущим «творцом» всего мира. Он набрался смелости и попросил бога показаться ему во всем своем величии. Как же встретил эту просьбу бог-отец? Учебники «священной истории» заботливо пропускают это место из Библии. Мы еще раз прибегнем к длинной цитате.

Моисей сказал богу: «покажи мне славу твою. И сказал (господь Моисею): я проведу пред тобою всю славу мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою; и, кого помиловать – помилую, кого пожалеть-пожалею. И потом сказал он: лица моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть меня и остаться в живых. И сказал господь: вот место у меня: стань на этой скале; когда же будет проходить слава моя, я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою моею, доколе не пройду; и когда сниму руку мою, ты увидишь меня сзади, а лице мое не будет видимо (тебе)» (Исход, гл. 33, ст. 18-23).

Это место из «священного писания» следовало бы особенно вдумчиво прочитать всякому, кто смиренно слушает разглагольствования религиозных проповедников о боге вообще и о библейском в частности.

Так как скрижали были разбиты Моисеем, то бог-отец потрудился выгравировать их заново. Неизвестно почему, но второе издание было выпущено не из скинии; по-видимому, эту работу можно было технически выполнить только на вершине Синая, куда, Моисей и был вынужден взобраться вновь. Он провел там без еды и питья еще раз сорок суток.

Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами от того, что бог говорил с ним. «И увидел Моисея Аарон и все сыны израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему» (Исход, гл. 34, ст. 29-30). То же происходило и при выходе его из скинии: по этой причине его и изображают обыкновенно с двумя снопами лучей на лбу, похожими на рога.

Книга Исход заканчивается шестью главами (35-40), в которых изложены еще очень многие мелкие и мельчайшие еврейские законы, продиктованные Моисею самим богом.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Израильтяне прожили год у горы Синай. Затем облако ушло от святилища. Израильтяне пошли за облаком в пустыню. Священники несли перед ними Ковчег завета. Иисус сказал, что Он приведет Израильтян в землю обетованную.

Числа 10:11–12, 33–34; Исход 3:17

Израильтяне пошли за Моисеем. Им не нравилась пустыня. Они не были счастливы. Они жалели, что покинули Египет.

Числа 10:13; 11:1–5

Иисус послал им манну. Людям надоело есть манну. Они хотели мяса. Иисус послал им перепелов.

Числа 11:4–9, 18, 31–33

Израильтяне пришли в землю Ханаан. Это была земля обетованная. Моисей послал 12 разведчиков в землю Ханаанскую.

Числа 13:2–3

Посланные люди вернулись. Они принесли множество фруктов. Они сказали, что земля эта очень хорошая. Но некоторые из них испугались людей, живших в Ханаане. Люди были большие и сильные. Они жили в больших городах, окруженных стенами.

Числа 13:21–31

Израильтяне выслушали разведчиков. Израильтяне испугались. Они подумали, что не смогут овладеть землей Ханаан. Они злились на Моисея. Они хотели вернуться в Египет. Они не верили в Бога.

Числа 14:1–4

Иисус разгневался на Израильтян. Он сказал Моисею, что не будет им больше помогать. Моисей просил Бога простить их. Иисус простил. Но Он не позволил им идти в землю обетованную. Он велел Моисею увести людей обратно в пустыню.

Числа 14:11–25

Бог сказал, что они должны жить в пустыне 40 лет. У взрослых Израильтян не было веры в Бога. Они умрут в пустыне. Их дети вырастут и придут в землю обетованную. Израильтяне вернулись в пустыню.

Числа 14:23, 29–34; Второзак. 2:1

Однажды Израильтяне почувствовали сильную жажду. У них не было воды для питья. Они сказали Моисею, что хотят пить.

Числа 20:2–5

Иисус Христос рассказал Моисею, как добыть воду. Моисей два раза ударил по скале своим посохом. Из скалы потекла вода. Люди пили воду.

Числа 20:6–11

Моисей вел людей в пустыне 40 лет. Он учил их Божьим заповедям.

Числа 14:33–34; Второзак.

Когда Моисею исполнилось 120 лет, Бог повелел ему взойти на гору. Моисей увидел землю Ханаан. Это была та земля, которую Бог обещал Израильтянам. Потом Бог взял Моисея.

Второзак. 32:49–52; 34:1–7; Алма 45:19

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *