Смех это грех

Урок 4. Развитие остроумия

Остроумие без обиняков можно назвать особенным и редким даром, однако не следует думать, что доступ к нему имеют лишь избранные. На самом деле эту способность, как и многие другие способности, вполне себе можно развить, причем делается это без особых усилий, хотя, конечно, при определенной доле настойчивости и целеустремленности.

Остроумие – это «мышца» чувства юмора, и если она развита слабо, говорить о себе, как о шутнике, юмористе и тем более комике – рано. Быть остроумным значит уметь разрывать шаблоны, играть ассоциациями, наблюдать за людьми и происходящим и видеть в этом комичное, менять ракурс ситуаций. Помимо этого, остроумный человек практически всегда обладает быстрой, чуть ли не моментальной реакцией, ведь хороша та шутка, которая сказана к месту и вовремя. Если же такой реакции нет, даже самые смешные приколы теряют свою силу и остроту.

Ко всему прочему, остроумие делает человека интереснее для других людей, превращает его в душу компании и магнит для окружающих, делает привлекательнее для противоположного пола. Так что развитие остроумия несет в себе немало положительных моментов, касающихся юмора и не только. И четвертый урок нашего курса посвящен именно этой теме.

Как развивать остроумие: рекомендации

Сначала мы рассмотрим основные рекомендации, позволяющие развивать остроту ума:

  • Чтобы всегда иметь возможность блеснуть умом, расширяйте свой кругозор, учитесь шутить, наблюдая за другими людьми, читайте больше полезной тематической литературы, например, книги таких мастеров слова как Бернард Шоу, Марк Твен, Гилберт Честертон, Пелам Вудхауз и, конечно же, отечественных остряков – Гарика Губермана, Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Сергея Довлатова, Михаила Зощенко и других. Кстати говоря, английское чувство юмора считается эталоном остроумия, и отличается тем, что шутки в нем могут быть непонятны непосвященным людям. Поэтому уделяйте английской юмористической литературе (а также фильмам и телепередачам) больше внимания.
  • Старайтесь шутить точно и немногословно, ведь остроумие, как и отличный анекдот, действует именно благодаря своей неожиданности.
  • Не пренебрегайте самоиронией. Если постоянно будете подшучивать над другими, получите славу злого остряка, но если будете регулярно подшучивать над самим собой, сможете расположить к себе огромное количество людей.
  • Для развития остроумия полезно искать скрытые свойства явлений, предметов, людей и ситуаций, не бросающиеся в глаза. Научившись сопоставлять несопоставимое, вы научитесь и классно шутить.
  • Старайтесь обходить стороной тривиальные явления. Помните о том, что остроумие предполагает отсутствие штампов и клише. Пребывайте в поиске новых слов и ассоциаций, смешивайте разнородные термины, низкое и высокое, официальное и панибратское, бюрократическое и романтическое и т.д.
  • Для усиления эффекта сравнений доводите понятия и фразы до абсурда, ведь в остроумии, так же, как, например, в карикатурах, вполне можно пользоваться преувеличением (гиперболой).
  • Не доверяйте спонтанным импровизациям. Профессиональные и опытные юмористы говорят, что качественный и эффектный экспромт нужно подготавливать. Поэтому копите фразы, высказывания, шутки и сравнения и регулярно повторяйте их, чтобы всегда быть в состоянии применить в разговоре.
  • Культивируйте в себе юмористическое отношение к жизни. Даже самые сложные проблемы и ситуации можно воспринимать с улыбкой. Юмор помогает обходить передряги стороной и разрешать их намного быстрее и качественнее Излишняя серьезность, напротив, делает закостенелым и затрудняет решение проблем.
  • Не фонтанируйте шутками и хохмами, взаимодействуя с другими людьми. Лучше всего спокойно вставить в нужный момент классную остроту, чтобы вызвать максимально бурную позитивную реакцию, нежели утомлять слушателя бесконечным потоком веселья. Будьте тактичны и подходите к делу творчески.
  • Поддерживайте в тонусе интеллект и развивайте мышление, критически воспринимайте действительность и ищите то, что выходит за рамки обыденного. Никогда не позволяйте уму бездействовать.
  • Навык создания острот – это навык поиска интересных и необычных ассоциаций. Стремитесь к поиску ассоциаций во всем, что находится в поле вашего зрения. Причем ассоциации могут касаться чего угодно, даже того, что не имеет к изначальному объекту совершенного никакого отношения.
  • Учитесь подбирать для основной фразы шутки правильное время. Это значит, что и излишних пауз делать не нужно, и проговаривать текст, как скороговорку, не стоит. Только вовремя пошутив, вы сможете добиться нужного результата.
  • Выявляйте всевозможные связи между людьми, ситуациями, объектами и явлениями мира. Учитесь выражаться метафорами, приводить сравнения, выстраивать самые неожиданные ассоциативные цепочки.
  • Становитесь настолько сильным человеком, чтобы в негативных ситуациях, ссорах и конфликтах иметь возможность шутить, а не проявлять отрицательные эмоции. Чтобы этому научиться, нужно чаще смотреть на ситуации и действующие лица с разных сторон: со своей стороны, со стороны другого человека, общества, жизненной важности. Это позволит вам воспринимать происходящее по-разному, благодаря чему появится возможность реагировать объективнее, в том числе и юмористически.
  • Стремитесь поддерживать свои чувства и эмоциональное состояние в положительном настрое. Подавленность, грусть, тоска, хандра, злоба – все это снижает потенциал чувства юмора до нуля, и из этого может быть достаточно сложно выбраться. Вы должны пребывать в таком настроении, когда способны сострить и пошутить, даже будучи не в духе.

Эти рекомендации должны стать постоянными спутниками вашего поведения в повседневной жизни. Если вы будете всегда придерживаться их, вы и сами не заметите, как ваш ум стал острее, а отношение ко всему, что происходит с вами и вокруг вас, изменилось так, что позволяет пребывать в тонусе, шутить и воспринимать жизнь с легкостью и позитивом.

Как развивать остроумие: приемы

Юмор и остроумие лишь на первый взгляд кажутся спонтанными. Но если рассмотреть их более внимательно, то, как уже и было замечено, окажется, что есть особые механизмы, вызывающие улыбку и смех у людей. Поэтому далее мы хотим познакомить вас с несколькими простыми приемами, при помощи которых вы сможете рассмешить кого угодно и прослывете тем еще шутником. Их, конечно, нельзя назвать новыми, но в этом-то и кроется их действенность, ведь уже на протяжении многих лет ими пользуются профессиональные комики и юмористы.

Предлагаем вашему вниманию пять крутых юмористических приемов.

Комические преувеличения

Прием комического преувеличения – один из самых простых и распространенных в юморе. В свое время американский комик Билл Косби заметил, что в математике 1 + 1 всегда равно 2, но в юморе 1 + 1 – это 11. Люди сами по себе частенько привирают, и это кажется смешным. Так почему бы не попробовать привирать в абсурдных размерах?

ПРИМЕР:

— Давно меня ждешь?

— Ага, с эпохи неолита

ПРИМЕР:

— Фильмы был таким страшным, что даже мой кот поседел!

ПРИМЕР:

— Похмелье было очень сильным, что даже гаишники понимающе пропустили мою машину вперед

Новые слова

Люди склонны употреблять в своей речи одни и те же слова и выражения, отчего даже смешные фразеологизмы уже покрылись пылью и перестали казаться комичными. Чтобы это исправить, достаточно немного их обновить, вставив вместо приевшихся неожиданные слова. Интересно то, что чем более уместно будет новое слово, тем смешнее покажется шутка.

ПРИМЕР: Склеить ласты – склеить шлепки

ПРИМЕР: Кнут и пряник – молот и печенька

ПРИМЕР: Солнечный удар – солнечный пинок

Перемена мест слов и букв

Перемена мест слов и букв может выполняться на автоматизме, если немного потренироваться. Можно менять местами буквы в словах и словосочетаниях, можно менять местами слова в предложениях. Основной хитростью здесь является неожиданность и быстрота – чем скорее будет выполнена замена, тем смешнее будет результат. Не стоит обращать внимания на смысловую нагрузку того, что получится, ведь главное в этом случае – не суть, а вызов положительных эмоций.

ПРИМЕР: Депутат – педудат

ПРИМЕР: Потные руки – ротные пуки

ПРИМЕР: Броненосец Потемкин – бронетемкин поносец

ПРИМЕР:

— Согрей чайник и помой посуду

— Хорошо! Помою чайник и согрею посуду!

Прямой смысл

Когда люди говорят что-то, можно просто обращать внимание на прямой смысл их слов, отбрасывая обстоятельства и контекст. Прислушивайтесь к повседневной речи и фокусируйтесь на одной детали, даже если она кажется несущественной. Самое простое в словах окружающих может стать отличным поводом для классной и остроумной шутки.

ПРИМЕР:

— Встал сегодня, как огурчик!

— Что, позеленел и покрылся пупырышками?

ПРИМЕР:

— Поддержи меня!

— Ты что, падаешь?

ПРИМЕР:

— Ты совсем совесть потерял! Как это вообще называется?

— Слушай, раньше никогда не слышал такой загадки

ПРИМЕР:

— Да у вас здесь сплошной дурдом!

— Именно! Я – главный врач. Вы к нам с чем?

Перевернутый шаблон

Круто шутить можно, просто переворачивая с ног на голову речевые шаблоны, например, пословицы, какие-то цитаты, изречения и т.д. Метод не очень прост, т.к. для его применения необходимо мыслить творчески и напрягать воображение. В начале шутки нужно взять какой-то шаблон, оттолкнуться от него и неожиданно закончить высказывание.

ПРИМЕР:

— Ручаюсь головой – зачем она мне?

ПРИМЕР:

— Я готов отдать правую руку….чтобы научиться писать левой!

ПРИМЕР:

— За милых дам! Заберу послезавтра

ПРИМЕР:

— Любишь с горки кататься – люби и саночки чинить!

Применяйте эти приемы как можно чаще – в общении с коллегами, домашними, друзьями и даже незнакомыми людьми. Со временем привычка «остроумить» прочно укоренится в сознании, и вы сможете выдумывать всякие шутки и хохмы в мгновение ока, вызывая у окружающих смех или просто добрую улыбку. А чтобы мышление стало более податливым и гибким, возьмите на заметку несколько упражнений на тренировку креативности и остроумия.

Как развить остроумие: упражнения

К построению шуток, даже самых смешных, нелепых и остроумных, следует подходить со всей серьезностью. И хорошую поддержку в этом могут оказать специальные упражнения. Всего их восемь.

«Лингвистические пирамиды»

Лингвистическими пирамидами называются связи отдельных слов с их классами и подвидами. Например, вы смотрите вокруг себя, и видите обычную ручку. В отдельности она не представляет чего-то особенного, но ее можно отнести к более высокому классу – письменным принадлежностям. Пораскинув мозгами, понимаем, что ручка может быть пластиковая, металлическая, с несколькими стержнями, шариковая, гелевая и т.д. Другими словами, мы разделили ручку на разновидности.

Это можно назвать начальной моделью лингвистической пирамиды, т.е. почти каждый предмет есть подвид чего-то, и может иметь разновидности. Помимо прочего, и в рамках одного класса могут иметься аналогичные объекты. В случае с ручкой это карандаши, фломастеры, маркеры и другие письменные принадлежности. На этой идее и построено первое упражнение.

Цель: определение особенностей своего мышления, развитие навыков обобщения, разобщения и перехода по аналогиям.

Выполнение: найдите для себя помощника. Пусть помощник назовет какой-то предмет, на который упал его взгляд. Ваша задача – показать, что с этим предметом можно делать, найти для него аналогию, обобщить до большой группы или разобщить на подвиды. Лучше всего выполнять задание молча, для чего следует применять язык жестов: большой палец поднят вверх – обобщить, большой палец опущен вниз – разобщить, большой палец указывает в сторону – привести аналогию. С одним предметом упражнение выполняется не менее 5 минут. После этого можно поменяться с помощником ролями.

«Что вижу, то пою»

Цель: развитие ассоциативности и легкости в речи.

Выполнение: найдите для себя помощника. Пусть он указывает на какой-то предмет в поле своего зрения, а вы должны в течение 5 минут предоставлять как можно больше информации о данном предмете. Это может быть его история, назначение, функции, особенности применения и т.п. Чтобы привнести в свой рассказ долю юмора, расскажите помощнику о том, почему человечество не сможет обойтись без обсуждаемого предмета.

«Ворон и стол»

Третье упражнение произошло от известной загадки британского писателя и философа Льюиса Кэрролла, звучащей так: «Чем ворон похож на стол?». Автор, к сожалению, ответа на загадку не представил, однако даже сегодня пытливые умы и поклонники его творчества приводят все новые отгадки.

Цель: развитие навыка создания необычных аналогий.

Выполнение: найдите для себя двух помощников. Первый называет какое-нибудь живое существо, к примеру, того же ворона, второй называет неодушевленный предмет – в нашем случае это – стол, а третий должен объяснить, что общего между этими объектами. К примеру, ворон черного цвета, как и стол, у ворона складывают крылья, а у стола – ящики, ворон кричит, а стол может похоже скрипеть и т.д. После обсуждения первого предмета можно поменяться ролями. Всего за один подход нужно обсудить минимум по 3 объекта на человека.

Есть и усложненный вариант: первый участник озвучивает состояние или эмоцию, второй – неодушевленный предмет, а третий называет их общие признаки. После десятка другого повторений этого упражнения вы с легкостью сможете создавать смешные аналогии и сравнивать все, что угодно.

«Продолжение темы»

Цель: развитие умения общаться на любую тему.

Выполнение: соберите небольшую компанию друзей – человек шесть. Один играет роль ведущего. По знаку ведущего первый игрок начинает монолог на свободную тему. Затем ведущий дает новый знак, после чего второй игрок продолжает повествование. Так должны высказаться все участники. Один кон такой игры длится 5 минут, после чего выбирается новый ведущий.

«Поток сознания»

Цель: отработка навыка ведения беседы на любую тему и с любого места.

Выполнение: встаньте напротив зеркала. В течение 5 секунд посмотрите на себя и обратите внимание на свои мысли. Затем начинайте вслух произносить все, о чем вы думаете, на протяжении 10 минут. Для усложнения задания сопровождайте свою речь шутками, забавными замечаниями, сравнениями. Выполняйте упражнение 3 раза в неделю, и уже через 1-2 месяца вы сможете поддерживать любую беседу и умело острить.

«Кислая шляпа»

Цель: развитие креативного взгляда на вещи и способности рассматривать происходящее под разными углами. Благодаря этому вы научитесь говорить о банальных вещах в необычной форме.

Выполнение: найдите для себя помощника. Пусть помощник называет вам одно существительное, а вы подбирайте к нему пять прилагательных, подходящих по звучанию, но не вяжущихся с ним по смыслу. Прилагательные должны наделять существительное новыми свойствами и характеристиками, например: скучный суп, бледный стакан, веселая шапка, красное настроение, быстрые таблетки, кричащий диван и т.п. Упражнение следует выполнять ежедневно не менее 20 раз в день.

«Решение проблемы»

Цель: развитие абстрактного, креативного и неординарного мышления.

Выполнение: найдите для себя одного помощника. Пусть он расскажет вам во всех подробностях о какой-то своей проблеме или сложной ситуации. Ваша задача – предлагать возможные варианты развития событий и решения проблемы. Но фишка вот в чем: для первого этапа упражнения достаточно подбирать для решения проблемы своего помощника несуществующие предметы или существ. На втором этапе нужно придумать, как выбранный предмет или существо решает проблему физически невыполнимым способом. И, наконец, на третьем этапе нужно дополнить выполняемые действия словами на несуществующем языке, но чтобы они подчинялись всем законам языка (вспомните стихотворение Льюиса Кэрролла «Бармаглот» из повести-сказки «Алиса в Зазеркалье», где есть строчки: «Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по наве, и хрюкотали зелюки, как мюмзики в мове» – у вас должно получиться нечто подобное).

«Альтернативная реальность»

Восьмое упражнение можно назвать итогом всех предыдущих.

Цель: тренировка навыка генерирования необычных мыслей «высшего сорта».

Выполнение: представьте, что вы находитесь в своей собственной альтернативной реальности, похожей на обычную за одним лишь исключением: все в ней создано не из молекул и атомов, а из других элементов, например, из хомяков. Все, что есть вокруг, состоит из самых разных хомяков всевозможных размеров и их производных, получаемых на хомякоперерабатывающих заводах, на хомякодобывающих комбинатах, в хомякоплавильных цехах и т.п.

Теперь вам нужен помощник – врач-психиатр. Шутка J

Теперь вам нужен напарник. Вы должны завязать ему глаза, а затем провести по комнате, подводя его руку к любому предмету и объясняя, как именно он состоит из хомяков. Через 10 минут поменяйтесь ролями.

Естественно, хомяки – лишь пример. Точно так же альтернативная реальность может состоять из макарон, фольги, шишек, енотов, помидор и т.д. Задача в том, чтобы научиться логически связывать свои ощущения, фантазии и мысли. Упражнение же можно повторять бесконечное количество раз.

На этой хомячной ноте мы подводим итог четвертому уроку, но напоследок еще несколько советов для развития остроумия:

  • Всегда начинайте день с позитива, чтобы иметь возможность увидеть в любом событии юмористическую сторону
  • Развивайте уверенность в себе – это способствует адекватной самооценке, здоровой самоиронии и нормальному восприятию шуток в свой адрес
  • Как можно чаще участвуйте в творческих мероприятиях, где нужно преодолевать неуверенность и страхи, выступать на публике, раскрывать внутренний потенциал
  • Найдите несколько артистов, чьи шутки вам нравятся более всего, просматривайте и анализируйте их выступления
  • Ведите «Дневник шуток», и записывайте в него шутки, которые вам понравились, в том числе и собственные
  • Общайтесь с позитивными людьми с хорошим чувством юмора
  • Читайте анекдоты и литературу на тему юмора

Кстати, о литературе: в дополнение ко всему, сказанному выше, предлагаем вам небольшой несколько книг и статей, рекомендованных известным российским телеведущим, шоуменом и остряком – Иваном Ургантом:

  • Феофан Калужский «Над чем на Руси смеются»
  • Ольга Дермачева «Хохочущие бабы»
  • Равиль Гулямов «Там, под усами»

И, конечно же, наряду с умением шутить, очень важно и уметь обходить стороной так называемые запретные темы – темы, о которых шутить не принято по тем или иным причинам. И в пятом уроке мы поговорим как раз об этом, чтобы ваше чувство юмора не сыграло с вами злой шутки.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Остряк – самоучитель

Чтобы хорошо шутить, надо научиться понимать юмор. Понимание придет с практикой. Когда ты начнешь сознательно придумывать и анализировать шутки, то поймешь, что они строятся по формулам, это почти математика. Пригодятся также эрудиция и словарный запас. Если в твоем лексиконе десять слов, то и юмор будет соответствующий. И не надо бояться сказать глупость. Даже профессиональные юмористы выдают 75% бреда.

Вадим Галыгин

Для начала советую почитать что-нибудь, скажем, из Петрова с Ильфом. Если после чтения и осознания своей ущербности у тебя все еще останется желание попробовать стать шутником, начинай тренироваться. Шути для начала в кругу друзей и близких. В публичных местах тебя могут не понять.

Михаил Шац

Советую читать специальную литературу. Я использовал: Феофан Калужский, «Над чем на Руси смеются», «Библиотека юного сталинца», 1936; Ольга Дермачева, «Хохочущие бабы», изд. «Молодая гвардия», 1982; Равиль Гулямов, «Там, под усами», изд. «Техническая книга», 1990.

Иван Ургант

Нет такой девушки, которая, составляя список базовых требований к парню своей мечты, забыла бы упомянуть наличие чувства юмора. Впрочем, ты и без этого знаешь, что быть самым остроумным в любой компании – очень приятно и почетно. Как и всякое другое умение, способность шутить можно развить. Чувство юмора всего лишь хитрая мышца, которую можно накачать. Возможно, с помощью нашей статьи ты успеешь это сделать уже к пляжному сезону.

5 верных способов сказать смешное

Юмор только кажется свободной, спонтанной и буйной формой творчества. Если же стереть с лица глупую улыбку и с серьезным видом проанализировать, что именно вызывает смех, можно вычленить готовые формулы смешного. Вот самые распространенные и наиболее простые в применении из них. И хотя все они б/у, если ты возьмешь их на вооружение, это здорово поможет твоему ч/ю.
1. Их поменяли местами

Самый механический и простой способ создать шутку (или хотя бы ее подобие) – поменять местами два каких-нибудь элемента. Это могут быть буквы в слове (президент – дрезипент), буквы в словосочетании (потные руки – ротные пуки), слова в предложении (попасть с расстояния сто метров в глаз белки – попасть в сто метров с расстояния белки) и пому тодобное (Федор Конюхов – конюх Федоров). Главный секрет в применении этой формулы – быстрота. Услышал подходящую для перевертыша фразу, тут же ее перевернул – заработал улыбку («И не забудь помыть посуду и выбросить мусор!» – «Хорошо! Посуду выброшу, мусор помою!»). Конечно, 99% получающихся у тебя перевертышей окажутся бессмысленной чушью, но даже ерунда может вызывать положительные эмоции. Любая скучная новость из программы «Время» заиграет, если в ней будет участвовать дрезипент Ведмедев.
2. Новое слово в…

Сотни фразеологизмов, которыми ты постоянно пользуешься, настолько затерлись от употребления, что ни ты, ни твои собеседники не замечают их. Сдуй с них пыль, заменив одну из износившихся деталей на новую. Вместо «беситься с жиру» говори «беситься с холестерина», вместо «метод кнута и пряника» – «метод кнута и пиццы», вместо «склеить ласты» – «склеить лыжи (ботинки фирмы «Скороход»)». Обрати внимание: чем более уместна замена, тем веселее получается. Если ты заменишь в выражении «божий одуванчик» название цветка на «бао­баб», особенно забавно это будет звучать в случае, когда размеры старушки приближаются к габаритам упомянутого дерева.
3. Как слышится?
Прямой смысл слов и выражений – богатое поле для шуток. («Как ты после вчерашнего?» – «Как огурчик! Зеленый, и на груди появились какие-то подозрительные пупырышки».) Суть этого метода – не обращать внимания на контекст и обстоятельства, а сосредоточиться на какой-нибудь одной, пусть и не очень значимой детали («Подержи дверь» – «Думаешь, если ты отпустишь, она куда-нибудь убежит?»). Прислушайся к повседневной речи – ты диву дашься, сколько поводов для подобных глупых шуток скрыто почти в каждой фразе («Ты опять опоздал на два часа! Как это называется?» – «Гм… Сдаюсь. Ну и как это называется? Первый раз слышу эту загадку!»).
4. Да побольше, побольше!
Если ты внимательно нас читаешь, то наверняка заметил, что мы уже сорок миллиардов раз использовали в нашем журнале прием комического преувеличения. Как заметил однажды комик Билл Косби, в математике 1 + 1 = 2, в юморе 1+1 = 11 («Давно нас ждешь?» – «С сентября. 1989-го года»). Ты и так частенько привираешь, сделай еще шаг и начни врать в квадрате: «Я так испугался этого шороха, что даже мои соседи поседели!» Кстати, формула «что даже соседи чего-то там» довольно продуктивна. Запомни ее и применяй при каждом удобном случае («Я в тот день так напился, что даже мои соседи встали наутро с головной болью». «Он столько весит, что даже его соседям пришлось сесть на диету»).
5. Оригинал штампа
Еще один алгоритм построения шутки – перевернутое с ног на голову клише: пословица, изречение, цитаты из песни или фильма и т. д. Это не самый простой из способов (придется напрячь воображение), но и не самый сложный (у тебя есть печка, от которой следует плясать). В начале шутки ты берешь для разбега известное всем клише, затем, оттолкнувшись от него, прыгаешь и приземляешься совсем не там, где тебя ждали.
«Я готов отдать правую руку, лишь бы научиться играть на гитаре!»
«Я готов отдать правую руку, лишь бы стать инвалидом!»
«Я готов отдать правую руку, лишь бы стать левшой!»
«Я готов отдать правую руку. У меня их все равно три».
Уверены, ты и дальше сможешь продолжить эксплуатацию этого клише одной левой.

Остроумие для ленивых

Как прослыть весельчаком, не придумывая шутки.
Цитируй
Как заметил однажды Михаил Жванецкий, «Одна употребленная к месту цитата стоит десяти рассказанных не к месту анекдотов». Заучи десяток цитат, например из «Двенадцати стульев», и поджидай удобного момента. Коллега появился на работе в обновке? Подойди к нему и объяви во всеуслышание: «Начать карьеру многоженца без дивного, серого в яблоках, костюма было невозможно». Кто-то получает нагоняй от начальства? Заметь вполголоса: «Со стороны могло показаться, что почтительный сын разговаривает с отцом, только отец слишком оживленно трясет головой».
В идеале используемая цитата не должна быть затрепанной от частого употребления («Кому и кобыла невеста»), иначе она потеряет часть своей силы. При этом желательно, чтобы хотя бы примерно угадывался источник. Хорошая цитата приносит с собой дух произведения, и в душе слушателей оживают все былые положительные эмоции, связанные с цитируемым произведением. Кстати, именно поэтому цитата из Жванецкого, с которой мы начали, не произвела на тебя особого впечатления. Ну и еще потому, что мы сами ее придумали.

Рассказывай анекдоты

Попали как-то на необитаемый остров француз, немец и Михаил Жванецкий. И стали они соревноваться, кто лучше расскажет анекдот. Дошла очередь до Жванецкого, он и говорит: «Один рассказанный к месту анекдот стоит десяти употребленных не к месту цитат». Да, как ни крути, но более надежного способа заполучить репутацию шутника и юмориста, чем травля анекдотов, нет. Это ничего, что не ты их придумываешь. Невозможно без симпатии относиться к тому, кто тебя смешит. Гнев можно вызвать, только если окажется, что ты забыл концовку анекдота.
Говори с акцентами
Любая скучная фраза, сказанная с эстонским акцентом, вызовет улыбки окружающих, если, конечно, ни говорящий, ни окружающие не эстонцы («Пер-редайтэ мне, па-ажалуста, со-ол, да поб-быстрэе»). Не хуже и прочие «веселые» акценты: грузинский («Слишь, сол, пэрэдай, да?), еврейский («Я имею попросить вас соль. Да ну шо ви мне суете? Ну это прямо смешно, а не соль!»), эскимосский («Моя соль просить, спасибо говорить!»). Возможно, впрочем, последний пример был китайский.

Когда поют лопаты

Почему они не смеются твоим остротам, а только угрюмо сопят, тщательно избивая тебя ногами?
Ты не был первым
Поверь, если человека зовут Слава и ему больше десяти лет, он уже две тысячи раз слышал шутку про «Славу КПСС». Ни одна Света не улыбнется, если ты состришь что-нибудь вроде «спать при Свете». Реакцию Анатолия Вассермана на твой каламбур про «реакцию Вассермана» угадать тоже несложно. Тебе пришла в голову шутка? Прекрасно! Но, прежде чем выложить ее, на секунду задумайся, насколько она будет нова для слушателя.
Ты знаешь больше, чем другие
Расскажи своей бабушке такой случай из выдуманной нами твоей жизни: «Был недавно в китайском ресторане. Спрашиваю у официанта: «А Wi-Fi у вас есть?» Он ушел, потом приходит и говорит: «Вай Фай – сегодня выходной, но есть его брат Вай Вэнь». Если твоя бабушка рассмеется, она просто очень тебя любит. Помни: если хотя бы один из ключевых элементов шутки будет неизвестен слушателю, анекдот развалится как карточный домик, построенный из песка.

Ты переусердствовал

Многие слабые шутки были приняты на ура и в хорошем смысле слова подняты на смех только потому, что прозвучали неожиданно. Юмор должен выглядеть спонтанным. Никогда не подготавливай аудиторию, что сейчас вылетит птичка («Ух ты, какую я шутку придумал! Закачаетесь! Слушайте…»). Заблаговременно просить прощения и оправдываться тоже не следует («Анекдот, конечно, довольно дурацкий, но мне понравился. В нем затронута тема извращенного секса с животными, так что заранее извиняюсь перед присутствующими тут дамами и животными. Так вот…»).

Если шутка провалилась, самое худшее, что ты можешь сделать, – это судорожно вспоминать следующий анекдот («На этот раз точно смешной!»). Он может оказаться еще хуже. Но самым трагичным финалом будет, если ты начнешь обвинять собеседников в отсутствии чувства юмора и приправишь обвинение подробным анализом соли шутки. Благодаря подобному поведению несмешные клоуны становятся мертвыми клоунами.

4 теории юмора

Теория Вайсфельда
Юмор – инструмент для создания альтернативных реальностей. Наши шутки – это та же возня животных, только еще более упрощенная. Имитация имитации жизни. Мы проверяем реакции других людей без физического вовлечения их в конфликт: «Ну как ты думаешь, где я был до трех ночи? Ходил в бордель с нашей медсестрой и ее подругой стюардессой!»
Теория Фредриксон
Юмор необходим для улучшения контроля над эмоциями. Шутка – это опрокидывание реакции существа на стресс: «Тебе тут пиццу принесли. Но мы ее съели! Ха-ха!» Развитая психика требует быстрого перехода, например, от злобы к счастью, потому что застревание в какой-то одной эмоции делает тебя уязвимым. Низшим животным, а также некоторым охранникам, добавим мы, переходы в новое состояние даются тяжело.
Теория Оурена – Бачоровски
Для блага эволюции двое взрослых должны быть генетически несхожи: только так они смогут выдать хороший ассортимент потомства. Однако разница в генах (а значит, в цвете глаз, кожи, сосков и пейсов) может отпугивать: второй организм воспринимается как чужой. Значит, должен быть механизм закрепления симпатии, отличный от внешней привлекательности. Таким механизмом становится «эмоциональная петля»: первый шутит, второй счастлив, первый счастлив, что второй счастлив, и т. д. Шутки над необидчивой женщиной – хороший цемент для отношений («Милый, а змеи спят с открытыми глазами?» – «Не знаю, я же позже тебя встаю»).
Теория Малкея – Миллера
Эти двое считают, что юмор – механизм не привязывания, а выбора партнера. Оба признают, что выбор в сексе всегда за женщиной, поэтому шутить обязан мужчина. При этом Малкей считает, что юмор – продукт демонстративной агрессии, он призван унизить самцов-конкурентов на глазах у самок: «Сань, это не ты печатал про самолечение триппера – там на принтере осталось?» Ну а добряк Миллер пишет, что шутка не должна быть именно обидной, юмор просто знак хорошей интеллектуальной формы, а значит, качественных генов. Похоже, его теория, в кои-то веки учитывающая характер людей, а не горилл, – самая правильная.

Школа LOLa. Как стать одним из двух миллионов самых веселых парней в Интернете.

Прокат плакатов

Люди любят картинки. Но если ты не умеешь ни рисовать, ни пользоваться фотошопом, то сыграть на этой людской слабости можно с помощью популярного жанра – «демотиваторов». Дикая смекалка и наркотики-стимуляторы не понадобятся. Когда-то в первые месяцы своего возникновения демотиваторы были пародией на мотивационные плакаты, но сейчас границы жанра размылись и твоя задача упростилась. Берешь картинку и придумываешь к ней короткую подпись. Или наоборот. Образцы и инструментарий ты найдешь на сайте demotivators.ru.
Акула клавиатуры
Один из самых легких способов отточить свое остроумие – стать сетевым критиком. Иди в кино на свежий, еще мало кем виденный отстой (лучше на российские фильмы – не прогадаешь), а потом с расстановкой и смаком начинай его уничтожать словом. Ругательные рецензии обожают все. А врожденным остроумием, чтобы добиться уморительного результата, обладать необязательно: особо идиотские фильмы вызывают хохот, когда ты просто пересказываешь сюжет (из последних примеров – «Цветок дьявола» и «Мантикора»).
Байкортостан
Подлый, но почему-то действующий метод веселить народ – выдавать байки за реальные случаи из своей жизни. Диалоги с несуществующими тупыми клиентами, подсмотренные случаи с вымышленными идиотами, высосанные из пальца разговоры в «аське» – этим хламом полон (и преуспевает!) сайт bash.org.ru. Если держать историю в рамках реализма, дактилоскопия и эксгумация не выявят подделку. А смешно будет всем.

Блог: ловля блох

Если ты ведешь блог, не допускай типичных ошибок:
1. Мат и грязные словечки способны оживить даже самый бестолковый текст. Но чтобы владеть ими виртуозно, надо иметь два диплома лингвиста-осквернителя. Не пытайся повторить это, не имея должной квалификации или долгой практики.
2. Использование подонковского сленга является признаком имбецилии, а не остроумия (как остроумно полагают имбецилы).
3. Нет ничего дурного в том, что ты показываешь друзьям полюбившиеся анекдоты и прикольные видео. Но с вирусными рекламными роликами будь осторожнее: многих людей раздражает реклама, даже если она «глядите, какая прикольная!».
4. Увеличение числа смайлов в посте не повышает его остроумия и даже сильно притупляет его восприятие. Самые смешные шутки в мире произносятся с серьезным лицом.

У кого мы собезьнничали юмор

Еще в 1932 году психолог Ф. Гудинаф выяснил, что чувство юмора – навык врожденный, а не перенимаемый у взрослых, как речь или привычка курить после секса. Слепоглухонемые младенцы в его опытах смеялись от щекотки наравне со здоровыми. Но так как у ученых в то время не было ни сегодняшних денег, ни ложного ощущения значимости их работы, идеи Гудинафа должного развития не получили. Серьезные теории о происхождении юмора появились лишь в конце XX века. Причем выдвинули их этологи – исследователи поведения животных. Так, например, Дж. Панксепп в 1998 году описал чувство юмора у обезьян, псовых, медведей и даже, на удивление, у крыс. Конечно, юмор в этом случае нужно понимать в широком смысле: вряд ли обезьяна способна оценить комизм ситуации, когда к ней в банк на собеседование придет человек в разных носках. Однако все эти животные способны к шуткам двух типов. Во-первых, пик-а-бу – это когда одно животное пугает другое, делая вид, что собирается его съесть, а потом «смеется» над страхом жертвы. Во-вторых, публичное унижение – когда один самец сталкивает с ветки или подминает под себя другого, а потом: да ладно, серый, ты че, обиделся? Причем, если обезьяны равны по статусу, жертва имеет право на ответную «шутку», а обидчик не должен обижаться. То есть обязан поддаться, когда в следующий раз будут валить уже его.

Как выяснил еще один этолог, Дж. Гэмбл, такой скудный запас острот объясняется лишь отсутствием речи. Как только горилл или шимпанзе обучали языку жестов, они тут же начинали шутить гораздо тоньше (по обезьяньим меркам). Например, обманывали других обезьян – мол, под камнем спрятана еда, – а потом с довольным уханьем наблюдали, как те надрывают свои безволосые зад­ницы, поднимая валун. Кроме того, глазастые зоопсихологи Ван Хоф и Пройшофт обнаружили у обезьян и крыс два типа реакции на шутки.
Оскал (губы закатаны, зубы обнажены и плотно сжаты) – что-то вроде улыбки, которую выдают объекты розыгрыша. Интересно, что оскал в более широком смысле – это сигнал подчинения. Поэтому аналогами оскала в мире людей нужно признать не только фразу «Ха-ха, ну конечно!», но и «Вы такой остряк, Пал Палыч!»
Игровое лицо (рот открыт, губы вытянуты, дыхание становится частым) – прообраз смеха. Животные используют его, чтобы различать игру и реальность. В детстве, когда детеныши обучаются, они часто затевают драки, возню и погони. Если взрослый бежит за тобой и смеется – это игра. Если сосредоточен – видимо, на горизонте хищник и драпать надо по-настоящему. Панксепп, кстати, выяснил, что звери «без юмора», выращенные серьезными особями (не умеющими показать игровое лицо из-за травм или намордника), менее приспособлены к жизни, хуже решают задачи и справляются со стрессом.

Чего хохотят женщины

И последний научный факт, без которого мы просто не можем приступить к параду шуток и острот, которым на самом деле (хоть это пока и неочевидно) и является наша стать­я. Точнее, не совсем факт, а результат пары экспериментов, поставленных антропологами Э. Бреслером и Дж. Грингроссом. Независимо друг от друга эти двое ставили опыты на женщинах (сплошь сексапильных) и мужчинах разных возрастов, статусов и внешних данных. Поскольку на главном требовании эксперимента – чтобы все женщины были еще и голыми – ученым настоять не удалось, проходил он так. Мужчинам, заполнявшим обычные анкеты, как на сайтах знакомств, присваивался статус в зависимости от уровня дохода, образования и внешности. Эту оценку статуса женщинам не показывали, однако анкеты они могли читать свободно. Кроме того, у каждого мужчины на руках была автобиография, написанная профессиональными юмористами. Типы юмора разнились: туалетный, шовинистический, самобичевательный, обидный для других мужчин и т. п. – всего восемь видов. Проходя через строй женщин, мужчина зачитывал свою «автобиографию» и получал итоговую оценку сексуальной привлекательности. Потом то же самое повторялось наоборот. Если не считать банальных выводов типа «чувство юмора очень важно для знакомств», Бреслер и Грингросс выяснили следующее.

Мужчинам не нравится, когда женщина шутит сама

Возможно, воспринимая их как конкуренток («Может, она и сексом сама будет с собой заниматься, и… котлеты есть?»), участники опыта занижали баллы самым смешным рассказчицам. А если кого и называли очень привлекательными, то хохотушек, которые активнее всего смеялись во время первой стадии. Так что женщины могут вообще не шутить. Но, к счастью, они и не умеют, ха-ха!

Почти не имеет значения, как шутит мужчина

Максимальные оценки, независимо от статуса, получили счастливчики, которым попалась «просто смешная» автобиография. Нейтральный юмор, без ярко выраженного объекта шуток, без пошлости и фиксации на какой бы то ни было теме, повысил сексапил мужчины в глазах женщины. Все остальные типы юмора сработали заметно хуже. Но, что удивительно, разницы между ними считай что не было: туалетный юмор понравился почти такому же числу женщин, как и высоколобый. Хотя было одно исключение, которое заслуживает отдельного абзаца.
Самобичевание работает, только если ты и так уже крут
Старый совет «Если не можешь смеяться больше ни над чем, смейся над собой» может оказаться убийственным для мужчин с низким статусом. Если женщина в опытах Грингросса знала, что перед ней неудачник, самобичевательный юмор («Если есть деньги, я люблю зай­ти в шикарный ресторан и заказать большую порцию макнаггетсов») только снижал привлекательность мужчины в ее глазах. Однако если она знала заранее – из анкеты – о весомых и звонких достоинствах визави, лузерские шутки работали на уровне нейтральных. То есть наилучшим образом.

0 комментариев

«Смехотворство» — устаревшее слово и его значение для нас может быть неясно. Почему апостол Павел, говоря о поведении, непристойном для христиан, упоминает смехотворство вместе со сквернословием и пустословием?

Ефесянам 5:4:

Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны , а, напротив, благодарение.

Апостол, по вдохновению от Бога, пишет, что некоторые поступки не приличны* христианам. Слова «сквернословие»** и «пустословие»*** нам должны быть понятны: первое — это грязная речь, пересыпанная руганью и непристойностями; второе — набор глупостей; речь, лишённая смысла.

Словом же «смехотворство» переводится греческое ευτραπελια (eutrapelia), которое состоит из двух корней — ευ (eu — хорошо, благо) и τροπή (tropē — вращать, возвращать, обращать). Представьте себе человека, который всегда готов на колкость ответить колкостью, на вульгарную шутку — ещё более вульгарной; такой человек хорошо возвращает весь негатив собеседнику, умеет за себя постоять — по мирским понятиям. Апостол призывает христиан воздерживаться от такого поведения.

Обратим внимание, что в греческом тексте вообще не упоминается смех: ничто в тексте первоисточника не говорит о том, что христиане не могут от души посмеяться над хорошей шуткой; ничто не указывает, что христиане не могут высмеять собеседника — апостол желает, чтобы наша речь была исполнена смысла, чиста, — и, чтобы, случись нам пошутить, — шутки тоже были бы чисты и не имели бы целью причинить собеседнику боль или вызвать у него раздражение.

*) Не приличны (гр. ανηκοντα, anēkonta) — букв. не идут.

**) Сквернословие (гр. αισχροτης, aischrotēs) — непристойная, грязная речь.

***) Пустословие (гр. μωρολογια, mōrologia) — глупости; глупая речь.

По-украински: Що це за «жарти»? (До Ефесян 5:3-4)

Пустословие и смехотворство

Владимир Корчагин написал(а): =СМЕХОТВОРСТВО — Андрей Горбунов – «Глумление над истиной — черта последних времен»
=Легкое, непринужденно-поверхностное отношение к жизни — болезнь нашего времени,- пишет священник Андрей Горбунов в издании «Русь православная». Беззаботный и самоугождающий «стиль жизни» становится нормой: повсюду наблюдается отсутствие серьезности, глубины, особенно в среде избалованных, эгоистичных и пустых молодых людей. Ярким проявлением этого духа является насмешливость, которая распространена настолько широко и стала настолько привычной, что уже давно не воспринимается как нечто греховное.
Сюда можно отнести и дурашливо-развязные высказывания всевозможных ведущих, и изыскания пародистов, бытовые анекдоты. Смех используется и политическими деятелями для того, чтоб облегчить принятие себя слушателями, зрителями, избирателями.
О каких бы вещах ни шла речь в разнообразных программах и текстах электронных и печатных СМИ, и не только молодежных, — все непременно сдабривается смешком, ерничаньем. Причем смех этот особый: не добрая улыбка, не умная ирония, не «смех сквозь слезы» и даже не уничтожающий сарказм. Это тупой, бессмысленный смех над тем, что на жаргоне называется «прикольно».
Вставить кольцо в пупок — «прикольно». Старушка упала — «прикольно». Кому-то голову размозжили, так что мозги брызнули во все стороны — тоже «прикольно».
Смех, которым смеются перед ТВ, в театрах, на концертах, на пирушках и вечеринках, которым легко осмеивают ближних, издеваются над слабостями и достоинством человеческим, над совестью и над грехами, все это — симптом болезни духа, греховная страсть.
К сожалению, насмешливость довольно широко распространена ныне и в церковной среде.
И даже среди священнослужителей, монахов, воспитанников (как и преподавателей) духовных учебных заведений, а также среди современных «богословов».
Последние умудряются использовать смех даже при изложении православного вероучения, для «лучшего усвоения» лекционного материала.
Любят посмеяться «современные богословы» над ревнителями благочестия, выступающими против личных кодов и др-х проявлений апостасии, насмешливо называя их «иннэнистами» и «эсхатоложниками».
Глумление над истиной — черта последних времен. Как говорил западный религиозный философ Кьеркегор (1813-55): «Если бы Христос пришел в наше время, Его бы не предали смерти, а просто высмеяли бы».
Было время, когда мученики умирали, свид-льствуя принародно о правде Божией. Нынешняя же идеология унизила и высмеяла чел-ка, чтобы уничтожить истину. Так в советские годы пытались убить смехом религию, выпуская юмористические журналы «Безбожник» и «Антирелигиозник».
Гитлер говорил: «Некоторых я предпочитаю не делать мучениками. Мне довольно выставить их как грубых преступников. Я срываю с них маску благопристойности, и если этого оказывается недостаточно, показываю их перед всеми смешными и ничтожными».
За этими декларациями нельзя не услышать голос Ницше, любимого писателя Гитлера, который в своем «Анти-христе» так обращается к «богословам», т.е. к верующим во Христа: «Неужели вы думаете, что мы дадим вам стать мучениками за вашу ложь?» (здесь говорит сам диавол, представляя истину ложью, а мучеников — преступниками).
«Блажены изгнанные правды ради, — утешает нас Господь, — Блаженны вы, когда будут вас гнать и всячески неправедно злословить за Меня». Христос ублажает не смеющихся, но плачущих, говоря: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». А насмешникам грозно предрекает: «Горе вам, смеющиеся ныне, ибо возрыдаете и восплачете»…
Заплачете, потому что увидите, что приложили Богом данную способность радоваться не к тому, к чему должно ее приложить, но к тому, что достойно муки. «Производители смеха в будущем веке постыдятся и во время веселия праведных восплачут и возрыдают» (святитель Димитрий Ростовский).
Православный психиатр Н. Гурьев действие смеха сравнивает с действием перевернутого бинокля на рассматриваемые предметы: они отдаляются и уменьшаются. Все, на что направлен смех, делается менее значащим, и отношение к нему становится более легким. Смех равно умаляет и добро, и зло.
Если посмеяться над чем-нибудь хорошим, то оно вроде перестает быть хорошим и трудиться ради его обретения не имеет большого смысла.
Если смех обращается на зло, то и оно (зло) делается маленьким, безобидным, совсем не страшным, не стоящим не только того, чтоб с ним бороться, но даже и того, чтоб от него отстраняться или просто опасаться.
Что несет в себе смех? — Во-1-х, смешливый чел-к, вольно или невольно, резко обедняет себе жизнь, вычеркивая из нее серьезные горести и большие радости,- все мелко, все никчемно, ничто не стоит серьезного отношения.
Во-2-х, чел-к временно облегчает себе жизнь, ибо все мелкое и незначащее воспринимается легче.
И, наконец, в-3-х, насмешливый чел-к, умаляя своей насмешкой окружающее, иллюзорно возвеличивается в собственных глазах.
В соединении со снисходительностью, насмешливость образует черту характера, которую принято называть ироничностью, которая с усмешкой констатирует малость и незначимость всего происходящего по сравнению с мечтательным «величием» ироничного чел-ка.
Насмешливость (ироничность, смехотворство и юмор) сопровождается ощущением духовной опустошенности.
Чел-к после приступов смеха делается доступнее для любых отрицательных воздействий, делается легко ранимым. Поэтому давно замечено, что за смехом, особенно у детей, следуют слезы.
Оборотная сторона насмешливости — отчужденность. «Едкий» смех — не от Бога. Язвительная улыбка, сарказм остроты, это — пародия на евангельскую соль мудрости. Предел духовной нечистоты смеха — «гомерический хохот», гоготание…
«Шутку, — отмечает архимандрит Рафаил (Карелин), — чаще всего рождает не доброта, а нечто совсем противоположное: превозношение и садизм; унижая чел-ка в шутку, мы под видом добродушной игры доставляем удовольствие своему жестокому сердцу. Поэтому шутка выключает чел-ка из духовной жизни». Шутка — это создание ложного мира, мира карикатуры, а значит — демонического, — потому что отец лжи — диавол.
«Есть два смеха: светлый и темный, — рассуждает об этом арх-скоп Сан-Францисский Иоанн (Шаховской). — Их сейчас же можно различить по улыбке, по глазам смеющегося. В себе его различить можно по сопровождающему духу: если нет легкой радости, тонкого, мягчащего сердце веяния, то смех — несветлый. Если же в груди жестко и сухо, и улыбка кривится, то смех — грязный. Он бывает всегда после анекдота, после какой-нибудь насмешки над гармонией мира. Искривляемая гармония мира искривляет душу чел-ка, и это выражается в искривлении черт лица».
По учению Святых Отцов, бесчинный смех — знак сластолюбивого сердца, души слабой и немужественной.
Смех рождается от беса блуда, от тщеславия, дерзости и пресыщения; смех расточает собранное в душе добро, удаляет от благодати Господней, убивает память смертную, производит забвение Страшного Суда.
«Ничто не делает нас столько сообщниками мира, и живущих в мире, и тех, которые в мире преданы пьянству и блуду, и не удаляет нас столько от сокровищ премудрости и познания тайн Божиих, как смехотворство и дерзновенное парение мыслей», — наставляет преподобный Исаак Сирин.
По его словам, «остроумие речей остужает в душе горячность любви ко Христу» («Слова подвижнические», слово 68).
«Если ничто так не согласно со смиренномудрием, как плач, — учит преподобный Иоанн Лествичник, — то, без сомнения, ничто столько не противится ему, как смех» («Лествица», слово 7-е).
Если чел-к блюдет себя, благоговеет перед тайной жизни, то он будет блюсти как всю свою жизнь, так и свой смех. Даже свою улыбку он соблюдет перед Богом. И все у него будет чисто и ясно.
http://www.evangelie.ru/forum/t12644.html

-тема не о том, чтоб таскать на себе маску постного лица, — а о том, «чем мы (во Христе) живём, на чём сосредотчены, во что нацелены? чего жаждем достичь», соработничествуя Господу, соработничествуя в Деле Господнем, которое есть полное разрушение дел дъявола среди людей, среди всего человечества, ДОКОЛЕ последний не истребится враг — СМЕРТЬ. ….

И смех и грех

Смотреть что такое «И смех и грех» в других словарях:

  • смех и грех — (И) смех и грех И смешно и печально … Словарь многих выражений

  • и смех и грех — нареч, кол во синонимов: 13 • и в цирк ходить не надо (20) • и смех и горе (13) • потеха … Словарь синонимов

  • И смех и грех. — И смех и горе. И смех и грех. См. СМЕХ ШУТКА ВЕСЕЛЬЕ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • смех и грех (горе) — Разг. О чём. л. трагикомичном, одновременно и смешном, и грустном. ФСРЯ, 438; БТС, 227; Глухов 1988, 60; Мокиенко 1990, 149; Верш. 6, 294; Жигулоев, 261 … Большой словарь русских поговорок

  • СМЕХ — муж. хохот, невольное, гласное проявление в человеке чувства веселости, потехи, взрыв веселого расположения духа; но есть и смех осмеяния, смех презрения, злобы и пр. У него смех весьма простодушный. Смех есть среднее выражение между улыбки и… … Толковый словарь Даля

  • ГРЕХ — муж. поступок, противный закону Божию; вина перед Господом. Наследный грех. Кто грешит, тот раб греха. Грехи любезны, доводят до бездны. | Вина или проступок; ошибка, погрешность; более грешок, грешки. За ним есть этот грешок, водится грех. Плохо … Толковый словарь Даля

  • грех — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? греха, чему? греху, (вижу) что? грех, чем? грехом, о чём? о грехе; мн. что? грехи, (нет) чего? грехов, чему? грехам, (вижу) что? грехи, чем? грехами, о чём? о грехах 1. Для верующего человека грех… … Толковый словарь Дмитриева

  • смех — сущ., м., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? смеха и смеху, чему? смеху, (вижу) что? смех, чем? смехом, о чём? о смехе 1. Смехом называются прерывистые горловые звуки, которые издаёт человек в состоянии веселья, радости, удовольствия и т … Толковый словарь Дмитриева

  • СМЕХ — СМЕХ, смеха (смеху), мн. нет, муж. 1. Короткие и сильные выдыхательные движения и открытом рте, сопровождающиеся характерными прерывистыми звуками, возникающие у человека, когда он испытывает какие нибудь чувства (преим. при переживании радости,… … Толковый словарь Ушакова

  • грех — а; м. 1. В христианском вероучении: нарушение действием, словом или мыслью воли Бога, религиозных предписаний, правил. Покаяться в грехах. Замолить г. Впасть в г. Отпущение грехов. Вводить кого л. в г. (принуждать согрешить). Брать г. на душу… … Энциклопедический словарь

Друзья, предлагаем вашему вниманию подборку самых неординарных вопросов священникам из сервиса православной социальной сети Елицы “Вопросы батюшке”.

Греховное мытье

– Здравствуйте батюшка. У меня такой вопрос. Является ли греховным мыться в бане в православные праздники, например в Троицу?

Отвечает Иеромонах Макарий (Маркиш):
– Тут много факторов: какая баня, с кем моетесь, что пьете, и сколько, чем и как закусываете, что потом делаете… При чем тут праздники – не знаю.

Пиджак искуситель

– Будет ли грехом, если я даю надевать, когда холодно, девушкам свой пиджак?

Отвечает Иеромонах Макарий (Маркиш):
– Смотря насколько холодно, каким девушкам, и не ворованный ли пиджак.

Берегите здоровье!

– Здравствуйте батюшка! Обязательно ли мужчине снимать головной убор когда осеняешь себя крестным знамением? Вне храма конечно.

Отвечает Священник Алексий Анисимов:
– Желательно. Но не тогда когда мороз под 30 и можно уши обморозить))).

Работа не волк

– Можно ли работать в огороде до праздника Благовещения?

Отвечает Иеромонах Макарий (Маркиш):
– Нельзя – ни до, ни после, ни во время. Почему? Потому что в Церкви каждый день – какой-нибудь праздник!

Страшная история про кладбище

– У меня вопрос нужно ли ходить на Пасху на кладбище и катать яички по могиле и поминать усопших?

Отвечает Иеромонах Макарий (Маркиш):
– Сложный вопрос, и в чем-то даже интимый… Но, даже если речь идет о яйцах, всё равно не могу взять в толк: зачем их катать на могиле?…

Тушить или не тушить?

– Одна прихожанка сделала замечание, сказала, что нельзя “задувать” свечи, а я ответила, что суеверие -это грех, подскажите, пожалуйста, как правильно тушить догоревшие свечи и можно ли зажигать их от лампадок?

Отвечает Иеромонах Макарий (Маркиш):
– Вопрос глубокий… В Московской Духовной Академии со следующего года открывают отделение свечегашения. Но предупреждаю: там будет очень большой конкурс, так что подготовку к экзаменам начинайте сейчас.

Величайшая солидарность

– В пятницу распяли Христа. Правда ли, что в этот день нельзя работать, трудиться, делать ремонт к примеру в квартире?

Отвечает Протоиерей Андрей Самаркин:
– В Великую пятницу, желательно быть на службе. Если же Вы имеете ввиду пятницу каждой недели, то рассудите сами, разумно ли столько дней сачковать? Тогда уж и среду надо захватить, ведь в среду Христа предал Иуда. Итак: в среду и пятницу нельзя работать, суббота и воскресение законные выходные, а понедельник день тяжёлый. Вот у нас и получилась религия для лентяев.

Эвтаназия животных

– Здравствуйте, подскажите, бывает ли эвтаназия животного, допустима или это такой же грех, как и в случае с человеком?

Отвечает Иеромонах Макарий (Маркиш):
– На этот вопрос лучше всего искать ответа, когда будете закусывать шашлыком или ветчиной.

Примечание. Перенося на животный мир понятия, присущие только человеку (в данном случае – из-за чисто словесного сходства), мы поневоле переносим на человека реалии, присущие животному миру. Что и наблюдается ежедневно.

Молитвы за животных

– Можно ли молиться за кота? И вообще за животных?

Отвечает Священник о.Иоанн Спасск:
– Если животное заболело, то можно просить о том, чтобы Господь исцелил или чтобы животное не мучалось. Научитесь молиться о людях, тогда просьба о животных также будет услышана.

Невиданная жестокость

– Здравствуйте, батюшка, из детства всплыли воспоминания, как я жестоко давила ногой большое количество улиток. Надо в таком каяться на исповеди?

Отвечает Священник Василий Краев:
– Безусловно, в жестокости нужно исповедоваться.

Освящение кота!?

– Скажите можно ли поить домашнего кота святой водой, т.к он бывает временами слишком активен. не будет ли это грехом? Спасибо.

Отвечает Иеромонах Макарий (Маркиш):
– Прошу пояснить, на чем основано Ваше соображение о возможной греховности преподания святой воды домашнему коту.

Примечание. Специалисты в таких случаях рекомендуют умыть ему морду лица. Другая альтернатива – подыскать ему подходящую домашнюю кошку.

С кем не уживаются ангелы?

– Говорят, что в квартире где есть собака ангелов нет. Почему?

Отвечает Священник о.Иоанн Спасск:
– ))))) Много чего говорят. А когда собака спасает жизнь человеку? Не слушайте басен.

Вопрос насущный

– Отец Андрей, работаю инженером, являюсь охотником. В этом году был на охоте один раз и то убил только ноги. Вопрос у меня в частности к церкви как церковь относиться к спортивной охоте и охотникам.

Отвечает Протоиерей Андрей Ткачев

У вас есть вопросы? Задайте их священникам в сервисе православной соцсети “Елицы” – “Вопросы батюшке”.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *