Смех не грех

См. также грехов.
В Википедии есть страница «грех».

Русский

В Викиданных есть лексема грех (L102790).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. грех грехи́
Р. греха́ грехо́в
Д. греху́ греха́м
В. грех грехи́
Тв. грехо́м греха́ми
Пр. грехе́ греха́х

грех (дореформ. грѣхъ)

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 3b по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -грех- .

Произношение

  • МФА: ед. ч. (файл)

    мн. ч.

Семантические свойства

Значение

  1. религ. нарушение (действием, словом, мыслью) воли Бога, религиозно-нравственных предписаний, правил ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. перен. предосудительный поступок ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. в знач. сказуемого, неизм. грешно, нехорошо ◆ Уж мне грех тебя оставить; вот тебе мужицкое платье: скинь-ка свой балахон… М. Ю. Лермонтов, «Вадим», 1833 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. прегрешение, проступок

Антонимы

  1. благодеяние

Гиперонимы

  1. нарушение
  2. поступок

Гипонимы

  1. ложь, убийство, воровство, богохульство

Родственные слова

Список всех слов с корнем «грех-/греш-»

  • фамилии: Грехов
  • существительные: безгреховность, безгрешность, безгрешие, грех, греховность, грехопадение, греховодник, греховодница, грешник, грешница, грешность, многогрешность, небезгрешность, негреховность, непогрешимость, непогрешительность, огрех, погрешение, погрешность, прегрешение, согрешение
  • прилагательные: безгреховный, безгрешный, греховный, греховодный, грешный, многогрешный, небезгрешный, негреховный, непогрешимый, непогрешительный, погрешный
  • глаголы: греховодничать, грешить, догрешить, нагреховодничать, нагрешать, нагрешить, погрешать, погрешить, прегрешать, прегрешить, сгреховодничать, согрешать, согрешить
  • наречия: безгреховно, безгрешно, греховно, грехом, грешно, многогрешно, небезгрешно, негреховно, непогрешимо, непогрешительно

Этимология

Метаграммы

  • грек

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • греха не оберёшься
  • грех жаловаться
  • и смех, и грех
  • нечего греха таить
  • от греха подальше
  • с грехом пополам
  • семь смертных грехов
  • смертный грех
  • стыдно сказать, а грех утаить
    • стыдно признаться, да грех утаить
    • стыдно сказать — грех утаить
    • стыдно сознаться — грех утаить
    • стыд сказать — грех утаить
  • брать грех на душу
    • не брать грех на душу
    • не брать греха на душу
  • снять грех с души
  • прощать грехи

Перевод

Библиография

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить примеры словоупотребления для всех значений с помощью {{пример}}
  • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Сербский

грех

Существительное, мужской род.

Корень: —.

  1. религ. грех (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

  1. гријех

Ближайшее родство

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо}}
    • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
    • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»

    Хотелось бы вспомнить несколько повествований из жития Святых Отцов. Из жития, которое включало и шутку, и весёлость (из книги: Отцы-пустынники смеются).

    1 Авва Даниил славился своей мягкостью и милосердием к грешникам. Однажды, придя к больному выслушать исповедь, он увидел, что тот колеблется.- Я не настаиваю, чтобы ты исповедался, — сказал Преподобный. — Я не хочу, чтобы под влиянием страха ты принял поспешное решение. Засыпай спокойно, и если завтра утром проснёшься, позови меня.

    2. Жил в Александрии один очень богатый человек, который каждый день молился Богу об облегчении жизни бедняков. Узнав об этом, Авва Макарий послал ему сказать: «Я хотел бы обладать всем твоим состоянием». Изумлённый богач послал к нему одного из своих слуг спросить, что бы тот стал делать с таким богатством? Авва Макарий сказал:

    — Передай своему хозяину, что я немедленно исполнил бы его молитву.

    3. Авва Филимон обнаружил однажды, глядя на весело играющих на деревенской площади мальчишек, что весьма недалеко еще продвинулся по пути совершенства. Он спросил их:

    4. Пришедшему из пустыни было очень непросто проникнуть в Антиохию. В воротах стояли стражники и проверяли все товары, ввозимые в город. Однажды они остановили Авву Серапиона, когда он шёл, везя тележку, покрытую попоной.

    5. В одной деревне разнеслась весть, что в соседнем большом монастыре сменился настоятель. Тут же явился к воротам монастыря какой-то бедняк в лохмотьях и, заметив настоятеля, подошел к нему.

    6. Не раз отцам-пустынникам приходилось иметь дело с кочевыми племенами. Один из вождей такого племени пришел как-то к Авве Исаии и заявил, что он желает стать христианином.

    — Ты наполняешь радостью моё сердце, — сказал ему старец. — Но у тебя две жены. Нужно, чтобы ты отказался от одной из них.
    — Я так и сделаю, если ты, отче, укажешь мне хотя бы одно место в Писании, где осуждается двоеженство.
    — «Никто не может служить двум господам», — отвечал ему Авва Исаия.

    • Чтобы сохранить этот материал в
      избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»
    • Чтобы сохранить этот материал в
      избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»

    Главное условие, при котором можно шутить друг над другом и друг с другом сколь угодно жестко спорить, – это знание друг друга

    У нас что ни неделя, обязательно кто-нибудь кого-нибудь публично оскорбит и кто-нибудь публично оскорбится. Оскорбленными оказываются то православные, то оппозиционеры, то футбольные легионеры, то русские, то гастарбайтеры, то губернатор Петербурга – гражданами, то граждане – губернатором. А на прошлой неделе оскорбили детей-инвалидов, причем два раза. В программе «Все будет хорошо!» на телеканале «Россия» актриса Аронова сказала про детей с синдромом Дауна, что они опасны и могут убить. В программе «Болячки» на радио «Маяк» ведущие Колосова и Веселкин насмехались над детьми, больными муковисцидозом. Послушайте, может, хватит уже оскорблений? Сколько же можно всем друг друга оскорблять и всем друг на друга оскорбляться?

    Больных детей, конечно, значительно жальче, чем петербургского губернатора. И поэтому я хочу сказать вот что. На самом деле над больными детьми можно смеяться и про больных детей можно выдумывать страшилки. Только не так, как Колосова, Веселкин и Аронова.

    В Британии, например, есть множество очаровательных комедийных телесериалов, где смеются над всеми, в том числе детьми-инвалидами. Но для того, чтобы шутки над инвалидами были возможны, выполнено несколько условий. Во-первых, все автобусы в стране низкопольные и доступны для колясочников. Во-вторых, практически любое общественное пространство доступно для инвалидов. В-третьих, развита социальная инфраструктура, и даже детские летние лагеря доступны для всех, буквально для всех детей. В-четвертых, – главное! – примерно половина населения страны хоть раз побывала волонтерами и поработала с детьми-инвалидами.

    Там на радио «Маяк», когда потешались над больными муковисцидозом, в студии было четыре человека. По британской статистике, двое из них должны были бы побывать волонтерами, повидать, каково это – муковисцидоз, – и немедленно остановить расшалившихся коллег. На телеканале «Россия» в студии было человек десять. Пятеро из них (если бы дело было в Британии) должны были бы побывать волонтерами, иметь опыт общения, игры, занятий с даунятами. Но не было никого.

    Там в студии телеканала «Россия» задолго еще до бестактного и некомпетентного выступления Ароновой сидела и отвечала на вопросы женщина с девочкой-дауненком на коленях. И я уж не говорю о том, что из уст ведущих прозвучали все возможные варварские штампы (что дети-инвалиды – это наказание, что за грехи…), но никто ведь не подошел к девочке-дауненку, не взял ее на руки, не спросил ни о чем, а ведь она, вполне вероятно, умеет разговаривать и уж точно умеет быть взятой на руки. А если не хотели поговорить с девочкой или хотя бы взять на руки, то зачем приглашали в студию? Показать, как диковинного зверька?

    Главное условие, при котором можно шутить друг над другом и друг с другом сколь угодно жестко спорить, – это знание друг друга. Так я думаю. Я всерьез верю, что если бы панки знали что-нибудь о православии – не полезли бы танцевать в храм. Если бы православные знали что-нибудь об акционизме – не требовали бы драконовских сроков. Если бы актриса Аронова, как и положено актрисе, в свободное от работы время занималась благотворительностью – не несла бы жеребятину про даунят. А если бы радиоведущие Колосова и Веселкин хоть пару минут, хоть в собственном ток-шоу послушали про муковисцидоз вместо того, чтобы ржать над словами «каловые массы», то догадались бы не ржать.

    Проблема, мне кажется, не в том, что мы звери какие-то, бесперечь оскорбляющие окружающих, и не в том, что мы ранимы, как подростки, всегда готовые оскорбиться. Проблема в том, что все пишут и никто не читает. Все говорят, и никто не слушает.

    Глупый в смехе возвышает голос свой (Сир. 21, 23).

    «Не смех – зло, но зло то, когда он бывает без меры, когда он неуместен. Способность смеха внедрена в нашу душу для того, чтобы душа иногда получала облегчение, а не для того, чтобы расслаблялась»
    Святитель Иоанн Златоуст, Том 12, часть 1, беседа 15.

    Радоваться, по мнению общества, – это зачастую «ржать»

    Посидеть, пошутить, посмеяться – это ли не один самых излюбленных, простых и «бюджетных» видов досуга и снятия стресса для среднего гражданина России? Остроты и смех разряжают обстановку, располагают к себе, делают весельчака «своим» в коллективе. Без шуток и раскатов громкого хохота некоторые люди не представляют своей жизни. Кого-то излишне спокойная реакция на очередную шутку, особенно известную, показанную с экрана смартфона, даже оскорбляет. Радоваться, по мнению общества, – это зачастую «ржать».

    Архиепископ Иоанн (Шаховской) говорит, что смех бывает «светлый и темный». Определить, какой из этих типов смеха захлестывает вас, владыка предлагает, прислушавшись к внутренним ощущениям. Если нет легкой радости – значит, неизбежно будет чувствоваться какая-то тяжесть. Хороший, добрый смех, тонкое чувство юмора и добрую улыбку сегодня встретишь нечасто. Как правило, объектом шутки становится человек или его недостатки, неудача, даже грустное событие. Кого-то удивляет, что в комментариях под трагической новостью не всегда можно встретить слова соболезнования? Осуждения, обвинения и даже шутки по поводу чужого горя!

    Отказ от беспричинного веселья может заклеймить вас как человека асоциального

    В бездне Интернета дурной юмор давно занял свою нишу. Здесь можно встретить целые сообщества смеющихся циников. Надо сказать, что отказ от смеха и беспричинного веселья, принятых в «веселящемся обществе», может заклеймить вас как человека асоциального. Знакомы ли нам, христианам, ситуации, когда мы оказывались в обществе людей, взахлеб смеющихся, а нам в это время в душе было очень грустно? Архиепископ Иоанн был точен в категоричном определении «света и тьмы» в отношении смеха. Часто нам просто навязывают модель постоянного смеха, необходимости смеяться над ближним, его недостатками и неудачами. За смехом может скрываться легион человеческих пороков: ненависть, гнев, уныние, зависть, праздность, блуд…

    Ходить с мрачным лицом и отказаться от смеха совсем, превратиться в зануду?

    Диагнозы миру выставлены очень давно, и, несмотря на прогресс, нового перечня грехов не возникает – изощренностью пестрят только формы. Признаем: «темный» смех и сегодня наполняет общество. Как быть христианину, не обольститься и сделать в отношении этого правильные выводы? Ходить с мрачным лицом и отказаться от смеха совсем, превратиться в сноба и зануду?

    Со страниц Священного Писания Господь напоминает нам: Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете (Лк. 6, 25). Евангельская проповедь начинается призывом к покаянию, а одна из заповедей блаженства сообщает: Блажени плачущии, яко тии утешатся (Мф. 5, 4). На этом контрасте довольно хорошо показано отношение христианства к перманентной «смехопанораме» общества. Центром нашей радости, нашего веселья должен быть Бог. В противном случае наше стремление к смехотворству – лишь пустая праздность. В лучшем случае.

    Центром нашей радости, нашего веселья должен быть Бог

    Конечно же, шуткой всегда можно ободрить человека. Мы можем улыбнуться после богослужения, искренне обрадоваться встрече, торжеству. Да, духовная радость видна на лице, ее сопровождает полуулыбка. Но в таком состоянии человек не стремится к смеху и штукам. Он чувствует Бога, радуется о Господе – чего еще нужно?

    Наш приход служит «старым» чином и входит в число единоверческих приходов Русской Православной Церкви. Священник приезжает не так часто. Насладиться красотой ангелоподобного пения в исполнении мастеров также удается редко. На последней Божественной литургии с уст прихожан не сходила улыбка! Еще бы: мы могли сподобиться Святых Таин, в храме много детей, солнечный свет перемежался с духовным в нашем маленьком и уютном храме… Мы не смеялись. Но наши улыбки были искренними и глубокими. В такие моменты мне кажется, что у человека улыбается душа.

    Улыбается ли она во время безумного хохота от пошлой шутки? Душа в эти моменты скорее скорбит. Мы забываем, что смех стал оружием против всего здорового в мире и воротами для всего нездорового. Хочешь обесценить святыню в глазах отдельно взятого человека? Сделай это предметом насмешек. Кажется, советская власть именно так и поступала в отношении верующих: «А, дурачки какие-то! Давайте над ними смеяться, глумиться, делать смешные плакаты и сочинять анекдоты». Эта закваска никуда не ушла из нашего общества и по сей день. Хочешь, чтобы нарушение табу вошло в жизнь как обычное явление? Начни над ним подшучивать. В один миг то, что вчера считалось совершенно неприличным даже для обсуждения, сегодня становится предметом насмешек, завтра – обычным явлением, а послезавтра – объектом защиты чьих-либо «прав». Примеры из деятельности известных меньшинств будут излишними.

    Главным образцом для подражания на нашем пути к обожению является Христос. Давайте зададимся вопросом: смеялся ли Он? Как говорит нам Иоанн Златоуст и ссылавшиеся на него книжники Древней Руси, нет: «Часто бывало, что Его видели плачущим, а чтобы Он смеялся или хотя мало улыбался, этого никогда никто не видел». Сегодня с этим пытаются спорить, но против авторитета одного из вселенских учителей тяжело что-то возразить. Неужели мерность духа, тихую радость, к которой мы стремимся, возможно поддержать или сохранить с помощью эмоционального взрыва, которым является смех? Вряд ли. А вот искренняя улыбка, широкая, играющая светом на лице, являет собой подлинную радость, заряжает, дает надежду.

    Смехотворство для человека постмодерна стало наркотиком. Он упивается им, чтобы избавить себя от непрекращающихся тяжелых мук нераскаянной души. Этот алкоголь смеха играет абсолютно разными оттенками. Человек ищет его, ведь прекрати смеяться – вернутся тяжелые мысли, наступит уныние… Но у христиан-то есть способ не унывать: радоваться, непрестанно молиться и за все благодарить. Попросить Бога в моменты скорби поддержать – неужели Он откажет? Открыть грехи на Исповеди, причаститься Святых Таин. Вот она, наша христианская радость! Она напрямую зависит от Бога. Скажу банальность, но кто не замечал, что подлинное воодушевление и восторг приходят от общения с братьями и сестрами во Христе, от молитвы и чтения душеполезных книг, от совершения дел милосердия?

    Мы видим, что в устах Бога смех носит характер презрения: За то и Я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас (Притч. 1, 26). «Ад всесмехливый» из канона на Пятидесятницу символизирует поражение и осмеяние зла. Христос победил смерть, сошел во ад и спас людей. И посмеялся над отцом лжи. Прежде дьявол смеялся над людьми, над их падением. А первым известным ветхозаветным «шутником» можно считать насмехавшегося над престарелым отцом Хама.

    Смехом радости в подлинном смысле можно назвать детский смех. Дети умеют радоваться самым простым вещам, на которые мы, взрослые, смотрим порой с полным равнодушием. Вот уж у кого стоит поучиться истинной радости! Их смех не осуждает, не гневается… Он полон любви ко всему окружающему миру. Да и Спаситель ясно сказал всем нам: Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное (Мф. 18, 3).

    Закончить статью хотелось бы словами святителя Иоанна Златоуста: «Настоящая радость всегда смешана с печалью и никогда не бывает чистой… Будем же радоваться той радостью, будем стараться ее получить; а получить ее возможно, избирая не приятное, но полезное, и даже испытывая некую скорбь добровольно. Таким образом мы сможем сподобиться Царствия Небесного».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *