Славою и честию венчай

Вопрос:

Хотелось бы узнать о правильности написания на церковнославянском языке фразы «Господи Боже, честию и славою венчаем их».

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

«Господи Боже наш, славою и честию венчай я (то есть – их. – и. И)». Эти слова являются тайносовершительной формулой во время венчания. Их трижды произносит священник. Перед этим на жениха и невесту возлагаются брачные венцы в знамение победы: жених и невеста не были побеждены до брака блудной страстью, таковыми приступают и к брачному ложу. Тот, кто до брака потерял целомудрие и чистоту, строго говоря, не достоин венцов. Поэтому на второбрачных или совсем не возлагали венцов, или возлагали не на головы, а на правое плечо (постановление Стоглавого Собора).

Слова «славою и честию венчай» взяты из Псалтири: «Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаеши его? Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его» (Пс. 8: 5–6). Пророк говорит, что человек при сотворении увенчан славою, потому что получил образ и подобие Божие. Он увенчан также честью, поскольку Бог даровал ему власть над всеми другими тварями. По мнению святителя Иоанна Златоуста, в венчании можно видеть благодатное восстановление того величества над тварями, которым были облечены Адам и Ева в то время, когда Бог изрекал им брачное благословение: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1: 28).

Приведу ее текст сразу в русском переводе, для большей понятности. Красивая и весьма трогательная молитва, впрочем, могущая вызывать некоторые вопросы. Наиболее загадочное место лично для меня выделяю жирным шрифтом:

Благословен Ты, Господи, Боже наш, священнодействия таинственного и чистого брака Совершитель, и супружества телесного Законодатель, непорочности Хранитель, житейских благ Распорядитель! Сам и ныне, Владыка, создавший в начале человека, и поставивший его царем творения, и сказавший: «Не хорошо одному быть человеку на земле: сотворим ему помощника, соответствующего ему». И, взяв одно из ребр его, Ты создал жену, увидев которую, Адам сказал: «Это ныне кость от костей моих и плоть от плоти моей: она наречется женой, ибо от мужа своего она взята. Потому оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое в плоть единую», и «тех, кого Бог сочетал, человек да не разлучает». Сам и ныне, Владыка Господи, Боже наш, ниспошли благодать Твою небесную на этих рабов Твоих, (имя) и (имя): и дай рабе сей во всем повиноваться мужу, и этому рабу Твоему быть во главе жены, чтобы пожить им по воле Твоей. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Авраама и Сарру. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Исаака и Ревекку. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Иакова и всех патриархов. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Иосифа и Асенефу. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Моисея и Сепфору. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Иоакима и Анну. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Захарию и Елисавету. Сохрани их, Господи, Боже наш, как сохранил Ты Ноя в ковчеге. Сохрани их, Господи, Боже наш, как сохранил Ты Иону во чреве кита. Сохрани их, Господи, Боже наш, как сохранил Ты святых трех отроков от огня, ниспослав им росу с небес. И да придет на них та радость, которую испытала блаженная Елена, когда обрела священный Крест. Вспомни их, Господи, Боже наш, как вспомнил Ты Еноха, Сима, Илию. Вспомни их, Господи, Боже наш, как вспомнил Ты сорок святых Твоих мучеников, ниспослав им с небес венцы. Вспомни, Господи, Боже наш, и воспитавших их родителей: ибо молитвы родителей утверждают основания домов. Вспомни, Господи, Боже наш, рабов Твоих, участников брачного торжества, собравшихся ради радости этой. Вспомни, Господи Боже наш, раба Твоего (имя) и рабу Твою (имя) и благослови их! Дай им плод чрева, прекрасных детей, единомыслие душевное и телесное. Возвысь их как кедры ливанские, как виноградную лозу ветвистую. Даруй им семя в колосе, чтобы, имея всякое довольство, изобиловали они всяким делом добрым и Тебе благоугодным. И да увидят сыновей у сыновей своих, как саженцы масличные вокруг трапезы их. И, благоугодив пред Тобою, да воссияют как светила на небесах, в Тебе, Господе нашем, Которому подобает слава, власть, честь и поклонение, ныне и всегда, и во веки веков.

В общем, понятно, что в этой молитве все выдающиеся ветхозаветные праведники намеренно собраны вместе. Не вызывает, в общем, вопросов упоминание супружеских пар: Авраама и Сарры, Исаака и Ревекки, Иосифа и Асенеф, Захарии и Елисаветы, Иоакима и Анны. Хотя… Авраам кроме Сарры имел еще рабыню Агарь или наложницу Хеттуру, от которых, соответственно, у него были дети. А вот с любимой больше всех Саррой у него как раз долго ничего не получалось! Захария и Елисавета были также долго бесплодны, до преклонных лет своих. Иоаким и Анна – небиблейские персонажи, но про них предание рассказывает ту же историю. В общем, получается, что не так просто с этим благословением: молодые люди, вступающие в церковный брак, готовы ли вы претерпеть те же испытания в супружестве, что претерпели они, десятки лет ожидая своих первенцев? Но именно пройдя через такие попущенные испытания, они были вознаграждены детьми, навсегда вошедшими в мировую историю…
Остальные просьбы о сохранении брака, об упоминании 40 мучеников Севастийских с ниспосланными им венцами тоже, в общем, понятны. Брак это не только радость, но и взаимное бескровное мученичество (о чем далее поется специальное песнопение), в котором всегда есть место не только подвигу (причем, как ни странно, от разных бытовых мелочей прежде и чаще всего, по которым почти ни одна семья не избегает каких-то разногласий и препирательств). Но вот теперь самое загадочное прошение: «помяни их, Господи, Боже наш, как помянул Ты Еноха, Сима, Илию». Вот всегда читал эти строки на венчании и как-то не удосуживался задать себе вопрос «а почему!?», хотя чувствовалось само по себе сочетание этих трех имен необычным. И сам бы себе, возможно, так и не задал его, если бы не один мой знакомый-певчий, который меня об этом на днях спросил прямо. И я был поставлен, откровенно признаться, в тупик!
Ну в самом деле, если бы Сим был упомянут, скажем, с Иафетом, то вопросов бы никаких не возникло, и к теме супружества и семьи это прекрасно бы подошло:
«благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему;
да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» (Быт. 9, 26-27). Но почему Сим поставлен в одном ряду с Енохом и Илией?.. Енох, правда, согласно Писанию, «родил сынов и дочерей» (Быт. 5, 22), а затем вдруг «и не стало его, потому что Бог взял его» (5, 24). Устойчивое устное предание настаивает здесь на том, что он живым был взят на небеса и не умирал физически. Рядом с ним упоминание пророка Илии тогда по-своему логично, поскольку он тоже был взят живым на огненной колеснице (4 Цар. 2, 12). Но в отличие от Еноха, нигде не ясно, имел ли пророк Илия жену и детей вообще, постоянно странствуя и обличая израильтян за отступничество. Какое отношение имеют оба эти праведника к вступающим в брак? Пусть, значит, брак этих венчающихся будет так же вознесен на небо в его единстве и нерасторжимости, как были вознесены Енох и Илия, не увидев смерти? Допустим. Но причем здесь в связи с ними Сим?… Трое имен, упомянутых в одной связи, ведь явно не случайно, как и само число 3 всегда в таких случаях символично. А может, Сим тоже не увидел смерти, как Илия и Енох?… Но Библия это отрицает.

В книге «Библейские смыслы»покойный Б.И. Берман приводит одну интересную точку зрения, имеющую место в иудаизме, где Сим (Шем) отождествляется с Мелхиседеком:
«Малки-Цедек — не имя, а титул: «Царь-Праведник». Это был старший сын Ноаха Шем, который жил и правил в Шалеме — в месте, сущность которого целостность и мир (шалом). Это то место, к названию которого Авраhам приставил «иеру» («видение», там, где ему Бог явился) и которое царь Давид сделает двойным: два Иерусалима — Иерушалаим.
Шем, праведный царь Шалема, был священнослужителем (коhеном) Бога Всевышнего. Хотя Шем и праведник (цедек) и служит Всевышнему, он вполне уживается с Содомом. Видимо, его праведность такого особого рода, что он может жить рядом с тем кромешным злом, которое творится в Содоме. После победы Шем сам благословляет победителя: «Благословен Аврам Богу Вышнему, обретающему (конэ) небо и землю (шамаим ва арец)» (Б.14:19).
Это благословение дается Авраhаму не для того, чтобы он стал человеком благословенным свыше, а для того, чтобы ему самому стать благословением (брахой) для Бога Вышнего, который «конэ шамаим ве арец». Попробуем понять Шема. То обстоятельство, что праведный Шем служит Богу, не означает, что для него нет других богов, кроме Него. Шем — священнослужитель Высшего, Бога над всеми богами, Властелина, всеми владеющего. Поразительная победа крохотного войска Авраhама над огромной силой четырех царей изменила взгляд Малки-Цедека на характер владычества Бога в Мире и Истории. Для Шема ясно, что Авраhам победил не вооруженной силой, а силой своей праведности. «Конэ», о котором он говорит, это обретение не силой руки, а иное владение, в котором выражается нравственная сторона отношения Бога к Миру. Бог Авраhама, понимает Малки-Цедек, это Бог этически осваивающий сотворенные Им Небо и Землю, заново обрабатывающий их нравственной духовной силой, заново «делающий» как пишет РаШИ, Небо и Землю».
Но тогда это явно расходится с христианским взглядом на Мелхиседека как яркого прообраза Христа:
«Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» (Евр. 7, 1-3).
Сим же, согласно Писанию, прожил 600 лет и умер (Быт. 11, 12).
Возникает следующий вопрос: а не был ли применен образ Мелхиседека хотя бы отчасти к Симу, образ которого был позаимствован из иудейского толкования, в его упоминании в данной молитве? В том смысле, что пусть брак молодоженов будет так же вечен, как священство Мелхиседека?..
Разумеется, интересно само по себе происхождение данной молитвы, довольно позднее, учитывая, что сам чин браковенчания сложился лишь в средневековье.

© Издательство Сибирская Благозвонница, текст, оформление, 2019

Что такое таинство брака

Брак – одно из семи Таинств Православной Церкви, во время которого мужчина и женщина перед священником и, в лице его, перед Христом и всей Церковью объявляют о своей решимости создать семью и получают на это Божественную благодать, освящающую их семейную жизнь, дающую силу для рождения и христианского воспитания детей и возвышающую их брачный союз во образ таинственного духовного союза Христа с Церковью.

Также это Таинство называется венчанием, потому что во время него на головы жениха и невесты возлагаются венцы.

История таинства

Брак берет свое начало еще во времена Ветхого Завета. А точнее, он был установлен Богом в самом начале человеческой истории в раю, при сотворении первых людей.

Вот как об этом рассказывается в Книге Бытия: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт. 1, 27–28). Жена была создана как помощница первого человека Адама из его ребра – кости, которая ближе всего к сердцу, что самым лучшим образом символизирует близость друг к другу наших прародителей и их единство в этом первом на земле браке.

Когда Адам увидел Еву в первый раз, он сказал: Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть (Быт. 2, 23–24).

После Всемирного потопа, когда праведный Ной и его сыновья стали родоначальниками нового человечества, их браки были благословлены Богом теми же самыми словами, которые были некогда сказаны и первым людям: И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт. 9, 1).

В законе, который дал Господь через Моисея избранному народу, содержатся строгие постановления, ограждающие святость брака (см. Лев. 20, 10; Втор. 22, 22–27). У пророка Малахии мы читаем и слова, объясняющие причину неприкосновенности брачного союза: Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей (Мал. 2, 14).

В Новом Завете о том же свидетельствовал и Сам Господь. Когда фарисеи спросили Его, по всякой ли причине можно разводиться с женой, Он отвечал им: Не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?.. посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 4–6).

Святость брака Господь подтвердил и тем, что Свое первое чудо Он совершил именно во время свадебного пира, куда был приглашен со Своей Матерью и первыми учениками (см. Ин. 2, 1–11).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *