Смирение в православии

Друзья, приветствую! Часто, в попытках улучшить себя и свою жизнь люди сталкиваются с такими советами: Наберитесь терпения, будьте терпеливы и т.д. Так где же та грань между терпением, которое может помочь, и полным смирением? Сейчас я расскажу об этом подробнее и покажу различия между двумя понятиями: «смирение и терпение”.

Некоторых успешных людей можно назвать терпеливыми. Их выдержка помогает им достичь хороших результатов. А многих людей за эту же черту называют терпилами.

Что же подразумевается под словом «терпила”? Это тот человек, которого обижают, гнобят, делают ему гадости, а он терпит это и ничего при этом не делает. Просто смиряется и ждёт, когда это закончится.

Так часто бывает, когда человек живет со смирением. Ведь многие уверены в том, что быть смиренным это правильно. Но если копнуть глубже, то мы увидим, что смирение — очень хороший инструмент для контроля человеческих масс. Сейчас объясню.

Смирение — это когда ты сидишь, терпишь то плохое, что происходит в твоей жизни и ждёшь, что когда-то это будет вознаграждено. В свое время я был очень религиозен и долго разбирался в вопросе смирения. В древние времена существовали Соборы, которые были не только священными, религиозными местами. Их прямой функцией было собрание политиков, где на повестке дня было решение политико-социальных вопросов. Там собирались разного рода правители, политики, градоначальники и придумывали разные способы и тезисы, с помощью которых можно удобнее управлять людьми.

Особенно это было актуально во времена повсеместной бедности. Чтобы объяснить несчастным людям, которые умирали от голода и болели в антисанитарных условиях, то, почему у королевской семьи есть достаток и чистота, а их близкие вынуждены погибать и мучиться — мало было просто рассказать о несправедливости мира. Людям нужна была надежда. Надежда на то, что все их лишения, все их беды и потери — не зря. Смирение в настоящей жизни и надежда на то, что это воздастся им после неё.

Я не претендую на истину в последней инстанции, но очень похоже, что было именно так. Если Иисус Христос действительно существовал, то вряд ли он придумал понятие СМИРЕНИЕ.

На данный момент мы с Вами живём в совершенно других реалиях. Посмотрите вокруг — наш мир полон изобилия! Практически в каждой квартире есть комфортный туалет, горячая вода и дверь, в которую не войдёт никто посторонний. Перед нами, людьми, больше не стоит вопрос выживания. Мы можем много чего. Сейчас быть смиренным уже просто не актуально.

Вспомните людей, которые пытаются быть смиренными и кроткими, что с ними? Они терпят. Им больно и плохо, но они не решают свои проблемы, не избавляются от своей боли. Они подавляют свое недовольство, свою злость и это скапливается у них внутри. А рано или поздно, может сыграть с ними злую шутку.

Так, а что же такое ТЕРПЕНИЕ, в хорошем смысле этого слова?

В нашем тренинге Психологический Сапёр участникам необходимо терпение. Результат не придёт через час, день или неделю. Но каждый день необходимо совершать небольшие действия, которые приведут к крутому результату.

В работе над собой терпение — необходимость. И оно НЕ РАВНО смирение. Скорее, это понимание того, что изменения происходят медленно и плавно.

Когда Вы хорошо проработаете свои обиды, Вы не превратитесь в терпилу. У Вас появятся варианты поведения. Страдания прекратятся и Вы сможете здраво решить, давать ли другим людям Вас обижать или нет. Сможете дать им отпор, если это действительно необходимо или отпустить ситуацию, если она станет для Вас незначительной.

Как можно смириться с судьбой, если в жизни происходят одни лишь неудачи? Если здоровья нет, счастья нет, любви нет! Как можно смириться с болезнями, одиночеством, страданиями, нищетой? А как смириться со смертью? Что это вообще за слово такое «смириться»? Что оно значит – опустить руки, перестать бороться за лучшее будущее? Просто плыть по течению, не предпринимая попыток спастись? А ведь любые священные писания учат смирению. Это большая аскеза, которая поощряется Высшими силами. Вот только на самом деле это совсем не значит, что нужно опустить руки и снять с себя ответственность за все происходящее.

В самом слове «смирение» скрывается глубокий смысл, который подсказывает нам само звучание слова. С-МИР-ение. С миром в душе. Это значит, что нужно принимать все происходящие события с миром в душе. Ведь как обычно бывает: случается в нашей жизни какая-нибудь незапланированная неприятность, и вот мы уже злимся, раздражаемся, негодуем. И это в лучшем случае. А еще можем обидеться на жизнь. И начать бояться повторных неудач тоже можем. Словом, мы испытываем огромное количество негативных эмоций, излучаем разрушающие вибрации, которые несут на информационном уровне желание умереть.

Смириться с судьбой – означает принять ситуацию с миром в душе, с благодарностью за урок, который она несет, с пониманием, что мы сами несем ответственность за все происходящее в нашей жизни. И при этом не опускать руки, не причитать, почему жизнь не складывается, а решать проблему, искать выход. Почему же нам так сложно смириться, а гораздо легче метаться из стороны в сторону, искать виновного, брызгая ядовитой слюной? Потому что мешает гордыня. Принять ответственность за свою жизнь с миром в душе не так просто, ведь большинство людей считают себя лучше других. А раз они лучше, значит, виноваты те, кто хуже. Вот пусть они и решают проблему, несут наказание, в конце концов! Так считают гордые люди, которым чтобы дойти до смирения, нужно еще очень многое осознать в своей жизни.

Фото Gilbèrt D. Pape

Поэтому даже поход в церковь, поклон иконе, чтение молитвы считается смирением перед Богом. Все, что уничтожает гордыню, развивает смирение. А как может гордый человек стать на колени? Да еще и перед иконой? Это же унижение его достоинства!

Для того, чтобы достойно справиться с жизненными трудностями, нужно сначала смириться с проблемами, утихомирив свою гордыню, затем проявить терпение, так как они не решатся моментально, и только потом начать действовать. С благодарностью, с любовью, с миром в душе. Иначе урок не будет пройден и судьбе придется вновь создавать в нашей жизни подобную ситуацию. И так до тех пор, пока мы не осознаем, не научимся, не поймем. Так зачем же тратить время своей жизни на то, чтобы сопротивляться, бороться, отвергать? Зачем противиться естественному течению жизни, если от нас требуется наоборот – развивать терпение, смирение, принятие? Отведенного времени так мало, а успеть сделать нужно всего так много, что возводить в культ гордыню, эгоизм и тщеславие, значит, свернуть с правильного пути. В пропасть.

С любовью, Юлия Кравченко

Главное фото Romina Ressia

Если у вас возникли ко мне вопросы, вы можете задать их Я с удовольствием на них отвечу!

«Швейцария, как и другие страны, столкнулась с проблемой коронавируса. Власти принимают достаточно жесткие меры, вся страна живет в особом режиме. Например, запрещено собираться компаниями более пяти человек, иначе будут серьезные штрафы, закрыты все школы, учреждения, детские сады, предприятия, кроме медицинских, также не работают, — рассказал Быков, проживающий в Швейцарии. — Сейчас большое значение имеет осознанность каждого человека для того, чтобы остановить эту эпидемию».

«Хочется, чтобы специалисты по инфекционным болезням поскорее нашли противоядие, вакцину от этой болезни и успокоили весь мир. Спортсменам могу сказать только то, что в жизни бывают такие случаи, сейчас нужно только принять это как есть и по-своему помочь в борьбе с этим заболеванием», — заключил собеседник агентства.

Чемпионат мира проводится с 1920 года, действующим чемпионом является сборная Финляндии, россияне выигрывали мировое первенство пять раз, еще 22 раза побеждала сборная СССР.

Вспышка вызываемого новым коронавирусом заболевания была зафиксирована в конце 2019 года в Центральном Китае, позднее распространилась более чем на 150 стран и была признана Всемирной организацией здравоохранения пандемией. По последним данным, в мире заразились около 270 тыс. человек, зафиксировано более 11 тыс. смертельных исходов. В России зарегистрировано 306 случаев заражения.

Важнейшей христианской добродетелью является смирение. Спасение невозможно без смирения. потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Cмирение предполагает с одной стороны осознанное признание Бога, как творца и Высшего Начала и с другой — своего несовершенства. Осознание своего несовершенства, греховности, немощи и недостоинства перед лицом Божиим естественно побуждает нас стремиться улучшить свое внутреннее духовное состояние. Если мы в любых искушениях прибегаем под покров Смирения, то найдем единственно разумное и правильное решение своих проблем..

Живший ещё в четвертом веке преподобный авва Исайя, говорил: «Смирение есть думать о себе, что ты грешник и ничего доброго не делаешь пред Богом».

Смирение, основанное на вере в Бога, является основой духовного возрастания человека. Если мы желаем стать смиренными христианами, то нам, наряду с осознанием своей немощи, необходимо приобрести правильный взгляд на людей и на наше отношение к ним. Мысленное смиренномудрие перед ближними постепенно приведет нас к смирению перед ними на практике. Здесь нам помогает самоукорение.

Самоукорение — это внутреннее обвинение самого себя в греховности и негодности. Мы должны видеть причины своих грехопадений, искушений и бед в себе самих, а не в других людях или внешних обстоятельствах. Самоукорение является буквально насилием над нашим испорченным естеством, Во всех искушениях, связанных с другими людьми, нам необходимо прибегать к самоукорению. Трудясь в этом направлении мы должны :
— считать себя более других грешными, недостойными и духовно слабыми
— во всех случаях жизни ставить себя ниже своих ближних и не искать никаких преимуществ перед ними
— познавать собственные грехи и слабости и не обращать внимание на недостатки других людей
— в каждом человеке видеть Божие Творение

Подлинное, искреннее смирение порождает скромность. Скромность является свойством человека, свидетельствующим о его внутренней силе. Скромность — естественный спутник смирения.

Смирение приносит человеку мир, радость и спокойствие. Смиренный человек не теряет достоинства и умеет уважать его в других. Смиренный никогда не унижает человека, может наказать, если есть на то право, дать отпор, но не унизить.

Всякий человек испытывает страх, но если ради страха он поступается своей совестью, то это уже трусость. Что бы отличить смирение от трусости, надо почаще обращаться к своей совести.

Покаяние человека всегда начинается с познания глубины своей греховности. Однако искоренить обнаруженные пороки и недостатки возможно только в том случае, если, изгоняя злое, мы станем насаждать в своем сердце добродетели. Святитель Иоанн Златоуст учил: «Если на поле будут вырваны все сорняки, но не будут посеяны семена, что пользы в труде? Точно так же нет пользы и душе, если, отсекая злые дела, не насаждать в ней добродетели».

Человеку, который не верит в Бога или имеет несовершенную веру, приходится уповать только на собственные силы и способности, руководствоваться только земными расчетами. Однако, собственные силы человека весьма ограничены, и нередко в жизни случаются ситуации, из которых нет выхода, если уповать только на земные средства. Для многих это становится причиной малодушия Малодушие — это немощь души человека, которому свойственно отсутствие твердости, решимости и последовательности в действиях, вплоть до трусости и предательства.

В духовной жизни под малодушием мы понимаем отсутствие решимости, уклонение следования заповедям Божиим.

Сила духа — сила высшей сферы человеческой души и именуется духом. Дух по своей природе всегда обращен к Богу, и он не может считаться сильным, если человеческое сердце не наполнено Божественной благодатью, если в глубине его еще не изжиты страстные влечения. Действие духа всегда руководится Промыслом Божиим и направлено только на добрые деяния, угодные Богу. Быть сильным духом вне истинной веры и Церкви невозможно. Апостолов нельзя считать малодушными людьми по природе своей и в сравнении с другими людьми. Однако, до сошествия Святого Духа их сила воли имела пределы человеческого естества. Благодать Божия впоследствии позволила им совершить то, что превышало естественные человеческие силы.

Сила воли — одна из врожденных, естественных сил человеческой души. Она может быть направлена как на добро, так и на зло.

Человек, сильный духом обладает и силой воли, так как дух, подкрепляемый Божественной благодатью, подчиняет себе все силы души, направляя их на служение Богу и ближним. Человек же, сильный волей, далеко не всегда обладает силой духа и не всегда оказывается способным проявлять сильную волю как положительное качество своей души.

Святитель Николай Сербский говорил: «Преступление — всегда слабость. Преступник — это трус, а не герой. Потому всегда считай, что творящий тебе зло слабее тебя. Ибо он злодей не по причине силы, а по причине слабости».

Вся воля человека как естественная сила души может быть направлена как на совершение добра, так и на совершение зла. Известный ответ Господа апостолу Павлу гласит: «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12: 9) Слово «немощь» понимается двояко. Внутренняя немощь человека проявляется в пленении его души различными страстями ( унынием, леностью, малодушием). Немощь внешняя проявляется в болезнях тела, скорбях и искушениях, приходящих извне, независимо от воли и желания самого человека.

Для обычного человека телесные недуги, внешние напасти и скорби являются следствием поражения его души греховными недугами, действие которых сказывается и на его физическом здоровье, и на обстоятельствах жизни. Избавиться от этих немощей можно через исцеление души от греха. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Если б решимость имели, то и жили бы так, как отцы, в древности просиявшие».

Святые отцы справедливо утверждали, что истинное смирение человека проявляется по отношению к тем, кто слабее его, а истинное мужество — по отношению к более сильным. О лжесмирении мы говорим в том случае, если внешне человек ведет себя смиренно, но внутреннее его состояние не соответствует внешнему, а зачастую оказывается прямо противоположным.

Лжесмирение имеет различные проявления, и все они так или иначе связаны с малодушием.

Православный человек должен иметь живую веру в Бога, непрестанно бороться со своими пороками и недостатками, стремиться предпочитать духовное душевному, вечное — временному, высокое — низкому. Он должен развивать в себе силу духа, которая питается и укрепляется благодатью Божией. Ещё апостол Павел учил: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь (творение); древнее прошло, теперь все новое». (2 Кор. 5:17).

C мирение не ставит нам преград для борьбы с явным злом. Если мы видим совершающуюся неправду, несправедливые злые дела, поступки того или иного человека или группы людей наносящих духовный и физический вред нашим ближним, если мы видим, что наша вера в Бога подвергается гонению, уничижается имя Божие, насаждается безбожие, то чувство нашего смирения пред Богом не может помешать нам выступить для борьбы со злом. И здесь чувство смирения и наша праведность не дадут нам внести в эту борьбу собственное зло и потерю образа Божия.

Есть люди для которых «уничижение паче гордости». («паче» — превыше). На словах самоунижение а на деле полная противоположность. Сказать такому правду — вызвать его неподдельное возмущение. Верно сказано»кто ненавидит бесчестие, ненавидит смирение»

Митрополит Антоний Сурожский писал: «Смирение — одна из самых мужественных евангельских добродетелей, мы же умудрились превратить его в жалкое свойство раба. Мало кто хотел бы быть смиренным, потому что смирение представляется людям отвержением человеческого достоинства… Истинное смирение рождается от видения Божией святости, мы же часто пытаемся заставить себя почувствовать смирение, искусственно умаляя себя… А если мы так поступаем, то достигаем не смирения, а унижения, которое не дает нам жить достойно Царства Божиего и нашего человеческого призвания… Таким образом, смирение вовсе не заключается в постоянном усилии принизить себя и отвергнуть человеческое достоинство, которым Бог наделил нас, которого Он требует от нас, потому что мы Ему дети, а не рабы

«Я царь, я раб, я червь, Я Бог». Так удачно сформулировал православное учение о человеке Г.Р. Державин… Как хорошо, что православие нам открыло, что человек — не только червь, но и дитя Божие, любимое дитя, призванное ко спасению!»

Господь Иисус, Сын Божиий указал : «…научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29).

А.Соколовский

Несколько слов о Принятии и Смирении

«…Господи, дай мне терпение принять то, что я не в силах изменить, дай мне силы изменить то, что возможно, и дай мне мудрость научиться отличать первое от второго…»

Я считаю, что лучше всего начать с отрывка из «Молитвы о душевном покое», который очень просто указывает нам на различие между двумя понятиями — Принятие и Смирение, — которое вы не найдёте ни в одном словаре. На первый взгляд, эти два слова могут показаться синонимами, но я поняла, что они совсем разные.

Жизнь научила меня тому, что принятие в большинстве случаев связано с прошлым, а смирение — с будущим. Первое заставляет нас иметь дело с чем-то необратимым. Неважно, как сильно мы желаем изменить что-то в прошлом, в действительности мы ничего не можем с этим поделать. На самом деле, единственное, что нам остаётся, — это изменить своё отношение к прошлому. Думая об этом, я вспоминаю слова Виктора Франкла: «Когда мы больше не в состоянии изменить ситуацию, от нас требуется изменить себя».

В свою очередь, Смирение — это отсутствие попыток менять что-то, отрицание самой возможности перемен, это бездействие даже тогда, когда мы можем изменить то, что нас не устраивает. Смирение включает в себя непротивление и покорность. Это значит мы перестаём бороться за лучшее будущее и решаем принять образ жизни и мысли большинства. Принятие же требует усилий — чтобы ослабить чувство вины и избавить себя от угрызений совести и боли.

Совершенно очевидно, что принять не значит забыть. Иногда это очень болезненный процесс, так как он требует способности прощать, в особенности самого себя, что для многих является тяжелейшим испытанием.

Я думаю, что смерть принять тяжелее всего. Когда мы теряем дорогого нам человека, мы сталкиваемся с чувствами лишения, тоски и сожаления. В такие моменты слова «никогда больше» становятся горькой правдой, с которой мы должны встретиться лицом к лицу. Всё, что у нас остаётся, — это воспоминания.

Ещё одно испытание, в особенности для меня, — это принять тот факт, что мы не контролируем мир вокруг себя. Мне приходилось очень много раз разочаровываться, пока я не поняла, что не всё будет так, как я это себе представляю. Я потратила много времени и энергии, пытаясь контролировать неконтролируемое, просто потому, что не могла принять неопределённую и непредсказуемую природу жизни.

Убедить себя в том, что нас всё устраивает в нашей жизни, то есть смириться, — гораздо проще, чем принять. Мы хотим верить в те фальшивые оправдания, которые сами для себя создаём, когда мы живем не так, как всегда мечтали. Нам нравится жить иллюзиями о том, что мы неспособны что-либо изменить. Вы только подумайте о том, как много людей недовольны своей карьерой, как много людей используют свой возраст в качестве отговорки, чтобы только не начинать сначала. Сколько лет потрачено на неудачные отношения по «вине» детей. Некоторые мечтают жить на берегу моря, вдали от суеты мегаполиса, но остаются в городе, так как «они здесь работают».

Для того, чтобы что-то изменить, нужно убрать созданные нами барьеры. Не путайте Принятие и Смирением. Мы, сами того не желая, тратим много времени на то, что мы не в силах изменить. Но мы легко можем отказаться от этого.

Представьте, что жизнь — это море. И необходимо смириться с тем, что его невозможно контролировать, с тем, что невозможно вернуться назад и изменить течение волны, которая уже прошла мимо нас, и с тем, что, когда мы теряем что-то в море, оно уходит навсегда. Но это не значит, что мы должны отпустить штурвал собственного корабля. Мы не должны бесцельно дрейфовать по этому морю только потому, что оно неконтролируемо. Жить, чтобы просто дрейфовать, — это путь смирения. Это значит бросить своё предназначение. А наша цель — найти свою собственную судьбу.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *