Сластолюбие

«На вопрос: ответы православных священников христианам»

Вопрос: «В чем заключается грех сластолюбия? Это просто искание вкусной пищи или это поиск наслаждений или чего –то другого?»
http://www.youtube.com/watch?v=8KSBca6teu8&spfreload;=10
Отвечает священник Максим Каскун:
— Грех сладострастия, он многообразен. Это и вкусная пища, и комфортное жилье, это и комфортность в быту. Сластолюбие – это принятие всего в легкую, и в наслаждение, некоторая духовная нега и она выражается во всем. Сластолюбие греховное сказывается в духовной жизни, когда человек начинает заниматься подвигами, а сластолюбие прельщает его. То есть он начинает искать в духовной жизни не подвига, а утешения, сладости, разных извращенных духовных переживаний. Это есть состояние прелести. Когда мы встаем на духовный путь, мы должны понимать, что сластолюбие – это первейший грех, который нужно будет отвергать от себя. Стараться скромно, просто питаться, быть не прихотливым в еде, в одежде, в быту. Принимать все таким, как есть, в простоте, и таким образом побеждать это сластолюбие, не давать ему развиваться в нас.

— Допустим, человек живете просто, но ведь бывает, что ему тоже хочется праздник себе устроить, вкусно поесть?

— В чем заключается подвиг, подвиг – это непрестанная борьба.

— То есть маленький праздник – это тоже уже признак сластолюбия?

— Вспомните, преподобного Авву Дорофея, который брал себе на послушание Досифея, краюшка хлеба, урезанная до минимума, хлеб и вода – вот, что было для подвижников. Сегодня, конечно, это все сложно выполнять, и работа и труды, и семья, жена там приготовила ей хочется чтобы вкусно было – это все ясно! Но все-таки, надо ко всему относиться по -скромнее. Не сразу все взять и на узел завязать или перекрыть, но постепенно убирать ту пищу, ту одежду, те события в своей жизни, которые делаются только ради сластолюбия, ради наслаждения.

— Ну, это понятно! А как понять какие поступки ведут к наслаждению?

— Когда делаешь все только для себя, чтобы тебе было хорошо. Сластолюбие – это когда человеку хочется всласть пожить.

— То есть бороться с сластолюбием нужно, урезая себя прежде всего в еде, а потом все остальное?

— В еде, конечно, прежде всего, с чревоугодия все начинается, если ты с чревоугодием не договорился, не придушил его, то дальше нет смысла двигаться. И ты даже не сможешь двинуться, потому что, находясь в этом состоянии, ты становишься как камень. И когда сытое чрево, трудно сосредоточиться на духовных вещах.

— Как говорится :»Сытое брюхо, к молитве глухо».

— Да, так и есть!

СЛАСТОЛЮБИВЫЙ

Смотреть что такое «СЛАСТОЛЮБИВЫЙ» в других словарях:

  • сластолюбивый — сластолюбивый … Орфографический словарь-справочник

  • сластолюбивый — сладострастный, распутный, развратный, любострастный, похотливый, чувственный, масленый Словарь русских синонимов. сластолюбивый 1. см. сладострастный. 2. см … Словарь синонимов

  • СЛАСТОЛЮБИВЫЙ — СЛАСТОЛЮБИВЫЙ, ая, ое; ив (устар.). То же, что сладострастный. | сущ. сластолюбие, я, ср. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • Сластолюбивый — прил. 1. Отличающийся чувственными наклонностями, стремящийся к чувственным наслаждениям; сладострастный. 2. Выражающий сластолюбие. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • сластолюбивый — сластолюбивый, сластолюбивая, сластолюбивое, сластолюбивые, сластолюбивого, сластолюбивой, сластолюбивого, сластолюбивых, сластолюбивому, сластолюбивой, сластолюбивому, сластолюбивым, сластолюбивый, сластолюбивую, сластолюбивое, сластолюбивые,… … Формы слов

  • сластолюбивый — сластолюб ивый … Русский орфографический словарь

  • сластолюбивый — … Орфографический словарь русского языка

  • сластолюбивый — ая, ое; бив, а, о. Книжн. Отличающийся чувственными наклонностями, стремящийся к чувственным наслаждениям; сладострастный. С. старик. Ужасно сластолюбив кто л … Энциклопедический словарь

  • сластолюбивый — ая, ое; би/в, а, о., книжн. Отличающийся чувственными наклонностями, стремящийся к чувственным наслаждениям; сладострастный. Сластолюби/вый старик. Ужасно сластолюбив кто л … Словарь многих выражений

  • сластолюбивый — сласт/о/люб/ив/ый … Морфемно-орфографический словарь

>Неукротимый Сластолюбец

Произведений: 74
Получено рецензий: 21
Написано рецензий: 10
Читателей: 5912

Произведения

  • Девственниц я трахаю успешно — любовная лирика, 07.02.2013 20:07
  • Я веду ее к кровати незаметно — иронические стихи, 23.08.2010 22:28
  • А завтра она со мной проснется — любовная лирика, 24.07.2010 22:17
  • Она сосала и стонала — рубаи, хокку, танка, 20.04.2010 21:41
  • Когда она мне не дает — шуточные стихи, 17.04.2010 18:53
  • И трахнуть японку на лепестках сакуры — рубаи, хокку, танка, 10.04.2010 16:09
  • Напоил и трахнул — рубаи, хокку, танка, 07.03.2010 09:35
  • Куда этот мир катится? — сонеты, канцоны, рондо, 22.02.2010 10:51
  • Секс под звездами — шуточные стихи, 02.02.2010 21:01
  • Такая хрень в Татьянин день — без рубрики, 25.01.2010 07:29
  • Мужчина всегда в поисках секса! — философская лирика, 24.01.2010 12:08
  • Как заколебали ханжи! — философская лирика, 22.01.2010 21:15
  • Как жалок предо мною Казанова! — иронические стихи, 18.01.2010 19:50
  • Вот эту девушку я бы завалил — иронические стихи, 17.01.2010 12:21
  • Пьяна девственница мне не дала — философская лирика, 12.01.2010 19:31
  • Откровенное письмо Деду Морозу — без рубрики, 10.01.2010 11:30
  • Завтра она пожалеет, что мне не дала — афоризмы, 09.01.2010 19:46
  • Реализовать фантазии любого порно фильма — прозаические миниатюры, 07.01.2010 21:57
  • Разбудим соседей звуками секса! — шуточные стихи, 04.01.2010 10:05
  • С похмелья девушки в рот лучше берут — белый и вольный стих, 02.01.2010 22:10
  • Новый год. Что ли, дать ей в рот? — матерные стихи, 01.01.2010 15:07
  • Спасибо, было хорошо — без рубрики, 27.12.2009 21:53
  • Она меня хочет, я знаю точно! — любовная лирика, 24.12.2009 19:04
  • Гульнуть налево за девственной плевой — любовная лирика, 18.12.2009 08:00
  • О девы, дающие часто и много — любовная лирика, 15.12.2009 20:09
  • Если она мне не дает, это значит — любовная лирика, 12.12.2009 07:30
  • Неистовый секс с христианкой — религиозная лирика, 11.12.2009 21:16
  • Невинную деву я сделаю падшей — любовная лирика, 10.12.2009 06:59
  • О, сладкая детка — рубаи, хокку, танка, 09.12.2009 07:19
  • Как она не хотела ложиться в кровать — рубаи, хокку, танка, 08.12.2009 22:45
  • Я разрешаю тебе попросить прощенья — верлибр, 07.12.2009 07:27
  • Не дающие нам девушки — философская лирика, 04.12.2009 08:15
  • Девочка-целочка любит, чтоб ее — афоризмы, 02.12.2009 20:34
  • Когда я уложу ее в кровать — афоризмы, 01.12.2009 06:56
  • Если она мне не даст — афоризмы, 30.11.2009 20:43
  • Раздевайтесь, девки, я готов! — без рубрики, 29.11.2009 12:06
  • Является ль инцестом секс с сестрой? — иронические стихи, 26.11.2009 22:31
  • Девушка идет к постели — рубаи, хокку, танка, 24.11.2009 07:26
  • Первый съезд нудистов — без рубрики, 21.11.2009 18:36
  • О любви питекантропов — любовная лирика, 20.11.2009 07:44
  • В лесу ей почти овладев на поваленном древе — любовная лирика, 19.11.2009 07:21
  • Любовь в холодном ноябре — шуточные стихи, 18.11.2009 07:59
  • Мужчина обязан быть озабоченным! — философская лирика, 16.11.2009 15:44
  • Мне отказывает малолетка — любовная лирика, 15.11.2009 20:41
  • Она сопротивлялась мне не долго — любовная лирика, 14.11.2009 19:54
  • Ты отказала мне? Я буду страдать! — шуточные стихи, 12.11.2009 21:21
  • Близняшки отказали мне обе — cтихотворения в прозе, 10.11.2009 07:35
  • Я ее обязательно трахну! — cтихотворения в прозе, 08.11.2009 13:34
  • И толпа обнаженных девственниц — иронические стихи, 04.11.2009 14:09
  • Старый самурай пришел к молодой гейше — рубаи, хокку, танка, 31.10.2009 17:41

продолжение: 1-50 51-74

Неукротимый огонь (4 стр.)

– Старший. И еще два брата живут в Оз. Работают на отцовской ферме. Вчетвером там делать нечего, так что мы с Дугом решили переехать сюда. Мы оба без ума от зверей, а наш отец когда-то во время сафари в этих краях познакомился с Кларитой – это его вторая жена, – так что у него слабость к этим местам. Поэтому мы с Дугом без труда выколотили из него кое-какие бабки на это дело.

– Хорошо, что у вас такой состоятельный отец, – сказала Лиззи.

Они уже дошли до коттеджа с соломенной крышей и стояли теперь у маленькой освещенной веранды.

Энди кивнул, но было ясно, что мысли его бесконечно далеки от отца. Он посмотрел в глаза Лиззи, потом на ее губы, и на его собственных губах заиграла легкая улыбка.

– Да, можно и так сказать, – рассеянно проговорил Энди и оперся рукой о деревянный столб, по-прежнему без стеснения разглядывая ее рот и явно думая о том, как приятно целовать эти чувственные губки.

– Я хотела сказать, что его деньги принесли вам и вашему брату удачу, – продолжала Лиззи.

Она отлично видела, какое действие оказывает на Энди, и чувствовала, что между ног у нее разгорается пожар.

– Пожалуй, вы правы, – согласился Энди. – Во всяком случае, мне повезло. Что касается Дуга, у него есть дама.

Лиззи задумчиво кивнула:

– Ладно. – Она улыбнулась. – Думаю, мне стоит пойти в дом и подготовиться к оргазму.

– Вы ожидаете только одного?

Его бровь поползла вверх. Лиззи прижала палец к его губам и убежала в коттедж. Тихо посмеиваясь, Энди направился обратно. Итак, у него есть дела на вечер. Не зря все-таки одна журналистка из Кейптауна назвала смотрителей заповедника богами секса. Хотя, конечно, этим богам не часто достаются достойные подруги – такие, как Лиззи Фортнам. Безусловно, их партнерши всегда готовы к услугам, зато им редко меньше пятидесяти и их губы никогда так настойчиво не призывают к нежному усердию, как губы Лиззи. Проходя мимо коттеджа Рианон, Энди увидел в окне ее силуэт. Пользуясь темнотой, он остановился, чтобы немного понаблюдать за ней. Красавицей ее не назовешь, во всяком случае по его представлениям, слишком много веснушек, да и черты лица… Чересчур большой нос, чересчур маленькие глаза, рот слишком влажный… Но ее тело! Тело! О, сколько всего может дать такое тело! А еще у нее огненно-рыжие волосы, и это означает, что между ее изумительными длинными ногами тоже кое-что пламенеет. Но Рианон Эдвардс, несмотря на всю свою сексапильность, несомненно, недоступна. Об этом следовало бы предупредить Дуга; у них с братом существовало правило: не переходить друг другу дорогу, особенно в амурных делах. К тому же в Рианон Эдвардс до безумия влюблен Оливер Магир, алмазный делец мирового масштаба, тот, которым интересуется Строссен.

Глава 2

Когда охранник Бен пришел за Рианон, чтобы проводить ее на ужин, она уже приняла душ, переоделась в черное платье без воротника и рукавов, а на ноги надела черные лакированные туфли на каблуках. Наряд дополняли браслет и ожерелье, подарок Оливера. Он вручил ей украшения в тот день, когда исполнился месяц их отношениям. Вслед за Беном Рианон подошла к накрытым вокруг костра столам, учтиво кивая другим гостям и с горечью думая о том, как хорошо было бы, если бы Оливер сейчас был с ней. Это место настолько пропитано романтикой, что просто нечестно находиться здесь без него. Впрочем, через восемь дней они опять будут вместе. Эта мысль успокоила Рианон, она села за отведенный для их группы столик и вдохнула аромат шашлыка, отчего рот немедленно наполнился слюной.

Она решила воспользоваться тем, что пока оказалась за столиком одна, взяла с подноса кусок пирога с заварным кремом, достала блокнот, придвинула поближе свечку и стала записывать вопросы, которые ей хотелось задать Энди, прежде чем он поступит в исключительное распоряжение Лиззи. Рианон планировала, что в заповеднике они пробудут не больше двух дней, так что придется приложить усилия, чтобы заставить группу собраться и отснять достаточно материала. Она насмешливо приподняла бровь, подумав о том, что может наговорить Лиззи в репортаже. От традиционных сухих комментариев к документальным фильмам программа «Хочу все знать» отказалась с первого дня существования. А это значит, что коль скоро Лиззи порвет в лесу платье или отдастся первому встречному, то об этом она и будет рассказывать в эфире.

Она подняла глаза от блокнота, когда Мелани стала отодвигать стул, и ответила на недружелюбный взгляд девушки ослепительной улыбкой:

– Привет.

Краем глаза она заметила, что вокруг Мелани все еще увивается сияющий Элмор, и подумала: что сказали бы компаньоны, доведись им узнать, что их драгоценная дочка поймала в свои сети сына зулусского вождя? Конечно, поймала, об этом красноречиво говорит улыбка Элмора. А вот лицо Мелани показалось ей похожим на торчащую в стене электрическую розетку.

– Привет, – отозвалась Мелани, бухнулась на стул и зажала ладони меж колен. Ее наряд представлял собой причудливую смесь откровенной небрежности и стиля пятидесятых: рубаха с широким воротом и короткими рукавами (под ней груди Мелани напоминали два конуса мороженого), юбка с оборками, грубые ботинки на толстой подошве и пара металлических браслетов.

– А, вы уже тут! – воскликнула подошедшая Лиззи и чмокнула Рианон в щеку. – Ум-м, прекрасно пахнешь!

– А ты прекрасно выглядишь, – парировала Рианон.

– Благодарю. – Лиззи села за стол. Она улыбалась, влажные губы блестели, голубые глаза смеялись. – Звонила в офис?

– О Боже, забыла! – ахнула Рианон и прижала пальцы к губам. Потом брови ее сдвинулись, и она спросила: – А что, я должна была позвонить?

Лиззи рассмеялась и придвинула стул ближе.

– Нет, разве что очень захотела бы. Остальные, кажется, сегодня летят в Париж?

– Да, программа о гестапо во Франции, – ответила Рианон. – Ну да, сегодня.

– Так значит, в офисе остался только Джолин, а он давно домой ушел. Так что можешь расслабиться.

– Большое спасибо, – подчеркнуто вежливо поблагодарила Рианон. – А ребята где? А, вот они. Хью, ты гитару принес? Было бы неплохо, чтобы ты спел после ужина.

– Спою, если мне пообещают побольше оргазмов ночью, – ответил Хью. – Вот, скажем, вы, девочки.

К ним подошел Энди.

– Сейчас приму ваши заказы, только сначала позвольте вам представить моего брата и компаньона. Это Дуг. В Перлатонге мы как две половины одного целого.

Рианон и Лиззи одновременно подняли глаза и одновременно рассмеялись.

– А ты не говорил, что вы близнецы, – бросила Лиззи Энди, пожимая руку Дугу, такому же высокому и красивому, как и его брат. – Рада познакомиться. Лиззи. А это Рианон, наш продюсер. Хью, оператор. Джек, звукооператор. А это Мелани, она у нас…

– Стажер, – подсказала Рианон, протянула Дугу руку и ласково посмотрела ему в глаза. Он взглянул на нее, и она вдруг почувствовала, что ее лицо заливает краска, но тут, к счастью, началась церемония знакомства Дуга с Хью и Джеком, которые, судя по некоторым признакам, уже отведали пива у себя в коттеджах.

Энди занял место во главе стола, между Лиззи и Хью. Дуг помахал рукой, подзывая официантку, потом уселся на другом конце стола, между Джеком и Мелани. Рианон сидела посередине, место напротив пустовало. Стало шумно – кто-то увеличил громкость CD-плейера, а несколько парочек встали из-за соседних столиков и запели.

– Я хотела спросить… – начала Рианон, заставляя себя отвести взгляд от Хью, который откинулся на спинку стула и что-то нашептывал блондинке, полчаса назад провожавшей его в коттедж.

Рианон была знакома с Хью семь лет, и за это время тот ни разу не изменил жене. Однако, судя по выражению лица блондинки и блеску глаз Хью, Рианон видела, что завтра вряд ли сможет повторить это утверждение. О колдовская сила африканской ночи!

– Вы хотели спросить, – напомнил ей Энди.

– Ах да. Насчет охотничьего домика. – Она с трудом собралась с мыслями. – Если клиентов нет, может, мы могли бы там поснимать?

Энди посмотрел на Дуга, и братья рассмеялись.

– Ладно, – сказал Энди, – только недолго. Завтра уже прибудет клиент, и я не думаю, что он примет телевизионщиков с распростертыми объятиями. Наши клиенты, знаете ли, не любят привлекать внимание публики.

– Правда? – заинтересовалась Лиззи. – А что за человек? Неужели знаменитость?

– Я же сказал – они не любят внимания публики, – повторил Энди и подмигнул ей. – Но поснимать после утренней экскурсии вы сможете. Тот парень приедет не раньше полудня.

– А во сколько мы выезжаем утром? – спросил Джек.

– Поднимут вас в пять. В пять тридцать – на старт. Завтракаем по возвращении, то есть часов в девять-десять.

– А вы, Дуг, поедете завтра с нами? – спросила Рианон.

– Утром – нет. Может быть, после обеда.

Дуг смотрел не на нее, а на Элмора, который приближался к ним с подносом в руках. На подносе стояли коктейли.

– Это что, оргазм? – воскликнула Лиззи, увидев перед собой всего лишь стакан с коктейлем, а не зонтик и не детскую хлопушку.

– Не стоит судить по внешнему виду, – откликнулся Энди.

– Из чего он? – спросила Рианон, взяв стакан с подноса.

– Секрет фирмы. Основной компонент – текила.

Рианон почувствовала на себе взгляд Дуга, повернула голову и улыбнулась. Дуг улыбнулся в ответ и поднял стакан.

– Добро пожаловать в Перлатонгу, – произнес он, обращаясь ко всем гостям. – Надеюсь, она не обманет ваших ожиданий.

Какое-то мгновение Рианон изучала лицо Дуга и решила наконец, что он даже привлекательнее брата, по крайней мере на ее вкус, так как у него более скромный взгляд.

– Я слышал, вы сегодня познакомились с Шейлой и ее потомством, – сказал Дуглас, вновь поворачиваясь к Рианон.

>Сластолюбие. Чревоугодие

№33 (642) / 29 августа ‘11

Из трудов святого праведного Иоанна Кронштадского Духовное наставление

Чревоугодник – пристрастный к лакомым яствам и напиткам, сластолюбец.

(Церковно-славянский словарь)

Сладкий – вкусный, услаждающий чувства; услаждающий, приятный, располагающий к неге.

Сластный – чувственный, сладострастный.

(Толковый словарь В.И. Даля)

  • Есть люди жадные, завистливые, которые едят много и готовы все съесть для того только, чтобы не осталось от них пищи другому, пьют много – готовы все выпить, только чтобы другим не осталось. О скоты бессмысленные! О рабы тления! Как они высоко ставят свое удовольствие, грубое, низкое, брюшное – свиньи, настоящие свиньи. Как они бездушны! Ибо скажите: где душа у таких людей? Не вижу. Надо презирать пищу и питие и сверх меры никогда не пить, не есть – пусть остаются остатки, хотя бы они превкусные и предорогие; душа моя дороже их – я не хочу обременять ее излишним употреблением тленной пищи и пития; не хочу быть рабом праха, хотя бы драгоценного, и страдать от него душой и телом; я – христианин: я хочу быть послушным словам моего Господа: внемлите себе, да не когда отягчают… (Лк. 21, 34) и принесу в жертву Ему благоугодную и свою волю, и свое чрево, да призрит Он, Владыка живота моего, милостиво на меня, недостойного раба Своего, жертвующего Ему своим плотским удовольствием; не хочу служить диаволу, который прельщает меня и доныне ядию, как прельстил Адама и Еву; не буду обременять и затмевать ясности души моей множеством пищи и пития – этого тления земного.
  • Не будь жаден до сладкого и вообще приятного кушанья: а то сердце наше, как муха, доберется до сладкого да и прилепится к нему и от Господа своего – Источника живота (Пс. 35, 10) своего, отщетится и охладеет к Нему и сладости в Нем чувствовать не станет: ибо жадность к плотским сладостям непременно уничтожает вкус к духовным сладостям. – Чрез сладости земные враг сильно воюет на наше сердце.
  • Лакомая пища – большая прелесть: ешь и ешь все и незаметно наедаешься много – так и поджигает аппетит. И делаешься, тоже незаметно, рабом чрева, и к Богу хладеешь и к ближнему, делаясь жадным самолюбцем, – и здравие души и тела расстраиваешь. – Как усиливается плотский, ветхий человек от чревоугодия и многоядения? Он растет и крепнет исполински, страсти все усиливаются: гордость, презорство , злоба, зависть, ненависть, скупость, любостяжание, блуд, скверные, лукавые, маловерные и хульные помышления, раздражительность, одичалость душевная, отвращение от Бога и Церкви Божией, от молитвы, вообще от дел благочестия.

  • Вместе с жадностию при употреблении пищи и питья, особенно если они лакомы, – входит в сердце дух (диавол) жадности, неги и бессилия сердечного и телесного и остается в нем дотоле, пока усердною молитвою не будет выгнан. О, как лакомая пища и питье нежат плоть, расслабляют и убивают дух, делая его не способным к духовным делам: к составлению духовных сочинений, например, проповедей, рассуждений о духовных предметах, к учительству, к молитве сердечной, к чтению слова Божия, к составлению писем. Отчего духовное дело из рук валится у многих? – От плотской изнеженности.
  • Лакомство и пресыщение ожесточают сердце человека, делают его чуждым Богу, полагая преграду между ним и Господом и между ближним, производят в нем пренебрежение к духовному, делают его мерзким, дерзким и своевольным. Не можете Богу работати и мамоне (Мф. 6, 24). – Рабу Божию надо пренебрегать пищею и питьем.
  • Скоромная, масляная и мясная пища, особенно с вином, опустошает душу и делает ее как трость, ветром колеблемую (Мф. 11, 7). Злые духи удобно овладевают ею.
  • Хорошая на вид и приятная на вкус пища и питье – такая же прелесть, как и красивое, белое и румяное лицо, или только белое; и жадный к пище и питью, к лакомствам, жаден бывает и до красивой плоти; сладострастное сердце его готово бы было всякую прекрасную плоть употребить в средство к удовлетворению сладострастия плоти, если бы не удерживало его Евангелие и совесть и мнение других.
  • Смотри: не нежь внутренности, то есть чрево, а укрепляй, то есть не изнеживающую, а укрепляющую пищу и питье употребляй.
  • Не нежь чрева своего и с ним всей плоти своей и души своей сластями и долгим сном, особенно сном в продолжение дня.
  • Не прельщайся сладостями вкуса и не кушай их – от сластей легко рождается сладострастие плотское, и враг легко запинает во сне и наяву сладко вкушающих и пиющих. – С тех пор, как плоть стала воевать на дух (ср.: Гал. 5, 17), ей с большою осторожностию нужно позволять сладости: иначе усилим грех, в нас живущий, сладострастие или похоть плоти.
  • О! Если бы знали сладко и пространно (многоразличными яствами) питающиеся, что сладость, тучность и обилие пищи, ими вкушаемой, есть задаток их нечистого сладострастия наяву и во сне, что они сами себе приготовляют жестокую и утомительную, нечистую, не без падений войну с духами похотения; если бы знали они, как прогневляют они своим чревоугодием Господа, то они не стали бы пространно и сладко питаться, особенно в пост, и тем помогать духам похотей и многострастной плоти своей одолевать себя и ввергать в кал греховный!
  • Вред для духовной жизни от скоромной пищи. Она располагает к ночным нечистым грезам и излияниям семени и днем распаляет чресла и детородные органы. Сытому человеку – монаху или священнику и мирянину – опасно иметь беседу с прекрасным полом: сытый человек чрезвычайно склонен к соитию.
  • Сласти на чресла садятся блудом, или блудным огнем, блудным раздражением.
  • Сласти пищи и питья возбуждают и питают страсть сладострастия или страсть блудную. Это дознано опытом. Сласти реже и умеренно надо употреблять, а если можно, – и вовсе их избегать.

  • Не наполняй лакомствами чрева своего, особенно в Великий пост: ей, ты наполняешь его бесами, если лакомишься. – Вообще не пекись об этом мешке (разумею желудок) и не лелей его сладостями, презирай его: и приобретешь себе этим великое спокойствие. – Чрево – сатана. По хлебе вниде в Иуду сатана (Ин. 13, 27)! Чрево – льстивый и коварный друг. Ешь, говорит, приятно и сытно: на то Бог дал нам все обильно в наслаждение; а как поешь, так вскоре и почуешь смерть в душе и козни вражии в сердце. Чрево – домашняя ловушка, в которую сатана уловляет моего бедного птенца – душу.
  • Диавол чрез плоть нашу и вообще чрез вещественность действует на нас как на плотоносных. – Так, чрез вино, чай, кофе, чрез лакомства вообще, чрез деньги, одежду и прочее он разжигает наши страсти. Потому надо крепко беречься пить много вина, чаю или кофе и есть лакомства особенно – без другой, существенной, крепкой и здоровой вещи . Эти лакомства надо употреблять уже после всего, в самом умеренном количестве.
  • Не разгорячай своих внутренностей вином или чаем с употреблением довольного приема пищи, да не поможешь сам сатане возжечь во внутренностях твоих убийственный адский огонь. – Опыт.
  • Диавол, как вода <…>. – Поэтому чрез излишество в питье входит в пьющего излишне – диавол. Истина – опыт.
  • Беда пить много чаю, да и даже мало: чай нежит, расслабляет душу и тело, делает ее гордою, презорливою, злою, блудною, хульною, злобною, завистливою.
  • Чай расслабляет сердце и не дает ему сокрушаться о грехах, вообще – нежит плоть. Христианину прямо не следует пить чай, как и курить табак!
  • Чай раздражает внутренние нервы: он большое пособие врага бесплотного.
  • Вред от употребления сладкого чая (липкость, сахаристость): расслабление, нега внутренностей и половых органов, излияние частое семени. В пост особенно не надо пить сладкий чай: кто пьет сладкий чай, тот делает не лучше того, кто ест в пост скоромное, – хотя чай не обременяет тела, как мясная и молочная и масляная пища, но зато нежит сильно плоть и погружает часто в кал блуда и прелюбодейства. Кажется, причина ничтожная, а между тем сколько она делает вреда для чистоты нашей: не будь сладкого чаю, не было бы таких частых ночных излияний, для сатаны меньше было бы поводов к осквернению нас сладострастными картинами: он видит расположение нашего тела к извержению семени и пользуется этим расположением для своих мрачных видов!
  • Не радуйся легкости плоти своей по извержении семени во сне или после употребления в пищу различных сладостных брашен и пития: это легкость плотского человека, легкость мечтательная, бесовская. Когда плоти легко, тогда душе скоро будет тяжело; когда плоть радуется – душа бедствует; когда плоть цветет – душа смердит; когда тело сыто и крепко, тогда душа голодна и немощна. Все напротив. Егда немощствую, тогда силен есмь (2 Кор. 12, 10), – говорит апостол о себе.
  • Питая пространно плоть, покоя ее долгим сном, одевая ее мягкими, прекрасными и дорогими одеждами, веселя ее прекрасным и просторным жилищем, мы нежим ее и усиливаем ее страсти. Напротив, чем более отнимаем у ней лакомств, чем меньше ее питаем, покоим сном – и беспокоим ранним вставанием, чем проще одеваемся и чем проще живем – в простенькой квартире с простою мебелью, чем более утруждаем свою плоть и душу – беспокоим их, – тем для нас лучше; тем мы делаемся смиреннее, терпеливее и добрее. Итак, меньше и проще ешь-пей, меньше спи, проще одевайся, проще квартиру украшай. Меньше стяжаний имей – и будешь Христа иметь в сердце, и будешь силен.
  • Когда плоть и диавол склоняют сладостию греха, тогда представь, что эта сладость совершенно противна, мерзка Человеколюбцу – и Он говорит тебе: если любишь Меня, то соблюди заповедь Мою (ср.: Ин. 14, 15), возбраняющую тебе делать это зло, на которое ты склоняешься.

Смотрите программу «Уроки Православия» на телеканале «Союз»: понедельник 03.30, 13.30, среда 23.30 (1-й урок), вторник 03.30, 13.30, четверг 23.30 (2-й урок). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московском)

В других номерах:

№45 (606) / 1 декабря ‘10

Духовное наставление

Протоиерей Артемий Владимиров: «Ни на земле, ни на небе нет более важной вещи для нас, чем покаяние»

 СЛАСТОЛЮБИЕ

Не будь сластолюбив, ибо сластолюбивых Бог не слушает.

Святой Антоний Великий

Святой Антоний Великий

Человек сластолюбивый (только приятного ищущий) ни на какое дело негож

Не будь сластолюбив, ибо сластолюбивых Бог не слушает. Тело и утехи его имей в ненависти, потому что они исполнены зла. Тело свое так изможди, чтоб оно было похоже на тело, лежащее на одре болезни.

Преподобный Максим Исповедник

Увлеченные обольщением чувственной сласти, предпочли мы истинной жизни смерть

Понесем же благодарно убивающий сию сласть труд телесный, чтобы, когда смертью ее уничтожится вместе с нею чрез нее происшедшая смерть, восприять возвращающуюся к нам жизнь, прежде проданную за сласть, а теперь опять купленную за не многие труды плоти.

Если всячески необходимо болезновать, по причине срастворенной прародителем с нашим естеством сласти, то будем доблестно переносить временные болезненности, притупляющие в нас жало сласти, и избавляющего нас вечных за нее мучений.

Отречемся, сколько есть силы от удовольствий настоящей жизни и от страха прискорбностей ее, и всеконечно избавимся от всякого страстного помысла и от всякой злокозненности демонской. Ибо ради удовольствия любим мы страсти, и по причине прискорбностей бегаем добродетели.

Прелесть и сласть греха обыкновенно исчезает вместе с приведением в исполнение способов, коими он совершается, почему человек, находя по указанию самого опыта, что за всякой сластью греховной преемственно всегда следует скорбное неудовольствие, к сласти возымел все стремление, а к неудовольствию и прискорбности – все отвращение, – первую изыскивая всею силою, а вторые предотвратить всячески стараясь, полагая, – что, впрочем, совсем невозможно, – сим способом отделить их друг от друга, и только одним удовольствием услаждать свое злое самолюбие, не терпя совершенно никакой прискорбности, забыв, как обычно в ослеплении страстью, что сласть греховная никогда не бывает без горечи неудовольствия. Ибо со сластью греховной срастворена естественно горечь скорби, хотя вкушающие и забывают об этом по причине возобладания над ними страстной сласти: так как обладающее всегда так занимает внимание, что совсем закрывает от чувства, что предлежит потом. Таким-то образом за сластями по самолюбию гоняясь, всякой горечи же, по той же причине стараясь всячески избегать, мы бесчисленные в себе пораждаем тлетворные страсти.

Не испытывает никто такого чувства сласти и горечи, когда освободившись от всякой плотской склонности соединяется или паче прилепляется умом к Богу, воистину достолюбезному, дражайшему и превознесенному благу.

Как Богу никто не может чисто служить иначе, как совершенно очистив душу: так и твари не может он служить, не лелея тела самоугодливо. Совершая это тлетворное телесное служение, и потому самому сластолюбив сущи, человек непрестанно имел в силе и действие сласть и горечь, вкушая всегда от древа преслушания, в коем в одно и тоже время растворено познание добра и зла, чувством испытываемое на самом деле.

Где разум не властвует, там обыкновенно присуща власть чувственная, с коей срастворена сила греха, чрез сласть влекущая душу к жалению сродной с нею по естеству плоти: вследствие коего, она на себя прияв, как бы естественное ей дело, страстное и сластолюбное попечение о плоти, отводит человека от настоящей естественной жизни, и склоняет его сделаться для себя устроителем не имеющего самостоятельного существования зла.

Нечистотою сластей, как ржавчиной, покрытую душу очищает болезненный труд, и совсем истребляет в ней всякую склонность к вещественному, когда она делом познает вред от любления его, чего ради Бог попускает дьяволу, по праведному суду, угнетать людей мучительными скорбями.

Преподобный Марк Подвижник

От сластолюбия происходит нерадение, а от нерадения забвение

Не говори, как может бедный предаваться сластям, не имея способов, ибо можно в помыслах сладостраствовать еще горше (чем делом).

От сластолюбия (делания в свое удовольствие) происходит нерадение, а от нерадения забвение. Ибо о том, что кому полезно, Бог даровал знание всякому.

Никакой нет пользы тому, кто, отрекшись от мира, живет сластолюбиво (в свое удовольствие, делая всегда только то, что нравится и приятно сердцу). Ибо, что делал он прежде посредством имения, то же делает и теперь, ничего не имея.

Опять воздержник, если приобретает деньги, есть брат первому по внутреннему настроению, так как и этот от той же матери – искания того, что сладко сердцу, только от другого отца, по причине перемены страсти.

Бывает, что иной пресекает страсть ради большого удовольствия (потому что покойнее жить без рабства ей), и другие, не зная цели его, славят его: а, может быть, и сам он познает, что без толку трудится.

Сластолюбивое сердце… бывает узами для души

Сластолюбивое (одних приятностей ищущее) сердце во время исхода бывает темницею и узами для души, а трудолюбивое (любящее себя озлоблять и утруждать наперекор себе, Господа ради) есть отверстая дверь (в другую жизнь).

Преподобный Исаак Сирин

Блажен, кто заградил себе уста от всякого сластолюбия, отлучающего его от Создателя.

В сластолюбивом теле не обитает ведение Божие.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Хоть бы кто долгие годы лежал на одре сластолюбия и беспечности

Христианин, предающийся плотской сласти, уже не Христов раб, а раб греха и диавола.

Хоть бы кто, подобно тридцативосьмилетнему расслабленному, долгие годы лежал на одре сластолюбия и беспечности, и увидит, что Владыка Христос — или мысленно воздействием благодати, или в лице какого-либо духовного мужа, грядет к нему и говорит: хощеши ли здрав быти? (Ин. 5:6), да восприимет тотчас слово с радостью и скажет: ей, Господи, хочу, но человека не имам, который вверг бы меня в купель покаяния (Ин. 5:7); и если Господь скажет ему: встань, возьми одр твой и гряди вежд Меня (Ин. 5:8), — да восстанет с готовностью и да грядет со тщанием по стопам Того, Кто так свыше воззвал его.

Преподобный Никита Стифат

В смирении ставим мы духа сластолюбия безуспешным

Постами, бдениями и молитвами… трудами телесными и отсечением своей воли в смирении душевном ставим мы духа сластолюбия безуспешным, порабощаем его себе слезами покаяния и, вводя в узилище воздержания, делаем недвижимым и бездейственным.

Преподобный Иоанн Лествичник

Сластолюбие и лукавство суть родительницы всех зол

Кто иногда плачет, а иногда наслаждается и говорит смешное, тот, вместо камней, бросает хлебом на пса сластолюбия, по видимому он отгоняет его, но самым делом привлекает его к себе.

Рыба спешит убежать от удочки, а душа сластолюбивая отвращается безмолвия.

Сластолюбие и лукавство суть родительницы всех зол, одержимый ими не узрит Господа.

Преподобный Григорий Синаит

Сластолюбивые бесы разжигают вожделевательную силу души, но, приводя при сем в смятение и рассудительную силу, омрачают душу.

Святитель Василий Великий

Великая приманка ко злу — сластолюбие

Если неразумные твари догадливы и искусны в попечении о собственном своем спасении, и если рыба знает, что ей избрать и чего ей бегать, что скажем мы, отличенные разумом, наставленные законом, побужденные обетованиями, умудренные Духом и при всем том распоряжающие своими делами не разумнее рыб? Ибо они умеют промышлять несколько о будущем, а мы, отринув надежду на будущее, губим жизнь в скотском сластолюбии.

Великая приманка ко злу есть сластолюбие, ради которого всего более мы, люди, гадки ко греху, которым всякая душа, как удою, увлекается в смерть.

Кого не преклоняет к себе и не разнеживает сластолюбие, тот чрез воздержание преуспел вовсе избежать грехов.

Как можно достигнуть того, чтобы не преодолевало сластолюбие в снедях? — Решившись, предпочтение полезного иметь всегда вождем и учителем в том, что приемлется для употребления, будет ли это приятное, или неприятное.

Святитель Григорий Нисский

Кто допустил в себя начало страсти, тот… принял в себя целого зверя

Услаждение вкуса… есть матерь всех по порядку зол. Ибо кому неизвестно, что корнем почти всех погрешностей в жизни служит заботливость о гортани? От нее зависят: роскошь, пьянство, чревоугодие, беспорядочное поведение, многоядение, пресыщение, разгульная жизнь, скотское и неразумное падение в страсти бесчестия.

В естестве человеческом для мгновенного наслаждения нет никакого хранилища, в котором бы могли запасать для себя удовольствие, со всем тщанием приобретенное. Но когда сластолюбцам кажется, что овладели они чем-то, как обманчивый какой-то призрак, мгновенно исчезает и обращается это в ничто, и по удалении таковой мечты остается один ее след — стыд, отпечатлевающий в них глубокий и неизгладимый образ того, что прошло, так что, подражая в искусстве ловцам, можно по следам распознать природу зверя. Ибо ловцы, когда добыча и невидима, по следу узнают животное.

Как змею невозможно втащить за край хвоста, потому что чешуя естественным образом упирается вопреки втаскивающим, так невозможно начинать с крайних частей души, чтобы выжить из нее вторгшееся сластолюбие, если кто не заградит этому злу первого входа. Почему Наставник добродетели повелевает блюсти его главу, главою называя начало порока, в котором, если оно не допущено, бездейственным остается прочее. Ибо кто враждебно противостал удовольствию вообще, тот не поддается частным приражениям страсти. А кто допустил в себя начало страсти, тот с этим вместе принял в себя целого зверя.

Святитель Иоанн Златоуст

Сластолюбие истребляет все, оно отлучает от Царствия

Люди сластолюбивые и изнеженные бывают недовольны и дорогою трапезою.

Сластолюбие подобно бурному потоку, истребляет все, его не удерживает никакое препятствие, оно отлучает от Царствия.

Велика власть сластолюбия — оно заставляет нас делать даже то, о чем не смеем и говорить.

Чем больше мы предаемся сластолюбию, тем больше исполняемся зловония, когда тело, подобно меху, со всех сторон раздувается, когда отрыжка, испытываемая нами, расстроивает мозг близ стоящих, когда из тела со всех сторон истекают смрадные пары, как бы из печи, вследствие сильного накаливания, исполненной внутри зловония. Если же внешние члены в такое приходят расстройство, то что, по твоему мнению, должен испытывать внутри мозг, будучи беспрестанно помрачаем испарениями? В каком положении находятся ручьи кипящей крови, когда ей преграждают свободное обращение? Чему подвергаются другие внутренности — печень и селезенка? Что испытывают самые вместилища помета? И хуже всего то, что о (настоящих) вместилищах помета мы заботимся, чтобы они не засорялись и не извергали помета вверх, для того употребляем всевозможные меры, и шестами подталкиваем, и лопатами раскапываем, между тем вместилищ нашего чрева мы не только не очищаем, но даже засоряем и загромождаем, и никакого не обращаем внимания на то, что помет поднимается кверху, туда, где сам царь, т. е. мозг, имеет свое пребывание.

Мы делаем все это, потому что взираем на него не как на досточтимого царя, а как на какого-нибудь нечистого пса. Бог для того поместил вдали эти члены, чтобы от них ничто не терпело вреда. Но мы противодействуем этому и все растлеваем неумеренностью. И кто может перечислить другие, проистекающие отсюда бедствия? Затвори стоки вместилищ (нечистот) — и ты увидишь, что тотчас появится зараза. Следовательно, если отвне встретившееся зловоние рождает заразу, то ужели то, которое находится внутри тела, и со всех сторон окружено тесными пределами тела, и нигде не имеет стока, не причиняет бесчисленных болезней как душе, так и телу? И ужаснее всего то, что многие негодуют на Бога, говоря, что это такое? Он Сам определил, чтобы мы носили в себе помет. А между тем сами умножают помет. Но Бог для того так устроил, чтобы по крайней мере таким образом отвратить нас от сластолюбия, чтобы, по крайней мере, через это убедить нас в том, что мы не должны прилепляться к мирским благам. А ты, невзирая на это, не только не перестаешь предаваться сластолюбию, но даже до самого горла, даже до следующего обеденного времени, даже долее, нежели продолжается само наслаждение, продолжаешь пресыщаться.

Душа, преданная сластолюбию, не может ничего, ни слышать, ни говорить. Она становится изнеженною, вялою, робкою, несвободною, боязливою, исполненною лютости неведения, лести, ярости, лености — полною всех пороков и чуждою противоположных им добродетелей.

Все удовольствие доставляемое вкушением пищи, исчерпывается временем глотания: когда проглатываемое минует то, что в горле, где сосредоточено чувство вкуса, его как будто бы и не было.

Преподобный Ефрем Сирин

У кого в сердце страх Божий, того не коснется скверна сластолюбия

Убежищем от сластолюбия служит, во-первых, часто и трезвенно молиться, а потом предоставлять владычество уму и чистой мысли, не произносить бесчинного слова, несообразного с приличной потребностью, в той уверенности, что Господь есть непогрешительный Судия.

Как прекрасно преодолевать сластолюбие и быть выше плотских похотей! У кого в сердце есть страх Божий, того не коснется скверна сластолюбия.

Сластолюбие не ограничивается одною роскошью и телесными наслаждениями, но имеет место во всем, что любим по душевному произволению и пристрастно.

Преподобный Исидор Пелусиот

Кто целомудрием и воздержанием обуздывает сластолюбие, для многих кажущееся неодолимым, тот, имея душу, свободную от всякой гнусной страсти, вправе восхищаться многими и славными победами.

Преподобный Нил Синайский

Сластолюбие — смерть бессмертной души

Матерь сластолюбия — чревоугодие.

Бегай… сластолюбия — этой матери погибели и смерти, не слушай слов его, потому что оно, как волк, ласкает агнцев.

Сластолюбие есть диавольская уда, влекущая к погибели.

Сластолюбие — питатель неусыпающего червя. Сластолюбие — смерть бессмертной души.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *