Сколько святых в православии?

Содержание

10 главных храмов России

Россия, недаром именуемая в исторических источниках «Русь православная», может похвастать сотнями старинных храмов и монастырей, чья художественная ценность огромна. В каждой небольшой деревне, в каждом городке непременно есть церковь. История многих их них насчитывает несколько веков, поэтому судить, какая главнее, непросто, да и неразумно.

Мы представляем вашему вниманию десятку храмов, известных своей художественной, архитектурной и исторической ценностью.

Успенский собор во Владимире

Этот белокаменный собор, внесенный в список наследия ЮНЕСКО, не зря является первым в нашем списке. До возвышения Москвы именно он был главным храмом Руси, а построен и расписан он был еще до татаро-монгольского ига.

Сейчас в этом храме также находится музей, и его можно посетить в любое время, когда не идут церковные службы.

Казанский кафедральный собор

Знаменитый храм Невского проспекта, построенный в начале XIX века, известен каждому туристу.

Это здание в стиле ампир не похоже на типичную православную церковь, однако службы в нем проходят. Собор, выполненный по образу Собора Святого Петра в Риме, в советские годы служил Музеем религии и атеизма и значительно пострадал, но к 2000 году был полностью восстановлен и заново освящен.

Исаакиевский собор

Еще одно достояние Санкт-Петербурга — Исаакиевский собор, построенный через 15 лет после Казанского, в настоящее время является музеем, и службы в нем проводятся крайне редко.

Богато украшенный храм с многочисленными скульптурами располагается на Исаакиевской площади и считается крупнейшим в городе.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы (Собор Василия Блаженного)

Яркий, словно игрушечный собор, расположенный в самом сердце России — на Красной площади, по праву считается символом Москвы.

О постройке собора в середине XVI века до сих пор ходят легенды, поскольку если заказчик известен, то на роль исполнителя претендуют сразу три человека. Известная версия об ослепленном мастере не подтверждена документально, но весьма распространена среди экскурсоводов.

Ставший в СССР музеем, храм долго был в бедственном положении, но в 1946 году был полностью восстановлен. С недавних пор здесь снова начали проводить богослужения, но и как музей его также можно посетить.

Церковь Покрова на Нерли

Основанный в 1165 году скромный храм над рекой широко известен именно своей утонченной красотой, простотой и изяществом форм. В отличие от пышных столичных храмов он мал, не покрыт резьбой и узорами, но ценится историками и художниками.

Отражение храма в воде тихой реки изображалось и фотографировалось тысячи раз и не перестает привлекать туристов, которые не ленятся пройти пару километров от ближайшего села, чтобы полюбоваться храмом на закате и рассвете.

Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя

Отстроенный в 1997 году храм стал самым спорным религиозным проектом в России. С одной стороны, это лишь восстановленный собор XIX века, на стенах которого были написаны имена солдат и офицеров, погибших в боях с Наполеоновской армией. С другой — это модное место, в котором «принято появляться» у российских политиков и бизнесменов.

Кстати, многие прихожане храма отмечают, что класть в урну для пожертвований менее 500 рублей здесь считается дурным тоном.

Церковь Преображения Господня на о. Кижи

Деревянная восьмигранная церковь на острове Кижи была построена в начале XVIII века и сейчас находится в плачевном состоянии. Специалисты в области архитектуры настаивают на ее полной реконструкции, но никак не могут выбрать, каким способом это сделать.

Ну а пока они спорят, туристы, отправляющиеся на остров чтобы полюбоваться 22-главой церковью, рискуют своим здоровьем, приближаясь к аварийному зданию.

Ансамбль бывшего Ферапонтова монастыря

Основанный в конце XIV века святым Ферапонтом, монастырь стоит на холме меж двух озер в Вологодской области. Он внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО и особо ценных исторических объектов России. Несколько веков он был самым крупным монастырем в этом крае, но с приходом советской власти не избежал музейной участи.

Тяжба о судьбе бывшего монастыря идет между РПЦ и Министерством культуры до сих пор.

Георгиевский Собор в Юрьев-Польском

Массивный, приземистый белокаменный собор был сооружен в 1230 году по приказу князя Святослава.

Он отличался необычной для того периода архитектурой и многочисленной резьбой на стенах храма. Фрески, украсившие его изнутри, неоднократно стирались от времени и восстанавливались местными мастерами, поэтому сейчас они отличаются от первоначальных, хотя сюжеты и сохранены.

Церковь Спаса на Нередице

Неподалеку от Великого Новгорода, на берегу реки, стоит церковь XII века, построенная по приказу князя Ярослава в память о двух его погибших сыновьях. Возведенная меньше чем за год, она отличается массивностью конструкции и уникальными фресками, покрывшими все стены от пола до потолка.

Церковь сильно пострадала от фашистов во время Второй Мировой и была полностью восстановлена лишь в 2004 году. Сейчас она открыта как музейный объект, но по праздникам в ней проводятся службы.

Каждое из этих строений прекрасно по-своему, и побывать в них стоит, даже если вы не являетесь религиозным человеком.

Контекстная реклама

Храмы России фото с названиями и описанием

Россия – страна православная. Главный символ православной веры – храм, дом Божий, олицетворение его образа и зримого воплощения.

Храмы России с названием и описанием представлены на многих страницах Всемирной сети, но сведения о них так глубоки, красноречивы и безграничны, что едва ли хватит срока в год-два-три, чтобы охватить все имеющиеся объекты каменного и деревянного зодчества. Самые-самые из храмов, заслуживающие не только внимания православного верующего, но и изучения обычного эрудированного интеллектуала, представлены в этой статье.

Знаменитые соборы России стали в этом году объектами пристального интереса. К примеру, в Санкт-Петербурге даже сейчас проходит заключительный этап голосования за храм, который считаться «православным символом города». К финалу «подошли» 18 лучших храмов Северной столицы, так или иначе запомнившихся и отобранных народным выбором.

Оглавление:

  • Православные храмы: история и повседневность
  • Самые красивые храмы России: шедевры из камня и дерева
  • Самый большой российский храм
  • Самый высокий российский храм
  • Самые необычные российские храмы
  • В каком городе России больше всего церквей?
  • Почему на церкви черные купола?
  • Успенские соборы России
  • Кафедральные соборы России
  • Заброшенные российские храмы
  • Однокупольные российские храмы

Православные храмы: история и повседневность

История православных храмов началась с момента Крещения Руси и принятия ею православной веры в 988 году.

Древнейшей церковью считается, согласно археологическим находкам, Десятинная церковь (989-996 гг.) в Киеве (тогда – территория Руси). Она была разрушена татаро-монголами, а именно- войсками Батыя при захвате Киева.

Древнейший храм – собор Св. Софии в Киеве, сохранившийся до наших дней. Этот уникальный памятник и сегодня несет на себе печать атмосферы прошлого и дает верующим силы и надежду на вечность православия, воплощенную в камне.

На Северном Кавказе есть 3 храма, более древние, чем Десятинная церковь, они относятся к началу-середине Х в. Но считать ли их православными — спорный вопрос даже для историков.

Южный храм в поселке Нижний Архыз

Это т.н. Северный, Средний и Южный храмы в поселке Нижний Архыз.

Самые красивые храмы России: шедевры из камня и дерева

Наикрасивейшими храмами России считаются расположенные в городах «Золотого кольца». Ярославль, Владимир, Суздаль, Ростов Великий и многие другие – все они представляют сохранившиеся до наших дней преимущественно с допетровской эпохи (XVIIв.) «живые свидетельства» веры.

Церковь Ильи пророка в Ярославле

Увенчанные куполами и украшенные изразцами и фресками, эти храмы и сегодня – действующие.

Церкви о. Кижи

Лучшим воплощением деревянного зодчества являются храмы на острове Кижи и в Карелии.

Деревянная церковь в Суздале

Это уходящее искусство, от которого сохранились единицы — в отдельных селах и деревнях, в Суздале и Сургуте.

Самый большой российский храм

Самый большой российский храм – главный храм столицы, в котором традиционно проводит церковные праздники патриарх Московский и Всея Руси. Это восстановленный храм Христа Спасителя.

Он производит впечатление идейного центра, возвышаясь на берегу Москвы-реки, недалеко от Кремлевской стены и Цветаевского музея.

Его золотые купола в сочетании с белоснежными стенами, украшенными лепными орнаментами, представляют идеальный образ «Дома Божьего». Созданный в «русском стиле», храм изначально строился в ознаменование победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Восстановленный в 2000 году, храм располагается на месте взорванного в 1931 г., в общей волне борьбы с религией и уничтожения соборов и церквей. В советские годы на этом месте располагался бассейн. Сегодня же традиция почитания Бога в праздничные дни влечет тысячи москвичей, и огромные очереди с вечера выстраиваются вокруг храма, например, в Рождественский сочельник и на Пасху.

Самый высокий российский храм

Самый высокий храм в России находится в Санкт-Петербурге – Петропавловский собор.

Его шпиль и золотой ангел достигают высоты 122,5 м. Для сравнения — храм Христа Спасителя в высоту достигает 105 м.

Самые необычные российские храмы

Необычные храмы России разноплановы и оригинальны. Если на минуту отвлечься от таких первостепенных критериев, как древность церквей и участие великих зодчих и художников в их оформлении, то можно назвать по крайней мере 5 храмов, привлекающих внимание.

К примеру, Знаменская церковь в Дубровицах, которая увенчана не крестом, а короной.

Вознесенский храм в Коломенском являет собой первый образец шатровой архитектуры.

Храм Благовещения Пресвятой Троицы в Тайнинском снабжен порталом в форме терема — такого не встретишь более ни в одном храме России.

Троицкая церковь в Санкт-Петербурге прозвана в народе «Кулич и Пасха», т.к. напоминает по форме именно эти непременные атрибуты Пасхи.

Костомаровский женский монастырь — пещерный, обители сооружены внутри меловых столбов.

В каком городе России больше всего церквей?

На этот вопрос есть однозначный ответ — в Москве. Более 1100 храмов можно увидеть, если прогуляться по столичным проспектам, площадям, улицам и переулкам.

Храм Василия Блаженного в Москве

Нужно отметить, что до революции, когда столицей был Петербург, в нем тоже было немало храмов: историки утверждают, что каждая улица в Петербурге заканчивалась церковью или храмом.

В воспоминаниях современников можно найти отзывы о том, что, подъезжая к столице, они видели множество куполов. Все эти храмы были разрушены в 1930-е гг.

Почему на церкви черные купола?

Традиционный цвет куполов церквей – золотой. Также распространен зеленый цвет. Но черный? Церковь с чёрными куполами в Москве — не исключение из правил. Черные купола встречаются на нескольких московских храмах.

Старообрядческая церковь (Москва, Турчанинов пер.)

В частности, Старообрядческая церковь (Турчанинов пер.), церковь Ризоположения (ул. Донская), собор Донского мон., соборы Покровского мон. (в нем хранятся мощи Матроны Московской) и др.

Собор Покровского монастыря в Москве

Загадка черного цвета в окраске куполов до сих пор не разгадана. 1 версия приписывает черные купола к монашеской символике, аскетизму, строгости, скорби по Христу.

Другая версия отдает предпочтение принадлежности архитекторов-строителей храмов к масонским ложам.

Успенские соборы России

Успенские соборы России находятся во многих городах. Все они посвящены одному празднику – Успению Божией Матери.

Казалось бы, парадокс – смерть Богоматери отмечена праздником. Но православная вера учит, что Ее Успение – не смерть, а соединение с Богом. Некая аналогия Воскрешению Христа.

Храм, строящийся в честь Пресвятой Богородицы, обязательно будет иметь голубые стены — по православному канону.

Кафедральные соборы России

Кафедральные соборы России представляют собой главные храмы церковной области (епархии).

В них обязательный атрибут — возвышение в центральной части, т.н. кафедра правящего архиерея. Именно в ним глава епархии — митрополит — осуществляет регулярное богослужение.

Самые большие храмы России по вместительности располагаются в крупных городах — там, где они и нужны для доступа всех православных верующих в Дом Божий.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

Храм Христа Спасителя в Москве и Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге (ныне музей) готовы соперничать друг с другом по метражу и эстетике убранства.

Заброшенные российские храмы

Заброшенные храмы и церкви России соседствуют с ныне действующими.

Даже в крупных городах можно найти множество соборов, закрытых и сегодня. В последние годы идет активное восстановление храмов из небытия.

Однокупольные российские храмы

Однокупольные храмы России посвящены одному – самому Господу Богу. Об этом говорит их символика – 1 купол символизирует единого Бога.

Церковь Покрова на Нерли

3 купола напоминают о Святой Троице. 5 куполов означают Христа в окружении 4 евангелистов. Собор с 7 куполами ассоциируется с 7 таинствами Церкви. Встречаются храмы с 9, 13, 15 и 33 куполами.

В целом, христианский православный храм — святое место, предназначенное для богослужений (литургий) и таинств. В любом храме найдутся алтарь с иконостасом и царскими вратами, большое Распятие, иконы и свечи, расположенные по определенной системе.

Обязательная принадлежность храма — цветы. Особое искусство — православная флористика. На каждый церковный праздник применяются цветы и растения разных оттенков и видов, подобно облачениям священнослужителей разных цветов.

Жития святых: новый формат

– Книга «Святые в истории» имеет подзаголовок: «Жития святых в новом формате». Чем же вас старый формат не устраивает?

– Очень даже устраивает. Я люблю читать жития святителя Дмитрия Ростовского. И то, что я постаралась написать – может быть, даже не столько жития, сколько биографии святых, жизнеописания на фоне истории.

В ходе работы наткнулась на один интересный факт. В XIX веке малоизвестная сейчас исследовательница русской литературы Екатерина Степановна Некрасова подготовила для просветительского издательства «Посредник» переложение жития святой Иулиании Лазаревской. Работой этого издательства руководил Л.Н. Толстой – редактировал рукописи, писал предисловия, все через него проходило.

Ольга Клюкина

Так вот, Толстой остался недоволен переложением жития и в письме Черткову написал очень важное наблюдение: «Все жития, как только переводятся на простой язык, так сейчас поражают своей искусственностью. Только на славянском или древнем они читаются и этим обманывают». Ведь так и есть – многие современные переложения вроде бы делают жития понятнее, но что-то важное из них исчезает.

С другой стороны, жития Дмитрия Ростовского написаны свыше трехсот лет назад, за это время их восприятие не могло не измениться.

Как известно, жития писались по определенному канону: ребенок в детстве не любил играть со сверстниками, ходил в храм, читал Священное писание… Личная биография святого была как бы неким предисловием к его христианскому подвигу – у кого-то это мученичество за Христа, у кого-то апостольские труды по просвещению язычников или создание монастыря – вот здесь уже начинаются различия.

Но мы живем в XXI веке, когда огромное значение придается человеческой индивидуальности. Хотим мы этого или нет, но мы именно так воспринимаем окружающий мир – через его разность, непохожесть. Поэтому современного человека канон не слишком вдохновляет. Интересны как раз отличия, психология выбора, особенности социальной среды и даже характера, неповторимость каждого человеческого пути к Богу.

– Получается, что вам что-то пришлось допридумывать?

– Нет, на собственные фантазии в такой теме я бы точно никогда не решилась и не решусь. На самом деле, все это есть – в сохранившихся до наших дней мученических актах, житиях, письмах, сочинениях, в них рассыпано множество интересных и говорящих подробностей. Моя задача была их найти, разглядеть и вынести на поверхность. Просто сделать еще и такие акценты.

Ведь все мы сначала что-то о ком-то узнаем. Потом пытаемся это понять. И лишь поняв, можем полюбить, принять в свое сердце. И вот без этого второго звена – «понять» – как мне кажется, знание остается безжизненным и чисто информативным, по большому счету, и не нужным. Для меня очень важно, чтобы героев книги узнали, поняли и полюбили.

– Исторический фон тоже помогает многое уяснить?

– Конечно. Читая жития, я постоянно ловлю себя на мысли: а когда это было? Возвращаешься к началу и находишь упоминание: «при Траяне» или «при Диоклетиане» – и опять задумываешься, пытаешься вспомнить главные события того времени.

Мне изначально понравилась сама идея серии «Святые в истории» издательства «Никея» – показать еще и определенный исторический отрезок времени в биографиях. Первая книга – это I–III века, дальше пойдет ранняя Византия, поздняя Византия, Средние века…

Для нас очевидно, что именно люди, реальные личности формируют облик своего времени – знаменитые художники, поэты, императоры, полководцы. А святые – это были лучшие люди своего времени, великие каждый по-своему.

– Как вы выбирали своих «героев»?

– Первая книга содержит жития апостола Павла, апостола Иоанна Богослова, священномученика Игнатия Богоносца, мученика Иустина Философа, мученицы Перпетуи, священномученика Киприана Карфагенского, святителя Григория Неокесарийского, мучениц Агапии, Ирины и Хионии.

Икона 12 апостолов

Здесь есть имена всем известные и такие, о которых мало кто слышал, несколько историй о женщинах-христианках, представлена разная география – это и Рим, и Карфаген, и Малая Азия. А в других книгах географический обзор будет еще шире – Англия, Франция, Болгария, Чехия, Сербия, Венгрия, конечно же, Россия….

Одним из главных критериев выбора было наличие литературных источников, собственных сочинений – писем, проповедей, иногда дневников.

Почему, к примеру, в первую книгу вошел Григорий Чудотворец (Неокесарийский), а не горячо всеми любимый Николай Чудотворец? О каждом из них есть множество легенд и чудесных преданий. Это так, но с III века до наших дней сохранились сочинения и самого святителя Григория – его «Благодарственная речь Оригену», богословские творения.

Именно по ним я старалась ориентироваться, когда писала биографию, а не на легенды из жития. Важно и то, что в общине епископа Григория состояла святая Макрина – родная бабушка святителей Василия Великого, Григория Нисского и Петра Севастийского, этих великих учителей Каппадокийских. Во второй книге будет и о них тоже.

Такой подход помогает понять, что в истории христианства все между собой глубоко связано. Это потрясающе интересный мир даже для тех, кто относит себя к светским читателям.

– Вы много пишете на исторические темы: роман «Эсфирь», повести для детей на библейские сюжеты, теперь вот «Святые в истории». Кем вы себя ощущаете — писателем или историком?

– Конечно, писателем. Историком я себя вообще не считаю. Я просто человек, который интересуется и любит историю и надеется увлечь этим интересом другим. Ведь такие при этом открываются дали и глубины, просто дух захватывает!

И мне кажется, в этом интересе к прошлому есть что-то очень существенное для жизни и самосознания современного человека. В идеале каждый должен ощущать себя частью Всемирной истории, только это не так-то просто.

Ольга Клюкина

Святые в истории. Жития святых в новом формате. VIII–XI века

Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви ИС Р14-411-1182

От издательства

Святость – состояние, к которому призваны все христиане. Недаром, в первые века святыми именовали не выдающихся подвижников, а сообщество христиан в целом. Одновременно с этим складывалось и особое почитание мучеников, из которого впоследствии выросло почитание святых – не только погибших за веру, но и достигших своей праведной жизнью особой близости к Богу. «Друзьями Божиими» назвал святых преподобный Иоанн Дамаскин в VIII веке. Как бы ни были далеки от их подвига простые верующие, в Церкви Христовой все обретают единство, ведь святые – это люди Церкви, воплотившие призыв к святости, который обращен к каждому христианину.

Жизнь святого всегда воспринималась как пример. В житиях – жанре, достигшем наивысшего расцвета в Средние века, – слушателей и читателей интересовали в первую очередь не исторические подробности, а воплощение подвижником христианского идеала святости. Многие

жития создавались по образцу других, более ранних текстов, спустя не только годы, но и столетия после смерти святого, о котором порой не имелось практически никакой информации. Неудивительно, что современному читателю нередко бывает сложно за житийным образом разглядеть реального человека из плоти и крови.

Книга, которую вы держите в руках, продолжает серию «Святые в истории». Ее автор, писательница Ольга Клюкина, обращается к историческим свидетельствам, чтобы воссоздать биографии святых различных эпох. Каждый рассказ помещен в широкий исторический контекст, позволяющий более ярко представить реальную жизнь подвижников веры. Несмотря на обилие исторических фактов, книга читается удивительно легко, на одном дыхании. Рассказывая о святых прошлых столетий живым современным языком, автор делает их близкими и понятными сегодняшнему читателю. Серия выстроена по хронологическому принципу. Ключевые моменты истории Церкви и святости каждого периода раскрываются через жизнеописания девяти святых.

Третья книга серии охватывает период VIII–XI веков. В VIII веке Восточная Церковь столкнулась с ересью иконоборчества. Это противостояние, длившееся почти полтора столетия, способствовало не только развитию богословской мысли в Византии, но и появлению новых святых, отстаивавших чистоту веры. Укоренившись на территории Римской империи, христианство в этот период активно выходит за ее пределы, и в лоно Вселенской Церкви вливаются венгры, скандинавы, славянские народы. Крещение Руси стало поворотным моментом в истории страны, включенной в орбиту византийской христианской культуры.

Преподобный Иоанн Дамаскин

(† до 753/4)

Преподобный Иоанн Дамаскин. Фрагмент фрески. Мануил Панселин. Церковь Успения Богородицы в Протате, Афон, Греция. Нач. XIV в.

Ведь цель – не победить, но протянуть руку подвергающейся нападению истине…

Турки-сельджуки явились с востока, встали на горе Ал-Кайсакил и оттуда начали осаду Великой Антиохии.

Хватило трех дней, чтобы воины Сулеймана ибн Кутулмыша ворвались в город, безжалостно истребляя всех его жителей.

Спаслись только те, кто успел взобраться на гору и спрятаться за стенами городской крепости, да немногие антиохийцы, укрывшиеся от резни в подвалах и других укромных местах.

Монаху Михаилу из монастыря Святого Симеона тоже удалось притаиться в каком-то темном подземелье. Дождавшись ночи, он выбрался наружу и ужаснулся: на улицах Великой Антиохии не осталось ни одной живой души, повсюду лежали убитые, воздух был пропитан дымом и гарью.

Монах решил пробираться в крепость и, стараясь остаться незамеченным, начал бесшумно взбираться на гору. Чем выше он поднимался, тем труднее было оглядываться назад: при лунном свете следы разрушений и пожарищ в Великой Антиохии напоминали запекшуюся кровь, город казался мертвым.

На рассвете Михаил достиг крепости и увидел, как из ворот выезжает конный вооруженный отряд.

Мужчины-антиохийцы не стали дожидаться, когда войско Сулеймана начнет осаду их последнего убежища. Подкупив отряд турок, стоявший в крепости Артах, они вместе выступили против врага.

Пока Михаил обдумывал, как ему войти в крепость: обойти ее то ли с одной, то ли с другой стороны, – конный отряд уже обратился в бегство, преследуемый турками Сулеймана. А дальше вообще началось что-то невообразимое…

Еще не взошло солнце, как турки собрали всех, кто находился в крепости: мужчин, женщин, детей, стариков, коней, вьючных животных, – и скопом погнали вниз.

Среди пленных был и Михаил, ругавший себя за то, что зачем-то покинул свое укрытие. Он был уверен: пришел последний день его жизни, и, пока турки гнали антиохийцев, как стадо, по склону горы, стал вспоминать, какое сегодня число и день недели.

Неужели 4 декабря, праздник святой великомученицы Варвары?

Обычно в этот день улицы Антиохии были заполнены веселыми и нарядными горожанами.

Ежегодно на большой праздник верхом на мулах и верблюдах целыми семьями приезжали жители из окрестных деревень.

Многим непременно хотелось попасть на богослужение в церковь Святой Варвары. Там собирались самые знатные горожане, а службу совершал Патриарх Антиохийский. Все громко славили великомученицу Варвару, а еще некоего авву Иоанна Дамаскина, чья память тоже приходилась на этот день.

Михаил стал горячо молиться этим святым, чтобы они помогли ему избавиться от плена, и не прерывал молитвы, когда турки приказали всем сесть на землю и начали доставать свои кривые сабли. Но вдруг явились глашатаи и объявили приказ Сулеймана: все жители Великой Антиохии могут разойтись по домам, их никто не тронет. Долина огласилась криками ликования!

Ровно через год, 4 декабря 1085 года, монах Михаил с особым благоговением и благодарностью отмечал праздник святой Варвары в своем монастыре. Ему захотелось как можно больше узнать об Иоанне Дамаскине, но все сведения были слишком неопределенными: монах или, может быть, пресвитер, родом из Дамаска, жил примерно триста лет назад…

Кто-то знал одно только имя, другие читали книги Иоанна Дамаскина, третьи могли исполнить сочиненные им церковные песнопения, но ни в одной библиотеке не удавалось найти хоть какого-то связного рассказа о жизни этого святого.

Тогда Михаил, одинаково хорошо владевший греческим и арабским языками, задался целью собрать все сохранившиеся на тот момент сведения об Иоанне Дамаскине и составить его биографию. Это сочинение, известное как «Арабское житие Иоанна Дамаскина», написанное в конце XI века с чувством большой благодарности к святому, сохранилось и до наших дней.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *