Сладострастие что это за грех

См. раздел: О ЛЮБВИ ТЕЛЕСНОЙ

  • Сладострастие Сокровищница духовной мудрости
  • О том, что мы не должны считать сладострастие истинною сладостию преп. Феодор Студит
  • О воздержании в браке изречения
  • Брак честен, ложе нескверно прот. Глеб Каледа
  • O сладострастии, или Как услышал Господь голос невинной женщины прот. Александр Ильяшенко

***

Сладостра́стие — 1) вид греховной страсти, порока; похоть, вожделение; чрезмерное, противоестественное влечение к чувственным удовольствиям сексуального характера; 2) чрезмерное влечение к греховным чувственным удовольствиям; 3) чрезмерное стремление к греховным удовольствиям вообще.

***

Почему, если половое влечение естественным образом связано с Божественной заповедью «плодитесь и размножайтесь» (Быт.1:28), чрезмерное половое стремление оценивается как греховная страсть?

Многие противоестественные страсти формируются и развиваются в человеке на основе естественных свойств и влечений.

Так, например, питание необходимо людям для поддержания жизненной энергии, жизненных сил. В этом отношении потребление пищи не только не декларируется как грех, но и определяется как обязательное условие существования.

Не секрет, что своевременно потребляя вкусные и полезные продукты питания, человек может испытывать удовольствие. Однако в случае, если он начинает относиться к еде именно как к предмету (источнику, средству) удовольствия, такая привычка может пагубно отобразиться на его физическом и духовном здоровье, привести к обжорству, гурманству, обратиться в противоестественную греховную страсть чревоугодия.

Аналогичная метаморфоза может происходить и с влечением, обусловленным половым чувством. Это тот самый случай, когда естественное стремление представителя одного пола к другому превосходит допустимые границы, становится противоестественным и превращается в пленительную страсть.

Человек, объятый страстью вообще и сладострастием в частности, отделяет себя от Бога, ведь предмет его страсти (в рассматриваемом случае — чувственные удовольствия) заполняет в душе то самое место, которое, в соответствии с человеческим предназначением, должно отводиться Богу.

В этом смысле предмет страсти фактически превращается в идола, служению которому человек посвящает все силы. Господь же отсупает для него на второй или более отдаленный план.

Разумеется, удовольствие от супружеской жизни могут получать и законно соединенные в браке супруги (Евр.13:4). Это не значит, что все они — априори сладострастны.

Таинство брака установлено Господом (Мф.19:5). Христианские браки, и в том числе интимные супружеские отношения, освящаются Самим Богом. Однако и для взаимно любящих супругов уместна благоразумная умеренность. В противном случае даже и освященное Богом супружество может привести к сладострастию (см.: подробнее: Брак и внебрачная связь; Любовь или страсть?).

***

См. также: ВОЗДЕРЖАНИЕ, БЛУД, ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ

В Православной Церкви продолжается Великий пост. Этот особенный период года святые отцы считали наилучшим временем для искоренения человеческих страстей. Одной из самых пагубных страстей считается сластолюбие. Некоторые отцы Православной Церкви считали сластолюбие коренной страстью, которая разрушает не только душевную, но и телесную природу человека.

В Православной Церкви продолжается Великий пост. Этот особенный период года святые отцы считали наилучшим временем для искоренения человеческих страстей. Крестопоклонная седмица, которая завершится в пятницу 24 марта, напоминает о том, что Господь Иисус Христос Своей смертью на Кресте разрушил человеческие грехи и страсти, и нам остается приложить усилия для искоренения греха из своей души.

Одной из самых пагубных страстей считается сластолюбие. Некоторые отцы Православной Церкви считали сластолюбие коренной страстью, которая разрушает не только душевную, но и телесную природу человека. Сластолюбие проявляется в чрезмерном стремлении к чувственным, плотским и духовным наслаждениям. Эта страсть пагубна тем, что порождает другие страсти, которые еще больше отдаляют человека от Бога.

Мы собрали важные изречения афонских подвижников, которые своей праведной жизнью побороли сластолюбие.

1. «Когда мы «плоти угодия творим в похоти» (Рим. 13:14), тогда это сластолюбие – грешная страсть, начало плотских страстей, и болезнь души». (Святитель Григорий Палама).

2. «Сластолюбивые бесы разжигают вожделевательную силу души, но, приводя при сем в смятение и рассудительную силу, омрачают душу». (Преподобный Григорий Синаит).

3. «Страсти вожделения суть: лихоимание, разврат, невоздержность, ненасытность, сластолюбие, сребролюбие, самолюбие, всех лютейшая страсть». (Преподобный Григорий Синаит).

4. «Когда человек лукав, лицемерен, завистлив, сребролюбив, сластолюбив, славолюбив, вообще, страстен. И хочет и молиться, и добровольно коснеть в своих страстях – нераскаянный, неисправленный. Такой явно презирает действие молитвы и милость Господа». (Преподобный Иосиф Исихаст).

5. «Вспомните, как при Святом Крещении обещали вы пребывать в отречении от сатаны и всех дел его, и всего служения его, и всей гордыни его, то есть сластолюбия, славолюбия, сребролюбия и прочих страстей». (Преподобный Никодим Святогорец).

6. «От силы желательной рождаются помыслы сластолюбия, славолюбия, сребролюбия, со всеми их многочисленными видоизменениями, составляющими область самоугодия». (Преподобный Никодим Святогорец).

7. «Все помыслы и движения следует тебе побеждать показанными приемами, стараясь всякий раз восставлять и водружать в сердце противоположные им добрые чувства и расположения: вместо сластолюбия – всякое воздержание, постничество и самоумерщвление». (Преподобный Никодим Святогорец).

8. «Взятие креста означает избавление не только от удовлетворения, которое ощутил Адам, вкусив запретный плод, но и от сластолюбия, в которое он неразумно и беззаконно впал». (Старец Иосиф Ватопедский).

9. «Три страсти-исполины, как их называют святые отцы, есть сластолюбие, сребролюбие и тщеславие». (Старец Иосиф Ватопедский).

10. «Трудами сокрушается и упраздняется сластолюбие, вызванное к жизни нашим себялюбием и проявляющееся в различных видах». (Старец Иосиф Ватопедский).

11. «Мы многократно согрешаем, и как основное следствие греха приходит сластолюбие – мать смерти. Другого лекарства и средства для борьбы с этой опасностью, кроме спасительного трудолюбия, не существует». (Старец Иосиф Ватопедский).

12. «Как врач назначает больным для лечения горькое лекарство, так злонравным и сластолюбцам Божественный Промысл попускает мучительные скорби». (Старец Иосиф Ватопедский).

13. «Сластолюбие – мать смерти; а страдание, вольное или невольное – смерть для сластолюбия». (Старец Иосиф Ватопедский).

14. «Любой грех человек совершает по причине сластолюбия, а прощение получает через страдания и печаль». (Старец Иосиф Ватопедский).

15. «Страх Господень побеждает страстные похоти, а печаль по Богу угашает сластолюбие». (Старец Иосиф Ватопедский).

16. «Действующую многообразно похоть сластолюбия останавливает воздержание и труд. Ослабляет ее безмолвие и любовь Божественная ко Христу». (Старец Иосиф Ватопедский).

17. «Что может быть слаще Бога! Разве не суетно все человеческое? Разве могила не покрывает все? Где молодость, где красота, где слава и богатство? Разве не есть все это пыль и прах? Кто царь и кто воин, кто богач и кто бедняк? Где палаты царей, роскошь богачей, где пиры и богатые трапезы сластолюбцев? Где чувственные наслаждения блудников? Разве не покрывают их черви и несносное зловоние? Воистину суета сует,- все суета!» (Старец Ефрем Святогорец).

18. «Если человек претерпит в уме множество духовных крушений и многократно будет уязвлен сластолюбивыми мечтаниями, то, как только сатана снова придет с подобными мечтаниями, как только принесет их уму, он сразу пленяется ими». (Старец Ефрем Святогорец).

«Православное наследие Украины на Святой Горе Афон» — для «УНИАН-Религии».

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

або абов абс абсолют абы авио авит авлос авост авто автол автолы аил аио аист аистовый аисты айболит айстис айти айтыс али алисов алло аллювий ало алов алой алс алый асбо асболит асот асс асти асы атли ато атолл атс аюи баиов баит бай байлот байство байт байтил бал балви бали балл балли балловый балты балы бас басист басисто басистов басистый басов басовитый басовый бассы баст басы бат бати бато батов батый баю биа бива бий билл било био биос биота бис биса бисса бисы бит бита битва битл битлы битов битовый битола битый бласто блат блато блисс блювал блюсти боа боас бовт бой бойаи бойи бойс бола болва боли болий болл болт болтливый болюс бос босс боссю бости босый бот ботва боти боты бти бывало была было былой быт бюлов бюсси бюст бюстовый ваи вайс вал вали валлис валют валюты вас васой ват ваю вбитый виа вий вил вила вилла вилота вилт вилы вилюй виола виолы вис висла вислый висс вист витас витбой витой витол витос витый влас власти власы влитой влитый вобла воблый воис вой войси войт войти вол воллюст волюта вос восстаю вот воты вою встаю вта втай вто выблюсти выбой выйти выси высота выстой иат ибо ива иво ивс ила иловатый иловый илот илоты иов иол иола иот иота исо исс истла исто истовый истый итал ито йитс йоа йот йота лавис лависс лаво лавой лаий лаистый лай лайв лал лало лаловый лао лаос лас ласи лассо ласт ластовый ласты ласый лат латы лба лбистый лиас либа либо лив лива ливы лийв лиловатый лиловый лио лис лиса лисс лисса лист листва листов лит литасы литва лито литой литол литы литый лоа лоб лобастый лобва лоби лобит лов лой лоса лосий лост лот лота лотва лоти лотси лыва люб люба любо любой любота любый люли лют люто лютый оас оба обва обвал обвалистый обвислый обвитый обитый обл облас област облитый облый облюст обт обы овал ови овист овисты овитый овсы овы овый оита ойтал ола олби оли олива олита олт оса осв осил осис осистый осла ослы осса осси ост осы отай отбив отвал отвислый отла отлив отс сабли саблист сабо саиб саис сайт сайто сал салистый салли саллюстий сало салол салы салюс салют сао сат сати сатис сато сатс сбитый сбой сбости сбыв сбыт сбыта свал сват свислый свист свита свитой свитый свои свой сиа сиало сиаловый сибай сибо сибсы сив сивас сивый сила силал силл силла сило силой силос силою силы сиса сисла сисой систола сита ситаллы сито ситовый сию слаб слабо слабый славист сласти слив слива слитый слова слоистый слой слота соб собат соблюл соблюсти сов сова сови совы сойва сойти сол соли солист состав сот соти соты сотый ста став стало стас стасов ствол стило сто стойба стол столб столбы стою стыл сыва сый сылва сысола сыта сыто сюва сюита сюлли табло тавой таи тай тал тали талиб талибы таллий талло таловый талси талсы талы талый тасос тасс тассо тви твои твой тиас тиба тибо тив тиво тийо тилло тиллы тиолы тис тиса

«Нарцисс». Караваджо «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою завоевателя города» (Притч. 16: 32), – говорил премудрый царь Соломон. До грехопадения первозданные люди были не только властителями мира, но и хозяевами своих чувств. По совершении преступления человек легко впадает в рабство своим чувствам, которые в этом случае превращаются в страсти, деспотично владеющие самим человеком. Христос Своим жизненным подвигом, смертью, воскресением и вознесением на небеса открыл нам возможность победы над страстями через соединение с Собой в Церкви. Но это соединение со Христом в Церкви требует усилий со стороны самого человека. Поэтому большая часть святоотеческой литературы посвящена борьбе христианина со страстями. «Борьба со страстями – общее для всех дело… и длится эта борьба всю жизнь» (святитель Феофан Затворник).

Чуждые нашей дерзости, святые отцы часто опасались обсуждать высокие богословские темы, но с готовностью рассуждали о борьбе со страстями. Когда пришедший отшельник пытался побеседовать со святым Пименом Великим «о предметах духовных и небесных», преподобный молчал. Когда же гость спросил старца: «Что мне делать, авва? Мной овладевают душевные страсти», тогда «старец с радостью посмотрел на него и сказал: «Теперь хорошо, что ты пришел; теперь отверзи свои уста, и я исполню их благ”».

Среди бесчисленного множества обуревающих человека страстей христианские подвижники благочестия выделяли ряд основных страстей, которые являлись причиной всех остальных. Источником же всех страстей, по святым отцам, является самолюбие, или, по определению святителя Феофана Затворника, самость: «Самость – корень грехов. Отпадающий от Бога на чем другом может остановиться, как не на себе? И останавливается. Вот и самость»: «Каждый из нас приходит в мир этот только с семенем всех страстей – самолюбием. Это семя потом жизнью и свободной деятельностью развивается, растет и раскрывается в большое дерево, которое ветвями своими покрывает всю греховность нашу…»

Страсть эта завладела первыми людьми еще до совершения преступления, когда они откликнулись на предложение искусителя стать «как боги», но – самостоятельно, без Бога. Узнать наличие этой страсти в себе мы можем по чувству собственной значительности: «Коренная прелесть есть думать и – еще хуже – чувствовать, что я нечто, тогда как я ничто. Я называю это самоценом. Вонмите сему и возымейте самоцен сей первым врагом своим. Не давайте ему засесть внутри – иначе он сгубит вас. Это апостольский урок: мнящий себе быти что, ничтоже сый, сам себе прельщает» (святитель Феофан Затворник).

Из корня страсти самолюбия на почве человеческого сердца вырастают, как три ствола, три основные страсти – чревоугодие, сребролюбие и тщеславие, или, если привести эти понятия к единому корню, – сластолюбие, сребролюбие и славолюбие. На них, как на трех китах, основываются все существующие страсти, которые, словно темные тучи, заслоняют от человека солнце правды – Христа – и уже в этой земной жизни лишают человека радости. Именно эти три страсти завладели сердцем праматери человечества Евы, прежде чем она решилась преступить Божественную заповедь: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание…» (Быт. 3: 6). Самолюбивое стремление к автономному существованию сделали первозданных людей беззащитными перед чревоугодием («дерево хорошо для пищи»), сребролюбием («приятно для глаз») и тщеславием («вожделенно, потому что дает знание»). В этих страстях, как в трех соснах, доныне блуждает человечество. Почему и апостол Иоанн Богослов говорит: «Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, – не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2: 16), то есть всё те же три основные страсти, завладевшие падшим человеком со времен грехопадения Адама.

По этой причине Христос, пришедший освободить нас от греха и смерти, вынужден, прежде всего, победить искушение именно этими страстями, предваряющими любой грех. По окончании сорокадневного поста Спасителя сатана приступает к Нему, ища во Христе действие страсти чревоугодия: «Если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом» (Лк. 4: 3). Затем падший херувим предлагает Господу власть над всеми земными царствами, надеясь увлечь воплощенного Сына Божия страстью сребролюбия: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее» (Лк. 4: 6). И как к последней надежде, диавол приступает ко Христу с предложением поступить по влечению к суетной славе, то есть по тщеславию, славолюбию: «Если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Лк. 4: 9–11). В лице Господа нашего Иисуса Христа человечество впервые полностью побеждает те искушения, которые не смогли преодолеть наши прародители. Христос становится не только примером победы над страстями, но и Путем, по которому следует идти человеку, желающему освободиться от греха и страстей, и Путь этот открывается нам в Церкви, которая есть Тело Христово. Но пока человек не закончил свою земную жизнь, до тех пор как среди добродетелей главными «пребывают сии три: вера, надежда, любовь» (1 Кор. 13: 13), так и среди страстей нас обуревают, прежде всего, сластолюбие, сребролюбие и славолюбие.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *