Слова с титлами

Очерк церковнославянской орфографии. Статья 2. Диакритические знаки

Продолжаем публикацию отрывков из пособия по орфографии церковнославянского языка, которое составлено доктором филологических наук, профессором Сретенской духовной семинарии Л.И. Маршевой (из книги «Орфография церковнославянского языка», выпущенной издательством Сретенского монастыря).

Помимо буквенных орфограмм, находящихся в строке, – строчных знаков, церковнославянский язык располагает разветвленной системой надстрочных (диакритических) знаков, которые являются хотя и специфическими, но обязательными элементами правописания.

В богослужебных текстах можно встретить три основных вида диакритических знаков, которые ставятся исключительно по традиции, восходящей по преимуществу к древнегреческому языку, и никак не связаны с особенностями произношения.

1. Знаки ударения

Подавляющее большинство церковнославянских слов графически отмечается ударением.

Знаком ударения выделяется ударный слог в слове.

При этом нужно учитывать несовпадения современного русского и церковнославянского ударений: избавúтель – .

Есть три вида ударений, которые, интонационно ничем друг от друга не отличаясь, демонстрируют место ударного гласного:

1) острое ударение () – ставится над ударным гласным в начале или середине слова: .

2) тупое (тяжелое) ударение – ставится, если ударная гласная является самой последней в слове: .

Для правильной постановки ударения нужно помнить следующее.

1. Буквы (ер, ерь, и с краткой) – гласные, что сказывается на постановке ударения: – ударение острое, ибо слог считается не последним (каким он является в современном русском языке), а предпоследним.

Особенно показательны здесь слова, которые в современном русском языке односложны: (пишутся с острым ударением).

2. В остальных односложных словах (не оканчивающихся на ) ударение тупое: .

3. Иногда после слова, оканчивающегося на ударный гласный, то есть с тупым ударением – , стоят частицы или краткие формы возвратного и личных местоимений . Они соединяются с предыдущей единицей в одно целое, составляя фонетическое слово, и утрачивают ударение. И, следовательно, тупое ударение первого слова «превращается» в острое, так как ударным становится не последний, а предпоследний слог: . Ср.: – местоимение отмечено тупым ударением, так как предшествующее слово имеет акцент на предпоследнем слоге.

4. Служебные слова, состоящие из одного слога, лишены ударения:

5. В нескольких случаях тупое ударение ставится в начале слова, что, как правило, связано с необходимостью графического расподобления идентично звучащих форм: (ед.ч. Т.п. м. и ср.р.) – (мн.ч. Д.п. всех родов); (мн.ч. Р.п. всех родов) – (мн.ч. В.п. всех родов).

6. Есть здесь пример, связанный с различием в лексических значениях. Ср. «следовательно, значит, итак» – «так как, потому что, ибо».

3) облеченное ударение – ставится в тех формах двойственного и множественного чисел, которые по звучанию полностью совпадают с формами единственного числа (так же, как и в случае с буквами – см. правило 7 статьи 1).

Например: (ед.ч. Д.п. – ударение острое) – (дв.ч. Р.-П.п. – ударение облеченное);? (ед.ч. Р.п. ж.р. – ударение острое) – (мн.ч. В.п. м.р.; мн.ч. И., В.п. ж.р. – ударение облеченное).

2. Знак придыхания

Знак придыхания – – отмечает всякое, в том числе и однобуквенное слово, начинающееся с гласной буквы: .

3. Знаки титла

Титло – знак сокращения.

Исконная функция титл как сокращений весьма прагматична: они использовались для экономии места, а значит, для экономии писчего материала (прежде всего дорогостоящего пергамена).

Титла в церковнославянском языке выполняют две функции.

Во-первых, они указывают на то, что буква обозначает не звук, а число: – 2, – 20, – 200.

Во-вторых, они служат для сокращения слов. Усеченному написанию подвергаются в церковнославянском языке наиболее важные и употребительные слова, характеризующие христианское вероучение.

Существует два вида титл:

1) простые титла – слово сокращается, и на месте пропуска ставится особый знак: – благ, – Отец, – свят.

2) буквенные титла – слово сокращается, и на месте пропуска ставится не только особый знак, но и одна из усеченных букв (они называются выносными): – апостол.

По сложившейся традиции только шесть букв выносятся под титло: . Титла, которые они формируют, так и называются: слово-титло, добро-титло, он-титло, глаголь-титло, рцы-титло, червь-титло: – Крест, – Богородица, – Троица, – Евангелие, – имярек, – зачало.

Во многих случаях титлование играет символическую (семиотическую) роль, которая обусловлена лексическим значением слов: «христианский Бог» (всегда пишется сокращенно) – «языческий бог» (пишется полностью); «Богородица» – «мать обычных людей».

Отдельного рассмотрения заслуживает и такой пример. Существительное в значении «ангел Господень» пишется всегда только с титлом и читается не так, как написано, в отличие от «злой ангел, бес» – употребляется только в полной записи и читается по общим правилам. Надо отметить, что некоторые церковнославянские слова имеют вариантное титлование: – Богоблагодатный. Иногда сокращенная запись уступает место полной: – молитва.

Кроме того, титлование в книгах и на иконах резко отличается.

4. Другие диакритические знаки

1) Если первая гласная буква в словах является ударной, то над ней по правилам пишутся одновременно звательце и острое ударение. Это сочетание диакритических знаков называется

2) Комбинация тупого ударения со звательцем именуется

3) Иногда после префиксов (приставок) и предлогов ставится значок для обозначения пропуска буквы ер (ъ) –

4) Для того чтобы показать, что букву ижица – нужно читать как , над ней ставится знак .

5) К надстрочным знакам относится также – дужка над буквой (и с краткой): .

6)Для сносок используется

Алфавит

В церковнославянском языке алфавит состоит из 40 букв, большая часть которых по написанию и произношению соответствует русским буквам. Каждая буква церковнославянского языка имеет свое традиционное название.

Буквы Названия букв Произношение
аз
бУки
вЕди
глагОл
добрО
есть
живЕте
зелО
землЯ
Иже
и
кАко
лЮди
мыслЕте
наш
он
покОй
рцы
слОво
твЕрдо
ук
ферт
хер
от
цы
червь
ша
ща
ер Означает твердость предыдущего согласного.
Иногда заменяется знаком ,
который называется паерок или ерок.
eрЫ
ерь Означает мягкость предыдущего согласного.
ять
ю
я
омЕга
юс малый
кси
пси
фитА
Ижица произносится как , если перед ней стоит буква или .
В остальный случаях произносится как ,
при этом над ней стоит значок

По-разному пишутся, но одинаково произносятся следующие буквы и сочетания букв:

Церковнославянский алфавит был создан на базе греческого. Этим объясняется наличие ряда букв ( ), избыточных для передачи славянской речи. Греческим влиянием объясняется и правило, согласно которому сочетание читается как , а сочетание — как , например: .

Буква употреблялась для передачи особого гласного звука, представленного во многих славянских диалектах. В некоторых диалектах русского языка имеются различающиеся звуки и . На Западной Украине при чтении обычных церковнославянских текстов под ударением произносится как .

Надстрочные знаки и знаки препинания

В церковнославянском языке используются особые значки, которые ставятся выше уровня строки и называется надстрочными. Это знаки ударения, особый знак придыхания и знаки сокращения слова. Строгая система употребления надстрочных знаков возникает довольно поздно. Древнейшей рукописью с проставленными знаками ударения является Чудовский Новый Завет (середина XIV в.), новый перевод с греческого на славянский, выполненный, по преданию, святителем Алексием, митрополитом Московским. Окончательно система надстрочных знаков формируется к началу XVIII вв.

Знаки ударения

В церковнославянском языке ударение бывает трех видов:

  • — острое ударение, или
  • — тяжелое ударение, или
  • — облегченное ударение, или

Различие знаков ударения не связано с особенностями произношения. Так, слова и , и читаются одинаково. Церковнославянские знаки ударения заимствованы из греческого. Острое ударение ставится над гласной в начале и середине слова, например . Тяжелое ставится в том случае, если слово оканчивается на ударную гласную, например . Однако если после такого слова стоят слова: , не имеющие собственного ударения, то на предыдущем гласном сохраняется острое ударение, например: .

Облегченное ударение служит для того, что бы различить формы единственного числа и формы множественного (двойственного) числа. Например:

  • (И. ед) — (Р. мн.)
  • (Р. ед) — (И. или В. дв.)

Знак придыхания

Если слово начинается с гласной, то над этой гласной ставится знак придыхания, который по-славянски называется : . Этот значок никак не произносится. В славянских текстах он появился в связи с ориентацией на греческую орфографию. В древнегреческом языке знаки придыхания влияли на произношение.

Знак придыхания может совмещаться со знаком ударения. Сочетание этих знаков имеют специальные названия. Сочетание острого ударения и придыхания называется , а сочетание придыхания с тяжелым ударением называется

Знаки титла

Ряд слов в церковнославянском языке пишутся не полностью, а сокращенно. Сокращения выделяются при помощи специального знака, который называется знаком титла. Под титлом пишутся слова, относящиеся к сакральной сфере, т.е. обозначающие священные, почитаемые предметы, например — Бог, —Богородица, — Спас.

В некоторых случаях знак титла используют для того, чтобы отличить Бога (это слово пишется под знаком титла, когда речь идет о Боге, в Которого веруют христиане) от языческих богов (в этом случае пишется без знака титла). Точно так же, когда речь идет об ангелах Божиих, то слово пишется под знаком титла, а если говорится о падшем ангеле, сатане, то слово пишется полностью без знака титла и читается .

Имеется несколько вариантов знака титла:

  1. — простое титло.
  2. буквенные титла, (т.е. способ сокращения слова, когда одна из пропущенных букв выносится над строкой):
    • добро-титло —
    • глагол-титло —
    • он-титло —
    • рцы-титло —
    • слово-титло —

Знаки препинания

В церковнославянском языке правила постановки знаков препинания менее строгие, чем в русском, т.е. в одном и том же случае могут стоять разные знаки, а может и вообще отсутствовать какой-либо знак препинания. Следует обратить внимание на наиболее значительные отличия церковнославянских знаков препинания от современных русских:

  • Точка с запятой в церковнославянском языке указывает на вопросительную интонацию, т.е. выполняет те же функции, что и знак вопроса в современном русском языке: —Маловерный, почему ты усомнился? .
  • В богослужебных книгах вместо часто повторяющихся молитв и возгласов приводятся только первые слова. Так, вместо возгласа приводятся слова . При этом вместо многоточия ставится двоеточие. Если в богослужебной книге написано , то в этом месте целиком читается молитва Отче наш .
  • Мы видели, что в церковнославянском языке знак <;> (точка с запятой) соответствует вопросительному знаку современного русского языка. В функции точки с запятой в церковнославянском языке выступает точка, которая в этом случае называется малой точкой. По размеру она ничем не отличается от обычной точки, однако после нее предложение продолжается с маленькой буквы.
  • Строгих правил постановки запятых в церковнославянском языке нет. Но запятые, как и в современном русском языке, помогают понять членение предложения и выделить его основные части.

Цифровые значения букв

В церковнославянских текстах не употребляются арабские и латинские цифры. Для записи чисел используются буквы церковнославянского алфавита, которые имеют числовые значения. В этом случае над буквой ставится знак титла.

Если число записано двумя или более буквами, то знак титла, как правило, ставится над второй буквой от конца.

Числа от 11 до 19 записываются так: на первом месте — буквы, обозначающие единицы, а на втором буква , имеющая цифровое значение «десять», например — 11, — 12, — 13 и т.д.; числа от 21 и далее записываются так: сначала пишется буква, обозначающая десяток, потом буква, обозначающая единицу, например — 27, — 53, — 71. Это правило легко запомнить, если понять, что буквы в церковнославянском числе записываются так, как произносится число, например 11 — один-над-дцать (дцать — десять), 13 — три-над-дцать, 23 — два-дцать-три

Тысячи обозначаются знаком , который может присоединяться к любой букве, ниже уровня строки, например — 2000, — 9000, — 60 000, — 500 000.

Летосчисление может вестись как от Рождества Христова, так и от сотворения мира. Временной промежуток между этими событиями, по церковному преданию, равен 5 508 годам. Следовательно, если дата указана как (7 500), то это обозначает 1992 г. от Рождества Христова или же по-славянски

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *