Словесность

Опираясь на собственный, еще малый, педагогический опыт и учитывая мнение учителей русского языка и литературы, с которыми работаю бок о бок, отмечаю, что на сегодняшний день традиционные формы уроков оказываются для учеников неэффективными в плане осмысления роли языка в жизни, оценки красоты и самобытности русского слова. Целью работы ученика становится получение высокой отметки, которую он достигает путем выполнения алгоритмизированных заданий, упражнений, разборов. Традиционные заучивания правил, составление алгоритмов и таблиц также необходимы, ведь ребенок должен освоить всю систему языка, но наравне с этими знаниями он должен видеть «работу» языка на практике. За всей этой работой теряется смысл в том случае, когда ученик не может полученные правила реализовать при построении собственной речи. Ребенок видит язык как схему, совокупность правил, но не видит его функций. Эстетическая функция языка зачастую оказывается невостребованной современным школьником. Именно поэтому анализ и интерпретация текстов, особенно художественных, становится сложной воспитательной и учебной задачей: красота и самобытность русского слова, полет мысли автора остаются вне поля зрения ученика — носителя этого языка и соответственно субъекта языкового сознания.

Что же необходимо для того, чтобы уроки русского языка превратились для ученика в познавательные и результативные, а его эстетическая функция не отодвигалась на задний план? Этот вопрос уже много лет волнует ученых-методистов и учителей. Основной проблемой школьной практики преподавания русского языка и литературы является отсутствие в плане уроков, которые позволяли бы наряду с освоением языка постигать красоту текста. Встал вопрос о необходимости создания и введения специальных уроков интегрированной формы, объединяющих предметные дисциплины — русский язык и литературу.

В первую очередь необходимо определиться с самим понятием «интегрированный урок». Интегрированный урок — урок, в котором изучаются две или три смежные дисциплины, целью которых является представление более полной картины об изучаемом предмете или явлении.

Мы обратились к одной из известнейших интегрированных форм уроков русского языка и литературы. Это — уроки словесности. Термин «русская словесность» в современной школе обозначает способ стыковки двух самостоятельных учебных предметов — русского языка и литературы. Овладение родным языком необходимо учащимся, но необходимо с помощью осмысления функции языка в тексте, его роли при построении связной и красивой речи. Когда ученик не только овладевает каким-либо языковым материалом, но и осознает, как и где он может применить новое знание, а еще осмыслит это на художественном тексте, тогда эффективность усвоения изученного материала возрастет в несколько раз.

Общим основанием для уроков русского языка и литературы является текст. Поэтому на уроке словесности реализуется как лингвистический, так и литературоведческий анализ изучаемого материала.

Все же многие ученые и методисты видят принципиальную разницу в понятиях «урок словесности» и «интегрированный урок русского языка и литературы». Одни ученые рассматривают уроки словесности как новый учебный предмет. На данный момент разработана программа «Основы русской словесности. От слова к словесности. 5–9 классы» (автор программы Р.И. Альбеткова) и курс с тем же названием для 10–11 классов гуманитарного профиля общеобразовательных школ (автор А.И. Горшков). Русская словесность для авторов программы — новый предмет по сравнению с уже существующими предметами школьной программы «русский язык» и «литература»: «Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности — изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определенных писателей, то программа по словесности — прежде сего как явления искусства слова» (см. Основы русской словесности, с. 181) . Таким образом, словесность — это третий учебный предмет, наряду с такими, как русский язык и литература, но предмет включающий в себя базовые знания о языке и литературе.

Другие ученые-методисты объединяют материал по русскому языку и литературе, создавая интегрированные уроки. Под понятие «интегрированные уроки русского языка и литературы» больше подходит программа А.И. Власенкова «Русская словесность. Интегрированное преподавание русского языка и литературы. Программы. Содержание работы по классам.

5–8 классы». Автор соединяет в единую программу русской словесности традиционную программу по русскому языку и лингворечевой компонент программы, называя его курсом литературы, интегрированным с системой занятий по русскому языку и развитию речи. Опирается А.И. Власенков все же на литературный материал, предлагая его основным на уроках данного типа. Языковой материал погружается и растворяется в художественном тексте .

Однако в учебных планах общеобразовательных учреждений (в отличие от гимназий, например, или экспериментальных школ) мы практически не встречаем учебный предмет с названием «русская словесность». Поэтому интегрированные уроки русского языка и литературы учитель-словесник может проводить и в том случае, если он избрал любую программу русского языка .

Уроки словесности направлены на качественное овладение содержанием и формой изучаемых в школе произведений художественной литературы и одновременно — на овладение русским языком, функциональным, речевым аспектом.

С.И. Львова в учебно-методическом пособии «Уроки словесности» дает собственное определение урокам словесности в школе: «…Под уроками словесности мы понимаем специальные занятия, где дети овладевают определенной системой филологических понятий, которые помогают осознать языковые истоки образности и выразительности художественного текста» . По мнению автора, достижение прогнозируемого результата происходит путем анализа, который способствует пониманию художественного текста, опираясь на понимание читателем словесно-художественных образов. Таким образом, эстетическая функция языка, которая была не особенно востребованной на обычных уроках обучения русскому языку, теперь становится одной из центральных.

Целью урока словесности, с точки зрения С.И. Львовой, является создание условий для развития навыка грамотного письма у ученика, а главное навыка правильного изложения собственных мыслей. Развитие связной речи учащихся достигается путем лингвистической работы с художественным текстом. Тестовый материал становится объектом изучения на уроках такого типа. Особенность уроков словесности в том, что школьник, работая с текстом, анализируя, обобщая его, учится мыслить самостоятельно. В центре такого урока будет слово, которое рассматривается во взаимосвязи всех его сторон: эстетической, семантической, грамматической. Ученик наблюдает и исследует «поведение» языковой единицы в авторском тексте.

Проблема культуры речи также решается на уроках словесности. Анализируя авторское слово, ученик все более внимательно и избирательно станет относиться и к своему. Развитие речевой грамотности школьника будет происходить от урока к уроку.

Таким образом, уроки словесности помогают развитию интереса к урокам русского языка и литературы, являются средством языкового развития учащихся, способствуют достижению положительных результатов в освоении предметных дисциплин «русский язык» и «литература». Ребята изучают систему родного языка, одномоментно отрабатывая на практике применение правил в собственной речи, анализируя авторское слово. Уроки словесности необходимы для актуализации знаний ученика о языке, литературоведческих терминах и понятиях и т.п. Освоение эстетической стороны языка позволяет ребятам понять, что можно не только увидеть красоту окружающего, но и передать ее словами. Тогда учебные предметы «русский язык» и «литература» окажутся для учеников интересными, интригующими и творчески наполненными.

Для личного ориентира мы избрали подход к урокам словесности С.И. Львовой, который оказался более близким потому, что автор создает интегрированные уроки, включающие материал по русскому языку и литературе. Проанализировав несколько подходов к пониманию уроков словесности, мы определили собственный: уроки словесности — это уроки, на которых изучение языкового материала сочетается с анализом художественного текста, базирующемся на выявлении эстетической функции языка и развитии собственной речи учащихся. Цель данных уроков — обогащение знаний по русскому языку, литературе, а также развитие навыков анализа художественного текста и создания собственного. Лишь освоив основные правила и понятия языка, ребенок способен погрузиться в текст и наблюдать «язык в действии». Мы предполагаем проводить уроки словесности в рамках уроков по развитию речи, а также на уроках русского языка по закреплению изученного материала (например, в разделе морфология «Наречие») использовать фрагменты уроков словесности. Опираясь на авторский текст, анализируя его стиль и специфику речи, ученик способен постепенно создавать собственную речь, от урока к уроку обогащая ее новыми художественными средствами. Уроки словесности позволяют работать над формированием у учащихся высоких коммуникативных, языковых, лингвистических, эстетических и нравственных навыков.

Семантика слова произведение подчеркивает его происхож­дение как результата творческого труда, его кто-то создал. Словесное произведение функционирует (т.е. оказывает воз­действие на читателя) в соответствии со свойствами, придан­ными ему творцом произведения; эти свойства, социальные по своей сути, закодированы в нем.

Под словесным произведением понимается всякий отграни­ченный языковой макрообъект, которому в результате целе­направленной коммуникативно-речевой и языковой деятель­ности придана определенная конструктивная организован­ность, внутренняя и внешняя форма.

Словесное произведение представляет собой языково-ду-ховную целостность, где под духовной целостностью пони­мается идеальное содержание, состоящее из двух частей: пред­метного и процессного (функционального) содержаний.

Классическое философское определение идеального звучит как материальное, пересаженное в человеческую голову и пе­реработанное в ней. Идеальное предметное содержание явля­ется результатом отражения материальных предметов и явле­ний и связей между ними, оно существует в виде идеальных образов, которые образуют целостность предметного содер­жания. Отражение осуществляется не зеркально, а через субъективную призму отражающего субъекта, его точку зре­ния: пространственную, временную (историческую), оценоч­ную (эмоционально-психологическую и общественно-соци­альную).

Идеальное процессное (функциональное) содержание явля­ется результатом создания коммуникативной системы произ­ведения, которая также целостна. Образное содержание обо­гащается за счет функционального содержания. Оно при­обретает коммуникативную функцию, которая решает зада­чу: что говорится в произведении (т.е. смысл образного со-

держания), за этим «что» скрывается мотив и цель передачи содержания, а также «как» это «что» сделано.

Основу функционального содержания составляет комму­никативная функция, которая складывается из частичных функций сообщения, общения и воздействия. Коммуникатив­ное содержание существует в виде формы произведения.

Следует подчеркнуть, что когда речь идет о коммуника­тивной функции произведения, то имеются в виду не лингвис­тические функции, а общественные, социальные функции, обес­печивающие существование словесного произведения в коммуникации между людьми.

Целостность содержания и целостность формы (коммуни­кативного содержания) образуют целостность словесного про­изведения. Природа фактуального, предметного содержа­ния и природа формы различны, о чем речь шла выше. В пер­вом случае она образная, во втором — целевая. Функция це­лостности содержания состоит в моделировании действитель­ности, функция целостности формы состоит в обеспечении це­лесообразной коммуникации.

Форма словесного произведения как объективность комму­никативного содержания

Любой объект обладает формой. Словесное произведение как объект также обладает формой. Под формой понимается система способов, приемов и материальных средств (в дан­ном случае языковых единиц) преобразования и выражения предметного содержания произведения согласно существую­щим требованиям, критериям, нормам.

Форма словесного произведения есть сложная разноуров­невая система элементов и связей между ними координацион­ного и субординационного характера. Это с одной стороны. С другой стороны, форма является проявлением коммуникатив­ной целостности произведения, т.е. проявлением коммуника­тивной функции произведения и выступает как способ изло­жения содержания. Форма (способ) — это коммуникативная целостность в статике и динамике. В статике — это форма предметного содержания сама по себе, в динамике — это спо­соб изложения предметного содержания в процессе его воспри­ятия читателем.

Коммуникативная функция как форма и способ изложения предметного содержания представляет собой также содержа­ние, но отличное от предметного содержания. В этом содержа­нии выражены типизированные связи и отношения реальной действительности, которые можно свести к двум понятиям: целесообразности и оценочности. Исходя из того, что комму­никативное содержание существуют в модусе формы (струк­туры) произведения, т.е. является содержанием формы, его можно назвать также информационным содержанием, о чем речь пойдет ниже.

Информационное содержание образует своеобразную со­циально-психологическую экологию предметного содержания.

Транскрипт

1 РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ. Словесность, в широком смысле слова, это словесное творчество, способность описывать с помощью языка людей, предметы, картины, повествовать о человеческих поступках и событиях, выражать мысли и чувства в разговоре и письменно. В узком смысле слова, собственно словесностью называется искусство слова, совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями. Словесностью мы называем также все науки о языке и литературе. Говоря «русская словесность», мы имеем в виду все произведения устного народного творчества и письменные произведения, созданные на русском языке, при этом мы рассматриваем язык как материал словесности, а все произведения как явления словесного искусства. Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова и есть специфический предмет изучения на уроках словесности. Иными словами, предмет словесности рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка всего того, что позволяет языку служить материалом словесности, и рассмотрение произведения словесности как органического единства идейно-художественного с о держания и словесной формы выражения содержания, как явления искусства слова. Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами русским языком и литературой. И вместе с тем у этого нового предмета есть собственные задачи. Назовем важнейшие из них. 1. На уроках словесности ученик изучает законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов все, что выработано народом творцом словесности на протяжении веков его развития. 2. На уроках словесности, читая художественное произведение и рассматривая его в жанрово-родовой специфике, ученик овладевает умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее, учится осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова. 3. На уроках словесности школьник учится использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учится творческому употребле н и ю родного языка. Учебные пособия по словесности, на основе которых предмет изучается: Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. пособие для учащихся 5, 6, 7,8 кл. общеобразоват. учреждений. М., (Любое последующее издание.) Л ь в о в а С. И. Уроки словесности. 5 9 кл.: Пособие для учителя. М., Власенков А. И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: Программы, содержание работы по классам. V VIII классы. М., В 7-м классе учащиеся изучают разновидности употребления языка, его функциональные стили, формы словесного выражения, понятия о стиле и о стилистических возможностях лексики, фразеологии и морфологии, учатся не только понимать значение этих явлений в произведении, но и создавать собственные тексты, используя для выражения мысли средства стилистической окраски; в 8-м осваивают понятие о семантике средств языка во всех его сферах: фонетике, лексике, словообразовании, морфологии, синтаксисе; учатся оценивать качества текста; в 9-м получают представление уже о системе средств художественной изобразительности языка, о специфике поэтического слова в его историческом развитии и таким образом приобретают умение воспринимать произведения, созданные в разные эпохи. В 7 классе школьники не только учатся различать роды и жанры как устной народной словесности, так и литературных произведений, не только видеть словесные средства изображения героев в произведениях разных родов и жанров, но и исходить из особенностей языка в понимании и оценке произведения в соответствии с его жанрово-родовой природой; в 8 классе ученики осваивают такие важнейшие для словесности

2 понятия, как автор, рассказчик, разновидности авторского повествования, учатся различать автора, рассказчика и героя в эпическом произведении, видеть авторское отношение к изображаемому, выраженное средствами языка, понимать значение средств языкового выражения содержания в произведениях всех родов; наконец, в 9 классе рассматривают произведение как единство художественного содержания и его словесного выражения, осваивают понятие художественный образ, созданный средствами языка, учатся понимать художественное содержание произведения, выраженное в словесной форме. Предлагаемая программа представляет основы русской словесности, т. е. главные, исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определенной системе; сущность этой системы составляет единство языка, выражающего определенное содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством языка. Естественно, что в программу по словесности вошел ряд понятий, которые изучаются в школе в соответствии с действующими программами по литературе и русскому языку. Но это не повторение и не механическое соединение сведений, изученных на уроках русского языка и литературы, на уроках словесности осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе. Так, в программе по русскому языку обозначены понятие диалог и правила постановки знаков препинания при прямой речи. В программе по словесности диалог рассматривается как одна из форм словесного выражения содержания, говорится об употреблении диалога в разговорном и книжном языке, в эпическом и драматическом произведениях. В программах по литературе изучаются басни Крылова. В программе по словесности басня рассматривается как вид эпического произведения, в котором содержание выражается определенными языковыми средствами. Кроме известных учащимся понятий, в программу по словесности включен ряд новых понятий, например понятие о словесности, о различных видах авторского повествования, о стилизации и др. При этом особо следует заметить, что теоретические сведения служат инструментом постижения смысла произведений и опыт изучения употребления различных средств языка в произведениях должен использоваться учащимися в их собственных высказываниях. Подзаголовок «От слова к словесности» свидетельствует о том пути, которым учащиеся идут в освоении учебного предмета: сначала рассматриваются ресурсы языка, которые позволяют ему служить материалом словесности, а затем произведение как результат употребления языка. Поэтому в каждом классе сначала изучаются свойства языка как материала словесности, а затем речь идет о произведении словесности, которое осваивается через его словесную ткань. Это естественный путь читателя: от наблюдений над языком к смыслу, идее произведения словесности. Каждый раздел программы по словесности включает в себя не только теоретические сведения, но и перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся при изучении раздела, и некоторые виды работы над языком произведений. Практическая направленность изучения словесности служит выработке у учащихся умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык в собственных высказываниях. В программе предлагается и создание учащимися собственного произведения сказки, рассказа, сценки и др. Цель такого практического освоения словесности двоякая. Во-первых, совершенствуются читательские умения: пробуя свои силы в творчестве, стараясь найти самые выразительные языковые средства выражения мысли, школьники учатся ценить художественные качества произведений, созданных писателями. Замечательный словесник-методист М. А. Рыбникова так называла этот путь: «от маленького писателя к большому читателю». Во-вторых, школьники учатся наиболее точно и ярко выражать средствами языка собственные мысли и чувства. Таким образом, изучение основ русской словесности в 7 9 классах способствует — формированию умений учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания; — творческому овладеванию богатствами родного языка и освоению духовного опыта человечества; — развитию личности школьника. Отличительные особенности рабочей программы. Программа составлена на основе Программы «Основы русской словесности. От слова

3 к словесности» Р.И.Альбетковой. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Общее количество часов по плану 35 час. Специфика курса. Материал содержит теоретические сведения, практические упражнения, которые позволяют совершенствовать умения творческого употребления языка. Программа предусматривает поурочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению. Одно из основных направлений организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русской словесности предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма). Формы и методы, технологии обучения. В основе программы лежит технология компетентностного подхода, используются разные формы и методы обучения, как репродуктивного, так и частично-поисковые, творческие. Русская словесность. 7класс. Поурочное планирование Тема Всего часов 1 Слово и словесность. 1 Разновидности употребления языка. 5 2 Разговорный язык и его назначение. 1 3 Просторечие. Жаргоны. Арго. 1 4 Территориальные и профессиональные диалекты. 1 5 Признаки литературного языка. 1 6 Язык как материал словесности и результат творчества. 1 Формы словесного выражения. 4 7 Устная и письменная форма словесного выражения. 1 8 Диалог и монолог в художественной и нехудожественной словесности. 1 9 Стихи и проза, их различие Стих и смысл. 1 Стилистическая окраска слов. Стиль Стилистическая окраска слов в художественном произведении Стилистические возможности фразеологии Стилистические возможности существительного, прилагательного и глагола Стилистические возможности синтаксиса Стиль как разновидность употребления языка и стиль художественной литературы Стилизация в произведениях. Пародия. 1 Устная народная словесность, её виды и жанры Сказка. Небылица. Легенда. Предание Народная драма. Раёк. 1 Духовная литература, её жанры Библия: уникальность жанра этой Книги Стиль и жанры Библии в произведениях русских писателей. 1

4 Эпические произведения, их своеобразие и виды Виды эпических произведений Повествование о поступках героев Рассуждение-монолог героя. Диалоги и монологи героев Сюжет рассказа и повести Этапы сюжета Внесюжетные элементы Художественная деталь. 1 Лирические произведения, их виды Виды лирики. Ода, элегия Лирический герой, композиция лирического произведения. 1 Драматические, их виды Виды драматического рода словесности 1 31 Сюжет, конфликт в драматическом произведении. 1 Лиро-эпические произведения, их виды 3 32 Лиро-эпические произведения, их виды и жанры Баллада, поэма Повести в стихах Взаимовлияние произведений словесности. 1 Итого 35 РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ 8 класс. Русская словесность (интегрированный уровень) Цель: изучение русского языка и словесности в нераздельном единстве, изучать язык как материал, из которого создается литературное произведение. Задачи: обеспечить языковое развитие учащихся, сформировать умения и навыки анализировать текст, а также художественные качества текста; создать условия для формирования умений осмысленно анализировать языковые средства; организовать работу по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Общая характеристика учебного предмета Программа предусматривает овладения знаниями и умениями, которые формируют культурного, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова читателя. На этом этапе на передний план выдвигаются задачи совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, жанром. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы языковых средств, литературных родов и жанров, а также художественных направлений. Описание места предмета в учебном плане. Интегрированный уровень, 35 часов в год. Результаты освоения конкретного учебного предмета: владение речевой культурой, коммуникативными умениями в различных сферах человеческого общения; сформированность потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, диалога людей друг с другом; понимание важности процесса чтения для своего дальнейшего нравственного и интеллектуального развития; сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства;

5 приобщение через изучение русского языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры; владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; сформированность интереса к чтению художественной литературы; Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Русский язык. Основы русской словесности. От слова к слову. 5-9 классы. Автор Р. И. Альбеткова, Москва «Дрофа» 2000 г. Изучение «Основ русской словесности» в 8, 9 классах — это второй этап освоения предмета (первый этап классы, третий этап классы). Он предполагает более глубокое изучение важнейших, базовых категорий искусства слова, предлагает рассмотрение произведений русской словесности как единство художественного содержания и его словесного выражения, освоение понятия художественный образ, созданный средствами языка, развитие умения понимать художественное содержание произведения, выраженное в словесной форме. Учащиеся продолжат получать представление о системе средств художественной изобразительности языка, о специфике поэтического слова в его историческом развитии и приобретать умение воспринимать произведения, созданный в разные эпохи. Путь, которым учащиеся идут в освоении учебного предмета, традиционен: сначала рассматриваются ресурсы языка, которые позволяют ему служить материалом словесности, затем — произведения как результат употребления языка. Каждая глава включает не только теоретические сведения, но и перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся при изучении раздела. Изучение важнейших базовых понятий, основ русской словесности в 8, 9 классах должно помочь формированию умений учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственный высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания, что поможет развитию личности учащихся. Содержание учебного предмета Материал содержит теоретические сведения, практические упражнения, которые позволяют совершенствовать умения творческого употребления языка. Программа предусматривает поурочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению. Одно из основных направлений организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русской словесности предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма). Задачи предмета: 1. Изучение законов употребления языка, своеобразия словесного содержания в произведениях различных родов и видов. 2. Восприятие произведений как целостного явления искусства слова. 3. Творческое употребление родного языка. Цель практического освоения предмета словесности: во-первых, совершенствование читательских умений; во-вторых, приобретение навыка наиболее точного и яркого выражения средствами языка собственных мыслей и чувств. Формы и методы, технологии обучения. В основе программы лежит технология компетентностного подхода, используются разные формы и методы обучения, как репродуктивного, так и частично-поисковые, творческие. Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе. Программа дает возможность усваивать теоретические сведения в практической деятельности учащихся при анализе текстов. Применяются следующие методы контроля успеваемости учащихся: устный опрос; письменный контроль; целенаправленное наблюдение отдельных учащихся, их работы на уроке. При изучении каждой темы предусматриваются творческие работы, опрос учащихся. Требования к уровню подготовки обучающихся Программа предусматривает овладения знаниями и умениями, которые формируют культурного, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова читателя.

6 Ученик должен знать: основные теоретические понятия, предусмотренные программой, и их соотношение: роды литературы (эпос, лирика, драма) и жанры всех трех родов. Иметь представление о богатстве языковых средств. Ученик должен уметь: определять роды и жанры изученных произведений и мотивировать свои выводы; создавать творческие работы, способствующие владению жанрами устной и письменной речи; определять особенности стихотворной речи, роль синтаксических средств; привлекать сведения по теории литературы в процессе анализа художественных произведений; обнаруживать связь между различными видами искусств и использовать их сопоставление, учитывая жанр сопоставляемых произведений. Планируемые результаты изучения учебного предмета Ученик должен знать: основные теоретические понятия, предусмотренные программой, и их соотношение: роды литературы (эпос, лирика, драма) и жанры всех трех родов. Иметь представление о богатстве языковых средств. Ученик должен уметь: определять роды и жанры изученных произведений и мотивировать свои выводы; создавать творческие работы, способствующие владению жанрами устной и письменной речи; определять особенности стихотворной речи, роль синтаксических средств; привлекать сведения по теории литературы в процессе анализа художественных произведений; обнаруживать связь между различными видами искусств и использовать их сопоставление, учитывая жанр сопоставляемых произведений. В результате изучения предмета «Словесность» ученики 8 класса должны знать такие важнейшие для словесности понятия, как автор, рассказчик, разновидности авторского повествования; уметь различать автора, рассказчика и героя в эпическом произведении, видеть авторское отношение к изображаемому, выраженное средствами языка, понимать значение средств языкового выражения содержания в произведениях всех родов. Ученики 9 класса должны знать понятие художественный образ, созданный средствами языка, уметь рассматривать произведение как единство художественного содержания и его словесного выражения Описание УМК. Составлено в соответствии с программой «Основы русской словесности. От слова к словесности» сб. «Программнометодические материалы. Русский язык 5-9 кл.» М., Дрофа Учебник для общеобразовательных учреждений «Русская словесность 8 класс» Альбеткова Р.И. М, Дрофа 2010 Данный предметный курс изучается за счет часов компонента образовательного учреждения в классах гуманитарного направления и является безотметочным. Тематическое планирование РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ. 8 класс Тема Всего часов Глава 1.Введение 1 1 Средства языка художественной словесности 1 Глава 2. Что такое семантика 2 2 Семантика фонетических средств языка. Интонация. Аллитерация и ассонанс 1 3 Семантика словообразования. Лексические возможности языка 1 4 Значение средств лексики. Синонимы. Омонимы. Паронимы. Антонимы 1 5 Архаизмы и историзмы. Славянизмы, неологизмы и заимствованные слова. Окказионализмы 1 6 Тропы 1 7 Тропы. Употребление переносного значения слов- тропов. 1 8 Употребление поэтических фигур. 1

7 9 Семантика средств синтаксиса 1 10 Поэтические фигуры: инверсия, антитеза, оксюморон 1 11 Поэтические фигуры: повтор, умолчание, эллипсис 1 12 Творческая мастерская 1 Глава 2.Комическое и средства его создания 3 13 Возможность выразить в слове авторскую оценку явления Комическое как вид авторской оценки изображаемого Языковые средства создания комического. 1 Глава 3.Качество текста и художественность произведения 4 16 Текст и его признаки. Содержание, тема и идея текста Текст и его признаки. Содержание, тема и идея текста Основные требования к художественному тексту Художественность произведения. 1 Глава 4.Эпические произведения Языковые средства изображения жизни и выражение точки зрения автора в эпическом произведении 1 21 Литературный герой, характер, образ Сюжет и композиция как средство выражения идеи Рассказчик и автор в эпическом произведении 1 Глава 5.Лирические произведения. Языковые средства изображения жизни и выражение точки зрения автора в 2 лирическом произведении. 24 Ритм как способ выражения мысли и чувства автора 1 25 Языковая организация стихотворной речи 1 Глава 6. Драматические произведения 4 26 Языковые средства изображения жизни и выражение точки зрения автора в драматическом произведении 1 27 Выбор вида и жанра как средство выражения авторской точки зрения в драматическом произведении 1 28 Изображение характеров как способ выражения авторской позиции в драматическом произведении 1 29 Сюжет,конфликт и композиция как способ выражения авторской позиции в драматическом произведении 1 Глава 7. Взаимосвязь произведений словесности 4 30 Воздействие Библии на русскую литературу Мифологические образы в русской литературе Влияние народной словесности на литературу Переосмысление сюжетов и образов фольклора автором Использование стиля народной поэзии Повторение изученного. 1

8 урока РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ. 9 класс Тема Всего часов Глава 1. Средства художественной изобразительности. 7 1 Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. 1 2 Понятие об эпитете. Сравнение и параллелизм. Олицетворение и стиль писателя. 1 3 Аллегория и символ. Гипербола. 1 4 Парадокс и алогизм. Гротеск. Их значение в произведении. 1 5 Этимология и внутренняя форма слова. Ассоциативность. 1 6 Использование средств художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях. 7 Использование средств художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях Глава 2. Жизненный факт и поэтическое слово. 7 8 Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект. 1 9 Предмет изображения, тема и идея произведения Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототипы литературных героев Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение Создание произведения, основанного на жизненных впечатлениях. 14 Создание произведения, основанного на жизненных впечатлениях. Глава 3. Историческая жизнь поэтического слова Принципы изображения действительности и поэтическое слово Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII века Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтизма Изображение действительности и поэтическое слово в искусстве реализма. Субъект речи. Полифония Авторская индивидуальность. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведения, своеобразие творчества писателя. 1

9 21 Сочинение-рассуждение, посвященное раскрытию своеобразия стиля произведения. 22 Сочинение-рассуждение, посвященное раскрытию своеобразия стиля произведения Глава 4. Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал. Художественный образ. Виды и свойства художественного образа. 24 Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание Словесная форма выражения художественного содержания. Отбор и организация словесного материала Общая образность языка в произведении Художественное время и художественное пространство (хронотоп) как один из видов художественного образа Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания Создание собственного произведения по жизненным впечатлениям. (Сочинение, посвященное целостному анализу произведения.) 30 Создание собственного произведения по жизненным впечатлениям Глава 5. Произведения словесности в истории культуры Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведений словесности на другой язык Развитие словесности. Традиции и новаторство, использование традиций в произведениях словесности Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Значение художественной словесности для развития языка Умение видеть главное значение произведений русской словесности. Использование вечных образов, жанров и стилей, произведений прошлого в собственном творчестве. ИТОГО: 25 1

1. Что означает понятие «Возрождение»? Возрождение, или Ренессанс — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). 2. В каких странах существовала культура Возрождения? Англия, Испания, Италия, Франция, Германия, 3. Основные периоды культуры итальянского Возрождения? Итальянское возрождение делят на 5 этапов: — Проторенессанс (2ая половина 13 века — начало 15) — Раннее Возрождение (15 век) — Высокое Возрождение (первые 20 лет 16 века) — Позднее Возрождение (30ые — 90ые годы 16 века) — Северное Возрождение 4. Что относят к культуре северного Возрождения? Северное Возрождение — термин, использующийся для описания эпохи Возрождения в северной Европе, или более обобщающе — во всей Европе за пределами Италии, к северу от Альп. Северное Возрождение тесно связано с итальянским Возрождением, но имеется ряд характерных отличий. 5. Главные отличия северного Возрождения от итальянского? Основные отличия: большее влияние готического искусства, меньшее внимание к изучению анатомии иантичного наследия, тщательная и детализированная техника письма. Кроме того, важной идеологической составляющей явилась Реформация. 6. Кто и когда предложил использовать понятие «Возрождение» к данному этапу европейской истории? В XVIII столетии значение термина «Возрождение» было расширено. Вольтер определял итальянский Ренессанс как эпоху важнейших достижений в культуре. В XIX веке Жюль Мишле и Якоб Буркхардт ввели и распространили понимание Возрождения как особого исторического периода, предвещавшего современный век и начавшего возвышение индивидуальности, рост научных и географических исследований, усиление значимости светских ценностей (секуляризацию). 7. Каков идеал личности эпохи Возрождения? Разум — это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным. Для гуманиста мудрость являлась высшим благом, доступным людям, и поэтому своей важнейшей задачей они считали пропаганду классической античной литературы. В мудрости и познании, верили они, человек обретает настоящее счастье — и в этом состояло его подлинное благородство. (?) 8. Кто такие гуманисты, их социальное положение и род деятельности? Гуманистами называли себя представители светской интеллигенции эпохи Возрождения, социальной группы, вызванной к жизни развивавшимся в Европе с конца XIII века торговым капиталом. Г. были носителями идеологии нового буржуазного общества, которое они обслуживали в качестве ученых, публицистов, историков, чиновников, поэтов. Одной из своих основных задач Г. считали реабилитацию, «возрождение» классической культуры, вследствие чего вся эпоха получила название. 9. Чем гуманизм XV века отличается от сегодняшнего его толкования? Гуманизм — это прогрессивная жизненная позиция, которая без помощи веры в сверхъестественное утверждает нашу способность и обязанность вести этический образ жизни в целях самореализации и в стремлении принести большее благо человечеству; утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Современный гуманизм представляет собой многообразные идейные движения, процесс организационного оформления которых начался в период между двумя мировыми войнами и интенсивно продолжается в наши дни. Понятие «гуманизм» как определение собственных взглядов на жизнь. 10. Что находится в центре мировоззрения гуманистов? Гум21. Полная вера в безграничную силу разума

11.Как определялось благородство человека? Знание классической латыни, увлечение античными текстами

12.Какой город стал местом зарождения нового мировоззрения? Возрождение возникло в Италии, в XIV веке,

14. «Вся культура Возрождения»,в сущности,есть плод развития…» закончите цитату Энгельса? городов

15.Что было причиной успешного развития науки в период Возрождения? Отказ от религиозного познания мира, которому следовало христианство средних веков, уход к рациональному познанию миру. Природа как механизм, о котором нужно заботиться.

16.Какие науки достигли особенного успеха всвоем развитии в этот период?Общественные или социальные науки(утопии, изучение античных текстов), естественные науки (анатомия и медицина)

17. Что такое антропоцентризм?Антропоцентризм – ориентация на человека, человек в центре мироздания, во всем видит себя (боге, природе) – это определение со слов Луговой!

18. Какое философское направление преобладала в эпоху Возрождения?Назовите представителей.гуманистическое (XIV – XV в., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

19. Какие великие географические открытия были сделаны?открытие тропической Америки Х. Колумбом, открытие непрерывного морского пути из Западной Европы вокруг Юж. Африки в Индию Васко да Гамой, первая кругосветная экспедиция Ф. Магеллана, к-рая доказала наличие единого Мирового океана, занимающего большую часть поверхности Земли.

20.Значение классической латыни?Классическая латынь – объединяла умных людей по всему миру. Позволяла удовлетворить желание гуманистов прославиться среди современников, переводили сами свои речи на классическую латынь и наоборот, чтобы запечатлеть себя в вечности.

22.Что такое реформация?

Реформация — массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII веков

23. Что объединяет и что отличает взгляды гуманистов реформаторов? И реформаторы, и гуманисты подчеркивали важное значение воспитания и образования, интересовало устное и письменное красноречие. Отличало отношение к схоластике за ее несоразмерность, т.к. это было серьезным препятствием на пути к реформированному богословию.

24. За что Лютер критиковал католическую церковь?Он критиковал догмы, то есть христианский аспект учения, позже Лютер выступил против папства и католической церкви в 1517 году

25.В чем главные расхождения протестантизма и католицизма? Протестантизм — одна из немногих религий, распространяющихся по миру в наши дни, Католицизм — , одно из основных направлений в христианстве. Протестантизм в гораздо большей степени допускает свободу нежели католицизм

26.В чем главная заслуга Лютера перед немецкой культурой?Он одним из первых в Европе выступил за обучение не только мальчиков, но и девочек и требовал создания в городах для них школ, в которых бы они по часу в день читали Евангелие на немецком языке или латыни.

27.Что гуманистов привлекало в античной,что они хотели перенять? Привлекало античное миропонимание, сюжеты античной мифологии и истории, античная философия. Хотели перенять культуру, обычаи, взгляды.

28.Почему культуру Возрождения считают переходной?Какаие особенности она имеет в силу своего переходного характера?Эпоха Возрождения считается переходной от Средних веков к Новому времени т.к в этот период происходят большие изменения в экономической и культурной жизни. Особенности — светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному.

29.Отношение гуманистов к христианству?Гуманисты обратились непосредственно к первоисточникам как языческой, так и древнехристианской традиции христианства и они ценили это, так же гуманисты постоянно настаивали на своей приверженности к христианству.

30.Что такое исторический взгляд на культуру,который появился у европейцев в 14-15 веках?Взгляд на мир как на мир, культуру одушевленную историей — это взгляд новоевропейского человека, очерчивающий горизонт и видимость европейца последних пятьсот лет.анизм — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности.

31.В чем особенность мироощущения граждан?

32.Отношение к досугу у гуманистов? Основные досуговые занятия?

Читали, самообразовывались, устраивали пиры с философскими беседами, изучали рукописи, письма, политические речи. Время досуга – демонстрация всем своей самостоятельности.

33. Кто такие кондотьеры? Их отличие от рыцарей?

Кондотьеры – начальник дружины наемников в Италии XIV—XVI. Кондотьеры нанимались за плату.

34.Как и почему изменилась роль искусства и художника в обществе в эпоху Возрождения?

в период ренессанса меняется мировоззрение в целом,человек становится в «центре мира»(антропоцентризм),и как следствие роль художника.теперь он полноправным творцом,точнее,»сотворец» Богу.

Художник Возрождения, подобно Творцу, сам творит бытие. Залог успешной творческой деятельности — научное познание законов божественной природы.

35.Что такое утопия? Причины возникновения утопических учений в эпоху Позднего Возрождения? Утопия— жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. Переход от феодализма к капитализму.

36.В чем главное отличие культуры Раннего и Позднего Возрождения? Позднее Возрождение характеризуется кризисом идеи гуманизма и сознанием прозаичности складывающегося буржуазного общества, в отличие от раннего, в котором происходило зарождение гуманизма.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *