Смешанные браки

ТАШКЕНТ, 17 апр — Sputnik. В настоящее время в Таджикистане, как это было и в советский период, не меняется тенденция к росту числа межнациональных браков.

Как отмечает таджикский социолог София Касымова, в первые годы советской власти межнациональные и межконфессиональные браки даже приветствовались и поощрялись властями, тем более что в своем большинстве таджики интернациональным бракам не препятствовали. Первая большая волна межнациональных браков в Таджикистане пришлась на вторую половину 40-х годов XX века.

Первый канал В Таджикистан возвращались десятки тысяч участников Великой Отечественной войны и участников трудового фронта. Тысячи бойцов-мусульман приехали на родину с женами-христианками. Практически в каждом райцентре и во многих кишлаках можно было встретить уроженок европейских стран — они успешно работали в больницах, школах, учили таджикских детей русскому языку и растили своих светлоглазых и светловолосых детей.

Вторая и тоже довольно существенная волна межнациональных браков была отмечена в 50-60-е годы минувшего века, когда направленные на учебу в крупнейшие города России таджикские студенты женились на россиянках. Особенно заметно это было в среде крупных советских партийных и хозяйственных работников Таджикистана — у значительной их части жены были русскими.

© Sputnik / Михаил Маркив В этой связи очень интересна похожая на легенду история любви таджика и русской женщины — история, которую через полвека я уже могу рассказать в прессе, и именно так, как рассказал мне ее ветеран внешней разведки Таджикистана 40 лет назад, пишет Sputnik Таджикистан.

История-легенда

В 50-х годах молодой офицер, таджик, женатый на молодой русской женщине, состоял на службе во внешней разведке. Жена с ребенком жила с родителями мужа в кишлаке недалеко от Душанбе и ждала супруга из очередной длительной командировки. Но обстоятельства сложились так, что во время работы за рубежом он был по непонятным причинам арестован и попал в тюрьму строгого режима одной из центральноазиатских мусульманских стран.

Проходили долгие годы, а известий от офицера никаких не было. Не дождавшись сына, родители ушли в мир иной, но успели сказать русской снохе, чтобы не ждала их сына и выходила замуж. Так оно и произошло. В новой семье уже росли двое детей, а ее законному, живому, заточенному в тюрьме в чужой стране мужу удалось каким-то образом передать записку в советское посольство.

© Sputnik / Михаил Воскресенский И тогдашний глава советского правительства Алексей Косыгин смог договориться об освобождении разведчика. Вернулся офицер в Таджикистан больным, с серьезно подорванным здоровьем и узнал о том, что жена послушалась его родителей, вышла вновь замуж и растит детей. Услышавшая же о возвращении любимого человека русская женщина сказала новому супругу: «По-человечески правильнее будет, если я вернусь к нему».

И тот не посмел ей ничего возразить. Прожили они недолго — разведчик вскоре умер от болезни. Но все, кто знал этот случай, с большим уважением отнеслись к героям этой истории, в первую очередь к русской женщине, полюбившей таджика.

Александра из кишлака Хур

В августе 2011 года, когда я гостил у моего друга Амирали, старосты кишлака Хур в Горном Каратегине, расположенном в 10 километрах от Тавильдары, тепло принявший меня хозяин дома сказал: «Андрей, ты сегодня не один гость из России. Есть и другие, завтра познакомлю!»

© Sputnik / AlexTikhomirov Пока ужинали, подошли молодые ребята, приехавшие в отпуск к родителям с заработков в России: отработали на стройке на острове Русском на Дальнем Востоке. Рассказали, что на строительстве уникального моста и на других объектах из кишлака Хур работают более 15 человек. Поинтересовался у них — их семьи тоже в России живут?

Молодые люди отшутились: рассказали, что там почти у каждого есть подруга. Молодым людям можно было верить — в начале 2000-х, когда трудовая миграция из Таджикистана год от года росла, в стране начался тревожный, по мнению демографов, процесс. Массовый выезд молодых мужчин на заработки в значительной степени осложнил процессы создания семей — в 2010 году примерно полмиллиона молодых девушек республики испытывали сложности в поиске спутника жизни.

© Sputnik / Александр Федоров Тем временем в России заметно росло число межнациональных браков таджиков с россиянками — законных и гражданских. Выбор молодых россиянок в пользу приехавших на заработки гастарбайтеров объяснялся просто: абсолютное большинство таджиков трудолюбивы, работают честно, практически не употребляют спиртного, не сквернословят, быстро обучаются русскому языку. Точной статистики межнациональных браков таджиков на территории России нет.

Тем не менее, по экспертным оценкам, среди нескольких сот тысяч граждан Таджикистана, получивших после 2000 года российское гражданство, до настоящего времени от 40 до 60 тысяч таджиков заключили браки с россиянками. К 2013 году ситуация настолько осложнилась, что депутат таджикского парламента Саодат Амиршоева заявила, что религиозно-смешанные браки могут разрушить генофонд таджикской нации.

Sputnik Казахстан Но браки в России и в таджикских диаспорах за рубежом продолжают заключать не только таджики-мужчины. За последние 15-20 лет демографы отмечают рост числа таджичек, вступающих в браки с иностранцами, причем не только из азиатских стран, но и из стран Европы и Америки. В Таджикистане, к примеру, широко известен недавний случай, когда российский телеведущий Александр Гордон женился на 20-летней студентке из Таджикистана.

Утром следующего дня мой друг Амирали, как обещал, повел меня знакомить с другими гостями из России. Оказалось, что один из молодых мужчин, уже 6 лет живущий и работающий в Санкт-Петербурге, впервые привез в кишлак и познакомил с родителями свою законную жену Александру и детей. Молодая женщина охотно рассказала, что со своим будущим мужем познакомилась в столовой.

Отношения в семье прекрасные, подрастают двое сыновей. Она призналась, что родители и родственники мужа гостеприимно и по-доброму встретили ее и детей, с интересом смотрели фотографии из Петербурга, расспрашивали о планах молодой семьи. Александра разрешила сфотографировать ее, но только не для прессы. А на публикацию фотографии мужа с детьми дала добро. Фоном для фотографии таджик выбрал свой сгоревший автомобиль.

© Sputnik / AlexTikhomirov «Только один день смог поездить на нем — машину взорвали во время гражданской войны в 90-х годах», — пояснил он, добавив, что в этих местах Горного Каратегина шли тяжелые бои. Будут ли в Таджикистане и впредь расти межнациональные браки? По всей вероятности — да, будут. Причем не только c иностранцами из Европы и Америки, но и из Китая.

Как это скажется на структуре населения Таджикистана — такие прогнозы демографы пока не дают. Однако, по мнению известного таджикского ученого Рахмона Ульмасова, к смешанным бракам таджиков с иностранцами нужно относиться спокойно и с пониманием.

Подписывайтесь на канал Sputnik Узбекистан в Telegram, чтобы быть в курсе последних событий, происходящих в стране и в мире.

«Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им, а также вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и из числа тех, кому Писание было даровано до вас, если вы платите им брачный дар (махр), желая сберечь целомудрие, не распутствуя и не беря их себе в подруги. Тщетны деяния того, кто отрекся от веры, а в Последней жизни он окажется потерпевшим урон» (Сура «Аль-Маида», 5 аят).

В современном мире межнациональным браком уже никого не удивить. Это явление стало обыденным. Но это не значит, что в такой ситуации нет проблем и не возникает недопониманий. К примеру, вот уже во второй раз участники мусульманского дискуссионного клуба поднимают тему правильности и дозволенности смешанных браков с точки зрения ислама. На этот раз в числе спикеров были сотрудник Казанского исламского университета Абу Яхъя хазрат и имам Галиевской мечети Тимергали хазрат Юлдашев.

Что есть брак в исламе? «Брак – это моя сунна, и тот, кто отвернется от моего пути, тот отвернулся от меня» (хадис передали Аль-Бухари, Муслим).

— С точки зрения шариата, межнациональные браки полностью дозволены, без исключений. Это можно увидеть в книгах по фикху, где речь идёт про равенство, соответствие жениха и невесты, — отметил Абу Яхъя хазрат. – Что касается соответствий, то одним из параметров является национальность, происхождение. В случае различий по этому аспекту, заключение никаха напрямую зависит от одобрения опекуна. Здесь речь идёт только об арабах, а все остальные же национальности нашего земного шара друг другу соответствуют.

Немного иначе дело обстоит с межрелигиозными браками. В исламе мусульманин может жениться не только на мусульманке, но на женщинах из числа людей Писания (иудейки, христианки). Это говорится в суре «Аль-Маида», 5 аят: «Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им, а также вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и из числа тех, кому Писание было даровано до вас, если вы платите им брачный дар (махр), желая сберечь целомудрие, не распутствуя и не беря их себе в подруги. Тщетны деяния того, кто отрекся от веры, а в Последней жизни он окажется потерпевшим урон».

— Это сочетается с тем, что сказано в Коране в 221 аяте суры «Аль-Бакара»: «Не женитесь на язычницах, пока они не уверуют». Однако уже среди последователей Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) появились разногласия относительно верного понимания этих аятов. К примеру, праведный халиф Умар (мир ему) считал, что брак с иудейкой или христианкой не запрещён, но крайне не желателен.

Таким образом, опираясь на аяты, запрещать смешанный брак нельзя, однако человек должен отдавать себе отчёт в том, какие трудности могут встать перед ним. Безусловно, по словам хазрата, в случае женитьбы мусульманина на девушке из числа людей Писания есть положительная сторона – возможность призвать её к Исламу, сделать дагват.

— Но может возникнуть и опасность для мусульманина в случае, если его жена сильно убеждена в своей вере – христианстве или иудаизме, в отличие от мужа. Как же тогда воспитывать детей? Особенно сейчас, когда мужчина больше внимания уделяет заработку средств на содержание семьи, по минимуму участвую в процессе воспитания собственных детей.

Что касается женщин-мусульманок, то в Коране сказано однозначно: «Не выдавайте мусульманок замуж за язычников, пока они не уверуют. Безусловно, верующий невольник лучше язычника, даже если он понравился вам. Они зовут к Огню, а Аллах зовет к Раю и прощению со Своего соизволения» (сура «Аль-Бакара», аят 221).

— Как быть в ситуации, когда жена принимает Ислам непосредственно в браке? Ещё вчера они оба были православными или иудеями, а сегодня женщина стала мусульманкой. В таком случае паре даётся 3 месяца, за которые муж может принять Ислам, что сохранит брак. Если мужчина остаётся в своей религии, то брак расторгается. В этот период принятия решения супруги не имеют права жить в одном доме.

В ходе дискуссии даже было предложено регулярно проводить семинары для молодёжи, в рамках которых можно донести важность и ценность никаха.

«Тот, кому Всевышний дал благочестивую спутницу жизни, тому Он помог обрести половину веры. И пусть такой человек проявит богобоязненность во второй половине » (хадис передал аль-Хаким).

Ильмира Гафиятуллина, Казань

НОВОСТИ БИБЛИОТЕКА КАРТА САЙТА
Атеизм Религия и современность Религиозные направления Мораль
Культ Религиозные книги Психология верующих Мистика

Вопрос межконфессиональных браков в православии был оговорен еще в XVIII веке. «Раньше брак заключался в той конфессии, к которой принадлежала невеста, — пояснил «НИ» диакон Андрей Кураев. — Если брак заключался между православным и католичкой, то обряд венчания совершался по католическим традициям. Позже православная церковь настояла, чтобы при заключении межконфессионального брака венчание проходило в православии. Сегодня бывает и такое, что люди венчаются по традициям обеих конфессий, хотя двойное венчание вызывает сомнения у православной церкви».


Книга о. Даниила (Сысоева) ‘Брак с мусульманином’. Источник i-r-p.ru

А вот лютеране и католики к межрелигиозным бракам относятся лояльно. «В моей практике был только один случай, когда епископ не разрешил брак между католичкой и мусульманином, — поделился с «НИ» отец Дариус, служащий в Римско-католической церкви святой равноапостольной княгини Ольги. — Причиной тому была неуверенность в том, что молодой человек свободен. Документы без штампа о браке не всегда гарантируют свободу, тем более что в мусульманской среде весьма сильны устные договоренности между семьями». «В рамках христианского контекста межконфессиональный брак вообще не является проблемой, это довольно частое явление, — рассказал «НИ» пастор Дитрих Бюлов-Штернбек, служащий в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе святых Петра и Павла. — Проблемы могут возникнуть на бытовом уровне, например, касательно традиции молитв перед едой».

Для обвенчавшихся христиан разных конфессий, по мнению экспертов, главной темой для споров станет вопрос «Кто в доме хозяин?». «У католиков считается традиционной детоцентристская модель семьи, когда все внимание направлено на детей, — рассказала «НИ» старший научный сотрудник Института психологии РАН Ольга Маховская. — В православной семье в основном поддерживается авторитет отца, детьми занимается мать. А в протестантской модели все члены семьи равны и дети воспитываются как взрослые. Если человек был воспитан иначе — конфликтов не избежать».

Достаточно спокойно воспринимают возможность межрелигиозного союза в исламе, правда, со своими оговорками. «Согласно исламу молодые люди могут жениться на людях писания, то есть верующих в Бога: на представительницах христианства или иудаизма, — пояснил «НИ» руководитель международного департамента Совета муфтиев России имам-хатыб Рушан Аббясов. — Конечно, приоритет отдается мусульманке, но если молодой человек хочет, то он может взять в жены девушку другой религии. Принимать жене ислам или нет — остается на ее усмотрение. Это не ставится как основное условие, потому как нет принуждения в религии, вера должна появиться в душе. Что касается девушек, то они не имеют права выйти замуж ни за кого, кроме мусульманина».

Интересно, что, по мнению экспертов, мусульманская модель семьи психологически наиболее близка православной. «В мусульманской семье так же поддерживается авторитет отца, но в то же время жена практически на правах ребенка. Она исполняет роль содержанки, которая за полное обеспечение жертвует своей свободой и правами, — отмечает Ольга Маховская. — С другой стороны, мусульманский муж не пьет, работает, у него есть осознание того, что он должен кормить семью. Он может плохо относиться к жене, но он ответственно подходит к тому, что он должен обеспечить крышу над головой и пищу. Такие браки бывают относительно удачными, женщина чувствует себя защищенной».

Очень строго блюдут «честь мундира» в иудаизме. «Пятикнижие, то есть Тора, регулирует вопрос смешанных браков: в пятой книге есть заповедь, по которой вступать в брак с представителем другой национальности запрещено, — рассказал «НИ» раввин общины «Среди своих» (ФЕОР) Йосеф Херсонский. — Но на практике такие браки существуют, это называется ассимиляцией. Праздновать такую свадьбу по всем традициям абсурдно или кощунственно. Это то же самое, что благодарить Бога за некошерную пищу — Бог запретил еврею ее употреблять! Когда заключается брак между представителями разных религий, это значит, что у каждого из супругов очень неглубокое понимание собственной веры. Полноценно религиозный еврей никогда не женится на полноценно религиозной христианке. Если такой брак все же заключается, это значит, что для человека религия играет незначительную, не главную роль в жизни, проходит по касательной».

По словам Йосефа Херсонского, «чем больше несовместимых отличий, как, например, религия, тем больше проблем». Впрочем, миру в такой семье не способствуют не только противоречия в религиозных взглядах. «Союз представителей православия и иудаизма достаточно конфликтен, — считает психолог Ольга Маховская. — В иудаизме существует культ Девы Марии, развит авторитет матери, что для нашей модели семьи непривычно. Хотя стоит отметить, что возникающие проблемы обычно сглаживаются: со стороны иудеев существует тактика избегания конфликтов. Кроме того, безусловно, помогает присущее им чувство юмора».

Как считает Рушан Аббясов, основная проблема при заключении межрелигиозных браков — вопрос, как воспитывать ребенка. «Часто жена, являясь христианкой, хочет крестить чадо, а муж хочет совершить обряд наречения, прочтение Азана. Мы стараемся предупредить людей, что могут возникнуть подобные проблемы, — поделился с «НИ» имам-хатыб. — Мне известны случаи, когда родители приходят к компромиссу и оставляют ребенка до совершеннолетия в покое, не крестят его и не совершают обряд наречения. Когда дитя достигает совершеннолетия, он сам решает, какую веру примет». С тем, что именно вера ребенка может стать яблоком раздора в семье, согласны и представители других религий. «Брак между представителями разных религий, скорее всего, разрешат, если другая сторона пообещает, что дети будут воспитываться в католической вере, — говорит отец Дариус. — Также представитель другой религии должен пообещать, что не будет создавать препятствий для вероисповедания в семье».

БРАК СМЕ́ШАННЫЙ, брак, в котором стороны принадлежат к разным этническим группам или, с религиозной точки зрения, к разным вероисповеданиям.

История

Наиболее отчетливое подтверждение преобладающей тенденции к бракам внутри своей этнической группы в период патриархов усматривается исследователями в повествовании о браке Исаака с Ревеккой (Быт. 24) и Иакова с Рахилью и Лией (Быт. 28–29); правда, Ревекка, Рахиль и Лия суть арамеянки, но арамеи выступают здесь как отпрыски Нахора, брата Авраама. Однако библейское повествование, связанное уже с сыновьями последнего из патриархов, Иакова, дает нам примеры смешанного брака: Иехуда берет в жены «дочь ханаанеянина» (Быт. 38:2), а Иосифу фараон дает в жены «Аснат, дочь Потифера, жреца Она» (Быт. 41:45). Одна жена Моисея была мидьяниткой (Исх. 2:21), а другая — кушиткой (Чис. 12:1).

Наиболее полно запрет смешанного брака сформулирован во Второзаконии (7:3): «Дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего» (ср. Исх. 34:16; ИбН. 23:12; I Ц. 11:2) и первоначально распространялся лишь на браки с этническими группами, населявшими Ханаан (см. Втор. 7:1). Тем не менее там же (21:10–14) достаточно подробно кодифицируется порядок взятия в жены израильтянами пленниц, которые, по контексту, принадлежали к враждебным Израилю племенам, причем кодифицирование не содержит указания на необходимость их обращения в иудаизм.

Период до падения Первого храма также дает немало примеров смешанного брака, в том числе смешанных браков Давида (II Сам. 3:3), Соломона (I Ц. 11:1) и Ахава (I Ц. 16:31). Эзра и Нехемия в своих мерах по пресечению смешанного брака фактически универсализовали предыдущий запрет смешанного брака, распространив его на все окружавшие евреев народы (см. Эзра 9–10; Нех. 10:30, 13:23–27). Однако лишь Талмуд (Ав. Зар. 36б) придал этому универсальному запрету религиозно-правовое обоснование, из чего вытекала возможность такого брака при условии перехода его нееврейского участника в иудаизм (Яд. 4:4).

Очевидно, что в первые века возникновения христианства браки между евреями и иудеохристианами не рассматривались как смешанные. Однако и в последующие века, когда христианство окончательно разорвало с иудаизмом, смешанные браки между евреями и христианами, очевидно, были достаточно распространенным явлением, о чем свидетельствуют их неоднократные запреты христианским законодательством (в 4, 6, 7, 11 и 13 вв.).

Галахическое правовое положение

Брак с неевреем не признается имеющим законную силу (Кид. 68б; Иев. 45а). Жена в смешанном браке не имеет галахического права (см. Галаха) на материальное обеспечение, поскольку такое право вытекает лишь из законно действительного брака, а смешанный брак не порождает никаких свойственных законному браку наследственных прав. Если еврейская сторона в смешанном браке пожелает впоследствии вступить в брак с евреем, то для нее по Галахе нет формальной необходимости в разводе. Отход от еврейского вероисповедания до вступления в брак или после этого не превращает этот брак в смешанный и поэтому не влечет за собой изменения в наложенных Галахой обязанностях (Иев. 47б; Бх. 30б; Ш. Ар., ЭхЭ. 44:9). Ни одна из сторон не может вступить в брак с евреем до тех пор, пока прежний брак не утратит силу в соответствии с постановлением, предусмотренным Галахой.

Отношение консервативного и реформистского иудаизма к смешанному браку

Большинство консервативных и реформистских раввинов (см. Консервативный иудаизм; Реформизм в иудаизме) требует, чтобы вступающий в брак нееврей принял предварительно иудаизм. Однако начиная с середины 19 в. некоторые реформистские раввины готовы совершать обряд бракосочетания и при смешанном браке. До 1963 г. из консервативных конгрегаций исключались евреи, вступившие в смешанный брак, но в 1963 г. юридический комитет съезда консервативных раввинов принял постановление, которое позволяет еврейскому супругу, состоящему в смешанном браке, оставаться членом конгрегации при условии, что он согласен воспитывать родившихся в браке детей как евреев. Все ограничения должны быть сняты, если супруг-нееврей принимает иудаизм. Раввины-реформисты придерживаются практики поощрения состоящих в смешанном браке супругов стать членами конгрегации и побуждают их посылать детей в еврейские религиозные школы, считая, что это послужит стимулом для супруга-нееврея в приобщении к иудаизму.

Смешанный брак в Израиле

Отсутствие института гражданского бракосочетания в Государстве Израиль исключает возможность вступления в смешанный брак в пределах страны (см. Брак). Судебное разбирательство материальных вопросов, связанных со смешанным браком, как, например, иск жены о взыскании средств на содержание, не входит в юрисдикцию раввинских судов. Разбирательства такого рода проводятся гражданскими судами, которые применяют к ним общие принципы частного международного права. Закон о праве наследования постановляет, что вероисповедальные различия не имеют влияния на это право.

Следуя вышеназванным принципам международного частного права, гражданские суды принципиально признают действительность заключенных законным образом вне Израиля смешанных браков. На основании этих принципов можно полагать, что смешанный брак, заключенный вне Израиля, будет признан и в Израиле, по крайней мере в тех случаях, когда во время бракосочетания стороны были иностранными подданными. Более сложным и еще не окончательно решенным судом является вопрос действительности смешанного брака, заключенного вне Израиля в тех случаях, когда обе стороны, или даже одна из них, состояли подданными Израиля и считались его жителями. Во всяком случае, в отношении регистрационной записи стороны такого брака считаются состоящими в браке.

Закон от 1969 г. определяет возможность и процедуру расторжения смешанного брака. Право расторжения таких браков путем гражданской процедуры принадлежит областным судам. Согласие сторон считается достаточной причиной для развода, даже в тех случаях, когда оно не считается таковым законом, по которому был заключен брак.

Число, рост и причины смешанных браков среди евреев в новое время

Смешанный брак является одним из важнейших демографических процессов, влияющих на структуру и будущность еврейского народа.

Франция была первым государством в Европе, изъявшим бракосочетание из ведения духовенства. В 19 в. во многих государствах был введен институт гражданского брака, благодаря которому евреи приобрели возможность вступать в брак с неевреями. Однако и в этих странах христианская церковь не признает законным брак между евреями и христианами. Запрет смешанного брака в Нюрнбергских законах нацистской Германии мотивировался соображениями «расовой чистоты».

Частота и общая тенденция смешанных браков среди евреев диаспоры всего мира были детально исследованы С. Делла Перголой. Исследование происходящих в этом отношении процессов в западных странах было проведено Э. Розенталем. Оба исследователя приходят почти к одним и тем же выводам. Отмечается общая тенденция роста частоты смешанных браков, ведущую роль в которой приписывают влиянию секуляризации как внутри еврейских, так и нееврейских общин. Важнейшим проявлением секуляризации явился гражданский брак. Значительные миграции евреев из более традиционных в более модернизированные общества также существенно способствовали росту частоты смешанных браков. В целом факторы, влияющие на число смешанных браков, можно разделить на три основные группы: демографические, социально-экономические и культурно-идеологические.

Существуют демографические факторы, влияющие на частоту смешанного брака:

  • численность и плотность еврейского населения в данной местности;
  • возрастная и половая структура еврейского населения;
  • возраст вступления в брак и наличие предварительного брака;
  • количество поколений после миграции в другую страну.

Отмечается обратная пропорциональность между частотой смешанного брака и численностью, а также плотностью еврейского населения в данной местности. Наличие постоянной еврейской иммиграции в данную местность снижает частоту смешанных браков до тех пор, пока число новоприбывающих увеличивает долю еврейского населения в общем населении страны. Социальные, экономические и культурные барьеры, с которыми евреи сталкиваются при миграциях, легче преодолеваются потомками иммигрантов, но это ведет к повышению числа смешанных браков.

Склонность к вступлению в смешанный брак повышается при нарушении нормальной возрастной и половой структуры еврейского населения. Замечено также, что число смешанных браков возрастает при повышении возраста вступления в брак и при наличии в прошлом других браков. Это объясняется нежеланием остаться в одиночестве в пожилом возрасте.

Отмечаются следующие социально-экономические факторы, повышающие частоту смешанных браков:

  • расширение общего образования;
  • разнообразие рода занятий;
  • рассеивание евреев в связи с быстрым развитием городов.

Среди культурно-идеологических факторов, влияющих на частоту смешанных браков, отмечаются:

  • уравнение евреев в правах с окружающим населением;
  • роль еврейской общины в жизни еврейского населения;
  • соблюдение религиозных предписаний;
  • отношение к смешанному браку.

Уравнение евреев в правах с окружающим населением приводит к повышению частоты смешанных браков. К этому же ведет ослабление влияния еврейской общины. Число смешанных браков находится в обратно пропорциональной зависимости от соблюдения еврейских религиозных предписаний.

Статистические данные

Приведенные в таблице 1 данные в достаточной степени иллюстрируют историю роста и характерные особенности смешанного брака в большом числе стран с середины 19 в. до середины 20 в.

Отсюда следующие выводы:

  1. процент смешанного брака постоянно повышается в странах с небольшим еврейским населением; наблюдается временное снижение в частоте таких браков в периоды крупной еврейской иммиграции;
  2. в западных странах процесс роста числа смешанных браков протекает быстрее, и их процент достигает более высокого уровня, чем в областях Восточной Европы, хотя в этом отношении нет значительной разницы между крупными населенными центрами России и некоторыми районами Польши, с одной стороны, и странами Запада — с другой;
  3. за незначительными исключениями число мужчин-евреев, вступающих в брак с нееврейками, как правило, выше числа женщин-евреек, выходящих замуж за неевреев;
  4. процент смешанных браков, снижающийся в периоды антиеврейских гонений, резко возрастает по истечении этих периодов (Германия, Италия).

Уровень смешанных браков в каждой данной стране обусловлен скорее специфическими факторами, действующими внутри еврейского населения этой страны или оказывающими влияние на взаимо­отношения еврейского населения с окружающим его обществом, чем какими-либо другими причинами. Это позволяет объяснить и тот факт, что такие разнящиеся в своем общественном и экономическом строе государства, как США и Россия, имеют пропорционально близкие уровни смешанных браков. 86,1% еврейского населения проживает в странах, где на 100 бракосочетаний евреев приходятся от 31 до 45 смешанных браков. Общины с более высокой или низкой частотой смешанного брака составляют поэтому сравнительно небольшую часть мирового еврейства.

Последствия смешанного брака

Смешанный брак является одним из важнейших демографических процессов, определяющих будущее еврейского народа. До конца 19 в. такой брак был почти всегда сопряжен с переходом одной стороны в религию другой. В 20 в. характеризующая широкие слои современного общества почти полная индифферентность к вопросам религии привела к значительному снижению процента таких переходов по отношению к абсолютным цифрам вступающих в смешанный брак.

Проведенные некоторое время тому назад исследования показали, что случаи крушения семейной жизни и разводов сравнительно более часты среди вступивших в смешанный брак, чем среди эндогамных пар, особенно там, где число смешанных браков невелико. Сравнительно низкая рождаемость среди смешанных пар является еще одним характерным последствием смешанного брака. Другая важная проблема — воспитание детей, рожденных в смешанном браке. До начала 20 в. дети от смешанного брака в подавляющем большинстве воспитывались в христианской вере. В конце 20 в. в этом отношении стали отмечаться явные различия между разными странами мира. В США большинство детей от смешанного брака (свыше 70%) воспитываются в еврейском духе, в то время как в Европе, наоборот, лишь сравнительно небольшая часть таких детей получает еврейское образование, причем процент воспитываемых в еврейском духе разнится от 38% в Италии до 10% в нескольких крупных городах прибалтийских республик СССР. Воспитание детей, рожденных от смешанного брака, несомненно станет одним из факторов, определяющих демографическое развитие еврейского народа в будущем.

Таблица 2. Приблизительное распределение еврейского населения в разных странах по частоте текущих смешанных браков в середине 1970-х гг.

Страны с наиболее крупной концентрацией евр. населения Численность еврейского населения % текущих
смешанных браков
в тыс. % евр. населения мира % евр. населения диаспоры
Общее число евреев в мире 13 700 100,0
Общее число евреев в диаспоре 10 800 78,8 100,0
Австрия, Германия, Дания, Нидерланды, Швейцария 100 0,7 0,9 61 и больше
Остальные страны Западной Европы (исключая Францию), Восточная Европа (исключая СССР) 300 2,2 2,8 46-60
Аргентина, Бразилия, Океания (исключая Австралию), СССР, США, остальные части Америки (исключая Канаду), Франция 9300 67,9 86,1 31-45
Австралия, Великобритания, Канада 780 5,7 7,2 16-30
Иран, Южная Африка, остальные страны Азии и Африки 320 2,3 3,0 1-15
Израиль 2900 21,2 меньше 1

К концу 1980-х гг. почти 80% еврейского населения диаспоры приходилось на страны, где не менее 45% евреев вступали в брак с неевреями; смешанный брак превратился в серьезную проблему еврейских общин диаспоры. Это вызвано крайней дисперсностью расселения, глубокой секуляризацией, социальной и этнокультурной интеграцией в окружающем обществе.

Продолжают оказывать свое влияние диспропорции в численности полов среди евреев различных стран. В Советском Союзе по переписи 1989 г. во всех возрастах до 55 лет среди евреев преобладали мужчины, что определялось особенностями смертности (мальчиков всегда рождается больше, чем девочек, а половая дифференциация смертности у евреев Советского Союза была невелика); в Российской Федерации численное преобладание мужчин в еврейском населении наблюдалось во всех возрастах до 60 лет. В результате мужчины не могли полностью реализовать свой брачный потенциал внутри еврейского населения. В целом по Советскому Союзу и в разных республиках мужчины чаще вступали в смешанный брак. В американском еврействе, где нет резкой диспропорции полов, доли вступающих в смешанный брак в 1980-х гг. среди мужчин и женщин были близки.

Таблица 4. Доля смешанных браков среди евреев, вступивших в брак в Советском Союзе, Российской Федерации, Украине и Белоруссии в 1978 г. и 1988–89 гг. (в процентах)

Муж­чины Жен­щины
Советский Союз, 1988-89
все браки 57,9 47,1
первые браки 55,6 47,4
браки разведенных 61,5 48,8
браки вдовых 52,5 33,5
Российская Федерация*
1978 59,3 43,0
1988 73,2 62,8
Украина*
1978 44,7 34,2
1988 54,1 44,7
Белоруссия*
1978 38,3 26,1
1988 48,3 39,9
* Все браки

В Советском Союзе смешанный брак был наиболее широко распространен в Российской Федерации, где половая диспропорция оказалась наиболее значительной. Чаще вступали в смешанный брак разведенные, наиболее редко — вдовые. Это связано с тем, что подавляющее большинство последних составляют лица старшего возраста, менее подверженные культурной ассимиляции.

Половая диспропорция среди евреев Советского Союза обусловила неодинаковую численность мужчин и женщин, состоящих в смешанном браке. По оценке А. Синельникова, в конце 1980-х гг. в Советском Союзе в целом 44,3% евреев и 30,4% евреек состояли в смешанном браке.

43,2% детей у еврейских женщин в Советском Союзе и 59,2% в Российской Федерации имели в 1989 г. отца иной национальности. В целом, по оценке М. Тольца, из всех детей, рожденных в 1989 г., у которых был хотя бы один родитель-еврей, 70% в Советском Союзе и 81% в Российской Федерации имели родителя-нееврея. Меньшинство детей, рожденных в смешанном браке, воспитываются как евреи и ассоциируются с еврейским населением. Среди детей, рожденных от смешанного брака в Российской Федерации в 1988 г., 17–26% были записаны евреями со слов родителей в ходе переписи 1989 г.

Миграция нарушает соотношение полов и дестабилизирует брачный рынок. Косвенный индикатор ускоренного роста доли смешанного брака на территории бывшего Советского Союза после массовой эмиграции начала 1990-х гг. — увеличение удельного веса детей, рожденных еврейками в смешанном браке: в 1991–92 гг. в Российской Федерации этот показатель достиг 67–68%.

Смешанные браки не были традиционно распространены среди еврейского населения Израиля. Прибытие значительного количества смешанных семей из Советского Союза и стран, возникших после его распада (по официальным данным, из 540 тыс. репатриантов, прибывших в 1990–94 гг., 7,3% были нееврейскими супругами и 9,4% — детьми, рожденными в браке отца-еврея и нееврейской матери), впервые привело к появлению значительного числа смешанных браков в Израиле.

Пытаясь противостоять распространению смешанных браков, некоторые еврейские круги диаспоры пытаются решить проблему интеграции нееврейских супругов при помощи еврейского образования и привлечения семьи к общинной деятельности. Роль гиюра как способа их инкорпорации в странах Запада уменьшается.

В 1990-х — первой половине 2000-х годов смешанный брак, который способствует дальнейшему сокращению численности еврейского населения мира, оставался одной из главных проблем евреев диаспоры. В странах, образовавшихся на территории постсоветского пространства, в США, в Западной Европе и Латинской Америке, то есть районах, где проживает подавляющее большинство евреев диаспоры, увеличение числа смешанных браков вызвано высоким уровнем ассимиляции.

В США происходит широкое расселение евреев по всей стране, в том числе и по небольшим городам, где число проживающих евреев незначительно и не организованы еврейские общины. В таких районах число смешанных браков стремительно возрастает. В то же время и в крупнейшей городской конгломерации — в Нью-Йорке, где проживает самое большое число евреев в мире, еврейское население ассимилировано, поэтому в начале 2000-х гг. из евреев Нью-Йорка, состоявших в браке, 70% состояли в смешанном. Всего в США в 2004 г. 50% американских евреев, состоявших в браке, жили в смешанной семье. А так как в США среди еврейского и нееврейского населения усиливается тенденция не заключать официальные браки, то в целом в США 80% зарегистрированных и незарегистрированных семей, созданных евреями, — смешанные. В смешанных браках большинство детей считают себя неевреями. В то же время, благодаря усилиям, предпринимаемым еврейскими организациями США, значительному повышению уровня образования в еврейских школах, все большее число детей, рожденных в смешанных браках, ощущают себя евреями: в начале 1990-х годов — только 18%–24% детей, в 1994 г. — 33%.

Рост числа смешанных браков замедляется в тех странах, где существует хорошо развитая система дневных еврейских средних школ с высоким уровнем образования. Так, согласно опросам, проведенным еврейскими социологическими службами США, в 1990-х годах среди евреев в возрасте от 25 до 40 лет 80% лиц, получивших образование в средней еврейской школе и состоявших в браке, сочетались браками с евреями. А среди группы людей такого же возраста, которые обучались в течение шести и более лет в еврейских вечерних школах в дополнение к основному образованию, этот показатель составил 51%.

В Канаде происходят те же процессы, что и в США, но благодаря сильным еврейским общинам, сосредоточенности евреев в крупных городских центрах и развитой системе еврейского образования, рост числа смешанных браков медленнее, чем в США. Так, в 2004 г. 29,5% канадских евреев, заключивших браки, создали смешанную семью.

В европейских странах с самыми большими еврейским общинами — во Франции и в Англии — число смешанных браков растет. В начале 2000-х годов 40%–50% взрослых евреев, создавших семью, зарегистрировали смешанный брак. Так, во Франции в 2002 г. 39% еврейских мужчин и 29% еврейских женщин состояли в смешанных браках. Среди людей в возрасте от 18 до 30 лет, состоявших в браке, 40% состоят в смешанных браках. Опросы, проведенные в начале 2000-х годов среди французских евреев, показали: чем выше уровень образования, тем больше процент смешанных браков; мужчины чаще вступают в смешанные браки, чем женщины. Во Франции смешанные браки распадаются чаще, чем браки, заключенные между евреями. Так, в начале 2000 г. распалось 20,4% смешанных семей и только 8,2% семей, где оба партнера были евреями. Стремительное развитие всех видов еврейского дневного среднего образования во Франции, где число учащихся в школах подобного типа выросло с 15 тыс. с 1989 г. до 30 тыс. в 2002 г., препятствует увеличению числа смешанных браков, поскольку во Франции, как и в других странах, молодые люди, получившие образование в дневных еврейских школах, предпочитают заключать брак с евреями. Резкий рост антисемитизма во Франции в начале 2000-х годов, в первую очередь связанный с «интифадой ал-Акса» (см. Палестинская автономия), также способствует сокращению числа смешанных браков. Столкнувшись со взрывом антисемитизма, евреи предпочитают отдавать детей в еврейские школы, благодаря чему число смешанных браков уменьшилось.

В еврейской общине Великобритании — второй по численности в Западной Европе — смешанные браки представляют серьезную угрозу. Так, в 1995 г. 50% замужних еврейских женщин и 38% женатых мужчин состояли в смешанных браках. Однако в начале 2000-х годов вспышка в стране антисемитизма и, как следствие этого, стремительный рост числа учеников в еврейских средних дневных школах, препятствуют развитию процесса. (В 1992 г. около 50% евреев детей и подростков, получавших среднее образование, учились в еврейских школах. В 2002 г. этот показатель составил 75%).

Многие синагоги Западной Европы, принадлежащие к течению реформистского иудаизма, регистрируют смешанные браки и прилагают усилия, чтобы дети, рожденные в этих браках, оставались евреями. Наивысший показатель смешанных браков в Европе существует в Нидерландах, где он составляет около 50%. В Бельгии этот показатель ниже, чем в Ниндерландах, благодаря существованию религиозной общины Антверпена. Высокий показатель смешанных браков (48%–49%) существует в Италии, причем он значительно выше у евреев, живущих в стране в течение нескольких поколений. Гораздо реже заключают смешанные браки евреи, приехавшие в Италию из Ливии, Ирана и других стран Ближнего Востока, которые меньше подвержены процессам ассимиляции. Последние десятилетия растет число детей от смешанных браков, которых родители посылают учиться в еврейские школы, отличающиеся высоким образовательным уровнем. В еврейских общинах Италии происходят бурные споры о проблемах детей, у которых мать нееврейка, об обращении их в иудаизм (см. Гиюр). В Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии еврейское население сильно ассимилировано и вовлечено в разнообразные контакты с окружающим населением, поэтому в этих странах процент смешанных браков высок.

Германия, благодаря приезду в страну с 1989 г. по 2004 г. более 180 тыс. человек из Советского Союза и государств, образовавшихся после его распада, занимает третье место в Европе по численности еврейского населения. Евреи в Германии, живущие в стране в течение нескольких поколений, несмотря на то, что они всячески подчеркивают свою еврейскую идентичность и отличие от немцев, часто вступают в смешанные браки с нееврейскими партнерами. Так, около 50% мужчин этой группы в 2004 г. состояли в смешанном браке. Женщины вступали в смешанные браки значительно реже мужчин. Особенность немецкого еврейства заключается в том, что большинство детей, рожденных у смешанных пар, сохраняют еврейскую идентичность. У людей, приехавших с постсоветского пространства, процент смешанных браков высок (точная статистика отсутствует, но в таких семьях подавляющее большинство детей не ощущают себя евреями).

В Советском Союзе и в государствах, образовавшихся на постсоветском пространстве после его распада, в связи с политикой насильственной ассимиляции, осуществляемой советскими властями, а также особенностью антисемитизма в СССР, где устойчивые антисемитские взгляды не мешали родителям желать, чтобы их дети сочетались брачными узами с евреями, постоянно росло число смешанных браков. Если в середине 1970-х годов 44,7% женатых мужчин евреев и 32,2% замужних евреек состояли в смешанных браках, то в середине 1990-х годов этот показатель составлял у мужчин 81,6%, а у женщин — 71,7%. Подавляющее большинство детей, рожденных в смешанных браках, не ощущали себя евреями, хотя в последнее десятилетие по мере развития еврейской жизни и становления системы еврейского образования все большее число таких детей посещают еврейские учебные заведения различных типов. В государствах, образовавшихся на постсоветском пространстве в Азии и на Кавказе, процент смешанных браков (50%–75%) несколько ниже, чем в европейской части.

В странах Восточной Европы: Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Румынии, государствах, образованных на месте бывшей Югославии, — еврейская общинная жизнь недостаточно развита, незначительно число еврейских учебных заведений, высок уровень антисемитизма, что способствует распространенности смешанных браков. В начале 2000-х годов более 80% женатых евреев и замужних евреек в странах Восточной Европы состояли в смешанных браках. Подавляющее большинство детей, рожденных в таких браках, не ощущали себя евреями.

Небольшие еврейские общины Латинской Америки (самая большая в Аргентине в 2004 г. насчитывала 282 тыс. человек) испытывают влияние глобализации и становления гражданского общества в этих странах, что приводит к тяжелым экономическим последствиям. Так, экономический кризис в Аргентине в начале 2000-х годов повлек за собой разорение многих евреев, принадлежавших к среднему классу. В 2003 г. 25% еврейского населения Аргентины жило ниже уровня бедности. Различное экономическое положение в государствах Латинской Америки, наличие или отсутствие хорошо развитой еврейской школьной системы влияют на процессы ассимиляции и на показатель смешанных браков. Так, в Мексике, которая отличается высоким уровнем организованной еврейской жизни, где подавляющее большинство евреев принадлежат к верхушке среднего или к высшему классам общества, а 85% еврейских детей и подростков обучаются в еврейских школах, один из самых низких в диаспоре показателей смешанных браков. В 2003 г. только 12% евреев, заключивших брак, живут в смешанной семье. Одна из причин такого положения заключается в том, что подавляющее большинство мексиканцев принадлежат к низшему классу, и это препятствует заключению смешанных браков. Похожая ситуация сложилась в государствах Центральной Америки — Панаме и Коста-Рике. В этих странах показатель смешанных браков в 2003 г. не превышал 15% от всех браков, заключенных евреями.

В Аргентине, напротив, еврейское население отличается высоким уровнем ассимиляции; экономический кризис привел к закрытию многих еврейских учебных заведений и сокращению числа учеников. Если в середине 1980-х годов 35% всех браков, заключенных евреями, были смешанными, то в 2003 г. около 45% женатых евреев и замужних евреек состояли в смешанных браках. Такое же положение в Бразилии, где в 2003 г. показатель смешанных браков составил 45%. В Уругвае, Венесуэле, Чили показатель смешанных браков в 2005 г. составлял от 40% до 45%.

Евреи Южной Африки и Австралии отличаются высоким жизненным уровнем, в этих странах хорошо развита еврейская общественная жизнь, существует разветвленная школьная система. Так, в Южной Африке в 2003 г. еврейские школы посещали 85% еврейских подростков, в Австралии в 2000 г. в еврейских школах обучались 70%–75% еврейских детей, проживавших в Мельбурне, и 62% еврейских детей Сиднея. Эти страны отличаются низким показателем смешанных браков. В Южной Африке в 2003 г. он составлял 15%, в Австралии в 2003 г. — 22%. У евреев Австралии более высокий показатель смешанных браков, поскольку сюда иммигрировало много евреев из Советского Союза и государств, образовавшихся после его распада (эта группа населения отличается высоким уровнем смешанных браков).

В небольших еврейских общинах, проживающих в мусульманских странах: Иране, Сирии, Марокко — практически отсутствуют смешанные браки. Смешанных браков нет также в Индии, где практически все еврейские дети обучаются в еврейских школах и где евреи не входят в кастовую систему индийского общества.

В Израиле, где процент смешанных браков был всегда крайне низок, за последние десять лет, после волны алии из Советского Союза, этот показатель увеличился. В 2004 г. 5% еврейских жителей Израиля, заключивших браки, состояли в смешанном браке.

ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *