Скороговорки и загадки

Копилка пословиц, поговорок и загадок

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УЛЬЯНОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Копилка пословиц, поговорок и загадок

по дисциплине: «Выразительное чтение»

специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

очное обучение

Выполнила:

студентка 2 курса 203 группы

Голова Анастасия Сергеевна

Проверила:

преподаватель ОГБПОУ УПК

Кряжева Аксана Васильевна

Ульяновск

1 КЛАСС

ПОСЛОВИЦЫ

  1. Жизнь дана на добрые дела.

  2. Нет друга – ищи, а нашел – береги.

  3. Умный ошибется и исправится.

  4. Семь раз отмерь, один отрежь.

  5. Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.

  6. Учиться всегда пригодится.

  7. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

  8. Под лежачий камень и вода не течёт.

  9. У ленивого Емели, семь воскресений на неделе.

  10. Где смелость, там и победа.

ПОГОВОРКИ

  1. Друзья — не разлей вода.

  2. Семеро одного не ждут.

  3. Обещанного три года ждут.

  4. Трудолюбив, как пчела.

  5. Он и мухи не обидит.

  6. Книга-источник знаний.

  7. С крыш капает, а мороз за нос цапает!

  8. И нашим и вашим.

  9. Шито-крыто.

  10. Чудеса в решете.

ЗАГАДКИ

  1. Кто родится с усами, но с закрытыми глазами? (Котёнок)

  2. Крашеное коромысло через реку повисло. (Радуга)

  3. Среди двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла. (Корова)

  4. Живёт без тела, говорит без языка. Никто его не видит, а всякий слышит. (Эхо)

  5. Золотое решето чёрных домиков полно. (Подсолнух)

  6. Какую траву и слепой знает? (Крапиву)

  7. Чёрный Ивашка, деревянная рубашка, где носом ведёт, там заметку кладёт. (Карандаш)

  8. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)

  9. Ползун ползёт иголки везёт. (Ёж)

  10. Кланяется, кланяется, придёт домой – растянется. (Топор)

СКОРОГОВОРКИ

Буква «Л»:

  1. Лезут козы в грозу в лозу,

Лозу козы в грозу грызут.

Буква «Р»:

  1. На дворе – трава,

На траве – дрова,

Не руби дрова:

На дворе – трава

Шипящая «Ж»:

  1. Не живут ужи, где живут ежи.

  2. У ежа — ежата, у ужа — ужата.

  3. Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки.

  4. Жужжит над жимолостью жук. Тяжелый на жуке кожух.

Шипящая «Ч»:

  1. Точь-в-точь, как мать в дочь.

  2. У Танечки — тачка, а у Анечки — печенья пачка.

  3. Пекарь пёк калачи в печи. Горячи калачи, калачи горячи,

  4. В печи калачи, как огонь, горячи для кого печены? Для Галочки калачи, для Галочки горячи.

СЧИТАЛКИ

Подогрела чайка чайник.
Пригласила восемь чаек.
Прилетели все на чай!
Сколько чаек? Отвечай!

***

На всём белом свете —
Мы самые лучшие дети.
Мы родителей слушаем,
Учителей не мучаем,
Учимся только на «пять».
Раз, два, три, четыре, пять,
А сейчас идем играть.

***

Собирала белка шишки,
Для енота и для мышки.
Раз, два, три, четыре, пять,
Найду шишку я опять.
Три еноту и три мышке,
Остальные кому шишки?

***

А и Б сидели на трубе,
А упало, Б пропало,
Что осталось на трубе?

***

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж —
Едет жаба на еже.
3, И, К, Л, М, Н, О —
Зайка, глянь ко мне в окно.
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я —
А у щуки — чешуя.

***

По тропинке,
По дорожке
Шли четыре
Понарошки,
А навстречу
На горошке
Проезжали
Три картошки.
Если каждой
Понарошке
Дать на завтрак
По картошке,
То одной
Из понарошек
Что достанется? —
Горошек.

***

В поле мы нашли ромашку,
Василек, гвоздику, кашку,
Колокольчик, мак, вьюнок…
Начинай плести венок!

***

В снег упал Сережа,
А за ним Алешка,
А за ним Иринка,
А за ней Маринка.
А потом упал Игнат.
Сколько на снегу ребят?

***

Катилась апельсинка
По имени Мальвинка,
Уроки не учила и
Двойку получила.
А потом пошла гулять,
Получила цифру пять!

***

Эне, бене, раба,
Квинтер, финтер, жаба.
Эне, бене, рес,
Квинтер, финтер, жес!

2 КЛАСС

ПОСЛОВИЦЫ

  1. Сердце матери лучше солнца греет.

  2. Добрый человек добру и учит.

  3. Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.

  4. Труд человека кормит, а лень портит.

  5. При солнышке тепло, при матушке добро.

  6. Доброе дело без награды не остается.

  7. Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

  8. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

  9. Кто ленив, тот и сонлив.

  10. Век живи – век учись.

ПОГОВОРКИ

  1. Доброе братство лучше богатства.

  2. Большой брат меньшего не догонит.

  3. Хочешь дружбы-будь другом.

  4. Родина мать – умей за неё постоять.

  5. Работе время, потехе – час.

  6. Хорошая книга – лучший друг.

  7. Остаться с носом.

  8. Молодо – зелено.

  9. Поживем – увидим.

  10. Много знать – мало спать.

ЗАГАДКИ

  1. Летит – молчит. Лежит – молчит. Когда умрёт, тогда заревёт. (Снег)

  2. Стоит Егорка в красной ермолке. Кто ни пройдёт – всяк наклонится. (Земляника)

  3. Мостит без досок, без гвоздя, без топора. (Мороз)

  4. Стоит Антошка на одной ножке. Его ищут, а он не откликается. (Гриб)

  5. Рыжая хозяюшка из лесу пришла, всех кур пересчитала и с собой унесла. (Лиса)

  6. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёжик)

  7. Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)

  8. Не зверь, не птица. А нос – как спица. Летит – пищит, а сядет – молчит. Кто его убьёт – свою кровь прольёт. (Комар)

  9. Чёрный Ивашка, деревянная рубашка, где носом ведёт, там заметку кладёт. (Карандаш)

  10. Серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет. (Волк)

СКОРОГОВОРКИ

Бабкин боб расцвел в дождь,
Будет бабке боб в борщ.

***

Баран буян залез в бурьян.

***

Бегают две курицы нагишом по улице.

***

Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса песочку!

***

Белые бараны били в барабаны.

***

Белый снег, белый мел, белый заяц — тоже бел, а вот белка не бела, белой даже не была.

***

Березонька коренистенькая,
По корню — криволистенькая,
По середке — суковатенькая,
По вершинке — высококудреватенькая

***

Берестовое лукошко полно морошки.

***

Били лбами у забора два быка,
Прободали в буйном споре все бока.
Кабы злобу побороть бы как-нибудь,
Были б целы бычьи бедра, лбы и грудь.

***

Бредут бобры в сыры боры.
Бобры храбры, а для бобрят добры.

СЧИТАЛКИ

Дора, Дора, помидора,
Мы в саду поймали вора.
Стали думать и гадать,
Как же вора наказать.
Мы связали руки, ноги
И пустили по дороге.
Вор шел, шел, шел
И корзиночку нашел.
В этой маленькой корзинке
Есть рисунки и картинки.
Раз, два, три,
Кому хочешь, — дари!

***

Лиса по лесу ходила,
Громким голосом вопила.
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела —
Мужу двое,
Себе трое
И детишкам
По лаптишкам!

***

Три веселых карапуза
На базар пошли гурьбой,
И купили три арбуза —
Темный, светлый и рябой.
Кто рябой арбуз принес,
Тот и водит! Всех за нос.

***

Шла Марфушка по тропинке
И несла в руках корзинку.
В этой маленькой корзинке
Есть различные цветы:
Роза, ландыш, незабудки,
Голубые васильки.

***

Наша Маша рано встала
Кукол всех пересчитала:
Две матрёшки на окошке,
Две Танюшки на подушке,
Две Иринки на перинке,
А Петрушка в колпачке
на зеленом сундучке.

***

У Литейного моста
Я поймал в Неве кита,
Спрятал за окошко.
Съела его кошка,
Помогали два кота…
Вот и нет теперь кита!
Ты не веришь другу?
Выходи из круга!

***

Жили-были три селёдки:
Куля, Муля и Балда.
Куля, Муля спали вместе,
А Балда спала одна.

***

Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь, восемь —
Ходит бабка
С длинным носом,
А за нею дед.
Сколько деду лет?
Говори поскорей,
Не задерживай людей!

***

За морями, за горами,
За железными столбами
На пригорке теремок,
На дверях висит замок,
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни.

***

Раз, два, три, четыре, пять
— Игры будем начинать.
Пчёлы в поле полетели.
Зажужжали, загудели.
Сели пчёлы на цветы.
Мы играем — водишь ты.

3 КЛАСС

ПОСЛОВИЦЫ

  1. Не надобен клад, коли в семье лад.

  2. Смотри дерево в плодах, а человека в делах.

  3. Учиться – всегда пригодится.

  4. Где хотенье, там уменье.

  5. Своя земля и в горсти мила.

  6. Чему Ваня не научился, того и Иван не выучит.

  7. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

  8. Хлеб – батюшка, вода – матушка.

  9. Самолюб никому не люб.

  10. Терпенье и труд всё перетрут.

ПОГОВОРКИ

  1. Семь пятниц на неделе.

  2. Ищи ветра в поле.

  3. Моя хата с краю.

  4. Свет не без добрых людей.

  5. Что в лоб, что по лбу.

  6. Язык без костей.

  7. Ёрш окуню не товарищ.

  8. Куй железо, пока горячо.

  9. Книга – зеркало души.

  10. Книги читать – не в ладушки играть.

ЗАГАДКИ

  1. Там, где строят новый дом,

Ходит воин со щитом.

Где пройдет он, станет гладко.

Будет ровная площадка. (Бульдозер.)

  1. Этот конь не ест овса,

Вместо ног — два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем. (Велосипед.)

  1. Толстый тонкого побьет.

Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвоздь.)

  1. Живет в нем вся вселенная,

А вещь обыкновенная. (Телевизор.)

  1. Полюбуйся, посмотри —

Полюс Северный внутри!

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет.

Навсегда нам эту зиму

Привезли из магазина. (Холодильник.)

  1. К нам во двор забрался крот,

Роет землю у ворот.

Тонна в рот земли войдет,

Если крот откроет рот. (Экскаватор.)

  1. У конька у горбунка

Деревянные бока.

У него из-под копыт

Стружка белая летит. (Рубанок.)

  1. Чиста, да не вода,

Клейка, да не смола,

Бела, да не снег,

Сладка, да не мед.

От рогатого берут

И детям дают. (Молоко.)

  1. Я пушистый.

Мягкий, круглый,

Есть и хвост, но я не кот. (Клубок.)

  1. От воды родится — воды боится. (Соль.)

СКОРОГОВОРКИ

Водовоз вез воду из-под водопада.

***

Говори, говори, да не заговаривайся.

***

На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.

***

Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.

***

Наш дуда и туда и сюда.

***

Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

***

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

***

Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка (и т.д.).

***

Летят три пичужки через три пусты избушки.

***

В один, Клим, клин колоти.

СЧИТАЛКИ

На золотом крыльце сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?

***

Раз, два, три, четыре!
Жили мошки на квартире.
К ним повадился их друг,
Крестовик — большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь!
Паука мы все попросим:

«Ты, обжора, не ходи».
Ну-ка, Машенька, води!

***

Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Выплывает белый месяц!
Кто до месяца дойдёт,
Тот и прятаться пойдёт!

***

Шла торговка мимо рынка,
Спотыкнулась о корзинку
И упала в яму — бух,
Раздавила сорок мух!

***

Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу,
Да работы не нашёл,
Сам заплакал и пошёл.

***

Ехал Туз на бочке,
Продавал цветочки:
Синий, красный, голубой —
Выбирай себе любой.

***

Уж как зоренька-заря
Русы косыньки плела.
Кто те косы расплетёт,
Первый кон водить идёт.

***

За морями, за горами,
За железными столбами,
На пригорке теремок,
На дверях висит замок.
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни.

***

Шел баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто её возьмёт,
Тот и вон пойдёт.

***

Раз, два, три, четыре!
Жили мышки на квартире,
Чай пили, чашки мыли,
По три денежки платили.
Кто не хочет заплатить,
Вот тому тогда водить!

4 КЛАСС

ПОСЛОВИЦЫ

  1. На чужбине родная землица во сне снится.

  2. У плохого мастера и пила плохая.

  3. Два раза молоду не бывать.

  4. Девица красна в хороводе, как маков цвет в огороде.

  5. Девичья доля — загадка.

  6. Дерево стало кривым, когда было молодым.

  7. Дети — благодать Божья.

  8. Дети родителям не судьи.

  9. Детство — время золотое.

  10. Дитя хиленько, а отцу-матери миленько.

ПОГОВОРКИ

  1. Бедность крадет, а нужда лжет.

  2. Где тонко, там и рвётся.

  3. Бедность учит, а счастье портит.

  4. Хвост голове не указка.

  5. Биться, драться — не ума набираться.

  6. Бог видит, кто кого обидит.

  7. Не игла шьёт, а руки.

  8. Вор, что заяц: и тени своей боится.

  9. На языке мед — а в сердце лед.

  10. Всяк правды ищет, да не всяк ее хранит.

ЗАГАДКИ

  1. На окошке, а не кошка.

Не возьмешь, а не еж.

Ответ: Кактус

  1. Незавиден, белоснежен,

Очень хрупок, очень нежен

По весне, из года в год,

На проталинах растет.

Ответ: Подснежник

  1. Инструмент мой духовой

И простой, и небольшой.

Очень быстро и умело

Он из ветки ивы сделан.

Ответ: Флейта

  1. Что за здание такое?

С виду очень небольшое,

Но такой все дни подряд

Излучает аромат,

Что его и стар, и мал

Слышат даже за квартал.

Ответ: Кондитерская

  1. От рожденья он усат,

А совсем не ест мышат.

Но зато в реке, бывает,

Даже раков он глотает.

Ответ: Сом

  1. Дирижера на болоте,

Днём с огнем вы не найдете.

Но какой там дружный хор

Распевает с давних пор?

Ответ: Хор лягушек

  1. Он взметнулся высоко,

Виден очень далеко,

Ловит ветры день-деньской

Развернувшейся полой.

Он в морской прогулке

Нам гонит яхту по волнам.

Ответ: Парус

  1. Сосна сто лет росла в бору,

Да приглянулась топору.

Потом, я врать никак не стану,

Она прошла сквозь пилораму.

И какова тому цена?

Чем стала бывшая сосна?

Ответ: Досками

  1. Длинноногим журавлем

В кабинете он моем

Все стоит и, как ни странно,

Не отходит от дивана.

Зорко смотрит одноножка,

Наклонясь ко мне немножко.

Если я читаю лежа —

Может, он читает тоже?

Ответ: Торшер

  1. Убеждался не раз ты,

Что хвосты у них, как ласты.

Хоть безногие они,

А попробуй — догони!

Ответ: Рыбы

СКОРОГОВОРКИ

Ехал грека через реку.
Видит грека — в реке рак.
Сунул грека руку в реку.
Рак за руку грека — цап!

***

Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет

***

Кукушка кукушонку купила капюшон. В капюшоне кукушонок смешон.

***

Сшит колпак, да не по-колпаковски,
Вылит колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать

***

Шла Саша по шоссе и сосала сушку

***

Шашки на столе
Шишки на сосне

***

Шапкой Саша шишки сшиб

***

Шел Егор через двор
Нес топор чинить забор

***

Галка села на забор
Грач завел с ней разговор

***

Расскажите про покупки
Про какие про покупки
Про покупки, про покупки, про покупочки мои

СЧИТАЛКИ

Раз, два, три, четыре, пять.
Будем в прятки мы играть.
Небо, звёзды, луг, цветы –
Ты пойди-ка поводи!

***

Ахи, ахи, ахи – ох,
Баба сеяла горох.
Уродился он густой,
Мы помчимся, ты постой!

***

Раз, два, три, четыре –
Меня грамоте учили:
Не считать, не писать,
Только по полу скакать.
Я скакала, я скакала,
Себе ноженьку сломала.
Стала ноженька болеть,
Стала маменька жалеть.
Пожалела, поругала
И за доктором послала.
Доктор едет на быке
С балалаечкой в руке.

***

Шалуны-балуны,
Выбегайте во дворы.
Становитесь-ка играть,
Воеводу выбирать.
Воевода из народа,
Выходи из хоровода
А ты, добрый молодец,
Становись в самый конец!

***

Тады-рады, тынка,
Где же наша свинка?
Тады-рады, толки,
Съели свинку волки.
Тады-рады, тынка,
Ты бы их дубинкой.
Тады-рады, тутки,
С волком плохи шутки.
Тады-рады, тишка,
Выходи, трусишка!

***

Шёл баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Сел на лавку,
Кто её возьмёт –
Тот и вон пойдёт.

***

Раз, два, три,
Четыре, пять —
Тебе в космос улетать!

***

Ёжик, ёжик, чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
Встал в кружок и ну считать –
Нам водилку выбирать!

***

За морями, за горами,
За дремучими лесами.
На пригорке теремок,
На дверях висит замок.
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни.

***

Шла машина тёмным лесом
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес,
Выходи на букву «С».

Еще похожие загадки:

  1. Носят их дети носят старички Загадка про очки. Носят их дети, Носят старички, Чтобы лучше…
  2. Пока дети каждый в берете Загадка про грибы. Пока дети — каждый в берете, Повзрослели…
  3. И родители и детки носят модные беретки Загадка про грибы. И родители, и детки Носят модные беретки….
  4. Я у мамы не один Загадка про брата. Я у мамы не один, У нее…
  5. В лесу под елкой крошка только шапка да ножка Загадка про грибы. В лесу под елкой крошка — Только…
  6. Родилась у мамы дочка из прекрасного цветочка Загадка про Дюймовочку. Родилась у мамы дочка Из прекрасного цветочка….
  7. Только мимо нас проплыли поиграли и уплыли Загадка про дельфина. Только мимо нас проплыли, Поиграли и уплыли….
  8. Шоколадные матрешки носят яркие одежки Загадка про конфеты. Шоколадные матрешки Носят яркие одежки. Ответ на…
  9. Голову едят тело бросают а кожу носят Загадка про лен. Голову едят, Тело бросают, А кожу носят….
  10. Лист бумаги по утрам на квартиру носят нам Загадка про газету. Лист бумаги по утрам На квартиру носят…

>Загадки про грибы

Загадки про грибы

Загадки про грибы с ответами

Загадки про грибы

    Растут на опушке
    Рыжие подружки,
    Их зовут ….
    Ответ: Волнушки
    Стоят на опушке рыжие подружки,
    Их зовут …
    Ответ: Волнушки
    В лесу под елкой крошка —
    Только шляпка да ножка.
    Ответ: Гриб
    В шляпе, а не человек, стоит на одной ножке, а не цапля, живет в лесу, а не зверь.
    Ответ: Гриб
    Землю пробуравил,
    Корешок оставил,
    Сам на свет явился,
    Шапочкой прикрылся.
    Ответ: Гриб
    Как—то летом я в лесу
    Меж деревьев шёл.
    Глядь — вот шляпка на ноге!
    Что же я нашёл?
    Ответ: Гриб
    Кто шляпу на ногу одевает?
    Ответ: Гриб
    Маленькая крошка
    Сквозь землю прошел
    Красну шапочку нашел.
    Ответ: Гриб
    Мы вчера в лесок зашли,
    И чего мы там нашли?
    Он стоял на толстой ножке,
    В крепкой шляпе у дорожки.
    Ответ: Гриб
    Он стоит среди травы
    В шляпе, но без головы.
    У него одна нога,
    Да и та без сапога.
    Ответ: Гриб
    Стоит лепёшка
    На одной ножке,
    Кто мимо ни пройдёт,
    Всяк поклонится.
    Ответ: Гриб
    Шапочка да ножка —
    Вот и весь Ерошка.
    Ответ: Гриб
    Я под шапкою цветной, на ноге стою одной.
    У меня свои повадки, я сейчас играю в прятки.
    Ответ: Гриб
    Я стою на ножке тонкой,
    Я стою на ножке гладкой,
    Под коричневою шапкой
    С бархатной подкладкой.
    Ответ: Гриб
    Дети, мамы, папы
    Носят только шляпы.
    Ответ: Грибы
    Кто растет в лесу у дорожки?
    Есть у них шляпки и ножки.
    Ответ: Грибы
    Пока дети — каждый в берете,
    Повзрослели — шляпы надели.
    Ответ: Грибы
    Стояли на крепких ножках,
    Теперь лежат в лукошках.
    Ответ: Грибы
    Зашели в сосняк,
    нашели слизняк,
    бросить жалко,
    съесть сыро.
    Ответ: Груздь
    Золотистые … —
    Очень дружные сестрички.
    Ходят в рыженьких беретах,
    Осень в лес приносят летом.
    Ответ: Лисички
    Масла нет во мне нисколько,
    Я съедобный гриб и только.
    Кто—то так меня назвал,
    Чтоб ты сразу угадал.
    Ответ: Маслёнок
    А вот кто—то важный
    На беленькой ножке.
    Он с красной шляпкой,
    А на шляпке горошки.
    Ответ: Мухомор
    Возле леса на опушке,
    Украшая тёмный бор,
    Вырос пёстрый, как Петрушка,
    Ядовитый …
    Ответ: Мухомор
    Он в лесу стоял,
    Никто его не брал,
    В красной шапке модной,
    В пищу непригодный.
    Ответ: Мухомор
    Стоит на полянке
    В красном платье Татьянка.
    Вся в белых крапинках.
    Ответ: Мухомор
    Я очень красивый,
    Грибок не плаксивый.
    На шляпке моей
    Сто белых угрей!
    Ответ: Мухомор
    Как—то видел я в лесу
    Дружную семью на пне.
    Посмотрев на всю красу,
    Жалко рвать их стало мне.
    Ответ: Опята
    Мы растём на тонких ножках,
    На пеньках гурьбой стоим.
    Шляпки есть, из—под которых,
    Целый день на лес глядим.
    Ответ: Опята
    Нет грибов дружней, чем эти, —
    Знают взрослые и дети, —
    На пеньках растут в лесу,
    Как веснушки на носу.
    Ответ: Опята
    Что за ребятки на пеньках
    Столпились тесной кучей?
    И держат зонтики в руках,
    Застигнутые тучей.
    Ответ: Опята

Загадки — оглавление

Игры-загадки «Подскажи словечко»

Наталья Владимировна
Игры-загадки «Подскажи словечко»

Игровая форма занятий в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи является одним из условий успешного формирования всех компонентов языковой системы — фонетики, лексики и грамматики. Загадка — наиболее эффективное средство активизации мыслительной деятельности и развития речи. Поэтому она чаще всего используется воспитателями и логопедами.

Загадка помогает детям осваивать лексико-грамматические закономерности и стилистические особенности текстов (сказок, рассказов, поговорок, потешек) С ее помощью дети быстрее и надежнее запоминают новые словоформы, устойчивые

обороты, образные выражения, осваивают лексическую сочетаемость слов Мир родного языка становится понятным, доступным, а значит — интересным

В последнее время педагогами часто используются так называемые структурно неоконченные загадки, их незавершенность связана с синтаксическим оформлением, с пропуском рифмы. Завершенность появляется при нахождении слова-отгадки:

Куда бежит — сама не знает,

В степи ровна, в лесу плутает,

Споткнется у порога,

Что это? (Дорога)

При ритмизированном тексте языковая задача решается довольно просто с

помощью актуализации слова-рифмы:

По реке плывет бревно.

Ох, и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит. (крокодил).

Е. Серова

Такие загадки-игры получили название «Подскажи словечко». Они развивают у детей с ОНР чувство ритма и языковое чутьё, операции памяти, воображения, речеслухового внимания и чувство юмора, обогащают и актуализируют лексикон.

В практике логопедической работы загадки «Подскажи словечко» подбираются с учетом лексических тем. Их содержание отвечает программным требованиям, принципам общей и специальной педагогики. Разнообразие видов игровых и дидактических упражнений создают положительную и стойкую мотивацию к преодолению имеющихся речевых нарушений и формируют основы общеучебных навыков.

Игры-загадки «Подскажи словечко» нами используются при различных видах языкового анализа и синтеза, для преодоления имеющихся у дошкольников с ОНР нарушений слоговой структуры слов, развития фонематических представлений, слухового восприятия и лексико-грамматического строя речи.

Расскажем об отдельных видах работы.

При изучении лексических тем «Профессии» или «Хлеб. Растения поля» рассматривается картина «Уборка урожая». Знакомим детей с лексическим значением слова агроном (специалистом по сельскому хозяйству, который выращивает урожай, с особенностями его профессиональной деятельности. В ходе занятия детям предлагается дополнить четверостишие недостающим словом:

Детский сад одноэтажный

Улыбается окном.

Грач по нивам ходит важно,

Словно сельский. (агроном).

После ответа каждый ребенок закрепляет в произношении слово агроном. Логопед спрашивает, почему птицу сравнивают с человеком? Проводится соответствующая беседа. Далее по картинкам со словом агроном составляются предложения.

Загадки «Подскажи словечко» можно использовать не только для обогащения речи детей новыми словами, но и для знакомства с их многозначностью. Это приучает ребенка находить оттенки лексического значения слов:

Они обычно для шитья,

И у ежа их видел я.

Бывают на сосне, на елке,

А называются. (иголки).

Или:

Если мы растем на ели,

Мы на месте, мы приделе.

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно. (шишек).

Вместе с детьми приходим к выводу, что, оказывается, в простых словах,

давно знакомых и понятных, заключена тайна, и ее можно разгадать.

Эти загадки можно использовать шире, как упражнения на сравнение, классификацию, группировку и обобщение. В словаре дошкольника с ОНР часто смешиваются слова, обозначающие родовые (грибы, цветы, рыбы, посуда) и видовые понятия (подосиновик, роза, сом, чашка). Он не устанавливает между ними соответствующие ассоциативные связи. Логические упражнения помогают усваивать не только слова и отдельные грамматические понятия, но и целый ряд мыслительных операций, по-могающих систематизировать словарный материал. Например:

У бабушки на грядке выросли загадки.

Здесь весною было пусто.

Летом выросла. (капуста).

Собираем мы в лукошко

Очень крупную. (картошку).

От дождя земля намокла –

Вылезай, толстушка. (свекла).

Из земли — за чуб плутовку!

Тянем сочную. (морковку).

Надо поклониться низко,

Чтобы вытащить. (редиску).

Помогает деду внук –

Собирает с грядок. (лук).

Просит дедушка Федюшку: —

Собери еще. (петрушку).

Вот зеленый толстячок –

Крупный, гладкий. (кабачок)

И красавец-великан

Темно-синий. (баклажан).

Вот и все! Хоть и устали,

Урожай мы весь собрали!

Далее детям задается вопрос: «Как назвать все отгадки одним словом?» (Овощи). Логические упражнения проводятся с использованием разнообразных дидактических игр и пособий.

Загадки о птицах помогают овладеть навыками группировки: отгадав загадки, дети сначала называют зимующих птиц, а потом — перелетных, например:

• ворона («На осине в гуще кроны вьет гнездо свое.»);

• скворец («На шесте — дворец, во дворце — певец, а зовут его.»);

• дрозд («Он один из певчих звезд, а короче — певчий.»);

• синица («Я маленькая птичка, зовут меня.»);

• сорока («Верещунья, белобока, а зовут ее.»).

Упражнение «Кто лишний и почему?»

Дети отгадывают, например, две-три загадки о домашних животных и одну загадку о диком животном:

• овца («Шубу теплую в колечках носит тихая.»);

• корова («Есть копыта и рога, летом ходит на луга. Чтобы были все здоровы, молоко дает.»);

• кот («Очень ласковый и чистый, лапой моется пушистой. Если пустит когти в ход, — страшный зверь, домашний.»);

• заяц («Хитрый след плести стараясь, по сугробам прыгал.»).

Задается вопросы: «Вспомните и назовите всех животных. Кто из них лишний? Почему?» Дети отвечают: «Заяц, потому что овца, корова и кот — домашние животные, а заяц — дикое животное».

Особый интерес вызывает у детей прием сравнения загадок об одном и том же предмете (например, о петухе).

1. Он свой род обороняет

И цыпляток охраняет.

Курам муж он и пастух,

А зовут его. (петух).

2. Догадались, кто у Жоры?

Пестрый хвост! Сверкают

шпоры!

Ярко-красный гребешок!

Ну, конечно,. (петушок).

3. Встает на заре, поет во дворе,

На голове гребешок.

Кто же это?. (Петушок).

4. Звонко время отмечает,

Утром солнышко встречает.

Вот последний луч потух.

Спит на жердочке. (петух).

Тексты загадок рекомендуется сравнивать попарно. Дети отвечают на вопросы: «Чем похожи эти две загадки? Чем они различаются?»

Сравнивая первую и вторую загадки, дети выделяют их сходство и различие. Обе загадки об одной и той же домашней птице, поэтому они похожи. Загадки различаются тем, что в одной говорится о петухе как о муже курицы (значит, как о папе цыплят, как о защитнике своей семьи, а в другой описывается красивый внешний вид петуха.

Во второй паре говорится о том, что петух просыпается раньше всех и первым встречает рассвет. В первой загадке мы слышим о гребешке на голове – главном признаке внешнего вида петуха, а во второй — о том, что спать он ложится рано, как только садится солнце.

Сравнение загадок о разных предметах проходит следующим образом.

Например, предлагаем детям загадку о ели:

За рекой росли,

Их на праздник принесли,

На веточках иголки.

Что же это?. (Елки)

Спрашиваем, какие еще хвойные деревья они знают. Загадываем следующую загадку:

Хоть колюча, но не ёлка,

Подлинней её иголки,

А кора тонка, красна!

Та красавица -. (сосна)

Сравниваем ель и сосну. Можно рассмотреть не только картинки, но и живые ветки с шишками обоих деревьев.

Аналогично сравниваются и другие предметы внутри любой лексической темы (верблюда и слона, бабочку и муравья, автобус и трамвай и т. д.).

Особую роль играют загадки «Подскажи словечко» в работе над развитием связной монологической речи, например, при составлении словосочетаний. Так, отгадав загадку о пиле и о лопате, дети отвечают на вопросы: Что делают пилой? — Пилят, Что делают лопатой? — Убирают снег, копают.

Доски сосновые пахнут смолой.

Весело, жарко работать … (пилой).

Я расчищу снег, ребята,

Только мне нужна. (лопата).

Такая работа активизирует глагольный словарь и навык употребления в речи имен существительных в творительном падеже (Чем обрезают, режут, стригут? Чем прибивают, забивают).

Загадки о животных используются для составления словосочетаний: «Кто как голос подает?».

• Собака (У меня ученый пес — Круглой пуговкою нос. Если в чем-то я не прав, Громко лает он:. («Гав-гав!»).

• Корова (Ходит Зорька по лугам, Молоко приносит нам. Жить бы Зорьке в терему, А она в хлеву:. («Му-му!»).

• Кот (Кот усатый, как разбойник, Перепрыгнул подоконник, Распугал соседских кур И мурлыкает:. («Мур-мур!»).

• Пчела (Только вишня расцвела — Прилетела в сад пчела. Я давно за ней слежу,

Ищет мед она:. («Жу-жу!»).

Дети с ОНР усваивают, кто как «разговаривает» (собака гавкает (лает, корова мычит, кошка мурлыкает, пчела жужжит).

Стихотворный текст загадок оптимизирует работу над усвоением «слов-неприятелей» (антонимов):

Эта избушка — маленькая,

Эта изба. (большая).

Эта кадушка полная,

Эта кадушка. (пустая).

Эта ограда низкая,

Эта ограда. (высокая).

Эта рощица близкая,

Эта роща. (далекая).

Эта тропинка узкая,

Эта тропа. (широкая).

Эта речушка мелкая,

Эта река. (глубокая).

Эта гора крутая,

Эта гора. (пологая).

Эта вот ветка длинная,

Эта ветка. (короткая).

Эта дорога прямая,

Эта дорожка. (кривая).

Эта ножовка острая,

Эта пила. (тупая).

И. Лопухина

Уточняется лексическое значение новых словоформ, формируются навыки словообразования с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением: река-речушка, роща-рощица, тропа-тропинка, дорога-дорожка.

Усвоение предложно-падежных форм также проводится при введении в речь дошкольников соответствующих предлогов:

Кот

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем слово «кот» склонять.

У норы добыча ждет

Притаившись, серый.

Мышь осталась без хвоста,

Убегая от.,

А теперь и за версту

Не приблизится к.

Крыса старая, и та,

Видя грозного.,

Убежит скорей под дом,

Чтоб не встретиться с.

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о.

А. Грачев

Эта загадка используется при изучении лексической темы «Домашние животные», а также при составлении и анализе предложно-падежных конструкций.

В рамках каждой лексической темы загадки помогают детям осмыслить семантические связи между родственными словами, на практическом уровне усвоить основные способы словообразования и языкового анализ слов.

Снегопад

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю. (снег).

С неба всё скользят пушинки –

Серебристые. (снежинки).

Кружатся над головою

Каруселью. (снеговою).

На проселки, на лужок

Всё снижается. (снежок).

Землю белой, чистой, нежной

Застелил постелью. .(снежной).

Вот веселье для ребят –

Всё сильнее. (снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в. (снежки).

Снежный ком — на снежный ком,

Всё украсили. (снежком,

Словно в белый пуховик

Мы одели. (снеговик).

Рядом снежная фигурка –

Эта девочка. (снегурка).

На снегу-то, посмотри –

С красной грудкой. .(снегири)..

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил. (снег).

И. Лопухина

После отгадывания загадок детям предлагается подобрать к словам-отгадкам слова-признаки, слова-действия. Например: Какой снег? — Белый, блестящий, колючий, пушистый, узорчатый, искрящийся, красивый. Снег что делает? — Блестит, сверкает, белеет, искрится, падает, сыплется, лежит, идет. Такие упражнения дают возможность детям овладеть изобразительными сред-ствами языка, давать полные ответы, подбирать слова, точно характеризующие тот или иной предмет, явление, действие. А в дальнейшем они используются при составлении рассказа по опорным словам или по картине.

При формировании у детей умения делить слова на слоги загадки «Подскажи словечко» используются следующим образом. Детям дается задание: «Отгадайте загадки, а отгадки найдите у себя на карточках». Карточки

выглядят так: на листе двойного картона наклеена картинка, под ней — прорезь. Между двойным картоном вставляется лист бумаги, на котором дети изображают схему слогов в виде прерывистых линий. Например, читается загадка:

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это?. (Карандаш).

Предварительно ритмический рисунок слова-отгадки воспроизводится с помощью хлопков. Каждый ребенок находит на карточке изображение карандаша и в прорези под ним рисует схему: _ _ _.

Аналогичные карточки используются и для звукового анализа слов, рисуя кружочки и раскрашивая их в нужные цвета (гласный звук — красным, твердый согласный — синим, мягкий согласный — зеленым).

Для развития фонематического восприятия детям предлагаются различные логические упражнения, развивающие сознательное отношение к звуковому составу слов. Задания разнообразны:

— различение слов, близких по звуковому составу:

Сел в машину верный пёс,

У него в чернилах. (лапа, шея, нос);

— подбор в рифму слов с определенным звуком:

Оля слушает в лесу,

Как кричат кукушки.

А для этого нужны

Нашей Оле. (ушки). (Предлагаются слова: ушки — лягушки — катушки — хрюшки — хлопушки — кукушки.)

— поиск слов, отличающихся одним звуком:

Сладко спит в берлоге.

МИШКА,

На столе с салатом.

МИСКА;

— самостоятельное придумывание рифмы:

В этой молодице прячутся девицы:

Каждая сестрица для меньшей — темница.

Красные щечки, пестрые платочки,

Хлопают в ладошки веселые. (матрешки). (Предлагаются слова: матрешки — кошки — ложки — мошки -ладошки — картошка — поварешка.)

— анализ рифмованных слов: какое слово не подходит по смыслу? Почему? Какое слово должно стоять вместо него?

В лесу бежит от волка.

ЧАЙКА,

Парит над океаном.

ЗАЙКА;

— анализ слов, начинающихся с разных звуков:

Лиза пробовала. СУП,

Заболел у Лизы. ЗУБ;

— синтез звука и слова (упражнение «Превращалки»):

Если слово к букве «У» присоединяется,

Слово новое, другое сразу получается.

Буква «У» отметку КОЛ Переделает в. УКОЛ.

А когда я строил ДАЧУ, Принесла мне «У». УДАЧУ,

И теперь посёлок ДАЧНЫЙ

Называется. УДАЧНЫЙ.

И. Лопухина

— анализ слов, содержащих преднамеренные ошибки (упражнение «Найди опечатки»):

Увидал я в клетке рысь,

Ей, как кошке, крикнул: «БрОсь!»

На столе — большая пышка,

В норку тащит ее мОшка.

Стоит избушка у воды,

А из трубы струится дОм.

Такие игры-загадки сосредотачивают внимание детей на восприятии стихотворного текста, предупреждают его механическое повторение и запоминание. Они развивают также словесно-логическую память, активизируют весь спектр познавательных процессов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисов В. и др. Загадки с рифмами. М.: Карапуз, 2001.

2. Гугляр Н. М., Полыгалова Н. В. Стихи-загадки для детей. М.: Патриот, 1992.

3. Гудимов В. П. Подскажи словечко. М.: Сфера, 2002.

4. Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. В. И. Селиверстова. М.: Просвещение, 1987.

5. Лопухина И. С. Логопедия. Звуки, буквы, слова. СПб: Дельта, 1998.

6. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 1990.

7. Серова Е. Подскажи словечко. Л.: Художник, 1981.

8. Степанов В. Учебник для малышей. М.: Фламинго, 2002.

9. Шибаев А. Стихи играют в прятки. Л.: Детская литература, 1975.

Доскажи словечко

(Для быстрого перехода нажмите на название раздела)

  • Что за игра такая «Доскажи словечко»
  • Какая польза от этой игры детям
  • С какого возраста можно играть в «Доскажи словечко»
  • Как играть
  • Выбрать загадки

Дидактическая игра «Доскажи словечко» знаменита среди детей. Эту игру любят и дети и взрослые. В нее можно играть с ребенком вдвоем, можно играть с группой детей. И в том и в другом случае, это будет полезное и увлекательное время провождение.

Игра «Продолжи фразу». Весёлые гадания для детей. Хочешь узнать, что ждет тебя или твоих друзей на каникулах, через неделю или через год? Погадайте вместе: вытащите красную карточку с началом фразы-предсказания, а затем синюю с продолжением. И пусть сбудется всё самое приятное!

Что за игра такая «Доскажи словечко»

Игру можно назвать по- разному «Доскажи словечко» или «Подскажи словечко».

По сути это не оконченные загадки, которые надо закончить рифмуемым словом.

Например:

Загадка, это отличный способ усилить умственную деятельность и усовершенствовать речь.

Какая польза от этой игры детям.

Эта речевая игра помогает ребенку

  • чувствовать рифму,
  • развивать речь,
  • запоминать новые словоформы,
  • образные выражения,
  • развивать воображение,
  • речевое внимание,
  • накапливают лексикон,
  • улучшают чувство юмора.

Мир родного языка становится интересным и понятным.

С какого возраста можно играть в «Доскажи словечко»

С трех лет можно практиковать такую игру. В три года малыш уже много знает и понимает. С помощью игры малышу будет легче и занимательней знакомиться с окружающими предметами.

И детям постарше 4 — 7 лет, так же будет интересно и полезно играть в эту игру.

Как играть.

Смысл игры заключается в том, чтобы ребенок, прослушав четверостишье, в конце, дополнил его недостающим словом.

Эти игры можно использовать не только для расширения словарного запаса ребенка, с их помощью можно познакомить детей с многозадачностью.

Такая игра лучший превосходный помощник при изучении разных тем «Времена года», «Профессии», «Животных», «Посуда» и т.п

Еще вариант как можно позабавиться с дидактической игрой «Доскажи словечко», так это игра- обманка.

Игра-обманка «Доскажи словечко»

Суть игры заключается в том, что ребенок, слушает стишок и хочет ответить в рифму, а ответ не верный. Здесь, прежде чем ответить, надо подумать.

Например:

Пособие по развитию связной речи детей поможет развить умение создавать воображаемые ситуации и сочинять необыкновенные истории, выражая свои мысли и чувства в развернутой форме. Свои знания об окружающем мире ребенок воплощает в игре, а игровая и речевая деятельность тесно связаны друг с другом.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *