Слава – что это?

Полный академический справочник «Правила русской орфографии и пунктуации» (М., 2006 и более поздние издания) рекомендует писать с прописной буквы слово Бог как название единого верховного существа в монотеистических религиях. Нормативное написание: верить в Бога, молиться Богу.

Однако в следующих случаях рекомендуется написание со строчной буквы:

  1. В формах множественного числа, в значении одного из множества божеств, а также в переносном значении:боги Олимпа, бог Аполлон, бог войны.
  2. В устойчивых сочетаниях, употребляющихся в разговорной речи вне связи с религией: не бог весть, бог знаетчто, бог с ним, не дай бог, ради бога, как бог на душу положит, боже упаси, ей—богу и т. д. Невозможна прописная буква в таком, например, контексте: у него всё не слава богу.

С прописной буквы пишутся также прилагательные Божий, Божественный в религиозном контексте: храм Божий, благодать Божья, Божественная Троица, Божественная литургия. Но: божий одуванчик, божья коровка, божественный вкус (в знач. ‘восхитительный’).

Источник: Грамота.РУ

Марина Королева, автор и ведущий программы «Говорим по-русски»:

— Со словом БОГ все зависит от того, что (или кого) вы имеете в виду, в каком смысле вы произносите это совсем короткое, но такое важное во всех смыслах слово.
Если вы говорите и пишете о Боге как едином верховном существе в разных религиях, то писать это слово надо с прописной, то есть с большой буквы: Бог. Единственное условие — это должна быть монотеистическая религия, которая утверждает, что Бог один. Итак, если мы говорим о святом и священном — то с большой буквы, Бог.

Более того, если от слова «Бог» в этом значении образуется прилагательное, то и его надо обязательно писать с прописной буквы: Божественный, Божий. И даже если в религиозном или, например, в философском тексте слово Бог заменяют иной раз другие слова, местоимения, то и их по правилам русской орфографии принято писать исключительно с прописной буквы: да будет воля Твоя, да будет Его святая воля.

Однако, как только мы спускаемся с высоких небес на грешную землю, переходим на уровень обыденности, сразу и в написании слова «бог» наступают изменения.

Вспомните, как часто мы поминаем его всуе, говоря что-то вроде «даст бог», «не приведи бог», «слава богу», «ей-богу»… Заметьте, ничего дурного мы не делаем, это всего лишь устойчивые обороты, из которых давным-давно выветрился священный трепет перед верховным существом. Так зачем же писать в этих сочетаниях «бог» с большой буквы? Совершенно не стоит.

Ни бог, ни господь не начинаются с прописной буквы в устойчивых сочетаниях, которые не имеют уже прямой связи с религией. Даже если вы человек верующий, вы можете обойтись строчной буквой в словах и выражениях «ей-богу», «божественный вкус» или «бабуля божий одуванчик».

Источник: Российская газета, апрель, 2013

§ 180. С прописной буквы рекомендуется писать слово Бог как название единого верховного существа (в монотеистических религиях). С прописной буквы пишутся имена Бога в разных религиях, напр.: Иегова, Саваоф, Яхве, Иисус Христос <…>.
Примечание. Слово бог в формах множественного числа, а также в значении одного из множества богов или в переносном значении пишется со строчной буквы, напр.: бог Аполлон, бог войны.

§ 181. С прописной буквы рекомендуется писать: слово Троица (триединый Бог у христиан; также Святая Троица), имена Божии лиц Святой Троицы (Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой) и слово Богородица; все слова, употребляющиеся вместо слов Бог (напр.: Господь, Создатель, Всевышний, Вседержитель, Творец, Спаситель, Богочеловек) и Богородица (напр.: Царица Небесная, Пречистая Дева, Матерь Божия); прилагательные, образованные от слов Бог, Господь, напр.: благодать Божия, Господняя (Господня) воля, храм Божий, Божественная Троица, Божественная литургия (но в переносном значении — строчная буква, напр.: божественный ‘восхитительный’; то же в таких устойчивых сочетаниях, как божий одуванчик, божья коровка). <…>

Примечание 3. <…> В некоторых случаях выбор написания зависит от контекста. Так, может быть написано слава Богу (если контекст указывает, что говорящий действительно благодарит Бога) и слава богу (если по контексту ясно, что употреблен расхожий разговорный оборот: Он, слава богу, пришёл вовремя!). Но в сочетании не слава богу ‘неблагополучно’ прописная буква невозможна (У него всё не слава богу).

Источник: Правила русской орфографии и пунктуации / Под ред. В.В. Лопатина. — М: АСТ, 2009.

См. также Слава.
В Википедии есть страница «слава».

Русский

В Викиданных есть лексема слава (L163648).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. сла́ва сла́вы
Р. сла́вы сла́в
Д. сла́ве сла́вам
В. сла́ву сла́вы
Тв. сла́вой
сла́вою
сла́вами
Пр. сла́ве сла́вах

сла́-ва

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -слав-; окончание: -а .

Произношение

  • МФА: (файл)

Семантические свойства

Значение

  1. широкая известность, как правило, сочетающаяся с почётом, уважением, восхищением ◆ Он любил войну за её пышный размах, за музыку боя, за громкую славу побед. A. Н. Толстой, «Хождение по мукам», 1922–1941 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. репутация, общее мнение о ком-либо, чём-то ◆ Никому не хотелось из них заслужить обидную славу. Н. В. Гоголь, «Тарас Бульба», 1842 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  3. перен., разг. благодарность, хвала ◆ Меня выдала женщина, её нет в живых, слава всевышнему! М. А. Шолохов, «Поднятая целина», 1932,1959 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. знаменитость (свойство), почёт, известность, честь
  2. молва, слух

Антонимы

  1. бесславие, позор
  2. безвестность

Гиперонимы

  1. информация

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • имена собственные: Слава, Владислав, Вячеслав, Изяслав, Станислав
  • пр. существительные: бесславие, прославление, славословие
  • прилагательные: славный, прославленный, бесславный, достославный
  • глаголы: славить, ославить, прославить, ославлять, прославлять, славословить
  • наречия: славно, бесславно

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • во славу
  • город воинской славы
  • добрая слава лежит, а худая по дорожке бежит
  • на славу
  • слава Богу

Перевод

знаменитость

  • Английскийen: glory, fame, renown
  • Арабскийar: مجد
  • Бурятскийbua: алдар
  • Ивритhe: תהילה
  • Испанскийes: fama, renombre
  • Палиpi: kitti
  • Санскритsa: श्रवस् (śravas)
  • Финскийfi: kunnia

молва

  • Английскийen: name; reputation, repute
  • Финскийfi: maine

Метаграммы

  • глава
  • слева, слива

Библиография

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
    • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

    » Назад

    СЛАВА 25.05.2017 01:21

    СЛАВА – происходит от древнего корня k’lu/k’leo-, связанного с образом увлажнения, омовения и насыщения льющейся влагой. К этому корню ученые с уверенностью возводят славянорусские слыть слово, слышать, слух, слеза; древнегреческие κλέω «прославляю», κλύω «слышать, внимать, усваивать», имя музы Истории Клио; санскритские श्रुति (śruti «шрути») «услышанное» — название свода священных текстов древних Вед; श्रवस् («шравас»), «слава, звук». В Священном Писании Ветхого завета Слава Божия представляет собой неслитное слитие божественных энергий сотворения и преображения мира — Сил Божиих. Слава является перед людьми в облаке и действует лично, представляя собой единый и нераздельный Лик, излучающий мощнейшие потоки света: «И взы́де Моисéй на гóру, и покры́ о́блакъ гóру, и сни́де слáва Бóжiя на гóру Синáйскую, и покры́ ю́ о́блакъ шéсть днíй. И воз­звá Госпóдь Моисéа в дéнь седмы́й из среды́ о́блака: обли́чiе же слáвы Госпóдни, я́ко óгнь пламенýя на версѣ́ горы́, пред сы́ны Изрáилевы. И вни́де Моисéй в средý о́блака и взы́де на гóру, и бѣ́ тáмо на горѣ́ четы́редесять днíй и четы́редесять нощéй» (Исход, 24:16-18). Лицо Славы излучает столь мощный свет, что перстный человек не может лицезреть его, не обратившись в пепел и прах: «И глагóла Моисéй: покажи́ ми слáву твою́. И речé : áзъ предъидý пред тобóю слáвою мо­éю и воз­зовý о и́мени мо­éм, Госпóдь пред тобóю: и поми́лую, егóже áще ми́лую, и ущéдрю, егóже áще щéдрю. И речé: не воз­мóжеши ви́дѣти лицá мо­егó: не бó ýзрит человѣ́к лицé моé, и жи́в бýдет. И речé Госпóдь: сé, мѣ́сто у менé, и стáнеши на кáмени: егдá же прéйдет слáва моя́, и положý тя в разсѣ́линѣ кáмене, и покры́ю рукóю мо­éю над тобóю, дóндеже мимо­идý: и от­имý рýку мою́, и тогдá ýзриши зáдняя моя́: лицé же моé не яви́т­ся тебѣ́ (Исход, 33:18-23). Облако как облачение, сень славы, упоминается в Библии многократно: «И покры́ о́блакъ ски́нiю свидѣ́нiя, и слáвы Госпóдни испóлнися ски́нiя, и не можá­ше Моисéй вни́ти въ ски́нiю свидѣ́нiя, я́ко осѣня́ше над нéю о́блакъ, и слáвы Госпóдни испóлнися ски́нiя: егдá же восхождá­ше о́блакъ от­ ски́нiи, воз­двизáхуся сы́нове Изрáилевы со имѣ́нiем сво­и́м: áще же не взы́де о́блакъ, не воз­двизáхуся дáже до днé, в óньже взы́дет о́блакъ: о́блакъ бо Госпóдень бя́ше над ски́нiею в дéнь, и óгнь бя́ше над нéю в нóщь пред всѣ́м Изрáилем во всѣ́х путешé­ст­вiих и́х» (Исход, 40:34-38). В Библии, начиная от Авеля, прославление представляет собой принятие жертвы всесожжения в виде снисхождения всепожирающего огня: «И вни́де Моисéй и Аарóнъ въ ски́нiю свидѣ́нiя, и изшéдше благослови́ста вся́ лю́ди. И яви́ся слáва Госпóдня всѣ́мъ лю́демъ: и изы́де óгнь от­ Гóспода, и поядé я́же на олтари́, и всесожжéнiя и тýки. И ви́дѣша вси́ лю́дiе, и ужасóшася, и падóша на лицé» (Левит, 9:23-24). Способом приобщения человека к источнику жизненных сил, очищающих, исцеляющих и преображающих мир, согласно библейским пророкам, является слово, произносимое от всего сердца во имя Божие: «Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя. Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его» (Псалом Давида, 8: 2-6). Поскольку слава и слово происходят от одного корня, можно утверждать, что в каждом слове человек вольно или невольно прославляет кого-либо, то есть сливается духом и произносит плоды своего слития с теми или иными духовными силами. Славя Бога в своем сердце, человек вдохновляется Духом истины и силой жизни, а произнося от всего сердца слова прославления, — подобно ангелам вдохновляет своим исповеданием мир на дела любви: «Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; се бо благовѣ­ст­вую вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (От Луки, 2:9-14). Благовестие открывает путь к славе Божией, а благоволение является привитием к славе, началом благоденствия и блаженства. Придя в мир, Иисус Христос остался Словом Божиим, в Котором славится простая единосущная Троица: Отец, Сын и Святой Дух. В то же время Он воплотился и стал словом человеческим, в котором прозвучало исполненное истинной сыновней любви, чистоты и живоносной силы прославление Бога Отца: «Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня. Впрочем, Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий. Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек. Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек. Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь? Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш» (От Иоанна, 8:49-54). Прославив Бога человеческими устами и делами, Иисус Христос открыл человечеству путь к воскресению и пребыванию в Славе Божией путем победы над смертью и очищения от связей с нечистыми духовными силами с Его помощью: «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек. Ибо всякая плоть — как трава, и всякая слава человеческая — как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано. (Первое послание апостола Петра, 1:22-25). В Откровении Иоанна Богослова совершенство и конечное торжество Славы изображается как Новый Иерусалим, вечный город, в котором будут вечно жить все спасенные во Христе народы: «Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов. И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откровение Иоанна Богослова, 21:22-27).

    См. благо, облако, свет.

    Слава

    По мнению некоторых исследователей (Я. Боровского, П. Трощина), древняя славянская богиня победы и удачи, от которой якобы происходят славяне. Это она дала название племенам и землям, которые славянам принадлежали; языческое богослужение называется «прославление», «славление».

    Изображалась на щитах, на застежках плащей в образе женщины в длинных широких одеждах с поднятыми к небу (солнцу) руками, с солнечными знаками вокруг головы. О соединении культа солнца и богини Славы свидетельствует изображение коней и птиц рядом с богиней (конь и петух у славян связаны с культом солнца). По утверждению ученых, культ Великой Богини (Бабы, Мокоши, Берегини, Рожаницы, Земли, Лады и, возможно, Славы) берет начало со времен матриархата, распространился в среде земледельческих племен древних славян, а во времена христианства перешел в культ Божьей Матери.

    Подтверждением тому, что Слава в древние времена была Великой Богиней и, возможно, выполняла функции многих других богов (Рода, Велеса, Ярилы, Лады и др.) служит наличие в славянских языках многих слов, имен, географических названий с корнем «слав». С именем Славы связано древнее название Днепра – наибольшей реки восточных славян, которую обожествляли, называли сыном богини – Славутой, Славутичем.

    Согласно летописям, праздник Славы был у сербов еще тогда, когда каждый род имел своего бога; в те времена, когда они еще не были вытеснены племенами кочевников на Балканы. Почитание огня, прославление весеннего солнца праздновалось в честь богини Славы в день поворота солнца на лето – 23 апреля (ныне день святого Юрия).

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.
    Читать книгу целиком
    Поделитесь на страничке

    2020 год — Год памяти и славы. Его временные рамки весьма условны: у подвига поколения Победителей и благодарной памяти их потомков нет и не может быть срока давности, меры, границ. Самоотверженность, стойкость, неподдельная любовь к Родине фронтовиков и тружеников тыла определили исход самой страшной войны в истории человечества и спасли народы планеты от истребления, рабства, уничтожения национальной и культурной идентичности. И сама наша жизнь, жизнь наших детей, внуков, всех, кто ещё только родится на этой земле – прямая заслуга людей, подаривших миру Великую Победу. День Победы был и остается священным днем для всех людей нашей страны. Мы каждый год еще и еще раз вспоминаем о тех событиях военных лет и о тех людях, которые завоевали для нас мир на земле.

    В читальном зале Государственного архива Хабаровского края экспонируется фотодокументальная выставка «Память и слава солдатам Отечества». Выставка посвящена нашим землякам – дальневосточникам, участникам Великой Отечественной войны. Выставочные проекты Государственного архива Хабаровского края пополняются все новыми и новыми именами, а ранее известные биографии наших героев дополняют фронтовые реликвии, поступившие в архив в последнее время.

    На выставке «Память и слава солдатам Отечества» впервые представлены документы Тимофея Сергеевича и Петра Тимофеевича Кутырчевых, и Александра Родионовича Артамонова, Екатерины Ивановны Семёновой и Ивана Лукьяновича Рыжакова переданные их родственниками в 2020 году.

    В выставочных витринах можно увидеть подлинные документы Хабаровского крайкома ВКП(б) за 1943 год, которые рассказывают о нанайских героях Великой Отечественной войны – братьях Пассарах. Уникальное письмо начальника политуправления Центрального фронта генерал-майора С.Ф. Галаджева с его автографом, направленное секретарю Хабаровского крайкома ВКП(б) Г.А. Боркову, наполняет нас гордостью за земляков, мужественно сражавшихся за свободу нашей Родины.

    Документы участников Великой Отечественной войны П.В. Баранова, артиллериста-наводчика, Н.М. Бакланова, участника Ленинградской битвы, А.М. Кормича, радиста, участника Парада Победы 1945 года, С.Н. Оненко, командира взвода автоматчиков, П.П. Ягайлова, рядового 9-ой гвардейской стрелковой дивизии, Н.П. Долбилкина, известного дальневосточного художника, хранящиеся в фондах Государственного архива Хабаровского края экспонируются на выставке.

    С выставкой можно познакомится в часы работы читального зала по адресу:

    ул. Запарина, 75 с 10-00 до 16-00.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *