Слушать литургию

<< — вернуться на главную

Ноты — литургия

СБОРНИКИ

Страница Лондонский сборник — Литургия

Литургия для чет.-гол. хора (Н.Дилецкий) полностью (1,5 Мб)

Сборник «Обиходные песнопения Литургии (сост. М.Ващенко, СПб, 1996) PDF 155 стр. — 5 Мб

Сборник «Пение на Божественной Литургии» (Д.Аллеманов)

Литургия (П.Чесноков, ор.42) 2 мб

Сборник «Литургия в певч. трад. МДАиС» (сост. иг. Никифор) 5 мб

Д.Бортнянский «Трехголосная Литургия» (ж/х)

«Неизм. песн. Всен. и Литургии» (уч. обиход 1894 г., ред. Д.Соловьева, 3-гол.)

Песнопения Литургии (Г.Лапаев)

Сборник: Н.В.Лебедев «Избранные песнопения вечерни, утрени и литургии» вып. 1

Сборник: «Пение всеумиленное» (И.Денисова)TXT

Н.В.Лебедев «Избранные песнопения двунадесятых праздников»
(Величания, С нами Бог, причастные стихи)

Алексей Давыдов «Избранные песнопения Всенощной и Литургии»

Песнопения Литургии (Р.Латыпов)

Лев Накаряков — сборник «Духовные песнопения для смешанного хора» ()

Сборник «Литургия, часть 1» (сост. А.Горячев)

АНТИФОНЫ

Антифоны (по напеву «Благословлю Господа»)

Антифоны на лит. (5 и 2 гл., напев Оптиной пуст., гарм. И.Гончарова)

Благослови, Единородный, Во Царствии, Приидите (Д.Христов)

«Благослови» и «Хвали» (изл. архим. Матфея)

Благослови и Хвали (афон. н., изл. арх. Матфея)

Благослови, душе моя (К.Туев) 1 2

Благослови, душе моя (И.Флегменко, ред. В.Пономарева) 1 2

Благослови, душе моя, Господа (П.Чесновов, пер. для ж/х Е.Субботкиной)

Благослови, душе моя, Господа (архиеп. Ионафан, двухгол.пер.Е.Субботкиной)

Благослови, душе моя, Господа (д.В.Миниотас)

Благослови, душе моя (Флегменко, пер. для ж/х Т.Румянцевой) стр. 1 2

Благослови, душе моя (Д.Христов, пер. для ж/х Т.Румянцевой) стр. 1 2

Благослови, душе моя (архиеп. Ионафан, пер. для ж/х Т.Румянцевой) стр. 1 2

Благослови, душе моя (Г.Жваров, пер. для ж/х Т.Румянцевой) стр. 1 2

Благослови, душе моя, Господа (Н.Озеров)

Благослови, душе моя (Е.Чихачев)

Благоcлови, душе моя Господа; Хвали, душе моя Господа («древнего р.»?)

Благослови, душе моя (brevis08@mail.ru)

Благослови, душе моя (Д.Ильин, №1)

Благослови, душе моя (Д.Ильин, №2)

Благослови, душе моя (Д.Ильин №3)

Благослови, душе моя (Д.Ильин, двухорное)

Благослови, душе моя (И.Флегменко)

Благослови, душе моя, Господа (Ю.Орлов)

Хвали, душе моя, Господа (Е.Азеев, ред. В.Пономарева) 1 2

Хвали, душе моя, Господа (архиеп. Ионафан, двухгол. пер.Е.Субботкиной)

Хвали, душе моя, Господа («сербское», пер. для ж/х Т.Румянцевой) стр. 1 2

Хвали, душе моя (Д.Ильин)

Хвали, душе моя (Д.Ильин, двухорное)

«ЕДИНОРОДНЫЙ СЫНЕ»

Единородный Сыне (свящ. В.Старорусский) 1 2 3

Единородный Сыне (А.Архангельский, пер. для ж/х Е.Субботкиной)

Единородный Сыне (Ф.Мясников)

Единородный Сыне (А.Шишкин)

Единородный Сыне (А.Третьяков, для см/х)

Единородный Сыне (Б.Ледковский)

Единородный Сыне (зн. р., 2-гол.)

Единородный Сыне (изл. И.Гончарова)

Единородный Сыне (Д.Ильин)

Единородный Сыне (С.Богословский)

Единородный Сыне (болг. р., изл. И.Гончарова)

Единородный Сыне (изл. И.Гончарова по В.Ковальджи)

Единородный Сыне (изл. И.Гончарова по В.Ковальджи, вариант)

Единородный Сыне (под. «Тридневен», изл. И.Гончарова)

Единородный Сыне (под. «Тридневен», изл. И.Гончарова, вар.)

Единородный Сыне (А.Федоров)

Единородный Сыне (В.Пономарев)

Единородный Сыне (сибирский нап., изл. И.Гончарова)

«ВО ЦАРСТВИИ ТВОЕМ»

Во Царствии Твоем (П.Шиляев)

Во Царствии Твоем (Полтавское)

Во Царствии Твоем (Почаевское)

Во Царствии Твоем (неизв.)

Во Царствии Твоем (С.Панченко, пер. для ж/х Е.Субботкиной)

Во Царствии (А.Гречанинов)

Во Царствии Твоем (изл. архим. Матфея)

Во Царствии («древнего р.»?)

Во Царствии (киев. р., изл. И.Гончарова)

Во Царствии (Д.Ильин №1)

Во Царствии (Д.Ильин №2)

Во Царствии (ТСЛ, изл. И.Гончарова, 3 гол.)

Во Царствии (ТСЛ, изл. И.Гончарова, 4 гол.)

Во Царствии Твоем (A.V.Prof)

Во Царствии (еп. Иларион, пер. для м/х И.Гончарова)

Во Царствии Твоем (иг. Силуан (Туманов))

Во Царствии Твоем (А.Федоров)

Во Царствии Твоем (В.Пономарев)

Во Царствии Твоем (моск. нап., изл. И.Гончарова)

Во Царствии Твоем (моск. нап., изл. И.Гончарова, вариант)

Во Царствии Твоем (сибирский нап., изл. И.Гончарова)

Во Царствии Твоем (сибирский нап., изл. И.Гончарова, вариант)

Во Царствии Твоем (М.Шмелькова)

«ПРИИДИТЕ ПОКЛОНИМСЯ», ТРИСВЯТОЕ, АЛЛИЛУИЯ

Приидите, поклонимся (С.Трубачев) формат Encore

Приидите, поклонимся (П.Чесноков, пер. для ж/х Е.Субботкиной)

Приидите поклонимся (неизв.) воскр. будн.

Приидите поклонимся (С.Трубачев, обр. И.Гончарова)

Приидите, поклонимся (Ниловой пуст., гарм. И.Гончарова)

Приидите поклонимся (еп. Иларион)

Трисвятое (муз. М. М.) PDF MUS (формат «Finale»)

Трисвятое (С.Сегаль) 1 2

Трисвятое (П.Чесноков, пер. для ж/х Е.Субботкиной) стр. 1 2

Трисвятое (Староболг. расп., ред. В.Семелёва) формат Finale

Трисвятое (И.Гончаров, двухгол.)

Трисвятое (И.Гончаров, трехгол.)

Трисвятое (киев. росп./ гарм. И.Смирнова)

Трисвятое (П.Богданов)

Трисвятое (А.Шишкин)

Трисвятое (Левин, №1)

Трисвятое (Левин, №2)

Трисвятое (Т.Мишурис)

Трисвятое (киев.р., изл. И.Гончарова): шир. / тесн.

Трисвятое (A.V.Prof, №2)

Трисвятое («древнего р.»?)

Трисвятое (А.Гречанинов)

Трисвятое (М.Шмелькова)

Трисвятое (В.Ковальджи, №9)

Трисвятое (С.Локотков)

Трисвятое (Геф. скита; арх. Матфей; С.Трубачев; болг. р.)

Трисвятое (A.V.Prof, №1)

Трисвятое (зн. р., гарм. А.Чередниченко)

Агиос о Феос (Д.Ильин)

Елицы во Христа (Д.Коваленко, пер. для ж/х Е.Субботкиной)

Елицы во Христа (И.Гончаров)

Елицы во Христа (обиход, изл. И.Гончарова)

Елицы во Христа (С.Локотков)

Аллилуия (Машков)

Аллилуиа (А.Архангельский, пер. для ж/х Е.Субботкиной)

Аллилуия (после Апостола), опевы Евангелия (С.Сегаль)

Аллилуия (Супрасльский напев)

Аллилуиа (М.Шмелькова)

Аллилуйя (КПЛ, гл. 3, 4, 6, 1)

Аллилуйа (двухголосие по П.Чеснокову)

ХЕРУВИМСКАЯ

Херувимская (Архангельский №6) PDF SIB (формат «Сибелиуса»)

Херувимская (Старо-Болг., изл. иг. Силуана (Туманова)) стр. 1 2 3

Херувимская (В.Ковальджи, 12) стр. 1 2 3 полностью: zip

Херувимская (В.Ковальджи, 18) стр. 1 2 3 4 полностью: zip

Херувимская (В.Ковальджи, 19) стр. 1 2

Херувимская (А.Верхановский) PDF MUS

Херувимская (Елизаветинская) в формате ред. Finale

Херувимская (Новоафонская) в формате ред. Finale

Херувимская (Г. Ломакин, 5) в формате ред. Finale

Херувимская (С.Зайцев,1) стр. 1 2

Херувимская (С.Зайцев,2) стр. 1 2 3

Херувимская (на «Видя разб.»обр. К.Постернака)

Херувимская (И.Смирнов, 3) Sib PDF

Херувимская (С.Сегаль) стр. 1 2 3

Херувимская (Н.Строкин)

Херувимская (Г.Львовский, пер. для ж/х Е.Субботкиной)

Херувимская (П.Чесноков на «Видя разб.», двухгол. пер. Е.Субботкиной) стр. 1 2

Херувимская (валаам., двухгол. пер.Е.Субботкиной) стр. 1 2

Херувимская (д. Виктор Миниотас) стр. 1 2

Херувимская (П.Чесноков (1?), пер. для ж/х Е.Субботкиной)

Херувимская (П.Чесноков (2?), пер. для ж/х Е.Субботкиной)

Херувимская (А.Архангельский №6 для м/х)

Херувимская (Д.Бортнянский №3) прим.: это №5 вообще-то…

Херувимская («обиходная» из сб. Касторского)

Херувимские (Д.Бортнянский, ред. П.Чайковского, по изд. Юргенсона) №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7

Херувимская («Скитская», гарм. И.Гончарова)

Херувимская («Старо-Симоновская», гарм. И.Гончарова)

Херувимская (иг. Никифор (Кирзин), пер. для см/х П.Есина)

Херувимская («Стрелецкая», обр. для трио АТБ В.Ковальджи)

Херувимская (Н.Колесниченко)

Херувимская (И.Семенов)

Херувимская (А.Копылов, №3)

Херувимская (А.Копылов, №1)

Херувимская (Г.Извеков, «Мотольская»)

Херувимская (под. «Радуйся», гарм. И.Гончарова)

Херувимская (еп. Иларион (Алфеев) для м/х)

Херувимская (В.Ковальджи, №20)

Херувимская («обиходная» из сб. о.Сергия Боскина)

Херувимская («скитская» малая)

Херувимская (на «Благообразный Иосиф» болг. расп., изл. архим. Матфея)

Херувимская (Н.Бутомо) условно №1

Херувимская (Н.Бутомо) условно №2

Херувимская (П.Чесноков, на «Видя разбойник») см/х

Херувимская (A.V.Prof) см/х: стр. 1 2 , м/х: стр. 1 2

Херувимская (А.Копылов, №5)

Херувимская (М.Шмелькова)

Херувимская (М.Анцев)

Херувимская №2 (М.Шмелькова)

Херувимская (Д.Ильин №1)

Херувимская (Д.Ильин №2)

Херувимская (иг. Силуан, обр. Д.Ильина)

Херувимская (Симоновская, обр. Д.Ильина)

Херувимская (Старосим., для м/х)

Херувимская (Голицын)

Херувимские №1, 2 (Д.Христов)

Херувимская («скитская», изл. И.Гончарова)

Херувимская (киев. р., гарм. К.Постернака, изл. И.Гончарова)

Херувимская (на вал. нап. «Ныне силы», С.Калинин)

Херувимская (Глинской пус., изл. И.Гончарова)

Херувимская (С.Трубачев «Большая»)

«ОТЦА И СЫНА» И «МИЛОСТЬ МИРА»

Прос. ект. и «Отца и Сына» (И.Гончаров)

Отца и Сына; прос. ектения (архим. Матфей)

Отца и Сына (brevis08@mail.ru)

Милость мира (Д.Христов) стр. 1 2 3 4 5 полностью: zip

Милость мира (Д.Христов, пер. для м/х)

Милость мира (В.Ковальджи, 13) 1 2

Милость мира (К.Туев)

Милость мира (С.Сегаль)

Милость мира (Н.Хасцлер)

Милость мира (иером. Геронтий)

Милость мира (П.Чесноков (1?), пер. для ж/х Е.Субботкиной)

Милость мира (П.Чесноков (2?), пер. для ж/х Е.Субботкиной)

Милость мира («Сербская» из сб. Касторского)

Милость мира («Симоновское» из сб. Касторского)

Милость мира (Т.Румянцева, для ж/х)

Милость мира (А.Архангельский, пер. для двух гол. И.Гончарова)

Милость мира (А.Архангельский, пер. для 3 гол. И.Гончарова)

Милость мира (И.Семенов)

Милость мира (Ф.Мясников)

Милость мира (Струмский)

Милость мира (Г.Лапаев)

Милость мира (архим. Феофан, пер. для м/х архим. Матфея)

Милость мира (серб. мел.) формат Finale

Милость мира (A.V.Prof)

Милость мира (А.Архангельский №6, пер. для м/х иг. Никифора)

Милость мира (М.Шмелькова)

Милость мира (А.Никольский, ор.45, №3)

Милость мира (Д.Ильин №1)

Милость мира (Д.Ильин №2)

Милость мира (Н.Кабанов, обр. Д.Ильина)

Милость мира (знам. р., гарм. архим. Матфея)

Милость мира (Ф.Иванов)

Милость мира (киев. р., гарм. А.Кастальского)

Милость мира (свящ. В.Старорусский)

Милость мира (П.Иванов-Радкевич, пер. архим. Матфея)

Милость мира («Нектариевское»)

Милость мира (зн. р., изл. И.Гончарова, вариант)

Милость мира (самоп. «Приидите, людие» ТСЛ, изл. архим. Матфея)

Милость мира (по «Непорочнам» В.Суб., изл. иг. Силуана, ред. И.Гончарова)

«Милость мира» на Лит. Василия Вел. (упр. киев. расп. для мал. хора)

Милость мира на Литургии Василия Вел. (киев. р., изл. прот. Г.Извекова)

Милость мира на лит. Василия Вел. (неизв. авт.) формат Finale

Милость мира на лит. Василия Вел. (киев. р., обр. К.Постернака)

Тебе поем (А.И.Лабинский)

«ДОСТОЙНО ЕСТЬ» И ЗАДОСТОЙНИКИ

Достойно есть (П.Турчанинов)

Достойно есть (В.Ковальджи, 93г.?)

Достойно есть (В.Ковальджи, 9)

Достойно есть (С.Сегаль) PDF / SIB

Достойно есть (о.Амвросия, двухгол. пер.Е.Субботкиной)

Достойно есть (д.В.Миниотас)

Достойно есть (А.Архангельский, пер. для ж/х Е.Субботкиной)

Достойно есть (М.Куликович, пер. для ж/х Е.Субботкиной)

Достойное есть («Афонское», гарм. Д.Яичкова, пер. для ж/х Е.Субботкиной)

Достойно есть (гл. 2, супрасльский напев)

Достойно есть (гл. 5, напев оптиной пуст., гарм. И.Гончарова)

Достойно есть (гл. 5, напев оптиной пуст., гарм. И.Гончарова, простое)

Достойно есть (гл. 5, напев оптиной пуст., гарм. И.Гончарова, двухголлосие)

Достойно есть (3 гл., обр. П.Чеснокова)

Достойно есть (2 глас, напев Оптиной пуст., гарм. И.Гончарова)

Достойно есть (Н.Бутомо) формат Finale

Достойно есть (К.Туев)

Достойно есть (A.V.Prof): смеш.4-гол. / муж.4-гол. / жен.трио / муж.трио

Достойно есть (греч. р., изл. И.Гончарова)

Достойно есть (И.Гончаров, на 7 гл. супрасльского р.)

Достойно есть (под. «Небесных чинов», гарм. И.Гончарова)

Достойно есть (супрасльский н., И.Гончаров)

Достойно есть (для ж/х, brevis08@mail.ru)

Достойно есть (М.Шмелькова)

Достойно есть (Д.Ильин)

Достойно есть (под. «Ангельския предыдите», изл. И.Гончарова)

Достойно есть (под. «Ангельския предыдите», гарм. архим. Матфея, изл. И.Гончарова)

Достойно есть (болг. р., под. «Объятия», изл. И.Гончарова)

Достойно есть (Ю.Костюк)

Достойно есть (ТСЛ, изл. И.Гончарова)

Достойно есть (ТСЛ, изл. И.Гончарова, вариант)

Достойно есть (гр. р., гл. 8, изл. И.Гончарова)

Достойно есть, прос. ект. (Д.Христов)

Достойно есть (киев. р., обр. архим. Матфея, изл. И.Гончарова)

Достойно есть (П.Динев, ж/х)

Достойно есть (гл.1, изл. И.Гончарова)

Достойно есть (нап. Опт. пус. гл. 5, изл. архим. Матфея)

Достойное есть (под. «О дивное чудо» КПЛ, изл. И.Гончарова)

Достойно есть (ТСЛ гл.8, изл. И.Гончарова)

сборник «Задостойники» (ред. В.Ковальджи,
изд. 2-е, 1998 г. с новым задост. Пасхи 2001 г.)

О Тебе радуется (валаам.)

О Тебе радуется (греч. расп., гарм. И.Гончарова)

О Тебе радуется (по С.Трубачеву) стр. 1 2

О Тебе радуется (гр. р., изл. И.Гончарова)

О тебе радуется (С.Сегаль)

«ОТЧЕ НАШ»

Отче наш (Н.Н.Кедров-старший)

Отче наш (Н.Кабанов)

Отче наш (д.В.Миниотас)

Отче наш (Ф.Мясников)

Отче наш (А.Федоров)

«ЕДИН СВЯТ» И КИНОНИКИ

Прос. ект. и Един Свят (валаам., гарм. Е.Субботкиной)

Един Свят (КПЛ, изл. И.Гончарова)

Киноник воскресный (Г.Ломакин)

Киноник воскресный (А.Лядов, пер. для ж/х Е.Субботкиной) стр. 1 2

Киноник воскресный (В.Ковальджи)

Киноник воскресный (В.Ковальджи, 2)

Киноник воскр. (П.Чесноков, пер. Е.Субботкиной)

Киноник воскр. (А.Лядов, пер. Е.Субботкиной)

Хвалите Господа с Небес (болг. р., изл. И.Гончарова)

Киноник воскресный (Д.Ильин)

Киноник воскресный (К.Туев)

Творяй ангелы (неизв.)

В память вечную (Г.Ломакин, №2)

В память вечную (В.Ковальджи)

В память вечную (свящ. М.Виноградов)

В память вечную (В.Ковальджи, №2)

Чашу спасения (В.Ковальджи)

Чашу спасения (болг. р., изл. архим. Матфея)

Во всю землю (В.Ковальджи)

Киноник в пятницу (С.Пучинин)

Радуйтеся, праведнии (А.Никольский, ор.33, №4)

Киноник заупокойный (Г.Львовский, пер. иерод. Романа Подлубняка)

Киноники седмичные (А.Туренков, тесное расп.): понедельник вторник среда четверг пятница суббота

Причастны дневнiи (разных росп., пер. Г.Львовского) одним архивом

Собрание причастнов, поемых во все лето (автор-сост. С.Мошегов)

Сборник «Причастный стих» (сост. Е.Кустовский) часть 1, часть 2, часть 3

ПЕРЕД ПРИЧАСТИЕМ, «ТЕЛО ХРИСТОВО» И ОКОНЧАНИЕ

Пред дверьми храма Твоего (В.Ковальджи)

Усладил мя еси (В.Ковальджи)

Во светлостех святых Твоих (В.Ковальджи)

Беззакония моя презри (К.Туев)

Тело Христово (д. Виктор Миниотас) стр. 1 2

Тело Христово (М.Шмелькова)

Да исполнятся уста наша (КПЛ)

Заключение Литургии (П.Чесноков, пер. для ж/х Е.Субботкиной)

Окончание Литургии (изл. И.Гончарова, вар. 1)

Окончание Литургии (изл. И.Гончарова, вар. 2)

Окончание литургии (по напеву греч. церкви)

Лишь немногие прихожане, молящиеся за Божественной литургией, знают, что далеко не все молитвы, возно­симые в эти минуты в храме, доступны их слуху. Кроме молитвословий, совершае­мых возгласно, то есть вслух, чинопосле­дование включает еще тайные молитвы, произносимые священником про себя. О смысле и истории появления этих молитв беседует Марина Бирюкова с кандидатом богословия, заведующим библейской кафедрой Саратовской православной духовной семинарии, автором учебного пособия «Устав православного богослужения» Алексеем Кашкиным.

— Алексей Сергеевич, прежде всего, давайте поясним читателям, что «тайные» в данном случае не означает «секретные». У Православной Церкви, как известно, есть Таинства, но нет тайн. Любой прихожанин при желании может ознакомиться с текстами тайных священнических молитв и получить, наконец, представление о том или ином богослужении в целом. Но почему все же принято произносить эти молитвы про себя?

— Процесс ухода части молитвословий из слышимых в неслышимые начался примерно в VI веке и закончился в VIII. Это объяснялось охлаждением религиозного чувства и евхаристического рвения в верующих: люди переставали со вниманием слушать длинные молитвы пресвитеров, поэтому молитвы становились тайными. VI веком датируется новелла императора Юстиниана, в которой он резко критикует зарождающуюся практику тайного чтения молитв Литургии. Тем не менее тайное чтение молитв в Церкви закрепилось и сохраняется.

— Значит, тайное произнесение молитв — своего рода икономия, снисхождение к духовной немощи верующих? Это непривычно: мы ведь уже имели достаточно случаев понять, что Церковь, напротив, сшита нам на вырост.

— Да, это уступка. И не единственная. Для примера: молитва Ефрема Сирина за великопостными службами когда-то совершалась с шестнадцатью земными поклонами, а теперь лишь с четырьмя. Все каноны на утрене когда-то принято было петь, теперь же мы поем лишь ирмосы и катавасии. Церковь идет навстречу людям, которым не под силу слишком напряженный и непрерывный духовный труд.

— Много ли теряют верующие, которым этот пласт богослужения — тайные молитвы — совершенно неизвестен?

— Конечно, и не имея представления о тайных молитвах, можно быть добрым христианином и участвовать в Таинствах. К тому же многознание не говорит еще о высокой духовности. Но, если мы чувствуем потребность по-настоящему проникнуть в содержание Литургии, утолить свою жажду от ее неисчерпаемого источника — тогда мы должны видеть ее целиком, а не отчасти. И даже не только потому, что в этих молитвах содержатся важнейшие богословские смыслы. Дело еще и в том, что слышимое нами во время Евхаристического канона — это во многих случаях обрывки фраз. Канон — это целостный текст, и лишь меньшая часть этого текста произносится иереем вслух. В результате мы зачастую не понимаем сути тех или иных слов. Например, когда из-за закрытых Царских врат раздается «…победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще…» — что это, к кому это относится? Мы не ведаем, потому что не слышали предшествующего текста первой молитвы Евхаристического канона, а в нем говорится об Ангельских Силах, предстоящих Богу, а начинается фраза так: «Благодарим Тя и о службе сей, юже от рук наших прияти изволил еси, аще и (хотя и) предстоят Тебе тысячи Архангелов и тмы Ангелов, Херувими и Серафими… победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея…» — начиная со слова «победную» мы уже слышим.

— Все ли богослужения сопровождаются тайными молитвами?

— Не все. Часовые службы (кроме собственно часов, к этой категории относятся повечерие и полунощница) тайных молитв в своих последованиях не содержат. В вечерне и утрене их немного. Чинопоследование вечерни содержит семь светильничных молитв и одну молитву главопреклонения. Светильничные молитвы читаются священником во время предначинательного 103-го псалма: священник символически изображает Адама, потерявшего Рай и испрашивающего теперь милости и прощения Божиего: «Господи, да не яростию Твоею обличиши нас, ниже гневом Твоим накажеши нас, но сотвори с нами по милости Твоей, врачу и исцелителю душ наших…» На утрене, во время второй части шестопсалмия, священник, стоящий лицом к Царским вратам, читает двенадцать утренних молитв: если определить их содержание сжато, то это просто утренняя молитва любого христианина. И священник в эти минуты молится как наш представитель, он за всех нас произносит эти молитвы перед Царскими вратами.

А вот за Божественной литургией священник читает много тайных молитв. Вот почему внешне (без учета тайных молитвословий) это центральное богослужение Церкви выглядит гораздо проще, чем оно есть на самом деле.

Литургия оглашенных содержит краткие молитвы антифонов: «Господи Боже наш, Егоже держава несказанна и слава непостижима, Егоже милость безмерна, человеколюбие неизреченно, Сам, Владыко, по благоутробию Твоему призри на ны и на святый храм сей и сотвори с нами и молящимися с нами богатыя милости…» Возглас «Яко благ и человеколюбец Бог еси…» — это продолжение тайной молитвы третьего антифона «Иже общия сия и согласныя даровавый нам молитвы…».

Уже после малого входа, во время пения тропарей и кондаков священник тайно читает молитву, предваряющую пение Трисвятого (Святый Боже, Святый Крепкий…»); это прошение ко Господу, чтобы Он принял от нас «Трисвятую песнь» так же, как Он принимает ее от Ангелов; мы дерзаем сравнивать себя с Небесными Силами: «…прими и от уст нас грешных Трисвятую песнь и посети ны благостию Твоею…».

Тайная молитва читается священником и перед чтением Евангелия; он просит о том, чтоб прочитанное в храме Евангелие осталось в сердцах, чтобы чтение не было бесплодным: «Возсияй в сердцах наших, человеколюбче Господи, Твоего боговедения нетленный свет…»

Во время прошения сугубой ектении «Помилуй нас, Боже» читается молитва прилежного моления: «Господи Боже наш, прилежное сие моление прими от Твоих раб, и помилуй нас по множеству милости Твоея, и щедроты Твоя ниспосли на ны и на все люди Твоя, чающия от Тебе богатыя милости».

— А почему в тайных молитвах везде «мы», «нам», «нас»? Священник ведь молится про себя, один, мы даже не слышим.

— Это напоминает нам о том, что когда-то все эти молитвы читались вслух, и сейчас мы, церковный народ, призваны к соучастию в них. Тем важнее для нас их знать. Единственная молитва, читаемая от первого лица в единственном числе,— та, которую священник читает до великого входа — во время «Херувимской песни» — «Никтоже достоин…». Здесь священник молится только о себе. Служение Богу, предстояние Ему настолько высоко, что иерей, грешный человек, недостоин совершать «великое и страшное и самим Небесным Силам», и потому он просит Господа: «Сподоби принесенным Тебе быти мною, грешным и недостойным рабом Твоим, Даром сим. Ты бо еси Приносяй и Приносимый, и Приемляй и Раздаваемый». Это очень красивая антиномия, она говорит о том, что Господь, давший нам все, Сам приносит Себя в жертву.

— Есть ведь и тайная молитва об оглашенных — как бы на границе между Литургией оглашенных и Литургией верных…

— Да, священник читает ее про себя, в то время как диакон провозглашает «Оглашенныя, главы ваши Господеви приклонити…»: «Призри на рабы Твоя оглашенныя, подклоньшия Тебе выи своя и сподоби я (их) во время благополучной бани пакибытия» (т. е. Крещения).

Дальше — молитва во время просительной ектении перед «Символом веры». Именно в ней начинается призывание Святого Духа. В Литургии Василия Великого она длинней, чем в Литургии Иоанна Златоуста, и изобилует ссылками на ветхозаветные образы: священник просит Бога принять Бескровную Жертву, как Он принимал жертвы ветхозаветных праведников: «якоже приял еси Авелевы дары, Ноевы жертвы, Авраамова всеплодия, Моисеева и Ааронова священства, Самуилова мирная».

— И, наконец, Евхаристический канон…

— Когда пресвитер возглашает «Благодарим Господа», а хор поет «Достойно и праведно есть…» — читается первая, благодарственная часть тайной молитвы Евхаристического канона «Достойно и праведно Тя пети». В ней перечисляются все действия Бога, начиная с сотворения мира и кончая ниспосланием Духа Святого. Далее, когда хор поет «Свят, Свят, Свят…», священник читает вторую часть этой молитвы — «С сими и мы блаженными силами», где происходит переход от благодарения к воспоминанию истории Искупления: «Иже мир Твой так возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единородного дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный». И завершается эта молитва тем, что Господь Иисус Христос «прием хлеб во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек…». Это то, что мы не слышим, а дальше мы слышим: «Приимите, ядите. Сие есть Тело Мое…». Это установительные слова Евхаристии.

После установительных слов и после «Твоя от Твоих…», когда хор поет «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим…» — священник читает молитву, которая называется «эпиклеза» — призвание Святого Духа: «Еще приносим Тебе словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем (смягчаем свои сердца, делая себя «милыми”), ниспосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия Дары сия».

Дальше — две молитвы: о тех, кто будет причащаться Святых Даров («Якоже быти причащающим- ся во трезвение души, во оставление грехов, в приобщение Святаго Твоего Духа…»), и о «иже в вере почивших праотцех, отцех, патриарсех, пророцех, апостолех, проповедницех, евангелистех, мученицех, воздержницех и о всяком дусе праведнем в вере скончавшемся». Эта молитва переходит в возглас «…изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней Славной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии».

— Тайное произнесение молитв — это ведь вопрос в Церкви чрезвычайно дискуссионный, он обсуждается…

— Да, многие богословы и литургисты говорят — было бы хорошо, если бы все молитвы читались возгласно. Но здесь нужно, наверное, согласиться с мнением архимандрита Киприана (Керна) о том, что к возгласному произношению всех молитвословий Литургии надо стремиться, но это не может быть решением только одного отдельно взятого пресвитера; поменять практику совершения Божественной литургии — это требует решения общецерковного, решения высшей церковной власти. Самочиние в Церкви всегда опасно, даже если исходит из благой идеи.

Отрывок из книги «Благословенно Царство” , Кашкин А. С., Бирюкова М. А. — Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2015.

История, смысл, красота православного богослужения раскрываются в живом диалоге, посредством вопросов и ответов. Участники бесед — ученый-библеист, автор учебного пособия «Устав православного богослужения» для духовных семинарий и журналист, работающий в церковных СМИ.

Отдельные главы книги посвящены богослужениям суточного круга, Божественной литургии, богослужению праздников. Читатель узнает, что такое тайные молитвы, как присутствует в новозаветном богослужебном Уставе Ветхий Завет, в чем особенности богослужения, совершаемого епископом.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *